Болонский процесс и образовательные инновации
перешли в процедурные. С этой точки зрения мы отменили пятибалльную (а точнее, трехбалльную) систему, которая, как нам представлялось, не была инструментом точного измерения уровня и качества знаний и умений. Работаем со стобалльной (текущая успеваемость) и десятибалльной (промежуточная, рубежная) системами.
Нам пришлось разрабатывать новый подход к формированию учебного плана. Уже есть опыт создания базового, рабочего и индивидуального планов. Это становится актуальным особенно сейчас, когда уже появился опыт «нелинейной» организации учебного процесса. Не менее важным становится и разработка модульного подхода в разработке учебных планов.
Как известно, решить проблему можно только тогда, когда поймешь, что проблема есть. Проводимый эксперимент обозначил не только проблемы, но и позволил наметить возможные подходы в их решении.
Необходимо изменение:
• кадровой политики — увеличение ассистентов, сокращение совместителей;
• принципов расчета нагрузки кафедры и каждого преподавателя — отказаться от почасового расчета нагрузки;
• структуры управления учебным процессом и факультетом;
• нормативно-организационной базы;
• финансовой поддержки факультета;
• материально-технической базы.
При этом надо иметь в виду, что рынок труда и рынок образования в России не согласуются. Рынок труда выдвигает жесткие требования к специалисту: гибкость, мобильность и современность. Работода-
тель сам формирует ту модель специалиста, которая полностью бы отвечала требованиям производства. Участие в Болонском процессе не позволит преодолеть возникающий разрыв между требованиями к специалисту и реальными возможностями вузов. Это требует развития дополнительных профессиональных программ как университетского, так и неуниверситетского сектора. И эту задачу может решить университетское сообщество. Стало вдруг понятно, что ни один вуз не может «научить человека на всю жизнь» в рамках основной образовательной программы. Но решение задач сближения и взаимодоверия в сфере образования требует особой осторожности и разумного компромисса. Необходимо найти эффективные формы сотрудничества не только в области подготовки кадров высшей квалификации, но и в области формирования внутренней культуры качества, что подразумевает не только мониторинг образовательных программ, но и оценивание работы каждого вуза посредством открытых критериев.
Итак, мы в начале пути, временные границы которого обозначены. Осталось четыре года для того, чтобы не просто сформулировать, а показать результаты своей работы. Эффективность и результативность работы зависит от совместных действий российских вузов. Сегодня каждый вуз может показать лучшие свои стороны, но в сравнении, сопоставлении и совместимости своих образовательных программ может и не выдержать конкуренцию. Не надо «консервировать» отставание. Еще есть время для совместных действий, но уже нет времени для сохранения того, что уже нельзя сохранить.
Р. У. Богданова,
директор научно-практического центра развития воспитательной деятельности СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Организация студенческого самоуправления в вузе в современных условиях — одна из проблем, которая ждет своего решения. Совершенно очевидно, что сегодня новая социокультурная действительность обусловливает неправомерность механистической реанимации системы такого самоуправления советского периода. Продуктивное развитие студенческого самоуправления требует использования инновационных подходов. В РГПУ им. А. И. Герцена активно осуществляется их поиск.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Осмысление проблемы самоуправления невозможно без уточнения с позиций теории социального познания таких понятий, как «руководство», «управление», «самоуправление».
Совместная деятельность людей в режиме руководства предполагает взаимодействие руководителя и исполнителя (исполнителей). Руководитель задает исполнителю цель, объект, предмет деятельности,
определяет средства и способы ее осуществления, отслеживает ее ход и оценивает результат. Исполнитель воплощает в жизнь волю руководителя, оставаясь безынициативной стороной взаимодействия.
В режиме управления взаимодействуют управленец (менеджер), задающий цель, объект, предмет деятельности, и практики. Каждый из них владеет определенными средствами и способами осуществления деятельности. Совместными действиями они приближают достижение желаемого результата, который они совместно и рефлексируют.
Самоуправление — один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. В режиме самоуправления взаимодействует общность (коллектив) людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о средствах и способах ее реализации. В процессе их совместной деятельности возникают особого рода отношения,
которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия (события) в пространстве деятельности и общения. Со временем подобные отношения становятся непосредственной основой дальнейшего развития, совершенствования деятельности. Более того, как показывают исследования, развивает их как самобытные личности, творческие индивидуальности.
ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА САМОУПРАВЛЕНИЕ
Самоуправление традиционно понимается не как самостоятельное взаимодействие студентов в общем коллективе, а как административно-командное руководство ими в пределах коллектива. В этом случае нарушается самостоятельность, творческая инициатива и активность студента. Это приводит к деформации социального и правового положения молодежи в обществе.
Традиционно самоуправление понимается не столько как функция коллектива, сколько как функция организации. Сам коллектив при этом отождествляется с организацией. Наличие большого числа организационных структур (партийных, профсоюзных, комсомольских, административных) превращало вуз в организацию с непомерным количеством органов, должностных лиц, облеченных властными полномочиями, наделенных особыми правами и привилегиями. В слове «самоуправление» главный упор делался на вторую его часть.
Нередко студенческое самоуправление по отношению к преподавателям играло служебную роль. Его задачей считалась помощь преподавателям в обучении и воспитании студентов. Это приводило к созданию студенческой элиты, а значит — к разрушению нормальных внутриколлективных и межличностных отношений. Даже организация сотрудничества понималась как руководство его участниками.
С другой стороны, руководители студенческого самоуправления нередко превращались в «козлов отпущения». На них взваливали ответственность за все проступки и недостатки студентов. Так, при педагогических «разборках» в сложных ситуациях, когда надо было кого-нибудь наказать, а кого — непонятно, под удар ставился тот же актив.
На современном этапе развития студенческого самоуправления выяснилось, что традиционные формы самоуправления не дают желаемого эффекта, так как не отвечают динамичным изменениям в молодежной студенческой среде.
ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОБЛЕМЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ
В связи с модернизацией образования в вузах в настоящее время имеет большое значение поиск эффективной и действенной системы воспитания, основанной на демократических методах и средствах управления, педагогике сотрудничества и студенческом самоуправлении. Особую актуальность приобретает поиск путей формирования личности будущего специалиста с помощью студенческого коллекти-
ва, процессы демократизации вузовской жизни и развития студенческого самоуправления.
Современный подход к проблеме студенческого самоуправления предполагает принятие педагогическим сообществом следующих его оснований.
1. Смысл студенческого самоуправления состоит не в том, чтобы студенты включались в существующие пирамиды руководства-исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания.
2. «Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. Где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (С. И. Гессен).
3. Студенческое самоуправление — не специальная деятельность студентов «по управлению» (отсюда распространившееся копирование дум, правительств и т. п.), а режим протекания совместной и самостоятельной жизнедеятельности студентов, который обеспечивает необходимую динамику демократических отношений в студенческой среде, задает реальные возможности гражданского и личностного самоопределения студентов.
4. Студенческое самоуправление вырастает вокруг подготовки и реализации конкретных коллективно-творческих дел, проектов, событий (на уровне студенческой группы, временной творческой группы, вуза).
5. Возникновение системы внутривузовского самоуправления — явление высокого уровня сложности, результат длительной работы преподавателей и студентов по определению элементов системы, связей между элементами, качеств системы как целого, ее взаимодействия со средой. Невозможно «строить» систему студенческого самоуправления формально; ее можно лишь «выращивать» в процессе деятельности.
6. Для организации самоуправления в студенческих группах важным является знание личности студентов, их интересов, потребностей, мотивов поведения. Такой подход будет способствовать активизации инициативы и самостоятельности студентов в вузе. Только в данном случае каждый студент сможет проявить активность и проверить свои способности в различных видах деятельности.
7. Студенческое самоуправление на современном этапе своего развития ломает отживающие стереотипы в отношении преподавателей к воспитательной работе, предъявляет к ним новые требования. Преподаватель в условиях новой практики организации студенческого самоуправления должен быть умным и чутким советчиком, собеседником, помощником, старшим другом — наставником, передающим студентам свой жизненный опыт. Развитие студенческого самоуправления предполагает решительный отказ от мелочной опеки, предоставление реальных прав студенческим коллективам. Важный и тонкий вопрос — предоставление самостоятельности студентам в процессе самоуправленческой деятельности. Самостоятельность, как и свобода, не есть простое предоставление студентов самим себе. Произвол опасен.
Самостоятельность в мыслях, делах и поступках — сложное умение человека, характеризующее уровень его развития. То же относится к группе, коллективу. Самостоятельность надо формировать в процессе воспитания и самовоспитания студентов. Это удобно делать, включаясь в систему самоуправления.
8. Эффективное современное самоуправление должно предполагать развитие инициативы, активности как студентов, так и преподавателей при определенном разграничении их обязанностей и ответственности.
9. В ситуациях самоуправления студентов педагоги не могут регламентировать межличностные, межвозрастные, внутри- и межгрупповые отношения. Однако диагностировать их состояние, проблемати-зировать деятельность, в которой складываются эти отношения, оказывать помощь и поддержку тем студентам, кто нуждается в укреплении собственной самоуправленческой позиции, — профессиональная обязанность педагога как воспитателя.
10. Определяющей частью понятия «самоуправление» следует считать «само». Можно выделить два уровня самоуправления: личностный и общественный.
Личностный уровень самоуправления — это управление собой, своим развитием, характером, своей личной жизнью.
Общественный уровень самоуправления — самоуправленческая деятельность на общее благо. Именно деятельность первична, а структуры, органы — вторичны. Они создаются по необходимости, и вовсе не обязательно иметь столько органов, сколько видов деятельности. Вообще не стоит увлекаться структурированием самоуправленческих процессов.
Но совсем без органов тоже нельзя, как нельзя обойтись и без общественных поручений — индивидуальных, групповых, коллективных. Иначе деятельность будет носить хаотичный, непредсказуемый характер. Здесь важен стиль отношений. Ведь поручение — это выражение общественного доверия, часто оно связано именно с проявлением самостоятельности, умением взять на себя ответственность за последствия поступка, действия, дела.
11. В вузе должна быть создана обстановка, при которой каждый студент ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие студента в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
12. Самоуправление развивается только тогда, когда студенты оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы.
13. Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности студентов. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. В то же время, как показывает изучение этого явления, развитие самоуправления в одном
виде деятельности оказывает существенное влияние на этот процесс в других видах деятельности.
14. Выделяются наиболее важные направления студенческого самоуправления: решение учебных задач, создание здоровых межличностных отношений, улучшение условий учебы и быта, совершенствование расписания и учебного плана, организация досуга.
ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависит от тех задач, которые определяет студенческий коллектив. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятель-ностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь студентов каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы — образуется новый орган самоуправления. Подход, при котором сейчас рисуется сложная структура самоуправления, а затем придумывается, чем занять каждый ее орган, — чистой воды формализм.
Можно выделить несколько видов органов самоуправления.
1. Представительские органы. Они составлены из доверенных лиц первичных коллективов. Эти лица, как правило, представляют и выражают общественное мнение, совокупную точку зрения своих сокурсников на существенные события студенческой жизни.
2. Совещательные органы, всевозможные советы, где главное — обсуждение проблем и совместный поиск их решений. Входящие в них студенты реально влияют на содержание и характер жизнедеятельности студенческой группы, вуза. Чем больше таких студентов, тем лучше. Вот почему полезно устраивать открытые заседания таких органов с приглашением к разговору всех желающих. Подобные советы представляют своеобразную студенческую экспертизу педагогических замыслов и в значительной степени корректируют их.
3. Деятельностные, профильные органы самоуправления. Они, как правило, представляют группу добровольцев, объединенных общим интересом и общей инициативой. Они берут на себя какую-то конкретную проблему, имеющую общее значение, и сами обеспечивают ее реализацию.
Как бы ни были разнообразны самоуправленческие структуры, важно, чтобы перед ними не ставили фискальных задач и не наделяли их властными полномочиями.
Органы самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными.
Наряду с постоянными органами самоуправления, в студенческих коллективах создаются различные временные органы самоуправления, роль которых усиливается с развитием самостоятельности и инициативы обучающихся. Целесообразно при создании
временных органов самоуправления помнить следующее:
• создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;
• решение о создании этих органов принимается только ученическим коллективом, общественными организациями или их органами самоуправления;
• в составе временных органов самоуправления могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;
• органы самоуправления независимо от срока, на который они созданы, должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленных задач;
• осуществив решение организаторской задачи, они прекращают свое существование.
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из существенных факторов развития студенческого самоуправления является подготовка студентов к организаторской деятельности. В этой подготовке можно выделить три главных структурных компонента.
Первый компонент — информационный. Студентам в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач. Освоение студентами организаторских функций может осуществляться как в процессе изучения факультативного курса «Организаторская работа», так и на основе межпредметных связей в процессе преподавания других предметов, а также во внеучебное время.
Второй компонент — операционный. Он включает в себя формирование у студентов организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. Это осуществляется во время различных занятий, знакомящих студентов с методами решения организаторских проблем.
Третьим компонентом — практическим — является управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция управленческих действий.
Участие студентов в различных формах и видах самоуправления дает им возможность сопоставить теорию с практикой, приобрести социальный опыт, сформировать потребность руководствоваться интересами общества и способность к реализации этих потребностей в трудовой, общественно-политической деятельности, в процессе общения.
Опираясь на изложенные подходы к созданию студенческого самоуправления, на конкурс «Модели организации студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования» РГПУ им. А. И. Герцена представил инновационную модель студенческого самоуправления — «самоуправление в
студенческом сообществе». Почему именно такую модель?
Сообщество — это инструмент соприкосновения личностей студента, аспиранта, преподавателя. Опыт жизни в таком сообществе позволяет развиваться каждому его участнику.
«Самоуправление в студенческом сообществе» — модель многовариантная и нуждается в умелой педагогической поддержке со стороны преподавателей и студентов-старшекурсников.
Университет создает условия для развития самоуправляющихся сообществ, считая их важной школой гражданского, профессионального и личностного становления студентов.
Для этого в университете организуется круглогодичный конкурс студенческих социально-значимых проектов «Моя инициатива в образовании». Он является одним из основных средств реализации студенческого самоуправления.
Цель проекта: развитие созидательной активности студентов, стимулирование их инициативы в решении социально-значимых проблем в сфере образования, создание условий для профессиональной творческой самореализации студентов.
Основная деятельность студенческих сообществ — реализация разнообразных проектов, целевых программ работы студенческих сообществ, направленных на решение конкретной, значимой для студентов личной и общественной проблемы (группы проблем) в контексте освоения ими основной или дополнительной образовательной программы.
В процессе разработки и реализации проектов создаются самоуправляющиеся студенческие сообщества: научные, общественные, творческие, клубные, профсоюзные.
По охвату участников это сообщества нескольких видов: групповые, курсовые, факультетские, межфакультетские, университетские и т. д. Численность инициативной группы, вокруг которой создается сообщество и которое выполняет функцию органа студенческого самоуправления, от 5 до 9 человек. Само сообщество по численности может быть разным, все зависит от целей, содержания и форм осуществляемой деятельности.
Структура таких сообществ двухуровневая. Первый уровень — инициативная группа, совет дела. Второй уровень — участники проекта, программы (см. рис.).
Это самое оптимальное условие для самоуправления. Введение большего числа уровней управления приводит к снижению интереса участников сообщества к решению поставленной проблемы, к формализации деятельности, что чаще всего приводит к тому, что сообщество перестает существовать.
Функция инициативной группы как органа самоуправления — организовать и провести выбранное дело по решению личностно значимой проблемы на основе коллективной творческой деятельности.
Порядок и механизм создания самоуправляющегося студенческого сообщества.
1. Осознание конкретной проблемы (группы проблем). Студент, который «увидел» проблему, существующую в жизни факультета, университета, города, страны, и изъявил желание попытаться решить ее доступными для него средствами. Для этого он ищет единомышленников среди однокурсников, преподавателей, которые бы совместно разработали проект, направленный на ее решение.
2. Формирование инициативной группы и разработка проекта. На этом этапе происходит формирование инициативной группы, совета дела. Вместе собираются те студенты и преподаватели, которые хотят решить поставленную проблему. Формирование инициативной группы может происходить и на собрании группы, курса, представителей факультета, на общеуниверситетской конференции. Инициативная группа разрабатывает проект: формулирует цели и задачи своей деятельности и определяет временные рамки и состав своего сообщества (кого будет привлекать к своей деятельности и кто будет ее участником). А также решает, в какой форме будет реализована их деятельность.
3. Реализация разработанного проекта или целевой программы. На этом этапе осуществляется практическая деятельность всех членов самоуправляющегося сообщества. Ее содержание и формы определяются решаемой студентами проблемой.
4. Реализация проекта, целевой программы, подведение итогов и рефлексия участников. Это итог работы инициативной группы и всех, кого она привлекла к осуществлению проекта.
Критериями результативности и эффективности предлагаемой модели самоуправления в студенческом сообществе являются: решение выбранной студентами проблемы, опыт организаторской деятельности, который приобретен студентами, становление профессиональной компетентности студентов, умение ответственно действовать по собственной инициативе.
Как проверить это? Одним из вариантов, реализуемых в университете, является организация работы дисконт-центра САС («Социальной активности студентов»). Каждый студент имеет дисконт-карту, на которую начисляются герц-баллы за разработку и реализацию проектов в конкурсе «Моя инициатива в образовании». В условиях реализации вузами Болон-ской конвенции это может быть одной из форм учета кредита общественной работы.
Одним из существенных факторов развития студенческого самоуправления выступает подготовка студентов к организаторской деятельности (проект «Школа молодого лидера»).
В Герценовском университете убеждены, что в педагогическом вузе следует реализовывать принцип «Организатором может быть каждый», а не только явные лидеры. И в этом огромную помощь оказывают самоуправляющиеся сообщества студентов и педагогов нашего университета.
Инновационный поиск организации современных форм студенческого самоуправления, обеспечивающих развитие созидательной инициативы студентов и вовлечение их в решение значимых для них проблем в пространстве университета, города, страны, продолжается. И это не случайно. Ведь это одна из задач Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.
Е. В. Пискунова,
доцент кафедры педагогики
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Современный университет, отвечая вызовам времени, должен оперативно реагировать на новые процессы, характерные для современной социокультурной ситуации, и прежде всего на изменения, характерные для той профессиональной деятельно-
сти, к которой готовит университет. В этой связи небесполезно вспомнить слова Чарльза Дарвина: «Выживает не самый сильный, не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения».