ББК 74.58 УДК 378
РОЛЬ САМОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАТОРСКИХ УМЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
М.В. Батенова ЧГИ
В статье обосновывается актуальность развития системы студенческого самоуправления в условиях модернизации современного российского образования; рассматриваются подходы к определению понятий «организаторские умения», «самоуправление»; современное состояние проблемы и тенденции развития.
Проблема воспитания и развития личности студента на современном этапе актуальна как никогда, ведь студенты - наиболее активная, восприимчивая к воздействию и ориентируемая на перспективу часть молодежи. Если семья и школа закладывают основы личностного своеобразия молодого человека и формируют стереотипы его поведения в будущем, то окончательное становление личности происходит в студенческие годы. Поэтому можно без преувеличения сказать, что будущее государства, его кадровый потенциал формируется сейчас в вузах. С одной стороны, мы имеем в виду положение студентов в системе образования, их запросы и требования на фоне глобализации в условиях открытости и усиления конкуренции на мировом рынке. С другой - рассматриваем внутреннюю сторону формирования личности, способной успешно действовать в современных условиях, т.е. не только адекватно отвечать на вызов времени, но и, порой, опережать требования, которые предъявляют молодому специалисту. Вот почему мы считаем важным воспитывать в личности будущего специалиста такие качества, как самостоятельность мыслей и чувств, свободолюбие, предприимчивость и организованность. По нашему мнению, эти качества и будут составлять необходимую энергетическую базу для проявления творческого, активного подхода к любой деятельности. А от уровня развития организаторских способностей зависит успешность работы, легкость установления социальных контактов, а также функция эмоционального заряжения, возбуждения интереса, побуждения
к совместной деятельности. Исследования показывают, что в студенческой среде растет понимание собственной роли и значимости в делах общества [7, 12]. Но, вместе с тем, молодые люди зачастую не имеют четкого представления о том, где и как они смогут применить свои навыки и знания. Мы считаем, что в этих условиях государству крайне важно создать необходимые правовые, экономические и организационные условия для самореализации студенческой молодежи.
Следует заметить, что современные воспитательные концепции отличает стремление опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют идеи гуманизации, а именно: осуществления воспитания в контексте культуры; создания открытых воспитательных систем; поддержки и развития индивидуальности; альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания [6].
Кроме того, в наши дни гуманизация и демократизация в законе «Об образовании» заявлены как основные принципы реформы системы образования, а само образование рассматривается как средство безопасности, комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвитие личности [1].
Наличие четкого представления о сущности и содержании системообразующих принципов современного образования требует обращения к принципам гуманистической педагогики и определения данного понятия. В общем смысле гуманизм (от лат. Иитс/пт - че-
ловечный) определяется «Энциклопедическим словарем» как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая приоритет ценности человека как личности, обеспечение его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношения между людьми. Он выступает как мировоззрение, основными принципами которого является любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей [8]. В самом общем виде смысл слова «гуманизм» означает ориентацию на самого человека, его нужды и потребности. Так, например, Дж. Браун, К. Роджерс главной целью воспитания в русле гуманистической педагогики рассматривают самоактуализацию личности, а задачей выдвигают помощь учащимся в осознании особенностей собственной личности, своего отношения к миру
[4]. Б.М. Неменский рассматривает сущность гуманизации образования на двух уровнях: на уровне общения человека с человеком в реальности школы и на уровне освоения эмоционально-ценностного опыта понимания человека, передаваемого через учебные предметы [7]. Смысл гуманизации он связывает с овладением подрастающим поколением опытом человечности, развитием чувств понимания и переживания жизни.
На основании этого можно предположить, что гуманистическая парадигма воспитания предполагает слияние эмоциональных и познавательных аспектов обучения, приоритет создания условий расцвета индивидуальных начал в личности, ее творческого саморазвития, права на собственное мнение, самоутверждения на основе самостоятельности поступков и выбора жизненных ценностей и идеалов. Следует отметить, что данные идеи активно разрабатываются современными отечественными и зарубежными дидактами, что находит свое отражение не только в практике, но и в нормативных документальных источниках. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» помимо содержания образования, определяются механизмы саморазвития личности, способствующие формированию и развитию творческих способностей школьника. В центре внимания находится ученик как субъект обучения, постигающий знания, овладевающий необходимыми умениями и на-
выками деятельности в проблемных ситуациях. Основываясь на сформулированных в данной концепции задачах, можно констатировать, что идеи гуманистической педагогики, а именно «формирование духовности, культуры, инициативы и самостоятельности», являются актуальными и рассматриваются как основные при определении содержания образования в настоящее время. Отсюда - ключевая роль развития коммуникативных и организаторских способностей в профессиональной деятельности.
Согласно логике нашего исследования, именно включенность в самоуправленческую деятельность и является той благоприятной гуманистической средой, в условиях которой и возможно развитие свободной, конкурентоспособной, социально активной личности, обладающей организаторскими умениями. В ходе нашего теоретического изучения проблемы исследования выявлены основные достоинства системы самоуправления в вузе. В частности, изучено развитие организаторских умений студентов при их активном включении в эту систему.
Обратимся к этимологии понятия «организаторские умения». Прилагательное «организаторский» происходит от глагола «организовывать», означающего «основывать, учреждать, подготовлять, объединять для какой-либо цели, упорядочивать» и существительного «организатор - тот, кто организует что-либо». Понятие «умение» рассматривается С.И. Ожеговым в «Толковом словаре русского языка» как «навык в каком-либо деле, опыт»
[5]. В психологическом словаре термин «умение» означает способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия [3].
Изучив и обобщив различные трактовки данных понятий, в контексте нашего исследования мы пришли к следующей трактовке термина «организаторские умения». На наш взгляд, «организаторские умения» - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. В определении сущности развития организаторских умений студентов, нам представляется очень важным сделать акцент на предоставлении им реальных полномочий соучастия вместе с педагогами в жизни вуза во всех его сферах. В связи с этим, студенче-
ское самоуправление нами рассматривается как способ организации целенаправленной жизни студентов, заключающийся в поддержке, стимулировании, приобщении их к деятельности соуправления, что и приводит к развитию активной, заинтересованной позиции учащихся по отношению ко всем сторонам жизнедеятельности своего учебного заведения.
На протяжении многих лет проблема развития организаторских умений привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания -философии, педагогики, психологии. Данная проблема актуализировалась на различных этапах развития общества, как в науке, так и в практике. Вопросы формирования организаторских умений в ряду других ценных качеств личности ставились с первых лет существования Советской власти. Так, например, в работах В.И. Ленина, трудах классиков советской педагогики П.П. Блонского, Н.К. Крупской, A.C. Макаренко, С.Т. Шацкого признается значение организационных навыков как необходимой черты строителя нового общества [2]. Но наибольшую разработку понятие «организаторские умения» получило в трудах Л.И. Уманского. Изучая способности к организаторской деятельности, он пришел к выводу, что можно выделить 18 типичных качеств, свойств личности, которые присущи способным организаторам: способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их; практически-психологический ум; способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать; критичность; психологический такт; общий уровень развития; инициативность; требовательность к другим людям; склонность к организаторской деятельности; практичность; самостоятельность; наблюдательность; самообладание, выдержка; общительность; настойчивость; личная активность; работоспособность; организованность [10, 11]. Автор считает, что для осуществления организаторской деятельности необходимо единство этих качеств.
А.И. Щербаков к организаторским умениям как общепедагогическим относит мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные. Эти умения связаны с привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности; формированием потребности в знаниях и вооружением учащихся навыками учебной работы и
научной организации учебного труда; актуализацией знаний и жизненного опыта воспитанников с целью формирования у них творческого отношения к окружающему миру; созданием специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных поступков; разумным использованием методов стимулирования, созданием атмосферы совместного переживания и т.п. Информационные умения обычно связывают только с непосредственным изложением учебной информации, в то время как они имеют место и в способах ее получения. Это умения и навыки работы с печатными и компьютерными источниками, умения дидактически ее преобразовывать, т.е. интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания. В процессе непосредственного общения с учащимися информационные умения проявляются в способности ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст; логически правильно строить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение; органично сочетать использование индуктивного и дедуктивного путей изложения материала; формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно; применять технические средства, электронно-вычислительную технику и средства наглядности; выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков; оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материала с использованием разнообразных методов; перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала.
Развивающие умения предполагают определение «зоны ближайшего развития» отдельных учащихся и класса в целом; создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (от частного к общему, вида к роду, посылки к следствию, конкретного к абстрактному) и функциональных (причины-следствия, цели-средства, качества-количества, действия-результата) отношений; формулирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных знаний, сравнений, самостоятельных умозаключений; создание условий для развития индивидуальных
особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.
Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, их отношения к труду, явлениям природы и общества, идеалов и других мотивов поведения; привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности. Так, например, организаторские умения учителя-воспитателя неразрывно связаны с коммуникативными, от которых зависит установление педагогически целесообразных взаимоотношении педагога с учащимся, педагогами-коллегами, родителями. Одна из особенностей деятельности педагога в том и состоит, что решение педагогических задач происходит на фоне непрерывно осуществляющегося педагогического общения. Такое общение есть система приемов социально-психологи-ческого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Причем педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им [4].
Многочисленные исследования организаторских умений отечественными психологами и педагогами позволяют сделать вывод, что для достижения результата, а именно, развития организаторских умений в рамках самоуправления в любую воспитательную систему должна быть включена систематическая работа со студентами. Достижения обозначенной цели возможны только через привлечение молодежи к самостоятельному решению возникающих проблем, т.е. через создание органов студенческого самоуправления. В органах студенческого самоуправления складываются традиции работы со студентами младших курсов, воспитываются лидеры и активисты, создается реальная система помощи и сотрудничества с преподавателями в рамках образо-вательно-воспитательного процесса.
Кроме того, интеграция образовательного процесса и общественной деятельности, включая самоуправленческую, оказывает огромное влияние на познавательное и эмоциональное развитие студентов. Так например,
исследования Роджера Гарольда показали, что многие специфические умения, в том числе и организаторского плана, могут быть развиты через участие в студенческих организациях и общественной деятельности. Многие ценности соответствуют самой сути деятельности этих организаций [9]. Мы поддерживаем мнение Гарольда о том, что эти способности будут востребованы позднее в профессиональной работе. Гарольд выделяет в качестве организаторских такие способности, как способность межперсонального взаимодействия, способность планирования программ, принятия решений, разрешения проблем, конфликтов, постановки целей, делегирования полномочий, привлечения к сотрудничеству.
Изучив различные подходы к проблеме развития организаторских умений, мы отметили наиболее значимые моменты, которые в контексте данной проблемы приобретают основополагающее значение.
1. Создание максимально благоприятных психологических условий для обучения и всестороннего развития каждой личности.
2. Содействие формированию студенческого коллектива и положительного микроклимата в академических группах.
3. Содействие развитию и совершенствованию организаторских способностей студентов через систему самоуправления.
4. Развитие познавательной мотивации, творческих способностей и навыков студенческой молодежи через привлечение их к организации досуга и общественно-значимых культурно-массовых мероприятий.
5. Приобщение к истории и общественной жизни страны, города, формирование активной гражданской позиции студентов.
6. Помощь в социализации студенческой молодежи.
В связи с вышеизложенным, можно констатировать, что для развития организаторских навыков студентов большую роль играет система самоуправления в вузе, поскольку студенческое самоуправление не самоцель, а средство осуществления задач по подготовке молодых специалистов с функциональным образованием. Это метод, который воспитывает самостоятельность и активность студентов. При этом студенческое самоуправление представляет собой внутренне мотивированное и творческое решение самими студентами проблем управления учебным и внеучебным процессом в образовательном учреждении, что и приводит к развитию организаторских
умений. Решение вышеперечисленных проблем особенно актуально, так как в последнее время наблюдается актуализация роли следующих факторов в студенческой среде:
- стремление студентов к объединению;
- организационные и кадровые проблемы деятельности студенческих объединений;
- несовершенство системы студенческого самоуправления в образовательных учреждениях;
- значительное усиление социальной активности студенчества и отсутствие системы, направляющей эту активность.
Теоретическое осмысление проблемы подтвердило нашу мысль о том, что само-управленческая деятельность студентов обладает соответствующим педагогическим ресурсом и огромным спектром возможностей, реализация которых будет способствовать воспитанию перспективного специалиста, отличного организатора и профессионала своего дела, способного к смелым самостоятельным инновационным решениям.
Есть основания полагать, что актуальность привлечения студентов к соуправленче-ской деятельности будет возрастать в связи с большой потребностью в подготовке такого специалиста, который способен активно добиваться переустройства высшей школы в соответствии с требованиями жизни.
Литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: ТЦСфера, 2005 — 64 с.
2. Константинов, НА. История педагогики/ НА. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982. -447 с.
3. Лунев, Ю.А. Центру подготовки молодежных лидеров - 30 лет / Ю.А. Лунев, Т.А. Кошкина // Психологический журнал. — 1991.-№6.-С. 179.
4. Нечаев, М. П. Теория и практика управления воспитанием / М.П. Нечаев. - М.: АПК и ППРО, 2005. - 123 с.
5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.
- М.: Российский фонд культуры, 1996. -928 с.
6. Поляков, С.Д. Технологии воспитания: учеб.-метод, пособие / С.Д. Поляков. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -144 с.
7. Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов. Тезисы докладов участников Всероссийской конференции / отв. ред. Г. Г. Николаев. - Екатеринбург, 2005. - 298 с.
8. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1987. -1597 с.
9. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. -160 с.
10. Уманский, Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива. Коллектив и личность / Л.И. Уманский; под ред. К.К. Платонова. -М.: Просвещение, 1975. - 155 с.
11. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980. -217 с.
12. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / НЕ. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 256 с.