Научная статья на тему 'Сценарии взаимодействия участников дидактической системы дистанционного обучения'

Сценарии взаимодействия участников дидактической системы дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарии взаимодействия участников дидактической системы дистанционного обучения»

высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (квалификация (степень) бакалавр).

Список литературы

1. Агеева О.И., Лелюхина А.М., Максудова Л.Г. Основы земельного и городского кадастра. - М.: Моск. гос. ун-т геодезии и картографии, 2003.

2. Волков С.Н. Землеустройство. Системы автоматизированного проектирования в землеустройстве. - М.: Колос, 2002.

3. Гузенко Л.С. Организация расчетов специализированных землеустроительных задач в МБ Есхе1. - Волгоград, 2015.

4. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности - М.: АСАйЕМА, 2004.

5. Ушкуронец Л.М., Киселева А.О. Проект внутрихозяйственного землеустройства: метод. пособие. - Новосибирск: СГГА, 2011.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (квалификация (степень) бакалавр). - ЫКЬ: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm634-1.pdf (дата обращения: 17.11.15).

И. Н. Пальчикова

Сценарии взаимодействия участников дидактической системы дистанционного обучения

Благодаря современным средствам связи и Интернет кардинально меняется доступность информации и знаний. Образовательные учреждения получили возможность значительно расширить круг своих услуг за счёт использования дистанционных образовательных технологий.

В настоящее время существует многообразие технологических решений, позволяющих организовать удаленный доступ к информации и знаниям. Наиболее целесообразной технологией считается технология организации учебного процесса в единой информационно-образовательной среде, созданной на основе сетевой системы дистанционного обучения, например, Blackboard. Такие системы позволяют обеспечить целостность учебного процесса, преемственность всех его этапов.

Переход к новым технологиям обучения требует нового подхода к организации содержания обучения, к способам передачи знаний, к взаимодействию и совместной работе, к организации учебного процесса в целом. Смена технологий, большой объём новых знаний не позволяют учителю быстро адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности.

Постараемся описать ряд сценариев, которые могут стать опорой учителю в организации успешного учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий.

На первом этапе знакомства с такими технологиями учитель может остановиться на простом сценарии использования возможностей информационно-образовательной среды.

Сценарий 1. Учебный материал информационно-образовательной среды используется как дополнительный источник знаний для организации повторения содержания пройденной темы.

Например, домашние задания по информатике (ресурс 50411: Информатика и ИКТ 10-11 класс; Содержание курса (10-11 классы) на Домашней странице) могут быть дополнены следующим образом:

Скачайте презентацию Техника безопасности (п. 1). Рассмотрите внимательно, как сидеть за компьютером (слайд 5). Изучите правила поведение и работы в кабинете информатики (слайды 6-16). Прочитайте параграф 2.1. Информация и информационные процессы: Информатика и информация, ответьте на вопросы в конце параграфа.

Информационно-образовательная среда позволяет организовать дополнительные занятия по тому или иному содержанию при слабой подготовке учащихся, при наличии у них пропусков занятий, при подготовке к контрольным мероприятиям, в частности при подготовке к ЕГЭ. Указанный сценарий работы учитель может использовать и в начале урока для повторения пройденного материала, например, перед проведением опроса в классе учащимся может быть отведено время для работы с параграфом ресурса.

Даже не имея опыта, учитель может легко организовать такую работу, для этого ему достаточно ознакомиться с учебными материалами ресурса. Такая работа требует владения элементом веб-ссылка, средством содержание учебника (учебный модуль) и инструментами навигации сетевой системы дистанционного обучения для перехода от одной страницы к другой.

Сценарий 2. Учебный материал информационно-образовательной среды используется как источник иллюстраций и демонстраций.

Успешная работа учителя требует постоянного привлечения внимания учащихся. Активность учащихся на уроке обеспечивают иллюстрации рассказа графическими, аудио- и видеоматериалами.

Пример. Работа в классе на уроке информатики (ресурс 50411: Информатика и ИКТ 10-11 класс; Содержание курса (10-11 классы) на Домашней странице): откройте параграф 2.3. Информация и информационные процессы: Структура информации. Рассмотрите образцы структур текстовой информации Оглавление, Словарь, Индекс. Ответьте на вопросы, с какой из перечисленных структур Вы встречаетесь чаще всего? Какую из структур Вы не встречали ни разу?

Рассмотрите иллюстрации простых структур данных, нарисуйте в тетради свои примеры простых структур: множество, список, стек, очередь, иерархия (дерево).

Такой сценарий позволяет сделать увлекательнее и интереснее как работу в классе, так самостоятельную работу учащихся.

При работе с учебными материалами информационно-образовательной среды учителю дополнительно потребуется освоить работу с элементами сетевой системы дистанционного обучения: аудио, изображение, видео и веб-ссылка.

Сценарий 3. Информационно-образовательная среда используется для проверки и контроля знаний.

Наиболее востребованным средством обеспечения активного участия в процессе обучения являются проверочные работы, домашние задания и прочие контролирующие мероприятия, которые позволяют оценить, насколько учащийся понял и усвоил изученный материал.

Пример 1. Тестирование учащихся в классе на уроке информатики (ресурс 50411: Информатика и ИКТ 10-11 класс; Контроль знаний на Домашней странице): откройте Тесты с аттестацией: мощность алфавита. Внимательно прочитайте инструкцию, определите время тестирования. Последовательно ответьте на 11 вопросов теста. По завершении тестирования проанализируйте затраченное время и сравните Ваши ответы с верными ответами.

Пример 2. Самостоятельное выполнение задания по информатике (ресурс 50411: Информатика и ИКТ 10-11 класс; Контроль знаний на Домашней странице): скачайте задание параграфа 5.3 Представление информации в компьютере: Кодирование звуковой информации. Внимательно прочитайте условие задачи. Заполните таблицу, сохраните её и отправьте преподавателю на проверку.

Благодаря таким сценариям работы учащиеся будут не пассивно просматривать учебные тексты, а активно вовлекаться в учебный процесс. Выполнение проверочных работ может осуществляться как на уроках, так и самостоятельно, в домашних условиях.

Организация такой работы учащихся требует от учителя знания содержания материалов для проверки и контроля знаний, а также владения средствами тестирования и проверки знаний. Чтобы контролировать результаты работы учеников, учитель должен уметь настраивать и заполнять Центр оценок.

В зависимости от подготовки учителя, от его уровня владения современными средствами оценивания он может пользоваться как готовой библиотекой заданий, так и формировать собственную библиотеку.

Сценарий 4. Информационно-образовательная среда используется для поддержки дополнительных занятий или самостоятельной работы.

В учебном процессе часто возникают такие проблемы, как организация индивидуальных занятий для отстающих учащихся, учащихся, часто пропускающих занятия по состоянию здоровья, из-за выездов на спортивные сборы и др. Предлагаемый сценарий работы позволяет компенсировать пропуски учащихся.

Учитель в таком процессе выступает тьютором, который формирует учебный маршрут ученика, а также анализирует, корректирует и направляет его работу.

Пример. Учащийся по болезни пропустил 1, 11-14 уроки по информатике на тему «Кодирование информации» (ресурс 50411: Информатика и ИКТ 10-11 класс; Содержание курса (10-11 классы) на Домашней странице). Учителем составлен график индивидуальной работы ученика.

Занятие 1. 3.1. Язык и алфавит. Обсуждение ответов на 11 и 15 вопросы параграфа.

Занятие 2. 3.5. Алфавитный подход к оценке количества информации.

Занятие 3. Работа с дополнительными материалами: презентация «Измерение информации». Обсуждение алгоритма и правил работы.

Занятие 4. Решение и обсуждение задач параграфа 2, 5, 10, 13, 14.

Занятие 5. Тестирование с аттестацией (Контроль знаний) «Мощность алфавита».

График работы, план каждого занятия и соответствующие задания должны отправляться учащемуся по почте. Например, для первого занятия можно предложить такую последовательность работы.

1. Прочитайте параграф 3.1. Язык и алфавит.

2. Выпишите в тетрадь определения понятий: «язык», «алфавит», «мощность алфавита», «слово», «формальные языки» и соответствующие примеры.

3. Выпишите в тетрадь таблицу сравнения естественных и формальных языков.

4. Запишите формулу для вычисления количества различных сообщений длиной N знаков.

5. Ответьте на контрольные вопросы, откройте Обсуждения Тема 3.1, запишите ответы на 11, 15 вопросы параграфа.

Самостоятельная работа учащихся строится на практической работе, например, после изучения материалов параграфа им предлагается составить конспект, выписать определения понятий и основные формулы, разобрать примеры, а также отправить ответы на ключевые вопросы.

Действенным способом вовлечения учащихся в учебный процесс считается постоянное взаимодействие с ними, необходимо активно отвечать на вопросы учащихся, анализировать и обсуждать их ответы и решения, предлагать им комментировать данные ответы.

Чтобы обеспечить активную работу учащихся, учитель должен уметь пользоваться средствами связи и совместной работы сетевой системы, например такими как Почта, Чат, Обсуждение и др.

Сценарий 5. Дистанционное обучение на основе информационно-образовательной среды.

Использование дистанционных образовательных технологий позволяет создать соответствующие условия для удовлетворения образовательных потребностей учащихся в случае отсутствия учителя-предметника, поддержки профильного обучения, работы в малокомплектной школе и др.

Данный сценарий является логическим продолжением четвертого сценария. Учитель, являясь тьютором учебного процесса, проектирует и реализует учебный маршрут ученика или группы учеников на четверть, полугодие или год.

Участники такого учебного процесса удалены друг от друга. Качество процесса обеспечивается частым общением участников и четким пониманием, что учитель ждет от учащихся в каждой заданной ситуации, и представлением о том, какое поведение в том или ином случае будет приемлемо, а какое нет.

Создать необходимые условия учителю помогает график работы, который оформляется в виде расписания для учащихся. В нем указываются не только цели обучения и требования к ожидаемым результатам, но и регламент и учебные материалы для работы.

Также условия обеспечиваются план-схемой каждого занятия. Такая схема должна содержать описание с иллюстрациями того, что учащиеся знали и что будут знать. Работа на занятии должна строиться на выполнении коротких заданий с обязательным обсуждением их решения. Такие задания могут быть основаны на работе с неполными схемами и конспектами. Учащиеся должны быть готовы к тому, что каждое занятие потребует от них отклика в виде решения задачи, участия в обсуждении проблемы, ответов на вопросы и др.

Использование дистанционного обучения позволяет расширить возможности и спектр услуг образовательного учреждения.

Чтобы управлять дистанционным учебным процессом, тьютор должен уметь пользоваться всеми средствами сетевой системы дистанционного обучения: навигации и управления содержанием обучения, оценивания знаний, связи и совместной работы, планирования учебного процесса (Расписание, Объявления, Задачи).

Такой сценарий предъявляет к учителю особые требования, он должен не только владеть перечисленными инструментами и средствами, но и уметь проектировать учебный процесс, выступать сценаристом, опирающимся на регламент, рефлексию и взаимодействие.

Сценарий 6. Дистанционные образовательные технологии в учебном процессе с использованием активных методов обучения.

Активные методы обучения - система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.

Такой процесс обучения строится на межпредметных связях и при-

V V ^ V V

кладной практической деятельности. Он требует активной совместной работы и постоянного взаимодействия учащихся.

Использование таких методов обучения способствует развитию аналитического и практического мышления, коммуникативности и коммуникабельности, приобретению социального опыта и самостоятельности.

Одним из способов организации активной работы учащихся является организация их совместной деятельности, работы в группах.

Пример. Решение практической задачи учащимися в группе.

Учащиеся разбиваются на группы по 3-5 чел. Каждой группе формулируется задание, например, разработайте модель хранения данных о маршрутах автобусов, которая позволит определить маршрут автобуса, количество остановок, время отправления, прибытия и возможной задержки, цены взрослого и детского билетов по каждому маршруту.

Для выполнения задания учащимся группы необходимо ответить на вопросы и решить локальные задачи:

■ дать развернутое определение понятию модель;

■ определить, что является объектом моделирования;

■определить вид модели;

■ выбрать способ описания модели;

■ определить исходные данные, существенные для решения данной задачи;

■ построить формальную модель, отражающую только существенные свойства оригинала;

■ проверить характеристики модели.

Учителем составляется график работы участников группы, определяются временные рамки решения локальных задач на каждом этапе выполнения задания, создаётся схема взаимодействия учащихся группы в процессе решения задачи.

При взаимообмене решениями задач учащиеся совместно работают над общим заданием, комментируя ответы. Данный вид работы относится к имитационной деятельности. Для организации такой совместной работы целесообразно использовать средство взаимодействия и обмена информацией сетевой системы дистанционного обучения - Блоги. Данное средство позволит систематизировать ответы каждого ученика группы, быстро найти решения, предложенные каждым из них, подвести итоги и оценить их работу.

Для координации работы учащихся создается блог учителя, в котором публикуются инструкции для работы, необходимые материалы и комментарии. Каждый учащийся группы создаёт запись блога, публикует решения и ответы на вопросы, комментирует предложенные ответы и решения участников группы. По окончании срока выполнения задания учителем в блоге оценивается работа каждого ученика в группе.

Таким образом, обучение осуществляется путём общения и совместной работы в группе, где ученики работают самостоятельно и каждый учит каждого.

Основными принципами осуществления приведённого сценария считаются:

•наличие чётких инструкций и обеспечение процесса обучения учебными материалами, которые легко может скачать любой ученик;

•описание результатов работы учащихся;

•регламентирование учебного процесса, определение временных интервалов для каждого этапа работы над заданиями;

•готовность учащихся к взаимодействию, обмену материалами, защищать результаты выполнения задания, проверять и комментировать работу друг друга.

Приведенный сценарий требует от тьютора большой отдачи и активной работы, он должен не только организовать работу групп учащихся, но и контролировать и направлять их работу, постоянно быть на связи, обсуждать, обобщать и оценивать полученные учащимися результаты.

Тьютор в таком учебном процессе выступает так же как и в предыдущем случае, в роли сценариста, он должен уметь проектировать учебный процесс, владеть современными образовательными технологиями, формировать библиотеку имитационных и творческих заданий, знать возможности, структуру средств совместной работы (Обсуждения, Чат, Вики-страницы, Блоги и др.) и уметь управлять ими.

В информационную эпоху изменяются подходы к информационному наполнению учебных программ, формам, методам и к построению сценариев процесса обучения. Все перечисленное определяет новые требования к преподаванию и преподавателям, которые должны быстро и адекватно откликаться на запросы времени.

Разные педагогические условия приводят к развитию различных сценариев учебного процесса. Описанные выше сценарии использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе не могут охватить весь и их спектр, но помогут сориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Использование предлагаемых схем обучения или их комбинаций позволит получить первый опыт работы в новых условиях и ускорить переход к активному использованию дистанционных образовательных технологий в учебном процессе.

Список литературы

1. Мердок М., Мюллер Т. Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса; пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 190 с.

2. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного обучения: специализированный учебный курс / С. А. Щенников, А. Г. Теслинов, А. Г. Чернявская и др. -М.: Дрофа, 2006. - 591 с.

3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. - 192 с.

4. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. спец. / под общей ред. В.С. Кукушкина. - Сер. Педагогическое образование. - М.: МарТ; Ростов н/Д.: МарТ, 2004. - 336 с.

Н. А. Симанова

Дистанционные технологии как способ формирования ключевых компетенций школьников

В конце прошлого века дистанционное образование начало активно осваивать мировое образовательное пространство. На конгрессе ЮНЕСКО в 1999 г. дистанционное образование было названо образованием XXI в., ибо его достоинства (доступность, открытость, непрерывность, экономичность, гибкость) создают благоприятные условия для обучения. Развитие дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ» [6].

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», где в ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» введено и четко определяется достаточно новое для России понятие «электронное обучение».

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Повышение результативности процессов учения происходит не в результате улучшения способов обучения, которыми пользуются учите-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.