О. И. Трубицина, М. С. Переверткина, Н. А. Шегай
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В настоящее время активно расширяются международные контакты во всех сферах жизни и деятельности человека и, следовательно, возрастает потребность в формировании поликультурной языковой личности, обладающей определенными лингвистическими знаниями, знаниями о современной картине мира, национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, специфике речевого и неречевого поведения, владеющего коммуникативными умениями, способностью осуществлять речевые поступки. Представляется возможным сформировать личность учащегося, обладающую всеми вышеперечисленными характеристиками, не только в процессе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе, но и посредством организации интеллектуальных соревнований для талантливой молодежи, целью которых является развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности, развитие у них творческих способностей, а также содействие в их профессиональной ориентации и выборе образовательного маршрута.
Таким образом, различные интеллектуальные соревнования призваны не только выявить одаренных детей посредством контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности, но и мотивировать учащихся к изучению иностранных языков и самостоятельной исследовательской работе в этой области, что отвечает положениям компетентностно-деятельностного подхода, актуального в образовании на сегодняшний день, и отвечает условиям изменившейся информацион-нои среды и ускоренными процессами обновления знании [5].
Следует отметить, что большинство современных творческих соревнований по иностранному языку учитывают основные критерии европейской системы оценивания уровня владения иностранным языком и предлагают задания, позволяющие контролировать уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетентности учащихся, под которой понимается способность и готовность учащихся осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах в типичных ситуациях и сферах общения [9].
В структуру коммуникативной компетентности входят языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции. Языковая компетенция предполагает владение языковыми единицами (лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, ситуациями и сферами общения, а также навыками оперирования этими единицами в коммуникативных целях. Уровень сформированно-сти данной компетенции позволяют оценить такие задания, как: а) Прочитайте текст и определите, какие из предложенных слов являются ключевыми для понимания содержания данного текста [8]; б) Прочитайте текст и исправьте лексико-грамматические ошибки, если они имеются [4]; в) Заполните пропуски в тексте, образовав верные формы от приведенных слов [4].
Речевая компетенция, которая определяется, как способность понимать при чтении и аудировании (слушании) аутентичные тексты, порождать связные высказывания в устной и письменной форме, планировать свое речевое и неречевое поведение; спо-
собность использовать иностранный язык как средство формирования целостной картины мира [9], может быть проверена следующими заданиями:
• Аудирование: Вы услышите рассказ о физике. Определите, являются ли утверждения № 1-10 верными или неверными [4].
• Чтение: Прочитайте текст и определите, в каком из абзацев содержится указанная информация [7].
• Аудирование и чтение (интегрированное задание): Прочитайте текст о ДДТ — пестициде, активно использовавшемся после Второй мировой войны, и его влиянии на окружающую среду, а затем прослушайте часть лекции на аналогичную тему. Вы заметите, что некоторые идеи текста и лекции схожи, а другие положения различны. Ответьте на вопросы, определите, содержится ли идея в тексте и лекции / только тексте / только лекции / не содержится ни в тексте, ни в лекции [4].
• Говорение: Примите участие в «ток-шоу» и выступите со своей презентацией [7].
• Письменная речь: а) Сочините, озаглавьте и напишите свой рассказ по картинке [4]; б) Придумайте и напишите историю, используя в ней перечисленные предложения [7]; в) Министерство культуры в десятый раз планирует организовать конкурс любителей чтения. Повсюду во Франции будут проходить конференции и встречи, посвященные чтению. Вы с одноклассниками и учителем приняли решение также участвовать в этом проекте. Обратитесь к организаторам с письмом для получения более подробной информации [8].
Социокультурная компетенция, предполагающая знание социокультурной специфики (традиций, обычаев, этикета, истории, культуры и т. д.) стран(ы) изучаемого языка, умение сравнивать культуру родной страны и стран(ы) изучаемого языка, а также способность строить свое речевое и неречевое поведение адекватно выделенной специфики, эффективно проверяются такими заданиями, как: а) Прочитайте текст о британских писателях XIX в. и соотнесите информацию в тексте с именами авторов и названиями их произведений [4]; Прочитайте микроконтекст из истории и географии Испании и продолжите утверждения, выбрав один из предложенных вариантов ответа [8].
В процессе обучения иностранным языкам должна быть сформирована компенсаторная компетенция, под которой понимается способность индивида выходить из затруднительных коммуникативных ситуаций вследствие дефицита языковых или речевых средств посредством применения компенсаторных стратегий и умений [13]. Изучение и использование синонимов, дефиниций, и толкований способствует развитию таких базовых умений компенсаторной компетенции как умения прибегать к перефразированию, использовать синонимы, сформированность которых также проверяется в заданиях интеллектуальных соревнований: а) Выберите из предложенных вариантов синоним к данным в задании словам и словосочетаниям [3]; б) Подберите фразовые глаголы [6], синонимичные выделенным словам и словосочетаниям [3].
Кроме того, необходимо сформировать и учебно-познавательную компетенцию, то есть способность развивать свою мыслительную деятельность путем сравнения, сопоставления, анализа и обобщения информации в соответствии с определенной учебной задачей, пользоваться справочными материалами [2].
Анализ заданий и результатов интеллектуальных соревнований по иностранным языкам позволяет сделать вывод о необходимости интенсифицировать подготовку талантливой молодежи к такого рода испытаниям.
Интенсификация обучения предполагает достижение эффективности за минимально возможное учебное время при минимальных затратах усилий учащегося и учителя [1].
Под интенсификацией подготовки талантливой молодежи к интеллектуальным соревнованиям по иностранным языкам мы понимаем организованный, управляемый и контролируемый процесс, направленный на повышение скорости и эффективности (достижение высоких показателей) формирования иноязычной коммуникативной компетентности за счет использования цифровых технологий, позволяющих мобилизовать и более продуктивно использовать потенциальные возможности обучающихся, увеличить темп выполнения заданий до оптимально возможного, концентрировать языковой и речевой материал, работать самостоятельно, рационально организовывать коммуникативную и познавательную деятельность. Общей целью интенсификации подготовки обучающихся к творческим соревнованиям по иностранным языкам является обеспечение / повышение планируемой результативности за определенный период времени.
Рассмотрим возможности современных цифровых технологий, позволяющих одновременно интенсифицировать процесс овладения иностранным языком и подготовку к интеллектуальным соревнованиям.
Современные обучающиеся относятся к поколению детей «технического прогресса», которые не представляют почти никакую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без применения информационных технологий. Обучение с применением современных технических средств обучения идет в ногу со временем и является приоритетным направлением, интенсифицирующим процесс обучения в современных учебных заведениях.
Современными средствами информационных технологий (ИТ) являются компьютеры, цифровые планшеты и другие устройства, возможности которых определяются установленным в них программным обеспечением. В связи с этим видится оправданным использование термина «цифровые информационные технологии» или «цифровые технологии» вместо термина «информационные технологии». Между тем эти понятия по-прежнему остаются взаимозаменяемыми.
Программное обеспечение, являющееся частью ИТ, можно разделить на системные и прикладные программы. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы (Windows, Linux, Macintosh и другие), обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий — технологий работы с текстами (например, Microsoft Word, Pages), графикой (например, Microsoft Picture Manager, Adobe Photoshop), табличными данными (например, Microsoft Excel, Numbers) и т. д. Представляется эффективным использовать различные прикладные программы в учебных целях для организации самостоятельной работы обучающихся и подготовки их к выполнению форматных заданий различных интеллектуальных соревнований. Например, в программе Hot Potatoes учитель может разработать следующие задания: а) Разгадайте кроссворд и используйте полученные ответы в письме своему другу; б) Самостоятельно выполните задание на соотнесение слов и их значений.
Применительно к использованию информационных технологий в образовании нередко используют термин «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ).
С появлением глобальной сети Интернет ИКТ приобрели широкую популярность, в том числе в образовательном процессе. Благодаря применению сетевых технологий, являющихся неотъемлемой частью ИКТ, образование приобрело новое качество, сделало новый виток в развитии.
Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов и т. д.). В самом популярном ресурсе Интернет — всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов. Возможности сети Интернет представляется важным использовать при развитии всех компонентов коммуникативной компетентности обучающихся, а также в процессе их подготовки к различным соревнованиям по иностранному языку: Прочитайте информацию о Британском музее и составьте краткий обзор заинтересовавших вас фактов. Сравните Британский музей и Эрмитаж (задание выполняется с использованием интернет-энциклопедии Wikipedia).
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки, рассылки, группы новостей, чаты. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере (например, Skype).
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ — интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио- и видеоконференции.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебной и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование учебно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий в реальном режиме времени.
Применение цифровых технологий позволяет во многом интенсифицировать процесс подготовки к интеллектуальным соревнованиям, в кратчайшие сроки и максимально эффективно добиться поставленной цели.
С недавних пор в практику обучения иностранным языкам стали внедряться цифровые лингвистические классы или цифровые мультимедийные классы (digital multimedia classroom), которые сочетают в себе все возможности современных технологий. Цифровой лингвистический класс представляет собой лингафонный кабинет на базе передовых компьютерных технологий, а также компьютерный класс, в который интегрированы современные мультимедийные технологии. В распоряжении преподавателя и обучающихся находятся стационарные, либо портативные компьютеры со встроенными в каждый из них камерой и микрофоном, медиа-плееры, iPod для самостоятельной работы учеников, акустическая система, мультимедийный проектор с экраном, а также выход в локальную беспроводную сеть. Компьютеры, объединенные в беспроводную сеть, позволяют учителю и учащимся моментально обмениваться файлами и транслировать друг другу содержимое своих экранов, объединяться в группы для проведения локальных аудио- или видеоконфе-
ренций или передавать цифровые материалы на любой источник вывода: принтер, звуковые колонки, экран.
Современные цифровые лингафонные кабинеты позволяют преподавателю одновременно наблюдать и контролировать всех учеников. Они открывают широкие возможности для их использования в образовательном процессе, в частности: прослушивание речи обучающегося во время его участия в аудиоконференции и проведение занятий с целью формирования аудитивных навыков и умений, совместная работа с обучающимся, в том числе при проведении аудиоконференций, трансляция новых материалов в виде презентации, сопровождаемой голосовыми комментариями, на экране каждого ученика, оперативная раздача ученикам заданий в виде готовых файлов, контроль за выполнением несколькими учениками индивидуальных заданий непосредственно со своего рабочего места, возможность временно заблокировать экран ученика, транслировать ему изображение, дистанционно управлять содержимым его рабочего стола и т. д.
В некоторых цифровых лингвистических классах оборудование позволяет обучающимся создавать и озвучивать собственные учебные фильмы и презентации, выполнять домашние задания. Интегрированные в систему компьютеров программные средства монтажа, аранжировки, наложения титров и озвучивания позволяют легко монтировать материалы и выполнять такие задания, аналогичные которым представлены в различных интеллектуальных конкурсах и соревнованиях по иностранным языкам: Прочитайте текст, а затем озвучьте документальный фильм о землях Германии.
Наличие мультимедийных плееров iPod (цифровой аудиоплейер) с возможностью просмотра фото и видео позволяет перенести часть индивидуальной работы по овладению иностранным языком за рамки аудиторных занятий. Подключение микрофонов к некоторым из моделей портативных компьютеров позволяет превратить их в диктофон и дает возможность обучающимся записывать иноязычную речь, в том числе при выполнении домашнего задания.
На базе портативных компьютеров, цифровых плееров iPod и другого портативного оборудования создаются передвижные цифровые лингвистические классы, которые можно установить в любой аудитории за несколько минут.
Включение в образовательный процесс глобальной сети Интернет создало необходимость использования гипертекста как способа интенсификации обучения иностранным языкам [11].
Рассмотрим пути интенсификации подготовки талантливой молодежи к интеллектуальным соревнованиям по иностранным языкам с использованием цифрового лингвистического класса.
Повышение информативной емкости содержания обучения. Ученые подсчитали, что за последние пятьдесят лет количество информации в мире увеличилось вдвое больше, чем за последнюю тысячу лет и продолжает расти. В таких условиях процесс обучения в целом столкнулся с проблемой повышения информативной емкости содержания образования, поскольку количество учебных часов не изменяется, а количество новой информации с каждым днем увеличивается большими темпами. Включение в учебный процесс компьютерных классов, обеспечивающих выход в глобальную сеть Интернет, предполагает неограниченное использование электронных ресурсов. В частности, речь идет о работе с гипертекстами, которые обеспечивают использование в учебных целях неограниченного объема информации. Важно
отметить, что работа с гипертекстами (учитывая их специфику) предполагает четкую координацию действий учащихся со стороны преподавателя [11]. В качестве примера, иллюстрирующего работу с гипертекстами, можно привести следующее задание: Войдите в поисковую систему Google и в строке поиска введите: «Sightseeing in London forum (Достопримечательности Лондона форум)»; прочитайте отзывы людей, посетивших Лондон, и составьте выборку 10 лучших мест Лондона. Данное задание значительно экономит время на уроке, а также не ограничивает учащихся информацией, заранее подготовленной учителем, что позволяет повысить информативную емкость содержания обучения в целом и по данной теме в частности.
Применение индивидуального подхода в обучении является неотъемлемым фактором работы в цифровом лингвистическом классе. Упражнения и аутентичный материал подбираются и разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а также с учетом уровня владения иностранным языком. Развивать отдельные компоненты коммуникативной компетентности можно в цифровом лингафонном кабинете на основе упражнений и заданий, разработанных специально для выполнения конкретными обучающимися. Например, учитель просит отдельных учащихся прослушать в своей кабинке подготовленный для них аудиофайл с целью развития способности воспринимать иноязычную речь на слух.
Ускорение темпа выполнения учебных действий способствует овладению умениями иноязычного общения в кратчайший срок. За единицу времени необходимо осуществить большое количество учебных действий, что эффективно осуществляется в цифровом лингвистическом классе. Работая в цифровом лингафонном кабинете, обучающиеся могут обсуждать темы в небольших группах одновременно с другими группами, а не по очереди. Во-первых, учащиеся могут слышать только членов своей группы и не мешают остальным, во-вторых, учитель может подключаться к разным группам и контролировать их речевые действия [12]. В качестве примера можно привести следующее упражнение: Прослушайте каждый свой аудиофайл об одной достопримечательности Лондона, затем в группах (обычно из 3-4-х человек) представьте /расскажите друг другу об этой достопримечательности.
Несколько слов о развитии общеучебных умений. Интенсификация процесса подготовки будет более успешна, если организовать его таким образом, чтобы в нем просматривалась цикличность, повторяемость действий по определенной схеме, заданному алгоритму. В таких условиях у обучающихся формируются общеучебные умения, что способствует ускорению темпа обучения и усвоения материала. Этот фактор необходимо учитывать при проектировании процесса обучения с использованием цифровых технологий. Особенно важно развить умения самостоятельной работы учащихся на уроке в цифровом лингвистическом классе по разработанному преподавателем алгоритму. Например, работая в компьютерном классе, учащиеся подключаются к странице в Интернете, где размещены цель и задачи урока, а также дан пошаговый алгоритм действий для решения этих задач, включающий в себя перечисление электронных ресурсов в сети, которыми могут пользоваться учащиеся. Наиболее актуальными виртуальными образовательными платформами на сегодняшний день считается, например, Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Данная виртуальная среда является удобной площадкой не только для дистанционного обучения и создания курсов, а также для интенсифицированного обучения в цифровых лингвистических классах.
Одной из задач интенсификации процесса подготовки обучающихся к участию в интеллектуальных соревнованиях по ИЯ является разработка эффективных приемов овладения языковым / речевым материалом [12]. Вариативность всевозможных приемов интенсифицированного обучения велика, однако в условиях цифрового лингвистического класса, предоставляющего возможность эффективно управлять качеством преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык» и автоматизировать управление качеством образования в целом [10], не каждый преподаватель может разработать эффективные способы и приемы обучения. В первую очередь это связано с отсутствием опыта работы в современных цифровых лингвистических классах. Для решения поставленной задачи преподаватель должен, во-первых, хорошо ориентироваться в работе с новейшими информационными технологиями, во-вторых, должен уметь их использовать в учебном процессе.
К числу вышеперечисленных путей интенсификации видится целесообразным отнести увеличение внеаудиторной самостоятельной работы учащихся. Так как количество академических часов, предусмотренных программой по иностранному языку не всегда достаточно для интенсифицированного обучения, необходимо сделать акцент на внеаудиторной самостоятельной работе учащихся по заданному алгоритму действий. Внеаудиторная самостоятельная работа должна основываться на работе вне цифрового лингвистического класса, однако, с использованием компьютера и сети Интернет. Среди источников, способствующих формированию коммуникативной компетентности, которые предлагает всемирная сеть, можно выделить следующие:
• образовательные сайты;
• иноязычные радиостанции и он-лайн телевидение;
• подкасты;
• клубы и языковые сообщества;
• фильмы, мультфильмы на иностранном языке;
• аудиокниги на иностранном языке;
• виртуальные музеи и многие другие.
Внеаудиторная самостоятельная работа на основе вышеперечисленных интернет-ресурсов может быть продемонстрирована следующим заданием: Просмотрите виртуальную экскурсию на сайте Смитсоновского университета (Ъйр:// anthropology.si.edu/exhibits.htm) и подготовьте презентацию о заинтересовавших вас экспонатах.
Следует отметить, что все пути интенсификации подготовки обучающихся к участию в интеллектуальных соревнованиях по иностранным языкам с применением цифровых технологий обеспечивают не только эффективное достижение предметных, ме-тапредметных и личностных результатов, но и содержат значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых, в частности таких мотивов, как:
- мотив достижения — стремление к достижению успехов и высоких результатов;
- мотив самоутверждения — стремление утвердить себя, получить одобрение других людей;
- мотив идентификации — стремление быть похожим на другого человека, в том числе и на представителей другой культуры; задания интеллектуальных соревнований по иностранным языкам проверяют наличие у участников мотива идентификации и умения ассоциировать себя с представителями иноязычной культуры и действовать в соответствии с традициями страны изучаемого языка;
- мотив аффилиации — стремление к общению, в том числе другими участниками соревнований по иностранным языкам, представителями других культур; задания, представленные в конкурсах и соревнованиях, подразумевают участие двух соревнующихся в выполнении, например, части «Говорение» [8];
- мотив саморазвития — стремление к самоусовершенствованию; задания, представленные в соревнованиях стимулируют обучающихся к самосовершенствованию в коммуникативной и познавательной деятельности;
- просоциальный мотив — связан с осознанием общественного значения собственной деятельности; участвуя в интеллектуальных конкурсах и соревнованиях на иностранном языке обучающиеся служат положительным примером, образцом для своих одноклассников, что, несомненно, является социально значимым.
Таким образом, развитие цифровых технологий создает необходимость модернизации и интенсификации подготовки талантливой молодежи к интеллектуальным соревнованиям по иностранным языкам за счет использования цифрового лингвистического класса, в котором интегрированы все современные информационные и сетевые технологии, адаптированные для образовательных целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: ИКАР, 2009.
2. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
3. Ипокрена: Альманах / Под ред. М. Башмакова, М. Ларионова, Л. Соколовой. — СПб.: ИПО РАО, 2009.
4. Курасовская Ю. Б., Городецкая Л. А., Зеленская Л. Л. Всероссийская олимпиада. Английский язык. — М.: Университетская книга, 2013.
5. Педагогические кадры: новый образ, новое образование / В. П. Соломин, С. А. Гончаров // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. 2013. № 2. С. 3-11.
6. Переверткина М. С. Проблема отбора английских фразовых глаголов в учебных целях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Т. 1. Филология. — СПб., 2011. С. 225-228.
7. Саможенов С. Н., Матвеева И. В. VII Всероссийская олимпиада школьников по немецкому языку 12-15 апреля 2010 г. // Вестник НГЛУ им. Н. А. Добролюбова. Вып. 10. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2010.
8. Сборник материалов Герценовской олимпиады школьников по иностранным языкам 2010 г. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.
9. Трубицина О. И. Формирование коммуникативной компетентности учащихся общеобразовательной школы на уроках иностранного языка // Формирование коммуникативной компетентности школьников: Коллективная монография / Под общ. ред. Н. Д. Андреевой. — СПб.: Свое издательство, 2013. С. 13-21.
10. Управление качеством образовательного процесса: Монография / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 358 с.
11. Шегай Н. А., Трубицина О. И. Учет особенностей мануала как гипертекста при обучении студен-
тов технических специальностей письменному монологическому высказыванию // Научное мнение. — СПб., 2012. № 3. С. 84-88.
12. Шегай Н. А., Трубицина О. И. Система упражнений, направленная на интенсификацию процесса
обучения монологическому высказыванию на английском языке с использованием цифрового лингвистического класса // Научное мнение. — СПб., 2013. № 3. С. 156-160.
13. Языкова Н. В., Коренева М. Р. Методика формирования компенсаторных умении говорения в
общеобразовательнои школе // Иностранные языки в школе. Вып. 9. — М., 2013.