ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 53 (072.3)
И.В. Яковлева
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ СЕТЕВЫХ СОЦИАЛЬНЫХСЕРВИСОВ
Рассматривается проблема применения сетевых социальных сервисов в обучении физике. Определены функции сетевых сервисов, дана их краткая характеристика. Разработана модель образовательного процесса по физике с применением сетевых социальных сервисов. Выделены основные положения методики обучения с применением сетевых социальных сервисов. Предложен перечень основных видов учебных заданий по физике с использованием сетевых сервисов. Приведены примеры учебных заданий по отдельным видам сервисов. Представлены результаты работы учащихся на примере ряда тем курса физики 8-го класса. Обсуждаются результаты опытно-поисковой работы по внедрению в учебный процесс по физике сетевых социальных сервисов в качестве источников учебной информации и инструментов учебно-познавательной деятельности учащихся.
Ключевые слова: сетевые социальные сервисы, применение сетевых сервисов в обучении, модель образовательного процесса, виды учебно-познавательной деятельности.
Современный школьник - это человек, имеющий в своем учебном арсенале не только ручку как инструмент фиксации знаний, но и мобильные устройства, не только учебник в качестве источника информации, но и всевозможные сетевые ресурсы. В школе чаще встретишь на перемене учащегося с планшетом в руках, чем с тетрадью. Участие в той или иной социальной сети для ребенка становится общественно значимым.
Сервисы хранения документов различных мультимедиаформатов, сервисы общения, социальные сети и сервисы обмена знаниями во всем своем многообразии представляют группу сетевых сервисов, относящихся к социальным. Сетевые социальные сервисы (ССС) представляют собой платформы, поддерживающие групповые взаимодействия пользователей, и являются современным средством обучения. Все больше учителей начинают применять ССС в качестве инструмента организации учебно-познавательной работы школьников. В наших работах ранее было рассмотрено содержание понятия «сетевые социальные сервисы», указаны основные виды сервисов; представлена система их образовательных функций. Мы выделяем три основные группы ССС: социальные, акцио-
92
© Яковлева И.В. • 2014
функции, информационные функции [5]. Их структура раскрыта на схеме, представленной ниже (рис. 1).
Рис. 1. Система образовательных функций сетевых социальных сервисов:
............... - составляющие оценочной функции,
----- составляющие функции обмена информации
В составе социальных функций ССС выделено такое их назначение, как обеспечение социального взаимодействия (общения) субъектов. Комплексный подход к толкованию сущности социального взаимодействия (общения) (см. концепцию А.В. Петровского [1]) позволяет утверждать, что содержание социальной функции ССС должно охватывать все составляющие общения. В связи с этим имеет смысл говорить о разновидностях социальной функции ССС: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (взаимодействие) и перцептивной (понимание и оценка). Благодаря социальному взаимодействию (общению), организованному в Глобальной сети, реализуется еще одна функция ССС - функция социальной адаптации субъекта и его последующей интеграции в социум.
Структурный и функциональный анализ любой деятельности индивида, в том числе и образовательной, определяет ее мотивационную, ориентировочную, исполнительную и контрольную составляющие [6, с. 46]. Соответственно, с точки зрения психологической структуры деятельности можно выделить акциофункции объектов психической активности, в том числе таких объектов, как ССС: мотивационную, ориентировоч-
ную, инструментальную и контрольно-оценочную. Отметим, что ранее указанный комплекс функций в таком составе исследователями не выделялся.
Сетевые социальные сервисы (их контент и инструментарий) отражают социальный опыт человека, зафиксированный в Глобальной сети. Основное назначение деятельности пользователя в Сети, в том числе с применением ССС, - это информационное взаимодействие. Результатом информационного взаимодействия является создание, хранение и накопление, преобразование содержания и формы информации, а также обмен информацией. Эти составляющие и раскрывают суть информационной функции ССС с гносеологической точки зрения. В настоящее время помимо содержательного наполнения ССС важна проблема формирования ценностного отношения учащихся к информации (аксиологическая функция ССС). Как известно, аксиологическая составляющая общения реализуется самим человеком в рамках межличностного взаимодействия. Однако следует отметить, что современный Интернет развивается по технологии семантического веба (смысловой анализ информации) [5]. Тем не менее действия оценки, организации выбора, определения ценности информации трудно формализовать.
Анализ педагогической метамодели образовательного процесса [3] позволил построить обобщенную модель учебного процесса по физике с применением социальных сетевых сервисов (рис. 2). В составе модели выделены семь компонентов. К ним относятся: источники учебной информации и содержание обучения, размещенное в них; виды учебно-познавательной деятельности учащихся с применением ССС; методы обучения с применением сетевых сервисов; средства обучения; организация обучения (формы и технологии); результаты обучения учащегося; профессиональная компетенция учителя.
В статье [4] представлено описание двух компонентов модели обучения: место сетевых социальных сервисов в системе источников учебной информации и виды учебно-познавательной деятельности школьников, реализуемые с применением ССС. Применение сетевых сервисов в качестве источников учебной информации и инструментов учебно-познавательной деятельности школьников позволяет сформулировать перечень целей использования ССС в учебном процессе.
При выполнении различных видов учебной работы сетевые сервисы могут использоваться со следующими целями:
• поиска информации с помощью разнообразных инструментов (по сформулированному условию, по тегу, с использованием «облака тегов» и т.п.);
• обращения к хранилищам научной и научно-технической информации (данных научных экспериментов, результатов теоретических и прикладных исследований) и ее последующего изучения;
• обращения к хранилищам учебной и научно-популярной информации, представленной в сервисах, в том числе размещенной учителем, и последующей работы учащихся с компонентами виртуальной среды сервиса (учебными текстами, анимацией, моделями, видео- и аудиороликами и т.п.);
• изучения опыта работы других людей, включая участников образовательного процесса (учащихся, учителей) (обращение к персональным сайтам различных субъектов виртуального пространства: ученых, специалистов, представителей различных профессий и др.);
• хранения информационных материалов различных медиаформатов;
• классификации и систематизации информации посредством тегирования;
Рис. 2. Модель образовательного процесса по физике с применением сетевых
социальных сервисов
• составления аннотации, рецензии, комментария к размещенным в Сети материалам; создания авторских материалов различных медиаформатов с применением инструментария сетевых сервисов;
• размещения результатов собственной (авторской) деятельности в виде ресурсов различных медиаформатов, в том числе в форме сообщений, рефератов и докладов, моделей, фотографий натурных моделей, видео- и аудиороликов и пр.;
• редактирования авторских материалов;
• апробации авторских информационных материалов посредством их обсуждения с использованием сервисов общения (чаты, форумы, блоги);
• создания совместных документов с другими участниками учебного процесса (опорный конспект, презентация, статья и пр.);
• редактирования документов, предназначенных для совместного использования на сервисах совместных документов, сервисах обмена знаниями с использованием инструментария этих сервисов или программ, установленных на ПК пользователя;
• социального взаимодействия (с учителем, учащимися, учеными, специалистами);
• самоконтроля (обращение к хранилищам информации с целью оценки результатов собственной работы, анализ хода работы на основе предложенной инструкции, алгоритма или эталона деятельности);
• внешнего контроля:
- со стороны учителя (создание учащимся условий для внешнего контроля: формирование тегов, написание аннотации, обеспечение доступа к размещенным документам; проверка учителем материалов учащегося: по наличию размещенных материалов, по качеству материалов, по количеству и качеству размещенных комментариев и дополнений к материалам, созданных другими участниками образовательного процесса);
- со стороны сетевого сообщества (посредством выставления рейтинга, написания отзывов и комментариев; аналитической оценки результатов работы сетевым сообществом).
Модель позволяет увидеть, как трансформируются составляющие учебного процесса при использовании сервисов в качестве источников информации и инструментов познавательной деятельности учащихся. Очевидно, что происходит расширение состава средств учения и преподавания, изменяются способы организации обучения, появляются новые составляющие в результатах обучения школьников и профессиональной квалификации педагога.
Анализ содержания обобщенной модели образовательного процесса и системы функций сетевых социальных сервисов позволяет сформулировать систему ключевых положений методики обучения с применением ССС и разработать в соответствии с данными положениями технологию, раскрывающую ключевые аспекты профессиональной деятельности учителя и познавательной работы школьников.
К основным положениям методики обучения относятся:
1. Применение сетевых социальных сервисов при изучении физики как технология развития социальной активности обучаемых.
2. Комплексный подход к реализации функций ССС.
3. Разнообразие применяемых в учебном процессе по физике сетевых социальных сервисов.
4. Уровневый подход к применению сетевых сервисов в обучении физике.
5. Вариативность целей и логики применения ССС в обучении, форм организации и практик применения сетевых социальных сервисов в учебном процессе по физике.
6. Разработка и внедрение в учебный процесс системы дидактической поддержки применения учащимися ССС при изучении физики.
Подробнее содержание данных положений раскрыто в нашей работе [7]. В настоящей статье рассмотрим подробнее содержание одного из положений методики обучения, а именно разработку и внедрение в учебный процесс системы дидактической поддержки применения учащимися ССС при изучении физики. Следует обеспечить два направления дидактической поддержки применения ССС в учебной деятельности:
1) поддержка технологии работы с сервисами (инструментальный аспект дидактической поддержки);
2) поддержка собственно предметной деятельности учащихся по физике с применением ССС (познавательный аспект дидактической поддержки).
Оба направления дидактической поддержки носят уровневый характер. Это обусловлено уровнями развития самостоятельности учащихся. Выделяют три уровня познавательной самостоятельности: репродуктивный, частично-поисковый и творческий. При организации репродуктивной деятельности дидактическая поддержка осуществляется в форме предъявления инструкций по выполнению учебных операций при работе с конкретным сервисов. В случае частично-поисковой работы с применением ССС поддержка реализуется в ходе проблемной беседы или в виде оказания инструктивной помощи учащимся на отдельных этапах работы. При организации творческой деятельности учащиеся пользуются обобщенными планами работы в сетевыми социальными сервисами, допускается консультационная помощь в случае затруднений.
Как показывает практика, возможны три варианта применения ССС на учебных занятиях (аудиторный, дистанционный и смешанный). Каждый из вариантов проведения учебных занятий имеет свои особенности, связанные:
• с выбором способа постановки учебных задач занятия;
• методикой и технологиями проведения учебных занятий;
• временем, отводимым на выполнение учебных заданий;
• организацией подведения итогов.
Для аудиторного занятия характерны: 1) постановка учителем на уроке учебных задач занятия; 2) непосредственный текущий контроль их выполнения; 3) обсуждение результатов выполнения заданий и итоговый контроль учителем выполненной работы; 4) порционный (малый) объем учебных заданий в связи с необходимостью их выполнения в течение одного занятия в учебном классе.
Специфика дистанционного занятия заключается: 1) в размещении учебных заданий в сетевых сервисах; 2) преобладании самоконтроля учащихся при выполнении зада-
ний; возможности дистанционных консультаций с учителем; 3) обсуждении результатов работы над заданиями в вербальном виде (комментирование, аннотирование, рейтинго-вание); итоговом контроле учителем выполненной работы; 4) увеличенном объеме заданий (выполнение до получаса).
Особенности совмещения аудиторного и дистанционного решения учебных задач:
1) формулировка заданий как в устном, так и печатном (размещенном в сервисах) видах;
2) разнообразные формы контроля процесса выполнения заданий (непосредственный контроль учителя и его дистанционные формы); 3) разнообразные формы обсуждения результатов выполнения (устные и письменные); 4) разнообразные объемы и временные промежутки выполнения учебных заданий; 5) возможность продолжения выполнения учебных заданий в домашних условиях (дистанционно).
Обучение для каждого из вариантов осуществляется в два этапа (подготовительный, основной). Рассмотрим кратко методику работы учителя на каждом из этих этапов.
С о д е р ж а н и е п о д г о т о в и т е л ь н о г о э т а п а:
1. Анализ тематического плана обучения по предмету, выбор темы и формы занятия. Выбор практики проведения данного занятия с применением ССС.
2. Уточнение видов учебно-познавательной деятельности учащихся с применением ССС в рамках данного занятия. Выбор ССС и определение целей их применения в избранных видах деятельности.
3. Уточнение особенностей применения ССС в рамках избранной формы учебного занятия.
4. Формулировка учебных задач/заданий с применением ССС.
5. Определение формы учебной деятельности учащихся.
6. Уточнение уровней самостоятельности учащихся в решении учебных задач и выбор способов дидактической поддержки учебной деятельности школьников.
7. Разработка дидактических материалов (полиграфических, электронных).
8. Уточнение состава материально-технического обеспечения учебного занятия.
9. Разработка УМК занятия.
С од ер жан ие осно в ного э тап а:
1. Вступительное слово учителя:
• постановка учебных задач занятия, в том числе с применением ССС;
• характеристика избранных сервисов и обсуждение роли ССС в решении поставленных учебных задач.
2. Предъявление дидактических материалов, обеспечивающих необходимый уровень самостоятельности учебной работы школьников.
3. Организация решения учебных задач с применением ССС.
4. Подведение итогов.
Остановимся подробнее на формулировке учебных заданий для учащихся, выполняемых с применением сетевых сервисов.
Формулировка познавательных (учебных) задач для работы школьников с ССС обеспечивает достижение цели применения отдельного сервиса и цели учебного занятия в целом. При этом следует оценивать доступность задач для школьников по сложности выполнения и оптимальность по временным затратам на процесс их решения. Требуется выбор рациональной последовательности решения учебных задач.
В рамках конкретного учебного занятия может быть выстроена система учебных задач с применением ССС для освоения предметного содержания. Данная система должна обеспечивать:
• усвоение учащимися содержания учебной темы курса физики;
• использование оптимального набора сервисов;
• формирование умения применения сервисов в разных видах деятельности и на различных ее этапах;
• разнообразные формы представления результатов выполнения учебных заданий (формы отчетов), в том числе с применением ССС;
• реализацию комплекса функций ССС (или их наиболее оптимальную комбинацию).
Выделим основные виды учебных заданий, выполнение которых целесообразно осуществлять с применением ССС:
• работа с текстом (ответы на вопросы по тексту; поиск информационных материалов; создание новых и редактированные имеющихся информационных материалов; составление опорного конспекта и др.);
• практическая работа с объектами «второй природы» (поиск информации о техническом объекте, создание прототипа устройства, размещение в сети видеоролика процесса и результата работы);
• познавательное общение (анализ и комментирование работ одноклассников, составление вопросов для обсуждения результатов работы, взаимоконтроль и оценка, рецензия и др.);
• мини-проекты учебного назначения (индивидуальные, совместные);
• учебное исследование (индивидуальные, совместные).
Рассмотрим примеры учебных заданий отдельных видов.
Пример 1. Минипроекты. Тема «Тепловые явления» (курс физики, 8-й класс).
Задание. Окружающий нас мир удивителен. Нередко мы сталкиваемся с явлениями, суть которых нам не всегда ясна. Например:
1. Почему снежинки имеют форму шестиугольника или шестиугольной звездочки с одинаковыми концами?
2. Почему при наземных ядерных и других мощных взрывах образуются грибовидные облака?
3. Как происходит согревание нашей планеты?
4. Может ли человек жить без конвекции?
5. Почему парят птицы?
6. Какие проблемы человек решает, открывая форточку?
7. Почему животные в холодную погоду сворачиваются в «клубок»?
8. Как определить объём воды который испаряется с поверхности открытого водоёма под воздействием Солнца?
9. Чем страшна пленка нефти толщиной всего в «одну молекулу» на поверхности океана?
10. Известный русский путешественник Н.М. Пржевальский в своих воспоминаниях о первом путешествии в Азию писал: «Ну, гора, сейчас твоя тайна будет открыта, - сказал я, устроив свой кипятильник, - и через несколько минут знал, что Соди-Соруксум подымается на 13 600 футов (4145 м.) над уровнем моря». Как он узнал абсолютную высоту вершины горы?
11. Почему тепло в комнате?
12. Где конвекция происходит быстрее и почему?
13. Почему движутся облака и как они появляются?
Ответы на эти вопросы «не лежат на поверхности». За каждым стоит серьезная проблема. В частности, вопрос о снежинках связан с поиском причин разнообразия их формы.
Выберите один из вопросов, который вам интересен для изучения. Сформируйте команду для совместной работы. В команду может входить два-три ученика. При выполнении проекта целесообразно воспользоваться планом, приведенным ниже.
Обобщенный план выполнения проекта
1. Сформулируйте общую цель проекта.
2. Сформулируйте 2-5 дополнительных (уточняющих) вопроса, которые помогут решить проблему. Это будут задачи вашего проекта.
3. Спланируйте свои действия по решению проблемы. В том числе подумайте, как распределите работу между участниками проекта, какие сетевые сервисы будете использовать для его выполнения, как представите результат своей работы.
4. Найдите источники информации, которыми вы можете воспользоваться для ответа на вопрос
проекта.
5. Познакомьтесь с материалом. Отберите наиболее важное, существенное (текст, изображения, видео). Изучите суть проблемы.
6. Составьте план краткого изложения содержания вопроса.
7. Изложите суть вопроса по плану. Укажите ссылки на источники информации. Перечислите всех, кто принимал участие в работе. Выразите им благодарность.
8. Оформите свою работу избранным способом. Разместите ссылку на свою работу в совместном документе «Наша работа».
9. Оцените работу других своих товарищей (одной-двух команд) по 3-балльной системе. Критерии оценки размещены в документе «Критерии оценки»
Комментарий к выполнению работы
Внимательно прочитайте вопросы. Выберите тот, который вызывает у вас наибольший интерес.
Составляя план деятельности по проекту, не забудьте распределить работу между всеми его участниками. Это поможет выполнить проект за указанное время, всем принять участие в работе и добиться наилучшего результата.
При выполнении работы можно использовать разнообразные сетевые социальные сервисы:
• сервисы хранения документов (размещение ссылок на интернет-ресурсы БобрДобр, Delicious; размещение презентаций, текстовых документов, электронных таблиц Slideshare, Scribd,Calameo; размещение фотографий Flickr, Panoramio, Picasa; размещение видеодокументов YouTube);
• сервисы обмена знания (вики);
• комплексные сервисы (русскоязычные: В Контакте, Одноклассники.ги, Мой Круг; англоязычные: Facebook, Last.fm, MySpace);
• сервисы общения (блоги: LiveJournal, Блоги@МаП^и, LiveInternet, Twitter).
По завершении проекта оформите полученный результат одним из способов, например:
• текстовый документ 2-3 страницы, в том числе совместный;
• презентация (5-8 слайдов), в том числе совместная;
• видеоролик (продолжительность 2-3 минуты), flash-ролик.
Пример 2. Работа с текстом. Тема «Испарение», курс физики 8 класса.
Задание. Составление опорного конспекта по результатам изучения явления «Испарение».
Данное задание выполняется индивидуально. Тем не менее, вам потребуется обратиться к работам своих одноклассников, чтобы оценить их, ответить на сформулированные вопросы, договариваться о возможном взаимодействии по работе над заданием.
План работы
1. Прочитайте параграф §16 «Испарение» (полное название учебника, год издания, автор).
2. Совместно составьте опорный конспект по явлению «Испарение». Опорный конспект оформляйте в виде комментария. Старайтесь написать/добавить по очереди только по одному предложению.
3. Найдите в свободной энциклопедии Википедия статью «Холодильник». Прочитайте ее часть («История холодильника», «Устройство и принцип действия компрессионного холодильника»).
4. Сформулируйте два вопроса о работе такого технического устройства как холодильник. Разместите их в качестве комментариев к этому посту.
5. Ответьте на один из вопросов своих товарищей (в виде комментария).
6. Проанализируйте ответы товарищей на свои вопросы. При необходимости сделайте поправки. Обратите внимание, как при этом формируется ветвь комментариев.
7. В рабочей тетради сформируйте таблицу «Знаю - Интересно (хочу узнать) - Узнал» (3 столба и
2 строки). Заполните таблицу «Кипение».
Комментарий к выполнению работы
Опорный конспект представляет собой краткие ответы на вопросы обобщенного плана изучения физического явления (см. ниже). При подготовке опорного конспекта возможно использование иллюстраций, граф-схем, таблиц и др.
Обобщенный план изучения физического явления
1. Признаки явления, условия его протекания (определение явления).
2. Примеры проявления в живой и неживой природе. Разновидности явления. Способы воспроизведения в лабораторных условиях.
3. Количественные характеристики явления.
4. Зависимость характера протекания явления от внешних факторов.
5. Законы, которым подчиняется явление, их математическое выражение.
6. Сущность явления, механизм его протекания (объяснение явления с позиции современного научного знания - законов, теорий).
7. Использование явления на практике.
8. Способы предупреждения или защиты от вредного для человека характера протекания явления [2].
Опытно-экспериментальная работа по применению сетевых социальных сервисов при обучении физике была проведена в одной из пермских школ. Ниже на рисунках представлены образцы работ, выполненные учащимися 8-го класса.
На рис. 3 представлен совместный документ Google, который представляет собой один из результатов учебно-познавательной деятельности школьников по теме «Изменение агрегатного состояния вещества». Целью данной работы являлась проверка знаний и умений учащихся по физике. В ходе работы школьникам необходимо было подготовить мини-проект. При выполнении проекта требовалось использовать разнообразные сетевые сервисы с целью: поиска информации, социального взаимодействия, создания и представления своих результатов работы, оценивания работы других учащихся. В документе, с которым работали учащиеся, содержится таблица, в которой школьники фиксировали ссылки на результаты своей проектной работы. В последней графе таблицы учащиеся комментировали работы своих товарищей. Отметим, что в этой работе учащиеся выбрали анонимный вариант комментариев. Результаты работы учащихся над проектом были впоследствии представлены на учебном занятии по физике. Организована защита проектов учащимися.
На рис. 4 представлен результат выполнения мини-проекта на тему «Облака» (проблемный вопрос: «Почему движутся облака и как они появляются?»). В качестве
формы представления своей работы учащиеся выбрали совместную презентацию, созданную в «Документах Google».
Рис. 3. Фрагмент совместного документа, подготовленного учащимися по теме «Изменение агрегатного состояния вещества» (курс физики, 8 класс, сервис «Документы Google», результаты работы)
Рис. 4. Результат выполнения учащимися минипроекта «Облака» с применением сетевых социальных сервисов при изучении темы «Изменение агрегатного состояния вещества» (8 класс, сервис «Документы Google», совместная презентация) (начало)
Рис. 4. Результат выполнения учащимися минипроекта «Облака» с применением сетевых социальных сервисов при изучении темы «Изменение агрегатного состояния вещества» (8 класс, сервис «Документы Google», совместная презентация) (окончание)
На рис. 5 и 6 продемонстрирована возможность применения сервиса Blogger при выполнении заданий учебного модуля по теме «Световые явления» (курс физики, 8 класс). На рис. 5 представлен фрагмент данного модуля, созданный на сервисе Blogger. На рис. 6 демонстрируется возможность применения сервиса Blogger в качестве дискуссионной площадки.
Оптика. Оптика? Оптика!
среда, 23 нояоря 2011 г.
Как видит человек?
Вы, конечно, знаете как (при помощи чего, каких органов чувств) человек получает информацию. 90% информации мы получает через орган зрения.
У нас есть глаза. Но существует множество ситуаций, когда глаза подводят человека. Что же придумало человечество, а именно ученые, чтобы поправить природу? Существует множество приборов, которые помогают видеть. Такая наука как физика дает понимание почему это так.
Сегодня мы обсудим один из исторических вариантов таких приборов. Великий российский ученый М.Ломоносов придумал ночезрительную трубу. Что это такое? Для того, чтобы узнать, найдите статью «Ночезрительная труба М.В.Ломоносова». Прочтите ее и выполните задание.
Задание 1. Проанализируйте текст статьи, напишите комментарий к этому посту по
следующим позициям:
ЗНАЮ:
ДУМАЛ ИНАЧЕ: НЕ ЗНАЛ: ЕСТЬ ВОПРОС:
Задание 2. Найдите и прочитайте комментарии своих товарищей. Постарайтесь ответить на 2 любых вопроса своих товарищей. Для этого можно воспользоваться поисковой системой и найти ответы.
Автор: yakov на 19:05 ^ M Q Е ©| 8+1 Рекомендовать в Google
Ярлыки: оптика, физика, школа
27 комментариев:
Постоянные
ш
Присоединиться к сайту
Участники (14)
ш л л л
Л Л ± л л л
шш
ь участником? Войти
Á
Нyakov
Просмотреть профиль \
2012 (1) 2011 (3) V ДекаВрь (2) т Ноябрь (1) Как видит человек?.
Рис. 5. Задания к учебному модулю «Как видит человек?» (тема «Световые явления», физика, 8-й класс), сервис «Blogger»
Н1Ж 2 декабря 2011 г . 22:25
а где можно посмотреть этот прибор и посмотреть как он работает?
Ответить Удалить Максим 2 декабря 2011 г, 22:29
Отвечаю на вопрос Дениса сейчас используют Ночезрительную трубуДа.но сейчас это прибор называется пробор ночного виденья его использует армия
Ответить Удалить Дамир 2 декабря 2011 г, 22:34
Я отвечаю на вопросы ник ..а где можно посмотреть этот прибор и посмотреть как он работает?,, Назначение
Прибор ПНВ-57 предназначен для вождения автотракторной техники в ночных условиях. хиго621 2 декабря 2011 г., 22 30 я знал что Ломоносов был ученым
Ответить Удалить Ник 2 декабря 2011 г.. 22:30
я отвечаю на вопрос максима.Он создал его для того чтобы видеть ночью и сейчас этот прибор хорошо развился
Есть вопрос: Почему создается из максимального маленького количества деталей? Что должна иметь Ночезрительная труба дпя наблюдений?
Ответить Удалить } I уакоу 0 24 ноября 2011 Г .0:24
* И кто же ответит на вопрос? Ответить Удалить
□ Денис 24 ноября 2011 г, 0:30 Есть вопрос: сейчас используют Ночезрительную трубу? Ответить Удапитъ } | уакоу О 24 ноября 2011 г.. 0:33
* Добавпю вопрос: а можно собрать ночезритепьную трубу сейчас?
Ответить Удалить РаШоМ 24 ноября 2011 г. 0:33
используют но в военных цепях и спец операциях и это уже не труба, а очки
Ответить Удалить РаШоМ 24 ноября 2011 г .0:34 можно
Ответить Удалить 7 I уакоу 0 24 ноября 2011 г.0 34
* а почему это очки?
Рис. 6. Ветвь комментариев как один из результатов работы школьников в рамках учебного модуля «Как видит человек?» (тема «Световые явления», физика, 8 класс), сервис «Blogger»
Практика применения сетевых сервисов в обучении показала, что существует проблема недостаточной грамотности учащихся в условиях их работы в виртуальной среде. Нередко подготовленные учащимися тексты включают грамматические ошибки. Отчасти это связано при отсутствии навыков грамотной скоростной печати с излишней поспешностью учащихся в наборе текстов на клавиатуре. Накопление опыта такой работы - одно из возможных решений этой проблемы. Другим из решений может стать организация взаимодействия учителей-предметников, а именно привлечение к курированию проектной деятельности учащихся по физике учителей русского языка и литературы.
На рис. 7 представлен фрагмент совместной работы школьников при заполнении таблицы «Знаю - Интересно - Хочу узнать». Таблица оформляется на уроке физики перед изучением темы «Испарение» (8-й класс). Это задание выполняется с применением сервиса «Документы Google».
В рамках опытно-экспериментального этапа исследования была проведена оценка уровня готовности применения ССС учителями общеобразовательных школ (76 учителей физики, 29 руководителей и их заместителей школ г. Перми, а также ряда сельских школ). Оценивался и уровень готовности к работе с ССС у учащихся 9-11-х классов (348 учащихся). В качестве метода диагностики использовалось анкетирование.
Рис. 7. Фрагмент таблицы для совместной работы «Знаю - Интересно - Хочу узнать», курс физики, 8-й класс, сервис «Документы Google»
Анализ результатов анкетирования показал, что все опрошенные педагоги используют возможности Интернета в профессиональной и повседневной деятельности. Предпочтения среди применяемых учителями сетевых социальных сервисов показаны на рис. 8. Как видно из диаграммы, абсолютное большинство учителей используют сервисы электронной почты и социальные сети. Более 2/3 систематически следят за новостями и являются участниками социальных сетей. Однако только каждый третий из опрошенных использует Сеть как специальный инструмент для общения. На последнем месте находятся сервисы совместных документов. Это объясняется тем, что малая часть педагогов владеют информацией о тенденциях развития сетевых сервисов и возможностях их использования в профессиональной деятельности.
Рис. 8. Применение учителями различных сетевых сервисов: 1 - электронная почта; 2 - электронная библиотека; 3 -социальные сети; 4 - сервисы хранения документов; 5 - сервисы общения; 6 - сервисы совместной деятельности; 7 - другие
Практически 80 % педагогов отмечают возможность использования разнообразных сервисов Интернета в профессиональной деятельности. Как показывают данные опроса, прежде всего учителей интересует: применение сетевых социальных сервисов для самообразования (77,8 %); использование ССС для организации учебной деятельности школьников (около 50 %). Возможности социальных сетей используют 55,6 % учителей. Отметим, что такой высокий процент применения социальных сетей педагогами Пермского края связан с реализацией в регионе проекта телекоммуникационной образовательной сети «Система электронных дневников и журналов Образование 2.0».
Учителя понимают и достаточно высоко оценивают важность применения ССС в профессиональной деятельности. (см. таблицу). Стоит, однако, обратить внимание на тот факт, что почти четверть опрошенных затрудняются ответить на этот вопрос.
Таблица
Значение применения ССС в учебном процессе
Степень важности применения ССС в учебном процессе % опрошенных
Крайне важно 5,6
Важно 66,7
Неважно 5,6
Затрудняюсь ответить 22,2
Представляется интересным мнение педагогов о факторах, указывающих на важность применения сетевых социальных сервисов в учебном процессе (см. рис. 9).
Рис. 9. Факторы, указывающие на значение сетевых социальных сервисов в учебном процессе (% от числа опрошенных педагогов): 1 - потенциал для повышения качества обучения; 2 - многообразие познавательных возможностей для всех участников УВП; 3 - база для развития взаимоотношений с учениками и их родителями; 4 - средство коммуникации с коллегами; 5 - площадка для организации воспитательных мероприятий; 6 - источник повышения квалификации педагога
Большинство опрошенных отмечают, что ССС обладают потенциалом для повышения качества обучения школьников (72,2 %); предоставляют многообразие познавательных возможностей (66,7 %); могут обеспечить работу с родителями школьников и самими учащимися при помощи сервисов Интернета (56,5 %) и организацию воспитательных мероприятий (39,1 %). В связи с тем, что педагоги мало общаются друг с другом при помощи сетевых сервисов, то и фактор «средство коммуникации с коллегами» оказался наименее важным для них (47,8 % от общего числа опрошенных). Хотя, с другой стороны, учителя отмечают важность организации общения.
Опрос об уровне готовности учителей к применению ССС в обучении показал, что практически две трети опрошенных частично владеют технологией работы с ССС, треть - имеет представления о методике их использования (рис. 10, 11). Обращает на себя внимание тот факт, что учителя при таком уровне готовности к работе с сетевыми сервисами практически не применяют их в учебном процессе.
80,0 60,0 40,0 20,0 0,0
19,5
■
0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
33,8
46,8
19,5
Рис. 10. Технологический уровень готовности учителей к применению ССС в обучении (% от числа опрошенных): 1 -«владею технологией работы в полном объеме»; 2 - «частично владею»; 3 - «не владею»
Рис. 11. Методический уровень готовности учителей к применению ССС в обучении (% от числа опрошенных): 1 - «имею представление и опыт применения»; 2 - «имею ограниченные представления о методике применения»; 3 - «практически не готов к организации такой работы»
В ходе анкетирования учителя отметили необходимость как технологического, так и методического повышения квалификации в области применения ССС в обучении. Анализ данных показывает, что учителя осознают недостаточный уровень собственной профессиональной готовности к организации обучения с применением ССС.
Были изучены основные причины применения сетевых социальных сервисов учащимися средних общеобразовательных школ (рис. 12). Анализ результатов диагностики показал, что 83,6 % школьников используют ССС, среди которых преимуществом обладают социальные сети (больше 80 % от числа опрошенных). Среди причин обращения к ССС школьники называют: получение новой информации (56,5 %); собственные интересы и инициатива (23,9 %); потребность в самообразовании (17,4 %) и т.д. Обращает на себя внимание тот факт, что только в 30 % случаев работа учащихся в Интернете осуществляется по заданию учителя.
1
2
3
Основной целью учебного применения школьниками ССС является получение информации о домашнем задании у одноклассников и его обсуждение. При этом учащиеся отмечают наибольший интерес к заданиям, которые носят совместный характер исполнения (61,5 %). Школьники считают полезным организацию учебной деятельности с применением сервисов (72,7 %). Больше 60 % учащихся отмечают вероятность улучшения качества обучения при применении ССС.
Результаты опытно-поисковой работы показывают, что для современного состояния проблемы применения ССС в обучении физике в практической плоскости ее решения характерны: 1) понимание важности и готовность учителей физики и учащихся к применению ССС в обучении по предмету; 2) осознание высокого потенциала сетевых социальных сервисов для повышения эффективности обучения физике; 3) высокий уровень мотивация учащихся к выполнению совместных заданий по физике с применением ССС; 4) недостаточность уровня разработки вопросов теории и методики реализации потенциала сетевых сервисов в учебном процессе по физике; 5) невысокий уровень профессиональной компетентности учителей физики в применении ССС в предметном обучении.
Рис. 12. Факторы, влияющие на применение школьниками ССС в учебной деятельности (% от числа опрошенных): 1 - получение новой информации; 2 - обязательное задание учителя; 3 - дополнительное задание учителя; 4 - собственная инициатива; 5 - потребность в самообразовании; 6 - нежелание работать с ССС
Проведенный анализ проблемы применения ССС в учебной практике средней школы свидетельствует о наличии противоречия между возможностью достижения выпускниками средней школы необходимого уровня компетентности применения ССС в изучении физики и уровнем освоения учителями вопросов теории и методики обучения предмету на основе с использования сетевых сервисов, не позволяющим им обеспечить данный образовательный результат. Практика опытно-поисковой работы убедительно доказывает возможность успешного разрешения данного противоречия, а ее результаты являются основанием для начала активного внедрения сетевых сервисов в учебный процесс в качестве нового эффективного средства обучения физике.
Список литературы
1. Общая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.
2. Оспенникова Е.В. Развитие познавательной самостоятельности школьников. Работа с учебной и дополнительной литературой по физике. В 2 ч. Ч. 1: Учебное пособие по спецкурсу / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 1997. 82 с.
3. Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества. В 2 ч.: Монография. Ч. 1. Моделирование информационно-образовательной среды учения: монография / Е.В. Оспенникова. - Пермь, Перм. гос. пед. ун-т. 2003. -294 с.
4. Оспенникова Е.В., Яковлева И.В. Модели применения сетевых социальных сервисов в обучении. // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. - С. 46-51.
5. Оспенникова Е.В., Яковлева И.В. Образовательное значение сетевых социальных сервисов. // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. - С. 118-121.
6. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1998. - 288 с.
7. Яковлева И.В. Методические аспекты модели обучения физике с применением сетевых социальных сервисов // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. - С. 226-231.