Научная статья на тему 'Педагогическое обеспечение здоровья как детерминанта формирования и развития жизнедеятельностных функций школьника'

Педагогическое обеспечение здоровья как детерминанта формирования и развития жизнедеятельностных функций школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / VIABILITY / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФУНКЦИИ ШКОЛЬНИКА / PUPIL'S ENERGETIC FUNCTIONS / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / FUNCTIONAL SYSTEM / MAN'S HEALTH / PEDAGOGICAL HEALTH MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицын Ю. Н.

В статье с позиции нового подхода раскрываются основные положения в решении проблемы формирования и развития жизнедеятельностных функций школьника в процессе педагогического обеспечения их здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL HEALTH MAINTENANCE AS THE DETERMINATION OF FOR MING AND DEVELOPING PUPIL 'S ENERGETIC FUNCTIONS

Basic positions in solving the problem of forming and developing pupils energetic functions in the process of pedagogical maintenance of their health are revealed in the paper from the point of view of a new approach.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обеспечение здоровья как детерминанта формирования и развития жизнедеятельностных функций школьника»

УДК 371.7

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ФУНКЦИЙ ШКОЛЬНИКА

Кандидат педагогических наук, доцент Ю. Н. Синицын, Кубанский государственный университет, г. Краснодар.

Контактная информация для переписки: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

в статье с позиции нового подхода раскрываются основные положения в решении проблемы формирования и развития жизнедеятельностных функций школьника в процессе педагогического обеспечения их здоровья.

Ключевые слова: здоровье человека, педагогическое обеспечение здоровья, жизнеспособность, жизнедеятельностью функции школьника, функциональная система.

В современном научном знании существует множество определений понятия «здоровье», каждое из них раскрывает наиболее значимые, с точки зрения их автора, стороны этого явления. Так или иначе, ученье выходят на проблему зависимости здоровья от того, как человек относится к нему, от того, какой приоритет он выбирает в приспособлении к жизни - биологический или духовный, какие ценности становятся для него главными в реализации жизненного пути - позитивные или негативные, чем избранные ценности, в свою очередь, определяются обыденным мнением людей - ориентацией на внутренние инстинкты или нравственным императивом. Традиционно качественной характеристикой феномена «здоровье» выступает жизнеспособность (А. Адлер, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, Е. И. Исаева, С. Л. Рубинштейн, В. С. Слободчиков, Э. Фромм, Э. Эриксон).

Многие высказывания, действия, устремления, связанные с решением проблемы здоровья человека, как показывает анализ специальной литературы, направлены на достижение одной цели - формирование (создание, реализацию) способности человека жить (выжить, адаптироваться), действовать - «жизне-действовать». Эта способность жизнедействовать и представляет собой сущность полного здоровья человека. Продолжительность жизни зависит от способ-

ности проявлять (сохранять, реа-лизовывать) жизненные силы. Из формирования (создания) у человека способности проявлять свои жизненные силы («жизнесилы») на благо себя и других людей вытекает, что эти силы можно разбить на три группы - физические (телесные), психические (душевные) и духовные. К духовным относятся способности выполнять мыслительные операции, умственные действия; умения анализировать, синтезировать, рассуждать, усваивать знания, запоминать факты и теории и т. д., к психическим (душевным) - способность проявлять активность, решительность, инициативу, умения управлять эмоциями, волей, желаниями и др.; к физическим (телесным) - умения самостоятельно двигаться, выполнять упражнения, выполнять гигиенические требования и др. Способности же представляют собой внутренние возможности человека выполнять жизнедеятельност-ныефункции (В. П. Казначеев, Р. М. Баевский, А. Г. Барсе-нева, Д. Д. Венедиктов, Н. М. Амосов, И. И. Брехман, В. Т. Лободин, Б. З. Вульфов, Н. Ю. Синягина).

Обобщая ряд исследований, можно отметить, что к жизнедеятельностным функциям одни ученые (В. К. Бальсевич, В. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, С. Д. Невер-кович) относят физические движения, прием пищи, гигиеническое самообслуживание, духовные и энергетические проявления человеческой сущности, другие (Р. И. Айзман, В. Е. Гурин, Е. А. Дегтерев, А. А. Дубровский) - пишут об укреплении, всемерном развитии физических и духовных сил, воли, установки доминантов волевого посыла, о сохранении трудоспособности, соблюдении правил личной гигиены, коррекции имеющихся нарушений, преодолении дидактогений, школофобий, школьных стрессов, неврозов.

В некоторых исследованиях (Г. Л. Апанасенко, А. С. Спиваковская, Е. П. Стрелецкая) обращается внимание на неспособность учащихся выполнять различные жиз-

недеятельностные функции, справляться с учебной нагрузкой, устанавливать отношения с одноклассниками и т. д., что определяется состоянием здоровья учащихся.

Таким образом, полным сущностным здоровьем человека является совокупность его способностей полноценного выполнения жизнедеятельностных функций (многосторонней жизнедеятельности).

Педагогическое же обеспечение здоровья - это совокупность образовательных действий по формированию и развитию способностей выполнения жизнедеятельностных функций. Процесс педагогического обеспечения здоровья учащихся средней школы представляет собой сложную иерархическую систему функциональных систем, связанных вложенностью друг в друга и сопряженностью друг с другом.

В системе первого иерархического уровня управления педагогическим обеспечением здоровья учащихся школы ведущим субъектом выступает директор, осуществляющий внешние связи и направляющий внутренние действия. Как субъект обеспечения здоровья он наводит педагогов на действия, создающие обстановку формирования ситуации оптимального включения в здоровьеобеспечивающую деятельность всего школьного коллектива. Педагогический коллектив как объект своего субъекта принимает его указания и включается в действия, с исполнением которых им выполняется роль субъекта общей организации формирования и развития жизнедеятельностных функций школьника. Структура этой системы представлена на рисунке.

В процессе выделены два основных блока, которыми являются: а) самоорганизация педагогического коллектива и б) включение (запуск) и действие процесса педагогического обеспечения здоровья.

Педагогический коллектив должен глубоко продумать поставленные задачи, отобрать и смоделировать способы и содержание предстоящих действий и спланировать их организацию. Для этого проводится обсуждение в различных подразделениях (секциях, методических объединениях и т. д.) и принятие на производственном совещании или заседании педагогического совета общей стратегии. После этого все педагоги приступают к разработке и планированию обеспечения здоровья учащихся на своих участках.

До начала учебного года педагоги планируют стратегические направления действий, массовые и коллективные мероприятия, виды и темы проводимых занятий. В течение учебного года эта работа продолжается и заключается в конкретизации планов в соответствии со складывающейся образовательной ситуацией и появляющимися инициативами участников образовательного процесса - педагогов, учащихся и др.

Учителя физкультуры разрабатывают содержание и методические приемы соматического обеспечения здоровья - физического воспитания. Изучают информацию о состоянии здоровья учащихся, возможности проведения оздоровительных и развивающих мероприятий, готовят спортивный инвентарь, подбирают

упражнения, игры, соревнования. Продумывают, планируют проведение уроков, создание и занятия в спортивных секциях, консультации по самостоятельной физкультурной подготовке.

Предусматривают участие в общешкольных и других спартакиадах, соревнованиях, играх, выходах на природу и т. п. Устанавливают связи с классными руководителями, учителями-предметниками и родителями учащихся. Предусматривают предложение учащимся творческих программ развития своих физических способностей, встречи с мастерами об их влиянии на умственную и трудовую деятельность. Продумыва-ются общешкольные физкультурные и спортивные мероприятия с участием в них всего педагогического коллектива, направленные на развитие психических качеств учащихся, - праздники, смотры, конкурсы, спартакиады, олимпиады, читательские конференции, викторины, культпоходы, КВН, выставки, экскурсии, турпоходы, военные и спортивные игры. Кроме того, в план работы школы включаются мероприятия по созданию и соблюдению содержательных традиций: встречи со знаменитыми людьми, со смежными коллективами и др. Формы и содержание каждого из них предварительно внимательно осмысливаются, проектируются. К их подготовке, организации и проведению привлекается весь педагогический коллектив и учащиеся, а также внешние участники. Для наполнения их положительным развивающим содержанием используются литературные источники, опыт коллег, творческие предложения педагогов и учащихся и помощь, действия внешних участников. При планировании этих мероприятий тщательно продумывается, какие психические качества будут формироваться у учащихся и как они будут в них изменяться. Эти планы разрабатываются предварительно и корректируются в процессе подготовки и проведения мероприятий. Предусматриваются создание и организация работы группы гласности подготовки и проведения коллективных дел.

Классные руководители включают классы в общешкольные мероприятия и проектируют действия своего коллектива. Предусматривается расширение кругозора, внутренних и внешних коммуникаций, восприятие и обсуждение при этом информации о гуманных, положительных, нравственных чертах и действиях человека и включение в такие действия самих учащихся. Планируется проведение коллективных творческих дел, для подготовки и проведения которых создаются временные инициативные группы, разрабатывающие их программу и включающие в ее выполнение всех учащихся. Предусматривается реагирование на значимые события в коллективе - успехи класса в соревнованиях, победы отдельных учащихся в конкурсах, особые успехи в учебе, дни рождения и др. Проводятся культпоходы в театры, прогулки и игры на природе, оказание взаимопомощи внутри коллектива и помощи другим людям. Развиваются эстетические качества, отношение к труду, к профессиям, к достижениям народа, государства. Устанавливаются связи с родителями,

Рис. Общая организационно-педагогическая структура формирования и развития жизнедеятельностных функций школьника

которые включаются в ряд проводимых мероприятий. Используются связи с учителями литературы, биологии и другими в развитии нравственных, эмоциональных и других чувств учащихся.

Учитель-предметник, готовясь к учебному году, планируя усвоение учащимися содержания учебного предмета, предполагает формирование и развитие у них умений общего характера. К ним относятся: конспектирование прочитанного текста; выполнение операций анализа и синтеза; восприятие на слух информации, насыщенной большим количеством логических связей; превращение вербальной информации в графические изображения - рисунки, графики, таблицы; участие в диалоге, насыщенном логическими связями, и т. д. Изучаемый материал насыщается яркими, значимыми фактами, вызывающими нравственные, патриотические, эстетические переживания, приводящими к необходимости оценивать рассматриваемые события, действия, поступки, влияющими на жизненные ценностные ориентации.

Подбираются темы сочинений, в которых требуется проявлять свои ценностные ориентации, нравственные черты, эстетические качества, отношение к явлениям окружающей действительности. Эти высказывания используются для организации дискуссий на жизненные темы на уроках и других мероприятиях.

Для формирования и развития компонентов здоровья учащихся необходима образовательно-материальная база. Ее создание в школе заключается в строительстве, ремонте, поддержании в рабочем состоянии учебных и вспомогательных помещений, оснащении их учебным оборудованием, накоплении в библиотеке необходимой литературы для учащихся и педагогов, а в учебных кабинетах - лабораторного оборудования и учебно-наглядных пособий. Весь образовательный процесс должен быть обеспечен всем необходимым - это одно из основных условий нормального функционирования встроенного в него процесса обеспечения здоровья школьников. Но, кроме того, создаются и специальные условия. Педагог должен быть подготовлен к специальному выполнению действий по обеспечению здоровья учащихся, отслеживать все относящиеся к нему действия, собирать полную информацию о состоянии ситуаций и вносить предложения о необходимых текущих действиях. Надо, чтобы в состоянии готовности к выполнению эффективных действий по обеспечению здоровья учащихся был весь педагогический коллектив. Необходимо также, чтобы педагогическим коллективом была подготовлена вся необходимая рабочая документация - учебные пособия, методическая литература, планы, проектные разработки и т. п.

В процессе педагогического обеспечения здоровья школьников участвуют и внешние по отношению к учебному заведению организации. Руководство школы приглашает медицинских работников, которым предоставляет одну или несколько комнат для медицинского обслуживания учащихся. В этих помещениях размеща-

ется медицинское оборудование. Районные и городские отделы образования, вузы, училища и другие организации проводят разнообразные мероприятия, в которых участвуют учащиеся средних школ. Школы устанавливают с ними связи и включают в планы их действий. В этой работе иногда принимают участие и местные предприятия, на которых работают родители учащихся. Внешкольные учреждения дополнительного образования проводят занятия по развитию творческих способностей учащихся. Подготовленные ими ученики участвуют в проводимых мероприятиях.

Подготовка педагогами условий для выполнения действий по обеспечению здоровья школьников помогает «запустить» этот процесс. Сначала объявляются составы классов, распределяются учителя по ним, организуются кружки, секции и другие коллективы, затем создаются образовательные ситуации со встроенными в них здоровьеобеспечивающими компонентами, включаются функциональные системы. В образовательном процессе школы присутствуют действия каждой из основных сторон обеспечения здоровья. Педагоги их видят и понимают, хотя границы между ними и границы внутри их общеобразовательных действий (куда они встроены) «завуалированы».

Ситуация физического обеспечения здоровья в любом коллективе (классе и т. п.) обусловливает соответствующие действия, которые выполняются в функциональной системе. В результате действий функциональной системы происходит изменение телесных свойств, которое вследствие изменения текущей образованности влияет на ситуации обеспечения здоровья всех сторон. Аналогичные явления происходят в результате действия функциональных систем других сторон обеспечения здоровья. Результаты изменений, вызванных всеми функциональными системами, накапливаются, интегрируются. Информация о накопленном продукте поступает в орган, разрабатывающий и принимающий общую стратегию педагогического обеспечения здоровья и совокупность обстоятельств, определяющих образовательные ситуации.

Обобщение общей организационно-педагогической структуры процесса формирования жизнедеятельност-ных функций школьника позволяет заключить, что она представляет собой сложную функциональную систему, обладающую всеми сущностными признаками педагогической функциональной системы.

В самом деле, самоорганизация педагогического коллектива выполняет роль субъекта, вырабатывающего основу программы предстоящих действий, направленных на получение сущностного продукта педагогической системы. Действие образовательной системы по этой программе вырабатывает предусматриваемый продукт. Объект самоорганизации педагогического коллектива (включение и действие процесса обеспечения здоровья) также является функциональной системой, в которой роль субъекта выполняет совокупность лиц и обстоятельств, вырабатывающих и корректирующих ситуации педагогического обеспечения здоровья,

а объектом является совокупность всех функциональных систем, решающих частные задачи. Контуры циркулирования информации двух отмеченных основных систем имеют общий участок, а, значит, они (соответствующие две функциональные системы) представляют собой интегральное единство. Подсистема самоорганизации педагогического коллектива выполняет в ней ведущую роль, а подсистема включения и действия процесса здоровьеобеспечения - решающую. Из отмеченного вытекает, что рассмотренная совокупность организационно-педагогических компонентов процесса обеспечения здоровья учащихся в средней школе имеет сущностную педагогическую природу.

Эта система и необычно структурирована: её основные компоненты не являются собранными вместе в территориальном плане едиными структурами. Они

имеют коллективный и разбросанный характер. Их компоненты принадлежат множеству разных педагогических функциональных систем более низкого иерархического уровня, входящих в крупную систему.

Существенное улучшение жизнедеятельностных функций школьника может быть достигнуто адекватным упорядочением педагогических воздействий, направляющих учащихся на те действия, которые решают задачи, соответствующие конкретной ситуации. Поскольку обеспечение здоровья учащихся школ встраивается в существующий процесс, требуется вносить в его содержание и структуру некоторые изменения, алгоритмизировать его. Для этого необходимо создание технологий педагогического обеспечения здоровья учащихся в образовательный процесс современной школы.

PEDAGOGICAL HEALTH MAINTENANCE AS THE DETERMINATION OF FORMING AND DEVELOPING PUPIL'S ENERGETIC FUNCTIONS

Yu. Sinitsin, Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Kuban State University, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350040, Krasnodar, Stavropolskaya Str., 149.

Basic positions in solving the problem of forming and developing pupil's energetic functions in the process of pedagogical maintenance of their health are revealed in the paper from the point of view of a new approach.

Key words: man's health, pedagogical health maintenance, viability, pupil's energetic functions, functional system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.