УДК 159.9
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПСИХОЛОГА
© Лариса Алексеевна Плужникова
Международный институт компьютерных технологий, г. Воронеж, Россия, ассистент кафедры психологии и гуманитарных дисциплин, e-mail: laan-07@mail.ru
В статье на основе анализа актуальной психологической и акмеологической литературы, результатов эмпирических исследований раскрываются содержательные характеристики компонентов, критериев, показателей внутриличностной компетентности психолога; формулируются уровни ее проявления.
Ключевые слова: внутриличностная компетентность психолога; компоненты; критерии; уровни внутриличностной компетентности психолога.
Используя ведущие идеи системного, личностного, деятельностного, компетентно-стного, субъектного и акмеологического подходов, опыт практической деятельности, внутриличностную компетентность психолога мы рассматриваем как уровень владения им способами и приемами реализации само-процессов - самопознания, саморазвития и самосовершенствования психологом собственного потенциала для достижения гармоничности, зрелости личности и наиболее полной самореализации, самоосуществления в жизнедеятельности.
Мы считаем, что внутриличностная компетентность психолога основывается, в первую очередь, на системе его представлений о самом себе и включает: сознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. За этим стоит понимание себя, отношение к себе и к миру. Это «теория самого себя» (Х. Ремшмидт). Характеристика внутриличностной компетентности психолога может быть глубоко раскрыта через анализ конгруэнтности либо расхождения между выделенными Д.А. Леонтьевым гранями личности - психологической, физической, социально-ролевой, активностью личности, самоотношением, самооценкой. Учитывалось, что рассогласования между ними могут приводить к искаженному восприятию и оценке реальности, порождать различные психологические трудности адаптации и интеграции в профессиональное сообщество, самореализации в профессии. В самом общем виде нами использовались следующие блоки в формировании представления о
структурных компонентах внутриличностной компетентности психолога: личностно-характерологические особенности - качества личности и свойства характера; мотивационноценностная сфера личности; эмоциональноволевая сфера личности; сфера способностей и возможностей; познавательная сфера личности; сфера внешнего облика, особенностей темперамента; сфера отношений с другими людьми, социальным окружением; сфера деятельности; сфера собственного жизненного пути и др. [1].
На основе вышеизложенного, с учетом анализа актуальной психологической, акмео-логической литературы (Г.А. Берулава, А.А. Деркач, И.В. Дубровина, Д.А. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, И.А. Шмелева и др.) и результатов эмпирических исследований, нами выделены основные компоненты (блоки) внутриличностной компетентности психолога: мотивационный, познавательный, исполнительный, оценочный, отношенческий и регулятивный.
Мотивационный компонент в структуре внутриличностной компетентности психолога раскрывает побуждения, стремления личности к повышению уровня собственных возможностей. Такую мотивацию, по выражению А.А. Деркача, следует с полным основанием считать ненасыщаемой, т. к. она имеет тенденцию к возрастанию по мере удовлетворения. Речь идет об акме-мотива-ции личности. Мотивационный компонент стимулирует и способствует более глубокому осознанию психологом значимости владения само-процессами для самоосуществле-ния в жизнедеятельности. Показателями данного компонента являются: самостимулиро-
вание и самомотивация психолога в направлении самопознания и саморазвития [2].
Познавательный компонент раскрывает отражение и воспроизведение Я-концепции личности, результатом которого становится новое знание о себе. Он отражает совокупность знаний, интегрирующих представления о сущности (содержании, особенностях), закономерностях (логике) процессов самопознания и саморазвития психолога. Познавательный компонент во многом определяет конечный эффект развития внутриличност-ной компетентности психолога. К показателям данного компонента мы относим: самоанализ и самонаблюдение, которые делают возможным и более глубоким внутренний диалог личности.
Исполнительный компонент отражает подготовленность психолога применять способы, приемы реализации само-процессов и обеспечивает реконструкцию воззрений на самого себя. Это содействует более успешному преодолению трудностей процесса са-моосуществления. В качестве показателей выступают: самопрогнозирование и самоорганизация личности психолога.
Оценочный компонент в структуре внут-риличностной компетентности раскрывает готовность психолога объективно оценивать свой профессиональный и личностный потенциал, роль собственной личности в само-осуществлении в жизнедеятельности. Основными показателями являются: самоутверждение и самооценивание.
Отношенческий компонент раскрывает субъективную сторону отражения психологом действительности, результата взаимодействия с самим собой и окружающими. Он отражает систему установок, ориентаций, ожиданий через которые психолог воспринимает и оценивает себя. Показатели отношенческого компонента составляют: само-принятие и самоуважение.
Регулятивный компонент означает способность психолога регулировать и корректировать процессы самопознания и саморазвития; управлять своими эмоциями и чувствами. Его показателями выступают: самоконтроль и самокоррекция.
Решение проблемы развития внутрилич-ностной компетентности психолога необходимо предполагает ее оценку с помощью совокупности критериев и показателей.
Критерии и показатели выражают закономерности возникновения предмета или явления, его строения, функционирования и развития, а поэтому обладают устойчивостью при многократном измерении в данном отрезке времени.
На основе анализа актуальной акмеоло-гической, психологической, педагогической литературы, опыта работы с психологами, студентами - будущими психологами в исследовании выделены следующие критерии внутриличностной компетентности психолога: осознанность само-процессов, их направленность, готовность к реализации, ответственность за их успешность.
Критерий осознанности процессов самопознания и саморазвития определяет характер проявления сознания психолога через систему представлений о сущности само-процессов для самоосуществления в жизнедеятельности. Показателями по данному критерию являются: самоанализ, самонаблюдение, а также самопрогнозирование и самооценивание. Критерий направленности личности на самопознание и саморазвитие характеризуется избирательной активностью психолога во взаимодействии с самим собой и окружающими, соотношением собственных побуждений (потребностей, интересов) и намерений (смысложизненные мотивы, ценности), деформация которых приводит к утрате внутриличностной и профессиональной компетентности психолога в целом. В качестве основы для непосредственного оценивания студентов - будущих психологов по данному критерию взяты показатели: само-стимулирование и самомотивация личности. Критерий готовности представляет собой теоретическую и практическую осведомленность психолога в реализации процессов самопознания и саморазвития. В качестве критериев предложены: самовыражение и самоорганизация личности. Критерий ответственности характеризуется сознательной регуляцией своих действий в соответствии с поставленной целью и обстановкой, выражается в ответственном отношении психолога к процессу самоосуществления в жизнедеятельности. К его показателям отнесены: самоконтроль и самокоррекция данного процесса.
С целью формирования более целостного представления о содержании и технологи-
ях процесса развития внутриличностной компетентности студентов - будущих психологов рассмотрим выявленные показатели более подробно.
Самостимулирование проявляется в осознанном владении психологом умениями и приемами самоубеждения, самопобужде-ния в направлении реализации потребностей в исследовании и развитии собственного внутреннего мира. Самоубеждение связано с поддержанием потребности изменить себя и обстоятельства жизни к лучшему, стремиться к своему «акме». Основными приемами са-мопобуждения являются: самокритика, волевые приемы - самоприказ, самообязательст-во, самопринуждение. Н.Р. Битянова отмечает, что данные приемы способствуют внутреннему побуждению к личностному и профессиональному росту.
Самомотивация, как показатель внутриличностной компетентности психолога, раскрывает совокупность мотивов психолога к достижению его главной цели - гармоничности, зрелости собственной личности, к само-осуществлению в жизнедеятельности. Это устойчивые внутренние побуждения психолога к овладению оптимальными способами и приемами реализации само-процессов на пути полноценной реализации собственного потенциала.
Самонаблюдение проявляется в умении психолога познать свой внутренний мир путем наблюдения за собой, своим поведением. Проявляется также в умении фиксировать собственные переживания, мысли, чувства. Самонаблюдение характеризуется эффектом прямого знания, получаемого посредством написания автобиографии, писем, заполнения анкет и пр. Самоотчет может также выступать результатом самонаблюдения; в нем психолог описывает самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Так, могут быть обнаружены такие профессионально важные качества, как конгруэнтность, эмпатия, аутентичность и др.
Самоанализ как способ самопознания состоит в умении психолога обнаруженные в ходе самонаблюдения характеристики, черты личности расчленить на составляющие их части, установить между ними причинноследственные связи, провести процесс размышления о себе, о данном конкретном ка-
честве. Алгоритм самоанализа может быть представлен следующими шагами: уточнение признаков проявления анализируемого качества; выяснение степени устойчивости / си-туативности его проявления; выявление причин его вызывающих; формулирование гипотетической истины и причины ее появления и проявления. Самоанализ требует от психолога умения быть внимательным к себе, правильно задавать вопросы.
Самонаблюдение и самоанализ порождают знания о себе, которые группируются в конструкты, в своей совокупности выявляющие образ Я. Согласование, обоснование компонентов образа Я проясняют для человека его Я-концепцию.
Важно осознать, что самопознание и саморазвитие не может быть завершенным процессом, при этом для гармоничной, зрелой личности знание о себе предполагает быть истинным.
Самоутверждение в структуре исполнительного компонента внутриличностной компетентности психолога раскрывает фундаментальную потребность человека в самовыражении и самораскрытии. Мы выделяем внутриличностное самоутверждение как умение психолога утверждаться в собственном мнении, в своих глазах, а не только в глазах и мнениях окружающих. В качестве приема самоутверждения выступает идентификация, когда психолог уподобляет себя значимому другому, качества и свойства которого он хочет перенять или использовать в определенной ситуации.
Самоорганизацию психологи называют ведущим показателем личностной зрелости человека, где она имеет четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Самоорганизация как показатель внутрилично-стной компетентности психолога представляет собой способность личности упорядочивать собственную деятельность и поведение, проявлять активность в самосозидании себя как личности.
Самооценивание представляет собой один из способов оценивания внутрилично-стной компетентности психолога. Проявляется в умении психолога адекватно, близко к истине оценивать свои качества, возможности, положение среди других. А также непротиворечиво соотносить собственные притязания и реальные возможности. Это необ-
ходимо для достижения гармоничности, зрелости и более эффективной самореализации в жизнедеятельности.
Самопрогнозирование психолога проявляется в его умении осуществлять выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящего саморазвития. Са-мопрогнозирование позволяет психологу увидеть и установить вероятность осуществления, достижения более высокого уровня внутриличностной компетентности. Это определение психологом исходных показателей личности для разработки акмеологического проекта.
Самопринятие состоит в умении психолога признать в себе все стороны и качества личности, свои достоинства и ограничения. Само-принятие характеризует веру психолога в свои силы и возможности; честное отношение к себе, наличие собственной точки зрения.
Самоуважение - это целостное положительное отношение к себе как к ценности. Самоуважение проявляется в определенной степени симпатии личности к себе. Такой психолог позитивно относится к себе, гордится собой и своими достижениями.
Самоконтроль раскрывается в умении психолога осознавать и оценивать собственные действия в области реализации само-процессов. Это также умение управлять своей психикой, направлять энергию интересов, потребностей соответственно требованиям реальности.
Самокоррекция как показатель регулятивного компонента проявляется в умении психолога исправлять, корректировать те особенности собственной личности, своей Я-концепции, которые не соответствуют «оптимальной» модели внутриличностной компетентности психолога.
Для того чтобы оптимизировать пути развития внутриличностной компетентности психолога, необходимо представить его уровни.
Проблемы выделения уровней развития процессов, состояний, качеств рассматриваются в трудах многих ученых (Б. Блум, Е.В. Бондаревская, О.С. Гребенюк, А.А. Деркач, Н.М. Зверева, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, Д. Равен, В.П. Симонов, В. А. Сластенин и др.).
Уровень есть ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень этого развития. Под уровнем понимают отношение «высших» и «низших» ступеней развития структур каких-то объектов или процессов. Уровень является «вершиной», достигнутой в ходе того или иного процесса [3].
В настоящем исследовании мы исходили из понимания того, что все уровни внутри-личностной компетентности психолога тесно связаны друг с другом и каждый предыдущий обусловливает последующий, включаясь в его состав, их развитие происходит постепенно, от уровня к уровню [3].
Уровни владения психологом знаниями, способами и приемами реализации само-процессов составляют: высокий, средний и низкий и отражают степень развития и проявления согласованности, непротиворечивости показателей его внутриличностной компетентности.
Высокий уровень внутриличностной компетентности психолога характеризуется устойчивой потребностью, побуждением в исследовании и развитии собственного внутреннего мира. Психолог знает и владеет способностями самонаблюдения, адекватного самоанализа, что позволяет ему конструктивно самоорганизовываться и самоутверждаться. Внутриличностная компетентность проявляется здесь в непротиворечивом соотнесении собственных притязаний и реальных возможностей, а также в умении предвосхищать события внешней и внутренней жизни. Психолог принимает в себе как достоинства, так и ограничения, воспринимая себя как ценность. Он умеет управлять своей психикой, корректировать, если необходимо, особенности своей личности, Я-концепции, стремясь к достижению гармонии, зрелости и максимально полноценному самоосуществ-лению в жизнедеятельности. Для среднего уровня в целом характерны недостаточная стабильность в познании и развитии своего внутреннего мира; отсутствие четкого внутреннего алгоритма управления самоорганизацией, самоутверждением. При этом психологу свойственна потребность в познании и понимании своего внутреннего мира. Ее успешное удовлетворение затрудняется недостаточно целостным и адекватным оцениванием собственных свойств, качеств, призна-
8Q
нием и принятием всех положительных и негативных сторон личности. В целом, психолог владеет умениями, навыками регуляции само-процессов, однако не всегда применяет их системно и систематично и по внутреннему побуждению. Представления и стремление к гармонии, зрелости, оптимальному самоосуществлению в жизнедеятельности может иметь недостаточно глубокий, не всегда реалистичный характер, хотя психолог активно направляет данный процесс. Низкий уровень развития внутриличностной компетентности - это отсутствие осознаваемой потребности в эффективном знании и использовании потенциала собственного внутреннего мира. Потребность и действия в направлении самоанализа, самомотивации, самооценивания в жизнедеятельности побуждаются извне, реализуются под влиянием активных внешних воздействий. Владея в целом умениями и навыками регуляции поведения, психолог ограничен в продуктивной реализации собственных способностей, воз-
можностей в силу фрагментарного, разрозненного представления о них и неготовности признать, принять все стороны и качества своей личности, Я-концепции. Это определяет приоритетность развития внутриличност-ной компетентности в направлении освоения новых знаний, умений, навыков реализации само-процессов.
1. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2002.
2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва; Воронеж, 2004.
3. Абдалина Л.В. Сущностная характеристика феномена «профессионализм личности педагога» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 9 (53). С. 48-58.
Поступила в редакцию 5.Q2.2Q11 г.
UDC 159.9
STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS OF INTRAPERSONAL COMPETENCE OF PSYCHOLOGIST
Larisa Alekseyevna Pluzhnikova, International Institute of Computer Technologies, Voronezh, Russia, Assistant of Psychology and Humanitarian Disciplines Department, e-mail: laan-07@mail.ru
In the article Substantial characteristics of components, criteria, indicators of intrapersonal competence of a psychologist on the basis of the results of empirical researches and actual psychological and acmeological literature analysis are revealed; the levels of its manifestation are formulated.
Key words: intrapersonal competence of a psychologist; components; criteria; levels of intrapersonal competence of psychologist.