УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА - БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА
© Лариса Алексеевна Плужникова
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, соискатель кафедры психологии; Международный институт компьютерных технологий, ассистент кафедры психологии и гуманитарных дисциплин, e-mail: [email protected]
В статье раскрываются возможности оптимального развития внутриличностной компетентности студента - будущего психолога в вузе за счет реализации разработанной автором модели данного процесса.
Ключевые слова: моделирование; структура и содержание модели процесса развития внутриличностной компетентности; структурно-содержательные характеристики внутриличностной компетентности психолога.
Построение модели развития внутриличностной компетентности психолога позволит, по нашему мнению, более глубоко и всесторонне, с содержательной и динамической стороны, проанализировать этот феномен, а также представить своеобразный оптимальный эталон процесса ее развития у студентов в вузе.
Многочисленные исследования в психологии, акмеологии подтверждают, что создание моделей - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений об изучаемом феномене (М.В. Гущин, А.А. Жигулин, А.С. Огнев, Е.Н. Рябышева, Е.В. Селезнева, С. А. Сысоева, Н.А. Филонова, М.Л. Хуторная и др.).
Моделирование выступает важной чертой современных акмеологических исследований, где под моделью подразумевается материальная или мыслительная (знаковая, концептуальная) система, которая опосредованно отражает совокупность факторов, воспроизводящих, имитирующих объект на разных уровнях его организации, самоорганизации и саморазвития. Соответственно, моде-
лирование - это процесс представления, имитирования существующих систем на основе построения, изучения и преобразования их моделей, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этих систем (А.А. Деркач).
По определению А.А. Деркача, акмеоло-гическая модель - это система объектов и знаков, производящая существенные свойства объекта-оригинала - идеального образа профессионала или эталона личностнопрофессионального развития [1].
В работах Н.М. Амосова, Л.М. Веккера, В.Н. Дружинина, А.Н. Кочергина, А. Ньюэлла, Г. Саймона и других отмечалось, что моделирование значительно расширяет возможности других методов психологии:
- модель дает дополнительные возможности экспериментирования, предоставляя исследователю аналог психического явления, более доступный для манипулирования, чем его прототип;
- модель может быть представлена в различных взаимосвязанных формах (знаковых и вещественных);
- любое представление модели психического явления качественно отличается от простого описания тем, что помогает пониманию внутренней и внешней организации и обусловленности явления;
- относительно самостоятельное поведение модели, а также отвлечение от ее прототипа подсказывает новые гипотезы, поисковые и проверочные эксперименты, аналогии с другими явлениями;
- функциональные компьютерные модели могут служить определенным критерием правильности реализованных в них положений и теорий, поскольку их ошибочность либо не позволит модели выполнять свои функции, либо быстро приведет к результатам, явно отличающим ее от прототипа;
- модель по своей природе является единством теории и практики, поэтому она эффективно способствует формализации и уточнению данных о предмете исследования, облегчая построение и проверку психологических гипотез;
- моделирование психологических функций не только позволяет, но и требует выражать психологические теории на точном и однозначном языке, опирающемся на новые для психологии понятия, отличающиеся точностью определений [2].
Но, несмотря на эти и многие другие преимущества, возможности моделирования как средства исследования психики пока используются очень ограниченно. Это связано с общими трудностями проникновения методов точных наук, к которым исходно и относилось моделирование, в гуманитарные науки. Решение этих проблем представляется возможным только с помощью приближения метода моделирования к особенностям моделируемых в исследовании объектов [3].
Мы разделяем точку зрения Е.В. Селезневой, которая считает, что модель - это «гипотеза о разворачивании определенного процесса и о возможных результатах этого процесса; содержание модели зависит от особенностей моделируемого объекта и от той цели, которую ставит перед собой субъект моделирования; отражательная природа модели предполагает, с одной стороны, зависимость от деятельности субъекта, формирующей предмет моделирования путем выделения его свойств, а с другой - деятельности, влияющей на субъекта моделирования» [4].
В исследовании мы руководствовались общей гипотезой, согласно которой внутри-личностная компетентность психолога может быть качественно преобразована, если процесс ее развития будет разработан и реализован на основе психолого-акмеологической модели, отражающей научно-практическое обеспечение данного процесса.
При этом мы исходили из определения внутриличностной компетентности психолога как уровня владения знаниями, способами и приемами реализации само-процессов -самопознания и саморазвития, обеспечивающий психологу личностную зрелость и гармоничность личности, а также наиболее полную самореализацию и самоосуществле-ние в профессии и жизни в целом.
При построении модели развития профессионализма педагога мы исходили из следующих методологических предпосылок:
- внутриличностная компетентность психолога не только обусловливает продуктивность профессиональной деятельности, но и сама является результатом развития личности и профессиональной деятельности психолога, его самореализации. Для этого важно учитывать множество социально неструктурированных, случайных событий, ситуаций и кризисов, а также многообразных способов, которыми психолог разрешает возникающие противоречия в сфере профессиональной деятельности;
- внутриличностная компетентность психолога - интегральная характеристика личности, реализующаяся в разных формах;
- развитие внутриличностной компетентности по своей сути потенциально вариативно и многообразно, где процесс, результаты не являются однонаправленными, ведущими к одному и тому же состоянию;
- развитие внутриличностной компетентности не ограничивается одним и тем же периодом: пластичность, способность к са-моизменению, саморазвитию, самореализации сохраняется на протяжении всей профессиональной деятельности, хотя и в разной степени;
- внутриличностная компетентность психолога - системное образование, включающее ряд взаимосвязанных структурнофункциональных компонентов, обладающее интегративным свойством целого;
- особенности развития внутрилично-стной компетентности (многомерность, неравномерность и др.) обусловлены профессиональным опытом, потенциалом личности психолога.
Соответственно модель, как логический конструкт, раскрывая процесс развития внут-риличностной компетентности студента - будущего психолога, не фрагментарно, а целостно, дает представление:
- о цели, структуре, содержании, средствах, результате этого процесса;
- о функциях, отображающих внутри-личностную компетентность в системе ее связей, в т. ч. с социальной средой;
- проясняет и прогнозирует, т. е. дает теоретически аргументированную картину будущего состояния внутриличностной компетентности психолога.
Основными средствами построения модели развития внутриличностной компетентности психолога явились идеализация и абстрагирование. При помощи абстрагирования выделены существенные стороны моделируемого объекта и отброшены несущественные, устранены источники систематического смешения. Путем идеализации в исследовании осуществлен переход к анализу реальности с идеальными свойствами, т. е. «...не существующей в действительности, но мыслимой как образец, по отношению к которому эмпирическая реальность загружена множеством других свойств» [5].
Для достижения поставленной цели необходимо определить конкретные задачи, поставленные перед данной моделью: организация процесса изучения и анализа, формирования, развития, совершенствования и, при необходимости, коррекции компонентов внутриличностной компетентности психолога на различных уровнях владения будущим психологом знаниями и умениями реализации само-процессов и достижения гармоничности и зрелости собственной личности, а также использование современных технологий личностного роста, обеспечивающих его оптимальные условия. При этом целостная психотехнология развития внутриличност-ной компетентности психолога складывается из формирующе-развивающих и корректирующих технологий, которые применяются в рамках общей современной концепции ак-меологического сопровождения. Учитыва-
лось, что в развитии внутриличностной компетентности студента - будущего психолога, важно «управлять, не управляя», т. е. стимулировать не ограничивая, нормировать не стандартизируя, структурировать не обобщая, измерять не оценивая (Г.П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий).
С учетом поставленной цели и выделенных нами задач представлена структура и взаимосвязь элементов психолого-акмеоло-гической модели развития внутриличностной компетентности студента - будущего психолога, основными компонентами которой явились: методологические подходы к ее изучению и развитию (системный, личностный, деятельностный, компетентностный и акмео-логический); структурно-содержательные
компоненты (личностно-характерологические особенности; мотивационно-ценностная сфера личности; эмоционально-волевая сфера личности; сфера способностей и возможностей; познавательная сфера личности; сфера внешнего облика, особенностей темперамента; сфера отношений с другими людьми, социальным окружением; сфера деятельности; сфера собственного жизненного пути); пси-холого-акмеологические факторы (критичность, самоценность, стремление к достижениям и самоосуществлению); содержательно-технологическое обеспечение процесса в виде психологического спецпрактикума;
прогнозируемый результат - достижение студентом высокого уровня внутриличност-ной компетентности.
Достоинства настоящей модели и технологического обеспечения проявились не только в реализации приоритетов личностной, субъектной, компетентностной и других их составляющих, но и в прогрессивной, не-манипулятивной направленности, интенсивности, открытости новому уровню развития и достижений, где «небольшая помощь взрослому», в виде универсальности для всех или индивидуальности для каждого (Л. С. Выготский), составляет сложную, интересную и перспективную акмеологическую составляющую процесса профессиональной подготовки студента - будущего психолога в вузе.
Как видно, разработанная модель диалектично интегрирует психологическую и акмеологическую составляющие, отражая наиболее существенные характеристики объекта и проектируя соотношение настоящего
и будущего уровня внутриличностной компетентности будущего психолога, указывая оптимальный способ продвижения студента к этому «потребному будущему».
Следующим этапом работы явится апробация данной модели и организация мониторинговых исследований по ее реализации.
1. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва; Воронеж, 2004.
2. Орехов А.Н. Номотетическое моделирование социально-психологических процессов: авто-реф. дис... д-ра психол. наук. М., 2005.
3. Абдалина Л.В. Модель развития профессионализма педагога в условиях повышения квалификации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 1 (45). С. 316-320.
4. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности / под ред. А.А. Деркача. М., 2004. С. 144.
5. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб., 2006. С. 90.
Поступила в редакцию 6.10.2010 г.
UDC 159.9
PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT MODEL OF INTRAPERSONAL COMPETENCE OF STUDENT - FUTURE PSYCHOLOGIST
Larisa Alekseyevna Pluzhnikova, Voronezh Economical and Law Institute, Voronezh, Russia, Competitor of Psychology Department; International Institute of Computer Technologies, Assistant of Psychology and Humanitarian Disciplines Department, e-mail: [email protected]
The possibilities of intrapersonal competence of optimum development of a student - future psychologist in high school by means of realization of the process model developed by the author are revealed in the article.
Key words: modeling; structure and content of intrapersonal competence development model; structurally substantial characteristics of intrapersonal competence of psychologist.