6/2Q11 мвВЕСТНИК
КРИТЕРИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТРОИТЕЛЕЙ-МЕНЕДЖЕРОВ
CRITERIA FOR EMOTIONAL COMPETENCE OF MANAGERS OF CIVIL ENGINEERING
Т.Н. Магера
T.N. Magera
ФГБОУ ВПО МГСУ
В статье описаны индикаторы эмоциональной компетентности, влияющие на эффективность профессиональной деятельности менеджеров. Внимание акцентировано на базовых компонентах эмоциональной компетентности.
It is described the indicators of emotional intelligence influencing the effectiveness of professional activities of managers of civil engineering in this article. Attention paid to the basic, intrapersonal components of the model of emotional intelligence.
Компетентностный подход в образовании, при котором определена ориентация на работодателя, его требования к выпускникам вузов, не позволяет не учитывать условия современной строительной деятельности. По сути, встает вопрос о формировании в процессе высшего профессионального строительного образования таких профессиональных и универсальных компетенций, которые позволят будущим строителям-менеджерам чувствовать себя уверенно на рынке труда, благодаря личной конкурентоспособности.
Сегодня высоки объемы капитального строительства, в связи с этим все более остро ощущается потребность в квалифицированных, профессионально успешных и мобильных кадрах, творчески реализующих себя в изменяющихся социально-экономических и социально-профессиональных условиях и способных отвечать на запросы социума.
Жизненная практика показывает, что эта сложная сопряженная с большой ответственностью, эмоционально волевым и интеллектуальным напряжением ситуация требует мобилизации всех человеческих ресурсов. Игнорирование этих моментов может привести к дискомфортному состоянию в процессе осуществления профессиональной деятельности, что будет способствовать снижению продуктивности и производительности труда в сфере строительства. Допущенные ошибки в разработке новых зданий и сооружений, могут привести как к значительным материальным потерям, так и к жертвам среди людей. Надежность конструкций зависит от круга специалистов: проектировщика, изготовителя материалов конструкций, монтажника, строителя, эксплуататора. Например, деятельность проектировщика ограничена заданием заказчика и архитектора, ГОСТами и СНиПАми. Однако проектировщик свободен в выборе схемы сооружения, которой он пользуется для того, чтобы спроектировать надежные и безопасные сооружения, и которая во многом определяет надежность сооружения в целом.
ВЕСТНИК 6/2011
Выбор конструктивной схемы сооружения документами не регламентируется, он будет обусловлен опытом, квалификацией и профессиональной компетентностью инженера-проектировщика, психологическими особенностями его личности, выступающими в роли профессионально важных качеств.
Руководитель в архитектурной и инвестиционно-строительной сфере - лицо, призванное не только учитывать вышеизложенные особенности, характерные для данной профессиональной деятельности и ее представителей, но и максимально грамотно применять современные психотехнологии в управлении. Таким образом, можно сказать, что психологические особенности строительной деятельности сегодня определяются теми профессиями и соответствующими им профессионально важными качествами, которые включены в процесс строительства (непосредственно строители - члены строительных бригад, инженеры, инженеры-проектировщики, управленцы); личностными особенностями специалистов и руководителей строительной сферы, среди которых ключевую роль играют такие качества, как адаптивность, толерантность (особенно в условиях транснационального и межкультурного взаимодействия), ответственность, коммуникабельность, эмоциональная гибкость.
Действительно, условия и детерминанты жизнедеятельности человека становятся значимыми благодаря тому, что они проникают в сферу эмоциональных отношений. Это обстоятельство определяет универсальную роль эмоций. Поэтому все чаще появляются публикации о значении эмоциональной сферы личности человека в управлении поведением и влиянии на успешность человека практически в любой области жизнедеятельности, включая ситуации, затрудняющие достижение поставленных целей. Спорность и неоднозначность понимания значения эмоций человека наблюдается на протяжении всей истории развития преднаучной и научной мысли. До сих пор нет единого понимания понятий эмоций, чувств, страстей, аффектов, их взаимодействие с физиологическими, волевыми, когнитивными компонентами психики человека, природа происхождения и выражения эмоционально-волевых аспектов, возможности отслеживания, регулирования и использования данных аспектов, необходимость измерения, развития, подробного изучения данных показателей [2].
Эмоциональная компетентность объединяет разрозненные компоненты в согласованную модель [3; 4]. Представлена данная модель внутриличностными и межличностными параметрами. Внутриличностная сторона эмоциональной компетентности объединяет группы компетенций эмоционального самосознания и эмоциональной самоорганизации или самоупорядочивания. В межличностную сторону включены группы компетенций эмоциональных навыков и конструктивного управления взаимодействием.
Термин «Эмоциональная компетентность» в 1990 году сформулировали Саловей и Майер через понятие эмоциональной интеллигентности, как «формы социальной интеллигентности, включающей в себя способность координировать свои и чужие эмоции, анализировать их и использовать получаемую информацию для придачи определенного направления образу мыслей и действий [6].
Критериями эмоциональной компетентности строителей-менеджеров являются результаты социального взаимодействия, уровень конструктивности применяемых способов управления отношениями внутри установленных профессиональных и межличностных контактов, удовлетворенность данными результатами.
В отдельно взятых группах эмоциональной компетентности есть свои показатели. Внутриличностная сторона эмоциональной компетентности, если ее рассматривать как личностный ресурс, должна отвечать следующим критериям:
6/2011 мвВЕСТНИК
1. осознанность имеющихся средств или возможности их обретения (показатель развитости эмоционального самосознания);
2. готовность использовать их в качестве средств достижения цели;
3. оптимальность, т.е. адекватное соотношение цели и собственных возможностей при выборе средств;
4. компенсируемость, т.е. взаимозаменяемость;
5. конвертируемость, т.е. ценность ресурсов в социальном окружении. Внутриличностный компонент - основа для развития всей конструкции модели
эмоциональной компетентности. Наиболее показательными являются критерии развития эмоционального самосознания и саморегуляции. Эмоциональное самосознание тесно связано с самопониманием. В качестве рабочего определения самопонимания, способного обнаружить рабочие индикаторы данного показателя, можно выдвинуть следующее: способность человека наблюдать и объяснять свои настоящие, прошлые и будущие мотивы и поступки, способность отвечать на вопрос "как" и "почему" относительно своего характера и поведения, умение обнаруживать в нем причинно-следственные и временные связи, смысл поведения.
Адекватность эмоциональной самооценки сводится к сопоставлению собственных особенностей и особенностей окружающих со склонностями людей, обладающих заниженной самооценкой. Своего рода анализ «от обратного». К таким склонностям относятся (по Р. Энтони) [5].
• жалобы и обвинения (на самом деле, мы сами ответственны за все, что с нами происходит);
• поиски виновного (мы стремимся порицать в окружающих именно те слабости и ошибки, в которых наиболее повинны сами, — это психологическая истина);
• потребность во внимании и одобрении (на самом деле мы сами способны понять и оценить себя как достойных и полноценных индивидуумов);
• отсутствие близких друзей (питая неприязнь к себе, мы становимся либо «одиночками», либо чрезмерно агрессивными);
• агрессивная потребность побеждать (побуждение, движущее нами, — получить признание и одобрение других людей);
• чрезмерное потакание себе (такой подход временно компенсирует чувство самоотрицания);
• депрессия (мы чувствуем себя неполноценными и недостойными, не совершив дел, которые должны были совершить, по собственному мнению или, по мнению других людей);
• разводы (чаще всего распадаются те связи, где один партнер испытывает постоянную потребность контролировать другого, доминировать над ним);
• алчность и эгоизм (компенсация отсутствия собственного достоинства);
• неуверенность и промедление (сомнения в своих возможностях);
• жалость к себе (окружающие начинают уделять нам столь желанное внимание, готовы услужить).
По каким признакам можно определить наличие неуверенности у самого себя и у окружающих? Это страх быть отверженным и высмеянным, желание оставаться незаметным, избегание новых контактов. Это предубеждения в отношении себя, стереотипы, связанные с заниженной самооценкой. Это предубеждения в отношении окружающих, заострение внимания на негативных сторонах общения. Это зависимость от оценки окружающих, стремлении угодить им в противовес собственным желаниям;
ВЕСТНИК 6/2011
отсутствие способности выразить свои эмоции приводит к накоплению неудовлетворенности собой и окружающими.
Внимание к собственному психоэмоциональному состоянию открывает доступ к повышению качества жизни, как личной, так и профессиональной. Для руководителя профессионально значима эмоциональная устойчивость, пластичность. Стиль руководства определяет характер взаимоотношений в команде специалистов, непосредственно влияет на процесс и результаты трудовой деятельности. Эмоциональные качества с трудом поддаются классификации по принципу "норма - патология", поэтому каждый определяет свой, индивидуальный коридор нормы, конечно, прибегая к рефлексии, сопоставляя степень внутренней удовлетворенности с уровнем внешней результативности работы. Руководителю важно научиться определять свое ресурсное состояние, когда он наиболее высоко качество его деятельности и поддерживать такое состояние. Это "золотая середина" без жесткого единого эталона.
Вопросы саморазвития, управления своими ресурсами нашли свое отражение в многочисленных теориях самоменеджмента. С точки зрения стремления к "золотой середине" интересна концепция самоменеджмента, предложенная В. Андреевым [1]. Данная теория основана на стремлении к саморазвитию в себе творческой личности. Центральная идея концепции состоит в выделении в качестве интегральной обобщенной характеристики современного менеджера, творческого характера его личности, то есть личности, способной к непрерывному саморазвитию и самореализации в одном, а чаще всего в нескольких видах профессионально-творческой деятельности. Подобный подход ценен тем, что раскрывает механизм самосозидания человека-творца - психолого-педагогический механизм саморазвития личности, включающий все процессы "самости" в их интегрированном виде: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование, самоконтроль, самосозидание, самооздоровление, а также процесс самореализации себя в одном или нескольких социально обусловленных видах творческой деятельности. Каждый менеджер, какими бы выдающимися творческими способностями он ни обладал, имеет неповторимые индивидуальные особенности, глубокое знание которых чрезвычайно важно, так как это, по существу, знание своих достоинств и недостатков. В качестве исходной позиции для саморазвития выделяется определение своего типа творческой личности. С этой целью предлагаются 18 характеристик различных творческих типов личности менеджера, а именно: целеустремленный, но не фанатичный; эврист, генератор идей, но не прожектёр; решительный, но не авантюрист; гибкий, но не демагог; требовательный, но не жесткий; независимый, но не самоуверенный; энергичный, но не суетливый; авторитетный, но не авторитарный; оптимист, но не клоун; практик, но не прагматик; принципиальный, но не придирчивый; коммуникабельный, но не болтливый и не демагог; лидер, но не карьерист; новатор, но не технократ; конкурентоспособный, но не стяжатель; интеллигентный, но не интеллигентствующий; революционер, но не популист; реформатор, но не волокитчик [1].
Таким образом, в контексте модели эмоциональной компетентности, на процесс и результат управленческой деятельности влияет возможность руководителя задействовать свои эмоциональные внутриличностные ресурсы для определения собственного диапазона эффективности ("коридора нормы" или "золотой середины"), поддержания ресурсного состояния в реальном пространстве рабочего процесса, мотивации сотрудников команды, достижения высоких результатов профессиональной деятельности.
6/2Q11 мвВЕСТНИК
Литература
1. Андреев В. И. Саморазвитие менеджера. — М.: Ыар. образование, 1995. - С. 117—121.
2. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. - М., 2007. - 33 с.
3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 783 е.: ил., с. 84.
4. Магера Т.Н. Практикум по эмоциональной компетентности для слушателей факультета повышения квалификации преподавателей. ГОУ ВПО Моск. гос. строит. ун-т. М.: МГСУ, 2010. - 128 с.
5. Магера Т.Н. Эмоциональная компетентность в системе подготовки конкурентоспособных специалистов. Гуманитарное образование в строительном вузе: Компетентностный подход и современные педагогические технологии: Сб. научно-методических материалов факультета Гуманитарного образования МГСУ. Выпуск 4 / Под. ред. А.Д. Ишкова. - М.: МГСУ, 2007 - 311 с.
6. Саловей П., Майер Дж. Интеллигентность эмоциональной интеллигентности: - Нью-Йорк, 1993 - 442 с.
References
1. Andreev V. I. Self-development manager. - Nar. obrazovanie, 1995. - p. 117 - 121
2. Vilunas V. K. // The main problems psychological of emotions theory //_psychology of emotion . - M., 2007. - 33 p.
3. Iliin E. P. Emotions and feelings . - SPb.: Piter, 2007. - 783 p.
4. Magera T. N. Workshop on emotional intelligence to students of the faculty of professional development of teachers. GOU VPO MGSU. M.: MGSU, 2010. - 128 p.
5. Magera T. N. The human education in the university of civil engineering: competence approach and modern pedagogical technology: Collection of training materials of Faculty of Humanitarian Education of MGSU. Vol. 4. / Ed. by A. D. Ishkov. - M.: MGSU. M.: MGSU, 2007. -311 p.
6. Salovey P., Mayer J. Emotional intelligence Intelligence: New York, 1993 - 442 p.
Ключевые слова: эмоциональная компетентность, ресурсное состояние, внутриличност-ная эмоциональная компетентность, межличностная эмоциональная компетентность, эмоциональное самосознание, самоменеджмент.
Keywords: emotional competence, resource state, intrapersonal emotional competence, interpersonal emotional competence, emotional self-consciousness, self-management.
Адрес: 117437 Москва, Ярославское шоссе, д. 26, КМК, Московский государственный
строительный университет, кафедра Психологии, к. 512.
Тел.: (499)183-5474 [email protected]
Рецензент: к. п. н., доцент Общеинститутской кафедры теории и истории педагогики ИППО
ГОУ ВПО МГПУГуськова С. К.