НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
197
УДК 316.334.552
СТРУКТУРНО-ФУНЦИАНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩИН СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ.
М.С. Готовкина1), И.М.Яровая2)
^Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: [email protected]
2)Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]
В статье проводится комплексная оценка общин сестер милосердиясередины XIX - начала XX вв., выделены основные социальные, профессиональные и ценностно-мотивационные характеристики сестер милосердия. Обращение к историческому опыту позволяет по новому взглянуть на такие незыблемые человеческие ценности, как любовь и сострадание. В современных условиях развития общества опыт создания и функционирования первых общин сестер милосердия является особенно актуальным.
Ключевые слова: сестры милосердия, мотивация, ценностные ориентации, социальнопрофессиональные характеристики.
В социальной истории России имеют место различные организационные формы благотворительности. Как отмечает Г.И. Осадчая, история выступает в качестве «контейнера» символов, которые вновь можно активизировать либо реконструировать, а также придать новую форму в коммуникационном взаимодействии1. Эти слова в полной мере можно отнести к такой исторической форме благотворительности, как общины сестер милосердия, которые вновь, после долгого перерыва, стали появляться в нашей стране в начале 90-х гг. XX в.
Богатый социально-психологический, медицинский и нравственный опыт, накопленный российскими сестрами милосердия в период сер. XIX - нач.XXвв., приобретает все большую актуальность сегодня, когда система оказания медицинской помощи претерпевает серьезные изменения. Особенно это касается базовых ценностей медицинской профессии. Люди утрачивают собственную активную причастность к событиям, сворачивается человеческая солидарность, а значит, с неизбежностью исчезают доброта и милосердие - те качества, без которых, по мнению П. Сорокина, Э. Фромма, останавливается человеческий прогресс, выхолащивается гуманизм1 2.Т.А. Недоводеевой было справедливо отмечено, что изменения, происходящие в российском обществе, значительно обострили потребность ценностно-ориентированной сестринской помощи со стороны людей, имеющих проблемы со здоровьем. В этой связи можно говорить обольшой степени актуальности изучения социальной практики сестер милосердия сер. XIX - нач.XX вв.для современного общества.
Прообразом первых общин сестер милосердия принято считать христианские сообщества диаконис, существовавшие в IV - VI вв. Их представительницы занимались катехизацией, заботой о больных, престарелых, немощных членах христианских общин на
1 Осадчая Г.И. Сплоченное общество как идея и вектор инновационного преобразования
Российского общества // Социальная политика и социология. 2011. № 2. С. 21-31.
2
Цит.по: Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М., 2003. С. 580.
198
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
местах, благотворительной и т.п. деятельностью. В нашей стране к 1917 г. общины сестер милосердия получили большое распространение, что позволяет говорить о социальной значимости этого явления.Ниже в исторической перспективе рассматриваются такие аспекты, как количественный состав сестричеств милосердия в нашей стране в 1844-1917 гг., их мотивация, социально значимые структурные особенности общин милосердия, социальный портрет и социально-психологические особенности сестер милосердия дореволюционной России.
По историческим данным, общины сестер милосердия были достаточно распространенным явлением в жизни российского общества второй половины XIX века. В середине XIX в. в России существовало 6 общин, однако уже к 1900 г. число их возросло более чем в 10 раз и составило свыше 803. Учитывая социальный заказ на квалифицированную медицинскую помощь, общины сестер милосердия, при поддержке общественной элиты, стали получать в нашей стране еще большее распространение. По данным статистики, к 1912 г. их насчитывалось 109, а общее количество сестер составляло 3 442. Спустя всего лишь три года в России существовало уже более 115 общин - это было связано, в том числе, с началом Первой Мировой войны. В 1916 г., по официальным данным, на фронт было отправлено 17 436 сестер милосердия[6]. 26 августа 1917 г. в Москве состоялся I Всероссийский съезд, на котором было учреждено Всероссийское общество сестер милосердия[3].
Основной причиной распространения социальной практики сестер милосердия в сер. XIX - нач.ХХ вв. был социальный заказ на квалифицированную медицинскую помощь. Он был обусловлен рядом причин. Во-первых, существующая система оказания медицинской помощи была в не состоянии обеспечить фронт боевых действий необходимым числом среднего медицинского персонала. Впервые труд сестер милосердия стал применяться в период Крымской войны (1853-1856 гг.), а далее они принимали участие во всех военных кампаниях: Русско-турецкой (1877 - 1878), Русскояпонской (1904-1905), Первой мировой (1914 - 1918) и Гражданской (1918 - 1922) войнах. Следующей причиной была потребность в квалифицированном персонале для борьбы с многочисленными эпидемиями (чумы, холеры и т.д.) и последствиями социальных бедствий (засух, пожаров, неурожаев и т.п.). В 1879 г. сестры милосердия принимали активное участие в борьбе с эпидемией дифтерита в Полтавской губернии. В 1898 г. они оказывали помощь пострадавшим от неурожая в Сибирской, Казанской, Пермской и других губерниях. Они работали на врачебно-наблюдательных станциях на побережьях морей для санитарной охраны морских границ от занесения в страну заразных болезней4.
В зависимости от выполняемых функций можно выделить следующие виды общин сестер милосердия: первая группа имела социально-благотворительные цели (Троицкая, Покровская общины в Петербурге и другие), вторая оказывала помощь раненым (общины Российского Общества Красного Креста), третья группа общин совмещала оба этих направления (Свято-Никольская община в Москве и др.).
Внутренняя структура общин была неоднородна. А.В. Постернак выделяет несколько типов сестер милосердия в зависимости от их мотивации. Основная группа сестер, по замечанию историка, руководствовалась мотивом развлечения или «смены обстановки». Каким бы парадоксальным, учитывая всю сложность военного времени, не казалось это утверждение, но данным мотивом руководились достаточно многие. В воспоминаниях военного священника времен Крымской кампании можно встретить такие слова: «С крестом на груди, не имели креста в сердце и смотрели на дело милосердия как
3
Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001.
4
Козловцева Е.Н. Деятельность московских общин сестер милосердия во второй половине XIX -начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2006
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
199
на модное дело»5. Другой полковой батюшка, о. Митрофан Сребрянский, будущий священноисповедник, отправляясь с 51-м драгунским Черниговским полком в 1904 г. в Манчжурию, писал следующее: «... Стоит сибирский поезд, везет пассажиров на Иркутск, и между ними отряд сестер милосердия. Посмотрел я на них: почти все завиты, напудрены, надушены, затянуты в корсеты и довольно свободно позволяют ухаживать за собой совсем незнакомым им офицерам!..» Правда, тут же он добавлял: «.утешаюсь одним, что там, на полях битв, увидя страдания людей, они забудут о себе и послужат ближним всей душой»6.
Сестрами второго типа руководил материальный расчет. А.В. Постернак называет таких сестер «малоимущими», «для них война оказалась, чуть ли не единственной возможностью заработать себе на пропитание.»7. Однако необходимо отметить, что истории известны случаи, когда и при такой мотивации у сестер милосердия настроение менялось в сторону альтруизма под влиянием впечатлений, полученных в ходе боевых действий.
Сестры милосердия, представляющие третий тип, вступили в ряды общины под влиянием тяжелой «внутренней» травмы (например, потери близкого человека). Для них сестринская работа (служение) стала своеобразным способом справиться с личными переживаниями.
Четвертая группа - сестры-альтруисты, «сделавшие сознательный выбор, готовые положить свою душу и жизнь на служение страждущему человечеству»8.Евангельская риторика данного высказывания не случайна - в большинстве случаев чувства, руководившие этими женщинами, имели религиозную, христианскую окраску.
Исходя из вышеизложенного, мы видим, что большинство сестер милосердия, так или иначе - изначально или под влиянием каких-либо обстоятельств - руководствовались в своей деятельности мотивами человеколюбия и альтруизма.
Тем не менее, можно сказать, что общины сестер милосердия в России в период с 1844 по 1917 гг. были неоднородны по составу. Представляется возможным также выделить различные группы общин в зависимости от значения религиозной составляющей в их деятельности. Как было сказано выше, общины зарождались как религиозный институт. И впоследствии по уставу, утвержденному для сестер милосердия общин Российского Общества Красного Креста, в них принимались лица «христианского вероисповедания». Сестра налагала на себя «нравственную обязанность служить с любовью и кротостью». Кроме того, со временем среди принципов, положенных в основание общин сестер милосердия, важную роль стали играть также гуманизм и патриотическая идея.
На основе анализа исторических документов мы попытались воссоздать социальный портрет сестер милосердия сер. XIX - нач.ХХвв., в котором можно выделить две составляющие: собственно социальную и социально-психологическую.
Социальная составляющая
Социальный статус сестер милосердия. Согласно учредительным документам большинства общин, в них принимались женщины «всех сословий», но в большинстве своем сестрами милосердия становились представительницы средних и высших социальных слоев. Это было обусловлено тем, что для обучения сестринскому делу
5 Война и милосердие. М., 2003. С. 34.
6 Сребрянский Митрофан, свящ. Дневник полкового священника (из времен Русско-японской
войны). М., 2009. С. 50.
7
Постернак А.В. Указ. соч. С. 157.
8 ,-р
Там же.
200
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
требовалось некоторое образование, по меньшей мере, грамотность. Среди учредителей и благотворителей общин были представители элиты, аристократии, включая членов Императорской семьи.
Возраст. В соответствии с Уставами общин, возраст сестер милосердия должен был составлять от 20 до 40 лет. В редких случаях сестрам разрешалось работать до 45 лет.
Семейное положение. Сестры милосердия не имели права выходить замуж и иметь детей. Если сестра выходила замуж, то она исключалась из общины.
Образование. Сестры милосердия получали комплексное образование на основе изучения теоретических курсов и прохождения клинической практики. Минимальный срок обучения составлял 2 года (это не относилось к сестрам милосердия военного времени, когда организовывались ускоренные курсы продолжительностью, как правило, 4 месяца). После окончания обучения сестры проходили испытательный срок от 1 года до 2 лет.
Материальное положение. По Уставу, сестры милосердия не должны были иметь собственности: ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. Они получали минимальное вознаграждение за свой труд, причем исключительно в военное время.
Социально-психологическая составляющая
Распространение социальной практики сестер милосердия связано, прежде всего, с тем, что женщинам по природе своей более свойственно проявление сопереживания, эмпатии, которая оказывает положительное воздействие на психологическое состояние больных. Как отмечал Н.И. Пирогов: «Доказано опытом, что никто лучше женщин не может сочувствовать страданиям больного и окружить его попечениями, не известным и не свойственным мужчинам»9. Тем самым были заложены основы явления, выросшего в наши дни в систему паллиативной помощи.
В Уставах общин милосердия были также обозначены нравственные качества, которыми должны были обладать сестры. Вот основные, как правило, повторяющиеся в документах различных общин: набожность, милосердие, целомудрие, воздержание, опрятность, скромность, доброта, терпение, безусловное повиновение. Почти в каждом учредительном документе делается акцент на «нравственную безупречность», как на основной критерий поступления в общину. Безусловно, в современных условиях трудно судить, насколько обозначенные качества были присущи сестрам милосердия. Однако сохранилось множество исторических свидетельств их героического подвига во время военных действий (реже - в мирное время). Так, например, 68 сестер милосердия были награждены медалью «За оборону Севастополя»10 11.
Особо стоит отметить, что сестры милосердия осуществляли уход не только за теми больными и ранеными, которым предстояло хотя бы теоретически, вернутся в строй, но также и за безнадежными пациентами и теми, которые стали полными инвалидами. «Они занимались важным нравственно-духовным лечением», «писали под диктовку письма родственникам и составляли духовные завещания»11. Они первыми стали выполнять функцию социальной работы, т.е. представлять интересы больного.
Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
1) создание и развитие первых общин сестер милосердия (1844 - 1917) было обусловлено социальным заказом, сложившимся во второй половине XIX века; сестры милосердия указанного периода в большинстве своем были представительницы средних и
Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. URL:
http://elib.gnpbu.m/text/pirogov_sochmenia-2_1916/go,8;fs,1 (дата обращения: 27.06.2015).
10 Двойников С.И., Аббясов И.Х. Основы сестринского дела. М., 2007. С. 23.
11 Пирогов Н.И. Указ.соч.
НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА
Выпуск 3(7) 2015
201
высших слоев общества в возрасте от 20 до 40 лет с достаточно высоким уровнем образования;
2) общины сестер милосердия имели различную организационную структуру, а также различную мотивацию своих членов;
3) сегодня опыт первых общин сестер милосердия оказывается особенно востребованным в силу того, что произошла деформация системы ценностных ориентаций медицинского персонала.
Список литературы
1. Двойников С.И.Основы сестринского дела [Текст]/С.И. Двойников, И.Х. Аббясов. - М.: Академия, 2007. -230 с.
2. Война и милосердие [Текст]. - М.: Изд-во Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия, 2003. С. 34.
3. Козловцева Е.Н. Деятельность московских общин сестер милосердия во второй половине XIX - начале XX веков [Текст]: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.00/ Козловцева Елена Николаевна. - М., 2006. - 196 с.
4. Колышницина Н.В. Обязательное подаяние помощи всем заболевающим и обращающимся. Документы ЦГИА СПб о деятельности сестер милосердия в конце XIX - начале XX в. [Текст]/Н.В. Колышницина // Отечественные архивы. - 2013. - №2.- С.92-96.
5. Козловцева Е.Н. Деятельность московских общин сестер милосердия во второй половине XIX - начале XX веков [Текст]: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.00/ Козловцева Елена Николаевна. - М., 2006. - 196 с.
6. Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения [Текст]/С.А. Кравченко. - М.: Экзамен, 2003. - С. 580.
7. Осадчая Г.И. Сплоченное общество как идея и вектор инновационного преобразования российского общества [Текст] / Г.И. Осадчая // Социальная политика и социология. - 2011. - № 2. - С. 21-31.
8. Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия [Текст]/А.В. Постернак. - М.: Изд-во Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия, 2001. - С. 157.
9. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача [Электронный ресурс]/Н.Н. Пирогов//Научная педагогическая электронная библиотека: [сайт]/ НПБ им. К. Д. Ушинского РАО, - Москва, 2000 - 2015. -Режим доступа URL: http://elib.gnpbu.ru/text/pirogov_sochinenia-2_1916/go,8;fs,1
10. Сребрянский Митрофан, свящ. Дневник полкового священника (из времен Русско-японской войны) [Текст]/М. Сребрянский. - М., 2009. - С. 50
STRUCTURAL FEATURES OF COMMUNITIES FUNTSIANALNYE SISTERS OF MERCY MIDDLE OF XIX - EARLY XX CENTURIES
M.S. Gotovkina1), I.M. Yarovaya2)
1) Belgorod state national research university
e-mail: [email protected]
2) Belgorod state institute of arts and culture
e-mail: [email protected]
The article presents a comprehensive assessment of the communities of Sisters of Mercy mid XIX -early XX centuries. The basic social, professional and value-motivational characteristics of nurses. Appeal to historical experience enables us to take a fresh look at these immutable human values like love and compassion. In modern conditions of society experience of creation and operation of the first communities of sisters of mercy is more urgent than ever.
Keywords: nurses, motivation, values, socio-professional characteristics.