Научная статья на тему 'Католические общины сестер милосердия на территории Российской империи'

Католические общины сестер милосердия на территории Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
766
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ / ОБЩИНЫ / КОНГРЕГАЦИЯ ДОЧЕРЕЙ МИЛОСЕРДИЯ / КОНГРЕГАЦИЯ МИССИЙ / ЛАЗАРИСТЫ / СВ. ВИКЕНТИЙ ДЕ ПОЛЬ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ / МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ / SISTERS OF MERCY / COMMUNITIES / CONGREGATION OF THE DAUGHTERS OF CHARITY / CONGREGATION OF THE MISSION / LAZARISTS / SAINT VINCENT DE PAUL / RUSSIAN EMPIRE / KINGDOM OF POLAND / MINISTRY OF NATIONAL EDUCATION / ORDER OF PUBLIC CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрова Екатерина Владимировна

Статья посвящена исследованию католических общин сестер милосердия в Западном крае Российской империи в первой половине XIX в. На основе анализа источников выявляются индивидуальные особенности не только католических, но и других отечественных общин, появившихся на территории империи в этот период. После присоединения католических территорий Польши к Российской империи государственное управление охватило католические монастыри и Ордена, в том числе и Конгрегацию дочерей милосердия св. Викентия де Поля. На территории империи католические общины занимались общественным призрением и миссионерской деятельностью. Однако после польского восстания 1830-1831 гг. российское правительство стало рассматривать общины как политическую угрозу. В связи с этим проблема существования католических общин требовала решения. В 1842 г. их деятельность была значительно урезана. Существовал ряд проектов по переустройству конгрегации дочерей милосердия губернаторами Западного края В. И. Назимовым и И. В. Васильчиковым. Польское восстание 1863 г. не дало воплотить в жизнь их идеи, в результате чего все проекты по католическим общинам сестер милосердия были отменены. К 1870 г. на территории Царства Польского на законных основаниях была открыта Варшавская община сестер милосердия при храме св. Казимира, сестры которой работали в больницах Приказа общественного призрения. Община была лишена права самостоятельного распоряжения капиталами, заведование больницами касательно духовных дел подчинялось местному епархиальному начальству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Catholic Communities of the Sisters of Mercy in the Russian Empire

The article is devoted to study the Catholic communities of Sisters of Mercy in the Western region of the Russian Empire. Based on the analysis of sources the author has identified the individual characteristics of Catholic and other local communities appeared on the territory of the Empire in that period. After the accession of the Catholic communities in Poland to the Russian Empire, the state office reached out to Catholic monasteries and Orders, including “Congregation of the Daughters of Charity of Saint Vincent de Paul”. Within the Empire the Catholic communities engaged in public charity and did missionary work. However, after the Polish uprising in 1830-1831, the Russian government began to consider communities as a political threat. In this regard, the problem of the existence of Catholic communities demanded a solution. In 1842, their activities were signifi cantly curtailed. There were a number of projects for the reconstruction of the “Congregation of the Daughters of Charity of Saint Vincent de Paul” by Governors of the Western region V. Nazimov and J. Vasilchikov. Polish uprising in 1863 didn’t let to embody their ideas, and all projects according to the Catholic communities of Sisters of Mercy were cancelled. In 1870 the Russian government opened the legal community of Sisters of Mercy in Warsaw at the Church of St. Casimir. The sisters of this community worked in the hospitals of the Order of public charity. The community was deprived of its right to dispose of the capital, to manage hospitals. The community obeyed the local diocesan authorities in spiritual matters.

Текст научной работы на тему «Католические общины сестер милосердия на территории Российской империи»

Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Петрова Екатерина Владимировна, аспирант Исторического факультета ПСТГУ 115184, Россия, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23 б ekaterina-petrova12@yandex.ru

2017. Вып. 74. С. 120-128

Католические общины сестер милосердия на территории Российской империи*

Е. В. Петрова

Статья посвящена исследованию католических общин сестер милосердия в Западном крае Российской империи в первой половине XIX в. На основе анализа источников выявляются индивидуальные особенности не только католических, но и других отечественных общин, появившихся на территории империи в этот период. После присоединения католических территорий Польши к Российской империи государственное управление охватило католические монастыри и Ордена, в том числе и Конгрегацию дочерей милосердия св. Викентия де Поля. На территории империи католические общины занимались общественным призрением и миссионерской деятельностью. Однако после польского восстания 1830—1831 гг. российское правительство стало рассматривать общины как политическую угрозу. В связи с этим проблема существования католических общин требовала решения. В 1842 г. их деятельность была значительно урезана. Существовал ряд проектов по переустройству конгрегации дочерей милосердия губернаторами Западного края В. И. Назимовым и И. В. Васильчиковым. Польское восстание 1863 г. не дало воплотить в жизнь их идеи, в результате чего все проекты по католическим общинам сестер милосердия были отменены. К 1870 г. на территории Царства Польского на законных основаниях была открыта Варшавская община сестер милосердия при храме св. Казимира, сестры которой работали в больницах Приказа общественного призрения. Община была лишена права самостоятельного распоряжения капиталами, заведование больницами касательно духовных дел подчинялось местному епархиальному начальству.

Одним из благотворительных институтов, зародившихся в России в XIX в., были общины сестер милосердия. Помимо частных общин и общин, входящих в структуру Российского общества Красного Креста, существовали и конфессиональные общины. История возникновения последних освещена в ряде исследований. Основательным трудом, опирающимся на обширный пласт источников, на данный момент можно назвать монографию А. В. Постернака «Очерки по истории общин сестер милосердия»1. Изучая историю института сестер милосердия в целом, автор в одной из глав проводит исторический экскурс по католическим общинам сестер милосердия во Франции. К сожалению, в ходе данного исследования не упоминалось о католических общинах сестер милосердия, ока-

* Статья подготовлена в рамках проекта «Общины сестер милосердия Российской империи (1844—1917 гг.)», осуществляемого при поддержке Фонда развития Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

1 Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001.

завшихся на территории России вместе с присоединенной после разделов Речью Посполитой. При этом автор отметил отсутствие западных образцов для формирования отечественных общин сестер милосердия в Российской империи2.

Еще одним исследованием по данной тематике стали публикации Л. А. Кар-пычевой3. Исследовательница не ставила задачу изучить историю католических общин сестер милосердия в России, но тем не менее указала, что католические общины, наряду с общинами лютеранских диаконисс, стали прототипами первых российских общин сестер милосердия4.

Кроме вышеуказанных работ, на данный момент нет исследований, так или иначе упоминающих о католических общинах сестер милосердия в Российской империи. Таким образом, проблема изучения этих общин остается открытой.

В результате раздела Речи Посполитой в состав Российской империи вошли монашеские католические ордена и конгрегации: 23 мужских и девять женских орденов5, а также четыре общины сестер милосердия (в Луцке, Житомире, Теплице, Грудке)6.

Первая община сестер милосердия появилась во Франции 29 ноября 1633 г. по инициативе священника Викентия (Винсента) де Поля и богатой знатной вдовы Луизы де Марийяк ле Гра. Именно Викентий де Поль предложил название «sœur de lacharité» — сестра милосердия, а общины стали именоваться «Общества дочерей милосердия». В 1668 г. этот институт приобрел церковно-юридический статус католической конгрегации и получил название «Конгрегация дочерей милосердия»7.

Ранее, в 1625 г., Викентием де Полем была основана монашеская миссионерская «Конгрегация миссий» (ее членов еще будут именовать лазаристами, по названию монастыря св. Лазаря в Париже, ставшего духовным и административным центром общества) для проповеди Евангелия прежде всего среди бедных слоев населения, а также для обучения духовенства и оказания помощи в управлении приходами8.

В Польше механизм возникновения общин сестер милосердия был аналогичным. В 1651г. в Варшаве была основана обитель лазаристов, куда ее адепты

2 См.: Постернак. Указ. соч. С. 55.

3 Карпычева Л. А. Общины сестер милосердия и Православная Церковь // Она же. «На небесах уготовится истина Твоя»: неравнодушные мысли православного человека. СПб., 2009. С. 259—278; Она же. Сестры милосердия: История в свете современности // Начало: Журнал Института богословия и философии. 2005. № 14. С. 128—145.

4 См.: Карпычева. Общины сестер милосердия и Православная Церковь. С. 259; Она же. Сестры милосердия... С. 132.

5 См.: Вишленкова Е. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. Саратов, 2002. С. 180.

6 РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 2982: Дело об упразднении римо-католических общин сестер милосердия в г. Луцке, Житомире Волынской губернии.

7 Термин «конгрегация» (лат. œngregatio) в Католической Церкви используется для обозначения в первую очередь монашеского института, не имеющего статуса монашеского ордена. Члены такой общины приносили либо постоянные, либо временные обеты и вели общинный образ жизни. Такие общины не имели официального церковного статуса и четко определенных правил.

8 См.: Католическая энциклопедия. М., 2002. Т. 2. С. 1473.

прибыли вслед за французской принцессой Луизой Марией де Гонзага, ставшей женой польского короля Владислава IV9. В 1652 г. вслед за ней в польской столице появились и дочери милосердия10 (польск. бюб^у шИ"081егё21а). Устав польских дочерей милосердия не отличался от французских и брал свое начало в уставах монашеских орденов11. Управление конгрегацией осуществлял глава священнической «Конгрегации миссий» (лазаристов), а также настоятельница, избиравшаяся из среды сестер и утверждавшаяся генеральным настоятелем ордена лазаристов, резиденция которого находилась в Риме. Настоятельница управляла общиной самостоятельно и не зависела от Генерального настоятеля ордена. За нравственное состояние сестер отвечал священник ордена лазаристов. Вступавшие в общину девушки проходили обучение в течение трех лет. Они изучали не только правила оказания медицинской помощи, но и догматы католической веры и упражнялись в духовном чтении. По окончании обучения девушки сдавали экзамены. Успешно прошедшие все испытания становились сестрами милосердия. Сестры приносили обеты нищеты, послушания, целомудрия и беспрерывного попечения о больных не в торжественной обстановке, а в присутствии лишь священника ордена лазаристов, настоятельницы общины и сестер. Обеты давались только на один год и, по желанию женщин, ежегодно повторялись. По окончании срока они могли переходить в другие сословия или вступать в брак12. Каждая сестра должна была беспрестанно молиться, часто исповедаться и через каждые 15 дней причащаться. Девушки постоянно понуждали себя к удалению от праздности, практически исключая отдых и в любое свободное время занимаясь вязанием, чтобы руки не бездействовали при совершении молитвы13.

После присоединения католических территорий Польши к Российской империи внутренний распорядок жизни сестер сохранялся, но изменилась система управления орденом. В результате раздела Речи Посполитой в состав империи вошли земли с огромным католическим населением. Чтобы обеспечить государственный контроль, требовалось создать католическую епархию, по сути оторванную от Римского престола. В нарушение канонов Католической Церкви и без утверждения папой Римским в 1782 г. была учреждена католическая епархия с центром в Могилеве, а епископом был назначен Станислав Богуш-Сестренцевич. Во второй половине 1790-х гг. были организованы новые диоцезы в Вильне и Минске. В 1792 г. Богуш-Сестренцевич был утвержден папой Римским, который при этом с 1795 г. был лишен права объявлять свои послания и буллы на территории Российской империи без наивысочайшего на то разрешения14. Все три епископа были независимы друг от друга и от Могилевского архиепископа. Каждый мог иметь консисторию, в которую приглашались члены губернского правления. Нарушая традиционную для католической иерархии

9 См.: Католическая энциклопедия. Т. 2. С. 1476.

10 См.: Там же. Т. 1. С. 982.

11 См.: Там же.

12 РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 2980: Дело об учреждении общин сестер милосердия и утверждении их устава. Л. 1.

13 Там же. Л. 84.

14 См.: Козлов-Струтинский С., Парфентьев П. История Католической Церкви в России. СПб., 2014. С. 244.

структуру, российское правительство перевело ордена в подчинение епископам15, хотя и сохранило за ними движимое и недвижимое имущество16.

Вопреки указам Екатерины II, император Павел I, вступив на престол, восстановил традиционную систему управления монашескими орденами. 11 декабря 1800 г. были приняты «Высочайше утвержденные пункты» об управлении католическим духовенством в России. В них провозглашалась независимость орденов от епархиального начальства, а их имущество объявлялось достоянием духовенства17. Теперь ордена подчинялись непосредственно римско-католическому департаменту Юстиц-коллегии.

Александр I, придерживаясь екатерининской политики, пытался снизить влияние папы на российских католиков. Был издан закон о создании «Главной духовной консистории, или римско-католической духовной коллегии» вместо департамента Юстиц-коллегии. В управлении она воспроизводила принципы функционирования Святейшего Синода. Во главе стоял «председательствующий», которым назначался архиепископ Могилевский, он же митрополит римско-католических церквей в России. Римский папа здесь выступал в роли «консультанта» по каноническим вопросам и утверждал предложенные правительством кандидатуры на епископские кафедры, в связи с этим подчиненное положение орденов оказалось весьма неопределенным. Законодательство запрещало прямые отношения генералов орденов с Римским престолом и устанавливало их подчинение местным властям. За монашескими орденами сохранялось право самоуправления, но архиерей должен был следить за ними и доносить о результатах наблюдения в коллегию18.

На территории Российской империи католические общины занимались уходом за больными, проводили миссионерскую деятельность, а некоторые женские конгрегации также открывали пансионы, в которых воспитывалось по 100 детей и более. Их обучали чтению, письму, Закону Божиему, рукоделию. Такая деятельность приветствовалась правительством, и все учебные заведения находились в ведении Министерства народного просвещения. К 1842 г. в Западном крае насчитывалось около 130 сестер милосердия католического вероисповедания19.

Польское восстание 1830—1831 гг. стало причиной реорганизации всех католических орденов и конгрегаций со стороны российских властей. 1 января 1842 г. по высочайшему указу императора Николая I имения и капиталы католических монастырей и монашеских орденов были переданы в казну20. Все деньги поступили в Министерство внутренних дел, а общины сестер милосердия получили статус заштатных монастырей. Сестрам наряду с монашествующими было определено содержание по 40 руб. в год. Так как общины лишились не только земель, но и средств к самостоятельному существованию, то все пансионы при общинах были закрыты, а их помещения перешли в пользование Министерства

15 См.: Вишленкова Е. Заботясь о душах поданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. Саратов, 2002. С. 183.

16 См.: Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 19. № 14122.

17 См.: Там же. Т. 26. № 19684.

18 См.: Вишленкова. Указ. соч. С. 181—184.

19 РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 2980. Л. 1.

20 См.: Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. 18. № 15188—15189.

народного просвещения или в Приказы общественного призрения21. В декабре 1842 г. орден миссионеров (лазаристов) был упразднен, священников распределили по приходам, запретив осуществлять ежегодный набор в их организацию22. В июле 1843 г. российское правительство поручило Приказу общественного призрения передать католическим сестрам милосердия достойное помещение для проживания и обеспечить необходимые условия жизни: отопление, освещение, стол, одежду и работу в богадельнях Приказа общественного призрения23. Такое предложение не было принято всеми сестрами. Одни попросили разрешения выехать за границу, где проживали их родственники, другие — открыть собственные каплицы24, иметь собственного духовника и возможность заниматься делами милосердия, установленными их орденом. И тем и другим в просьбе было отказано. В первом случае, по мнению председателя комитета министров и государственного совета князя И. В. Васильчикова, «увольнение их за границу неудобно, потому что может подать повод к нареканиям и ложным толкам, так как все они дворянского происхождения»25. Во втором случае И. В. Васильчиков указывал, что в содержании собственного духовника и каплицы нет необходимости, так как они «могли ограничиться ближайшим приходом священника»26 и заниматься делами милосердия в Приказе общественного призрения. С такой постановкой дел согласились не все сестры. По мнению министра внутренних дел С. С. Ланского, «главной причиной такого их искательства есть отсутствие при настоящем положении вещей того орденского общежития и подчинение известному религиозному уставу, в котором сестры находили свою нравственную силу и опору при исполнении несомненно трудного дела хождения за больными»27. Он замечает, что «непосредственное подчинение общины римско-католическому духовенству, как это было до 1842 г., было бы несовместно с теми началами, которыми правительство постоянно руководствуется относительно сего последнего, ограничивая деятельность оного прямыми лишь обязанностями служителей Церкви»28.

Назревший вопрос требовал безотлагательного решения. Министр внутренних дел С. С. Ланской предложил губернаторам Западного края В. И. Назимову и И. В. Васильчикову составить проект новых общин для католических сестер и представить его на рассмотрение императору.

Виленский, Гродненский и Ковенский генерал-губернатор Владимир Иванович Назимов 1 декабря 1856 г. прислал министру внутренних дел отчет о положении католических сестер милосердия в данном регионе и предложил восстановить в Западном крае Конгрегацию дочерей милосердия св. Викентия де Поля на следующих основаниях: 1) все сестры милосердия должны работать в больницах Приказа общественного призрения; 2) дать начальницам общин

21 РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 2980. Л. 3.

22 Там же. Л. 4.

23 Там же. Л. 5.

24 Каплица (польск. карИса) — небольшая часовня.

25 РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 2980. Л. 6.

26 Там же. Л. 7.

27 Там же. Л. 10 об.

28 Там же. Л. 11.

право самостоятельно назначать сестер в лечебные заведения; 3) предоставлять епархиальному епископу право решать духовные вопросы, но не вмешиваться в обязанности больничного начальства; 4) начальница общин должна избираться большинством голосов из сестер милосердия, находившихся в заведениях, подведомственных приказам общественного призрения. Их кандидатура должна была утверждаться Виленским католическим епископом и особым попечительным комитетом общества сестер милосердия, в который епископ передавал собранные голоса, после чего начальница избиралась на длительный срок; 5) все сестры милосердия должны были подчиняться местному епархиальному епископу, а в общежитии — начальнице и светскому начальству; 6) главное управление общиной должно осуществляться Попечительным комитетом, который должен возглавить местный генерал-губернатор, католический епископ и губернский предводитель дворянства; 7) почетной попечительницей должна стать супруга генерал-губернатора и если та не согласится, то другая почетная дама29. Параллельно с этим реформированным институтом В. И. Назимов предложил создать при Виленском православном монастыре общину сестер милосердия по примеру общин, уже учрежденных в Санкт-Петербурге, предоставив им работу в больницах Приказа общественного призрения, но ограничить соприкосновение с сестрами католического вероисповедания. Деньги на учреждение такой общины должны были поступить из казны Виленского Приказа общественного при-зрения30, а разработка правил для сестер поручалась литовскому епархиальному православному начальству.

Генерал-губернатор Киевского, Подольского и Волынского военных округов князь И. В. Васильчиков предложил министру внутренних дел С. С. Ланскому вновь открыть Житомирскую общину католических сестер милосердия под управлением настоятельницы упраздненного монастыря Паулы Дзивиллови-чевой, дать ей возможность учредить сиротский дом для девочек и мальчиков католического вероисповедания и предоставить право войти под ее управление сестрам других католических общин, проживавших на данной территории. Устройство житомирской католической общины должно было соответствовать тем правилам, которые предлагались генерал-губернатором В. И. Назимовым, но с назначением выплат каждой сестре по 100 руб. в течение 10 лет, пока община не наберет собственный капитал31.

Проект возобновления в Западном крае деятельности католических общин сестер милосердия на новых началах был передан министром внутренних дел С. С. Ланским на рассмотрение императору 28 июля 1858 г. 1 мая 1859 г. император Александр II принял решение отложить суждение по данному вопросу о новом устройстве сестер милосердия в Западном крае до издания постановлений о сестрах милосердия Крестовоздвиженской общины.

Польское восстание 1863 г. не дало воплотить в жизнь идеи И. В. Васильчи-кова и В. И. Назимова, так как была установлена связь монахов католических мо-

29 РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 2980. Л. 89.

30 Там же. Л. 92.

31 Там же. Л. 94.

настырей и орденов с участниками заговора против правительства32, в результате чего все проекты по католическим общинам сестер милосердия были отменены. К 1870 г. на территории Российской империи остались только три католические сестры милосердия, проживавшие в Виленском монастыре бенедиктинок, а в Царстве Польском на законных основаниях была открыта Варшавская община сестер милосердия при храме св. Казимира. Сестры милосердия Царства Польского были приравнены к прочим сестрам, работавшим в больницах Приказа общественного призрения. Варшавская католическая община была лишена права самостоятельного распоряжения капиталами, заведованием больницами и в духовном отношении подчинялась местному епархиальному начальству. Из прежних преимуществ общине было позволено открыть новициат33 для призрения детей до семи лет34.

21 мая 1880 г. на территории Царства Польского была открыта Варшавская Елизаветинская община сестер милосердия. Первой ее попечительницей стала графиня Елизавета Петровна Коцебу (урожденная графиня фон Мантейфель), жена Варшавского генерал-губернатора Павла Евстафьевича Коцебу, участника Крымской войны, сына известного немецкого писателя и драматурга Августа-Фридриха-Фердинанда Коцебу. Община находилась в ведении Варшавского окружного управления Российского общества Красного Креста и принимала девушек любого христианского вероисповедания.

Следует отметить, что полная свобода деятельности католических общин сестер милосердия с самого начала вряд ли могла соответствовать интересам российского правительства на присоединенных территориях. Поэтому власть над общинами практически сразу же перешла от ордена лазаристов к пророссийско-му католическому епископу. Поскольку деятельность общин была направлена на призрение и не вызывала нареканий, общинам позволили спокойно функционировать в Западном регионе еще почти 40 лет.

Польские восстания 1830—1831 гг. и 1863 г. послужили причиной того, что католические общины в глазах российского правительства стали представлять политическую угрозу, а это в итоге привело к полному прекращению их деятельности в рамках конгрегации дочерей милосердия св. Викентия де Поля.

Ключевые слова: сестры милосердия, общины, Конгрегация дочерей милосердия, Конгрегация миссий, лазаристы, св. Викентий де Поль, Российская империя, Речь По-сполитая, Министерство народного просвещения, Приказы общественного призрения.

32 См.: Высочайший указ о Римско-католических монастырях в Царстве Польском и дополнительные к сему указу правила. СПб., 1864. С. 84.

33 Новициат (от лат. щтааШв, поУИаШБ — «новый, неопытный», поуш — «новый») — в Католической Церкви период послушничества, то есть испытания вступающих в монашеский орден новоциев.

34 РГИА. Ф. 821. Оп. 125. Д. 2980. Л. 307.

Список литературы

Вишленкова Е. Заботясь о душах подданных: религиозная политика в России первой четверти XIX века. Саратов, 2002.

Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия в Санкт-Петербурге за пятидесятилетие (1844-1894). СПб., 1894.

Карпычева Л. А. Общины сестер милосердия и православная церковь // Она же. «На небесах уготовится истина Твоя»: Неравнодушные мысли верующего человека. СПб., 2009. С. 259-278.

Карпычева Л. А. Сестры милосердия. История в свете современности // Начало: Журнал Института богословия и философии. 2005. № 14. С. 128-145.

Козлов-Струтинский С., Парфентьев П. История Католической Церкви в России. СПб., 2014.

Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001.

St Tikhon's University Review.

Series II: History. Russian Church History.

2017. Vol. 74. P. 120-128

Ekaterina Petrova, Postgraduate student of Faculty of History at St. Tikhon's Orthodox University (PSTGU), 23 B, Novokuznetskaya ul., Moscow, 115184, Russian Federation ekaterina-petrova12@yandex.ru

The Catholic Communities of the Sisters of Mercy in the Russian Empire

E. Petrova

The article is devoted to study the Catholic communities of Sisters of Mercy in the Western region of the Russian Empire. Based on the analysis of sources the author has identified the individual characteristics of Catholic and other local communities appeared on the territory of the Empire in that period.

After the accession of the Catholic communities in Poland to the Russian Empire, the state office reached out to Catholic monasteries and Orders, including "Congregation of the Daughters of Charity of Saint Vincent de Paul". Within the Empire the Catholic communities engaged in public charity and did missionary work. However, after the Polish uprising in 1830—1831, the Russian government began to consider communities as a political threat. In this regard, the problem ofthe existence of Catholic communities demanded a solution. In 1842, their activities were significantly curtailed. There were a number of projects for the reconstruction of the "Congregation of the Daughters of Charity of Saint Vincent de Paul" by Governors of the Western region V. Nazimov and J. Vasilchikov. Polish uprising in 1863 didn't let to embody their ideas, and all projects according to the Catholic communities of Sisters of Mercy were cancelled.

In 1870 the Russian government opened the legal community of Sisters of Mercy in Warsaw at the Church of St. Casimir. The sisters of this community worked in the

hospitals of the Order of public charity. The community was deprived of its right to dispose of the capital, to manage hospitals. The community obeyed the local diocesan authorities in spiritual matters.

Keywords: Sisters of Mercy, communities, Congregation of the Daughters of Charity,

Congregation of the Mission, Lazarists, Saint Vincent de Paul, Russian Empire, Kingdom of

Poland, Ministry of National Education, Order of public charity.

References

Vishlenkova E. 2002. Zabotyas' o dushakhpodannykh: religioznayapolitika v Rossiipervoj chetverti XIX veka [Taking care of the souls of citizens: religious policy in Russia in the first quarter of the19th century], Saratov.

Karpycheva L.A. 2009. Obshhiny sester miloserdiya ipravoslavnaya tserkov' [Sisters of mercy and the Orthodox Church] //Karpycheva L,A, Na nebesakh ugotovitsya istina Tvoya: Neravnodush-nye mysli veruyushhego cheloveka. SPb., 259-278.

Karpycheva L.A. 2005. Sestry miloserdiya, Istoriya v svete sovremennosti [Sisters of Mercy: in the light of the history of modernity] //Nachalo, Zhurnal Instituta bogosloviya i filosofii, 14. 128145.

Kozlov-Strutinskij S., Parfent'ev P. 2014. Istoriya Katolicheskoj Tserkvi v Rossii [The history of the Catholic Church in Russia], SPb.

Posternak A.V. 2001. Ocherki po istorii obshhin sester miloserdiya [Essays on the history of the community of Sisters of Mercy], Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.