ББК 87.6
ОБЩИНЫ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ И ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ В XIX ВЕКЕ Б.А. Ершов
В статье рассматривается деятельность сестер милосердия в русской провинции в XIX веке. Показано, что неизменными качествами сестер были строгая нравственность, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству
Ключевые слова: община, милосердие, церковь, благотворительность, обитель
На всем протяжении XIX века значение благотворительной и просветительской
деятельности русской православной церкви росло вместе с ростом социального сознания,
подкрепляемого подъемом в литературной деятельности, и под напором активных пастырских усилий других религий.
В XIX веке возродился интерес к движениям мирян, и по всей России был создан ряд благотворительных братств и особенно сестричеств. В России до XIX века не
существовало специальных учреждений, занимавшихся уходом за больными. Первые попытки создать подобного рода
благотворительную организацию относятся к началу XIX века, когда в 1803 году при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы были основаны вдовьи дома. Управление ими осуществлялось почетными опекунами, а непосредственное наблюдение за призреваемыми возлагалось на настоятельниц[1]. При этих домах были созданы отделения сердобольных вдов. Они в течение года находились на испытательном сроке, затем приводились к присяге, когда на них возлагался знак сердоболия в виде золотого креста на зеленой ленте, который они имели право носить всю жизнь, даже если покидали отделение, но оставались в самом Вдовьем доме. По прошествии десяти лет службы им выплачивали пенсию, которая, как и знак сердоболия, сохранялась за ними до конца жизни. В разработке программ обучения акушерок, сиделок, сердобольных вдов и в реализации ухода за бедными, больными, ранеными и беременными принимали участие образованные представители российского государства.
Ершов Богдан Анатольевич - ВГТУ, канд. ист. наук, ст. преподаватель, тел. (4732) 24-71-22
К женщине, решившей посвятить себя благородному, «Богу угодному делу» - оказанию помощи больному, бедному, беззащитному, предъявлялись высокие нравственные требования. Эти требования были закреплены в специальных документах (присяга, клятва, инструкции и др.)[2].
В 1844 году великой княгиней Александрой Николаевной и принцессой Терезой Ольденбургской в столице была основана первая в России община сестер милосердия, с 1873/74 года получившая наименование Свято-Троицкая, - до этого времени она не имела названия. Руководство общиной осуществлялось дамским комитетом, а содержание ее обеспечивалось за счет процентов с капиталов великой княгини Александра Николаевны - других постоянных доходов, кроме принимавшихся от императорской фамилии и частных лиц пожертвований, не было. В общину могли вступить незамужние женщины и вдовы, обязательно грамотные, от 18 - до 40 лет[3]. Если сестра выходила замуж, она исключалась из общины. Испытательный срок определялся от одного года до трех лет. В функции сестер входили дежурства на квартирах и в больнице, прием больных, приходивших в общину:
профессиональная подготовка женщин была сугубо практической и сводилась к знанию некоторых лечебных процедур и санитарно-гигиенических правил ухода.
В общине к середине 70-х годов XIX века существовало пять отделений: собственно сестер милосердия; испытуемых сестер; медицинское; воспитательное и четырехклассная женская школа. При общине находились женская больница (рассчитана на 52 больных: 38 взрослых и 6 детей).
Наиболее благоустроенными в Воронежской губернии были больницы, находившиеся под покровительством принцессы Е.М.
Ольденбургской в ее имении в селе Рамонь Воронежского уезда, а также больница Николаевской общины сестер милосердия, состоявшая также под покровительством принцессы Е.М. Ольденбургской и находившаяся в ведении Воронежского местного Управления Общества Красного Креста.
Рамоньская больница была рассчитана на 32 кровати, из которых 12 для хирургических и терапевтических больных. Больницей заведовало 2 врача. В ней лечилось около 400 человек, и содержание ее обходилось в 1600 рублей, из которых на больных было израсходовано 11740 рублей, а 4260 рублей на медицинский персонал. При больнице имелась амбулатория. Выдача лекарств амбулаторным больным также производилась бесплатно. Больница Общества Красного Креста для хирургических больных с амбулаторным отделением находилась в ближайшем заведовании общины сестер милосердия. Она имела 20 постоянных кроватей, из которых 15 оплачивались местными общественными учреждениями и частными лицами. На содержание больницы и аптеки в 1898 году было израсходовано 6832 рублей 17 копеек[4].
Инициатива учреждения в Воронежской губернии общин сестер милосердия принадлежала главному военно-медицинскому управлению. Они были организованы в 1893 году. Учебная программа предусматривала изучение гигиены, анатомии, хирургии, физиологии, терапии, закона божьего. Курс обучения рассчитан на один год (в объеме курса и практических занятий, установленных правилами МВД и программ Главного управления Российского Общества Красного Креста от 19 февраля 1882 года). В отличие от Воронежской Общины сестер
милосердия в Курской сестры имели возможность проходить стажировку при своей больнице, а не в Губернской земской больнице [5].
В Воронежской губернии в 1817 году был основан Попечительный о бедных Комитет
Императорского Человеколюбивого общества. Круг деятельности Комитета включал в себя разнообразные направления: помощь
пострадавшим от стихийных бедствий и
несчастных случаев, выкуп из тюрем должников, помощь в сборе приданого бедным девушкам, помощь в похоронах неимущим, оказание помощи недееспособным, воспитание и обучение детей, организация работ или трудоустройство безработных вплоть до снабжения их необходимым материалом и сбытом готовой продукции, выплата пособий во время эпидемия. Крупным направлением в деятельности отделения
Попечительства о бедных являлась работа
Женского благотворительного отделения. Особенное внимание уделялось развитию женского труда и оказанию помощи в сбыте готовой
продукции.
Отечественным прототипом для первых общин сестер милосердия служили женские
общины или «послушнические монастыри», уже десятки лет, существовавшие в «недрах» российской православной традиции, внешняя деятельность которых заключалась в различного рода благотворительности. Насельницы этих послушнических монастырей имели монастырский
устав, но монашеских обетов не давали. Для рукоделия и пропитания они открывали богадельни и больницы, где ухаживали за больными и престарелыми, приюты для сирот,
странноприимные дома, школы и ясли для детей. Число таких женских общин, игнорируемых гражданскими и церковными властями, росло за счет частных пожертвований и значительного числа желающих в них поступить.
В 1851 году одна из таких общин, существующая в городе Задонске Воронежской губернии с 20-х гг. XIX века, обратилась к митрополиту Московскому Филарету Дроздову с просьбой помочь ей законно утвердиться как Тихоновское Общество сестер милосердия. По этому поводу митрополит Филарет замечал: «И хорошо, что Тихоновское общежитие образовалось не по иностранным образцам, но в простоте духа православного и русского». Основана данная община была нищелюбивой подвижницей Матроной Наумовной Поповой (1769 - 1851). Еще при жизни своей старица Матрона начала хлопотать об устроении женской монашеской общины на принадлежавшем ей участке в северной части города. К сожалению, старице немного на то отпущено было времени. Попечение о благом деле продолжили Задонский соборный протоиерей Петр Алексеевский, бывший душеприказчиком Матроны Наумовны и духовные ее наследницы[6].
На оставленный Наумовой капитал, согласно ее завещанию, была выстроена церковь в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радосте», а также жилые и хозяйственные помещения. В день Успения Богородицы в 1860 году епископ Воронежский Иосиф Богословский освятил новопостроенную церковь. Община при ней стала именоваться «Тихоновскою общиною сестер милосердия». Основной обязанностью сестер-монахинь было служение больным и бедным странникам, прибывавшим в Задонск на поклонение святыням. А 20 апреля 1868 года рясофорную послушницу Порфирию Алисову официально утвердили начальницей Тихоновского общества сестёр милосердия. Еще 27 февраля преосвященный Серафим Аретинский, епископ Воронежский, направил следующее предложение духовной консистории: «Рясофорные послушницы Покрово-девичьяго монастыря Порфирия Алисова и Екатерина Наумова назначаются мною, первая -начальницею Задонского Тихоновского странноприимного дома сестер милосердия, а вторая - ее помощницею, которые и имеют вполне заведывать хозяйственною частью сего странноприимнаго дома и наблюдать за нравственностью живущих в нем. Протоиерей же Алексеевский, заведывавший странноприимным домом, по неимению в нем лиц способных к управлению им, должен ограничиться только отправлением богослужения в нем». 3 сентября 1869 года по разрешению Святейшего Синода в храм общины было перенесено тело основательницы - Матроны Поповой и захоронено
здесь в особом склепе с правой стороны Скорбященской церкви. А позднее в этом же склепе был погребен и скончавшийся 11 марта 1875 года протоирей Петр Алексеевский.
29 марта 1880 года указом Святейшего Синода «дом сестер милосердия» получил статус самостоятельной Тихоновской общины со странноприимным домом при ней. Торжественное богослужение по этому поводу было совершено в день памяти старицы Матроны — 17 августа 1880 года. Сестры Тихоновского странноприимного дома не имели других средств к существованию, кроме пожертвований частных благотворителей. Так, Елецкая помещица Палицина купила для общины дом с фруктовым садом, находившимся вблизи обители, в котором до 1873 года проживала начальница общины. А помещица Коровкина, как и обещала, передала сёстрам в вечное владение 50 десятин земли. Так увенчалось благое дело,
начавшееся за 30 лет до этого назад ходатайством сотрудниц Матроны Наумовны о правительственном утверждении основанного ею странноприимного дома[7]. Среди общин милосердия губерний Центрального Черноземья выделяется Курско-Знаменская община сестер милосердия, которая была организована в 1893 году. 7 апреля 1893 года устав общины был
утвержден Главным управлением Российского общества Красного Креста, в то время уже давно и активно действовавшего на территории
Российского государства. Община была названа так во имя чудотворной иконы Знамения Божьей Матери. Попечительский совет возглавила Надежда Федоровна Монтрезор, вдова кавалерийского генерала. За свои многолетние самоотверженные труды в пользу Российского общества Красного Креста 16 мая 1910 года она была избрана
Почетным членом Российского общества Красного Креста. Известно, что в 1902 году старшей сестрой общины была М. А. Орлова, 14 января 1910 года из Санкт-Петербурга для исполнения обязанностей сестры-настоятельницы была приглашена сестра милосердия Общины имени генерал-адъютанта М. П. фон-Кауфмана Н. К. Золотарева. Духовником общины, законоучителем и наставником сестер милосердия несменяемо являлся протоиерей И.Ф. Пузанов.
По Уставу в сестры милосердия принимались лица женского пола, всех христианских
исповеданий, в возрасте от 20 до 45 лет, здоровые, умеющие читать и писать по-русски и знающие первые четыре правила арифметики, отвечающие при этом прочим условиям, определенным правилами о сестрах Красного Креста, утвержденных 31 января 1875 года. Преимущественным правом поступления в общину пользовались лица, наиболее развитые в
умственном и нравственном отношениях.
Желающие поступить в общину подавали в попечительство прошение и предоставляли необходимые документы: свидетельство о
рождении, свидетельство полиции о
благонадежности и об отсутствии препятствий для поступления в звание сестры милосердия, к которым относились разрешение мужа для замужних или такого же рода разрешение родителей или опекунов для несовершеннолетних (до 21 года), а также медицинское свидетельство. В течение трехмесячного испытательного срока испытуемые могли себя проверить, насколько им может доставить удовлетворение деятельность сестры милосердия и в какой мере они обладают необходимые для такой деятельности качествами. Учебная программа («правильные теоретические занятия») предусматривала изучение гигиены, анатомии, хирургии, физиологии, терапии, закона Божьего. Курс обучения был рассчитан на полтора года. Практические занятия испытуемых состояли в дежурствах у постелей тяжелобольных и оперированных, в присутствии при приеме больных, операциях, работе в перевязочной и амбулатории под руководством врачей и старших сестер. По окончании обучения и сдаче установленного экзамена испытуемые
удостаивались звания сестры милосердия.
В отчете общины за 1902 год написано, что допущенные к экзамену испытуемые показали отличные успехи и на предлагаемые вопросы отвечали «бойко и толково». Выяснилось, что они хорошо ознакомлены «с анатомией и физиологией человека, болезненными процессами и повреждениями, врачебной гигиеной и диететикой, уходом и наблюдением за больными, приготовлением материалов и предметов для перевязок и операций, фармакологией и рецептурой, хозяйством и т.п.», а по закону Божьему отвечали на «отлично». В благословение от Попечительницы общины Н. Ф. Монтрезор они получили каждая серебро-вызолоченный образ Божией Матери, святое Евангелие и молитвенник. Штатный состав общины был относительно постоянным: уставом было предусмотрено 8
человек, это количество крестовых сестер обычно и сохранялось. По мере необходимости сестер направляли на дежурства в частные дома города и уездов, а также командировали в помощь врачебному персоналу для прекращения эпидемических болезней в городах и селах, для помощи населению при неурожае, для участия в военных маневрах не только в Курской губернии, но и по всей России.
При общине существовала домовая Скорбященская церковь, освященная 8 января 1898 года. Содержалась она на личные средства Н. Ф. Монтрезор. В ней по всем воскресным и праздничным дням и накануне их «неопустительно» совершались богослужения, принося духовную радость и утешение присутствовавшим на них свободным сестрам, испытуемым, больным, не прикованным своими недугами к постели, и сторонним прихожанам. Традиционной была украшенная различными пожертвованными вещами елка, которую зажигали на Рождественских праздниках, 27 декабря по
старому стилю, для больных. В 1896 году в Тамбове была образована Питиримовская община сестёр милосердия, при которой работала бесплатная амбулатория. Однако, имея всего несколько кроватей для больных, она не могла существенно улучшить положение дел, поэтому в 1912 году за городом, на Инвалидном лугу был возведён госпиталь, который смог принимать до 150 человек. Он стал одной из лучших больниц города Тамбова с хорошо оборудованными операционными, палатами для больных, аптечным и хозяйственным отделениями.
С 1853 по 1876 гг. сестрами, несмотря на то, что число их не превышало 23, был оказан уход 103 758 больным. Особое место в деятельности общин сестер милосердия занимает Крестовоздвиженская община, которая была учреждена в Петербурге в самом начале Крымской войны по инициативе Великой княгини Елены Павловны (день создания общины - 5 ноября 1854 года совпал с
православным праздником Воздвижения Креста Господня - символа христианской веры). Это было первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым на поле боя. Помощь раненым силами сестер милосердия этой общины явилась прообразом деятельности будущего Общества Красного Креста[8]. В 1867 году было основано Русское общество попечения о больных и раненых воинах (в 1879 году переименовано в Российское общество Красного Креста). Оно имело 232 комитета во всех губерниях России и 62 общины сестер милосердия, при которых были больницы.
В губерниях Центрального Черноземья также шел процесс формирования учреждений Общества Красного Креста, начиная с 70-х годов XIX века. Основная масса местных комитетов и учреждений Общества Красного Креста сформировалась в Воронежской губернии в 90-е годы XIX века. Местные комитеты были созданы в таких уездных городах - Богучар (1894 год), Бобров (1898 год), Нижнедевицк (1894 год), Павловск (1894 год).
В этот же год были созданы Валуйский, Задонский, Землянский, Коротоякский, Острогожский, Новохоперский, Бирюченский комитеты. Священнослужители в Воронежском отделении Общества Красного Креста исполняли различные обязанности. В 1898 году священник Семен Кошелев исполнял обязанности бухгалтера при местном отделении Красного Креста[9]. В Воронеже и губернии имелись и специальные учреждения Российского Общества Красного Креста. Так, в 1893 году в Воронеже была создана Николаевская община сестер милосердия, имевшая основные средства на сумму 55000 рублей капитал ее 26590 рублей[10]. В 1898 году текущие средства составили 10973 рубля расход 14995 рублей. Под эгидой Воронежской Николаевской общины сестер милосердия был создан в специально купленной усадьбе приют для хронических больных имени благотворительницы Ягуповой (пожертвовавшей на эти цели около 50 тысяч рублей). О том, какое
значение придавалось помощи больным в глазах общества, говорит тот факт, что попечительницей приюта являлась супруга воронежского губернатора Голикова[11]. При этой общине была создана также больница на 20 человек. Однако ее услугами пользовалось значительно больше больных. Постоянно в больнице на лечении находилось 12 детей, амбулаторно лечилось 460. Взрослых лечилось - 3772 мужчин и 3228 женщин. Содержалась больница на средства общины. В 1894 году в Воронеже открылось Елизаветинское сиротское убежище Российского Общества Красного Креста на 100 человек. Получило помощь в нем в 1898 году 129 детей. Училище располагало капиталом на сумму 56747 рублей. Ежегодно ему оказывало помощь губернское земство 1000 рублей и уездное земство 1500 рублей. В 1898 году в селе Синие Липяги в Нижнедевицке были созданы ясли местного комитета Российского Общества Красного Креста, рассчитанные на 50 человек. Ими пользовалось свыше 158 приходящих детей. Содержались ясли целиком на средства комитета. В Воронежской губернии выяснилось, что случаи брюшного тифа имели характер спорадический. Меры к прекращению этой эпидемии были приняты. Туда был направлен отряд Красного креста с врачом, сестры милосердия, председатель губернской земской управы и врачебный инспектор. Была усилена деятельность столовых, было послано еще 9000 пудов хлеба, затем еще 3000 пудов на усиление деятельности этих столовых. Организованные на пожертвования частных лиц, в том числе и лиц императорской фамилии, эти ведомства и общества выполняли функции общественного призрения и являлись государственными учреждениями[12].
В Курске местное управление Российского Общества Красного Креста существовало с 1875 года. Возглавлял его Епископ Курский и Белгородский Лаврентий. В состав управления входило также несколько членов, в том числе Курский губернатор граф А.Д. Милютин, курский вице-губернатор Н.Г. Фон-Бюнтинг, А.Д. Дурново, тайный советник Жаворонков, управляющий Курским отделением Государственного банка А.И. Светлицкий. Местные комитеты Российского Общества Красного Креста в Курской губернии были созданы в уездных центрах: в Белгороде (1893 год), Грайвороне, Дмитриеве (1894 год), Судже (1894 год), Фатеже (1895 год). Капиталы их были незначительными в Белгороде - 646 рублей, Грайвороне - 246 рублей Судже - 144 рубля Фатеже - 77 рублей. В 1899 году по указанию Главного Управления Курское отделение Российского Общества Красного Креста оказало значительную помощь губерниям, пострадавшим от неурожая, выслав в Пермскую, Самарскую и Симбирскую губернии денежное пособие в 2700 рублей. Процесс формирования местных комитетов Российского Общества Красного Креста в Тамбовской губернии в отличие от Курской и Воронежской начался в конце 70-х годов XIX века.
В Тамбове было создано местное управление Российского Общества Красного Креста (капитал его составлял 160846 рублей, в 1898 году поступило 102347 рублей, расход составил 86233 рубля). Местные комитеты были созданы в Борисоглебске, городе Елатьме (1877 год), городе Козлове (1877 год), Липецке (1877 год), Усмани (1874 год). В конце 90-х годов был создан местный комитет Российского Общества Красного Креста в городе Шацке (1898 год). В это же время была основана община сестер милосердия Российского Общества Красного Креста в Тамбове (1896 год). При ней функционировала бесплатная амбулаторная лечебница, оказавшая помощь 12104 взрослым мужчинам и 6084 женщинам. Лечебница существовала на средства Общества.
Материальные возможности местных комитетов Российского Общества Красного Креста в Тамбовской губернии были весомее, чем в Курской губернии. Активный процесс создания местных комитетов Российского Общества Красного Креста в 90-е годы в Воронежской и Курской губерниях был обусловлен именно тяжелейшими условиями, связанными с неурожаем, голодом, эпидемиями. Таким образом, местные комитеты и различные учреждения, функционировавшие в губерниях Центрального Черноземья под эгидой Российского Общества Красного Креста, вносили существенный вклад в развитие благотворительного движения в регионе. Оно осуществлялось в русле общероссийских тенденций, и было его составной и неотъемлемой частью. Весомый вклад в образование общин сестер милосердия в Воронежской губернии внес архимандрит Митрофан Сребрянский Отец Митрофан Сребрянский (в монашестве Сергий) родился 31 июля 1870 года в семье священника. Выучился на ветеринара, потом закончил семинарию, женился. Матушка — Ольга Владимировна — была ему верным другом и во всем помощницей. Отец Митрофан диаконствовал в селе Лизиновка Воронежской губернии, в 1894 году служил в Рыпине Полоцкой губернии полковым священником 47-го драгунского Татарского полка, с 1896 года — в Орле при 51-м драгунском Черниговском полку. Во время русско-японской войны полк принимал участие в боевых действиях в Маньчжурии.
Шефом полка была великая княгиня Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия, ныне прославленная церковью в лике
преподобномучениц. Великая княгиня была знакома с отцом Митрофаном еще до войны, знала и матушку. После убийства великого князя Сергея Александровича в 1905 году великая княгиня Елизавета Федоровна целиком посвятила себя деятельному милосердию; в 1906—1908 годах она обдумывала план создания будущей обители — светской общины сестер милосердия, основанной на монашеских началах послушания и самоотвержения. Отец Митрофан предложил свой
проект устава; его взгляд на устройство обители был близок великой княгине, при этом она высоко ценила отца Митрофана как священника — так он был приглашен на должность духовника Марфо-Мариинской обители милосердия.
К тому времени отец Митрофан снова служил в Орле и с трудом решился на переезд: он очень любил свой приход и пользовался всеобщей любовью и уважением горожан (как вспоминал сам отец Митрофан в беседе с Н. Н. Соколовой, в день его отъезда на вокзале собралась такая толпа, что лишь конной полиции удалось очистить путь для поезда, увозившего его в Москву). Отец Митрофан стал духовным руководителем Марфо-Мариинской обители милосердия, наставником и помощником настоятельницы
Проанализировав опыт первых общин сестер милосердия, можно отметить, что принципиальных отличий в их деятельности не было. Неизменными качествами сестер были строгая нравственность, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но, в отличие от монастырских, сохраняли за членами общины некоторые элементы свободы. Сестры имели право наследовать и владеть собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял делать кому-либо «скидки», да никто и не стремился к привилегиям, все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени и лишения и опасности фронтовой жизни.
С другой стороны, следует подчеркнуть социальную направленность сестринской, акушерской и фельдшерской помощи в России, которая, прежде всего, предназначалась для
бедных, беременных, новорожденных, детей, стариков, больных и раненых. Кроме того, она была направлена на оказание помощи
пострадавшим от войн, стихийных бедствий,
эпидемий. Предоставлялись не просто уход и физическая помощь больному, раненому, сироте-ребенку, но было организовано гуманитарное и профессиональное образование (приюты и школы при общине). Все, что может быть названо
современным термином «социальная реабилитация и адаптация».
Прослеживается и разделение сфер деятельности по оказанию помощи: помощь в госпиталях и больницах проходила под контролем врача и была от него зависима, поскольку врач рассматривал сиделку, или сердобольную вдову как «орудие, от верности и точности которого зависит успех лечения»: работа сестер в приютах,
богадельнях была менее зависима от врача, предоставляла больше самостоятельности в действиях, так как, кроме ухода, подразумевала обучение, привитие навыков, в том числе и профессиональных. Существование женской
общины милосердия позволяет говорить о наличии определенного института милосердия в русской православной церкви, обладавшего специально подготовленными кадрами - сестрами милосердия, работающими «в миру» - с ранеными на поле боя, больными и инвалидами, сиротами, престарелыми и т.п. Наличие благотворительных обителей, таких как сестринские общины милосердия, говорит о высоком уровне развития социальной деятельности русской православной церкви в конце XIX - начале XX века. Таким образом, на рубеже XIX и XX столетий в Российской империи насчитывалось около 30 тысяч государственных, общественных и частных учреждений, которые оказывали благотворительную и медицинскую помощь населению. Достойное место в этой работе занимали общины сестер милосердия.
Литература
1. Благотворительность в России: социальные и
исторические исследования. - СПб.: Лики России, 2003.
- 640 с.
2. Лапотников В. А., Накатис Я. А. История сестринского дела в России / В. А. Лапотников, Я. А. Накатис. - СПб.; 1998. - С.34-53.
3. Блохина Н.Н. Московские общины сестер милосердия / Н.Н. Блохина. - Экспериментальная учебная программа спецкурса для педагогических средних и высших учебных заведений // Московская городская учительская семинария Научный сборник. М.; 1997. - С. 195-206.
4. Памятная книжка Воронежской губернии за 1899 год.
- Воронеж. Типография Воронежского губ. правл., 1899.
- 410 с.
5. ГАВО ф. И-84. оп. 1. д. 1954. л. 15.
6. Ефремов Л. В. Житие Матрены Наумовны Поповой, первой устроительницы странноприимного дома Задонской обители / Л. В. Ефремов. - Воронеж, 1874. -С. 44-57.
7. Памятная книжка Воронежской губернии за 1891 год.
- Воронеж, 1891. - С. 132-133.
8. Флоренса Найтингель попечительница о больных на поле сражения // Вестник Общества попечения о раненых и больных воинах. 1871. - №8. - С. 8-9.
9. ГАВО ф. И-6. оп. 1. д. 22. л. 19.
10. Игнатьефф М. Международный Комитет Красного Креста / М. Игнатьефф. - Сборник «Военные преступления» изд. «Текст», Москва, 2002. - 270 с.
11. ГАВО ф. И-6. оп. 1. д. 390. л. 7.
12. ГАВО ф. И-204. оп. 1. д. 1261. л. 3.
Воронежский государственный технический университет
COMMUNITIES OF SISTERS OF MERCY AND ORTHODOX CHURCH RUSSIAN PROVINCE IN A XIX-TH CENTURY B.A. Ershov
In article activity of sisters of mercy in Russian province in a XIX century is considered. It is shown that the strict morals, love and mercy to near, diligence and selflessness, discipline and implicit submission to the heads were invariable qualities of sisters
Key words: a community, mercy, church, charity, a monastery