Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений'

Структурно-функциональная модель формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / STRUCTURAL FUNCTION / MODEL OF TOLERANT CULTURE / LEISURE ACTIVITY / PUBLIC ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Е. И., Перегудов А. А.

В статье представлена структурно-функциональная модель формирования толерантной культуры молодежи, которая позволяет эффективно организовать процесс развития толерантности молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Е. И., Перегудов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL FUNCTIONAL MODEL OF TOLERANT CULTURE FORMATION OF THE YOUTH IN THE CONDITIONS OF THE LEISURE ACTIVITY OF PUBLIC association

The paper describes the structural function model of tolerant culture formation of the youth in the conditions of the leisure activity of public association

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений»

УДК 374.32

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОСУГОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Е.И. Григорьева, А.А. Перегудов

В статье представлена структурно-функциональная модель формирования толерантной культуры молодежи, которая позволяет эффективно организовать процесс развития толерантности молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений

Ключевые слова: толерантная культура, молодежь, общественные объединения

Наше общество неоднородно и поликультурно, национальные черты и культурные традиции в своем многообразии, а зачастую переплетении, образуют

неповторимый облик нашей планеты. Однако современные процессы глобализации и интеграции далеко не всегда приводят к конструктивному «диалогу культур». Официальная статистика и данные многочисленных исследований

свидетельствуют о росте молодежного

экстремизма, различных форм, конфликтов на почве межнациональной неприязни,

социального расслоения населения и.т.п. В этой связи формирование толерантной культуры и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе становятся сегодня не только насущной необходимостью, но и необходимым условием мира и социальноэкономического развития всех народов.

Формирование толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений представляет собой последовательную смену этапов, направленных на достижение цели исследования. Одной из существенных проблем, возникающих в процессе деятельности досуговых общественных

объединений, является дефицит информации о деятельности других объединений, что сказывается и на конечном результате.

Нами разработана структурнофункциональная модель формирования

Григорьева Елена Ивановна - ТГУ им. Г.Р. Державина, д-р культурологии, профессор, e-mail: [email protected]

Перегудов Андрей Алексеевич - ТГУ им. Г.Р. Державина, аспирант, e-mail: [email protected]

Статья выполнена в рамках гранта РГНФ проект № 11-36-00235a1 «Формирование толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений»

толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений, которая предполагает

взаимосвязь общественных объединений,

функционирующих в досуговой сфере, что позволяет на территории региона, области,

города включать все расположенные поблизости социальные институты, которые решают задачи формирования толерантной культуры молодежи. Взаимодействие

досуговых общественных объединений

характеризуется взаимосвязью с другими социальными институтами разных форм собственности: государственно-

муниципальными, государственно-

общественными, государственно-частными и т.д.

Структурно-функциональная модель рассматривается как целостное образование, состоящее из следующих блоков: целеполагающий - включает в себя социальный заказ на формирование толерантной культуры молодежи; организационно-содержательный-включает в себя учреждения, в процессе взаимодействия которых, по нашему мнению, будет достигнут желаемый результат, а также характеризующий, принципы, направления

деятельности, формы и методы социальнокультурной деятельности, способствующие формированию толерантной культуры;

функциональный блок, включает в себя функции толерантности в структуре личности; результативный блок, характеризует критерии и уровни толерантной культуры молодежи

Г лавным основанием моделирования формирования толерантной культуры

молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений выступает

социальный заказ. Он отражен в федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактики

экстремизма в российском обществе» (20012005 гг.), концепции долгосрочного социальноэкономического развития до 2020 г., концепции модернизации российского образования, подготовленной Министерством образования РФ. В соответствии с концепцией, важнейшими задачами гражданского образования является воспитание гражданина, способного к успешной социализации в демократическом обществе, то есть обладающего сформированным толерантным сознанием, навыками межкультурного общения. Приоритетными направлениями концепции также признаются - формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и активной адаптации на рынке труда. В соответствии с Декларацией принципов толерантности, которая была утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. В ней отмечается, что воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других [1].

При разработке модели нами были поставлены следующие задачи педагогической деятельности:

- Формирование толерантной культуры как активной жизненной позиции;

- Развитие навыков толерантного

взаимодействия между социальными

субъектами;

- Минимизация последствий

интолерантного бытового опыта;

- Формирование позитивного восприятия

представителей другой национальности, веры и.т.д.В решении этих задач важно создание наиболее благоприятных социальнокультурных условий, способствующих формированию толерантной культуры,

активной жизненной позиции и социальной ответственности за те процессы, которые происходят в различных сферах жизни. В соответствии с поставленной целью и проведенным анализом деятельности

досуговых общественных объединений, позволили предложить в качестве наиболее способствующих повышению уровня толерантной культуры следующие

общественные объединения: 1. Военно -

патриотические; 2. Туристические; 3.

Краеведческие; 4. Педагогические; 5. Миротворческие; 6. Национальные детские организации.

Формирование толерантной культуры молодежи - сложный и многогранный процесс. Он функционирует на основе комплекса педагогических принципов. Принципами педагогического процесса называют

определенную систему исходных, основных требований к обучению и воспитанию,

выполнение которых обеспечивает

необходимую эффективность решения задач

формирования и развития личности (Рис. 1).

Принципы в социально-культурной сфере

- это исходные фундаментальные положения, правила, в которых отражаются наиболее характерные, существенные черты и

закономерности социально- культурного

процесса [2].

На трансформацию принципов

социально-культурной деятельности оказывают влияние процессы социально-экономического и духовного обновления общества. Среди принципов социально-культурной деятельности выделяют следующие: принцип учета

возрастных и индивидуальных особенностей; принцип плюрализма в социально-культурной деятельности, альтернативности подходов в ее содержании и организации; принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово- сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей; принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества; принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения; принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национальноэтнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развития сферы культуры и досуга; принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов (затрагивает интересы большинства многонациональных по составу регионов Российской Федерации).

В модели мы выделяем следующие основные принципы формирования

толерантной культуры.

Принцип целенаправленности. Процесс развития толерантной культуры требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого

определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании человеком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и воспитуемого является одним из важнейших факторов достижения успеха в поставленной цели. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного человека). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа.

Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей.

Положительный результат в деле формирования толерантной культуры во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. Таким образом, следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств.

Принцип культуросообразности. В процессе формирования толерантной культуры необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Развитие толерантной культуры непосредственно связано с формированием умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Принцип связи воспитания

толерантности с жизнью. Развитие толерантной культуры во многом зависит от того, насколько молодой человек осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с

близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Принцип уважительного отношения к личности. При формировании толерантной культуры этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности. Предполагает необходимость изучения социальной среды, в которой происходит воспитательный процесс, и перенесение в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Принцип единства знания и поведения. Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантной культуры на двух

взаимосвязанных уровнях: информационном

(предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантность) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия),

составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантной

культуры должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и

группами, имеющими определенные отличия.

Принцип создания толерантной среды. Очевидно, что становление толерантной

культуры возможно только в условиях общей толерантной среды.

Формирование толерантной культуры молодежи должно обеспечиваться

соответствующими направлениями

деятельности общественных объединений, функционирующих в сфере досуга. Рассматривая более детально механизмы реализации теории в практику, мы пришли к выводу, что в качестве наиболее эффективных направлений деятельности в условиях досуговых общественных объединений можно использовать такие как: организация

краеведческой работы; взаимодействие с

музеями, центрами культуры; знакомство с традиционными формами социокультурной деятельности разных народов; просветительная

деятельность в области защиты прав и свобод. Для достижения желаемого результата, а именно, повышения уровня толерантной культуры молодежи, необходимо использовать различные формы активизации:

индивидуальные, групповые, массовые и др.

Каждая форма социально-культурной деятельности содержит в себе четыре основных компонента: а) содержание; б)

композицию, или гармоничное расположение элементов содержания; а) характер -аудитории и ее расположение в пространстве; г) характеристику средств художественного

воздействия.

Следует отметить, что тенденции, происходящие в обществе, заставляют специалистов-технологов, работающих в социально-культурной сфере, находиться в постоянном поиске новых идей, форм, средств и методов работы с населением, организационно-управленческих действий, проводить анализ и переоценку своей деятельности, уточнять ее цели и задачи [3].

Среди форм социально-культурной деятельности, способствующих формированию толерантной культуры, мы выделили такие как: экскурсии, экспедиции, викторины,

конференции, круглые столы, выставки, диспуты, тренинги.

Анализ проблемы формирования

толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных

объединений позволил нам выделить следующий комплекс организационнопедагогических условий: учет совокупности принципов, форм, методов социальнокультурной деятельности в работе с

молодыми людьми по развитию толерантной культуры. Социально-культурная деятельность досуговых общественных объединений по формированию толерантной культуры должна носить, как можно более, системный характер и основываться на принципах

антропоцентричности, уважения

социокультурного наследия, поликультурности, единства и преемственности культурноисторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, личностно ориентированного подхода.

Следует отметить, что при реализации различных форм и использовании методов социально-культурной деятельности по формированию толерантной культуры молодежи, необходимо создание особой толерантной среды. Помимо традиционной системы методов и форм (дискуссии,

ситуативное моделирование, ролевые игры, рассказы, беседы, рефлексивные методы, методы убеждения, стимулирования поведения и т. д.) возможно использование коллективных, групповых, микрогрупповых и

индивидуальных форм обучения, а также интеграция учебной и досуговой деятельности. При этом строить работу необходимо, опираясь на многообразие национальных культур и свободу выбора мировоззренческой идентичности.

Второе условие - целесообразность выбора педагогических воздействий, адекватных возрастной и индивидуальной специфике молодых людей. Становление толерантной культуры молодежи, относится, к числу сложных педагогических явлений. Одна из важнейших особенностей педагогического процесса, заключается в том, что его субъектами выступают молодые люди, подростки. Недопустимо, чтобы в ходе реализации воспитательной работы нарушались нравственно - этические нормы и принципы. Поэтому организатор должен опираться на обратную связь с аудиторией, которая может быть организована через диалоговые формы работы - семинары, конференции, коллоквиумы посредством организации бесед, дискуссий, изучения местных обычаев, традиций. Одно из главных требований при этом - создание комфортных условий, исключающих недоверие и эмоциональнонравственную напряженность, а также использование воспитательных возможностей социально-культурной деятельности.

Следующее условие - проведение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мониторинга по определенным критериям, показывающим уровень сформированности толерантной культуры у молодежи в условиях деятельности досуговых общественных

объединений. Досуговые общественные

объединения, созданные на добровольной основе, обладают значительным потенциалом для формирования толерантной культуры у молодых людей. Однако, добровольное участие в таких объединениях обуславливает создание высокой индивидуальной мотивации у

потенциального участника, связанной с возможностью самореализации в условиях объединения. Эта мотивация должна включать в себя также создание толерантной среды, удовлетворяющей потребности в общении, самоутверждении, развитии разнообразных интересов и увлечений.

Проведение мониторинга позволит не только дать оценку деятельности

общественных объединений по формированию толерантной культуры, но и найти сочетание между интересами молодежи и социальнопедагогической поддержкой деятельности

досуговых общественных объединений, которое бы способствовало повышению уровня толерантной культуры а также созданию оптимальных условий для развития личности участника объединения.

Внедрение в педагогический процесс досуговых общественных объединений, структурно-функциональной модели и педагогической программы по формированию толерантной культуры молодежи.

Достоинством всех моделей является их возможность отображать действительность, основываясь на теоретико-методологических подходах.

Структурно-функциональная модель формирования толерантной культуры

рассматривается как целостное образование и соответствует таким характеристикам как целостность (получение результата

обусловлено полной реализацией структуры модели, ), открытость (связь модели с внешней средой), иерархичность(соподчинение всех уровней модели).

Расширение межкультурных связей досуговых общественных объединений с другими субъектами социально-культурной деятельности, способствующих

формированию толерантной культуры

молодежи. Как показывает практика, одной из существенных проблем, досуговых

общественных объединений по формированию толерантной культуры молодежи является недостаточный объем межкультурных связей, что сказывается на конечном результате.

Между тем, межкультурное связи с другими объединениями, проведение совместных мероприятий и других форм деятельности, эффективно способствует развитию

практических навыков толерантного

взаимодействия между участниками

педагогического процесса.

Формирование толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений осуществляется на основе целостного педагогического

воздействия на когнитивно-познавательную, мотивационно-ориентационную, поведенческую и творческо-деятельностную сферу молодежи.

Выделяют четыре уровня

педагогического обеспечения:

-интеллектуальный уровень,

ориентированный преимущественно на знания;

-идентификационный уровень,

отражающий преимущественно достижение личностью определенных социальных и социально-психологических статусов;

-поисковый уровень, ориентированный преимущественно на ценности и смыслы гражданского поведения личности;

-интегративный уровень,

обеспечивающий целостность

интеллектуального, идентификационного и поискового уровней.

В качестве основных функций модели формирования толерантной культуры молодежи в процессе взаимодействия учреждений культурно-досугового типа и ВУЗов, мы выделяем такие как: социально-адаптативная, коммуникативная, гуманитарная, прогностическая, идентификации.

Гуманитарная функция способствует в формировании ценностных ориентации и

интересов подростков с целью развития духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и

бесчеловечности. Гуманитарная функция толерантности реализуется посредством самопонимания, взаимопонимания,

способности к диалогу, общению, сотрудничеству.

Функция идентификации

детерминируется таким параметром, как идентичность. Именно идентичность позволяет осознать свою индивидуальность,

аутентичность, способность самоопределяться, в том числе и в образовательной сфере. Функция идентичности проявляется в процессе становления толерантной культуры, так как человек постоянно меняет собственные представления о самом себе.

Адаптационная функция помогает

молодежи приспособиться к изменяющимся условиям, развивает способность

убедительного диалога и обеспечивает

продуктивное взаимодействие.

Развитость данной функции позволяет молодому человеку реально оценивать

собственный потенциал, адекватно соотнося его с ожиданиями в среде общения,

следовательно, содействует формированию

фундамента постоянного саморазвития и самосовершенствования в целях успешной самореализации.

Прогностическая функция, позволяет на основе анализа и оценки педагогических

процессов давать направления развития педагогических явлений.

Коммуникативная функция позволяет устанавливать контакт с людьми и транслировать необходимые знания, убеждения, способствует взаимодействию между субъектами деятельности.

В педагогической литературе при выделении критериев результативности какого-либо процесса часто используется уровневый подход, фиксирующий переход,

последовательность некоторых этапов,

ступеней развития. В нашем исследовании выделяются следующие уровни: высокий,

средний, ниже среднего и низкий. Данные уровни можно охарактеризовать

количественными и качественными

показателями. В этом случае критерии рассматриваются как этапы, ступени перехода от более низких уровней к более высоким, более сложным, что характеризует формирование, развитие какого-либо педагогического явления. Как отмечает А. М. Новиков, в качестве критериев того или иного педагогического явления используются или уровни сформированности каких-либо качеств, как правило, низкий, средний, высокий, или уровни принципиально, качественно отличающиеся друг от друга [4]. Критерии при таком подходе выступают как качества, свойства изучаемого объекта, которые дают возможность судить о его состоянии и уровне развития, а показатели характеризуют меру сформированности того или иного критерия.

В ходе анализа психолого -педагогической литературы, мы пришли к выводу, что существуют различные подходы к определению критериев толерантности.

А.А. Погодина в качестве критериев сформированности толерантной культуры определяет следующие: устойчивость

личности, эмпатия, дивергентность

мышления, мобильность поведения, социальная активность [5].

Устойчивость личности предполагает терпимое отношение к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным и мировоззренческим различиям. На этом уровне она выражается через систему социальных установок и ценностных ориентации. Таким образом, устойчивость личности определятся как сформированность социально-

нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей.

Эмпатия подразумевает под собой принятие, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека.

В эмпатии можно выделить две ступени: сочувствие и сопереживание. Эмпатия, являясь составляющей толерантности, аккумулирует в себе способность человека пережить те же чувства, которые испытывает другая личность, и выражает психологическое принятие последней этим человеком. Эмпатия так же проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку. Такое отношение к людям способствует развитию гуманистических ценностей личности, без которых невозможна ее полная самореализация.

Социальная активность определяется как готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.

Дивергентность мышления предполагает варьирование путей решения проблемы, позволяет порождать множество

разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.

К основным характеристикам дивергентного мышления личности относят: целостность и системность; рефлексивность; инновационность; критичность; способность к самоопределению в ситуации

неопределенности; гибкость; продуктивность.

Мобильность поведения характеризуется способностью личности к быстрой смене

стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств. Так же в модели даны показатели, характеризующие сформированность каждого из критериев.

Стоит отметить, что критерии могут быть сформированы частично или не сформированы вообще, из этого следует выделить четыре уровня сформированности толерантной культуры:

Низкий уровень характеризуется недостаточной развитостью критериев, пассивностью, отсутствием установки на их формирование;

Уровень ниже среднего свидетельствует о неосознанной выраженности критериев;

Средний уровень означает развитость некоторых критериев, однако, отсутствием установки на их реализацию в собственной деятельности;

Высокий уровень предполагает единство всех критериев и их реализацию в повседневной жизни.

Организационно-педагогические условия формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности общественных

досуговых объединений.

Задачи:

Формирование толерантности как активной жизненной позиции развитие навыков толерантного взаимодействия минимизация последствий интолерантного «бытового опыта» формирование позитивного восприятия представителей другой национальности, веры и др

Социальный заказ: формирование толерантной культуры молодежи

Цель: формирование толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений.

ъ

й

л

ъ

К

Досуговые общественные объединения

Военно- Туристически Краеведчески Педагогически Миротворчес Национальные

патриотиче е е е кие общественные

ские объединения

Организация процесса формирования толе

Принципы

- учета возрастных и индивидуальных особенностей

- антропоцентричности

- личностной самоценности

- уважения социокультурного наследия

- плюрализма

- демократизации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- гармонизации личностных ориентаций

- формирования уважения к окружающим

>антной культу

Направления

деятельности

- Организация краеведческой работы

- взаимодействие с музеями, центрами культуры и др.

- Знакомство с традиционными формами социокультурной деятельности разных народов

- Просветительная деятельность в области защиты прав и свобод

ы молодежи

Формы и методы

-Экскурсии

-Экспедиции

-Викторины

Конференции

-Круглые

столы

-Выставки

- Диспуты

- Тренинги

Уровни

педагогического

обеспечения

Интегративный

Интеллектуальный

Идентификационны

й

Поисковый

9

N

£

%

5

1

£

ъ

%

%

ъ

I

ъ

>9

в-

%

Л

ъ

К

і І І

Социально Коммуникати Г уманитарная Прогностическая Идентификаци ФуНКЦиЪН£ льный блък

адаптативная вная и

Критерии формирования толерантной культуры молодежи:

Устойчивость личности Эмпатия

Дивергентность мышления Мобильность поведения Социальная активность

Показатели

Доброжелательность, вежливость,

терпение

учтивость; высокий уровень

сопереживания

отсутствие стереотипов, предрассудков автономность поведения; прогностицизм социальный оптимизм; инициативность

Уровни: низкий, ниже среднего, средний, высокий.

£

£

N

%

ъ

І

5

К

ъ

Результат повышение уровня толерантной культуры молодежи

Структурно-функциональная модель формирования толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений

Данная модель предлагает

рекомендуемый путь организации

педагогической работы по формированию толерантной культуры молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений. Оптимальное сочетание методов и приемов позволит, на наш взгляд, достичь максимального результата в данном процессе.

Таким образом, на основании вышеизложенного, мы пришли к следующим выводам:

- формирование толерантной культуры

молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений осуществляется на основе целостного педагогического

воздействия на когнитивно-познавательную, мотивационно-ориентационную, поведенческую и творческо-деятельностную сферу молодежи;

- социально-культурная деятельность

досуговых общественных объединений по формированию толерантной культуры должна носить, как можно более системный характер и основываться на принципах

антропоцентричности, уважения

социокультурного наследия, поликультурности, единства и преемственности культурноисторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, личностно ориентированного подхода;

- досуговые общественные объединения, созданные на добровольной основе, обладают значительным потенциалом для формирования

толерантной культуры у молодых людей. Однако, добровольное участие в таких объединениях обуславливает создание высокой индивидуальной мотивации у потенциального участника, связанной с возможностью самореализации в условиях объединения. Эта мотивация должна включать в себя также создание толерантной среды, удовлетворяющей потребности в общении, самоутверждении, развитии разнообразных интересов и увлечений;

- структурно-функциональная модель формирования толерантной культуры рассматривается как целостное образование и соответствует таким характеристикам как целостность (получение результата обусловлено полной реализацией структуры модели, ), открытость(связь модели с внешней средой), иерархичность(соподчинение всех уровней модели).

Литература

1. Декларация принципов терпимости // Париж, 1995, с. 7-10.

2.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие.- М.: МГУК. 1995.- с. 21-22

3.Новикова Г.Н. Инновационная направленность социально-культурных технологий. Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и новации. - МГУКИ, 2004. - с.П0.

4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М.: Либроком. 2009. - 280 с.

5. Погодина А.А. Подготовка будущих педагогов к воспитанию толерантности у школьников. Дисс. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2006. - 167 с.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

STRUCTURAL FUNCTIONAL MODEL OF TOLERANT CULTURE FORMATION OF THE YOUTH IN THE CONDITIONS OF THE LEISURE ACTIVITY OF PUBLIC ASSOCIATION

E.I. Grigorieva, A.A. Peregudov

The paper describes the structural function model of tolerant culture formation of the youth in the conditions of the leisure activity of public association

Key words: structural function, model of tolerant culture, leisure activity, public association

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.