Комаров В.П., Исаева О.В.
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
Успешному решению задач подготовки специалиста в университете как гармонично развитой личности будет способствовать научно обоснованная система воспитания толерантности студенческой молодежи на основе выявления противоречий и педагогических возможностей образовательного учреждения.
Ушедший XX век характеризуется бурными и противоречивыми событиями. Его называют веком широкого распространения идей прав человека, веком политического, национального и культурного плюрализма, веком начавшейся международной интеграции. Но он же стал веком, породившим такие страшные явления, как тоталитаризм, фашизм, нацизм. Это также «изобретения» XX века.
Сегодня в мире по-прежнему весьма сильны расистские, религиозно-экстремистские настроения. Нет необходимости говорить, что эта проблема актуальна для современной России - страны многонациональной, многоконфессиональной, поликультурной. У представителей различных этносов возникает опасение, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства». Оттенки этого опасения различны: от индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации). Отчасти такие эксцессы могут рассматриваться в качестве своеобразной избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны представителей иных этносов. Так или иначе, носитель любой культуры забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого.
Известно, подобная «забывчивость» ведет -среди людей - к усилению агрессивности, распространению - в обществе - шовинистических и фашистских идей. Ближайшими следствиями легко могут стать кровопролитные распри, войны, террористические выпады.
Последние события, связанные со вспышками террора, - своеобразный показатель нравственной патологии поликультуры.
Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, все более остро требующую практического решения, а потому и ее научного обоснования.
Воспитание толерантности, как считает педагогическое сообщество, - общее дело многих государственных и общественных институтов, но
когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательную среду.
Им в этом труднейшем деле остро необходимы, во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях, во-вторых, представление о возможных средствах
- технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях, в-третьих, толерантность необходима и самому педагогу
- во всей неразрывности личностного и профессионального.
Мы попытаемся подойти к проблеме с определения толерантности.
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. - tolerantia - терпение; англ. - tolerance, toleration, нем. - Toleranz, фран. - tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.
В XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем (26) и выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т. д.
Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность.
Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН:
«...проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».
Здесь понятие получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).
Гармония отношений подразумевает прежде всего уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несет определение «толеран-
тности», предлагаемое словарем иностранных слов и выражений: «Толерантность - способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей». (6).
Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь неполно, т. к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас. В «других» признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат» (8).
Для полинационального и многоконфессионального государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости - представители конкретных этносов и конфессий, этносы и религии в целом.
Несколько иную смысловую нагрузку несет определение толерантности в психологической литературе. Рассматривая психологическую трактовку данного понятия, следует отметить, что в ней толерантность определяется неоднозначно:
во-первых, как установка либерального принятия моделей поведения, убеждений, ценностей другого;
во-вторых, как способность выносить стресс без серьезного вреда.
Таким образом, этимологическое значение толерантности заключается в том, что термин употребляется для обозначения способности к сопротивлению: стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, собственному раздражению поведением другого индивида.
Современная философская трактовка понятия толерантности близка ко многим ранее описанным определениям - терпимость к иного рода взглядам. Таковая является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции. Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах, как:
- познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения) и позиции другого;
- определение тактики поведения и диалога с другими;
- взаимодействие с другими (быть с другими и сохранять свое «Я»);
- анализ результатов взаимодействия.
Таким образом, понятие толерантности, хотя и
отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направ-
ленность. Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости - основные компоненты понятия «толерантности», которое мы попытались дать на основе анализа различных подходов к пониманию данного термина.
Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются, как и любое социальное качество, врожденными. Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической готовностью формируются, стимулируются (прежде всего - «изнутри») и корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций.
В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность».
Данная типология, по Л.В. Байбородовой, представляет следующие типы взаимодействия:
- диалог;
- сотрудничество;
- опека;
- подавление;
- индифферентность;
- конфронтация;
- конфликт.
Позитивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия.
По мнению А.Г. Асмолова, Н.А. Асташовой, В.П. Бездухова, А.В. Кирьяковой, толерантность может рассматриваться как ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социально-психологического бытия. Это комплексный феномен, определяющий отношение человека как к себе, так и к окружающему миру. Вне отношения к человеку нельзя говорить о толерантности-ценности. Следовательно, толерантность-ценность выступает как некий поведенческий ориентир, представляющий цель активности личнос-
ти (1; 7; 2; 5). Толерантность может функционировать как принцип. Этот вариант связан с переводом толерантности в статус руководящей идеи, основного положения, внутреннего убеждения, определяющего деятельность человека. Довольно часто идеи, находящиеся на уровне принципа, обеспечивают согласие в социальных группах. Толерантность как норма позволяет усилить упорядоченность социальных взаимодействий, точно обрисовать выполнение выработанных человечеством правил. На этом уровне толерантность отражает позицию личности в данной ситуации, ориентированную на конкретные образцы поведения, обобщенные принципы деятельности. Самый высокий уровень проявления толерантности личности -наличие толерантности как идеала. Толерантность, отмеченная идеальным проявлением, отражает совершенный образец. Это главный критерий в решении практически любых вопросов, это самый действенный стимул поведения и деятельности личности (7).
Образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений: гуманность, рефлексивность, свобода, ответственность, защищенность, гибкость, уверенность в себе, самообладание, вариативность, перцепция, эмпатия, чувство юмора.
В структуре толерантности, как и в любом личностном качестве, можно выделить три основных структурных компонента: познавательный, эмоционально-оценочный, поведенческий. Три указанных компонента находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Познавательный компонент представляет собой своеобразное информационное «поле», отдельные элементы которого характеризуют особенности личности, взаимоотношения в образовательной сфере, специфику работы, предметное содержание обучения и предъявляют многие другие знания, необходимые для полноценной организации педагогического процесса. Из познавательного компонента извлекаются необходимые сведения, связанные с возникшей ситуацией. Как правило, ситуация вызывает определенные эмоции, связанные с ведущими интересами личности. Возникает познавательно-эмоциональное образование, т. е. своего рода эмоционально окрашенные знания, необходимые для формирования поведенческой готовности, а на более сложном уровне и поведенческих программ.
Мы считаем, что воспитывать толерантность необходимо именно в юношеском возрасте. Этот возрастной период (студенчество) имеет свои пси-
холого-возрастные особенности, характеризуемые эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, малым жизненным опытом, самоидентификацией не на основе общечеловеческих ценностей, а под влиянием коллизий в сфере культурных, национальных, социальных и других отношений.
В этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности.
В этом возрасте поиск приемлемых социальных ролей, интерес к общению за рамками ближайшего социума, потребность во взаимопризнании и взаимопонимании с окружающим миром заставляют молодых людей столкнуться с иными культурами, конфессиями, социальными группами.
Именно в юношеском возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к представителю другой нации, религии, социальной среды.
Особое значение для студенческой молодежи приобретает собственная жизненная позиция. Предпосылки этого: повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру, развитие рефлексии, стремление к отстаиванию собственного мнения.
Молодые люди должны понимать, что именно им жить в этом новом взаимосвязанном, взаимообусловленном мире, строить свои отношения с представителями других наций и конфессий. Они должны осознать: эти отношения служат как прогрессу и процветанию нашего общества, так и прогрессу мирового сообщества.
На базе Оренбургского государственного университета нами проведено специальное исследование.
Так, диагностическое изучение наличия знаний о толерантности дало следующую картину. На вопрос «Что такое толерантность?» большинство студентов ответили, что это «терпимость», «терпеливое отношение» или «сдержанность», т. е. обозначили ее лишь как пассивную категорию. Часто встречался и такой ответ, как «Толерантность - это способность к бесконфликтному общению». Кроме того, студентам был представлен тест «Черты толерантной личности». В опроснике представлены 15 характеристик, свойственных толерантной личности. Они были выделены, исходя из анализа работ Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, Л. Тру-биной, Л.И. Паиной и др. Это: расположенность к другим людям, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпи-
мость к различиям (национальным, религиозным и т. п.), умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать собеседника, любознательность, способность к сопереживанию.
Интересно, что те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы). Чаще всего студенты называют терпение, терпимость к различиям, доброжелательность, расположенность к другим и способность к сопереживанию.
В нашем исследовании был проведен тест по определению студентами самооценки и взаимооценки уровня толерантности. По пятибалльной шкале уровень самооценки толерантности студентов оказался ниже среднего, а уровень взаимооценки - низкий.
Таким образом, исходя из приведенных выше определений толерантности с заключенной в них позитивной оценкой данного качества и его необходимостью на различных этапах развития общества и в настоящий момент в частности, рассмотрев различные точки зрения на понятие толерантности, выделив основные сущностные характеристики данного качества личности и его уровень сформированности у студентов университета, можно сделать вывод о необходимости воспитания толерантности как личностного качества в интересах успешного ведения «культурного» диалога и в целях избежания межкультурных конфликтов с различными культурными, национальными, конфессиональными, социальными группами и их представителями. Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной задачи.
В ходе исследования нами анализировались Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, а также ныне действующие программы гуманитарных и социальных дисциплин (отечественной истории, философии, культурологии, политологии, психологии, педагогики) в Оренбургском государственном университете и в Оренбургском государственном педагогическом университете.
Проведенный нами анализ был направлен на выявление достаточности их для воспитания толерантности у студентов.
Содержательный аспект исследования состоял в выявлении наличия элементов толерантности в материалах указанных дисциплин, его отборе, определении тем и взаимосвязи с другими вопросами подготовки студентов.
Разбор программ позволил установить, что обучение по ним студентов проходит в основном
на протяжении 1, 2 курсов. В совокупности гуманитарные и социальные дисциплины не представляют последовательной логической системы в их изучении. Наличие компонентов толерантности выявлено в содержании только ряда тем изучаемых дисциплин.
Из проведенного анализа становится очевидным то, что имеющиеся программы цикла гуманитарных дисциплин не раскрывают основные понятия феномена «толерантность» и тем более его сущностных характеристик. Хотя некоторые дисциплины в определенной степени рассматривают основные понятия интересующей нас проблемы (такие, как культура, ценность, отношения, общение). Но здесь необходимо отметить, что элементы, присутствующие в содержании дисциплин, не заложены в определенной системе. Таким образом, материал каждой рассматриваемой дисциплины и ' их совокупность фактически не ориентируют обучающихся на приобретение знаний и умений общения и взаимодействия с людьми, представляющими различные культурные, национальные, конфессиональные, социальные группы.
Следует заметить, что педагогическая практика должна опираться на выявление возможностей воспитания толерантности студентов в вузе. При этом необходим учет прогрессивного зарубежного и отечественного опыта воспитания толерантности студенческой молодежи. : Так, концепция глобального образования, ко-
: торая внедряется в учебных заведениях стран Западной Европы и Америки, предусматривает включение в учебные планы школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у студентов интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах. Глобальное образование ставит целью приобщить студентов к культурам и традициям различных национальностей и формировать у них чувство и сознание граждан мира.
Нельзя забыть и отечественный опыт, когда воспитание советского патриотизма было нацелено на сплочение наций и народностей страны в рамках союзного государства.
Осуществляя государственно-общественное управление воспитанием молодежи, необходимо придерживаться таких принципов современного международного права: мирное сосуществование государств, сотрудничество народов, неприменение силы и угрозы в международных отношениях, равноправие и самоопределение наций и народов, уважение прав человека и основных свобод, суверенитет и равенство государств, невмешательство
во внутренние дела друг друга, добросовестное выполнение международных обязательств.
В Декларации принципов толерантности подчеркивается, что «наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости - воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях» (4).
Сегодня в первую очередь требуется четкое представление об учебно-воспитательном процессе как факторе воспитания толерантности личности. В данном случае нами использованы идеи ученых-педагогов З.Т. Гасанова, В.П. Комарова, Н.М. Таланчука, Б.З. Вульфова, О.А. Гривы, А.П. Садо-хина и др.
Основа толерантности и возможное пространство ее динамики, по мнению Б.З. Вульфова, лежат и действуют, прежде всего, в опыте личности. Поэтому и воспитание толерантности - это, с педагогической точки зрения, целенаправленная организация позитивного опыта толерантности, т. е. целенаправленное создание условий, требующих взаимодействия с другими, какими бы в глазах субъекта они ни были. При этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения (3).
В качестве факторов воспитания толерантности О.А. Грива выделяет просвещение - процесс, в ходе которого человек знакомится с историей своей культуры, этноса, рода, семьи, осваивает моральные правила взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми, и обучение толерантности, включающее в себя серию психолого-педагогических тренингов, которые выполняют следующие задачи: 1) знакомство с понятиями толерантности, толерантного поведения, толерантного сознания; 2) стимулирование собственных поисков и активности в освоении данных понятий; 3) обучение навыкам толерантного поведения, толерантного взаимодействия (7).
В нашем исследовании основополагающим является гуманистический подход, который предполагает:
- равноправие взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении культурных и этнических особенностей;
- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогаща-ющего диалога между традиционалистами и новаторами;
- равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей, диалог и подвижничество вместо индифферентности.
Это подтверждается тем, что в центре гуманистической педагогики находится человек, который рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Концепция гуманизации утверждает, что наш мир - это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека.
Опираясь на это высказывание, определим основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности:
- согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека, и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде - в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом);
- образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в студенческих коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера);
- образовательная стратегия должна реализо-вывать идею привития детям и студенческой молодежи полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах;
- образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного микроклимата культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром.
Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии позволяет выполнение педагогами высших учебных заведений следующих принципов:
- человек рождается и воспитывается в определенной культурной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально-культурный опыт этноса - важнейший принцип образовательной стратегии;
- принцип межкультурного общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения людей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп;
- принцип самоценности человека предполагает принятие студента таким, какой он есть;
- человек от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты от насилия, издевательств и бойкотирования в студенческом коллективе, является основополагающим.
Студенты, готовящие себя к реализации в профессиональной деятельности образовательной стратегии формирования толерантности, должны получить знания и умения в областях народной педагогики, педагогики межкультурного взаимодействия, этнопедагогики, психологии, социологии, культурологии, философии, религии, антропологии и других науках.
Гарантировать получение таких знаний, умений и навыков студентам-педагогам могут только комплекс учебных курсов и система воспитательной работы по данному направлению.
Логика образовательного процесса в вузе обусловливает последовательность выявления педагогических возможностей воспитания толерантности в пределах структурных элементов: целей, задач, направлений, содержания, форм, методов, а также методик и технологий.
В свете признания гуманистической парадигмы образования (и воспитания как его части) ряд исследователей (Т. Анохина, О.С. Газман, Е. Александрова) определили, что воспитание - это деятельность, базирующаяся на саморазвитии и его педагогической поддержке. Следовательно, становятся
как никогда актуальными задачи: 1) углубление понимания индивидуальности каждого обучающегося; 2) психологическое обоснование специфической педагогической поддержки; 3) психолого-культурные основания ее технологии; 4) ориентация образования на заботу о растущем человеке и др.
Опираясь на вышеизложенное, можно определить следующие направления педагогической деятельности:
- активизация интереса к жизни и деятельности различных культурных, национальных, конфессиональных, социальных групп и воспитание адекватного восприятия их своеобразия;
- формирование целостного представления о теории и практике толерантного общения и взаимодействия;
- пропаганда общечеловеческих ценностей, основанных на достижениях мировой культуры;
- воспитание этических и правовых норм поведения в межличностном общении;
- развитие способности к прогнозированию конфликтных межличностных ситуаций и их упреждению;
- воспитание культуротворческих способностей в толерантном общении, опирающихся на умения присваивать и преобразовывать накопленный человечеством мировой опыт.
В содержании вузовского образования можно выделить три взаимосвязанных блока:
1) обеспечивающий возможность личности самоидентифицироваться по принадлежности к той или иной культуре, общности, социальной группе и т. д.;
2) создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся инокуль-турным, инонациональным, иноконфессиональ-ным, иносоциальным окружением;
3) обеспечивающий возможность включенности личности в современные мировые общециви-лизационные процессы.
При работе со студенческой молодежью необходимо использовать программы, направленные на установление духа терпимости, воспитание культуры мира, развитие межкультурного понимания. Мы предлагаем применять следующие формыг работ: проблемные лекции и беседы, семинары-дискуссии («Толерантность - что это?», «Толерантная личность», «Направленность толерантного общения и особенности общительности»), семинары -ситуативные игры («Пантомима толерантности», «Волшебная лавка», «5 добрых слов»), тренинги («Строим большой дом», «Инопланетяне», «Капля терпения», «Общественный транспорт», «Пробка», «Конкуренты», «Поделись улыбкою своей»,
«Подарок», «Испорченный телефон») и др. В основные задачи тренингов входит развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; развитие способности к самоанализу, самопознанию; формирование позитивного отношения к своему и другим народам; обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия; развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, эмпатии, сочувствия, умения выслушивать другого человека; развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи; обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
Для оценки эффективности осуществляемой педагогической деятельности следует применять критерии:
1) целостность знаний о толерантности как личностном качестве;
2) отношение к особенностям различных культур, наций, конфессий, социальных групп и их представителям;
3) умения и навыки взаимодействия с представителями различных культур, наций, конфессий, социальных групп.
Заметим: первый критерий служит для оценки сформированности «познавательного компонента» толерантности; второй - для оценки сформи-рованности «эмоционально-оценочного» компонента и третий - для оценки сформированности «поведенческого компонента».
Каждому критерию соответствует набор конкретных показателей. Так, критерий «целостность знаний о толерантности как личностном качестве» раскрывают показатели: знания о:
- сущности понятия «толерантность»;
- личности как саморазвивающемся человеке;
- человеке и жизни как ценности;
- диалоге как методе построения взаимоотношений между людьми.
Критерий «отношение к особенностям различных культур, наций, конфессий, социальных
групп и их представителям» раскрывают показатели:
- самоидентификация себя как представителя данной культуры, нации, конфессии, социальной группы;
- уважительное отношение к людям, формируемое на основе признания прав и свобод человека;
- проявление духа терпимости, формирование отношения открытости, внимания к людям и солидарности;
- устойчивость к ситуациям противоречивого характера с участием представителей различных культур, наций, конфессий, социальных групп и предвидение выхода из них.
Критерий «умения и навыки взаимодействия с представителями различных культур, наций, конфессий, социальных групп» раскрывают показатели:
- взвешенное и осторожное высказывание собственных суждений;
- многократное возвращение к основаниям собственных идей и поступков (спустя время после их конструирования);
- внимательное выслушивание и оценка точки зрения оппонента;
- доказательство правоты своей идеи или понимание, почему она отвергается;
- организация самоконтроля и самокоррекции, использование способов самопознания и самовоспитания;
- вступление в диалогические отношения, демонстрирование таких качеств, как отзывчивость, тактичность, доброжелательность, стремление к сотрудничеству;
- способствование утверждению прав человека, культурного плюрализма, демократии;
- наличие собственных взглядов и признание такого же права за другими.
По обозначенным критериям мы будем судить об уровне сформированности данного интегратив-ного качества. Компоненты толерантности выступают в этом случае в качестве признаков ее сфор-мированности.
Список использованной литературы:
1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. - М., 1998.
2. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. - 185 с.
3. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. - 2002. - №6. - С.12-16.
4. Декларация принципов толерантности, утвержденная Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
5. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. - Оренбург: Южный Урал, 1996. - 190 с.
6. Словарь иностранных слов и выражений. - М.: Мысль, 1998.
7. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. - 368 с.
8. Уэйн К. Образование и толерантность // Высшее образование в Европе. - 1997. - №2. - С. 24.