УДК 316.6
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ КУЛЬТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ
© Евгения Николаевна Воробьева
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: lady-demon@yandex.ru
В статье рассматривается деятельность региональных центров культуры по формированию межэтнической толерантности молодежи. Основное внимание уделено определению организационнопедагогических условий и обоснованию модели, направленной на успешное решение проблемы формирования межэтнической толерантности молодежи.
Ключевые слова: региональные центры культуры; формирование межэтнической толерантности молодежи; модель; организационно-педагогические условия.
В настоящее время одной из основных проблем воспитания является формирование личности нового человека как носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений. Однако процесс воспитания осложняется рядом проблем, среди которых: бурный рост национального самосознания народов России, который порой выражается не только в стремлении людей к преодолению отчуждения от родной культуры, но и в культивировании чувства национальной исключительности; воспитание подрастающего поколения происходит в экстремальных культурно-этнических условиях; социально-экономическая нестабильность и снижение нравственной культуры в обществе приводят к росту межнациональных конфликтов, распространению этнофо-бии в полиэтнической среде.
В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у подрастающего поколения духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Молодежь является той социальной группой, которая требует к себе пристального внимания исследователей. В молодом возрасте происходит поиск социальных ролей, и зачастую это происходит нелегко. Именно поэтому формирование толерантности является необходимостью в плане преодоления
существующих или возможных форм проявления нетерпимости в молодежной среде.
Современный этап переосмысления социокультурных ценностей и дальнейшая судьба России во многом зависят от возрождения и освоения национального богатства культуры. Уникальными возможностями по расширению знаний о народной культуре и богатейших народных традициях обладают региональные центры культуры. Являясь фундаментом современной культуры, региональные центры культуры находятся в прямой зависимости от уровня развития духовной культуры общества. Между тем потенциал региональных центров культуры в решении проблемы формирования межэтнической толерантности молодежи используется, на наш взгляд, недостаточно.
В настоящее время решение задач использования региональных центров культуры в формировании межэтнической толерантности молодежи осложняется наличием ряда противоречий между:
- социально-культурной и демографической значимостью проблемы исследования в условиях многонациональной России и недостаточным научно-педагогическим обоснованием подходов к решению данной проблемы, в т. ч. на базе региональных центров культуры;
- наличием несистематизированного практического опыта по формированию межэтнической толерантности молодежи и недостаточной разработанностью технологий решения этой проблемы;
- развивающейся практикой создания инновационных моделей центров культуры в
регионах Российской Федерации и отсутствием разработанной модели их функционирования;
- многоаспектным характером педагогического потенциала региональных центров культуры и недостаточно полным научным осмыслением его в процессе формирования межэтнической толерантности молодежи.
Действующие во всех областных городах России региональные центры культуры в своей работе опираются на главную цель государства - сохранение глубинных, базовых основ многонациональной культуры нашего государства, национальных языков и литературы, значимых традиций, памятников фольклора, защита культурной самобытности каждого народа, создание условий для популяризации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации с целью сохранения единого культурного пространства. При этом основная цель региональных центров культуры - это координация межкультурных коммуникаций регионов Российской Федерации, объединение усилий государственных учреждений и общественных организаций регионов в решении актуальных задач сохранения культурного наследия различных народностей, обеспечение государственной поддержки мероприятий по сохранению и развитию языков и культур народов.
Центры организуют межрегиональные и международные мероприятия (фестивали, форумы, семинары, конференции, выставки и т. д.), осуществляют обмен творческими группами в области культуры, искусства, образования, проводят этнокультурные экспедиции в регионы России. Широкое распространение информации о различных этнокультурных и образовательных проектах делает более планомерной и системной организацию участия в них представителей разных народов. Региональные центры принимают участие в федеральных целевых программах, в продвижении этнокультурных региональных проектов в грантодающие организации.
Региональные центры культуры не только выпускают различные сборники сценариев, методические рекомендации по организации работы учреждений культурно-досуговой сферы, но и популяризируют работу по возрождению, сохранению и развитию традиционной народной культуры в регионе. К
тому же Центры являются информационнометодическим центром и оказывают методическую консультацию, помощь в написании проектов, содействуют в издании и издают разноплановую продукцию по сохранению и развитию традиционной обрядовой культуры.
В области совершенствования учебнометодической, научно-исследовательской,
культурно-просветительской и общественной деятельности региональные центры культуры активно сотрудничают с образовательными и культурно-досуговыми учреждениями.
Многие региональные центры культуры при организации своей деятельности первоочередной задачей считают формирование межэтнической толерантности населения, и особенно молодежи.
Учитывая то, что межнациональная толерантность складывается из множества компонентов, наиболее важными являются следующие виды знаний, которые следует использовать в деятельности региональных центров культуры: знание истории культуры своего этноса, ее традиций; знание национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения; знание языков, как своего родного, так и языка межнационального общения; знание психологических особенностей этноса, способности к сопереживанию, умение поставить себя на место другого.
Таким образом, первой и основополагающей ступенью является знание истории культуры своего этноса, его традиций.
Традиция - сложный, многогранный феномен, с чем связано наличие различных подходов к его определению. В самом общем виде традиции понимаются как элементы социального и культурного наследия, в виде представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.
Однако мнения исследователей расходятся по поводу того, что относить к таким элементам:
- совокупный человеческий опыт («культурная традиция - это выраженный в социально организованных стереотипах групповой человеческий опыт, который путем пространственно-временной передачи
аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» - Э.С. Мар-карян [1];
- отношения («обычаи и традиции - это нерегламентированные юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации, сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных, эстетических, религиозных») [1];
- формы поведения («под традицией мы понимаем исторически сложившиеся формы поведения людей решительно во всех областях общественной жизни») [2].
Указанные определения позволяют заключить, что традиции могут выступать как средство формирования межэтнической толерантности молодежи, т. к. выделенные в определениях элементы социальнокультурного наследия, которые передаются посредством традиций (человеческий опыт, отношения, формы поведения), являются в то же время и элементами духовно-нравственной культуры.
Сегодня основной целью деятельности региональных центров культуры является развитие традиционной народной культуры, сохранение культурного наследия и возрождение национальных традиций. По мнению Е.И. Григорьевой, «традиционная народная культура, представляющая собой результат интеллектуальной творческой деятельности народа, придает самобытный колорит среде, способствует развитию у нового поколения готовности к межкультурному диалогу, позволяющему выйти на уровень «принятия» общечеловеческих ценностей. Именно традиционная народная культура, которая является главенствующей в деятельности центров культуры, способствует сохранению культурного наследия и возрождению национальных традиций» [3]. Однако для формирования межэтнической толерантности в деятельности региональных центров культуры важно усвоить особенности инокультур и тонкости взаимоотношений между представителями различных национальностей на межличностном, межэтническом или даже внутриэтническом уровне.
Эффективность формирования межэтнической толерантности молодежи в условиях региональных центров культуры, на наш
взгляд, обеспечивается обоснованием комплекса организационно-педагогических условий, которые включают в себя:
- создание культуротворческой среды, которая бы инициировала самодеятельную активность молодежи в сохранении и развитии культурной самобытности и языков национальных меньшинств; взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпение к различным группам;
- разработку социально-культурной программы, способствующей ориентации молодежи на знание богатого многообразия культур народов, сохранение лучших традиций нашего общества, понимания и признания естественности и многообразия способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;
- учет индивидуально-психологических особенностей в организации общения и развитии межкультурной коммуникации молодежи на базе центров культуры;
- разработку структурно-функциональной модели деятельности региональных центров культуры с целью содействия развитию национальной культуры, национальных традиций и обычаев, национального языка и народных промыслов, а также использования современных форм, методов, средств и технологий социально-культурной деятельности;
- расширение межкультурных связей региональных центров культуры с другими субъектами социально-культурной деятельности, способствующих формированию межэтнической толерантности молодежи.
Основным условием является разработка структурно-функциональной модели деятельности подобных центров. Особенностью разработанной нами модели является целостность, обеспечивающая единство структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (принципы, этапы, педагогическое содействие, критерии, уровни сформированности межэтнической толерантности). Педагогическая модель состоит из следующих блоков: целевого, организационно-содержательного, функционального, диагностико-результатив-ного (рис. 1).
Главным основанием моделирования процесса формирования межэтнической толерантности молодежи в условиях деятельности региональных центров культуры вы-
ступает социальный заказ общества, отраженный в Законе РФ «Об образовании», в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и др.
Целью организации деятельности по формированию межэтнической толерантности молодежи в региональных центрах куль-
туры является передача молодому поколению совокупного человеческого опыта, выработка уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
в
Социальный заказ: формирования межэтнической толерантности молодежи в условиях деятельности региональных центров культуры_______________________________________________________________________________
а
в«
Цель: передача молодому поколению совокупного человеческого опыта, выработка уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности
Задачи:
воспитание культуры толерантности и межнацио-
нального согласия
формирование мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию_____________________
формирование позитивных установок в отношении представителей всех этнических групп
формирование у молодежи интереса и уважения к собственным традициям, а также обычаям и культуре различных этносов
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ КУЛЬТУРЫ
Организация процесса формирования межэтнической толерантности молодежи
Факторы Принципы
Содержание
Формы и методы
Этапы
£
Я5
-Я
В
а
£
а
н
н
о
и
ц
гуманности;
активности;
непрерывности;
^ дифференцированного подхода;
демократизма;
неразрывного единства
художественнотворческого и личностного личности;
духовно-
развития
системности; дополнительности; преемственности; добровольности; творческого сотрудничества
- программа «Содружество»;
- проектная деятельность;
- исследовательские объединения;
- реализация социально-творческих заказов;
- взаимодействие с музеями, центрами культуры и др.
деловые и ролевые игры, семинары, тренинги, дискуссии, диспуты, «круглые столы», экскурсии, творческие коллективы, тематические
литературно-музыкальные вечера, дискуссии, посещение спектаклей и кинофильмов в кинолектории, проведение
туристско-краеведческих экспедиций, организация
обменов культурными делегациями, установление переписки, проведение конференций, встреч с помощью мультимедийных средств; исследовательская
- целеполагающий;
- содержательно-
процессуаль-
ный;
- аналитико-корректирующий
в<
образовательная функция -освоение образовательных программ, что обеспечивает получение новых знаний
воспитательная функция
- обогащение и расширение культурного слоя, формирование культурной среды
функция самореализации - самоопределение в социально и культурно значимых формах жизнедеятельно-сти, проживание человеком ситуаций успеха, личностное саморазвитие
культуротворческая функция -не только изучение, но и создание раз-
личных материально-
духовных
ценностей
креативноразвивающая функция - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов каждого участника
эстетическая функция -умение понимать, наслаждаться и получать удовольствие от прекрасного
рекреационная функция
- организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил молодого человека
-I
£
.В
В
а
I
в«
Критерии формирования межэтнической толерантности молодежи:
мотивационно-ориентационный, творческо-деятельностный, когнитивно-познавательный, поведенческий
Уровни: интеллектуальный уровень, идентификационный уровень, поисковый уровень, интегративный уровень
Результат: повышение уровня сформированности межэтнической толерантности молодежи
Рис. 1. Структурно-функциональная модель деятельности региональных центров культуры по формированию межэтнической толерантности молодежи
Задачи педагогической деятельности: воспитание культуры толерантности и межнационального согласия; формирование мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу; позитивных установок в отношении представителей всех этнических групп; формирование у молодежи интереса и уважения к собственным традициям, а также обычаям и культуре различных этносов.
Целевой блок модели, как прогнозируемый результат, обусловливает организацию (факторы, содержание, этапы) процесса, критерии и показатели сформированности межэтнической толерантности молодежи, т. е. направлен на обеспечение методологической, диагностической и прогностической функций формирования межэтнической толерантности молодежи.
Организационно-содержательный блок модели характеризует используемые и учитываемые в формировании межэтнической толерантности молодежи: основные факторы формирования межэтнической толерантности молодежи; принципы культурологического, аксиологического и деятельностного подходов; содержание, реализуемое в ходе реализации программы «Содружество»;
формы работы региональных центров культуры; этапы формирования межэтнической толерантности молодежи в региональных центрах культуры.
Продуктивность педагогического процесса зависит от разных факторов. В нашем исследовании при формировании межэтнической толерантности молодежи мы будем опираться на взаимодействие двух основных факторов: педагогических, к которым мы относим: изучение интересов и потребностей граждан, их жизненных ценностей и ориентировок; использование в деятельности региональных культурных центров различных способов мотивации его участников; включение молодых людей в совместную социальную деятельность в рамках объединения; наличие четко сформулированных целей и деятельности региональных культурных центров и организационных факторов: эффективные современные способы организации деятельности региональных культурных цен-
тров по улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями; организацию взаимодействия различных досуговых объединений с государственными структурами при реализации социальных и социокультурных проектов; наличие пакета региональных нормативных актов, обеспечивающих полноценное функционирование и развитие системы деятельности региональных культурных центров.
Формирование межэтнической толерантности молодежи - сложный и многогранный процесс, который функционирует на основе комплекса педагогических принципов: гуманности; активности; непрерывности; дифференцированного подхода; демократизма; неразрывного единства художественно-творческого и духовно-личностного развития личности; системности; дополнительности; преемственности; системности; коллективизма и др.
В функциональном плане приобщение к региональным культурным центрам прослеживается через образовательную, воспитательную, культуротворческую, креативноразвивающую, рекреационную эстетическую функции и функцию самореализации.
В модели представлены различные формы педагогической деятельности: индивидуальные (индивидуальные беседы, показы), микрогрупповые (отдельные задания двум-трем участникам), групповые (встречи, семинары, на которых проводились тренинги; «круглые столы», экскурсии, творческие коллективы, тематические литературно-
музыкальные вечера, дискуссии, посещение спектаклей и кинофильмов в кинолектории с последующим их обсуждением) и массовые (встречи с интересными людьми, творческими коллективами, культурно-массовые мероприятия и др.).
Среди типов педагогической деятельности были выделены следующие: просветительные, творческие, развлекательные, комбинированные и др. В тесной связи с типами находятся виды педагогической деятельности, среди которых основными являются: информационно-познавательная, культурнопросветительская, ценностно-ориентацион-
ная, коммуникативная, художественно-творческая.
Формирование межэтнической толерантности молодежи в условиях деятельности региональных центров культуры осуществляется на основе целостного педагогического воздействия на когнитивно-познавательную, мотивационно-ориентационную,
поведенческую и творческо-деятельностную сферы. Мы выделяем четыре уровня педагогического обеспечения процесса формирования межэтнической толерантности молодежи в региональных центрах культуры: интеллектуальный уровень, ориентированный преимущественно на знание; идентификационный уровень, отражающий преимущественно достижение личностью определенных социальных и социально-психологических статусов; поисковый уровень, ориентированный преимущественно на ценности и смыслы гражданского поведения личности; интегративный уровень, обеспечивающий целостность интеллектуального, идентификационного и поискового уровней.
Таким образом, нами разработана структурно-функциональная модель деятельности региональных центров культуры по формированию межэтнической толерантности молодежи, в которой на основе личностноориентированного подхода обозначены цель, результат, средства достижения результата (содержание, методы, приемы, средства, организация данного процесса) и блоки: целевой, содержательный, технологический, организационный и результативный.
Еще одним важным организационнопедагогическим условием по формированию межэтнической толерантности молодежи является наличие социально-культурной программы, действующей на базе региональных центров культуры.
Нами была разработана программа «Содружество», которая позволяет понять богатое многообразие культур народов, обогатиться новым культурным достоянием и социальным опытом, выработать у молодежи способность понимания и признания естественности и многообразия способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. При реализации программы мы учитывали сущность формирования межэтнической толерантности молодежи в условиях деятельности региональных центров куль-
туры, которая представляет собой целенаправленный педагогический процесс передачи молодому поколению совокупного человеческого опыта, направленный на выработку у молодежи уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности на основе принципов согласия, уважения и взаимной свободы.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует отметить, что специфика формирования межэтнической толерантности молодежи в региональных центрах культуры определяется особым потенциалом центров культуры, деятельность которых направлена на теоретическую и практическую готовность к трансляции ценностей культуры различных народов России; интеграцию идей этнопедагогики и современной педагогической теории в культурном становлении и развитии личности, воспитании культуры толерантного отношения к культурам других народов; воспитание межкультурной толерантности, этнокультурной ответственности, означающей готовность и способность действовать во имя сохранения культурного многообразия России, отвечать перед самим собой, своей этнической общностью, обществом за последствия своих действий и поступков как представителя этноса, свое участие в сохранении и развитии национальнокультурного наследия и межкультурного сотрудничества народов, а выполнение организационно-педагогических условий способствует эффективности решения обозначенной проблемы.
1. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М., 1983. С. 24-27.
2. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М., 1987. С. 36.
3. Григорьева Е.И. Роль этнохудожественного воспитания в сохранении традиций народной культуры России // Возрождение и развитие традиций народной художественной культуры России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Февр. 2010 г. / отв. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов, 2010. С. 428.
Поступила в редакцию 21.03.2011 г.
UDC 316.6
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ACTIVITY OF REGIONAL CENTERS OF CULTURE ON FORMATION OF YOUTH INTERETHNIC TOLERANCE
Yevgeniya Nikolayevna Vorobyova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: lady-demon@yandex.ru
In the article the activity of the regional centers of culture on formation of youth interethnic tolerance is considered. The basic attention is given to definition of organizational and pedagogical conditions and substantiation of model directed on the successful decision of a problem to formation of interethnic tolerance of youth.
Key words: regional centers of culture; formation of youth interethnic tolerance; model; organizational and pedagogical conditions.