ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378.147 ББК 74.58
Андроник Татьяна Геннадьевна
соискатель
кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет г. Сургут Andronik Tatyana Gennadievna Post-graduate
Chair of Theory and Methods of Professional Education Surgut State University Surgut
Структурная модель формирования успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей в процессе изучения информатики Structural Model of Junior Economic Students’ Successful Training Forming in the Process of Computer Science Studying
В статье уточняется научное понятие «Процесс формирования успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей», раскрывается содержание компонентов данного процесса, рассматривается структурная модель формирования успешности обучения студентов в процессе изучения информатики.
The article clarifies the scientific notion of «the process of junior economic students’ successful training»; reveals the components content of this process; considers the structural model of junior economic students’ successful training forming in the process of Computer Science studying.
Ключевые слова: успешность обучения, процесс изучения информатики, компоненты образовательного процесса, структурная модель образовательного процесса.
Key words: successful training, process of computer science studying, components of the educational process, structural model of the educational process.
Анализ подготовки специалистов в области экономики, а также педагогическая практика раскрывают актуальность построения образовательного процесса на младших курсах, оптимальным образом учитывающего специфику профессионального становления студента как специалиста в условиях информационного общества. Одним из показателей оптимальности организации такого процесса при изучении информатики является успешность обучения студентов младших курсов экономических специальностей.
В современных исследованиях предлагается интенсифицировать образовательный процесс посредством педагогических и информационных технологий (В. П. Беспалько, В. М. Монахов и др.), при помощи изменения формы организации учебного процесса (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, B.C. Леднев). Широко разрабатываются технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (Ю.А. Конаржевский, [2], В.П. Симонов [6] и др.).
Изучение педагогических аспектов успешности обучения обусловило необходимость теоретического моделирования образовательного процесса формирования успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей. При моделировании учитывались следующие позиции, положенные в основу варианта модели: цель, теоретические подходы к построению образовательного процесса, структурные компоненты, а также педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса (Рис. 1).
На основе результатов исследований Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, B.C. Ильина, Н.В Кузьминой, П.И. Пидкасистого, Г.Н. Серикова, М.Н. Скатки-на, В. А. Сластенина и др. мы рассматриваем формирование успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей как системный целостный образовательный процесс, направленный на развитие положительной мотивации, овладение студентами профессионально ориентированных знаний и умений взаимодействия с информационной средой в экономической области предметной деятельности.
Структура процесса формирования успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей определена на основе системного и личностно-ориентированного подходов.
Выбор системного подхода в качестве ведущего в нашем исследовании объясняется статусом успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей по отношению к их профессиональной подготовке, находящихся в отношениях подсистемы к системе. Для определения таких отношений мы основываемся на мнении Г.Н. Серикова, согласно которому «всякий его (образования) аспект, предмет, процесс следует рассматривать как некую
Вестник ЧГПУ 2'2010
Требования ГОС ВПО
Формирование успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей
системный подход
личностно-ориентированный подход
т
Целевой компонент
анализ содержания ГОС ВПО образовательные, воспитательные, развивающие цели подготовки к профес-
сиональной деятельности в современной информационной среде 1
первичная диагностика, отбор содержания, форм обучения
Содержательный компонент +
компоненты успешности ооучения
4-=^ ценностный когнитивный операционный
I
I
Организационный компонент
методы, приёмы, способствующие (/юрмированию успешности обучения
педагоги чес кие условия
восприятие студентов как субъектов собственной жизнедеятельности
обеспечение преемственности вузовского и школьного курсов информатики
учебно-методические мероприятия
критериально-диагностическая матрица оценки уровня успешности обучения
Результативный компонент
0
1
уровни успешности обучения: критический-допустимый-оптимальный
анализ и оценка результатов, необходимая коррекция
-Ч
Рис. 1. Структурная модель формирования успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей в процессе изучения информатики
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
образовательную систему» [7, с. 48]. Процесс формирования успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей является органической составляющей процесса подготовки будущих специалистов.
Построение образовательного процесса в условиях информационного общества должно быть неразрывно связано с идеями развития личности обучаемого, с формированием её творческих начал. При формировании успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей мы придерживаемся подхода Н.А. Алексеева: «Личностно-ориентированное обучение -такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира» [1, с. 72].
Согласно этому подходу общая цель изучения информатики заключается в следующем: достижение оптимального уровня успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей; развитие способности личности к реализации информационно-технологической компетентности в различных областях профессиональной экономической деятельности. Наиболее эффективное достижение поставленной цели возможно при включении в структурную модель взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: целевого, содержательного, организационного и результативного.
Целевой компонент характеризует цель и задачи моделируемого процесса. Целью исследуемого процесса выступает повышение уровня сформированности успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей при изучении информатики. Данная цель конкретизируется в задачах, определяемых с учетом структуры и содержания понятия «успешность обучения студентов младших курсов экономических специальностей»: развитие положительной мотивации к обучению, формирование ценностного отношения к знанию как источнику духовного роста; совершенствование знаний основных понятий информатики во взаимосвязи с будущей профессиональной деятельностью, создание теоретической базы для последующего изучения специальных дисциплин учебного плана вуза; развитие способностей обобщать, сравнивать информацию,
систематизировать её в электронном виде, умений экспериментировать, технических умений, решать задачи экономической направленности, пользуясь известными теоретическими положениями, математическим аппаратом, графическими средствами, справочной литературой, вычислительной техникой.
Содержательный компонент моделируемого процесса предполагает реализацию двух направлений: отбор содержания обучения с учетом основных функций курса информатики в вузе (формирование у обучаемого системноинформационного подхода к окружающему миру, информационной культуры и умений увидеть взаимосвязь и взаимозависимость отдельных предметов и явлений); содержательного наполнения структурных компонентов успешности обучения (мотивационно-ценностного, когнитивного и операционного). Мотивационно-ценностный компонент предусматривает развитие мотивов достижения успеха в делах, саморазвития, творчества в инфоноосфере, освоения профессионально значимых знаний, умений и навыков. Когнитивный компонент включает деятельность по обеспечению студентов системой знаний профессиональной направленности, технических и программных средств реализации информационных процессов в экономике, вовлеченность в творческую и исследовательскую деятельность. Операционный компонент предполагает овладение обобщенными методами и приёмами познания, информационными технологиями, приобретение умений и навыков, применяемых в последующем в профессиональной экономической деятельности.
Организационный компонент предполагает применение различных методов и приемов (новые информационные технологии, интерактивные методы, метод информационного моделирования в экономической области, решение типовых задач), средств (дидактические компьютерные среды, глобальное телевидение, электронные издания), форм организации педагогического взаимодействия (лекция-визуализация, организационно-методические занятия, конференции, деловые игры, экспресс-семинары, консультации, зачетные занятия, практические занятия, проблемные лекции, проблемные семинары).
Важным является соблюдение педагогических условий, способствующих формированию успешности обучения студентов младших курсов экономиче-
ских специальностей:
а) восприятие студентов как субъектов собственной жизнедеятельности, субъектов учебной деятельности, способных к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию;
б) обеспечение преемственности вузовского курса «Информатика» и школьного курса «Информатика и ИКТ»: тематического и хронологического согласования учебных программ, выделение главных «сквозных» образовательных линий в системе «школа-вуз» («Информационные процессы», «Информационное моделирование», «Информационные основы управления»);
в) реализация учебно-методических мероприятий, способствующих развитию положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, направленных на формирование информационно-технологической компетентности:
- специализированный курс «Основы информационной культуры», способствующий росту мотивации учебно-познавательной деятельности, выработке установки на формирование «образа специалиста, обладающего информационной культурой» и гуманистического стиля общения в информационной среде;
- индивидуальный маршрут обучения дисциплине, способствующий всестороннему освоению содержания учебного материала;
- применение проблемно-поисковых методов обучения: разработка индивидуальных творческих заданий экономической направленности, ситуационные учебно-производственные задачи, деловые компьютерные игры и др.;
- применение автодидактических приёмов поиска информации с использованием навигационных схем для изучения дисциплины в гипертекстовых системах, выполняющих компенсаторную, адаптивную и развивающую функции;
- проведение внеаудиторных занятий в различных формах (организационно-методических занятий, научного общества, клуба, конференций, деловых игр, исследовательской лаборатории).
Результатом соблюдения вышеперечисленных педагогических условий выступает повышение уровня успешности обучения, характеризующееся при-
знаком устойчивости и выражающееся в сформированности совокупности структурных компонентов данного личностного образования, адекватно мотивационному, когнитивному, деятельностному критериям.
Результативный компонент исследуемого процесса характеризует степень достижения поставленной цели, включает анализ и оценку результатов, соотнесение полученных результатов с целями и задачами моделируемого процесса, внесение по необходимости коррективов.
Организация образовательного процесса согласно структурной модели формирования успешности обучения студентов младших курсов экономических специальностей в процессе изучения информатики выступает в качестве варианта обучения студентов, нацеленного на коррекцию и совершенствование интеллектуальных и эмоциональных возможностей личности, профилактику объективных и субъективных трудностей у обучающихся.
Библиографический список
1. Алексеев, Н. А. Профильное обучение в контексте личностно-ориентированного образования / Н. А. Алексеев. - Тюмень : Изд-во «Легион», 2005. - 250 с.
2. Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю. А. Конаржевский. - М.: Педагогика, - 1996. - 143 с.
3. Краевский, В. В. Общие основы педагогики / В. В. Краевский. - Москва - Волгоград : Перемена, 2002. - 163 с.
4. Лернер, И. Я. Учебно-воспитательный процесс как система / И. Я. Лернер // Новые исследования в педагогических науках, 1985. - № 1 ( 45 ). - С. 30 - 34.
5. Леднев, В. С. Содержание образования / В. С. Леднев. - М. : Высш. шк, 1989. - 360 с.
6. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Уч. Пособие / В. П. Симонов. - М.: Пед. об-во России, 1999. - 430 с.
7. Сериков, Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г. Н. Сериков. - Курган. : Изд-во « Зауралье », 1997. - 464 с.
Bibliography
1. Alexeev, N. A. School Education in the Context of Personality-Oriented Education / N. A. Alexeev. - Tyumen: Publishing House of "Legion", 2005. - 250 p.
2. Konarzhevsky, Yu. A. Pedagogical Analysis of Educational Process and of School Management / Yu. A. Konarzhevsky. - Moscow: Pedagogy. - 1996. - 143 p.
3. Kraevsky, V. V. General Principles of Pedagogy / V. V. Kraevsky. - Moscow - Volgograd: Peremena, 2002. - 163 p.
4. Lednev, V. S. Content of Education / V. S. Lednev. - M.: Vyssh. Shk, 1989. - 360 p.
5. Lerner, I. Ya. Educational Process as a System / I. Ya. Lerner // New Research in Educational Sciences, 1985. - № 1 (45). - 30 - 34 p.
6. Serikov, G. N. Education: Aspects of Systemic Reflection / G. N. Serikov. - Kurgan : Publishing House of “Zauralie”, 1997. - 464 p.
7. Simonov, V. P. Pedagogical Management: 50 Know-How of Pedagogical Systems Management: Manual / V.P. Simonov. - Moscow: Ped. Society of Russia, 1999. - 430 p.