Научная статья на тему 'Структурно-функционадьная модель педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности'

Структурно-функционадьная модель педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренность / музыкальная одаренность / педагогическое сопровождение / педагогическая поддержка / модель педагогического сопровождения / talent / musical talent / pedagogical support / pedagogical maintenance / model of pedagogical support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — A T. Ферзалиева, C M. Зырянова

В статье представлено описание структурно-функциональной модели педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности. Раскрываются различные авторские позиции понимания процессов педагогического сопровождения и педагогической поддержки. Дается характеристика процессуально-сопроводительного компонента модели, которые включает в себя три направления: формы взаимодействия с детьми, с педагогами и родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — A T. Ферзалиева, C M. Зырянова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH SIGNS OF MUSICAL RENDERING

The article describes the structural and functional model of pedagogical support of children of preschool age with signs of musical talent. Various author's positions of understanding of processes of pedagogical support and pedagogical support are revealed. The characteristic of process-accompanying component of the model is given, which includes three directions: forms of interaction with children, with teachers and parents.

Текст научной работы на тему «Структурно-функционадьная модель педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности»

YAK 378.878 ББК 74.100.544.3

СТРУКТУРНО-ФУНКПИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИЗНАКАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH SIGNS OF MUSICAL RENDERING

В статье представлено описание структурно-функциональной модели педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности. Раскрываются различные авторские позиции понимания процессов педагогического сопровождения и педагогической поддержки. Дается характеристика процессуально-сопроводительного компонента модели, которые включает в себя три направления: формы взаимодействия с детьми, с педагогами и родителями.

The article describes the structural and functional model of pedagogical support of children of preschool age with signs of musical talent. Various author's positions of understanding of processes of pedagogical support and pedagogical support are revealed. The characteristic of process-accompanying component of the model is given, which includes three directions: forms of interaction with children, with teachers and parents.

Ключевые слова: одаренность, музыкальная одаренность, педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, модель педагогического сопровождения.

Key words: talent, musical talent, pedagogical support, pedagogical maintenance, model of pedagogical support.

В настоящее время в государственной образовательной политике Российской Федерации проблеме работы с одаренными детьми уделяется особое внимание как на уровне правительства, так и на уровне органов управления образованием. Об этом свидетельствуют современные исследования и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по работе с одаренными детьми (Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. № Пр-827, Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.12.2012 № 1537 «Об утверждении комплекса мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования ХМАО - ЮГРЫ и др.)».

В разные исторические эпохи интерес к исследованию детской одаренности то отступал, то возникал снова. Связано это, прежде всего, с тем, насколько общество нуждалось в людях с неординарными способностями. Мировой опыт показывает, что существуют два полярных подхода к организации работы с одаренными детьми - экстенсивный и интенсивный. В зависимости от выбранного подхода формируется образовательная политика страны. Так, экстенсивные подход к данной проблеме характеризуется статичными инструментами диагностики одаренности у детей одной возрастной группы, такими как олимпиады, тесты, конкурсы и т.д. Но в условиях инновационной политики государства в сфере образования такой подход не дает качественной оценки детской одаренности. Данную проблему решает интенсивный подход, позволяющий дать динамическую оценку одаренности. Такая оценка позволяет диагностировать не только уровень развития одаренности в настоящий момент, но и оценить потенциальную одаренность, которая возможно проявится в будущем.

А.Т. ФЕРЗАЛИЕВА, С.М. ЗЫРЯНОВА

A.T. FERZALIEVA, S.M. ZYRYANOVA

А. Шопенгауэр писал: «Каждый ребенок в какой-то мере гений» [10, с. 117]. Этой позиции на сегодняшний день придерживаются ведущие научные школы по проблемам одаренности, полагая, что возможности каждого ребенка безграничны.

Исходя из вышеизложенного, следует, что современный подход к выявлению и развитию одаренности, требует новых форм педагогического сопровождения одаренных детей, что позволяет говорить об актуальности данной статьи.

Ведущими принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются принцип индивидуализации дошкольного образования и принцип поддержки детской инициативы в различных видах деятельности [8]. Реализация данных принципов возможна через организацию целенаправленного процесса педагогического сопровождения одаренных детей.

В рамках нашего исследования мы разработали структурно-функциональную модель педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности в условиях дошкольной образовательной организации.

Современные тенденции модернизации образования, в частности, переход на субъект-субъектный характер взаимодействия, позволяет говорить о новой парадигме сопровождения детей в процессе их развития, которая рассматривается в трудах Э.М. Александровской, М.Р. Битяновой, А.Д. Гонеева и др. В связи с этим возникает необходимость: уточнить содержание понятия «педагогическое сопровождение» в соответствии со спецификой ступени дошкольного образования, выявить содержание и эффективные формы педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности.

Понятие «педагогическое сопровождение» является одним из новых понятий для современной педагогики и, по мнению многих ученых, тесно связано с понятием «педагогическая поддержка». Педагогическая поддержка, являясь частью образовательного процесса, также реализуется в сфере образования. Проблема педагогической поддержки одаренных детей раскрывается в исследованиях М.А. Акиньевой, Т.В. Анохиной, О.С. Газмана, И.А. Колесникова, С.А. Федорова и др. На сегодняшний день не существует единого мнения о соотношении этих понятий. Одни ученые рассматривают их как синонимичные, другие же говорят об их различии.

Впервые основы теории педагогической поддержки в отечественной педагогике разработал О.С. Газман. Педагогическую поддержку он определял как деятельность преподавателя, направленную на оказание оперативной помощи ученикам в решении их проблем для достижения позитивных результатов в обучении. По мнению О.С. Газмана, поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне. Основное назначение педагогической поддержки заключается в преодолении барьеров, не дающих возможности благоприятно развиваться личности в процессе получения знаний, в поддержки развития самостоятельности человека, а также в процессе самоопределения и индивидуализации ребенка [2].

В современной терминологии понимание процесса сопровождения в развитии личности весьма многогранно. Анализ различных источников, позволяет сделать вывод об основной цели сопровождения, которая заключается в оказании помощи индивидууму с целью его успешной социализации и сохранении при этом его индивидуальности.

В исследованиях Е.А. Александровой раскрываются особенности процессов поддержки и сопровождения. Основным отличием процесса педагогического сопровождения воспитанника, по мнению автора, является формированием у сопровождаемого умения решать свои учебные и личностные проблемы, а у педагога умение сопровождать ученика в индивидуальном освоении получаемых знаний. Таким образом, педагогическое сопровожде-

ние рассматривается не просто как действие, а сложный процесс взаимодействия субъектов педагогического процесса, результатом которого должен стать прогресс развития обучающегося [1].

М.А. Иваненко выделяет в процессе педагогического сопровождения несколько этапов: диагностирование, консультирование, программирование и дальнейшее планирование деятельности, коррекцию и системный анализ проблемных ситуаций. Автором выделены основные принципы организации процесса педагогического сопровождения: приоритет интересов ребенка, непрерывность сопровождения и поддержка в стремлении к автоно-мизации [3, с. 45].

Таким образом, анализируя вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что основная цель педагогического сопровождения - создание благоприятных условий для развития сопровождаемого, раскрытия его внутреннего потенциала, создание условий для самореализации.

Развитие детей с признаками музыкальной одаренности возможно при создании условий для целенаправленного раскрытия потенциалов ребенка, его склонностей, развитие способностей в деятельности. Одним из таких условий, на наш взгляд, является разработка и реализация модели педагогического сопровождения детей с признаками музыкальной одаренности.

Модель в педагогике может рассматриваться как аналог педагогического процесса, отражающий его компоненты и взаимосвязи между ними. В педагогических словарях понятие «модель» определяется как искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который будучи подобен исследуемому объекту или исследованию, отображает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [5, с. 13].

И.П. Подласый характеризует научную модель как представленную или материально реализованную систему, в которой адекватно отражен предмет исследования. Метод моделирования, основанный на синтетическом подходе, выделяет целостные системы и исследует их функционирование [7, с. 43].

В нашей работе под моделью понимается целостная система организации процесса педагогического сопровождения детей с признаками музыкальной одаренности, в которой отражены структурные и функциональные связи всех компонентов, а также представлена поэтапная работа по реализации данной модели.

Основные цели, задачи, содержание, формы, методы и приемы, в разработанной модели, отражены в ее структурных компонентах. Функциональные компоненты наглядно демонстрируют связи между структурными элементами, которые в свою очередь показывают деятельность всех участников педагогического процесса, обеспечивающую совершенствование процесса педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности.

Научно-методологическим основанием разработки модели служат следующие подходы: социокультурный подход, личностно-ориентированный и феноменологический подход.

Социокультурный подход обеспечивает создание воспитывающей социокультурной среды за счет наполнения её индивидуальной, общечеловеческой культурой, которая включает детей в процесс познания. (С.В. Ка-ханович, Л.В. Коломийченко, В.В. Краевский, Р.А. Литвак, Л.В. Трубайчук, Р.М. Чумичева).

Личностно-ориентированный подход для нашего исследования считаем значимым в свете приоритета интересов сопровождаемого. Согласно мнению таких ученых, как Е.В. Бондаревская, Н.А. Горлова, А.В. Петровский, И.С. Якиманская и др., в основе личностно ориентированного подхода лежит «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности и как к субъекту воспитательного взаимодействия».

Феноменологический подход (Л.В. Трубайчук, Р.М. Чумичева) подчеркивает уникальность, сложность, многогранность развития личности ребенка с признаками музыкальной одаренности.

В качестве ведущих принципов педагогического сопровождения детей с признаками музыкальной одаренности мы выделили следующие: принцип культуросообразности, деятельностный принцип, принцип приоритета интересов сопровождаемого, принцип непрерывности развития личности.

Модель педагогического сопровождения включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:

1) целевой компонент содержит цель, выявленную на основе социального заказа (раннее выявление и поддержка детей с признаками одаренности) и определяет тактическую цель педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности;

2) теоретико-методологический компонент раскрывает подходы и принципы педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности. Выполняет ориентирующую функцию - это обоснование роли и значения педагогического сопровождения детей дошкольного с признаками музыкальной одаренности, общей стратегии их развития в образовательном процессе ДОО, использование прогнозирования и комплексного решения поставленных цели и задач;

3) процессуально-сопроводительный компонент представлен различными формами педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности. Данный компонент выполняет организационную функцию и определяет содержательную основу педагогического сопровождения детей с признаками музыкальной одаренности;

4) диагностический компонент отражает критерии, показатели и уровни развития музыкальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста и представлен разработанной нами критериально-уровневой шкалой развития музыкальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста;

5) результативный компонент раскрывает планируемый результат педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности - в рамках нашего исследования планируемый результат выражается в увеличении количества детей с признаками музыкальной одаренности в условиях реализации структурно-функциональной модели педагогического сопровождения.

В рамках данной статьи остановимся подробнее на процессуально-сопроводительном компоненте модели, который отражает формы, методы и средства педагогического сопровождения детей с признаками музыкальной одаренности.

Процесс педагогического сопровождения предполагает разработку как групповых, так и индивидуальных форм сопровождения. В нашем исследовании эти формы представлены индивидуальными и групповыми образовательными маршрутами педагогического сопровождения.

В исследованиях И.Е. Емельяновой выделены формы организации образовательного процесса по развитию одаренности детей дошкольного возраста с точки зрения частоты и эффективности их использования в условиях ДОУ. Одной из приоритетных и эффективных форм в применении, в случае правильно подобранных методов и приемов, отмеченных автором, являются развивающие занятия и организация свободной деятельности [3, с. 191]. Мы согласны с автором, и, на наш взгляд, такая форма организации работы с детьми с признаками музыкальной одаренности возможна в рамках дополнительных занятий художественно-эстетического направления.

Таким образом, мы пришли к выводу, что индивидуальные маршруты педагогического сопровождения могут быть представлены следующими формами: ускоренное обучение, индивидуальные развивающие занятия, орга-

низация свободной деятельности, участие в конкурсах, ведение портфолио. Также одной из форм индивидуального сопровождения является заполнение разработанных нами индивидуальных карт развития ребенка с признаками музыкальной одаренности, которая служит ориентиром в достижении результатов детей. Карта позволяет систематизировать данные о качественных изменениях в развитии компонентов одаренности, начиная с момента выявления признаков музыкальной одаренности и до момента окончания детского сада. В карте выделяются компоненты музыкальной одаренности, каждый из которых имеет подробную характеристику, основные показатели, уровень развития соответствующий возрастной норме и превышающий его.

В свою очередь, групповые маршруты педагогического сопровождения реализуются через групповые и подгрупповые развивающие музыкальные занятия в рамках разработанной авторской дополнительной общеразвива-ющей программы «Радуга талантов», музыкальные гостиные, тематические музыкальные занятия, вечера досугов, посещение концертов в рамках взаимодействия с социальными партнерами, участие в конкурсах.

Одним из организационно-педагогических условий функционирования модели педагогического сопровождения детей с признаками музыкальной одаренности является повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах развития музыкальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста.

Одним из условий формирования компетентности педагогов в вопросах развития музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста является наличие программно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов. Основной идеей разработки программно-методического является комплексное использование различных традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с педагогами в вопросах развитии музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста: мастер-классы, семинары, музыкальные гостиные, консультации, деловые игры, решение проблемных ситуаций.

На наш взгляд, комплексное использование различных форм взаимодействия с педагогами будет способствовать формированию у педагогов ДОО представлений о музыкально одаренных детях, о способах их выявления и о роли педагога в реализации структурно-функциональной модели педагогического сопровождения ребенка с признаками музыкальной одаренности.

Следующее направление процессуально-сопроводительного компонента модели представлено различными формами взаимодействия с родителями. Основной целью организации работы с родителями является повышение компетентности родителей в вопросах развития музыкальной одаренности детей в семье и обучение родителей заполнению карт наблюдений за детьми с признаками музыкальной одаренности. Исходя из цели, были определены следующие формы работы: мастер-классы, семинары-практикумы, индивидуальные консультации и музыкальные гостиные.

Представленная структурно-функциональная модель педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности представляет собой сложную систему взаимодействия всех участников образовательного процесса, которая при соблюдении всех организационно-педагогических условий будет способствовать достижению главной цели - своевременное выявление, развитие и сопровождение детей с признаками музыкальной одаренности на этапе дошкольного детства.

Литература

1. Александрова, Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования [Электронный ресурс] / Е.А. Александрова. -Режим доступа: http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (дата обращения 24.03.2018).

2. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. - М., 1995. - С. 58-64.

3. Емельянова, И.Е. Педагогическая стратегия и тактика развития одаренности детей дошкольного возраста [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / И.Е. Емельянова. - Челябинск, 2012. - 385 с.

4. Иваненко, М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства [Текст] : дис. ... канд. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / М.А. Иваненко. - Екатеринбург, 2005. - 208 с.

5. Ключникова, Е.В. Как учить музыке одаренных детей [Текст] / Е.В. Ключникова. - М. : Издательский дом «Классика - XXI», 2010. - 240 с.

6. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г., № Пр-827. - М., 2012.

7. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст] : учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М. : Владос-Пресс, 2006. - 365 с.

8. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2013.

9. Философский словарь [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М. : Республика, 2001. - 719 с.

10. Шопенгауер, А. Афоризмы житейской мудрости [Текст] / А. Шопенгауер. -М. : Эксмо, 2015. - 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.