УДК 373.21:37.036.5
ББК Ч410.005.443 ГСНТИ 14.23.05 Код ВАК 13.00.01
Зырянова Светлана Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет; 628400, ХМАО-Югра, г. Сургут, ул. 30 лет Победы, д. 60, к. 196; email: [email protected]
Ферзалиева Анжела Тельмановна,
аспирант, кафедра педагогического и специального образования, Сургутский государственный педагогический университет; 628400, ХМАО-Югра, г. Сургут, ул. Щепеткина, д. 20Б, к. 11; e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: одаренность; музыкальная одаренность; музыкальные способности; дети дошкольного возраста.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты проблемы развития музыкальной одаренности в период дошкольного детства. Большое внимание уделяется раскрытию содержания понятий «одаренность», «музыкальная одаренность» применительно к детям дошкольного возраста. Целью статьи является описание результатов опытно--поисковой работы, направленной на выявление детей дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности. Описываются критерии, показатели и уровневые характеристики развития музыкальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста. Используемые методы - анализ научно-теоретической, психолого-педагогической литературы по проблеме, опытно-поисковая работа в дошкольной образовательной организации, наблюдение, изучение опыта работы по проблеме. Анализируя полученные в ходе опытно-поисковой работы результаты, авторы делают вывод о необходимости разработки содержания и форм педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии музыкальной одаренности, а также в их апробации в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Zyryanova Svetlana Mihailovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Theory and Methods of Preschool and Primary Education, Surgut State Pedagogical University.
Farzalieva Angela Telmanovna,
Post-graduate Student, Department of Pedagogical and Special Education, Surgut State Pedagogical University.
DEVELOPMENT OF MUSICAL TALENT IN THE PRESCHOOL PERIOD AS A PSYCHO-PEDAGOGICAL PROBLEM
KEYWORDS: giftedness; musical talent; musical abilities; preschool children.
ABSTRACT. The article addresses psycho-pedagogical aspects of the development of musical talent in the preschool period. Considerable attention is paid to the disclosure of the contents of the notions of "giftedness" and "talent" for children of preschool age. The purpose of this article is to describe the results of experimental work aimed at identifying preschool children having musical talent. The authors describe the criteria, indicators and levels of characteristics of the development of musical giftedness in children of preschool age. Such methods were used: analysis of scientific-theoretical and psycho-pedagogical literature on the problem; the experimental research in pre-school educational establishment; monitoring; and the study of experience of work on the problem. Analyzing the results obtained during experimental research, the authors prove the need to develop the content and forms of pedagogical support of children of senior preschool age in the development of musical talent, as well as approbation of such support in educational process of preschool educational organization.
В настоящее время проблема раннего выявления и педагогического сопровождения одаренных детей стоит в центре внимания образовательной политики на всех ступенях. Федеральные государственные программы в качестве основного направления гуманизации и индивидуализации образования выделяют целевую поддержку одаренных детей, так как от своевременного развития и социализации этих детей зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. В свою
© Зырянова С. М., Ферзалиева А. Т., 2016
очередь социальный заказ обусловлен особенностями современного этапа развития общества в целом.
В связи с этим особенно актуальна данная проблема на этапе дошкольного детства, так как одаренность у ребенка в этом возрасте может проявляться в скрытой форме и требует своевременного выявления и развития. В связи с вышеизложенным изучением проблемы детской одаренности, а также разработкой методик по выявлению и педагогическому сопровождению детей
занимаются многие современные исследователи. Но, несмотря на проявляемый интерес научного сообщества к проявлению одаренности у детей, проблема остается недостаточно изученной.
На сегодняшний день существуют противоречия между существующей эмпирической базой исследований одаренности и практическим опытом работы с одаренными детьми. Эти противоречия проявляются в отсутствии единого категориального аппарата, единых критериев истинности и эмпирической верифицируемое™.
Проблемой одаренности с давних пор занимались ученые всего мира. Во всем времена многих мыслителей различных областей знаний интересовала способность человека выйти за пределы своих возможностей. Выдающиеся философы древности, а также их современники хорошо понимали разницу между гением и простым человеком. Также ими было замечено, что эти различия проявляются с детства. Еще китайский мыслитель Конфуций более 2000 лет назад предлагал выявлять, отбирать и изучать способности одаренных детей.
Несмотря на то что изначально учения об одаренности и гениальности рассматривались отдельно от социально-педагогической практики, в представлениях выдающихся философов прошлого (Аристотель, Платон, А. Баумгартен, И. Кант и др.) наличие «божественного дара» не отменяло важности обучения и образования. Но, тем не менее, влияние средового воздействия являлось второстепенным по сравнению с «даром божьим» [10].
До настоящего времени не существует единого подхода к определению понятия «одаренность». Л. В. Рубинштейн в своих работах понятие «одаренность» рассматривал, отождествляя его с понятием «способности» [13, с. 540]. В. Н. Лейтес и В. Н. Дружинина одаренность характеризуют как высокий уровень развития способностей. В работах Н. Д. Левитовой одаренность определяется как совокупность природных предпосылок и задатков. В работах Б. М. Теп-лова дается определение одаренности как качественно своеобразного сочетания способностей, обеспечивающего успех деятельности [13].
В «Рабочей концепции одаренности», разработанной отечественными ученными Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадриковым и др., дано определение одаренности, согласно которому одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [11].
Одаренность в разных областях проявляется в определенные возрастные периоды. Так, согласно многим исследованиям, одаренность к музыке и рисованию может проявиться значительно раньше, чем к различным наукам. Музыкальная одаренность является одним из специальных видов одаренности, проявление которой наблюдается у детей в период дошкольного детства. Музыкальная одаренность отличается наличием музыкальности. В свою очередь музыкальность проявляется в особом восприятии индивидом музыки.
Проблемой развития музыкальной одаренности и музыкальных способностей занимались многие зарубежные и отечественные исследователи. Среди зарубежных исследований наиболее значимы работы H. Helmholz, C. Stumpf, E. Kurth, A. Wellek и др. Музыкальная одаренность рассматривается в данных исследованиях с точки зрения интеллектуальных ресурсов музыкального дарования. Среди отечественных исследований музыкальных способностей и одаренности наиболее значимы труды Б. М. Теплова; структура музыкальной одаренности раскрывается в трудах Д. К. Кир-нарской, К. В. Тарасовой, Ю. А. Цагарелли, Т. Ф. Цыгульской и др.
Немецкий психолог Г. Ревеш, изучая особенности проявления детской музыкальной одаренности, пришел к выводу, что виртуозно-техническое дарование проявляется раньше интерпретаторских способностей, а расцвет творческой музыкальной одаренности наступает к 20-30 годам, то есть композиторский талант проявляется позже исполнительского.
При рассмотрении понятия «музыкальная одаренность» в дошкольном возрасте чаще всего подразумевается проявление музыкальных способностей.
Еще в дошкольном детстве у ребенка могут проявиться выдающиеся музыкальные способности. Н. С. Лейтес подчеркивал, что дети, обладающие музыкальными способностями, чаще проявляют себя уже в возрасте между 3 и 5 годами. Так, музыкальная одаренность великого австрийского композитора В. А. Моцарта начала проявляться с трех лет. Выдающийся композитор С. Рахманинов с четырехлетнего возраста играл на рояле с дедом в четыре руки. Многие исследователи отмечают, что проявление музыкальной одаренности - это самопроизвольное явление, и оно никак не связано со специальным обучением. Н. С. Лей-тес писал, что чаще всего музыкально 0да-ренные дети также обладают хорошими общими способностями: они активны, любознательны, отличаются хорошей памятью, раньше других учатся читать [9, с. 169].
Б. М. Теплов в своей работе «Психология музыкальных способностей» представил концепцию разделения понятий «музыкальность» и «музыкальная одаренность». Музыкальную одаренность автор определяет как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного осуществления музыкальной деятельности», а музыкальность - как способность «переживания музыки как выражения некоторого содержания», «центром которой является способность эмоциональной отзывчивости на музыку» [15, с. 24]. В качестве показателей музыкальности Б. М. Теплов выделял эмоциональную отзывчивость на музыку, способность ее переживания. В центре музыкальности, согласно данной концепции, стоят три основных компонента: способность к слуховым представлениям, ладовое и музыкально-ритмическое чувство.
После анализа научных подходов к проблеме развития музыкальной одаренности в период дошкольного детства в рамках нашего исследования был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ №25 «Родничок» г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Опытно-поисковая работа проводилась в 2013-2014
годах и имела целью выявить детей с признаками музыкальной одаренности в дошкольном возрасте. В эксперименте принимали участие 100 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
На начальном этапе нами были определены критерии и показатели развития музыкальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрев различные модели одаренности, мы пришла к выводу, что при выявлении признаков музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста мы можем опираться на модель одаренности Джозефа Рензулли, который в структуре одаренности выделяет мотивацию, креативность и способности выше среднего уровня. Адаптировав данную модель к детям дошкольного возраста, мы предположили, что к признакам музыкальной одаренности в дошкольном возрасте можно отнести повышенный интерес к музыкальной деятельности, творческие проявления и музыкальные способности, превышающие возрастную норму.
На основе вышеизложенного нами была разработана критериально-уровневая шкала для определения уровня развития музыкальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста (таблица 1).
Компоненты муз. одар-ти Критерии Показатели Уровни
Интерес к музыкальной деятельности Частота проявления инициатив и интереса к музыке в НОД, в режимных моментах и сам. деят-ти • Проявление интереса к музыкальной деятельности в режимных моментах, в самостоятельной деятельности и во время НОД Низкий уровень: не проявляет интерес к музыкальной деятельности. Достаточный уровень: нечастое проявление интереса к музыкальной деятельности. Оптимальный уровень: частое проявление интереса к музыкальной деятельности.
Инициативность в использовании музыки • Проявление инициативы при организации самостоятельной музыкальной деятельности • Проявление желания использовать музыку в самостоятельной деятельности и режимных моментах Низкий уровень: инициативы не проявляет. Достаточный уровень: проявляет инициативу при организации музыкальной деятельности педагогом или другими детьми, самостоятельно музыкальную деятельность не организует. Оптимальный уровень: самостоятельно подбирает музыкальный материал в соответствии с видом деятельности, проявляет творческую активность в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей, берет на себя ведущие роли.
Используемый муз. репертуар • Особенности выбора музыкального материала в зависимости от ситуации • Вариативность используемого музыкального материала Низкий уровень: не использует музыкальный материал в самостоятельной деятельности и режимных моментах. Достаточный уровень: использует хорошо знакомый музыкальный материал независимо от вида деятельности. Оптимальный уровень: использование музыкального материала варьируется в зависимости от ситуации.
Таблица 1
Критериально-уровневая шкала развития музыкальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста
Л о
* 5 О Я £ - -
О и «
о о я е:
Я V
о
й- « ? и
^ п = №
» о
Ч в а
в К ^ н
>> §
• Наличие инициативы, желания включаться в музыкально-творческую деятельность
• Активное участие в творческом процессе;
• Привлечение имеющегося музыкального опыта
• Степень осознанности замысла
Низкий уровень: не проявляет инициативы для включения в музыкально-творческую деятельность. Достаточный уровень: включается в музыкально-творческую деятельность, организованную педагогом или другими детьми.
Оптимальный уровень: является инициатором организации музыкально-творческой деятельности.
Я
и н
е л в
Я
о р
п е и к с е
ч р
о в
н
ь тьс
о н ь л а н о и Я" о
• Эмоциональная отзывчивость
• выразительность и вариативность эмоциональных проявлений
• Богатство, глубина и разнообразие эмоционального опыта
• Эмоциональная гибкость, способность к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому
• Восприимчивость к невербальным проявлениям эмоций и чувств и др.
Низкий уровень: эмоциональную отзывчивость не проявляет.
Достаточный уровень: ребенок достаточно эмоционально отзывчив, способен переключиться с одного музыкального образа на другой. Оптимальный уровень: эмоционально отзывчив, способен невербально воспроизвести эмоции и чувства, быстро переключается с одного эмоционального состояния на другое.
§ В
ноз ине за л
а В
ю ч
о а
• Оригинальность, неординарность мышления
• Установление связей с другими видами искусства (живописью, литературой и др.)
• Выражение образов в художественных проявлениях (в рисунке, прозе, в танце и др.)
Низкий уровень: не оригинален в выполнении творческого задания или отказывается его выполнять .
Достаточный уровень: способен найти решение при выполнении творческого задания, но часто требуется помощь педагога или других детей. Оптимальный уровень: ребенок проявляет интерес к выполнению творческих заданий, способен соотнести музыкальное произведение с произведениями др. видов искусства, схожими по настроению (музыка - живопись, музыка - литература)._
£ 8
в
• Изобретательность воплощения замысла
• Способность найти неординарное, новое, оригинальное решение, отличное от всех предложенных решений, неповторимость образов
• Индивидуальность в выборе средств воплощения
• Яркость образов, их реалистичность, жизненность, достоверность
Низкий уровень: не может принимать необычные образы, отказывается от выполнения творческих заданий.
Достаточный уровень: способен найти неординарное решение при выполнении творческого задания, но часто требуется помощь педагога или других детей. Оптимальный уровень: изобретателен в воплощении замысла, проявляет инициативу при создании образа, индивидуален в выборе средств воплощения.
и тис
о н
ю
о с о п с
ы н ь л а к
ы
зу
о в
втс сву
ч
е о в о ч а
• Эмоциональный отклик на музыку
• Внимание
• Определение характера музыкального произведения
• Определение жанра музыкального произведения
• Определение формы музыкального произведения
• Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
• Определение музыкальных средств выразительности (темп, дин ам ика, тем бр, л ад, з вуков ы сот ь)
• Определение окончания мелодий
Низкий уровень: муз. произведение не вызывает эмоционального отклика, интерес к музыке неустойчив; ребенок не может точно определить характер музыки или определяет его одним словом (весело -грустно), ошибается в определении жанра, формы, средств муз. выразительности, не узнает знакомые муз. произведения.
Достаточный уровень: ребенок слушает музыку, иногда отвлекаясь, эмоционально отзывчив, образные произведения вызывают интерес, определяет жанр муз. произведения с незначительной подсказкой педагога, определяет форму с подсказкой педагога, узнает знакомые мелодии по фрагменту, выделяет некоторые выразительные средства, затрудняется в определении, закончилась ли мелодия, или определяет с помощью педагога.
Оптимальный уровень: ребенок эмоционально откликается на музыку, интерес к музыке стабилен, избирателен, мотивирован, внимательно, увлеченно слушает музыку, адекватно определяет характер музыки, используя разнообразные определения, сравнения, образную речь, самостоятелен в своих ответах, умеет мотивировать свои высказывания, определяет жанр, форму, узнает знакомую мелодию по фрагменту, выделяет выразительные средства: динамику, тембр, регистр, темп, лад; самостоятельно определяет, закончилась ли мелодия._
• Пение мелодии с музыкальным сопровождением
• Пение хорошо знакомой мелодии без музыкального сопровождения
• Выразительное исполнение песен
• Песенное творчество (формирование самостоятельности в нахождении звукоподражаний, песенных импровизаций и окончания мелодии, начатой взрослым - на 2-3 звуках, сочинение считалок, дразнилок, импровизация звукоподражаний и простейших попевок в соответствии с музыкальными средствами выразительности, сочинение мелодии в различных жанрах)
Низкий уровень: неточно интонирует мелодию с муз. сопровождением, поет невыразительно, неэмоционален, равнодушен, не может сочинять мелодию, отсутствует желание, воспроизведение в хлопках, в притопах, в игре на детских музыкальных инструментах ритма музыки.
Достаточный уровень: неточно интонирует мелодию с поддержкой голоса педагога, точно передает мелодию знакомой песни, поет недостаточно выразительно, сочиняет несложные мелодии с помощью взрослого, используя предложенный образец. Оптимальный уровень: точно передает мелодию знакомой песни, попевки с муз. сопровождением и без него, поет выразительно, эмоционально, передает характер, выразительные особенности песни, находит интересные звукоподражания, песенные импровизации, сочиняет мелодии в разных жанрах, различного характера._
е о
окс
е ч и м
то ив и-р твс
-о ву
у
ьн чу
л а к
ы
зу
• Воспроизведение в хлопках, притопах, игре на детских муз. инструментах ритма музыки
• Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки
• Соответствие ритма движений ритму музыки
• Творческие проявления в движениях под музыку:
а) самостоятельный подбор движений в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки;
б) использование различных танцевальные жанров: полька, вальс, рус. нар. плясовая, хоровод)
Низкий уровень: не воспроизводит в движениях и игре на детских инструментах ритм музыки, движения невыразительны, не соответствуют характеру музыки, неритмичны, использует однообразные движения.
Достаточный уровень: ребенок не всегда точно воспроизводит в движениях и игре на инструментах ритм музыки (выполняет с использованием зеркального показа), двигается под музыку недостаточно выразительно, не всегда ритмично, использует знакомые танцевальные или образно-игровые движения. Оптимальный уровень: движения выразительные в соответствии с характером музыки (малоконтрастными частями), ритмичные, четкие, импровизирует под музыку, используя разнообразные танцевальные и образно-игровые движения.
С целью выявления интереса к музыкальной деятельности мы провели наблюдение за детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности. Выбор метода наблюдения обоснован теорией Л. С. Выготского, полагающего, что признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.
Наблюдение за деятельностью детей осуществлялось на музыкальных занятиях, а также в самостоятельной деятельности в группе и в режимных моментах с целью изучения частоты проявления инициативы и интереса к музыкальной деятельности, творческих проявлений, а также особенностей использования ребенком музыки в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности.
В ходе наблюдения на каждого ребенка заполнялась индивидуальная карта. По результатам обработки индивидуальных карт была составлена сводная таблица. В результате наблюдения за детьми мы выявили, что к оптимальному уровню проявления инициативы и интереса к музыкальной деятельности относятся 5 детей (8 %) контрольной группы и 6 детей (10 %) экспериментальной группы. Эти дети являлись инициаторами использования музыки в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей в группе, самостоятельно подбирали музыкальный материал в соответствии с видом деятельности.
К достаточному уровню проявления инициативы и интереса к музыкальной деятельности мы отнесли 35 детей (59 %) контрольной группы и 37 детей (62 %) экспериментальной группы. Эти дети не проявляли инициативы в организации музыкальной деятельности и использовании музыки в режимных моментах, но активно включались в организованную педагогом или другими детьми музыкальную деятельность в группе. В основном дети использовали знакомый музыкальный материал.
К низкому уровню проявления инициативы и интереса к музыкальной деятельности мы отнесли 20 детей (33 %) контрольной группы и 17 детей (28 %) экспериментальной группы. Эти дети не проявляли инициативы и интереса во время самостоятельной музыкальной деятельности, были пассивны, неохотно включались в организованную педагогом деятельность.
С целью выявления уровней творческих проявлений у детей в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности мы провели наблюдение. При организации режимного момента - сбора на прогулку - детям включили знакомую музыкальную композицию «Роботы и звездочки», муз. О. Киенко (мальчики -роботы, девочки - звездочки). В процессе наблюдения за детьми фиксировалось, откликаются ли дети на музыку, выполняя при этом различные движения.
Творческие проявления детей оценивались по таким критериям, как увлечен-
ность процессом музыкального творчества, эмоциональность, образное мышление, творческое воображение. По результатам данной диагностической методики мы выявили, что к оптимальному уровню развития творческих проявлений относятся 6 детей контрольной группы (10 %) и 8 детей (13 %) экспериментальной группы. У этих детей наблюдались творческие проявления, эмоциональная отзывчивость на музыку. При включении музыки они самостоятельно начинали импровизировать, выполняя движения в соответствии с характером музыкального произведения. Движения оригинальны, соответствовали воплощаемому образу.
К достаточному уровню развития творческих проявлений мы отнесли 28 детей (47 %) контрольной группы и 24 ребенка (40 %) экспериментальной группы. Эти дети включались в творческую музыкальную деятельность не сразу. В основном дети подражали движениям друг друга, не проявляя воображения и фантазии. Выполняемые образные движения достаточно однообразные.
К низкому уровню мы отнесли 26 детей (43 %) контрольной группы и 28 (47 %) детей экспериментальной группы. Эти дети отказывались от выполнения творческих заданий или выполняли их формально, без включения в творческий процесс.
Таким образом, данная диагностическая методика позволила нам выявить детей, у которых наблюдаются творческие проявления в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности, а также определить группу детей, которые проявляют интерес к музыкальной деятельности, но для развития их творческой активности и музыкальных способностей необходимо создать соответствующую среду.
Для выявления уровней развития музыкальных способностей мы использовали методику О. П. Радыновой, где конкретизированы и более четко выделены показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
Для определения уровней развития ладового чувства детям предлагалось прослушать музыкальные произведения, такие как «Зима», «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Весна и осень» Г. В. Свиридова и др. При оценке учитывались следующие показатели: степень проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, сосредоточение внимания, умение определить средства выразительности и другие показатели, представленные в таблице 1.
В ходе диагностики уровня развития музыкально-слуховых представлений детям было предложено пропеть любую знакомую песню без музыкального сопровождения. Мы обращали внимание на чистоту интонирования мелодии и выразительность исполнения. Для выявления развития песенного творчества мы предлагали детям придумать окончание попевки. Оценивалось умение сочинять мелодии, находить интересные песенные импровизации.
С целью выявления уровня развития музыкально-ритмического чувства детям предлагалось несколько заданий. Первое задание заключалось в воспроизведении ритмического рисунка, показанного педагогом, с помощью хлопков или игры на детских музыкальных инструментах. Второе диагностическое задание было построено на знакомом музыкальном материале: детям было предложено станцевать знакомый парный танец. Оценивалась ритмичность исполнения и соответствие движений характеру музыки.
Выполнение детьми диагностических заданий по каждому виду способности оценивалось по следующим показателям: 3 балла - высокий уровень, 2 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень. Дети, набравшие высокий балл по всем показателям развития музыкальных способностей, нами были определены как дети с признаками музыкальной одаренности.
К оптимальному уровню мы отнесли 2 детей (3 %) контрольной группы и 2 детей (3 %) экспериментальной группы. У этих детей развито ладовое чувство, хорошо развиты музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Эти дети отличаются повышенной эмоциональной отзывчивостью на музыку, стабильностью проявляемого интереса. Уровень развития музыкальных способностей превышает возрастную норму.
Достаточный уровень развития музыкальных способностей показали большинство детей контрольной и экспериментальной групп. У этих детей уровень развития музыкальных способностей соответствует возрастной норме - 42 (70 %) ребенка контрольной группы и 43 ребенка экспериментальной группы (72 %).
К низкому уровню мы отнесли 16 (27 %) детей контрольной группы и 15 (25 %) детей экспериментальной группы. Эти дети показали низкий уровень развития музыкальных способностей, интерес к музыке практически отсутствует, движения неритмичны, невыразительны, неточно интонируют мелодию с музыкальным сопровождением.
Суммировав результаты всех диагностических заданий с детьми, мы получили исходный уровень развития музыкальной
одаренности у детей старшего дошкольного возраста. Дети с оптимальным уровнем развития всех компонентов музыкальной одаренности нами были определены как дети с признаками музыкальной одаренности. Всего по данным диагностических методик таких детей в двух группах 4 человека, что составило 4 % от общего числа испытуемых. Большинство детей имеют достаточный уровень развития музыкальных способностей и творческих проявлений, что соответ-
ствует возрастной норме развития детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, результаты опытно-поисковой работы говорят о необходимости разработки содержания и форм педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в развитии музыкальной одаренности и проверке их эффективности на практике в дошкольной образовательной организации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. Волгоград : Учитель, 2014. 182 с.
2. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2001. 141 с.
3. Гердт Н. И. Педагогические средства развития художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009.
4. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие. СПб. : Детство-Пресс, 2013 г.
5. Гончарова О. В. Педагогические условия развития музыкально одаренных детей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2002.
6. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб. : ОМС, 1994. 192 с.
7. Дьяченко О. М., Одаренный ребенок : программа развития одаренности дошкольника. М. : Новая школа, 1997 г. 87 с.
8. Еремкин А. И. Школа одаренности: Тайна рождения гениев. М. : АиФ-Принт, 2003. 333 с.
9. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков. М. : Академия, 1996. 416 с.
10. Можиловская И. М. История проблемы одаренности / / Проблемы одаренности учащихся : науч. -теоретич. Конф. Витебск : ВОГ ИПК и ПРР и СО, 2008. URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/ll9-conferences-and-reports-on-psychology/664-scientific-theoretical-conference-problems-of-gifted-students.
11. Рабочая концепция одаренности: Федеральная целевая программа «Одаренные дети» под редакцией Д. Б. Богоявленской. М. : Министерство образования и науки, 2003. 95 с.
12. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. : Академия, 1998. 240 с.
13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002.
14. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000. 232 с.
15. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. : Академии пед. наук РСФСР, 1947. 334 с.
16. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. №1155.
REFERENCES
1. Alekseeva N. V. Razvitie odarennykh detey: programma, planirovanie, konspekty zanyatiy, psikho-logicheskoe soprovozhdenie. Volgograd : Uchitel', 2014. 182 s.
2. Belova E. S. Odarennost' malysha: raskryt', ponyat', podderzhat': posobie dlya vospitateley i roditeley. M. : Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut : Flinta, 2001. 141 s.
3. Gerdt N. I. Pedagogicheskie sredstva razvitiya khudozhestvenno-tvorcheskoy odarennosti detey doshkol'nogo vozrasta : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2009.
4. Gogoberidze A. G., Derkunskaya V. A. Detstvo s muzykoy. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii muzykal'nogo vospitaniya i razvitiya detey rannego i doshkol'nogo vozrasta : ucheb.-metod. posobie. SPb. : Detstvo-Press, 2013 g.
5. Goncharova O. V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya muzykal'no odarennykh detey : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2002.
6. Granovskaya R. M., Krizhanskaya Yu. S. Tvorchestvo i preodolenie stereotipov. SPb. : OMS, 1994. 192 s.
7. D'yachenko O. M., Odarennyy rebenok : programma razvitiya odarennosti doshkol'nika. M. : Novaya shkola, 1997 g. 87 s.
8. Eremkin A. I. Shkola odarennosti: Tayna rozhdeniya geniev. M. : AiF-Print, 2003. 333 s.
9. Leytes N. S. Psikhologiya odarennosti detey i podrostkov. M. : Akademiya, 1996. 416 s.
10. Mozhilovskaya I. M. Istoriya problemy odarennosti // Problemy odarennosti uchashchikhsya : nauch. -teoretich. Konf. Vitebsk : VOG IPK i PRR i SO, 2008. URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on-psychology/664-scientific-theoretical-conference-problems-of-gifted-students.
11. Rabochaya kontseptsiya odarennosti: Federal'naya tselevaya programma «Odarennye deti» pod redaktsiey D. B. Bogoyavlenskoy. M. : Ministerstvo obrazovaniya i nauki, 2003. 95 s.
12. Radynova O. P. Muzykal'noe vospitanie doshkol'nikov. M. : Akademiya, 1998. 240 s.
13. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii. SPb. : Piter, 2002.
14. Savenkov A. I. Odarennye deti v detskom sadu i shkole: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. M. : Akademiya, 2000. 232 s.
15. Teplov B. M. Psikhologiya muzykal'nykh sposobnostey. M. : Akademii ped. nauk RSFSR, 1947. 334 s.
16. Federal'nyy gosudarstvennyy standart doshkol'nogo obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 okt. 2013 g. №1155.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.