ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
2. Бабин, И. А. Геополитика и культура мира как факторы обеспечения безопасности : дис. ... канд. политол. наук / Бабин И.А. - Ставрополь, 2001. - 189 с.
3. Брудный, А. Психологическая герменевтика / А. Брудный. - М. : Лабиринт, 1998. - 336 с
4. Василенко, Е.В. Диагностика профессионально-психологической устойчивости сотрудников ОВД: критерии и подходы / Е.В. Василенко // Материалы XI региональной научно-техн. конф. «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Т. 2 : Общественные науки / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. - Ставрополь, 2007. - С. 32-45.
5. Василенко, Е.В. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности как психолого-педагогическая проблема / Е.В. Василенко // Сборник научных тр. СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 4. - С. 1113.
6. Рожков, М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 1994. - № 1. - С. 16-19.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.1/.3
СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАЗИСА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Борис Ефимович Лосин, доктор педагогических наук, профессор,
Юрий Михайлович Макаров, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье обосновывается структурирование методологического базиса образовательновоспитательной системы подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Главным педагогическим условием предлагаемого проекта является интегративный характер образующих компонентов в лице системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов.
Ключевые слова: методологический базис, системность, интегративность, подготовка в спортивных играх.
STRUCTURING THE PEDAGOGIC BASIS OF ATHLETES' PREPARATION IN GAME KINDS OF SPORT BASED ON THE SYSTEMATIC APPROACH
Boris Efimovich Losin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Yury Mihajlovich Makarov, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article proves the structuring of the methodological basis for the educational system of athletes' training in game kinds of sport. The main pedagogical conditions of the proposed project are integrative components in the form of system, activity, person-oriented approaches.
Keywords: methodological basis, consistency, integrity, training in sports games.
ВВЕДЕНИЕ
Наука давно пришла к выводу, что главным свойством реальности является её структурность. Все объекты реальности из чего-то состоят, имеют составляющие их час-
ти и в то же время, сколь бы сложными они ни были, сами являются составными частями чего-то более сложного. И так до бесконечности как в сторону увеличения масс и масштабов, так и в сторону их уменьшения. Поэтому любые объекты реальности, в том числе, конечно, и сложные биологические или социальные системы требуют двоякого их рассмотрения. С одной стороны, они могут рассматриваться в их предметном бытии, абстрагируясь от их динамизма, т.е. в статике. Это позволяет «схватить, описать, смоделировать состав и строение данной системы» [8]. Все исследователи системного подхода подчеркивают, говоря словами В.Г. Афанасьева, что систему можно определить «как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам... Система активно воздействует на свои компоненты, преобразуя их соответственно собственной природе... Чтобы всесторонне познать систему, нужно изучить прежде всего её внутреннее строение, то есть установить, из каких компонентов она образована, каковы ее структура и функции, а также силы, факторы, обеспечивающие ее целостность, относительную самостоятельность» [7]. С другой стороны, они должны рассматриваться в динамике их реального существования. Динамика системы, «в свою очередь, проявляется двояко: движение системы есть, во-первых, её функционирование, её деятельность и, во-вторых, её развитие - возникновение, становление, эволюционирование, разрушение, преобразование. Соответственно этому адекватное представление о сложнодинамической системе требует трех плоскостей ее исследования предметной, функциональной и исторической» [9]. Эти три плоскости исследования систем «должны быть признаны необходимыми и достаточными методологическими компонентами системного подхода как целого» [10]. Такова суть системного подхода, состоящего в том, что построение теоретической модели объекта, т.е. создание теории любой системы, включает в себя две неразрывно взаимосвязанные плоскости информационного моделирования:
а) структурная плоскость моделирования:
- определение места системы-объекта, его функций и связей в метасистеме, т.е. в системе более высокого иерархического уровня,
- определение оптимальной структуры и свойств компонентов, обеспечивающих эффективное функционирование системы и её развитие,
- установление связей между этими компонентами.
б) плоскость динамики:
- взаимодействие системы с окружающим миром, частью которого она является,
- её изменение во времени - возникновение, или автономизация (из среды и в среде), эволюционирование, порождение себе подобных систем и исчезновение - растворение в среде.
В педагогических исследованиях, в том числе в исследованиях содержания образования, применяются модели, воспроизводящие базисную природу оригинала, или тот материал, из которого она построена, модели организации; модели динамики систем - их движения и изменения [7-10].
Проведенные в последнее время исследования в теории и методике игровых видов спорта характеризуются значительным расширением класса задач, возникающих в системах, элементом которых является личность спортсмена. Изучение и разработка подобных систем требует адекватных методов, позволяющих учитывать роль и влияние личностного фактора на постановку задач и их решения в эксплуатируемой системе. Общеизвестно, что всякая сложная система состоит из разных подсистем. Исключением не является система подготовки спортсменов в игровых видах спорта, которая по своему содержанию подразумевает полифункциональность. Какое бы количество подсистем не выделялось исследователями, главной всегда будет оставаться подсистема «спортсмен» с широким диапазоном его возможностей [3,5,6].
Подготовка квалифицированных спортсменов с полной ответственностью может
рассматриваться как субъектно-объектная по своему характеру деятельность. Даже в тех случаях, когда речь идет о командных видах, где конечный результат является совокупным продуктом личного вклада каждого субъекта коллектива. Отмеченная специфика делает чрезвычайно актуальной разработку путей персонализации управления системой подготовки игровиков. Тем самым на первый план выдвигается проблема индивидуализации учебно-тренировочного процесса в командно-игровых коллективах с акцентом на ведущие роли личностных особенностей [4].
Современный спорт высших достижений характеризуется неожиданными скачками, обоснованных разработкой принципиально новых путей и решений в различных звеньях системы спортивной подготовки: в методике, организации, поиске и отборе одаренных спортсменов, обладающих уникальными способностями. Чтобы получить максимальный эффект, надо изменять психологию участников педагогического процесса, отказаться от устаревших методов и устремить свои взоры на нестандартные подходы, открывающие новые горизонты [6].
Реализация идеи системности применительно к спортивно-игровой проблематике во многом остается открытой. В этой связи изучение такого объекта как спортсмен игровик предстает весьма перспективным направлением.
Целью настоящего теоретического исследования является представление общего методологического базиса, в котором структурировались основные виды подходов к организации подготовки спортсменов игровиков в совокупности, составляющие определенную систему.
Задачей исследования стало обоснование интегральной сбалансированности системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов в обеспечении более эффективного педагогического воздействия учебно-тренировочного процесса в спортивных играх.
Исследования на теоретическом уровне включали: анализ и обобщение литературных источников; системный анализ, дедукция и индукция; генетический и структурный методы интерпретации данных.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Продуктивное внедрение принципа системности в теории и методике спортивных игр возможно при соблюдении как минимум двух важных условий: во-первых, наличие составляющих целостную систему частей, компонентов, элементов; наличие внутренней организации системы, фиксирующей способы взаимодействия входящих в нее компонентов; наличие функций системы и ее компонентов по достижению целей системы. Во-вторых, учет специфики объекта спортивно-педагогического исследования. Таковым в нашем случае является спортсмен игровик. Отдельный объект (спортсмен игровик) - это особый случай систем общего типа: спортивно-педагогических систем. Но он не просто микросистема, а суть макросистемы. Таким образом, имеется дело с объектом, являющим собой типичный пример спортивно-педагогической по своей сути системы и поэтому наделенным всеми перечисленными выше атрибутами системы. Как же конкретизируется принцип системности применительно к спортсмену игровику. Покажем теперь конкретно возможности реализации принципа системности применительно к спортсмену «субъекту-объекту», используя характеристики целостной системы. Согласно положениям системного подхода, возникновение системы невозможно без наличия составляющих ее элементов. Таковыми, с нашей точки зрения, рассматриваются в диалектическом единстве системный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы. Трехсторонняя конструктивная сбалансированность обозначенной концепции позволяет смоделировать блок-схему методологического базиса образовательно-воспитательной системы с юными спортсменами в условиях многолетней подготовки. Выбранное стратегическое направление, основанное на интеграции названных подходов, в наибольшей степени со-
ответствует целям нашего исследования и обеспечивает надежную организационную комплексность процесса формирования исследуемых способностей у юных спортсменов. Блок-схема методологического базиса учебно-тренировочного процесса в спортивных играх представлена на рисунке 1.
Системный
подход
N
Методологический базис учебнотренировочного процесса ,
Деятельностный
подход
Личностно-
ориентированный
подход
Рис. 1. Блок-схема методологического базиса учебно-тренировочного процесса в спортивных играх
Системный подход позволяет сконструировать модель предмета исследования, определить его системное строение и сущность. Данный подход предусматривает рассмотрение моделируемого предмета в совокупности его компонентов. Относительно самостоятельные компоненты взаимодействуют друг с другом и выступают как единое целое. Целью педагогического процесса являются его субъекты: спортсмен, тренер, содержание (формы, методы и средства).
Деятельностный подход, рассматривает индивида как субъекта вида деятельности, играет ведущую роль, при проектировании спортивной подготовки, как процесса познания и осознания испытуемыми своей принадлежности к избранному виду спортивных игр. Деятельность - основа, средство и условие развития спортсмена. Задача тренера: выбор и организация деятельности. Задача спортсмена: осознание, целеполагание, планирование, оценка и самоанализ результатов.
Личностно-ориентировочный подход позволяет определить условия для самоактуализации и реализации личностного роста юных спортсменов, формирования их активности за счет взаимодействия с другими обучаемыми, субъектных отношений с другими участниками образовательного процесса посредством включения испытуемых в профессионально-коммуникативную деятельность. Личность спортсмена признается общественно значимой. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности ее интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача тренера: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование в качестве методологического базиса системного, личностноориентировочного и деятельностного подходов обеспечивает надежную организационную комплексность процесса подготовки спортсменов игровиков. Реализация данного направления предполагает разработку и внедрение комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование профессиональных способностей спортсменов в учебно-образовательном процессе избранного вида спортивной игры.
Первое условие - построение содержания профессиональных способностей на основе доступных алгоритмов обучающего материала, опираясь на личность обучаемого. Данные материала стимулируют познавательную мотивацию, помогают развивать компетенцию технико-тактических действий в игровых видах спорта в целом.
Второе условие - создание на учебно-тренировочных занятиях коммуникативно-
ориентированного пространства, основой которого является включение в реальное диалогическое профессиональное общение через освоение новых значений всех производимых и воспринимаемых действий и их мотивов, эффективно влияющих на конечный результат. В данном случае на основе личностных контактов между испытуемыми осуществляется взаимосвязанное обучение в сотрудничестве.
Третье условие - применение активного обучения в специально созданных ситуациях, моделирующих будущую профессиональную спортивную деятельность. При этом под методами активного обучения нами понимаются способы взаимосвязанной деятельности педагога-тренера и спортсмена, стимулирующие творческую активность обучаемых, их самостоятельный поиск в процессе добывания знаний и приобретении практических умений. В целом использование методов активного обучения в процессе формирования познавательных способностей у спортсменов играет определяющую роль в развитии личности и ее отношения и представления о сущности профессиональной деятельности (той или иной спортивной игры).
Таким образом, выделяя данные педагогические условия, мы исходим из того, что процесс формирования профессиональных способностей спортсменов игровиков может быть эффективным только при создании определенного комплекса данных условий, поскольку отдельные условия в полной мере не могут обеспечить достижение поставленной цели.
Важным моментом системного исследования спортсменов в игровых видах спорта является также учет интегративных факторов, обеспечивающих их качественное своеобразие и развитие. Определенная совокупность факторов обеспечивает поддержание устойчивости и стабильности спортивных результатов на различных этапах спортивного совершенствования. Сюда может быть отнесено оптимальное сочетание компонентных взаимосвязей в подготовленности индивида, играющее важную роль в сохранении целостности всей системы подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е. П. Психология спорта : учебник / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. -
352 с.
2. Кричевский, Р.А. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе / Р.А. Кричевский, М.М. Рыжак. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1985. - 222 с.
3. Макаров, Ю.М. К вопросу о совершенствовании образовательновоспитательной системы юных спортсменов на начальном этапе подготовки в спортивных играх // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 2. - С. 42-47.
4. Макаров, Ю.М. Тенденции к «ролевой» ориентации в игровой деятельности баскетболистов различной квалификации / Ю.М. Макаров, Хусейн Ал Тай // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8. - С. 56-61.
5. Макаров, Ю.М. Дидактические аспекты начальной тактической подготовки в спортивных играх : учебное пособие / Ю.М. Макаров, А.А. Чуркин. - СПб. : Изд-во «Олимп», 2008. - 119 с.
6. Макаров, Ю.М. Содержание и направленность педагогических воздействий на начальном этапе подготовки в спортивных играх : учебное пособие / Ю.М. Макаров. -СПб. : Изд-во «Олимп», 2009. - 92 с.
7. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская. - СПб. : Питер, 2000. - 401 с.
8. Лихачев, Б. Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики // Педагогика. - 2001. - № 6. - С. 21-26.
9. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин. - М. : Школа-Пресс, 2009. - 512
с.
10. Харламов, И. Ф. Педагогика / И.В. Харламов. - М. : Высшая школа, 2000. -
356 с.
Контактная информация: [email protected] УДК 796.015
АНАЛИЗ ПРОЦЕССА АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Светлана Юрьевна Максимова, кандидат педагогических наук,
Марьяна Андреевна Бадалова, соискатель,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения эффективности процесса адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Ключевые слова: физическое воспитание, дошкольник, задержка психического развития.
ANALYSIS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN
WITH MENTAL RETARDATION
Svetlana Yurievna Maksimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mariana Andreyevna Badalova, the competitor,
Volgograd State Academy of Physical Training
Annotation
The article presents the results of the experimental study covering the effectiveness of the adaptive physical education process for the preschool children with mental retardation.
Keywords: physical education, preschool, mental retardation.
Адаптивное физическое воспитание в специальных дошкольных образовательных учреждениях представляет собой целенаправленно организованный педагогический процесс, главной целью которого является коррекция основного и сопутствующих заболеваний, компенсация утраченных функций, укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития детей. Однако необходимо отметить, что адаптивная физическая культура является достаточно молодым и интенсивно развивающимся научным направлением в области физического воспитания, и направление дошкольного детства является востребованным как на практическом, так и на теоретическом уровне.
В большинстве случаев процесс адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР заимствует содержательные и методологические компоненты общепринятой в дошкольном детстве программы по физической культуре, эффективность использования которой достаточно низка. Данный факт имеет научное основание и доказывается экспериментальными исследованиями в области адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР [1,3,4,6]. Поэтому, проблемы технологического, методического сопровождения физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР являются актуальными.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
При организации собственных направлений опытно-экспериментальной работы нам представлялось актуальным научное изучение методологического компонента современного процесса адаптивного физического воспитания, раскрывающего прежде всего его образовательные и развивающие возможности.
В числе первоочерёдных было определено общее время двигательной активности детей в условиях пребывания в ДОУ компенсирующего вида. В процессе регистрации времени целенаправленно и самостоятельно организованной двигательной деятельности