УДК 796.056.8, ББК 75.5© Н.В. Луткова, Ю.М. Макаров
Н.В. Луткова, Ю.М. Макаров ДИНАМИКА ПЕРМАНЕНТНОГО СОСТОЯНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ИГРОВИКОВ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
В статье представлены результаты анализа динамики перманентного состояния агрессивности юных спортсменов-игровиков в возрасте с 9 до 15 лет в процессе многолетней подготовки. Текущее состояние спортсменов-игровиков отличается ситуационностью, в основе которой заложен широкий диапазон внутри уровневой агрессивности, это позволилорассматривать перманентную агрессивность какустойчивую категорию и отличительное свойство личности игроков. Для определения уровня агрессивности у участников эксперимента использовалась проективная методика «Несуществующее животное». Стандартизация результатов осуществлялась на основе анализа данных, представленных в описательной форме. Это позволило определить ориентировочный перманентный уровень агрессивности каждого испытуемого и отнести его к соответствующему уровню агрессивности: повышенному, высокому, среднему, низкому.Выявлено однонаправленное движение показателей агрессивностиспортсменов-игровиковв сторону постепенного его повышения в детско-юношеском возрастном периоде.Игроки с повышенным уровнем агрессивности обладают большей адаптационной способностью к условиям спортивной деятельности, чем их оппоненты с низким уровнем. В периоде взросления юных спортсменов от девяти до пятнадцати лет определено постепенное и неуклонное снижение количества участников тренировочного и соревновательного процесса на уровнях пониженной агрессивности.В процессе многолетних наблюдений за обследуемой группой юных спортсменов выявлено, что из 34 участников с низким уровнем агрессивности в группе осталось только 13, что составляет 38,2% от их количества. Из 14 участников со средним уровнем агрессивности продолжали занятия 10, что составляет 71,4%. В группе с высоким уровнем агрессивности из 9 осталось 7 -77.7%. Юные спортсмены с повышенным уровнем агрессивности продолжили занятия без потерь численного состава. Приведенная аргументация фактического материала позволяет рассматривать перманентное состояние агрессивности, коэффициент агрессивности в детско-юношеском возрастном периоде как один из важных критериев отбора детей для специализированных занятий избранным видом какой-либо конкретной спортивной игры.
Ключевые слова: динамика, перманентность агрессивности, коэффициент агрессивности, юные спортсмены-игровики,многолетняя подготовка.
Важным элементов в спортивной деятельности является проявление агрессивного поведения. Под термином «агрессия» большинство спортивных психологов подразумевают напористое, атакующее, доминирующее поведение, которое необходимо направлять в нужное русло.Часто понятие «агрессивность» заменяют понятием «спортивная злость» [2,с. 110]. Агрессия в спорте является рациональной формой противостояния сопернику, мобилизации функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретного результата.Игровая агрессия может толковаться как допустимая правилами игры и оправданная условиями соревновательной обстановки форма поведения спортсменов-игроков [5, с. 198].
Спорт, с одной стороны, представляет собой ту форму социальной активности, которая позволяет реализовать агрессивные влечения и не несет в себе социального порицания и неодобрения, а с другой стороны, проявление агрессии в спорте - это следствие потребности в самоутверждении через стремление к победе в борьбе с самим собой и соперниками.Спорт позволяет выражать агрессивные чувства, не причиняя большого вреда другим людям, формируя конструктивные формы агрессивного поведения спортсменов.
Выделяют три подхода к проблеме агрессии в спортивной деятельности. Большая группа спортсменов (58%) считает, что агрессия — это главное в спорте, спорт и агрессия неразрывны. По их мнению,если быть неагрессивным, то тяжело победить соперника. Прямо противоположное мнение: спорт и агрессия — это несовместные понятия определено у 23% спортсменов, считающих, что агрессия очень сильно мешает в спорте и должна быть наказуема. Эта группа спортсменов по собственному опыту считает, что агрессия приводит к поражению. Третья группа спортсменов (19%) полагает, что необходимо лишь иногда вести себя агрессивно. По мнению этой группы спортсменов, агрессия должна проявляться в форме нормальной спортивной злости, направленной на получение максимального результата. Однако агрессия не должна приводить к травмам, неспортивному поведению[1, с. 14-15].В качестве главной причины агрессии и проявления негативных качеств (обиды, досады, отчаяния) спортсмены называют неумение достойно проигрывать. Очевидно, что отношение спортсменов к агрессивности во многом определяется ее целесообразностью и соблюдением правил соревнований.
Склонность к физической и вербальной агрессии как у мальчиков, так и у девочек выражена
больше у тех, кто занимается спортом. У мальчиков-спортсменов выше также склонность к косвенной агрессии, больше раздражительность и негативизм. Обращает на себя внимание меньшая выраженность у занимающихся спортом чувства вины (аутоагрессии), что косвенно подтверждает большую склонность к гетероагрессии подростков-спортсменов [2,с. 115].
У юных спортсменов наиболее выражена вербальная агрессия, для них наиболее характерен выплеск негативных эмоций через крик, ругань, ссоры. Также выделяется физическая агрессия, то есть подкрепление ссоры физической силой, направленной против другого человека. А менее всего для спортсмена данного возраста характерен негативизм [8, с. 84].
На современном этапе развития спортивных игр долгое время считалось, что проявление агрессивного поведения юных игроков имеет локальный характер и рассматривается как единичный случай эмоциональной несдержанности детей. Анализ крупных международных и национальных соревнований, в том числе и по спортивным играм, свидетельствует об общем росте агрессивных проявлений, как на уровне командных видов, так и в индивидуальном соперничестве [6, с. 247; 7, с. 5].
Соревновательная и тренировочная деятельность юных спортсменов с самого начала занятий избранным видом игры проходит в условиях постоянно нарастающей конфликтной ситуации, где граница между демонстрацией положительных и отрицательных эмоций имеет достаточно размытый характер.
Агрессивное поведение игроков по отношению не только к соперникам, но и зачастую к зрителям становится объектом пристального внимания специалистов в этой области. Это требуетаналитического подхода в оценке происхождения агрессивных действий с целью разработки и обоснования методики регулирования поведенческих актов игроков на основе установления причинно-следственных связей между их индивидуально-личностными характеристиками и ситуативными факторами спортивной борьбы. Спортивный поединок в силу специфических особенностей его протекания предъявляет высочайшие требования к психической сфере игроков, где психоэмоциональное состояние не менее важно, чем тренировка физических кондиций. В общем контексте наиболее значимых свойств личности спортсменов агрессивность является тем необходимым атрибутом, способствующим достижению запланированных результатов.
Изучению же динамики агрессивного поведения на протяжении длительных периодов времени внимания практически не уделялось. Между тем, вопросы изменчивости или, напротив, устойчивости агрессивных проявлений, обострения агрессивного поведения, смены умеренных его форм более резкими и открытыми, представляются крайне важными[3, с. 145]. Существуют данные о том, что
именно в критические периоды жизни проявление агрессивности достигает своего апогея. Все это находит свое отражение, как в поведении индивида, так и в его внутренней организации[4, с. 6]. Поэтому анализ ее возрастной периодизации имеет архиважное значение не только для коррекции, но и для профилактики агрессивности.
В связи с изложенным выше, целью настоящего исследования является выявления динамики перманентного состояния агрессивности юных спортсменов-игровиков в процессе многолетней подготовки.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить перманентный уровень агрессивности начинающих спортсменов-игровиков в возрасте 9лет.
2. Определить перманентный уровень агрессивности спортсменов-игровиков в возрасте 11лет.
3. Определить перманентный уровень агрессивности спортсменов-игровиков в возрасте 13 лет.
4. Определить перманентный уровень агрессивности спортсменов-игровиков в возрасте 15 лет.
В лонгитюдных исследованиях приняли участие юные спортсмены-игровики СДЮСШОР Кировского и Приморского районов, СДЮСШОР «Экран» города Санкт-Петербурга. На начальном этапе подготовки общее количество испытуемых составило 60 человек. Эксперимент проводился в период с 2013 по 2018 год.
Для выявления уровня агрессивности у участников эксперимента использовалась
проективная методика «Несуществующее
животное». Стандартизация результатов
осуществлялась на основе анализа данных, представленных в описательной форме.Это позволило определить ориентировочный
перманентный уровень агрессивности каждого испытуемого и отнести его к соответствующему уровню агрессивности: повышенному, высокому, среднему, низкому.
Результаты исследования и их обсуждение.На первом этапе исследования определялся перманентный уровень агрессивности начинающих спортсменов-игровиков в возрасте 9 лет, на втором этапе- 11-ти лет, на третьем - 13 и на четвертом - 15 лет. Полученные данные представлены в таблице 1. В ходе анализа показателейкоэффициента
агрессивности обнаружена различная степень его выраженности.
Так юные спортсмены девяти лет образовали четыре уровня агрессивности, количественный состав каждого имел следующий первоначальный вид: три спортсмена - повышенный, высокий - 9, средний -14, низкий - 34. На втором этапе исследования у игроков одиннадцати лет произошли незначительные изменения показателей коэффициента агрессивности внутри уровневого содержания. Если на повышенном уровне количество юных спортсменов осталось прежним, то на других наблюдается снижение объема обследуемых. На высоком уровне до восьми, среднем до 12 и низком до 31. Как видно из данных таблицы,
по мере взросления участников эксперимента общая картина динамики обозначенных показателей продолжает однонаправленное снижение в большей степени на уровнях пониженной агрессивности и в меньшей степени - повышенных. На третьем этапе в возрастной категории тринадцати летних эти показатели имеют следующий вектор: повышенный -три игрока, высокий - 8, средний -10, низкий - 26. У пятнадцати летних испытуемых эта динамика еще
Подобная динамика, с нашей точки зрения, вполне объяснима. Тренировочная и соревновательная деятельность спортсменов отличается высокой конкурентной средой, которая протекает в условиях постоянно сопровождающихся конфликтных ситуаций, где происходит регулярное столкновение интересов противоборствующих сторон. В подобной среде спортсмены с повышенным уровнем агрессивности чувствуют себя достаточно комфортно. Они импульсивны, не умеют сдерживаться, часто бывают раздражительными, открыто демонстрируют недовольство партнерами, соперником, а иногда и самими собой. Находясь длительное время в состоянии внутри личностного конфликта, такие спортсмены в условиях игровых единоборств сразу выплескивают негативную энергию в виде агрессивных действий и тем самым «успешно» реализуют накопившийся
психоэмоциональный «застой». Что нельзя сказать об игроках с низким уровнем агрессивности. Это, как правило, спортсмены более сдержанные в своих эмоциях и накопившуюся отрицательную энергию они чаще всего переводят в русло, например, «обидчивости», которая постепенно накапливается и с которой, впоследствии, они не могут справиться самостоятельно. Если им не оказывается помощь со стороны тренера, то они в большинстве своем покидают учебно-тренировочную группу. Именно этим обстоятельством объясняется столь разительное соотношение игроков с пониженным уровнем агрессивности прекративших тренировочные занятия по сравнению с игроками повышенного уровня.
Так в процессе многолетних наблюдений за обследуемой группой юных спортсменов удалось выявить, что из 34 участников с низким уровнем агрессивности в группе осталось только 13, что
более выражена на уровнях с пониженной агрессивностью:повышенный - три игрока, высокий - 7, средний -9, низкий - 13. Таким образом, в периоде взросления юных спортсменов от девяти до пятнадцати лет имеет место быть постепенное и неуклонное снижение количества участников тренировочного и соревновательного процесса, в первую очередь на уровнях пониженной агрессивности.
составляет 38,2% от их количества. Из 14 участников со средним уровнем агрессивности продолжали занятия 10, что составляет 71,4%. В группе с высоким уровнем агрессивности из 9 осталось 7 - 77.7%. А вот юные спортсмены с повышенным уровнем агрессивности продолжали занятия без потерь численного состава. На основании проведенного анализа явно просматривается значимость показателей перманентного состояния агрессивности юных спортсменов в процессе многолетней подготовки с позиции спортивного отбора для занятий избранным видом спорта. Выявлено, что игроки с повышенным уровнем агрессивности обладают большей адаптационной способностью к условиям спортивной деятельности, чем их оппоненты с низким уровнем. Приведенная аргументация фактического материала позволяет рассматривать показатель агрессивности как один из важных критериев отбора детей для специализированных занятий спортивными играми.
Выявленная динамика показателей
коэффициента агрессивности по ее уровням свидетельствует о том, что она имеет достаточно устойчивый характер на протяжении всего периода изучения. Практически все участники эксперимента с самого начала организации оставались в рамках того уровня агрессивности, в котором они оказались на первом этапе исследования. Поэтому весьма любопытным видится рассмотрение динамики коэффициента агрессивности внутри каждого уровня, которая представлена на рисунке 1.
Наблюдаемая на рисунке динамика показателей коэффициента агрессивности имеет тенденцию нарастания на каждом отдельно взятом уровне по мере взросления юных спортсменов.
Таблица 1
Показатели коэффициента агрессивности (КА) спортсменов-игровиков 9-15 лет
Возраст (лет) п=кол-во человек Уровень агрессивности
повышенный высокий средний низкий
п КА п КА п КА п КА
9лет, п=60 3 0.73 9 0.41 14 0.27 34 0.14
11лет, п=54 3 0.75 8 0.47 12 0.30 31 0.15
13лет, п=37 3 0.82 8 0.56 10 0.34 26 0.18
15 лет, п=32 3 0.88 7 0.62 9 0.38 13 0.20
Так, у юных спортсменов с низким уровнем, показатели коэффициента агрессивности имели динамику от 0.14 усл. ед. в возрасте девяти лет до 0.20 усл. ед. к пятнадцати годам. Повышение коэффициента агрессивности отмечается и на других уровнях. В частности: игроки среднего уровня по изучаемым показателям находились в диапазоне 0.27 - 0.38, высокого - 0.41 - 0.62, повышенного - 0.73 -0.88 усл. ед. Нельзя не отметить и тот факт, что в представленной динамике отражаются некоторые специфические особенности, к которым относится, во-первых: устойчивость перманентного состояния агрессивности на протяжении длительного периода
наблюдений. Во-вторых: диапазон текущих показателей коэффициента агрессивности может изменяться, иногда преодолевая предельные значения, но в длительной перспективе он все же остается в рамках своего первоначального уровня.
В-третьих, главной особенностью является условия тренировочной и соревновательной деятельности, формирующих определенные поведенческие акты, связанные со спецификой избранного вида игры и требующих проявления повышенной степени агрессивности в условиях спортивных единоборств.
Рис. 1. Динамика показателей коэффициента агрессивности (КА) спортсменов-игровиков 9-15 лет внутри каждого уровня
Исходя из анализа проведенного исследования, можно сделать следующее заключение:
1. Динамика перманентного состояния агрессивности юных спортсменов 9-15 лет в процессе многолетней подготовки представляет собой весьма устойчивую категорию и может рассматриваться как отличительное свойство личности игроков;
2. В ходе длительных наблюдений динамики коэффициента агрессивности выявлено однонаправленное движение показателей в сторону постепенного его повышения в детско-юношеском возрастном периоде;
3. Рассматривая перманентную агрессивность, как устойчивое личностное образование, следует иметь в виду, что текущее состояние спортсменов-игровиков отличается ситуационностью, в основе,
которой может быть заложен широкий диапазон внутри уровневой агрессивности;
4. Перманентное состояние, коэффициент агрессивности в детско-юношеском возрастном периоде целесообразно использовать в качестве критерия отбора для занятий избранным видом какой-либо конкретной спортивной игры;
По нашему мнению есть все основания говорить об актуальности более глубокого и фундаментального осмысления проблемы изучения агрессивности, агрессивного поведения спортсменов не только для уточнения естественнонаучных представлений о феномене 21 века, а для разработки новых подходов в теории и методики избранного вида спортивной игры на всех этапах ее овладения.
Библиографический список
1.Бызова, В.М. Отношение спортсменов к проявлению агрессии в спорте [Текст] / В.М. Бызова// Ананьевские чтения-2000: Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2000» / Под ред. А.А. Крылова - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - 269 с. - С. 14-15.
2. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения [Текст] /Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2014. - 368 с.
3. Ильин, Е.П. Психология спорта [Текст] / Е П. Ильин. - СПб.: Питер, 2016. - 352 с.
4. Краев, Ю.В. Влияние особенностей вида спорта на проявления агрессии и агрессивности у спортсменов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Юрий Валериевич Краев. - СПб., 1999. - 141 с.
5. Макаров, Ю.М. Дефиниция понятия «игровая агрессия» в соревновательной деятельности спортсменов-игроков [Текст] / Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова // VIII Международный Конгресс «СПОРТ, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ» 12-14 октября 2017 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы Конгресса. / Под ред. В. А. Таймазова. - СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. - 516 с. - С. 196-198.
6. Петров, С.И. Агрессивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию [Текст] / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 245-248.
7. Татаржицкий, С.Е. Повышение эффективности соревновательной деятельности баскетболистов на основе коррекции агрессивных действий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Сергей Евгеньевич Татаржицкий. - Хабаровск, 2003. - 24 c.
8. Тяглова, Е.В. Особенности агрессивного поведения подростков в спортивной деятельности [Текст] / Е.В. Тяглова, О.А. Ещеркина, И. А. Карагичева //Физическое воспитание и спортивная тренировка. - ГАФК, Волгоград, 2013. № 2. - С. 81-84.
References
1.Byzova V.M. Otnoshenie sportsmenov k proyavleniyu agressii v sporte [The relation of athletes to manifestation of aggression in sport].St. Petersburg: St.Petersburg State University publishing house, 2000, 14-15 p.
2. Il'in E.P. Psihologiya agressivnogo povedeniya[Psychology of aggressive behavior]. SPb.: St. Petersburg, 2014, 368 p.
3.Il'in E.P. Psihologiya sporta[Psychology of aggressive behavior]. SPb.: St. Petersburg, 2016, 352 p.
4.Kraev YU.V. Vliyanie osobennostej vida sporta na proyavleniya agressii i agressivnosti u sportsmenov [Influence of features of sport on manifestations of aggression and aggression at athletes]: thesis. ... cand of psychol. sciences: 19.00.13.St. Petersburg, 1999, 141 p.
5. Makarov YU.M., Lutkova N.V. Definiciya ponyatiya «igrovaya agressiya» v sorevnovatel'noj deyatel'nosti sportsmenov igrokov [Definition of the concept "game aggression" of competitive activity of athletes of players]. St. Petersburg, Publishing house St. - Peterb. universtitet, 2017, 196-198 p.
6.Petrov S.I. Agressivnoe povedenie sportsmena kak sposob reagirovaniya na konfliktnuyu situaciyu [Aggressive behavior of the athlete as way of response to a conflict situation]. St. Petersburg, 2015, 245-248 p.
7.Tatarzhickij S.E. Povyshenie ehffektivnosti sorevnovatel'noj deyatel'nosti basketbolistov na osnove korrekcii agressivnyh dejstvij[Increase in efficiency of competitive activity of basketball players on the basis of correction of aggressive actions]: abstract of the thesis. ... cand. of pedagog. sciences: 13.00.04. Khabarovsk, 2003, 24 p.
8.Tyaglova E.V., Eshcherkina O.A., Karagicheva I. A. Osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov v sportivnoj deyatel'nosti [Features of aggressive behavior of teenagers in sports activity].Volgograd, 2013, 81-84 p.
DYNAMICS OF THE PERMANENT STATE OF AGGRESSION IN YOUNG SPORTSMEN OF PLAYERS IN
THE PROCESS OF MULTI-YEAR PREPARATION
Natalia V. Lutkova,
Professor, The Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health,St. Petersburg
Yury M. Makarov,
Professor, The Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health,St. Petersburg
Abstract.Results of the analysis of dynamics of permanent condition of aggression of young athletes of igrovik aged from 9 to 15 years in the course of long-term preparation are presented in article.The current state of athletes of igrovik differs in situatsionnost at the heart of which wide range in-level aggression is put, it has allowed to consider permanent aggression as steady category and distinctive property of the identity of players. For determination of level of aggression at participants of experiment the projective technique "Nonexistent animal" was used. Standardization of results was carried out on the basis of the analysis of the data submitted in descriptive form. It has allowed to determine the approximate permanent level of aggression of each examinee and to refer it to appropriate level of aggression: raised, high, to average, low.The unidirectional movement of indicators of aggression of athletes of igrovik towards its gradual increase in the age period for children and young people is revealed. Players with the increased level of aggression have bigger adaptation ability to conditions of sports activity, than their opponents with low level. In the period of growing of young athletes from nine to fifteen years gradual and steady decrease in number of participants of training and competitive process at the levels of the lowered aggression is defined.In the course of long-term observations of survey sample of young athletes it is revealed that from 34 participants with the low level of aggression in group remained only 13 that makes 38,2% of their quantity. From 14 participants with the average level of aggression continued studies 10 that makes 71,4%. In group with the high level of aggression from 9 there were 7 - 77.7%. Young athletes with the increased level of aggression have continued studies without loss of numerical structure.The provided
argument of the actual material allows to consider permanent condition of aggression, aggression coefficient in the age period for children and young people as one of important selection criteria of children for specialized occupations the chosen type of any concrete sports game.
Keywords: dynamics, permanence of aggression, aggression coefficient, young athletes of igrovika, long-term preparation.
Сведения об авторах:
Луткова Наталия Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики спортивных игр Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (190121, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д.35), e-mail: nataliya_lutkova@mail. ru).
Макаров Юрий Михайлович - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики спортивных игр Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта (190121, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д.35), e-mail: [email protected]).
Огатья поступила в редакцию 18.05.2018 г.