УДК 796.1/.3 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕГО ФАКТОРА В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ В
ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА
Юрий Михайлович Макаров, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье предлагается научно-теоретическая концепция формирования видов деятельностей как системообразующего фактора в подготовке спортсменов игровиков. Применение системного подхода в исследовании позволяет детализировать деятельностную структуру и в значительной степени расширить возможности педагогических воздействий на подготовленность игровиков.
Ключевые слова: структура, спортсмен игровик, деятельность, подготовка.
SCIENTIFIC-THEORETICAL CONCEPT OF ACTIVITY AS A SYSTEMATIC FACTOR IN THE TRAINING OF ATHLETES IN TEAM SPORTS
Yury Mihajlovich Makarov, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article presents the scientific and theoretical concept of activities formation as a system formation factor in the training of athletes in team sports. A systematic approach to the study can specify the structure and greatly expand the possibilities of pedagogical influences on preparedness in team sports.
Keywords: structure, athlete in team sports, activities, training.
ВВЕДЕНИЕ
Специалисты в различных областях научного знания вынуждены постоянно обращаться к категориям, характеризующим бытие человека. Важнейшей среди них является категория деятельности. Она относится к специфической форме активности, свойственной человеку и обществу. Бытие человека раскрывается этой категорией как активность, преобразующая действительность, самого себя и условия своего существования [1,5,6].
В наиболее абстрактном и общем определении категория деятельности раскрывает отношение «субъект-объект». В широком смысле речь идет о человеке (и обществе) как субъекте деятельности и о природе как ее объекте. Именно в процессе деятельности осуществляется субъективное отражение объекта (предмета деятельности), а вместе с тем превращение этого объекта в ее продукт соответственно субъективной цели [6]. А.Н. Леонтьев отмечает, что «деятельность выступает как процесс, в котором осуществляется взаимные переходы между полюсами: субъект-объект» [3]. Таким образом, деятельность раскрывается через анализ отношений «субъект-объект». Однако это положение носит очень общий характер и требует уточнения. Конкретизируя его применительно к проблемам теории и методики многолетней подготовки спортивного резерва в игровых видах спорта, следует определиться: что или кто будет выступать в роли субъекта. Речь может идти о спортивной подготовке вообще, видах подготовки или о спортсмене игровике. То же самое относится и к объекту. Поэтому, для эффективного использования категории деятельности в спортивных играх она должна рассматриваться в контексте каждого отдельно взятого этапа подготовки спортивного резерва и что архи важно учитываться при переходе от более низкого к более высокому этапу.
В последнее время теоретическому освещению и эмпирическому воплощению в целом ряде социально-психологических исследований, в общей психологии и педагогике,
частных психолого-педагогических дисциплинах посвящено широкому применению деятельностного подхода. В научно-теоретической концепции деятельности сформулированной ее основоположниками А.С. Выготским [1], и А.Н. Леонтьевым [5] отмечается, что «деятельность» понятие самое общее и имеет собирательное значение. «Реально же мы имеем дело с особенными деятельностями» [4]. Подобное понимание деятельности свидетельствует о ее многообразии, реализуемой как индивидами, так и конкретными командами. Говоря другими словами, в нашем случае, существенным моментом в процессе многолетней подготовки спортсменов в игровых видах спорта является учет многообразия деятельностей. Следовательно, пользуясь понятием «деятельность, применительно к реализации долгосрочной программы подготовки спортивного резерва необходимо иметь в виду совокупность ее различных видов.
В теории и методике спортивных игр назрела необходимость реформирования всей системы многолетней подготовки высококвалифицированных спортсменов, как не отвечающей современным требованиям. Возникает потребность в переориентации ее на новые концептуальные «рельсы», подвергая переосмыслению фундаментальные основы, которые считались не зыблемыми и на протяжении многих лет давали положительные результаты. Как правило, учебно-методическая работа в ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР по спортивным играм строится на базе эмпирического опыта тренеров-преподавателей. Повсеместное и широкомасштабное увлечение таковым методологическим подходом в подготовке спортивного резерва представляется в большей степени информационновероятностным, не обеспечивающим в должной мере направленность на достижение высоких спортивных результатов. Отсутствие концептуально-конструктивных предложений по внедрению в учебно-тренировочный процесс с юными игровиками значительно обедняет технико-тактическую оснащенность и замедляет темпы роста их мастерства. В этой связи рассмотрение теории деятельности применительно к системе подготовки в спортивных играх представляется весьма вероятной и более чем перспективной.
Целью настоящего теоретического исследования является представление общего методологического контекста, в котором структурировались основные виды деятельностей в подготовке спортсменов игровиков в совокупности, составляющие определенную систему.
Задачей исследования стало определение системообразующего фактора подготовки квалифицированных спортсменов игровиков.
Методологическую основу исследования составили концепции: по психологии личности Б.Г. Ананьев, Ж.Пиаже, П.Я.Гальперин, Б.Ф. Ломов, С.Л.Рубинштейн, К. К. Платонов; по проблеме индивидуальности человека и ее развитие в ведущей деятельности А.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.Н.Божович, М.Я.Виленский, Д.И. Фельдштейн. Исследования на теоретическом уровне включали: анализ и обобщение литературных источников; системный анализ, дедукция и индукция; генетический и структурный методы интерпретации данных.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для проведения исследования в данной области, прежде всего надо определиться с методическими принципами. Их обсуждение необходимо потому, что именно фигура спортсмена игровика как субъекта и объекта различных видов деятельностей выступает своеобразным «полем» развертывания и реализации инновационной программы подготовки спортивного резерва в игровых видах спорта. Следовательно, выясняя природу и динамику ведущих видов деятельности в подготовке высококвалифицированных игровиков, тем самым, одновременно касаясь существа природы и динамики ее детерминирующих компонентов. Вне такого рода методологической работы построение сколько-нибудь адекватных теоретических схем подготовки спортивного резерва не представляется возможным. Для ответа на этот вопрос необходимо, прежде всего, выяснить: являет-
ся ли системность во всем многообразии ее проявлений изначальным свойством спортсмена игровика или существует какой-либо системообразующий фактор, обуславливающий возникновение и развитие системных признаков индивида. Выделение системообразующего фактора представляется решающим условием успешного развития субъекта (индивида), его свойств и процессов. В нашем исследовании таковым определена деятельность. Именно деятельность и следует рассматривать в качестве системообразующего фактора подготовки спортсмена игровика. В качестве ключевых понятий в нашем исследовании рассматриваются виды физической и психической деятельностей (Рис. 1).
Рис. 1. Детерминантные виды деятельностей в подготовке спортсменов игровиков
Проведение сопоставления анализа указанных понятий, позволит уточнить представления об удельном весе каждого из видов деятельностей в спортивный результат, что найдет затем непосредственное отражение в конкретном подходе к разработке всей системы подготовки юных спортсменов.
Здесь также находит свое отражение и описание некоторых использованных теоретических схем, составляющих внутреннюю структуру самих видов деятельностей. Изложение таковых схем представлена в последующем материале, сохраняя логику и последовательность выполнявшейся работы. Полученные исключительно путем логических процедур системно-структурные схемы неправомерно и нецелесообразно предлагать вне анализа лежащих в их основе практических заключений. Построение разного рода исследовательских моделей не должна сводиться только к теоретическим конструкциям. И в этом смысле соединение описания теоретических схем с рассмотрением конкретных эмпирических фактов представляется вполне объяснимым. Прежде чем перейти к изложенной выше концепции требуется уточнение методического базиса предполагающего обсуждение. Методология научных исследований в педагогике выделяет три его значения: 1) общую методологию - некоторый общефилософский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем; 2) частную (или специальную) методологию - совокупность методологических принципов, принимаемых в данной области знания; 3) конкретную методологию - совокупность конкретных методов исследования [2]. В нашем случае в соответствии с замыслом речь идет о методологии в ее втором значении. Наиболее приемлемыми принципами здесь являются: принцип деятельности, принцип системности и принцип развития. Используя специфику конкретизации принципа деятельности, в исследовании обосновывается понимание спортсмена игровика как субъекта различных видов деятельностей. Трактовка спортсмена как субъекта деятельностей открывает возможности изучения ее взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих поступательное развитие индивида. Подобное понимание ведет к представлению всего многообразия деятельностей реализуемых спортсменом игровиком в учебно-тренировочном процессе и участия в соревнованиях. Разумеется, виды обеих деятельностей тесно взаимосвязаны между собой, соподчинены друг другу, испытывают взаимное влияние и их различение возможно лишь в теоретическом смысле. Тем не менее, учет своеобразия выделенных деятельностей представляется важным условием теоретической и практической проблематики в подготовке спортсменов игровиков. Указанная разновидность деятельностей спортсмена игровика требует необходимости пояснения. Во-первых, представленное на рисунке 1 понимание сущности видов деятельностей субъекта не означает игнорирова-
ния других возможных вариантов интеграции. Однако оперирование в исследовании видами деятельностей носит условно автономный характер. Такое понимание деятельности в теоретическом смысле указывает на возможность рассматривать ее как методологическое понятие. В частном методологическом исследовании виды деятельностей выделяются как самостоятельные. Тем самым подчеркивается, что именно деятельность в различных ее проявлениях предстает той уникальной формой спортивной подготовки субъекта, посредством которой определяется предметная сущность индивида. Подчеркивается также, что включение теории деятельностей в педагогический анализ ведущих сторон подготовленности спортсменов игровиков требует всестороннего изучения последней индивидуальных проявлений. Выделение в исследовании деятельности как системообразующего фактора подготовки спортсменов в игровых видах спорта требует дальнейшей систематизации тех структурных единиц, взаимодействие которых порождает присущие целому качественные особенности. Применительно к видам деятельностей спортсменов игровиков таковыми являются образующие ее компоненты. Однако, сама по себе констатация данного факта не дает полного понимания реализации системного подхода в структуре деятельностей игровиков. Поэтому выяснение того, каким образом эти компоненты способствуют возникновению качественных особенностей целого, представляется «краеугольным камнем» системного анализа. Системобразующее влияние деятельностного фактора заметно сказывается на структурной и функциональной организации подготовки спортсменов игровиков. Так выделенные виды деятельностей создают различные системы внутри функциональных связей, отвечающих с одной стороны за проявление двигательных способностей, а с другой стороны за проявление психологических свойств личности субъекта. В этом случае в системе можно выделить разные по степени значимости структурные компоненты, определяющие спортивный результат в различные периоды многолетней подготовки в спортивных играх. Выстраивая их по вертикали можно получить многомерные модели структуры многолетней подготовки спортсменов игровиков. Таким образом, обнаруживается еще одно требование системного подхода к изучению игровиков. Оно заключается в трактовке субъекта исследования как многоуровневого и многомерного явления.
Проведенное теоретическое исследование лишь расширяет и дополняет возможности прогнозирования развития каждой из выделенных деятельностей на основе их глубокой внутренней систематизации. Конечно, изложенная концепция понимания разных видов деятельностей может показаться несколько абстрактной. Однако по мере накопления эмпирического материала можно будет судить о правомерности высказанных суждений.
ВЫВОДЫ
1. Теоретический анализ специальной научно-методической литературы по проблеме исследования позволил определить деятельность как системообразующий фактор подготовки спортсменов в игровых видах спорта
2. Применение в исследовании системного подхода позволило выявить наличие физической и психической видов деятельностей как детерминантные в процессе подготовки спортсменов игровиков
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. Т. 3 / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - С. 5-328.
2. Кричевский, Р.А. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе / Р.А. Кричевский, М.М. Рыжак. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1985. - 222 с.
3. Леонтьев, А. Н. Проблемы деятельности в психологии // Вопросы философии. - 1972. - № 9. - С. 95-108.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М. : По-
литиздат, 1975. - 304 с.
5. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1 / А.Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - 392 с.
6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 2 / А.Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 1983. - 320 с.
7. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М. : Наука, 1984. - 443 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9:316.35
САМООЦЕНКА И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ -ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Артем Валерьевич Менумеров, аспирант,
Северо-западная академия государственной службы, г. Санкт-Петербург,
Арина Александровна Гребнева, магистр,
Станислав Евгеньевич Мишуточкин, магистр, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Аннотация
Изучена взаимосвязь самооценки руководителя государственной службы со стилями его управления. Показано, что по мере нарастания общительности, стремления к борьбе, склонности к реализации авторитарного и демократического стилей руководства, а также уменьшения зависимого стиля поведения и снижения стремления реализовывать попустительский стиль руководства повышается самооценка руководителей государственных учреждений.
Ключевые слова: государственный служащий, самооценка, стиль управления, лидерские качества, межличностные отношения.
SELF-ESTIMATION AND MANAGEMENT STYLE AMONG THE HEADS-CIVIL
SERVANTS
Artem Valerevich Menumerov, the post-graduate student,
Northwest Academy of Public Service, St.-Petersburg,
Arina Aleksandrovna Grebneva, the master,
Stanislav Evgenevich Mishutochkin, the master,
St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Annotation
The correlation of civil service managers’ self-esteem and their management style was investigated. It is shown that with the growth of sociability, desire to fight, inclination to implementation of democratic and authoritarian leadership styles, as well as reducing the dependence behavior and desire to implement permissive style of leadership, the self-esteem of managers of public institutions is raised.
Keywords: civil servant, self-esteem, management style, leadership skills, interpersonal relationships.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в стране в условиях изменений социальной и экономической ситуации, быстро меняющихся технологиях управления производственной сферой резко возросла потребность организаций в квалифицированных управленческих кадрах [1-5].
Проблемой данного исследования является изучение личностных феноменов, связанных с характеристиками руководящей деятельности у сотрудников государственной службы. Существует множество различных факторов, оказывающих влияние на специ-