Научная статья на тему 'Реализация кластерного подхода: web-сайт «ИТ-заказы студентам-информатикам»'

Реализация кластерного подхода: web-сайт «ИТ-заказы студентам-информатикам» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
113
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ-ИНФОРМАТИКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ УСЛУГА / WEB-САЙТ / JOOMLA

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лыскова В. Ю., Фирсова К. А.

В статье кластерный подход рассматривается как условие реализации социального партнерства для обеспечения студентов-информатиков актуальными темами исследований. Для поиска интересных тем и заказчиков создан web-сайт «ИТ-заказы студентам-информатикам». В качестве актуальных тем исследований для студентов-информатиков рассматривается разработка и оказание информационных услуг основным потребителям ИТ-услуг в регионе. К социальным партнерам авторы относят бизнес сообщества, некоммерческие организации. Определен список основных услуг для каждой группы социальных партнеров. В статье обоснована необходимость создания информационного ресурса базы данных заказов, в которой заказчики ИТ-потребностей региона оставляют свои заказы. Приводится функциональная и структурная схема сайта, описаны основные возможности реализации сайта на CMS Joomla и компонента JS Jobs. Рассмотрены содержание ключевых разделов web-сайта «Новое задание», «Добавить резюме» и работа с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация кластерного подхода: web-сайт «ИТ-заказы студентам-информатикам»»

ning management, as well as the requirements for the structure and composition of electronic teaching materials. In paper enumerated consumer characteristics when choosing software for distance education. The article describes the electronic books, electronic teaching-learning systems, multimedia tutorials and authoring software. Computer textbook should combine the properties of conventional textbooks, reference books, book of problems and laboratory training. Education with audio-visual presentation of

complex information is the most intense form of training. This article describes the positive factors in favor of multimedia textbooks. These factors are better and deeper understanding of the material being studied, a significant reduction in training time, better storage material (knowledge remain in memory for a longer period of time and later restored easier to apply in practice after a brief repetition).

Key words: e-learning, e-training complex, original software.

УДК 004.9

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА: WEB-САЙТ «ИТ-ЗАКАЗЫ СТУДЕНТАМ-ИНФОРМАТИКАМ»

В.Ю. Лыскова, К.А. Фирсова

В статье кластерный подход рассматривается как условие реализации социального партнерства для обеспечения студентов-информатиков актуальными темами исследований. Для поиска интересных тем и заказчиков создан web-сайт «ИТ-заказы студентам-информатикам». В качестве актуальных тем исследований для студентов-информатиков рассматривается разработка и оказание информационных услуг основным потребителям ИТ-услуг в регионе. К социальным партнерам авторы относят бизнес сообщества, некоммерческие организации. Определен список основных услуг для каждой группы социальных партнеров. В статье обоснована необходимость создания информационного ресурса базы данных заказов, в которой заказчики ИТ-потребностей региона оставляют свои заказы. Приводится функциональная и структурная схема сайта, описаны основные возможности реализации сайта на CMS Joomla и компонента JS Jobs. Рассмотрены содержание ключевых разделов web-сайта «Новое задание», «Добавить резюме» и работа с ними.

Ключевые слова: кластерный подход, высшее образование, студенты-информатики, информационная услуга, Joomla, web-сайт.

Обеспечение студентов-информатиков актуальными темами исследований в рамках дипломных и курсовых работ в условиях кластерного подхода [1, 2] предполагает триаду: студент - научный руководитель -социальный партнер, а следовательно, разработку и практическую реализацию социального партнерства и социального заказа (ИТ-заказа) как максимально согласованного взаимодействия вуза: с федеральными и местными органами власти, общественными организациями, бизнесом и рынком труда.

В государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 г.) - распоряжение от 20 октября 2010 г. № 1815-р.» одной из главных задач является предоставление гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных технологий [3].

Информационная услуга - это совершение в указанной законом форме информационной деятельности по доведению информационной продукции до потребителей с целью удовлетворения их информационных потреб-

ностей. В качестве актуальных тем исследований для студентов-информатиков мы рассматриваем разработку и оказание информационных услуг основным потребителям ИТ-услуг в регионе, к которым мы относим:

- бизнес-сообщества (официально зарегистрированные или имеющие юридический статус предприятия, занимающиеся коммерческой деятельностью);

- некоммерческие общественные организации, к которым мы относим школы, вузы, колледжи и др.;

- другие пользователи (частные лица и лица, имеющие другой статус).

Проведенный анализ показал, что представителями «бизнес-сообщества» востребованы следующие ИТ-услуги: разработка макетов дизайна Интернет-сайтов, локализация системных ресурсов, резка и оптимизация графики, монтаж динамического информационного содержания и т.д. Представителям «системы образования», как правило, необходимы такие информационные услуги как: разработка УМК, разработка ЭУП, верстка сайтов, разработка презентаций и т.д.

Часто представители категории «другие пользователи» заказывают услуги типа: набор текстов, сканирование и распознавание документов, установка различного ПО и т.д. Нами разработана функциональная схема web-сайта «ИТ-заказы студентам-информатикам» (рис. 1).

Рис. 1. Функциональная схема web-сайта «ИТ-заказы студентам-информатикам»

Web-сайт «ИТ-заказы студентам-информатикам» реализован на Joomla - системе управления содержимым (CMS) и плагине JSJobs. Joomla является свободным программным обеспечением, распространяемым под лицензией GNU GPL [4].

Компонент JS Jobs подходит для любого бизнеса, промышленности или кадрового агентства. С его помощью можно создавать вакансии и резюме [5].

База данных заказов является центральным связующем звеном, в котором заказчики ИТ-потребностей региона оставляют заказы. Студенты-информатики выбирают из них заказы как темы своих дипломных и курсовых работ.

Web-сайт «ИТ-заказы студентам-информатикам» содержит следующие разделы: главная страница, заказы, прайс-лист, контактная информация.

Схема, отражающая структуру web-сайта «ИТ-заказы студентам-информатикам», показана на рисунке 2.

Раздел «Главная» содержит информацию о web-сайте.

Web-сайт «ИТ-заказы студентам- информатикам»

Рис. 2. Структура web-сайта «ИТ-заказы студентам-информатикам»

В разделе «Прайс-лист» содержится информация о ценах.

При регистрации и авторизации пользователь выбирает свой статус - студент или заказчик. В зависимости от пользователя раздел «Заказы» имеет различное содержание.

Для аккаунта заказчик в разделе «Заказы» содержится список работ, которые он заказал, список присланных ему резюме и возможность создать и отправить новое задание.

Для аккаунта студент в разделе «Новые вакансии» содержится список заказов, ко-

торые добавили заказчики. Есть возможность поиска работы по определенным критериям, а также в нем содержится резюме студента, которое он заполняет и отправляет заказчику.

В разделе «Контактная информация» содержится адрес электронной почты и телефонный номер кафедры «Информатики и информационных технологий», а также адрес электронной почты администратора сайта.

Рассмотрим содержание некоторых разделов и работу с ними.

Для добавления нового задания заказчик должен зайти во вкладку «Новое задание», а затем заполнить поля заказа: наименование задания, компания, отдел, тип задания, возраст студента, количество человек для задания, начало публикации задания, описание задания, квалификация, предпочтительные навыки. На рисунке 3 представлена форма с заказами.

Рис. 3. Форма с заказами

Количество заданий, которые может оставить один заказчик, регулируется администратором сайта, в настройках плагина JS JOBS. Количество резюме, которые может добавить студент, также устанавливается администратором сайта.

Для того, чтобы студент смог взять заказ, ему необходимо зайти в раздел «Добавить резюме» и создать свое резюме, заполнив необходимые поля: фамилия, имя, отчество, образование, навыки. После того, как студент создаст свое резюме, он должен выбрать работу, которую хочет взять и отправить свое резюме заказчику. Заказчик познакомится с присланными резюме и отправит письмо с подтверждением на заказ.

В настоящее время ресурс работал в демонстрационном режиме, за 30 дней зареги-

стрировалось 9 компаний, 15 отделов и получен 31 заказ.

Студенты-информатики выбрали 31 заказ как темы своих дипломных и курсовых работ.

Литература

1. Юрьев В.М., Чванова М.С., Передков В.М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 5 (49). С. 7-12.

2. Лыскова В.Ю., Королева Н.Л. Внедрение кластерного подхода на кафедре информатики и информационных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2010. Т. 15. Вып. 6. С. 1966-1968.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р г. Мо-

сква [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru

4. Joomla 1.5 [Электронный ресурс]. URL: http:// cv.wikibooks.org/wiki/Joomla!/Joomla!_1.5_/

5. JS Jobs [Электронный ресурс]. URL: http:// vjoomla.ru

References

1. Yur'ev V.M., Chvanova M.S., Peredkov V.M. Universitet kak tsentr innovatsionno-obrazova-tel'nogo klastera // Vestnik Tambovskogo Univer-siteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2007. Vyp. 5 (49). C. 7-12.

2. Lyskova V.Yu., Koroleva N.L. Vnedrenie klas-ternogo podkhoda na kafedre informatiki i infor-matsionnykh tekhnologiy TGU imeni G.R. Derz-havina // Vestnik Tambovskogo Universiteta. Ser.: Estestvennye i tekhnicheskie nauki. Tambov, 2010. T. 15. Vyp. 6. S. 1966-1968.

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federat-sii ot 20 oktyabrya 2010 g. N 1815-r g. Moskva [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.rg.ru

4. Joomla 1.5 [Elektronnyy resurs]. URL: http:// cv.wikibooks.org/wiki/Joomla!/Joomla!_1.5_/

5. JS Jobs [Elektronnyy resurs]. URL: http://vjoomla.ru/

IMPLEMENTATION OF CLUSTER APPROACH: WEB-SITE «IT ORDERS FOR STUDENTS-INFORMATICS»

V.Y. Liskova, K.A. Firsova

The article cluster approach is seen as a condition for the implementation of social partnership to provide students informatics current topics of research. To search for interesting topics and customers created web-site «IT orders of computer science students». As the current research topics for students of informatics is considered development and information services to major consumers of IT services in the region. The social partners authors attribute the business community, non-profit organization. Defined list of essential services for each group of social partners. In the article the necessity of creating an information resource order database in which the customers IT needs of the region leave their orders. And provides a functional block diagram of the site describes the main features of the site on CMS Joomla component and JS Jobs. Examined the contents of key sections of the web-site «New Task», «Add a resume» and work with them.

Key words: cluster approach, higher education, students of computer science, information service, Joomla, web-site.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 37.014

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕ^Е ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ОФИЦЕРОВ

В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Ж.В. Четвертакова

В работе рассматриваются возможности применения дистанционного образования в процессе профессиональной переподготовки и повышении квалификации военных кадров. Дистанционное образование осуществляет образовательный процесс на расстоянии. Указаны преимущества дистанционного образования перед традиционными формами обучения. В статье описаны условия, необходимые для реализации в учебном центре системы современного дистанционного образования в процессе переподготовки и повышения квалификации офицеров. К этим условиям относят наличие современных компьютерных классов и серверов, свободный доступ к сети Интернет с любого учебного места, наличие обширной электронной библиотеки, наличие тренажеров к современному вооружению и военной техники, наличие квалифицированных кадров, наличие электронных учебно-методических комплексов, наличие административной поддержки. Обучение при дистанционном образовании становится интерактивным, при этом возрастает значение самостоятельной работы у обучающихся. Таким образом, возможно внедрение дистанционных форм обучения в процесс переподготовки и повышения квалификации офицеров в военных вузах, которое позволит оперативно и без потерь качества переучивать офицеров по смежным военно-инженерным специальностям.

Ключевые слова: дистанционное обучение, повышение квалификации, переподготовка военных кадров, информационные технологии.

Технологии дистанционного обучения (ДО) позволяют осуществлять образовательный процесс на расстоянии, при этом не

только не теряя качество данного процесса, а наоборот, повышая его за счет индивидуализации, активных методов обучения, дву-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.