ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Лутцева Елена Андреевна
кандидат педагогических наук доцент педагогического факультета МГПУ доцент кафедры педагогики и психологии АПКиППРО
г. Москва E-mail [email protected]
J V.
СТРУКТУРА УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ* РАЗНЫХ ТИПОВ
Л
Каков механизм построения методических схем проблемных уроков технологии?
Г
Аннотация: Автор подчеркивает на примере проблемных уроков методические схемы развития творческого конструкторско-технологического мышления. Одной из главных целей статьи - это взаимосвязь характера учебнопознавательной деятельности учащихся и этапов урока технологии.
Ключевые слова: цель, задача, проблема уроков, анализ задания, уроки технологии, планирование, конструкторско-технологического мышление, учебно-познавательная деятельность, техносфера.
Урок технологии: целеполагание
Тема урока (1 кл.): Общее представление о конструкции изделий.
Цель урока: Дать общее представление о конструкции различных изделий (на примере окружающих предметов).
Задачи урока:
1. Ввести понятия «конструкция изделия», «деталь».
2. Развивать наблюдательность, внимательность, речь.
Проблема урока: Как устроены разные предметы, изделия? Что такое конструкция изделия?
Тема урока (1 кл.): Общее представление о технологии изготовления изделий.
Цель урока: Дать общее представление о технологии изготовления изделий из разных материалов.
Задачи урока:
1. Дать первичное представление о единообразии этапов изготовления изделий из разных материалов -о технологии.
2. Дать первичное представление о зависимости технологии изготовления изделия (особенностей выполнения отдельных технологических операций) от свойств используемого материала.
3. Развивать наблюдательность, воображение, речь, умение делать обобщения.
* Проблема урока - то новое, что должны открыть учащиеся на уроке; примерная задача, которая ставится перед детьми для открытия нового знания и умения в процессе пробных поисковых упражнений.
Проблема урока: Какие основные общие этапы есть в изготовлении любых изделий из разных материалов. Получится ли изделие, если не выполнить какой-то этап работы?
Тема урока (1 кл.): Приемы работы ножницами.
Цель урока: Познакомить с инструментом ножницы и приёмами рациональной и безопасной работы ими.
Задачи урока:
1. Акцентировать внимание на том, как рационально удерживать ножницы и правильно работать ими.
2. Закреплять приемы аккуратной работы клейстером.
3. Закреплять умение организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы.
4. Развивать наблюдательность, внимательность, умение делать выводы, усидчивость, аккуратность.
Проблема урока: Для чего предназначены и как устроены ножницы? Правила работы ножницами. Зачем нужно знать правила обращения с ножницами?
Тема урока (1 кл.): Резание бумаги ножницами по размеченным линиям.
Цель урока: Познакомить с приемом резания бумаги ножницами по размеченным линиям.
Задачи урока:
1. Показать приемы резания бумаги ножницами по прямой и кривой линиям.
2. Закреплять ранее изученные и осваиваемые умения (организация рабочего места и поддержание на нем порядка, работа ножницами, аккуратное склеивание).
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
15
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
3. Развивать наблюдательность, внимательность, усидчивость, аккуратность, умение работать с опорой на рисунки в учебнике.
Проблема урока. Как точно и ровно вырезать ножницами размеченные с помощью карандаша детали в прямом направлении и по кривым линиям?
Тема урока (2 кл.): Разметка деталей с помощью угольника.
Цель урока: Познакомить с приемом разметки прямоугольной детали с помощью угольника.
Задачи урока:
1. Показать прием построения прямоугольника от прямого угла листа с помощью угольника.
2. Закреплять ранее изученные и осваиваемые умения (разметка прямоугольника от прямого угла листа с помощью линейки).
3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, переносить известные знания в новую ситуацию, внимательность, умение работать с опорой на рисунки в учебнике.
Проблема урока: Какая особенность использования угольника при разметке прямоугольника? В чем разница разметки прямоугольника с помощью линейки и угольника? Почему люди придумали разные способы разметки деталей?
Тема урока (3 кл.): Развёртка. Построение развертки детали.
Цель урока: Научить строить развертки призматических форм.
Задачи урока:
1. Ввести понятие «развертка» на примере простой коробки.
2. Учить читать чертеж развертки и выполнять её разметку.
3. Закреплять и расширять знания о простейшем чертеже, умение читать чертеж и выполнять разметку с опорой него.
4. Развивать пространственное воображение, внимательность.
Проблема урока: Что такое развертка детали? Какими способами можно изготовить объемную фигуру, игрушку? Особенности чертежей объемных форм.
Методическая схема проблемного урока технологии
Подведение к проблеме (от известного к неизвестному):
• обращение к опыту детей;
• наблюдения, небольшие исследования;
• выявление и озвучивание проблемы (особенности конструкции, технологических приемов и операций).
Формулирование выявленной проблемы.
Поиск путей решения проблемы:
• поисковые практические упражнения (поиск конструктивных особенностей, определение способа выполнения технологической операции, и др.);
• рассуждения и обсуждение найденных решениях с опорой на реальные предметы, выбор оптимального решения;
• определение необходимых (наилучших в данной ситуации) материалов, инструментов.
• Планирование предстоящей практической работы
• в кратких предложениях озвучивание этапов практической работы.
• Практическая работа.
• подготовка рабочих мест;
• выполнение работы;
• уборка рабочих мест.
• Оценка выполненной работы и участия в обсуждении.
• качество выполнения работы;
• степень самостоятельности (с помощью учителя, под наблюдением учителя, в группе, самостоятельно);
• творческие находки (при обсуждении).
Научить учащихся анализу - значит научить
выделять существенные признаки изучаемого объекта и основные этапы и операции по его изготовлению. Данный процесс осуществляется постепенно от класса к классу и складывается в несколько этапов. Этапы характеризуются степенью глубины и самостоятельности аналитико-синтетической деятельности учащихся и выстраиваются в следующем порядке:
1. анализ-беседа (с помощью учителя);
2. анализ по ориентировочной основе (вопросам, памятке);
3. самостоятельный анализ образца.
В описании хода урока, как и в самом уроке, особый акцент ставится на детальный анализ задания, определение и поиск решения заложенных в задании проблем, далее обязательное выстраивание последовательности самостоятельной практической работы (планирование), самоконтроль и контроль во время практической работы, оценка деятельности учащихся на уроке. (Курсивом с подчеркиванием выделены общеучебные умения).
Развитие творческого
конструкторско-технологического мышления
Источники развитие творческих технических способностей скрыты в поиске оптимальных, рациональных или новых способов решения в отношении конструкции или технологии изготовления изделий, в выборе материалов. Но к этому учащиеся идут постепенно, поэтапно. Каждый из этапов включает четыре уровня творческой деятельности школьников:
1. Выполнение заданий с установкой на точное копирование необходимо для обучения работе по инструкциям и инструкционным картам, где нельзя отступать, вносить свои изменения, которые могут нарушить технологический процесс и повредить общему качеству работы (как инструкция к бытовым приборам, механизмам). Следует использовать при освоении нового конструкторского или технологического способа, приема.
2. Выбор одного способа из ряда известных, наиболее приемлемого в данной ситуации. Все вопросы касаются конструкции изделия и технологических
16
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
операций (разметка, выделение деталей из заготовки, формообразование, сборка, отделка). Например: • Какими способами можно разметить круглые (можно прямоугольные, треугольные и т. п.) детали? Какой способ рациональнее использовать в данный момент? (по шаблону, трафарету, циркулем, на глаз). • Какими способами можно отделить деталь от заготовки? (Оторвать, вырвать, отрезать, отпилить). Какие способы подойдут только для древесины? Отпилить, отрубить). Какие наиболее приемлемы для ткани? (Отрезать ножницами). • Предложите возможные способы сборки коробочки из развертки (крепление клапанов)? (склеить, канцелярскими скрепками, скрепками степлера, скотчем, прошить, щелевым замком...). Какой способ наиболее прочный и эстетичный? 3. Внесение изменений в конструкцию или технологию возможно только после накопления некоторой базы знаний и умений. Все вопросы, как и на втором уровне, касаются конструкции изделия и технологических операций (разметка, выделение деталей из заготовки, формообразование, сборка, отделка). Например: • Как неподвижное соединение деталей можно сделать подвижным? (Например, не склеивать детали, а соединить на проволоку, с помощью винта с гайкой). • У тележки колеса закреплены так, что не поворачиваются при движении. Найдите конструктивное решение, чтобы передние (или передние и задние) колеса при повороте поворачивались.
Таблица 1
Взаимосвязь характера учебно-познавательной деятельности учащихся и этапов урока технологии
Способы организации и содержание учебно-познавательной деятельности Этапы урока и их особенности Организационный момент (настрой учащихся на предстоящую работу)
Подведение к проблеме (от известного к неизвестному): обращение к личному опыту детей; наблюдения, небольшие исследования, обобщения; выявление и осознание проблемы информационно-познавательной или конструктивно-технологической (особенности конструкции, технологических приемов и операций). Формулирование выявленной проблемы. Познавательно-информационная беседа с опорой на личный опыт детей, иллюстративный ряд или реальные объекты. Анализ информации или задания (образцов изделий) - определение неизвестного в ряду известных знаний, или определение учащимися совместно с учителем конструктивных и технологических особенностей объекта практической деятельности.
Поиск путей решения проблемы: поисковые практические упражнения (на определение свойств материалов, поиск конструктивных особенностей, определение способа выполнения технологической операции, и др.); обсуждение найденных решений с опорой на реальные предметы, выбор оптимального решения, обобщение; подбор необходимых (наилучших в данной ситуации) материалов, инструментов «Открытие» нового знания - коллективный или групповой, по возможности самостоятельный (без помощи учителя) поиск решения выявленной проблемы или рациональных конструктивно-технологических решений по изготовлению изделия.
Планирование предстоящей практической работы краткое формулирование этапов практической работы. Планирование предстоящей самостоятельной практической работы учащихся (выстраивание последовательности изготовления изделия - составление плана).
Практическая работа. подготовка рабочих мест; выполнение работы; уборка рабочих мест. Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов). Самостоятельная работа учащихся максимально самостоятельное изготовление изделия, которое обеспечивается детальным анализом конструктивных и технологических особенностей изделия, опорой на известные способы и приемы действий, а также на использование дидактических материалов (инструкционные карты, схемы, чертежи, карточки-памятки). Уборка рабочих мест.
Обобщение что нового узнали и научились делать на уроке Обобщение (осознание и формулирование нового знания, открытого на уроке, новых качеств личности)
Оценка и самооценка выполненной работы и участия в обсуждении. качество выполнения работы; степень самостоятельности (с помощью учителя, под наблюдением учителя, в группе, самостоятельно); творческие находки. Оценка деятельности учащихся на уроке (качественная характеристика выполненных работ: новых технологических приемов и операций и результата в целом); отмечаются творческий поиск и творческие находки учащихся, высказанные ими в ходе анализа задания и поиске решения предложенных проблемных ситуаций, самостоятельность выполнения работы.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
17
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
• Как быстрее разметить несколько одинаковых по форме деталей? (Сложить заготовку в несколько раз или гармошкой и разметить только один раз).
• Можно ли разделить круглую деталь на четыре (восемь, шесть, двенадцать...) части, не применяя никаких чертежных инструментов, если эта деталь сделана из бумаги, картона, ткани, фанеры? (Мягкие материалы сгибанием, плотные - по шаблонам).
4. Поиск нестандартных решений конструктивного или технологического характера связан с предложением заданий, требующих скорее сообразительности, чем знаний.
Например:
• Как можно разметить круглую деталь, если под руками нет ни шаблона, ни циркуля, а от руки круг ровным не получиться? (Обвести дно стакана, чашки.).
• Как разделить квадратный лист на два одинаковых треугольника, прямоугольника? (Сложить).
• Можно ли разметить и отделить квадрат от прямоугольного листа без применения ножниц? (Например, сложить и оторвать).
Типы уроков технологии
Урок - экскурсия
Носит познавательный или исследовательский характер. Часто эти две задачи неразрывны.
В большей степени познавательные экскурсии проводятся в музеи, на доступное производство, в учреждения сферы обслуживания и т. п. Основная их задача - дать детям представление о процессе труда людей, воспитывать уважение к их труду. Но и в них можно ставить ученикам исследовательские задачи, например, расспросить работников учреждения, производства об особенностях их труда, используемых материалах, технологии их обработки и др. (например, в ремесленнических мастерских - декоративно-прикладные работы).
Экскурсии с преобладанием исследовательской деятельности, наблюдений в основном связаны с выходом в природу, на улицу, т. е. при знакомстве с окружающим миром - биосферой и техносферой. Природа
рассматривается как источник всех материалов, с которыми работают дети - и натуральных, и искусственных, и синтетических.
Урок-экскурсия (пример)
(Курс «Технология. Ступеньки к мастерству» Е. А. Лутцева)
Тема (1 кл.): Представление о мире природы и мире, созданном руками человека.
Цель: Дать представление о биосфере и техносфере.
Задачи:
1. Учить различать мир естественной природы и рукотворный мир.
2. Развивать наблюдательность, инициативу, умение классифицировать предметы по разным признакам.
Проблема занятия: Что нас окружает? Что в окружающем мире сделано человеком, что возникло и существует без его участия? (Классификация предметов окружающего мира по признакам - природные, рукотворные).
Введениев проблему
На прогулке (экскурсии) учитель предлагает детям назвать предметы и существа, которые их окружают.
• Кто построил дом, а дороги, автомобили?
• Кто вырастил траву, растущую вдоль дороги (тропинки в парке)? А кто вырастил цветы на клумбе, устроил сквер, парк?
• Кто изготовил машины?
• Откуда взялись птичка, муха, комар? И т. д.
По возможности называемые предметы детям предлагается рассмотреть, потрогать, рассказать о своих ощущениях.
Учебно-познавательная деятельность
После свободного перечисления того, что дети видят, учитель предлагает им поиграть в игру, в которой сначала надо назвать только то, что сделано руками людей, затем предметы природного происхождения: «Кто больше назовет предметов на память, не подглядывая, закрыв глаза?». Далее можно предложить называть поочередно предметы природного и рукотворного мира. Игра заканчивается вопросами на обобщение: «Всё ли, что мы видим вокруг, создано людьми? Знаете ли вы, как называется всё, что существует на Земле и в космосе (растения, животные, люди, горы, реки, небо, звезды)? Это природа, мир. Каждый из нас тоже часть природы, мира. То, что возникло без участия человека, называют миром естественной (дикой) природы. То, что создано человеком, называют рукотворным миром».
Примечание. В занятии может быть использована форма игры с мячом по типу «съедобное - несъедобное», только с другой классификацией: «природное -рукотворное».
Работа по учебнику. Дети удобно устраиваются. Можно небольшими группами. Учитель предлагает рассмотреть рисунки на с. 4 и 5 учебника «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 кл. Е. А. Лутцевой. Ответить на вопросы помогает еще раз сделать обобщение о природном и рукотворном мире.
Обобщение
В заключение детям предлагается поразмыслить над высказыванием: «Ты - часть большого мира».
Урок - исследование (примерная схема)
Подведение к проблеме (от известного к неизвестному):
• обращение к личному опыту детей;
• наблюдения, небольшие исследования, обобщения;
• выявление и осознание проблемы информационнопознавательной или конструктивно-технологической (особенности конструкции, технологических приемов и операций).
• Формулирование выявленной проблемы.
• Поиск путей решения проблемы:
• опытные наблюдения, практическое исследование (например, свойства материалов, растений);
• поисковые практические упражнения (поиск конструктивных особенностей, определение способа выполнения технологической операции, и др.).
• Открытие нового знания.
• озвучивание и фиксация наблюдаемых явлений (например, свойства материалов, растений);
18
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
• обсуждение найденных решений с опорой на реальные предметы;
• выбор оптимального решения;
• Обобщение.
• - формулирование новых знаний, умений.
Применение нового знания в различных ситуациях.
Урок - исследование (пример)
Тема (1 кл.): Конструкция изделия (первичное представление)
(«Технология. Ступеньки к мастерству» 1 кл., авт. Лутцева Е. А.)
Цель: Дать общее представление о конструкции изделий.
Задачи:
обучающие - познакомить с устройством (конструкцией) предметов, изделий, ввести понятие «конструкция изделия»; поддержание порядка на рабочем месте;
развивающие - формировать умение наблюдать, сравнивать, делать простейшие выводы, обобщения; самостоятельность, речь;
воспитательные - воспитывать личностные качества: наблюдательность, умение слушать, аккуратность, активность, культура труда.
Оборудование:
для учителя: несколько предметов, знакомых ученикам, из их окружения;
для учащихся: предметы из школьного ранца (линейка, ластик, книга, тетрадь и др.)
Проблема урока: Как устроены разные предметы, изделия? Что такое конструкция изделия?
Введение в проблему. Практическая работа.
Учащимся предлагается рассмотреть предметы из пенала (ручки, карандаши, фломастеры, ластик и т. д.). Назвать их, сказать, кто их создал (природа или человек), определить материал (спрашивать только об известных материалах). Далее по очереди рассмотреть устройство каждого их предметов - назвать детали и их количество.
Примечание. Для развития моторики мелких мышц руки хорошее упражнение по развинчиванию и свинчиванию шариковых ручек.
Общение и рассуждение. Открытие нового знания.
Далее ученики проводят наблюдения, разбирают и собирают свои предметы. В результате чего они подводятся к мысли о том, что предметы бывают простые и сложные по своему устройству, конструкции.
Примечание. Слово «конструкция» учитель начинает употреблять во время демонстрации и обсуждения устройств изделий. Его дети не заучивают, как и все остальные технические и технологические понятия, а постепенно включают в свой словарь через активное употребление во время общения и рассуждений.
Обобщение
• Какое самое малое количество деталей может иметь предмет? (Одну) Приведите пример. (Ластик, линейка ).
• Можно ли назвать изделие, имеющее самое большое количество деталей?
Применение нового знания в различных ситуациях.
Работа по учебному пособию. (с. 26, 27)
Выполняются задания в пособии. Задание на странице 27 предлагает детям определить целое изделие, изображенное на странице 26, по его части. Его можно продолжить в виде игры «Чья деталь» в реальности на имеющихся в окружении детей предметах.
Обобщение
Строится на основе высказывания под рубрикой «Это знают мастера».
Задание-рекомендация. Дома поиграть с родными в игры, которые были на уроке. Нарисовать свой предмет-загадку (деталь изделия).
Урок - практикум
Тема.
Цель.
Задачи (обучающие, развивающие, воспитательные):
Оборудование:
1. для учителя:
2. для учащихся:
Примерная структура урока:
1. Организационный момент (настрой учащихся на предстоящую работу).
2. Познавательно-информационная беседа (историческая или технико-технологическая информация).
3. Анализ задания (образца изделия) (определение учащимися совместно с учителем конструктивных и технологических особенностей задания, по возможности самостоятельный поиск рациональных способов его реализации, определение оптимальных).
Примерные вопросы для анализа образца изделия:
• Название изделия, его назначение?
• Из каких материалов изготовлено? Можно ли использовать другие материалы? Какие материалы лучше использовать для изготовления данного изделия?
• Какие конструктивные особенности изделия (форма деталей, их количество, вид соединения - подвижное или неподвижное)?
• Какими способами можно изготовить детали (разметить и выделить из заготовки)? Выберите лучший способ для данного случая.
• Как можно соединить детали (склеить, сшить и т. д.)? Выберите лучший способ.
• Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Каким способом можно это сделать?
«Открытие» нового знания (определение неизвестного в ряду известных конструктивных или технологических знаний и коллективный - или погрупповой -поиск его решения). Это тема урока. Открытие нового происходит при:
• выполнении пробных, поисковых упражнений;
• наблюдении, изучении устройства сложных узлов изделия;
• наблюдении сложной конструкции в разборе.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
19
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Например, тема урока «Разметка деталей по шаблону» 1 кл. После общего анализа организуется пробно-поисковое упражнение в правильном выполнении приема разметки по шаблону (место наложения шаблона на заготовке, его удержание рукой, направление обводки по контуру, контроль полученного результата прикладыванием шаблона).
4. Планирование предстоящей самостоятельной практической работы (краткое изложение порядка изготовления изделия - озвучивание оптимальных материалов, конструктивных особенностей и способов выполнения каждой технологической операции - составление плана).
5. Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов).
6. Самостоятельная работа учащихся (максимально самостоятельное изготовление изделия, которое обеспечивается детальным анализом конструктивных и технологических особенностей изделия, опорой на известные способы и приемы действий и на дидактическую карточку).
7. Уборка рабочих мест.
8. Обобщение - осознание и формулирование нового знания, открытого на уроке, новых качеств личности.
9. Оценка деятельности учащихся на уроке (качественная характеристика выполненных работ: оценка качества выполнения известных и новых приемов и операций). Обязательно отмечается творческий поиск и творческие находки учащихся, высказанные ими в ходе анализа задания и поиске решения предложенных проблемных ситуаций.
Критерии оценки:
• качество выполняемых приемов, операций и готового продукта;
• характер деятельности (репродуктивная, творческая);
• степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Примечание. В уроке должны согласовываться
следующие моменты:
о тема, о цель,
о основная образовательная задача (новое знание, умение),
о открываемое знание и умение, обобщение, о оценка качества выполненной работы (освоенного способа, приема).
Урок - практикум (пример)
Тема (1 кл.): Преобразования заготовок правильной геометрической формы. Точечное соединение деталей.
Цель: обучение учащихся приемам преобразования бумажных заготовок правильной геометрической формы, соединению деталей за фрагмент.
Задачи:
обучающие - учить преобразовывать исходные геометрические формы путем сгибания заготовки, вырезания и отрезания частей; точечно соединять детали.
Закреплять умение детей организовывать рабочее место при работе с бумагой; совершенствовать ранее изученное и освоенное; учить вносить изменения и дополнения в оформление изделий;
развивающие - учить решать технологические задачи на экономную и рациональную разметку деталей; анализировать образец: вместе с учителем выделять существенные признаки; сравнивать, обобщать, делать выводы, искать способы выполнения работы. Развивать моторику мелких мышц руки, глазомер.
воспитательные - воспитывать аккуратность, точность выполнения, внимательность, эстетический вкус.
Изделие - выпуклая аппликация «Цветы».
Оборудование:
для учителя: демонстрационные материалы: образцы аппликации с изображениями цветов, выполненных в разной технике и из разных материалов, живые и засушенные цветы, иллюстрации, репродукции, натюрморты с изображением цветов и т. п., образцы шаблонов, бумага цветная.
для учащихся: карточки, бумага плотная, цветная тонкая (нарезанные заготовки под размер деталей), клейстер, простой карандаш, ножницы, кисточка, шаблоны, коробочка для мусора, тряпочка для рук.
Ход урока.
1. Организационный момент. Настрой учащихся на предстоящую работу.
2. Познавательно-информационная беседа о многообразии мира цветов. Демонстрируются репродукции, изделия, на которых есть изображения цветов.
В ходе беседы внимание детей акцентируется на возможных способах изготовления цветов из разных материалов. Привлекается жизненный опыт учащихся. Демонстрируются образцы аппликаций в разной технике выполнения.
Плавно переходят к анализу образца.
3. Анализ образца изделия. Проводится в вопросноответной форме, направленной на выяснение конструкции, способа изготовления отдельных деталей, способа крепления деталей цветов. Анализ можно проводить с использованием предметной инструкционной карты, т к. на ней дети могут более подробно рассмотреть конструкцию цветка и способ соединения деталей венчиков цветка.
- Из какого материала изготовлена аппликация (открытка)?1
- Какие основные части изделия?
- Из скольких деталей состоит цветок? Какой они формы?
- Как соединены между собой детали венчика цветка?
- Что вы уже умеете делать и с чем сможете справиться самостоятельно? (изготовить детали стебелька, листиков и наклеить их, изготовить по шаблону кружки). Проговаривается способ разметки деталей стебелька, листьев (стебелек размечается от руки, листья - симметричным вырезыванием согнутой пополам заготовки с предварительной прорисовкой).
- Чему надо еще научиться? (сделать из кружков лепестки, соединить полученные детали).
3.1. Открытие нового знания, упражнения в освоении нового умения.
1 Вопросы констатирующего характера (не расширенные), т.к. начало обучения, 1 класс.
20
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
- Кто может предложить способ получения лепестков?
Дети вносят свои предложения и обсуждают рациональность каждого. Если кто-то предлагает правильный ответ, учитель подтверждает его не сразу, а сначала демонстрирует другие возможные варианты, акцентируя внимание на их недостатки.
Пробное упражнение. Учащимся раздаются несколько кружков, и предлагается попробовать выполнить сгибание вдвое, затем вчетверо, нарисовать лепестки и вырезать. Обычно может получиться несколько неровно. Деталь разворачивается. Учащимся предлагается подравнять ножницами лепестки (проговариваются правила безопасной работы ножницами).
Вопрос о точечном приклеивании обычно не вызывает проблем. Необходимо только выяснить на какую часть заготовки, с какой стороны наносится клей, и его количество.
Называются необходимые для работы инструменты.
4. Планирование предстоящей самостоятельной практической работы.
- Назовите порядок, в котором будете изготавливать аппликацию (открытку).
Учащиеся под руководством учителя проговаривают последовательность предстоящей работы. Пункты плана пишутся на доске (или постепенно открываются заранее написанные):
1. Разметим все круги.
2. Вырежем круги.
3. Изготовим лепестки.
4. Составим на листе основе композицию.
5. Наклеим детали.
6. Готовую работу положим под пресс.
5. Организация рабочего места. Раздача материалов, инструментов.
6. Самостоятельная работа учащихся.
Во время выполнения детьми работы учитель контролирует порядок на рабочем месте, экономный расход материалов, прием нанесения клея и наклеивания бумаги. Поощряет и отмечает качественную работу детей. При необходимости ученики могут обращаться к карточке-памятке. Готовые работы кладутся под пресс.
7. Уборка рабочих мест. Мусор выбрасывается, кисточки моются, все кладется по местам.
8. Обобщение. Что нового вы узнали на уроке и чему научились? (Как сложить круг и вырезать цветок. Как наклеивать детали цветка за середину).
9. Оценка готовых работ. Делается выставка детских работ, выделяются наиболее качественные. В рекомендательной форме указывается на недочеты в работах. Отмечается степень самостоятельности выполнения работы учащимися, вы-
двинутые предложения при открытии нового знания и умения.
Работы собираются и оставляются на досушивание под прессом.
Таблица 2
Последовательность работы над проектом (примерная схема)
1. Разработка проекта
Для чего? (назначение, польза) Это нужно мне или другим.
Что делать? (объект) Изделие или информация. Какая конструкция изделия или форма подачи информации. Какие материалы использовать. Зарисовки, схемы, эскизы, чертежи объекта. Выбор лучшего варианта.
Как? (технология изготовления) Технологическая последовательность выполнения. Возможные конструкторско-технологические проблемы. Как решить эти проблемы. Инструменты.
2. Выполнение проекта
Воплощаем замысел Изготовление изделия или подготовка информации. Дополнения, исправления (в конструкцию, форму, технологию).
3. Защита проекта
Что делали и как? Что решили делать и для чего. Как рождался образ объекта. Какие проблемы возникали. Как решались проблемы. Что получилось.
Литература
1. Лутцева Е. А. Развитие через открытия.//Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 5.
2. Боровков Ю. А., Легорнев С. Ф., Черепашенец Б. А. Технический справочник учителя труда. М., Просвещение, -1980.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е. С. Полат. М., Академия, -2001.
4. Политехнический словарь. Изд. 2. Под ред. А. Ю. Ишлин-ского. М., Советская энциклопедия, - 1980.
5. Сборник нормативно-методических материалов по тех-нологии/Авт. сост.: Марченко А. В., Сасова И. А., Гуревич М. И. М., Вентана-Граф, - 2002.
6. Сиденко А. С. Авторская учебная программа и типы педагогических разработок//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008.- № 5.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2012
21