Инновации в школе
Автор статьи показывает, что современные направления реформирования российского образования подчеркивают необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личности каждого ученика, его познавательных и созидательных способностей.
Лутцева Елена Андреевна
Кандидат педагогических наук доцент педагогического факультета МГПУ доцент кафедры педагогики и психологии АПКиППРО г. Москва
От трудового обучения к начальному технологическому образованию1 младших школьников
Как общеобразовательная школа должна формировать ключевые компетентности, определяющие современное качество образования?
Ключевые слова: технология, начальное технологическое образование, методические особенности, условия реализации продуктивного подхода, примерные критерии оценки.
В связи с этим наметилась тенденция появления качественно нового подхода к обучению в рамках предмета трудовое обучение на начальной ступени образования. Суть его состоит в переходе от изучения элементарных трудовых приемов при работе с материалами по изготовлению изделий, к осуществлению начального технологического образования.
Современное понятие «технология» рассматривается как в узком, так и в широком смысле.
Технология (в узком смысле) - последовательность приемов и операций по преобразованию материалов (сырья), энергии и информации в конечный продукт, полезный обществу.
Технология (в широком смысле) - преобразующая, творческая, продуктивная деятельность человека, направленная на создание культуры как второй природы, а не только связанная с материальным про-изводством1 2.Начальное технологическое образование младших школьников направлено на достижение следующих задач:
• развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интел-
1 О понятии «технологическое образование» см. «Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть 1, Часть 2./Под ред. П.Р.Атутова. - М., 1997.
2 Там же с.14.
лекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой;
• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
• овладение элементарными трудовыми, техникотехнологическими и организационно-экономическими знаниями и умениями;
• расширение и обогащение личного жизненнопрактического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных сферах культуры и производства.
Новый учебный предмет «технология», обозначенный в Федеральном Государственном общеобразовательном стандарте, создает возможность для целостного развития личности младшего школьника. Его содержание интегрирует в себе знания по различным учебным предметам: математика, русский (родной) язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и т.д., что позволяет формировать у детей целостное представление о мире. На этих уроках дети приобщаются к созидательной деятельности, т.к. это один из немногих предметов, позволяющий учащимся самореализоваться в процессе получения материального продукта. Это имеет большое воспитательное значение и способствует развитию эмоциональной сферы ребенка.
Начальное технологическое образование включает в себя информационно-познавательный компонент и практическую преобразующую деятельность учащихся. Оно предполагает знакомство учащихся с миром вещей и историей их создания, формирование знаний и умений по основам технологии, элементарных знаний о технике, о рациональной организации труда, мире профессий и др. и овладение основами созидательной, преобразующей, творческой деятельности.
Для успешной организации уроков технологии (трудового обучения) необходима достаточная материальная база в соответствии с характером и особенностями выполняемых практических работ.
В настоящее время появились новые курсы, в учебно-методические комплекты которых входят учебники и рабочие тетради. Это дало возможность
28
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
Инновации в школе
усилить информационно-теоретическую часть, дающая широкую технико-технологическую картину мира. Это меняет и традиционный взгляд на урок-практикум, главной задачей которого было изготовление изделия. Уроки-экскурсии и уроки-исследования становятся необходимой формой, позволяющей организовать реальную исследовательскую деятельность учащихся по самостоятельному наблюдению, сравнению, обобщению знаний о материалах, их видах, свойствах и др. В связи с этим повышается значение интеллектуальной части урока, предшествующей практической деятельности учащихся. Теперь познавательная часть урока включает не только знания о конкретном образце или виде декоративно-прикладного творчества, а дает детям доступную широкую информацию о мировой материальной и духовной культуре, то есть доступных пониманию младших школьников материальных и духовных ценностях, в том числе о народных видах творчества, истоках возникновения ремесел и др., что создает базу для развития личностных качеств, в том числе и духовных. Изделия для учащихся становятся, прежде всего, средством познания общих закономерностей технологического и культурного освоения мира, а затем уже целью изготовления.
Для практики школьного обучения является важным то, что ребенок творит не ради поощрения, а потому что это приносит ему внутреннее удовлетворение. При этом часто большее удовлетворение приносит сам процесс творчества, а не его результат. Творческая активность на фоне отрицательных эмоций невозможна. Из этого следует, что любые проявления творческой активности учащихся должны получать поддержку педагога.
Особое внимание обращается на адаптационный период в первом классе. Необходимо создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. На занятиях трудовой деятельностью следует использовать виды заданий, способствующие развитию мелкой моторики руки: лепка, сминание и скручивание бумаги, мозаика (из бумаги, природного материала), работа с набором типа “Конструктор”, и др. Предметно-практическая деятельность в значительной степени развивает общеинтеллектуальные способности и умения младшего школьника.
В первом классе исключается система бального (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их
психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
Два пути обучения
Передача знаний (отсутствие стимулов к самостоятельности, творчеству)
Обучение умению добывать знания
создание ситуаций для открытия учениками нового знания (проблемное введение нового знания):
• объяснение; • наблюдения, выводы;
• наглядный показ; • опыты;
• пошаговый диктант; • исследования;
• работа по инструкции • пробные, поисковые упражнения;
• творческие работы;
• проекты
Основное требование к методике - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Это, когда ребенок постоянно ставится в ситуацию отсутствия готовых решений и выступает в роли исследователя.
Репродуктивно рекомендуется осуществлять только освоение учащимися нового технологического приема и последующее его первичное закрепление (например, сгибание и складывание, разметка по шаблону, наклеивание деталей, приемы работы ножницами, разметка с помощью чертежных инструментов и др.). Для этого очень действенны пробные упражнения с последующим переносом нового умения на выполнение изделия. А при объяснении - использование различных видов наглядности: образцы в сборе и разборе, предметные и графические инструкционные карты, изображения на классной доске.
Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия самооценки своего учебного труда: понимаю, знаю, могу.
Основные методы: наблюдения, размышления, обсуждения, “открытия” новых знаний, опытные исследования предметной среды, пробные поисковые упражнения, выполнение комплексных практических работ и т.п.
Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера -проектов. В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в основном при выполнении творческих заданий (или по-другому -творческих проектов), которые предлагает учитель (или сами учащиеся) после изучения отдельных тем
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
29
Инновации в школе
или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Этапы развития творческих способностей и самостоятельности:
• Работа по образцу - полное повторение предъявленного образца изделия (1 кл.).
• Творческая работа - внесение отдельных дополнений, конструкторско-технологических решений в предъявленный образец (1, 2 кл.).
• Творческий проект - высшая форма творческой работы - разработка и воплощение собственной идеи (на начальных этапах с опорой на ряд схожих примерных работ) (2-4 кл.).Открытия различных закономерностей для младшего школьника - это всегда новый уровень познания мира. Причем познание на уроках трудового обучения происходит в ходе предметного созерцания, эмоционально-практического освоения предлагаемого учителем задания или рожденного в душе ребенка замысла. Только на уроке технологии (трудового обучения) ребенок имеет возможность выступать в роли исследователя и преобразователя. Надо только создать для этого условия. Тем самым будет постепенно приобретаться опыт творческой деятельности как готовности к поиску и решению творческих проблем на уровне самостоятельного умения выполнить доступное уровню развития каждого ребенка задание.
Трудовая деятельность, в отличие от чисто интеллектуальной, имеет две стороны:
1) предварительная умственная работа по созданию образа предмета, который будет реализован в материале (в малейших конструктивных и технологических подробностях).
2) реализация замысла в предметном воплощении.
Обе стороны одинаково важны для конечного результата. Плохо организованная первая часть трудовой деятельности не принесет ребенку ни эстетического, ни морального удовлетворения от процесса изготовления изделия. Невладение трудовыми приемами загубит любые творческие проекты. Из этого следует, что ребенка необходимо, с одной стороны, научить определенным умственным операциям, с другой - сформировать необходимые практические трудовые умения. Традиционный подход в образовании данную задачу не решал ни по одному из параметров. Описание предлагаемого образца на уровне констатации
внешних признаков не развивает мышление ребенка ни на уровне образного, ни, тем более, аналитико-синтетического. Это возможно только в продуктивном подходе.
Условия реализации продуктивного подхода
1. Знание и опора на возрастные особенности и возможности детей.
2. Использование приемов и методов, соответствующих возрастным особенностям детей. И при этом понимать и помнить что, ученик на уроке должен думать, рассуждать вслух, спорить, доказывать до тех пор, пока полностью не разберется в проблеме (математической, филологической, технологической, биологической, жизненной и т.д.).
3. Поддержание природной потребности детей в познании, формирование положительного отношения к учебному процессу.
4. Чуткое, внимательное отношение взрослых к детям, педагогическое сотрудничество (воспитателей, учителей, детей и родителей)
Современный образовательный рынок включает несколько авторских программ по технологии (трудовому обучению) и учебно-методических комплектов (УМК) к ним, которые на сегодня не все одинаковы в плане современности и полноты реализации требований Государственного стандарта общего образования и современного целеполагания (развитие личности). Помочь оценить каждый из УМК смогут примерные критерии оценки.
ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УМК ПО ТЕХНОЛОГИИ (ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ)
I. Характеристика содержания (текстов и иллюстраций) учебника
1. Соответствует ли материал учебника требованиям Государственного стандарта начального общего образования и научным представлениям о технологии и технологическом образовании?
2. Доступен ли детям содержательный материал учебника и язык его изложения?
3. Формируется ли система начальных техникотехнологических знаний и умений о видах и свойствах материалов?
4. Формируется ли общее представление о технологии, технологических операциях и технологическом процессе (в отличие о других авторских курсов по технологии и трудовому обучению);
5. Формируется ли общее представление о мире техники и ее значении в жизни человека?
30
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
Инновации в школе
6. Отражена ли в содержании учебника история создания рукотворного мира и роль человека как созидателя, творца окружающего материально мира?
7. Включено ли в содержание знакомство с миром профессий?
8. Знакомит ли курс в информационными технологиями?
9. Учит ли курс умению добывать информацию и работать с ней?
10. Направлено ли содержание курса на формирование личностных человеческих качеств ли содержание уважение к труду и людям труда?
11. Удовлетворяет ли Вас порядок расположения учебных тем в учебнике?
12. Удовлетворяет ли Вас разнообразие учебных заданий: опыты-исследования, логические задачи, тесты, творческие задания, проекты?
13. Достаточно ли раскрыты в основные темы курса?
14. Отражены ли в содержании современные проблемы и научные достижения (проблемы экологии, последние научные открытия в мире техники и технологий и т.п.)? (это относится к 4-му классу)
15. Содержит ли учебник дополнительный познавательный материал?
16. Заложена ли в содержание связь нового изучаемого материала с имеющимся опытом ребенка?
17. Заложена ли в учебнике возможность реализации регионального компонента?
18. Реализуются ли в учебнике межпредметные связи?
19. Заложен ли в содержание пропедевтический материал по истории и естественным наукам, которые дети будут изучать в старших классах?
20. Иллюстрации в учебнике:
а) носят информативную нагрузку
б) нравятся детям
в) достаточны по количеству
21. Вызывет ли объем материала учебника перегрузку у учащихся?
22. Соотносится ли содержание учебника с содержанием рабочей тетради?
23. Современен ли учебник в целом? В чем особенно?
II. Внешнее оформление учебника
1. Удовлетворяет ли качество полиграфического исполнения:
а) переплет
б) бумага
в) шрифт
г) качество иллюстраций
2. Хотели бы Вы уменьшить вес учебника?
III. Методический аппарат учебника
1. Формирует ли учебник общеучебные умения (анализ, планирование, контроль), навыки и способы самостоятельной деятельности?
2. Реализуется ли в учебнике деятельностный компонент (умение учащимися самостоятельно открывать и применять приобретенные знания)?
3. Изложение материала направлено на репродуктивное или продуктивное восприятие.
4. Как предусмотрено усвоение новых понятий: опосредованно или через обязательное заучивание?
5. Реализует ли методический аппарат учебника, дифференцированный подход?
6. Направлено ли изложение материала, используемые различные виды заданий на формирование творческих способностей, конструкторско-технологического мышления, развитие пространственного воображения, глазомера и др.?
7. Позволяет ли методический аппарат учебника формировать у учащихся реальные возможности и потребности в творческой преобразующей деятельности?
IV. Методическое обеспечение
1. Отвечает ли предложенная в пособии для учителя методика современным требованиям развивающего обучения?
2. Содержат ли методические рекомендации достаточно информации для подготовки к уроку и его проведения?
3. Обеспечивает ли УМК вертикальную (по классам) и горизонтальную (межпредметную) преемственность содержательном и методическом плане?
Литература
1. Документы, методические письма Минобразования
России:
о Федеральный государственный стандарт общего образования. М., - 2004.
о Концепция модернизации российского образования. М., - 2002.
о О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации (решение Коллегии МОПО РФ от 11.12.1996.).
о Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу // Авт. Н.Ф.Виноградова и др. - М., - 2000.
Эксперимент и инновации в школе 2011/1
31
Инновации в школе
о О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы (от 22.02.99.)
о О проблемах и перспективах развития образовательной области “Технология” в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и подготовке учащихся к трудовой деятельности (от 27.06.2000.). о Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (от 25.09.2000.) о Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (от 20.04.2001.).
2. Боровков Ю.А., Легорнев С.Ф., Черепашенец Б.А. Технический справочник учителя труда. М., Просвещение, - 1980.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат. М., Академия, - 2001.
4. Политехнический словарь. Изд. 2. Под ред. А.Ю. Иш-линского. М., Советская энциклопедия, - 1980.
5. Сборник нормативно-методических материалов по технологии // Авт. сост.: Марченко А.В., Сасова И.А., Гуревич М.И. М., Вентана-Граф, - 2002.
6. Воронцов А.Б. Риски и затруднения введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - №3.
7. Едренникова С. И. и др. Развитие творческих качеств личности на основе сотрудничества и сотворчества учителя и учащегося в учебно-воспитательном процессе // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №3.
8. Рыжаков М.В. Новый образовательный стандарт и 12-летнее обучение в школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №1.
9. Беляева Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №6.
10. Новиков А.М. Технология проведения отдельного исследования // Эксперимент и инновации в школе. -2009. - №6.
11. Сиденко А.С. Авторские педагогические разработки: роль, типы, уровни // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6.
Автор обсуждает опыт подготовки к школьному туру олимпиады по химии, реализованный в рамках углубленного изучения предмета.
Алёшина Алина Алексеевна
учитель химии ГОУ Центр образования № 654 имени А.Д.Фридмана г. Москва [email protected]
Школьный тур олимпиады как одна из форм организации работы с одаренными детьми в классах с углубленным изучением химии
Как подготовить учащихся к успешному участию в школьном туре олимпиады в рамках курса углубленного изучения химии?
Ключевые слова: школьный тур олимпиады; подготовка к олимпиаде по химии; элективные курсы; химические задачи.
Хорошо известны цели предметных олимпиад:
1. Повышение интереса школьников к химии, углубление их знаний и развитие умений в этой области.
2. Выявление талантливых учащихся, обладающих способностями и проявляющих интерес к химии.
3. Профессиональная ориентация.
4. Подготовка к ЕГЭ (часть С).
В Центре образования № 654 имени А.Д. Фридмана большое внимание уделяется как подготовке к предметным олимпиадам, так и к участию в различных этапах олимпиады по химии. Результативность участия наших учащихся в этой области внеклассной работы представлены в таблице:
2007/08 2008/09
Этапы Призеры и победители
I этап (школьный) 47 57
районный 36 -
II этап (окружной) 29 17
III этап (городской) 2 поощрительные грамоты 2 + 6 поощрительных грамот
Для учащихся 11 классов имеется возможность попробовать свои силы в химических состязаниях - это различные Вузовские олимпиады (РХТУ, МГУ, МПГУ), участие в которых нужно порекомендовать школьникам и в качестве подго-
32
Эксперимент и инновации в школе 2011/1