МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ УКРУПНЕННОГО
КОЛЛЕДЖА
ГРОШЕВ А.А.
Модель воспитательной работы в колледже представляет собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов и студентов, совместной творческой деятельности по выработке компетенций в сфере принятия социальных решений, разрешения сложных профессиональных проблем, осуществления нравственно обоснованного выбора.
The model of educational work in college represents uniform process of interaction and cooperation of teachers and students, joint creative activity on development компетенций in sphere of acceptance of social decisions, permissions of difficult professional problems, realisation is moral a well-founded choice.
Создание педагогически целесообразного и эффективного функционирования образовательного учреждения невозможно без специально осуществляемой деятельности по ее моделированию и построению. Под моделированием понимают познавательную и управленческую деятельность, позволяющую адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты системы, получить информацию о ее прошлом, настоящем и будущем состоянии, возможностях и условиях построения, функционирования и развития [1]. В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, В.В. Никандрова, И.Б. Новик, В.А. Штофф и др.
Модель воспитательной работы в колледже представляет собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов и студентов, совместной творческой деятельности по выработке компетенций в сфере принятия социальных решений, разрешения сложных профессиональных проблем, осуществления нравственно обоснованного выбора. Таким образом, на формирование личности студента колледжа оказывают решающее влияние социальная среда, система профессионального воспитания, обучения и вовлеченность в практическую, преобразовательную, трудовую деятельность. Указанные детерминанты можно обозначить как центральные пункты для построения потребностной модели осуществления воспитательного процесса в укрупненном колледже. Данные детерминанты имеют очевидную связь с методологическими подходами в осуществлении учебно-воспитательного процесса в колледже - личностно-деятельностном, средовом и компетентностном.
Как цель и конечный продукт воспитательного процесса в условиях профессиональной практики студентов можно рассматривать нормативную модель личности выпускника колледжа. В данной модели нами выделены три составляющие: профессиональное самосознание, профессиональная воспитанность и профессионально значимые качества личности.
Профессиональная воспитанность - интегративный результат социализации, воспитания и самовоспитания студента колледжа. Профессиональная воспитанность выражается в многоаспектном, сложном, системном, личностном образовании, которое имеет тенденцию к развитию, отражает отношение будущего специалиста к профессии, людям, себе, основанное на фундаментальных знаниях и соответствующих способах поведения в своей профессиональной деятельности [2].
Особый интерес представляет активно обсуждаемое в науке осмысление профессиональной воспитанности как социокультурного феномена (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев и др.). Профессиональная воспитанность включает: развитость личности, чувство ответствен-
ности, степень обученности, степень профессиональной мобильности, выраженную социальную активность и готовность к творческой профессиональной деятельности. В работах некоторых исследователей профессиональная воспитанность расширяется до профессиональной культуры [3].
Как отмечают ученые, профессиональное воспитание предполагает работу над целым рядом необходимых личностных и профессиональных качеств. Однако определяющую роль здесь будет играть системообразующее качество приоритетное для юношеского возраста и наиболее востребованное в ближайшем будущем. Таким качеством большинство исследователей называют способность к самоорганизации и самосовершенствованию. Саморазвитие - это совершенствование личности в ее восходящем развитии, это проявление внутренней свободы выбора человека, его инициатива относительно самого себя. Сохранение уникальности и индивидуальности человека, основывающееся на организации движения личности по избранной индивидуально-творческой траектории, также может мотивировать развитие способности к самоорганизации. Кроме того, как базовое качество рассматривается готовность специалиста к профессиональной деятельности, которая заключается не только в усвоении им полного состава специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, но и в определенной личностной зрелости в отношении выполнения социальной функции профессионала [4].
Профессиональное самосознание является результатом осознания себя в профессии, проекцией всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность [5]. Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция) включает представление студента о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются те характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. В модели составляющими профессионального самосознания рассматриваются профессиональная компетентность и профессиональное мировоззрение выпускника.
Освоение профессиональной компетентности связывается с технологией планомерного формирования у студентов умений контролировать и критически оценивать промежуточные результаты своего труда, рефлексировать его результаты и мотивировать необходимые улучшения; выбирать нравственные ориентиры в профессиональной деятельности и соотносить их с общечеловеческими ценностями; порождать систему личностных смыслов, связанных с профессией, выводить себя из состояния возможностей в состояние действительности, создавать условия для проявления своего «Я» в профессиональной деятельности. Развитие личностных структур сознания в ходе профессиональной практики позволяет студенту перейти из режима приспособления в режим регуляции, управления и развития своей мыслительной деятельности, благодаря чему он сможет определять свое поведение, как личностное отношение к жизненным и профессиональным целям, что составляет суть его профессионального мировоззрения.
В основу методологических оснований разработанной нами модели положены личностно-деятельностный, средовой и компетентностный подходы и соответствующие им принципы воспитания, сформулированные в виде норм и правил осуществления воспитательного процесса.
Структурно-технологические элементы модели системы воспитательного процесса при прохождении профессиональной практики студентами колледжа включают: направления и уровни, этапы, функции и формы воспитательной работы, состав участников, ресурсное обеспечение.
Цель, задачи, а также содержание модели выпускника укрупненного колледжа определили следующие направления воспитательного процесса:
1. Профессиональное воспитание осуществляется как через содержание профессиональной практики, что подразумевает акцентирование на профессиональной деятельности будущих специалистов, разработку специализированных воспитательных приемов и способов формирования профессионально значимых качеств и характеристик, а также подчеркивание регионального компонента содержания образования. Кроме того, непременными элементами системы воспитательного процесса выступают такие виды воспитания как духовно-нравственное и гражданско-патриотическое, культурно-эстетическое, экологическое и физическое, что обеспечивается участием студентов колледжа в общественной, культурно-массовой и досуговой деятельности.
2. Формирование личности студента сопровождается социальным обеспечением, социальной поддержкой и стимулированием учащейся молодежи, включающими:
- материальную поддержку нуждающихся студентов, материальное вознаграждение студентов за достижения и успехи;
- моральное стимулирование студентов (освещение достижений субъектов воспитательного процесса в СМИ, номинации и награды и пр.);
- обеспечение иногородних студентов местами в общежитиях, поддержание жилого фонда в комфортном состоянии за счет деятельности студенческого самоуправления - совета общежития;
- организацию работы службы психолого-педагогического сопровождения и для студентов, и для преподавателей;
3. Формирование профессионального самосознания выпускника направлено на создание условий для становления специалиста, который является носителем профессиональных знаний, умений и опыта, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к ее самопроектированию и совершенствованию. Движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями выпускника.
Основными уровнями организации воспитательного процесса при прохождении профессиональной практики нами определены бытовой или поведенческий, профессионально и лич-ностноформирующий, а также социально-гражданский.
Бытовой, поведенческий представлен повседневным укладом жизни студента, в котором наряду с режимной регламентацией времени важную роль играет предметно-вещная среда, ее эстетическое оформление, в виде: комфортного и уютного жилья, рационально устроенного, достойного рабочего места на производстве или учреждении, где проходит профессиональная практика. Кроме того, к этому уровню относится ритуально-эстетическое обеспечение жизнедеятельности посредством различного рода торжественных мероприятий: «Посвящение в профессию», «Праздник первого трудового дня», «Праздник мастерства» и пр. Он обеспечивается совместной деятельностью администрации колледжа, студентов, воспитателей и руководителей практики от производства.
Профессионально и личностно-формирующий уровень реализуется в практической, производственной деятельности, а также деятельности не связанной с профессиональной практикой (досуговой, культурно- и спортивно-массовой и пр. ) и выражается в системе отношений, создающих психологически комфортную, высоконравственную, содержательную духовную среду, что обеспечивается заинтересованным, партнерским взаимодействием всего преподавательского состава колледжа, специалистов от производства или учреждения, участвующих в организации практики студентов и самих студентов колледжа.
Социально-гражданский уровень воспитательного процесса характеризуется проявлением различных форм активности студентов в жизни колледжа, производства или учреждения, в котором организована профессиональная практика; развитым гражданским и правовым сознанием, готовностью достойно реализовать себя в общественно-полезной деятельности. Этот уровень обеспечивается в большей степени личным примером студентов старших курсов -активистов колледжа, а также воспитателей и представителей общественных организаций производства или учреждения, где проходит профессиональная практика студентов [4].
Этапы воспитательного процесса можно назвать в связи с поставленными задачами: первый этап - начальный - создания студентом актуального образа профессии; второй этап -промежуточный - создания образа себя в профессии; третий - заключительный - совершенствования профессионального самосознания выпускника и выбор профессионального поля деятельности.
Данным этапам соответствуют следующие функции воспитательной работы. На первом этапе - регламентирующе-ознакомительная, что предполагает создание условий, необходимых для постепенного освоения первокурсниками образа профессии и заданного образца профессионала. На втором - формирующе-координирующая, предусматривающая формирование у студентов умений определять и выбирать из массива теоретических и практических знаний необходимые для успешной профессиональной деятельности, закрепление навыков уверенного профессионального поведения. На третьем этапе - поддерживающе-развивающая, что подразумевает оказание студенту необходимой психологической поддержки в решении профессиональных задач, создания ситуации успешности в преодолении трудностей адаптации к производству и пр.
Формы организации воспитательного процесса при прохождении профессиональной практики основываются на научных исследованиях, анализе эффективности и практическом опыте УПО [6]. Данные формы организации имеют на каждом этапе практики различные цели и задачи:
- изучение бытовых условий студентов и условий труда при прохождении профессиональной практики;
- индивидуальные беседы (от предварительного знакомства и изучения личностных особенностей первокурсника до беседы - установки на продуктивную самостоятельную производственную деятельность выпускника);
- беседы с группой или бригадой (упреждающие, профилактические, по ходу практики: как анализ ошибок и происшествий на производстве или для информирования о рационализации и выражения благодарности, как синтез идей для решения поставленной задачи и пр.)
- культурно-просветительские мероприятия (отдельно для группы или бригады студентов, а также совместные с трудовым коллективом или коллективом колледжа);
- культурно-массовые мероприятия для студенческой группы (дни именинников, совместные просмотры кинофильмов и театральных постановок, пикники на природе, посещение историко-культурных памятников, экскурсии и туристические поездки и пр.), а также участие в подобных мероприятиях, организованных на производстве или учреждении, где проходит практика студентов;
- спортивно-массовые мероприятия (участие в различного рода соревнованиях, проведение туристических походов, посещение соревнований по массовым видам спорта и пр.);
- творческое студенческое объединение «Инициатива» по реализации творческих проектов и рационализаторских предложений студентов, возникших в процессе прохождения профессиональной практики (совместно с ведущим специалистом производства);
- студенческие общественные организации (профсоюз, политические организации, мо-
лодежные движения);
- органы студенческого самоуправления, вовлечённые в организацию учебной, бытовой и досуговой деятельности студентов (совет общежития);
- школа повышения квалификации «Мастер Класс» (совместно с ведущими специалистами и мастерами производства или учреждения) для совершенствования, расширения или углубления трудовых умений и навыков, необходимых для получения более высокого разряда, освоения нового оборудования или технологий и пр.;
- школа профсоюзного студенческого актива (совместно с лидерами профсоюза работников производства или учреждения) для решения вопросов социальной защищенности студентов, проходящих практику, оплаты их труда, заключения временных договоров и контрактов на постоянную работу и пр.;
- тренинги, деловые игры, психологическое консультирование по вопросам, связанным с освоением профессии в условиях производства (психолог и социальный педагог колледжа);
- научно-практические конференции, семинары-совещания, информационные конференции (в том числе и по представлению отчетов первой ознакомительной практики, отчетной документации учебной и квалификационных работ производственной практики, презентации студенческих научных работ и учебных проектов, выполненных при прохождении профессиональной практики и пр.);
- опросы, анкетирование, социологические исследования среди студентов группы (при содействии психолога или социального педагога колледжа);
- иные, вызываемые к жизни мероприятия в ходе решения выдвигаемых ею проблем.
Для организации системной воспитательной работы методистами воспитательного центра
колледжа разрабатываются необходимые документы и материалы, выполняющие как дирек-тивно-регуляторную, так и методическую функцию.
Состав участников воспитательного процесса при прохождении профессиональной практики Непосредственными участниками профессиональной практики и воспитательной работы в условиях ее осуществления являются студенты (конкретный студент, академическая группа, группа или бригада на практике), воспитатели, мастера производственного обучения, руководители и методисты профессиональной практики от колледжа и от производства (учреждения), лучшие специалисты - наставники. Участниками второго порядка являются: управленцы (администрация колледжа, заместитель директора колледжа по воспитательной работе, специалисты базы профессиональной практики, участвующие в ее организации и осуществлении), специалисты и службы, привлекаемые для решения частных или глобальных воспитательных задач (психолог и социальный педагог, службы психолого-педагогического сопровождения «Студент» и «Наставник», методическое объединение по руководству профессиональной практикой).
С воспитательной работой, осуществляемой в условиях профессиональной практики, связаны также: общественные организации и органы студенческого самоуправления (студенческий актив - староста и профорг, студенческое агентство по трудоустройству «Альма-мастер», творческое студенческое объединение «Инициатива», школа повышения квалификации «Мастер Класс»). Вопросы организации быта студентов и их социальной защиты решают комендант и студенческий совет общежития, профсоюз студентов колледжа. Таким образом, перечисленный состав участников прямо или косвенно вовлечен в воспитательный процесс, осуществляемый в условиях профессиональной практики студентов колледжа.
Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в условиях профессиональной практики студентов колледжа складывалось постепенно, и в его основу легли соответствующие нормативные и методические документы.
В структуре ресурсного обеспечения воспитательным процессом в условиях профессиональной практики выделяются элементы, материально и идейно обеспечивающие его целенаправленность, организацию и содержание: нормативно-правовая база воспитательного процесса в условиях прохождения профессиональной практики; административно-организационные и кадровые ресурсы; методическое обеспечение: система комплексного планирования воспитательной работы (со стороны воспитателя, педагога, мастера производственного обучения, руководителя практикой от производства или учреждения); система мониторинга состояния воспитательного процесса в условиях прохождения профессиональной практики.
Таким образом, в модели системы воспитательного процесса в условиях профессиональной практики студентов колледжа нашли отражение цель и задачи системы воспитательного процесса, методологические основания (подходы, принципы, нормы деятельности), структурно-технологические элементы: направления и уровни, этапы, функции и формы воспитательной работы, состав участников и ресурсное обеспечение каждого этапа.
Библиографический список
1. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования [Текст] / Н.О. Яковлева. - М.: Изд-во АТиСО, 2002. -239 с.
2. Сейтешев А.П. Пути формирования личности будущего молодого рабочего [Текст] / А.П. Сейтешев. - М.: Высш. шк., 1998.
3. Рогинский А.Н. Азбука педагогического труда [Текст] / А.Н. Рогинский. - М., Педагогика, 1990.
4. Жидков Б.Д. Патриотическое воспитание в колледже [Текст] Б.Д. Житков // Специалист. -2001. - No1.
5. Масленникова В.Ш. Модель воспитательной системы в образовательных учреждениях профессионального образования [Текст] / В.Ш. Масленникова // Психолого-педагогические основы профессионального формирования личности в условиях перехода к двухуровневой модели образования: сб. статей Междунар. научно-практ. конф. - Пенза, 2008 . - С. 60 - 67.
6. Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования [Текст] / По ред. И.Г. Коваленко. - Минск: Высш. шк., 2003.
Ключевые слова: воспитательная система, профессиональное воспитание, профессиональное самоопределение, педагогическое проектирование.
Keywords: educational system, professional education, professional self-determination, pedagogical designing.