Научная статья на тему 'Структура политической системы современной России'

Структура политической системы современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
15281
1439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / POLITICAL SYSTEM / ГОСУДАРСТВО / STATE / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / POLITICAL POWER / ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ / POWER VERTICAL ACTIVITY ASPECT OF THE POLITICAL SYSTEM / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / POLITICAL SYSTEM OF MODERN RUSSIA / ЛИЧНОСТЬ / PERSON / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / POLITICAL PARTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зосименко Иван Андреевич, Ахмедова Инна Ивановна

Анализ политической системы позволяет представить политику как систему поведения и деятельности субъектов политики, определить характер политического режима, степень развития демократии. Политическая система современной России является развивающейся, формирующейся системой и представляет собой совокупность субъектов политики, сознательно взаимодействующих на основе политической культуры по поводу политической власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of political system of modern Russia

Analysis of the political system allows you to submit policy as a system of behavior and activity of political subjects, to determine the nature of the political regime, the degree of development of democracy. The political system of modern Russia is developing, and emerging system is a set of political actors consciously interacting on the basis of political culture on political power

Текст научной работы на тему «Структура политической системы современной России»

25. Записана автором 14.01.2014 г. со слов учителя русского языка и литературы Архангельской средней школы Т.А. Михайловой.

Бурдин Евгений Анатольевич, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры

«Культурология и музееведение» историко-филологического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, заместитель директора НИИ истории и культуры Ульяновской области им. Н. М. Карамзина

Поступила 24.11.2015 г.

УДК 323 (470)

И. А. ЗОСИМЕНКО, И. И. АХМЕДОВА

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Анализ политической системы позволяет представить политику как систему поведения и деятельности субъектов политики, определить характер политического режима, степень развития демократии. Политическая система современной России является развивающейся, формирующейся системой и представляет собой совокупность субъектов политики, сознательно взаимодействующих на основе политической культуры по поводу политической власти.

Ключевые слова: политическая система, государство, политическая власть, вертикаль власти, деятельностный аспект политической системы, личность, политическая партия.

Политическая сфера современного общества является сложным взаимосвязанным переплетением политических отношений, политических событий и явлений, полем деятельности различных политических субъектов. В сложных перипетиях политической жизни достаточно трудно разобраться без анализа сущности, структуры и состояния политической системы. Политическая система в самом широком смысле - это совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Вместе с тем, основываясь на структурном функционализме и теории действия Т. Парсонса, политическую систему можно определить как совокупность субъектов политики, их взаимоотношения и функциональность.

Политическая система является социальной системой действия, потому что выполняет определённые функции, по Т. Парсонсу «... это функции воспроизводства образца, интеграции, целедостижения и адаптации» [7, с. 15], и далее: «... мы рассматриваем социальную систему как одну из первичных подсистем человеческого действия... » [8, с. 186]. Таким образом, полити-

© Зосименко И. А., Ахмедова И. И., 2015

ческую систему целесообразно анализировать посредством деятельностного аспекта составляющих её элементов.

В политике можно выделить две группы субъектов: действующие непосредственно и действующие опосредованно. К первой группе относятся:

1. Личность как начальный субъект политики. Личность действует в политике непосредственно, лично, независимо от статуса и выполняемой социально-политической роли: избиратель лично голосует; демонстрант участвует в политической акции; член партии выполняет свои обязанности в соответствии с политической идеологией и решениями партии; лидер партии координирует деятельность политической партии; лидер государства осуществляет политическое управление. «Политическое участие является важнейшим показателем демократичности общества, степени развитости гражданского общества, соучастия граждан в политике и политическом управлении» [4, с. 192].

2. Государство, как основной субъект политики, действует непосредственно как единое целое, управляя обществом и представляя страну на мировой арене.

3. Политическая партия, скреплённая идеологическим единством, в политической сфере действует как непосредственный субъект.

4. Общественно-политическая организация, общественно-политическое движение действуют в политике непосредственным образом при определённых условиях (достижение политической цели).

5. Межгосударственные объединения являются субъектами непосредственного действия на мировой арене в мировой политике.

Ко второй группе относятся субъекты, действующие в политике опосредованно, через своих представителей: народ, социальный слой, класс, нация, социальная общность и др. Эти субъекты не могут действовать как единое целое, им присущи внутренние конфликты и противоречия, они институционально не оформлены.

Авторы считают, что основными элементами политической системы современной России являются: политическая власть, как ядро политической системы; государство, как основа политической системы; личность; политическая партия; политическая культура; политическая идеология; политическое сознание.

Политическую систему современной России можно определить как совокупность субъектов политики, действующих в соответствии с политической идеологией и политическим сознанием и взаимодействующих на основе политической культуры по поводу политической власти.

Политическая власть, как ядро политической системы в современной России, разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, которые отделены друг от друга, самостоятельны, то есть субстациональны.

Конституционно провозглашённое разделение политической власти в Российской Федерации составляет нормативно-правовую основу государства, а главой государства является Президент Российской Федерации, осуществляющий государственную власть в Российской Федерации совместно с Федеральным собранием РФ, Правительством РФ и судами РФ. Это положение фактически провозглашает наличие в России четвёртой ветви политической власти — президентской.

Политическая власть в демократическом обществе не может функционировать нормально без оппозиции. В Российской Федерации демократической оппозиции нет; есть коммунистическая в лице КПРФ, с догматичной политической идеологией и боязнью партийных старцев переориентироваться на социал-демократизм. Несколько знаковых фигур современной «демократической оппозиции» таковыми не являются, ибо реальная демократическая оппозиция должна иметь политическую партию (как средство легальной борьбы за власть), пользующуюся поддержкой части населения.

Оппозиция в нормальном демократическом государстве опосредованно участвует в управлении обществом, позиционируется как часть власти. Российская оппозиция должна осознать себя частью политической системы, не выступать с позиции «стороннего наблюдателя», а участие в реформировании современной политической системы России начать со структурирования и формализации самой себя.

Политическая власть современной России характеризуется следующими чертами: персонификация (причём уровень персонификации тем выше, чем выше государственная должность); авторитарность высшего государственного лица; плебисцитарность как одобрение народом под видом выборов той или иной кандидатуры, определённой «наверху»; ущербность и недемократичность, ввиду отсутствия реальной оппозиции; вовлечение в государственное управление общественных организаций (общенародный фронт, Единая Россия) и наделение их властными полномочиями; отстранение гражданского общества от участия в политическом управлении, формирование элементов гражданского общества по инициативе государства и под его контролем; подчинение государственным структурам местного самоуправления; зависимость принятия решений от «политической воли» (или её отсутствия); бюрократизация; снижение роли и значения региональных органов государственной власти.

Как основной элемент политической системы современной России, государство является доминирующим в обществе и диктует условия поведения другим политическим субъектам, используя политическую власть. Политический режим как формы, способы и методы использования государством политической власти приобрёл авторитарный характер, что привело к фактическому превращению Российской Федерации в федеративно-унитарное государство.

Забюрокраченная государственная вертикаль власти породила явление, сходное с «кормлением на Руси»: чиновники используют своё должностное положение для личного обогащения, не служат интересам народа и повязаны круговой порукой коррупции, не стремятся претворить в жизнь одно из пожеланий В.В. Путина, изложенное в его предвыборной статье «Демократия и качество государства»: «Устойчивое развитие общества невозможно без дееспособного государства. А подлинная демократия - это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества» [9].

Политическая партия имеет двойственный характер: с одной стороны, она является

действенным элементом политической системы; с другой стороны, как непосредственный субъект политики и как общественно-политическая организация, является элементом гражданского общества. Как известно, политическая партия — единственная общественная организация, целью которой является легитимная борьба за власть.

В Российской Федерации законодательно определены цели деятельности политической партии. В соответствии с п.4, ст.3 Федерального закона от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов, как видим, ни слова о борьбе за власть. А значит, целеполагающая деятельность политических партий, реализуемая на легитимной борьбе за политическую власть, в Российской Федерации нивелирована уже на законодательном уровне.

В настоящее время в России многопартийная система не сложилась, ибо многопартийной систему можно назвать лишь тогда, когда на власть могут претендовать несколько партий при равных условиях. В России реальные политические преференции имеет одна политическая партия -Единая Россия, и несмотря на то, что в Государственной Думе представлены четыре политические партии, три из них в том или ином виде являются креатурами Кремля и только КПРФ обладает определённым уровнем независимости, провозглашая себя народной партией. Однако и КПРФ имеет представление о границах своей независимости, поэтому заявляя о необходимости смены нынешнего властного режима, понимает, что решить это невозможно. Партии, не представленные в парламенте, возможностями влияния на власть и способностями привлечения на свою сторону широких народных масс не обладают.

В демократическом государстве политическая партия, как союз идейных единомышленников, в случае победы не приходит к власти в государ-

стве, не становится субъектом власти, а управляет страной представительством своих членов в парламенте. Феномен политической партии в том и заключается, что, являясь субъектом политики, важным элементом политической системы и гражданского общества, стремясь завоевать власть в государстве, она не участвует непосредственно в управлении как субъект, а действует опосредованно.

В современной действительности Единая Россия получает или присваивает себе всё больше и больше полномочий, реализуя свою программу «от партии для власти - к партии власти», активно используя государственный административный ресурс.

Личность как элемент политической системы идентифицируется через политическое участие, выполняемые роли в политической жизни. Существует несколько подходов к типологизации личности как субъекта политики (политическая активность, информированность, желание и стремление к политическому действию и др.). Представляется, что в современной России личность по отношению к политике можно типоло-гизировать следующим образом: профессиональный политик; политический активист (члены политической партии); участник политической жизни от случая к случаю (выборы, митинги); аполитичная личность.

В основе деятельности личности лежат мотивация и стремление к удовлетворению потребностей. «Личности индивида отводится главным образом исполнение целедостиженческой функции. Личностная система - это главный исполнитель процессов действия и, значит, воплощения культурных принципов и предписаний. На уровне вознаграждения, в смысле мотивации, главной целью действия является обеспечение личных потребностей или удовлетворённость личности», — считает Т. Парсонс [8, с. 16].

Политическое участие личности, считает И. Бабина, должно соответствовать некоторым критериям: это должен быть конкретный акт, а не эмоции; добровольность участия; участие должно завершиться реальным выбором, должно быть не фиктивным, а действительным [1]. Эти критерии подтверждают, что личность является непосредственным субъектом политики, самостоятельным элементом политической системы.

Исследователи Е. Б. Лабковская и О. И. Ар-теменко выделяют следующие факторы внутренней мотивации участия в выборах российского избирателя: политическая идентификация, политическая активность, политическая вера, чувство гражданского долга (внутренние источники мотивации) и политическая реклама,

деятельность «производителей социального давления», «эффект присоединения к большинству», нормативное регулирование выборов (внешние источники мотивации) [6]. Участие в выборах «рядового» избирателя мотивировано надеждой на улучшение бедственного положения и повышение жизненного уровня, снижение тарифов за жилищно-коммунальные услуги, улучшение состояния дорог и транспортного обслуживания, на трудоустройство и снижение стоимости жилья.

Мотивация личности, участвующей в выборах в качестве кандидата, также имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Внешняя составляющая - это предвыборная платформа; внутренняя мотивация (повышение социального статуса, увеличение доходов, престиж и т. п.) проявляется после достижения положительного результата на выборах для данной личности.

Многофункциональность политической системы современной России позволяет выделить не только общие, свойственные любой социальной системе черты (самодостаточность, самостоятельность, интегральность, открытость и т. д.), но и сформулировать черты, характеризующие её на современном этапе развития российского общества.

1. Формирующаяся, развивающаяся. Политическая система современной России проходит период формирования и развития в состоянии мучительного выбора между Европой и Азией, Западом и Востоком, о чём свидетельствует наличие таких дихотом? как гражданское общество и соборность; политические партии, но с имперской формой их правления; демократический режим по форме, но авторитарный по содержанию; признание народа источником власти при высоком уровне патернализма.

2. Верховенство во всех сферах общества, как считает В.В. Богатырев, «... означает, что политическая система олицетворяет верховную власть в обществе. Главное, что характеризует политическую систему - это власть, в отличие, например, от экономической системы, для которой главное - собственность» [2].

3. Вертикализация и иерархичность всех элементов политической системы.

4. Персонализация как олицетворение элементов политической системы с конкретными лицами: политическая власть - В. В. Путин, политические партии - Г. Зюганов, В. Жириновский, С. Миронов.

5. Управляемость, понимаемая как невосприимчивость к изменениям по требованиям «снизу», изменчивость лишь по воле «сверху». «Се-

годня российская политическая система находится в состоянии, когда сильная личность или политические обстоятельства могут, не ломая, трансформировать её в любом направлении, от ориентации на классическую демократию западного образца, до китайской партийно-бюрократической преемственности или классического авторитаризма» [5].

6. Постоянное изменение избирательного законодательства как основы правового формирования институтов представительной власти и обеспечение участия населения в политической жизни. Причём на высшем уровне политической власти происходит копирование византийской монархической формы правления, при которой правитель назначает (определяет) преемника (Ельцин - Путина, Путин - Медведева, временно). При сложившемся характере политической системы и ситуации в обществе можно утверждать, что следующим президентом в РФ будет человек, определённый и поддержанный В. В. Путиным.

7. Прочность политической системы, обеспеченная властью, при отсутствии внутренней сбалансированности ввиду безальтернативности самой политической власти.

8. Коррупционность и бюрократизм, причём коррупция столь инклюзивна, что служит средством сплочения самой политической системы современной России. «Проблемы России фундаментально связаны с её политической системой, которая хотя и является официально демократической, лучше всего описывается как пользующийся популярной поддержкой полуавторитарный государственный капитализм. Из-за коррупции политическая система России одновременна и очень устойчива к переменам, и поразительно хрупка» [11].

При кажущейся открытости политическая система современной России является закрытой по причине коррумпированности: любое раскрытие коррупционных действий со стороны правящей элиты возможно приведёт к краху, поражению и смене элиты, поэтому информация о коррупции «верхов» глушится, а известные случаи остаются практически без негативных последствий (Сердюков).

9. Политическую систему современной России А. Дугин охарактеризовал симулякром (по определению Ж. Бодрийяра, симулякр - это копия без оригинала, копия с копии и т. д.) - «мы скопировали форму западных демократий, которая в свою очередь являлась выражением исторического содержания, исторического пути западных обществ. Но, скопировав форму, мы наполнили её совершенно иным содержанием,

причём не каким-то одним, но множественным, почти хаотичным, коренящимся в любом случае уже в нашей истории, в нашем обществе и в нашем опыте» [3].

Политическая система в современной России проходит период становления и нуждается в развитии, чтобы не забронзоветь или забетонироваться. Успех в совершенствовании современной политической системы будет возможен, если сбудутся слова В. В. Путина из его предвыборной статьи «Россия сосредотачивается -вызовы, на которые мы должны ответить»: «Доверие между людьми складывается только тогда, когда общество скреплено общими ценностями и люди не утратили способность к вере, честность, чувство справедливости. А уважение к закону возникает только тогда, когда он один для всех, всеми соблюдается, и в основе его - правда» [10].

Несомненными направлениями реформирования современной политической системы в России должны быть демократизация, открытость, плюралистичность, гибкость и функциональность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабина И. Политическое участие граждан [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //fb.ru/article/43946 (дата обращения: 02.10.2015 г.).

2. Богатырев В. В. Общая характеристика политической системы современного российского общества [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: www.jourclub.ru/21/1359/html/ (дата обращения: 02.10.2015 г.).

3. Дугин А. Политическая система современной России : симулякры и альтернативы Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // konservatizm.org/ konservatizm/ theory/ 210210062607. xhtml (дата обращения: 02.10.2015 г.).

4. Зосименко И. А., Чернов В. А. Электоральная активность как форма проявления общест-

венно-политического участия граждан // Симбирский научный сборник. - 2012. - №1(7). -С.192-203.

5. Ищенко Р. В. Политическая система России: издержки и преимущества / Информационно-аналитический портал Империя. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://imperiya.by (дата обращения: 02.10.2015 г.).

6. Лабковская, Е. Б., Артеменко, О. А. Источники мотивации поведения российского избирателя. Агенство Политического Маркетинга // http: //rremark.ru (дата обращения: 02.10.2015 г.).

7. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева; под ред. М. С.Ковалевой . - М. : Аспект ПРЕСС, 1997. - 270 с.

8. Парсонс, Т. О социальных системах / под ред. В. Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. -М. : Академический Проект, 2002. - 832 с.

9. Путин В. В. Демократия и качество государства [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://putin2012.ru (дата обращения: 02.10.2015 г.).

10. Путин В. В. Россия сосредотачивается -вызовы, на которые мы должны ответить [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // putin2012.ru (дата обращения: 02.10.2015 г.).

11. Саймс Д., Сондерс П. Кремль вынужден не согласиться [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. inosmi.ru/politic/20091111/ 1565.html/ (дата обращения: 02.10.2015 г.).

Зосименко Иван Андреевич, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУ.

Ахмедова Инна Ивановна, учитель, муниципальное бюджетное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №6 имени И. Н. Ульянова.

Поступила 01.12.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.