10. Полотовская И. Л. Материалы для библиографии информационных ресурсов русского зарубежья : [библиогр. указ.] / И. Л. Полотовская; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. -Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб. : Соларт, 2005.
11. Печатное Собрание Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище в фонде библиотеки СПб. - СПб. : БАН, 2011.
Веркова Марина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ.
Поступила 17.01.2017 г.
УДК 329.1.6
И. А. ЗОСИМЕНКО, И. И. АХМЕДОВА
ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ: СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ
Авторы предлагают определить место партии в политической системе как субъекта, действующего непосредственно, как единое целое. Выступая субъектно в период борьбы за власть, после выборов в случае победы политическая партия создаёт фракцию в парламенте, участвует в формировании правительства, теряет свою субъектность, не становится частью государственной власти, а действует через своих представителей. В статье раскрыты функции политической партии как субъекта политической системы.
Ключевые слова: политическая система, политическая партия, субъект политической системы, функции.
Тема политической системы, её структуры, функционирования, устойчивости и роли в обществе остаётся актуальной и востребованной в исследованиях учёных-обществоведов. Авторы предлагают рассмотреть сущность политической системы с позиции субъектно-деятельностного подхода, в котором политическую систему можно определить как совокупность субъектов политики, осуществляющих свои функции в соответствии с политическим сознанием и политической идеологией и взаимодействующих на основе политической культуры по поводу политической власти.
Методологический аспект данного подхода заключается в выделении субъектов политики и политической системы, действующих как единое целое: личность, государство, политическая партия. Их деятельность связана с властью: завоевание её, удержание и использование; подчёркивается структурность политической системы, проявляющаяся во взаимодействии, взаимосвязи и взаимофункционировании её субъектов на основе политической культуры. В структуре политической системы, таким
© Зосименко И. А., Ахмедова И. И., 2017
образом, можем выделить три компонента: субъекты (личность, государство, политическая партия); элементы (политическая власть, политическая идеология, политическая культура и политическое сознание); связи и взаимодействия.
Субъектно-деятельностный подход позволяет исследовать внутрисистемные связи и взаимофункциональность субъектов по отношению друг к другу и системе как целостности, другими словами, динамический аспект политической системы.
Политическая система является системой социальной, относительно которой Т. Парсонс пишет «... структуру социальных систем можно анализировать, применяя четыре типа независимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли» [8, с. 18]. Ценностям отводится ведущее место в системе функций «по сохранению и воспроизводству образца», потому что они не только являются представлениями «о желаемом типе социальной системы», но, самое главное, ценности «регулируют процессы принятия субъектами действия (выделено авторами) определённых обязательств». В данном случае Т. Парсонс считает, что элементами структуры социальной системы являются
субъекты, проявляющие активность в процессе функционирования систем. Под нормами Т. Пар-сонс понимает «конкретные способы ориентации для действия в функциональных и ситуационных условиях, специфичных для определённых коллективов и ролей», основная функция которых заключается в интегрировании социальной системы. Коллективы Т. Парсонс относит к числу «структурных компонентов, для которых наиболее важна целедостиженческая функция», а роль - это такой «структурный компонент», выполняющий адаптивную функцию. Как видим, Т. Парсонс в структуре социальных систем выделяет структурные компоненты в виде функционирующих субъектов.
Развивая структурный функционализм Т. Пар-сонса, Д. Истон пишет, что «... все политические системы ... обязательно выполняют две следующие функции. Во-первых, они должны быть способны предлагать обществу ценности и, во-вторых, вынуждать большинство его членов признавать их в качестве обязательных, по крайней мере почти всегда. Эти два свойства выделяют политические системы среди других типов социальных систем» [5, с. 635]. Далее Д. Истон называет «важнейшей» функцию, «связанную с регулированием поведения членов общества» [5, с. 636].
Если политическая власть является ядром политической системы, личность - начальным, а государство - основным её субъектом, то политическая партия является специфическим субъектом политической системы. Политическую партию можно определить как добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к овладению политической властью либо участвующий в осуществлении власти в государстве. Специфичность политической партии подчёркивается тем, что в России - это единственная общественная организация, способная на законном основании, легитимно бороться за власть в государстве.
В Российской Федерации законодательно определены цели деятельности политической партии. В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона от 11.07.2001 г. №95-Ф3 «О политических партиях» основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Федерального Собрания
Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.
В настоящее время в России насчитывается около 80 политических партий[10], однако многопартийная система не сложилась, ибо многопартийной систему можно назвать лишь тогда, когда на власть могут претендовать несколько партий при равных условиях. В России реальные политические преференции имеет одна политическая партия - Единая Россия, и, несмотря на то, что в Государственной Думе представлены ещё три политические партии, только КПРФ обладает определённым уровнем независимости, провозглашая себя народной партией. Однако и КПРФ имеет представление о границах своей независимости, поэтому, заявляя о необходимости смены нынешнего властного режима, понимает, что решить это невозможно. Партии, не представленные в парламенте, возможностями влияния на власть и способностями привлечения на свою сторону широких народных масс не владеют.
В условиях вертикализации властных отношений в современной России и авторитаризации политического режима «оппозиционные» парламентские партии (КПРФ, ЛДПР, СР) фактически утратили свою социальную властнопредставительскую функцию и идеологическую индивидуальность и превратились в организации, обслуживающие властную вертикаль и поддерживающие значимые инициативы лидера государства. Наблюдается индифферентизм к собственной идеологической основе, снижение уровня идентичности парламентских политических партий. «Таким образом, в процессе построения управленческой „вертикали" политические партии из негосударственных институтов были превращены в один из институтов „управляемой демократии", призванный помочь главе государства и его ближайшему окружению сосредоточить в своих руках максимум властных полномочий. При этом ни сам президент, ни члены его группы не полагаются на партии и взаимодействуют с ними только в силу понимания их инструментальной роли, заключающейся в предотвращении возможной дестабилизации политической ситуации в результате нарушения властных пропорций» [12, с. 109].
В демократическом обществе политическая партия, как союз идейных единомышленников, в случае победы на выборах не приходит к власти в государстве, не становится субъектом власти, а управляет страной представительством своих членов в парламенте и правительстве. «В современной действительности Единая Россия получает или присваивает себе всё больше и больше полномочий, реализуя свою программу „от партии для власти - к партии власти», активно используя государственной административный ресурс" [3, с. 24].
Специфическим являются отношения партии и государства как субъектов политической системы. Эта особенность определяется известным требованием отделения партии от власти, в первую очередь от представительных органов. Одержав победу на выборах или обеспечив прохождение в парламент, политическая партия в законодательном органе теряет часть своей субъектности, верифицируя свою деятельность не столько с собственной идеологией, сколько с необходимостью формирования правовой основы в интересах всех слоёв общества.
Взаимодействие политической партии и государства как субъектов политической системы детерминированы балансом интересов и ценностей, их жизненной потребностью друг в друге: государство является средоточением политической власти, а единственной общественной организацией, обладающей легитимным правом борьбы за власть, является политическая партия. Не будет политической партии, не будет необходимости борьбы за власть.
Отделение политической партии от органов государственной власти не означает потерю ею способности функционирования и
дееспособности, скорее наоборот, - роль партии в борьбе за власть повышается, что объясняется способностью и возможностью агрегирования властно-значимых интересов электората и рекрутированием политической элиты в органы государственной власти. «Феномен политической партии в том и заключается, что, являясь субъектом политики, важным элементом политической системы и гражданского общества, стремясь завоевать власть в государстве, она не участвует непосредственно в государственном управлении как субъект, а действует опосредованно» [3, с. 24]. В этом случае решения партии не являются доминантной для органов государственной власти, и реализуется требование отделения партии от государства.
Политические партии как субъекты в
процессе деятельности образуют партийную систему - подсистему политической системы. На основании участия политических партий в управлении государством (представленные в парламенте) партийные системы делят на мажоритарные, доминирующие и коалиционные. При мажоритарной системе одна парламентская фракция партии может обеспечить принятие конституционного закона либо своим квалификационным большинством преодолеть президентское вето. При доминирующей партийной системе одна партия может обеспечить принятие «простого» закона, а коалиционная система предполагает создание коалиций партийных фракций для обеспечения нормальной законно-творческой работы парламента. При мажоритарной и доминирующей партийных системах политические партии взаимодействуют в парламенте на основе принципа конкурентности; при коалиционной - партнёрства.
Партийная система современной России структурно включает следующие группы партий: партии, представленные в Государственной Думе и имеющие там фракции (ЕР, КПРФ, СР, ЛДПР); партии оппозиции («Патриоты России», «Яблоко», «Республиканская партия России -партия народной свободы», «Правое дело» и др.); миноритарные политические партии -остальные, их большинство. По итогам выборов в Государственную Думу от миноритарных партий прошло всего два кандидата («Родина» и «Гражданская платформа») [1].
Специфическим явлением последних лет в партийных отношениях является спойлерство. Партия-спойлер участвует в политической борьбе в ходе предвыборной кампании не с целью борьбы, а с задачей оттянуть на себя часть голосов от другой политической партии со сходной программой. Такой партией можно назвать Коммунистическую партию социальной справедливости, созданную, вероятно, с целью уменьшить количество голосов, поданных за КПРФ и «Справедливую Россию». В период выборов депутатов региональных органов законодательной власти в период с 2013 года эта политическая партия подавала свои списки в нескольких субъектах Российской Федерации.
На деятельность политических партий в современной России оказывают влияние такие факторы, как: отсутствие опыта работы в рамках многопартийной системы; формирование и деятельность политических партий происходит в условиях авторитаризации общества и государства; недоверие большинства населения к деятельности политических партий и, как следствие, сужение их социальной базы;
отсутствие действующей модели демократии, когда политические партии являются основным инструментом рекрутирования политических элит, действенным связующим звеном граждан и государства; процесс становления (фактическое отсутствие) гражданского общества; наличие «партии власти» в лице «Единой России», которая всё больше стремится к огосударствлению, и другие.
Политическая партия создаётся на основе политической идеологии, является её материальным воплощением и борется за власть в соответствии с основными положениями собственной идеологии.
Политическая идеология, как относительно систематизированная совокупность представлений, взглядов и идей, концепций и доктрин определённых социальных групп и общностей на политику и политическую деятельность по достижению и использованию политической власти, является элементом политической системы. Политическую идеологи можно представить в виде определённой политической доктрины, оправдывающей притязания той или иной группы лиц на власть и добивающейся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям. Как известно, основными политическими идеологиями является либерализм, консерватизм, анархизм, социал-демократизм и коммунистическая идеология.
Субъектно-деятельностный подход предполагает, что особенностью политической идеологии является её проникновение в сферу политического управления обществом со стороны государства. Это проникновение происходит посредством политической партии, основанной на определённой политической идеологии: голосуя за политическую партию, избиратели в определённой мере соглашаются с положениями партийной идеологии. Придя к власти, политическая партия продолжает осуществлять свою деятельность на основе политической идеологии, при этом учитывая всю совокупность интересов общества.
Выступая в качестве идейной основы деятельности политической партии, политическая идеология выполняет следующие функции: мировоззренческую; просветительную; ориентационную; мобилизационную; интеграционную; коммуникационную и др.
Политическая идеология - элемент политической системы - рассматривается нами как феномен общественной жизни, атрибут политической партии при условии: политическая идеология для партии, а не партия для
политической идеологии. Верность этого утверждения подтверждается партийной реальностью современной России: в стране нет ни одной политической партии, построенной на конкретной идеологии. Анализ показывает, что ни одна из политических партий России не использует в настоящее время традиционных идеологий в чистом виде, нередко ими культивируется идейная эклектика [4, с. 101].
В Российской Федерации сложилась парадоксальная ситуация: либеральная по духу Конституция провозглашает запрет на установление любой идеологии в качестве государственной или обязательной и провозглашает идеологическое многообразие и многопартийность (политический плюрализм); правящая политическая партия «Единая Россия» объявила своей идеологией «российский консерватизм» на основе стабильности и развития, постоянного творческого обновления общества без застоев и революций; а большинству населения присущи социал-демократические идеи в виде социальной справедливости.
Провозгласив целью ЛДПР - благо России, партия представила свою идеологическую программу в форме предвыборных требований и слоганов, далёких от принципов либерализма [7]. КПРФ считает своей стратегической целью «построение в России обновлённого социализма, социализма XXI века» [6], но социал-демократизм не провозглашает своей идеологией. «Справедливая Россия» в своей программе провозглашает цель: «актуальный, демократии-ческий и эффективный социализм» [11], идеологически являясь больше социальной, чем социалистической партией. «Единая Россия» в программном обращении партии заявляет о стремлении построить инновационную экономику, демократические институты и правовое государство [2]. «Вместо положений традиционных идеологий «Единая Россия» наполнила свои документы заботой о государстве и человеке, идеями патриотизма, национальных интересов, суверенности, социальной справедливости и другими ценностями и принципами, близкими простым людям, порой доходя до откровенного популизма» [4, с. 100].
Сложившаяся ситуация подтверждается участниками круглого стола, состоявшегося в Институте мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова Российской академии наук, которые отметили, что плюрализм интересов, плюрализм источников власти, влияния и авторитета в обществе получает отражение в идеологических конструкциях [9, с. 101]. Эти идеологические
конструкции получили название «молекулярные» идеологии - регионализм, национализм, киберлибертарианство, политический исламизм, атональный либерализм и т. п. и стали выходить на первый план в программных документах политических партий, но носят временный характер. Участники круглого стола считают, что универсальные идеологии остаются в качестве важнейшего фактора политических процессов, ибо современному человеку свойственно мыслить в категориях идеологических альтернатив [9, с. 107].
Политические партии как элемент политической системы в России выполняют следующие функции: борьба за власть; прямое или косвенное участие в управлении государством через представительство в Государственной Думе и законодательных органах государственной власти в субъектах РФ; формирование политического сознания населения; политическое рекрутирование как вовлечение представителей различных социальных слоёв в партийную работу; подготовка и выдвижение партийных кадров в качестве кандидатов в представительные органы власти; формирование политической элиты; рекрутирование правящей политической элиты в случае победы на выборах или формирование оппозиции в случае поражения; обеспечение политического участия личности на основе тождественности политического сознания политической идеологии; агрегирование властнозначимых интересов населения и превращения их в предвыборную политическую платформу; прямое или косвенное участие во власти (прямое - в случае мажоритарной или доминирующей партийных систем в парламенте; косвенное - в случае, когда партийная фракция является оппозиционной); участие в политической социализации населения, особенно путём привлечения широкого круга сочувствующих сторонников, а затем приём в члены партии; политическое просвещение на основе собственной идеологии.
Ситуация в стране требует от политических партий активизации в поиске новых форм и методов борьбы за повышение своей роли в жизни государства, расширение социальной базы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выборы - 2016. Итоги//[Электронный ресурс]. URL: http://interfax.ru/russia/528903 (дата обращения: 01.12.2016).
2. Единая Россия. Программное обращение партии // [Электронный ресурс]. URL: http://er.ru (дата обращения: 03.04.2016).
3. Зосименко И. А., Ахмедова И. И. Структура политической системы современной России // Вестник УлГТУ. - 2015. - №4(72). - С. 22-26.
4. Ильичев А. Б. Проблема идеологии в российском политическом дискурсе // Вестник ПАГС. - 2014. - №1(10). - С. 97-102.
5. Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т II. Зарубежная политическая мысль XX в. Национальный общественно-научный фонд академии политической науки; руководитель проекта Г. Ю. Семигин и др. - М. : Мысль, 1997. - 830 с.
6. Коммунистическая партия Российской Федерации. Программа партии//[Электронный ресурс]. URL: http://kprf.ru (дата обращения: 03.04.2016).
7. Либерально-демократическая партия. Программа ЛДПР//[Электронный ресурс]. URL: http://ldpr.ru (дата обращения: 03.04.2016).
8. Парсонс Т. Система современных обществ // пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева; под редакцией М. С. Ковалевой. - М. : Аспект ПРЕСС, 1997. - 270 с.
9. Политические идеологии в современном мире: кризис или очередной этап эволюции. Круглый стол//Институт мировой экономики и международных отношений РАН. Власть. - 2015. - №12. - С. 101-108.
10. Список зарегистрированных политических партий//[Электронный ресурс]. URL: http://minjust.ru (дата обращения: 02.12.2016).
11. Справедливая Россия. Программа партии // [Электронный ресурс]. URL: http://www. spravedlivo.ru (дата обращения: 03.04.2016).
12. Трофимов Е. А. Субинституализация политических партий в России // Теория и практика общественного развития. - 2014. -№19. - С. 108-110.
Зосименко Иван Андреевич, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры « Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУ.
Ахмедова Инна Ивановна, учитель МБОУ «Средняя школа №6 им. И. Н. Ульянова».
Поступила 09.01.2017 г.