Научная статья на тему 'Функции политической системы: субъектно-деятельностный аспект'

Функции политической системы: субъектно-деятельностный аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4580
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СТРУКТУРА / СУБЪЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / ФУНКЦИИ / СВЯЗИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зосименко Иван Андреевич

Субъектно-деятельностный подход анализа политических систем предполагает акцентуацию исследования деятельности и функций субъектов, составляющих систему. Автор предлагает рассматривать две группы функций политической системы: функции самой системы как целостности и функции субъектов политической системы. Дефиницируется понятие политической системы с позиции субъектно-деятельностного аспекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции политической системы: субъектно-деятельностный аспект»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 321.022 И. А. ЗОСИМЕНКО

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ

Субъектно-деятельностный подход анализа политических систем предполагает акцентуацию исследования деятельности и функций субъектов, составляющих систему. Автор предлагает рассматривать две группы функций политической системы: функции самой системы как целостности и функции субъектов политической системы. Дефиницируется понятие политической системы с позиции субъектно-деятельностного аспекта.

Ключевые слова: политическая система, структура, субъект политической системы, функции, связи и взаимодействия.

Политическая система является системой социальной, над которой мы понимаем «сложноор-ганизованное, упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединённые разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе» [7, с.611]. Социальными системами являются группы людей, достаточно долгое время находящихся в непосредственных отношениях; этнонациональные общности; государства или группы взаимодействующих государств; структурные подсистемы общества (экономическая, политическая, правовая и др.); организации с чётко оформленной социальной структурой (профсоюзы, политические партии). Поведение элементов социальной системы детерминируется определёнными социальными статусами и конкретными социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе, а также их различными индивидуальными качествами и интересами [6, с. 413]. Внутренний порядок соединения элементов социальной системы обеспечивает структура как сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами (в нашем случае - субъектов системы, действующих как единое целое) социальной структуры [7, с. 636]. Внешние границы социальной системы устанавливает окружающая среда.

Мы предлагаем определить политическую систему на основе субъектно-деятельностного подхода как совокупность субъектов политики, осуществляющих свои функции в соответствии с политической идеологией и политическим

© Зосименко И. А., 2015

сознанием и взаимодействующих на основе политической культуры по поводу политической власти.

Субъектно-деятельностный подход позволяет исследовать внутрисистемные связи и взаимофункциональность субъектов по отношению друг к другу и системе как целостности, другими словами, динамический аспект политической системы.

Использование субъектно-деятельностного подхода при анализе политических систем имеет следующее методологические значения.

Во-первых, политическая система рассматривается как социальная система со всеми характеристиками, присущими социальной системе.

Во-вторых, политическая система в структурном плане представляет собой совокупность элементов: субъекты, действующие непосредственно и целенаправленно как единое целое; компоненты - политическая власть, политическая культура, политическая идеология, политическое сознание; связи и взаимодействия. При этом мы предполагаем, что понятие «элемент» шире понятия «компонент»: элементы - это составные части, подсистемы, а компоненты - это составные части (иногда подсистемы) элементов самой политической системы.

В-третьих, субъекты политической системы -личность, государство, политическая партия -являются и субъектами политики, ибо действуют в политической сфере непосредственно, как единое целое, целенаправленно, являясь источником активности.

В-четвёртых, свои предложения мы основываем на утверждении, что деятельность субъектов политической системы детерминирована

политической властью: направлена на её достижение, удержание и использование.

В-пятых, деятельность субъектов политической системы носит процессный характер, включает помимо самоё себя, объект, цель, средства, ресурсы, способы и методы, результат и обратную связь.

В-шестых, целостность политической системы обеспечивается сложной и взаимообусловленной совокупностью связей и взаимодействий субъектов политической системы как социальных субъектов. При этом под связью мы понимаем совокупность отношений и зависимостей между субъектами политики (политической системы), реализуемых через социальные действия; совокупность связей создаёт собственно систему. Социальное взаимодействие представляет собой (в нашем случае) систему взаимообусловленных действий субъектов политики (политической системы), при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

В-седьмых, основными категориями, которыми следует оперировать при использовании субъектно-деятельностного подхода для анализа политической системы, являются: система, социальная система, политическая система, субъект, деятельность, связь, социальное взаимодействие, политическая власть, политическая культура, политическая идеология, политическое сознание, государство, личность, политическая партия, функция, структура.

Известное выражение «Если хочешь найти объяснение общественного явления, ищи функцию, которую оно исполняет» применительно к субъектной структуре политической системы можно изложить в следующем виде: «Если хочешь найти объяснение действию субъекта политической системы, ищи функцию, которую он исполняет». Функциональная взаимозависимость субъектов политической системы объяснима с позиций детерминизма и причинности -такой связи явлений, в которой одно явление (причина; а в нашем случае это может быть деятельность одного субъекта политической системы) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие; в нашем случае это действие другого субъекта политической системы) [7, с.149].

В таком случае функция может пониматься, во-первых, как служебная роль одного субъекта политической системы по отношению к другим субъектам системы и системе в целом; во-вторых, как реакция на действие субъекта политической системы, при которой изменения в одной её части являются производными - функци-

ей - в другой её части; и, в-третьих, как служебная роль одного субъекта политической системы к окружающей среде, субъектам других социальных систем данного общества или политическим системам других обществ [7,с.658].

Как известно, Т. Парсонс считал, что для своего существования и деятельности социальная система должна выполнять следующие функции: функцию адаптации, т. е. установления связей системы с окружающей средой. Приспосабливаясь к окружающей среде, система черпает из неё ресурсы, которые ей необходимы, трансформирует внешнюю систему в соответствии со своими «потребностями», давая ей взамен собственные ресурсы; функцию целедостижения, состоящую в определении целей системы, а также мобилизации энергии и ресурсов для её достижения; функцию интеграции, направленную на поддержание координации взаимоотношений составляющих элементов системы. Такая координация позволяет предохранять систему от радикальных изменений и потрясений; латентную функцию, нацеленную как на сохранение ориентации субъектов на нормы и ценности системы, так и на обеспечение необходимой мотивации своих сторонников [4, с. 15-16]. Функционирование политической системы Д. Истон рассматривал как активность элементов политической системы, деятельность органов власти по обеспечению определённого уровня поддержки [3, с. 642].

Основоположники системного подхода, рассматривая политическую систему с точки зрения функционирования, выделяют входные (социализация, рекрутирование, артикуляция, агрегирование, коммуникация) функции и выходные (нормотворчество, контроль за соблюдением правил и другие действия властей).

Совокупность функций, по мнению автора, можно поделить на две группы: функции системы и функции субъектов, элементов системы. Функции самой системы включают: функции входа; внутренние, внутрисистемные; межсубъектные, межэлементные; внешние, которые в свою очередь, во-первых, являются результатом взаимодействия с социальной, экономической, культурной и другими системами одной страны, а во-вторых, проявляются во взаимодействии с политическими системами других стран, обществ.

Деятельностный аспект субъектно-деятельностного подхода включает понимание деятельности как специфической формы активного отношения человека к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность предполагает наличие субъекта и объекта; человек противополагает себе объект как материал,

который должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности; деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс [7, с. 151]. Деятельность присуща субъекту, им детерминирована, определяется и характеризуется, деятельность всегда социальна.

Деятельность тесно связана с социальной функцией, под которой мы понимаем роль, выполняемую отдельным субъектом социальной системы в её организации как целого, в осуществлении целей и интересов социальных общностей, а также стандартизированное социальное действие, регулируемое определёнными нормами и контролируемое социальными институтами [6, с. 727]. Социальная функция проявляется в деятельности социальных субъектов, какими являются и субъекты политики.

К функциям системы в наиболее общем плане можно отнести: управление обществом посредством формирования нормативно-правовой основы его деятельности; определение целей, задач, путей развития общества; организация взаимосвязей и взаимодействия с экономической системой, социальной и духовной средой общества; формирование целей и задач развития общества на основе агрегирования требований -поддержки как результата электорального волеизъявления населения; обеспечение реализации намеченной программы: мобилизация ресурсов, привлечение средств, использование методов и т. д.; политическая социализация; интегратив-ная функция; политическое воспитание, политическое просвещение, формирование политического сознания, приобщение населения к политическому участию; организация взаимосвязи и взаимодействия элементов самой политической системы; интеграция общества; согласование и удовлетворение интересов и потребностей субъектов политической жизни; легитимизация политической власти и другие.

Важное место занимает функция взаимоотношения политической системы и гражданского общества. Российский социолог О. В. Шиняева объясняет возросшее значение отношений в системе «власть - гражданское общество» активизацией гражданского общества, проявившееся в последнее время как результат масштабных общесоциальных изменений. «На первый план вышли проблемы соблюдения законов всеми субъектами социума и гражданских прав. Эти изменения должны быть осознаны и оценены общественными политическими структурами, органами государственной власти и управления» [8, с. 4].

Особо следует выделить защитную функцию, которую можно охарактеризовать как функцию обеспечения устойчивости политической системы от внешних воздействий и внутренних анта-

гонистических противоречий. Под устойчивостью политической системы принято понимать способность сохранения существующего положения и состояния её составляющих в случае резкого изменения окружающей среды. «Политические системы обладают свойствами структурной, функциональной и динамической устойчивости. Именно нарушение её устойчивости означает появление в ней дестабилизирующих процессов, которые не поддаются управлению и приводят к дезинтеграции взаимодействия её элементов. Возможные случайные трансформации могут приводить к частичной утрате устойчивости системы, а также могут быть предпосылкой для целенаправленного развития самоорганизующихся систем, к классу которых относят и политические системы» [1].

В качестве задач, решаемых в рамках защитной функции политической системы, можно выделить: обеспечение политического баланса «входа-выхода», т. е. соответствие политических решений требованиям общества; обеспечение демократического способа рекрутирования политической элиты в результате честных и справедливых выборов; развитие политического плюрализма и на этой основе формирование многопартийности как подсистемы политической системы; лояльное отношение к оппозиции, сформировавшейся в результате многопартийности; обеспечение реального правосудия на основе относительно стабильного законодательства; обеспечение максимально реальной деятельности средств массовой информации; установление и реализация на практике равенства религий и свободы вероисповедания и др.

Устойчивость политической системы обусловлена политической властью, которая в современной России непосредственно связана с именем В. В. Путина. Деятельность Президента В. В. Путина как национального лидера, олицетворяющего рационально-легальную и харизматическую легитимность, обеспечивает целостность общества в современных условиях и создаёт несомненную реальную угрозу потрясений и раскола политической системы в случае его ухода со своего поста. Проблема заключается в том, что, с одной стороны, демократический принцип построения Российского государства требует сменяемости лидера, а с другой стороны, сложилась ситуация, при которой народ не видит достойной замены В. В. Путину. Дальнейшее развитие политической системы российского общества видится в сохранении лидерской позиции В. В. Путина, даже при условии передачи им президентских полномочий лицу им же и «назначенному». В этом случае В. В. Путин сохранит своё влияние как духовный лидер нации.

Используя субъектно-деятельностный подход, можно выделить функции, присущие элементам современной российской политической системы.

Государство, как основной элемент политической системы, является доминирующим в обществе и диктует условия поведения другим политическим субъектам, используя политическую власть [2, с. 23], в современной России выполняет следующие функции: законотворческая -формирование норм и правил поведения субъектов общественно-политической жизни, экономической сферы; контроль за соблюдением правовых норм; обеспечение взаимодействия с гражданским обществом; защитная - обеспечение собственного суверенитета и территориальной целостности страны.

Политические партии как элемент политической системы в России выполняют следующие функции: борьба за власть; прямое или косвенное участие в управлении государством через представительство в Государственной Думе и законодательных органах государственной власти в субъектах РФ; политическое просвещение, формирование политического сознания населения; распространение собственной политической идеологии; политическое рекрутирование как вовлечение представителей различных социальных слоёв в партийную работу; подготовка и выдвижение партийных кадров в качестве кандидатов в представительные органы власти; формирование политической элиты.

Для личности как элемента современной политической системы России характерны следующие функции: политикотворческая функция. Как начальный субъект политики личность творит политику, используя её для достижения своих целей и удовлетворения потребностей, участвует в формировании политической идеологии, способствует определению и формированию целей и задач политических субъектов в их непосредственной политической деятельности; прямое или опосредованное участие в управлении государством; борьба за власть в период избирательных кампаний; участие в политической жизни общества; деятельностная функция, которая, по мнению Т. Парсонса, «...выделяется в отдельные нерегулярные роли, такие как роль избирателя или добровольного участника коммуникационных процессов или ассоциаций, которые соответствуют его взглядам» [4, с. 145].

Политическая система в современной России проходит период становления и нуждается в развитии. Успех совершенствования современной политической системы будет возможен, если сбудутся слова В.В. Путина из его предвыборной статьи «Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить»: «Доверие ме-

жду людьми складывается только тогда, когда общество скреплено общими ценностями и люди не утратили способность к вере, честность, чувство справедливости. А уважение к закону возникает только тогда, когда он один для всех, всеми соблюдается, и в основе его - правда» [5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гришин О. Е. Устойчивость политической системы: понятие, подходы, регуляторы // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №1—1; [Электронный ресурс]. URL: http: //www.science-education.ru/ru/article/view?

id= 18121 (дата обращения: 05.02.2016).

2. Зосименко И. А., Ахмедова И. И. Структура политической системы современной России // Вестник УлГТУ. - 2015. - №4 (72). - С. 22—26.

3. Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли. В 5 т.Т.И. Зарубежная политическая мысль. ХХ в. Нац. общест.-науч. фонд. Акад. полит. науки; Руководитель проекта Г. Ю. Семи-гин и др. - М. : Мысль, 1997. - 830 с.

4. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л. А.Седова и А. Д. Ковалева; под ред. М. С. Ковалевой. - М. : Аспект ПРЕСС, 1997. - 270 с.

5. Путин В. В. Россия сосредотачивается -вызовы, на которые мы должны ответить// [Электронный ресурс]. URL: http://putin2012.ru (дата обращения: 17.12.2015).

6. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.2 / Нац. общест.-науч. фонд / Руководитель научного проекта Ю. Г. Семигин; главный редактор

B. Н. Иванов. - М. : Мысль, 2003. - 863 с.

7. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев,

C. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М. : Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

8. Шиняева О. В. Основные субъекты гражданского общества в России и проблемы их взаимодействия // Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы : сборник научных трудов / Ульян. гос. техн. ун-т. -Ульяновск : УлГТУ, 2012. - 382 с.

Зосименко Иван Андреевич, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» УлГТУ.

Поступила 24.03.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.