Транспорт
Transport
Оригинальная статья / Original article УДК 711.4.711.553
DOI: 10.21285/1814-3520-2017-3-204-211
СТРУКТУРА ПЕРЕСАДОК НА АВТОВОКЗАЛАХ Г. ХАНОЙ
© Е.В. Щербина1, Хо Тху Фыонг2
Московский государственный строительный университет, Российская Федерация, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.
РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Формирование транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) является первоочередной задачей организации общественного транспорта в г. Ханой, направленной на создание удобной и комфортной среды для пассажиров. Основным видом общественного транспорта, осуществляющего внутригородские и внешние связи с пригородными районами, служит автобусное сообщение. Существующие автовокзалы и проектируемые станции метрополитена создают основу для организации современных ТПУ города. В статье приводятся данные натурных обследований пяти ханойских автовокзалов: Жа Лам, Ныок Нгам, Жап Бат, Мй Динь, Йен Нгьия, позволившие определить виды пересадок и сложившуюся структуру транспортных связей, необходимые для составления прогноза ее изменения с вводом внеуличного скоростного транспорта. МЕТОДЫ. Методика обследования предусматривала анкетирование пассажиров, прибывающих на автовокзалы и отправляющихся с автовокзалов. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Результаты обследований показали, что спрос на автобусы и мотоциклы-такси больше, чем на остальные виды транспорта. Представлен сопоставительный анализ данных зависимости выбора видов транспорта от расстояния маршрута. ВЫВОДЫ. Структура пересадок характеризуется пятью видами как для направления «от вокзала», так и «к вокзалу». Преобладающим видом в направлениях «от вокзала» и «к вокзалу» является пересадка между городскими и пригородными автобусами.
Ключевые слова: транспортные связи, пересадка, автовокзал, транспортно-пересадочный узел, структура пересадок, расстояниe поездки.
Формат цитирования: Щербина Е.В., Хо Тху Фыонг. Структура пересадок на автовокзалах г. Ханой // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2017. Т. 21. № 3. С. 204-211. DOI: 10.21285/1814-35202017-3-204-211
PASSENGER TRANSIT STRUCTURE AT HANOI BUS STATIONS E.V. Shcherbina, Ho Thu Phuong
Moscow State University of Civil Engineering,
26, Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russian Federation.
ABSTRACT. PURPOSE. Formation of passenger transfer hubs is a high-priority task of organizing public passenger transportation in Hanoi aiming at facilitating a comfortable and passenger-friendly environment. Bus is the main public transportation means to serve the needs of urban and intercity commuters travelling to surrounding areas. Existing intercity bus stations and subway stations being designed will form the basis for organizing the modern passenger transit hubs in Hanoi. The article reports on the data of on-site investigation of five Hanoi intercity bus stations including Gia Lam, Nuoc Ngam, Giap Bat, Mi Dinh, Yen Nghia that allowed to determine the types of passenger transits and the existing structure of the transportation links required to forecast the changes in the structure resulting from the introduction of subway. METHODS. The survey methodology included the questioning of passengers arriving to and departing from bus stations. RESULTS AND THEIR DISCUSSION. The survey data show that demand for buses and motor-taxis is higher than the one for other transportation means. A comparative analysis of data demonstrates the relation between the travel distance and the choice of the transportation means. CONCLUSIONS. We distinguish five types in the structure of passenger transfer both "from the bus station" and "to the bus station". The transfer between urban and intercity buses is a dominating type of the passenger transit in the direction "from the bus station" as well as "to the bus station". Keywords: transportation link, transit (transfer), intercity bus stations, passenger transit hub, structure of passenger transit, travel distance
For citation: Shdierbina E.V., Ho Thu Phuong. Passenger transit structure at Hanoi bus stations // Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2017, vol. 21, no. 3, pp. 204-211. (In Russian) DOI: 10.21285/1814-3520-2017-3-204211
1Щербина Елена Витальевна, доктор технических наук, профессор кафедры архитектуры и градостроительства, e-mail: [email protected]
Elena V. Shcherbina, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Architecture and Town Planning,
e-mail: [email protected]
2Хо Тху Фыонг, аспирант, e-mail: [email protected]
Ho Thu Phuong, Postgraduate, email: [email protected]
204
ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 21, No. 3 2017 ISSN 1814-3520
Il L1J11 1 Транспорт
LhÉÉÉriJ Transport
Введение
Устойчивое развитие городов - это приоритетное направление градостроительного планирования, принятое во многих странах мира, при решении задач развития урбанизированных территорий [1]. Наличие развитой транспортной системы города служит одним из необходимых условий его устойчивого развития, поэтому в последние годы в практике проектирования все чаще используется принцип управления доступом к улично-дорожной сети Transit Oriented Development (TOD) - «Застройка, ориентированная на массовые виды транспорта»3. В настоящее время в структуре общественного транспорта Ханоя преобладают автобусы, осуществляющие связь с пригородами и основными районами города; пересадка с междугородных автобусов дальнего следования на пригород-
ные и внутригородской транспорт осуществляется на пяти автовокзалах, расположенных в центральной части города [2, 3]. Генеральным планом развития г. Ханой предусматривается строительство метрополитена, который предоставит жителям новый скоростной вид транспорта, что существенно изменит структуру общественного транспорта и пересадок. В этой связи существующие автовокзалы и станции метрополитена создают основу для организации современных транспортно-пересадоч-ных узлов (ТПУ) города. Поэтому определение существующей структуры транспортных связей на автовокзалах Ханоя и составление прогноза ее изменения с вводом метрополитена имеет важное значение для разработки схемы размещения ТПУ.
Материалы и методы исследования
Для решения сформулированных задач, относящихся к вопросам градостроительного планирования и проектирования, наиболее применим метод анкетирования или опроса населения, который также используется в задачах планирования размещения ТПУ4 [4]. С учетом специфики проводимого обследования была сформулирована рабочая гипотеза: автовокзалы города создают хорошие предпосылки для формирования на их основе транспортно-пересадочных узлов. Методика обследования предусматривала анкетирование пассажиров, прибывающих на автовокзалы и отправляющихся с автовокзалов.
Задачи обследования:
• Установить структуру связей, существующих на автовокзалах г. Ханой.
• Выявить потребности пассажиров, прибывающих на автовокзалы, на виды транспорта для продолжения поездки.
• Определить виды транспорта, используемые пассажирами для прибытия на автовокзалы.
• Определить виды пересадок, производящихся на автовокзалах г. Ханой.
Наиболее распространенными видами транспорта, используемыми пассажирами для прибытия на автовокзал и продолжения поездки, являются: мотоцикл-такси, такси, автобус, индивидуальные транспортные средства, не являются исключением и пешеходные маршруты. Эти же виды транспорта используются пассажирами для прибытия на автовокзал, что определило виды пересадок (рис. 1).
3Щербина Е.В., Власов Д.Н., Данилина Н.В. Устойчивое развитие поселений и урбанизированных территорий: учеб. пособие. М.: НИУ МГСУ, 2016. 128 с. / Shcherbina E.V, Vlasov D.N., Danilina N.V. Sustainable development of settlements and urban areas. Moscow, NRU MGSU Publ., 2016, 128 p.
4Самойлов Д.С. Социология в городском и региональном планировании: учеб. пособие. М.: Изд-во МГСУ, 1998. 97 с. / Samoilov D.S. Sociology in urban and regional planning. Moscow, MGSU Publ., 1998, 97 p.
ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 23, No. 3 2017 205
' Nil J i Транспорт
LlÉÉÉdJ Transport
Пригородный автобус / Intercity service bus Рис. 1. Виды пересадок на автовокзалах г. Ханой Fig. 1. Types of transfers at Hanoi city bus stations
Для проведения обследования были подготовлены два варианта анкет, содержащих следующие вопросы и возможные ответы.
Анкета 1. Для пассажиров, прибывших на автовокзал из пригородов и продолжающих поездку, обозначим это направление «от вокзала».
1. Пол.
2. Профессия: рабочий, должностное лицо, военный/полицейский, учащийся, бизнесмен, другая.
3. Расстояние поездки от автовокзала до места назначения (школа, университет, компания, железнодорожный вокзал, аэропорт, место проживания...): менее 0,5 км; от 0,5 до 3 км; от 3 до 5 км; от 5 до 10 км; более 10 км.
4. Какое транспортное средство Вы будете использовать, чтобы доехать до места назначения:
автобус, мотоцикл-такси, такси, индивидуальные транспортные средства, другое (пешком)?
5. Почему Вы выбираете такое
транспортное средство (удобно, дешево, нет выбора, другое)?
6. Ваши предложения об организации пересадки на автовокзале?
Анкета 2. Для пассажиров, прибывающих на автовокзал из города, с целью продолжить поездку на пригородном автобусе, обозначим это направление «к вокзалу».
1. Пол.
2. Профессия: рабочий, должностное лицо, военный/полицейский, учащийся, бизнесмен, другая.
3. Расстояние поездки для прибытия на автовокзал: менее 0,5 км; от 0,5 до 3 км; от 3 до 5 км; от 5 км до 10 км; более 10 км.
4. Какое транспортное средство Вы использовали: автобус, мотоцикл-такси, такси, индивидуальные транспортные средства, другое (пешком)?
5. Почему Вы выбираете такое транспортное средство (удобно, дешево, нет выбора, другое)?
6. Какие у Вас предложения об организации пересадки на автовокзале?
206
ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 21, No. 3 2017 ISSN 1814-3520
Il L1J11 1 Транспорт
LhÉÉÉriJ Transport
Обследование проводилось аспиранткой Хо Тху Фыонг на автовокзалах г. Ханой: Жа Лам, Ныок Нгам, Жап Бат, Мй Динь, Йен Нгьия в августе-сентябре 2016 г. по понедельникам и пятницам. Понедельник - это первый рабочий день недели, характеризующийся наибольшим количеством пассажиров, прибывающих в город, пятница - последний день рабочей недели, в который наибольшее количество людей уезжает из города. Дни проведения обследования: 26 и 29 августа; 2, 5, 9, 12, 16, 19, 23, 26 сентября. В организации анкетирования приняли участие водители автобусов, в задачу которых входило раздать анкеты при входе пассажиров в автобус и со-
брать заполненные анкеты при выходе пассажиров из автобуса. Было подготовлено 2500 анкет, количество которых учитывало число перевозок, осуществляющихся на каждом автовокзале. Данные представлены в таблице.
Всего было роздано 2120 анкет. В опросе было учтено мнение 1009-ти респондентов, прибывающих на автовокзал из пригородов, и 1003 респондентов, уезжающих на пригородных автобусах, всего 2012 человек (из общего числа анкет 8 не были возвращены). Таким образом, было обработано 95% от числа розданных анкет, что достаточно для достоверной оценки полученных результатов [5].
Количество участников анкетирования The number of questionnaire survey participants
Название вокзала / Name of Bus station Количество розданных анкет / Number of questionnaire distributed
Анкета 1 / distributed 1 Анкета 2/ distributed 2 Всего / Total
Жап Бат / Giap Bat 250 250 500
Мй Динь / Mi Dinh 250 250 500
Жа Лам/ Gia Lam 200 200 400
Иен Нгьия / Yen Nghia 200 200 400
Ныок Нгам / Nuoc Ngam 160 160 320
Всего / Total 1060 1060 2120
Результаты исследования
Результаты обследования показали, что мужское и женское население имеет приблизительно равную подвижность; среди пассажиров оказалось 51,5% мужчин и 48,5% женщин. Для дальнейшего передвижения по городу: 42,6% пассажиров выбирают автобус (пересадка 1.1); 39,3% пассажиров выбирают мотоцикл-такси (пере-
садка 1.2); 9,9% выбирают такси (пересадка 1.3); 9,9% пересаживаются на индивидуальный транспорт (пересадка 1.4); 3,4% идут далее пешком (пересадка 1.5). При этом количество женщин, выбирающих индивидуальный транспорт и идущих пешком, приблизительно в два раза меньше, чем мужчин (рис. 2).
ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 23, No. 3 2017 207
гшш Транспорт
■II 4« Transport
Рис. 2. Структура пересадок пассажиров в направлении «от вокзала»: по вертикали отмечена доля пассажиров, совершающих пересадку, % Fig. 2. Structure of transportation transfer "from bus station": vertical axis shows the percentage
of passengers being transfered,%
Анализ данных анкеты 2 показал некоторые различия в выборе транспортных средств пассажирами, совершающими поездки на вокзалы. Наряду с городским автобусом, который перевозит 33% пассажиров в направлении «к вокзалу», возросла доля пассажиров, выбирающих такси или пользующихся индивидуальным автомоби-
лем, что ведет к изменению структуры пересадок. Доля пересадки 2.1 составляет 33,4%; доля пересадки 2.2 - 25%; доля пересадки 2.3 увеличивается до 14,9 %, а доля пересадки 2.4 увеличивается почти в пять раз (до 24,2%) по сравнению с пересадкой 1.4 (рис. 3).
Рис. 3. Структура пересадок пассажиров в направлении «к вокзалу»: по вертикали отмечена доля пассажиров, совершающих пересадку, % Fig. 3. Structure of transportation transfer "to bus station": vertical axis shows the percentage
of passengers being transfered,%
208
ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 21, No. 3 2017 ISSN 1814-3520
Il L1J1 II Транспорт
LlÉÉÉdJ Transport
Приведенные данные 2 и 3 показывают, что пересадки 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и 2.4 имеют преобладающее значение; спрос на
автобусы и мотоциклы-такси больше, чем на остальные виды транспорта.
Рис. 4. Структура пересадок пассажиров в направлении «от вокзала»: по вертикали отмечена доля пассажиров, совершающих пересадку, % Fig. 4. Structure of transportation transfer "from bus station": vertical axis shows the percentage
of passengers being transfered,%
Рис. 5. Структура пересадок пассажиров в направлении «к вокзалу»: по вертикали отмечена доля пассажиров, совершающих пересадку, % Fig. 5. Structure of transportation transfer "to bus station": vertical axis shows the percentage
of passengers being transfered,%
ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 23, No. 3 2017 209
Транспорт
Transport
Сопоставительный анализ данных, представленных на рис. 4 и 5, позволил выявить зависимость выбора видов транспорта от расстояния маршрута. Необходимость совершать передвижения на большие расстояния определяет предпочтение выбора автобусов или мотоциклов-такси. Расстояние в пределах шаговой доступности (до 0,5 км) преодолеваются пешком, что составляет незначительную долю - до
4% в направлении «от вокзала» и «к вокзалу». В направлении «к вокзалу» (расстояние от 0,5 до 3 км) большее количество поездок осуществляется на мотоциклах-такси - 11,4% пассажиров (пересадка 2.2), и 17,3% выбирают индивидуальные средства (пересадка 2.4). Дальнейшее увеличение длины маршрута определяет преимущественный выбор автобуса.
Выводы
Данные проведенного исследования показывают, что пассажиры используют все виды пассажирского общественного и личного транспорта для движения по городу, в том числе общественный городской транспорт: автобус, мотоцикл-такси, такси. Доля индивидуального транспорта составляет 5% для передвижений «от вокзала» и возрастает до 24% для передвижений «к вокзалу».
Структура пересадок характеризуется пятью основными видами как для направления «от вокзала», так и «к вокзалу». Преобладающим видом пересадок на автовокзалах в направлениях «от вокзала» и «к вокзалу» является пересадка между городскими и пригородными автобусами, которая составляет 42,6 и 33,4% соответ-
ственно. В направлении «к вокзалу» отмечается увеличение количества пересадок с индивидуального личного транспорта и такси на автобус.
Для города Ханой характерным видом городского транспорта является мотоцикл-такси, доля пересадок на этот транспорт занимает второе место после автобуса и достигает 38% в общем объеме. Это является отличительной особенностью транспортного сообщения города, что должно найти отражение в разработке планировочных решений транспортно-переса-дочных узлов.
Выявлена зависимость предпочтений выбора видов транспорта и соответственно пересадок от длины маршрута в обоих направлениях.
1. Sherbina Elena, Danilina Nina, Vlasov Denis City planning issues for sustainable development // International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 10, Number 22 (2015). Р. 43131-43138.
2. Хо Тху Фыонг. Развитие автобусного сообщения в г. Ханое [Электронный ресурс] // Строительство -формирование среды жизнедеятельности: сб. материалов XIX Междунар. межвуз. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (г. Москва, 27-29 апреля 2016 г.). URL: http://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izda-niya/izdaniya-otkr dostupa/2016/stroy_form_2016.pdf
кии список
(21.06.2016).
3. Щербина Е.В., Хо Тху Фыонг. Оценка планировочного развития автовокзалов г. Ханой // Научное обозрение. 2016. № 9. С. 17-21.
4. Власов Д.Н. Методология развития системы транспортно-пересадочных узлов на территории городского ядра агломерации (на примере Москвы) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 65-76.
5. Giuseppe Iarossi. The power of survey design. A user's guide for managing survey, interpreting result, and influencing respondents // The World Bank. 2006. Р. 262.
References
1. Sherbina Elena, Danilina Nina, Vlasov Denis. City planning issues for sustainable development. International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Volume 10, Number 22 (2015), pp. 43131-
43138.
2. Kho Tkhu Fyong. Razvitie avtobusnogo soob-shcheniya v g. Khanoe [Development of bus service in Hanoi]. Sbornik materialov XIX Mezhdunarodnoi
210
ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 21, No. 3 2017 ISSN 1814-3520
Il L1J11 1 Транспорт
LhÉÉÉriJ Transport
mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii stu-dentov, magistrantov, aspirantov i molodykh ucheenykh "Stroitel'stvo - formirovanie sredy zhiznedeyate'nosti" [Proceedings of XIX International interuniversity scientific and practical conference of students, undergraduates, postgraduates and young scientists "Construction - Living Environment Formation"]. Available at: http://mgsu.ru/resources/izdatelskaya-deyatelnost/izdaniya/izdaniya-otkr dostu-
pa/2016/stroy_form_2016.pdf (accessed 21 June 2016).
3. Shcherbina E.V., Kho Tkhu Fyong. Otsenka plani-rovochnogo razvitiya avtovokzalov g. Khanoi [Assessment of the planning development of Hanoi bust stations]. Nauchnoe obozrenie [Scientific Review]. 2016,
no. 9, pp. 17-21. (In Russian)
4. Vlasov D.N. Metodologiya razvitiya sistemy transportno-peresadochnykh uzlov na territorii go-rodskogo yadra aglomeratsii (na primere Moskvy) [The methodology of development of the transit and transport terminal system on the territory of the urban agglomeration core (on the example of Moscow)]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2013, no. 4, pp. 65-76. (In Russian)
5. Giuseppe Iarossi. The power of survey design. A user's guide for managing survey, interpreting result, and influencing respondents. The World Bank. 2006, 262 p.
Критерии авторства
Хо Тху Фыонг провела обследование пяти ханойских автовокзалов, позволившее определить виды пересадок и сложившуюся структуру транспортных связей. Щербина Е.В., Хо Тху Фыонг провели обобщение и написали рукопись. Щербина Е.В., Хо Тху Фыонг имеют равные авторские права и несут одинаковую ответственность за плагиат.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила 19.12.2016 г.
Authorship criteria
Ho Thu Phuong has examined 5 Hanoi bus stations and determined the types of transfers and the existing structure of transport links. E.V. Shcherbina, Ho Thu Phuong summarized the material and wrote the manuscript. E.V. Shcherbina, Ho Thu Phuong have equal author's rights and share the responsibility for plagiarism.
Conflict of interests
The authors declare that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.
The article was received 19 December 2016
ISSN 1814-3520 ВЕСТНИК ИрГТУ Т. 21, № 3 2017 / PROCEEDINGS of ISTU Vol. 23, No. 3 2017
211