7. Ilina, N.L. (2016), "The realization of a double (parallel) career by the athlete", Ananyev Read-ings-2016: Proceedings of the Scientific Conference, October 25-27, 2016, Ed. N.V. Grishina, A.V. Shaboltas, St. Petersburg State University, St. Petersburg, рр.196-197.
8. Nikolaev, A.N. (2002), Psychological foundations of pedagogical activity, St. Petersburg
9. Senatrova, O.Yu. (2006), Psychological and pedagogical conditions for the social adaptation of athletes completing a sports career, dissertation, Moscow.
10. Khvatskaya, E.E. (2016), "The educational environment of the sports school as an external resource of the "double" career of athletes", VI All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Krasnodar, рр. 234-237.
11. Shikhverdiyev, S.N. (2010), "Tasks of psychological support of athletes, completing a sports career and the effects of its implementation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (64), рр.113-116.
12. EU Guidelines on Dual Careers of Athletes: Recommended Policy (2012), Approved by the EU Expert Group "Education and Training in Sport", Poznan (on 28 September 2012), Brussels (16 November 2012).
13. Stambulova, N.B. and Ryba, T.V. (2013), Athletes' careers across cultures, Routledge, London and New York.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.11.2017
УДК 796.8:159.9
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ЕДИНОБОРЦЕВ К
СОРЕВНОВАНИЯМ
Алексей Васильевич Каргопольцев, соискатель, Валерий Игоревич Бочкарев, кандидат педагогических наук, доцент, Курганский пограничный институт ФСБ России, Курган
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для преодоления высокого уровня тревожности единоборцев к соревнованиям. Этими условиями являются: индивидуальный подход к подбору средств снижения уровня излишней тревожности у единоборцев; использование аутогенной тренировки и других средств, понижающих уровень тревожности; преимущественное использование упражнений, регулирующих глубину дыхания в ходе разминки; наличие навыков саморегуляции психического состояния по снятию излишней тревожности. Далее по рангу следуют использование усложненных заданий в ходе тренировочного процесса единоборцев, а также учет индивидуальных характеристик состояния тревожности при подготовке единоборцев к соревнованиям.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; единоборцы; высокий уровень тревожности; подготовка к соревнованиям.
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR OVERCOMING HIGH LEVEL OF UNEASINESS OF MARTIAL ARTISTS TO
COMPETITIONS
Alexey Vasilyevich Kargopoltsev, the competitor, Valery Igorevich Bochkaryov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kurgan Boundary Institute of FSB of Russia, Kurgan
Annotation
Results of researches of authors on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for overcoming high level of uneasiness of the martial artists to competitions are presented in the article. These conditions are: the individual approach to selection of the means of decrease in level of excessive uneasiness at martial artists; use of the autogenic training and other means lowering uneasiness level; primary use of the exercises regulating breath depth during warm-up; existence of skills of self-control of a mental state on removal of excessive uneasiness. Further, following the rank, the use of the complicated
tasks during training process of martial artists and also accounting of individual characteristics of the condition of uneasiness when training martial artists for competitions.
Keywords: psychology and pedagogical conditions, martial artists, high level of uneasiness, preparation for competitions.
Неотъемлемым компонентом высокой готовности единоборцев к соревнованиям является деятельность, направленная на преодоление излишнего уровня тревожности. [9, 10]. Используя деятельность, направленная на преодоление излишнего уровня тревожности, единоборцы осуществляют управление своим собственным психологическим состоянием. От их умений грамотно осуществлять эту деятельность во многом зависит в целом успех выступлений на соревнованиях. [9, 10].
В этой связи перед тренерским составом ставится принципиально новая задача целенаправленного совершенствования всех элементов подготовки единоборцев к соревнованиям, в том числе и по преодолению излишнего уровня тревожности. [9, 10].
Решение этой проблемы охватывает основные направления деятельности тренерского состава и определяется, успешностью разработки теории подготовки единоборцев. Это связано с тем, что, во-первых, условия соревновательной деятельности единоборцев объективно требуют от них высокого уровня физической и психологической подготовленности, в том числе и для действий в нестандартной обстановке; во-вторых, совершенствование единоборцев должно адекватно реагировать на новации в тренировочном процессе, с учетом специфики соревновательной деятельности. [1-11].
В этих условиях, очевидно, становится императивной необходимость анализа сущности деятельности, направленной на преодоление излишнего уровня тревожности, обоснования психолого-педагогических условий, необходимых для этого.
Современный спортсмен должен самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора в ходе поединка, прогнозировать их возможные последствия, быть способным к хладнокровному ведению поединка. Это невозможно без решения задачи по эффективной деятельности, направленной на преодоление излишнего уровня тревожности. Эффективность такой деятельности во многом определяется уровнем тревожности единоборцев [9, 10].
Формирование способностей по преодолению излишнего уровня тревожности является длительным, целостным процессом развития единоборцев. Причем этот процесс протекает индивидуально и своеобразно, так как индивидуальные способности и психические свойства личности неповторимы. [1-8, 11]. Неповторимая индивидуальность единоборцев определяется основными ее сферами, одной из которых является психологическая сфера личности, которая определяется преодолением излишнего уровня тревожности.
Таким образом, развитие способностей у единоборцев по преодолению излишнего уровня тревожности является одной из важнейших задач для тренерского состава, т. к. это позволяет эффективнее решать соревновательные задачи. Поэтому создать условия, необходимые для развития способностей по преодолению излишнего уровня тревожности является главной целью тренировочного процесса единоборцев перед соревнованиями.
С целью обоснования психолого-педагогических условий, необходимых для преодоления высокого уровня тревожности единоборцев к соревнованиям проводился опрос опытных тренеров и специалистов в сфере единоборств. Всего в опросе принимали участие 74 респондента. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Этими условиями являются: индивидуальный подход к подбору средств снижения уровня излишней тревожности у единоборцев; использование аутогенной тренировки и других средств, понижающих уровень тревожности; преимущественное использование упражнений, регулирующих глубину дыхания в ходе разминки; наличие навыков саморегуляции психического состояния по снятию излишней тревожности. Далее по рангу следуют использование усложненных заданий в ходе тренировочного процесса единоборцев, а также учет индивидуальных характеристик состояния тревожности при подготовке
единоборцев к соревнованиям.
Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для преодоления высокого уровня тревожности единоборцев к соревнованиям (п=74)_
Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %
1 Индивидуальный подход к подбору средств снижения уровня излишней тревожности у единоборцев 27,3
2 Использование аутогенной тренировки и других средств, понижающих уровень тревожности 22,7
3 Преимущественное использование упражнений, регулирующих глубину дыхания в ходе разминки 17,8
4 Наличие навыков саморегуляции психического состояния по снятию излишней тревожности 12,2
5 Использование усложненных заданий в ходе тренировочного процесса единоборцев 10,4
6 Учет индивидуальных характеристик состояния тревожности при подготовке единоборцев к соревнованиям 9,6
Разновидности обоснованных условий предполагают возможность использования альтернативных направлений снижения уровня излишней тревожности, у единоборцев. Эти направления зависят от педагогического мастерства тренеров. Существенно, что процесс формирования способностей снижения уровня излишней тревожности, у единоборцев не исключает определенную свободу в выборе направленности тренировки единоборцев. Поскольку любое условие влияет на снижение уровня излишней тревожности у единоборцев, то их координирование будет зависеть от особенностей действий спортсменов. В этом аспекте процесс координирования условий можно рассматривать как их интеграцию для снижения уровня излишней тревожности у единоборцев. Это дает основание для прогрессирования способностей единоборцев. При этом интегрирование условий необходимо для снижения уровня излишней тревожности у единоборцев. Таким образом, снижение уровня излишней тревожности у единоборцев занимает определенное место в структуре подготовки единоборцев и функционирования всей системы условий. Это приобретает особое значение при подготовке единоборцев к соревнованиям.
Все изменения, происходящие во внутреннем мире единоборцев под воздействием обоснованных условий, способствуют снижению уровня излишней у них тревожности.
Вывод. Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о высокой эффективности обоснованных психолого-педагогических условий, необходимых для преодоления излишнего уровня тревожности у единоборцев. Полученные данные позволяют рекомендовать их для широкого внедрения в процесс подготовки единоборцев к соревнованиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакаев, В.В. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе физической подготовки будущих спасателей к действиям в условиях горной местности / В.В. Бакаев,
A.Э. Болотин, С.С. Аганов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6. - С. 6-8.
2. Бочковская, В.Л. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации /
B. Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 68-72.
3. Бочковская, В.Л. Факторы, определяющие необходимость формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В.Л. Бочковская, А.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 21-24.
4. Бочковская, В.Л. Показатели готовности курсантов вузов ПВО к проведению самостоятельной физической тренировки / В.Л. Бочковская, А.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137). - С. 12-15.
5. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В.Л. Бочковская, А.Г. Горбунов
// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 30-34.
6. Гилев, В.П. Физическая готовность: концептуальные подходы (мнение специалистов) / В.П. Гилев, В. А. Дорофеев, О.Е. Понимасов // Военный вестник. - 1993. - № 5. - С. 57-59.
7. Калакуцкий, Р.Н. Технология снижения избыточной массы тела у студенток средствами аэробики / Р.Н. Калакуцкий, В. Л. Бочковская, Ю.О. Сенина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 110-114.
8. Караван, А.В. Типологические признаки образовательной среды необходимые для эффективного физического развития студентов вузов / А.В. Караван, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 9. - С. 5-7.
9. Каргопольцев, А. В. Факторы, определяющие высокий уровень тревожности единоборцев к соревнованиям / А.В. Каргапольцев, И.В. Бочкарев, С.С. Аганов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 8 (150). - С. 39-43.
10. Каргопольцев, А.В. Педагогическая модель обеспечения готовности единоборцев к соревнованиям с учетом уровня их тревожности / А. В. Каргопольцев, И. В. Бочкарев, С. С. Аганов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 114-118.
11. Панченко, И. А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 32-34.
REFERENCES
1. Bakayev, V.V., Bolotin, A.E. and Aganov, S.S. (2016), "Pedagogical technology of application of training complexes in the course of physical training of future rescuers to actions in the conditions of the mountain area", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 6-8.
2. Bochkovskaya, V.L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 68-72.
3. Bochkovskaya, V. L. and Gorbunov, A. V. (2016), "The factors defining need of formation of skills of the organization of an independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 21-24.
4. Bochkovskaya, V. L. and Gorbunov, A. V. (2016), "Indicators of readiness of cadets of higher education institutions of air defense for holding an independent physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 12-15.
5. Bochkovskaya, V. L. and Gorbunov, A. V. (2016), "Pedagogical technology of formation of skills of the organization of an independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 30-34.
6. Gilev V. P., Dorofeev V. A. and Ponimasov O.E. (1993), "Physical readiness: conceptual approaches (opinion of experts)", Military messenger, No. 5. - pp. 57-59.
7. Kalakutsky, R.N., Bochkovskaya, V.L. and Senina, Yu.O. (2016), "Technology of depression of excess body weight at students aerobics agents", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 110-114.
8. Karavan, A. V. and Bolotin, A. E. (2015), "Typological signs of the educational environment necessary for effective physical development of students of higher education institutions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 5-7.
9. Kargopoltsev, A.V. and Bochkaryov, I.V., Aganov, S.S. (2017), "The factors determining the high level of uneasiness of martial artists to competitions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 39-43.
10. Kargopoltsev, A.V. and Bochkaryov, I.V., Aganov, S.S. (2017), "Pedagogical model of ensuring readiness of martial artists for competitions taking into account the level of their uneasiness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 114-118.
11. Panchenko, I.A., Volkov, A. V. and Bolotin, A. E. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-34.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.11.2017