Scientist, No. 17, pp. 593-596.
7. Polivaev, A.G., Geraskin, A.A. and Grigorovich, I.N. (2011), "The influence of individual psychological features of students majoring in Physical Education on the effectiveness of their training", Sports psychologist, No. 1, pp. 85-89.
8. Zhukov, M.N., Osetrov, I.A., Mikhailov, P.V., Alaev, S.V. (2012), "Statistical methods in the assessment of competitive activity in football", Sports science bulletin, No. 4, pp. 6-9.
9. Polivaev, A.G. (2016), "2016 UEFA futsal Euro: players "competitive performance efficiency analysis based on players'' contribution rates (PCR)", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 21.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.03.2017
УДК 796.332.6
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ СУДЕЙ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
Алексей Владимирович Попов, соискатель, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург, Валерия Сергеевна Васильева, кандидат педагогических наук,
Алексей Александрович Бобрищев, доктор психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для организации самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий. В качестве главных психолого-педагогических условий респонденты отметили разработку индивидуальных заданий для организации самостоятельной физической тренировки с учетом специфики деятельности судьи по мини-футболу, а также планирование нагрузки с учетом физических возможностей судей по мини-футболу к выполнению индивидуальных заданий. Основными психолого-педагогическими условиями являются: направленность индивидуальных заданий на развитие физических качеств, необходимых судьям по мини-футболу; разработка содержания индивидуальных заданий по принципу постепенного наращивания физической нагрузки; соответствие содержания самостоятельной физической тренировки требованиям судейской практики; поддержание мотивации у судей по мини-футболу к эффективному выполнению индивидуальных заданий в процессе самостоятельной физической тренировки.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; судьи по мини-футболу; готовность к судейству; индивидуальные задания; самостоятельная физическая тренировка.
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR ORGANIZATION OF INDEPENDENT PHYSICAL TRAINING OF JUDGES IN MINI-SOCCER WITH USE OF INDIVIDUAL TASKS
Alexey Vladimirovich Popov, the competitor, The Mozhaisky Military Space Academy, St. Petersburg, Valeria Sergeyevna Vasilyeva, the candidate of pedagogical sciences, Alexey Aleksandrovich Bobrishchev, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, St. Petersburg Polytechnical University of Peter the Great
Annotation
The article contains the results of the authors researches on objectivation of the psychology and pedagogical conditions necessary for the organization of the independent physical training of judges for five-a-side with use of the individual tasks. Among the main psychology and pedagogical conditions respondents have noted development of the individual tasks for the organization of independent physical
training taking into account the specifics of activities of the judge for five-a-side, and also planning of the loads taking into account the physical capacities of the judges in five-a-side to perform the individual tasks. The main psychology and pedagogical conditions are: the focus of individual tasks on development of the physical qualities necessary for judges in five-a-side; development of content of the individual tasks following the principle of gradual strengthening of the physical activity; compliance of the content of independent physical training to the requirements of judicial practice; support of motivation at judges in five-a-side to effective implementation of the individual tasks in the course of the independent physical training.
Keywords: psychology and pedagogical conditions, judges in five-a-side, readiness for refereeing, individual tasks, independent physical training.
Самостоятельная физическая тренировка судей по мини-футболу является важным средством обеспечения их физической готовности. Этот процесс характеризуется:
- выделением цели и задач обеспечения физической готовности;
- подбором, определением и применением адекватных средств, форм и методов тренировки, которые ведут к решению поставленных задач и достижению цели;
- осуществлением нормирования физической нагрузки, исходя из индивидуальных возможностей судей по мини-футболу.
Деятельность судей по мини-футболу в процессе самостоятельной физической тренировки носит двуединый характер. При выполнении поставленных задач по обеспечению собственной физической готовности возникает изменение равновесия между имеющимися у них знаниями и новыми требованиями, предъявляемыми к их физической готовности. Преодоление такого противоречия отражается в сознании судей как потребность, служащая стимулом к деятельности по достижению высокого уровня физической готовности, необходимого для эффективного обслуживания игр по мини-футболу.
В содержании самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу выделяет две стороны: умственную и технологическую.
Умственная сторона характеризует способность судей по мини-футболу предвосхитить результаты самостоятельной физической тренировки, осознать характер и объём действий, которые нужно будет предпринять в соответствии с достижением цели тренировки по достижению высокого уровня физической готовности.
Содержанием технологической стороны самостоятельной физической тренировки являются практические действия, совершаемые в определённой последовательности и обеспечивающие высокий уровень физической готовности. Обе стороны самостоятельной физической тренировки органически связаны друг с другом.
В ходе самостоятельной физической тренировки судьи определяют цель своей деятельности, средства и формы тренировки, а также ее последовательность. Практика показывает, что любые средства тренировки без определения индивидуальных заданий судьям не приносят желаемого эффекта по достижению высокого уровня их физической готовности. Для решения этой задачи необходимо не только разработать индивидуальные задания судьям, но и создать соответствующие психолого-педагогические условия, необходимые для организации самостоятельной физической тренировки.
С целью обоснования психолого-педагогических условий, необходимых для организации самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий, был проведен опрос руководителей судейского корпуса и федерации по мини-футболу России. Всего в опросе приняли участие 78 респондентов разного уровня. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
В ходе исследования было установлено, что важнейшим условием является разработка индивидуальных заданий для организации самостоятельной физической тренировки с учетом специфики деятельности судьи по мини-футболу на площадке. Специфика деятельности судьи по мини-футболу состоит в том, что эта деятельность носит творческий характер. В ходе судейства игр идёт непосредственное участие самого судьи в производстве принципиально новых для него знаний при оценке тех или иных игровых си-
туаций. Все игровые ситуации предвосхитить невозможно. Во время судейства необходимо быстро принимать единственно верное решение - двойственность при принятии решения исключается. Поэтому в ходе судейства игры проявляется самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности судей по мини-футболу. При решении подобного рода задач происходит освобождение от шаблонов, сложившихся установок. Деятельность судьи на площадке приобретает гибкий творческий характер на фоне больших физических нагрузок.
Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для организации самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий (п=78)_
Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (%)
1 Разработка индивидуальных заданий для организации самостоятельной физической тренировки с учетом специфики деятельности судьи по мини-футболу 28,3
2 Планирование нагрузки с учетом физических возможностей судей по мини-футболу к выполнению индивидуальных заданий 21,7
3 Направленность индивидуальных заданий на развитие физических качеств, необходимых судьям по мини-футболу 17,2
4 Разработка содержания индивидуальных заданий по принципу постепенного наращивания физической нагрузки 12,8
5 Соответствие содержания самостоятельной физической тренировки требованиям судейской практики 11,9
6 Поддержание мотивации у судей по мини-футболу к эффективному выполнению индивидуальных заданий в процессе самостоятельной физической тренировки 8,1
Особое значение имеет планирование нагрузки с учетом физических возможностей судей по мини-футболу к выполнению индивидуальных заданий. Знание закономерностей взаимосвязи планирования нагрузки с учетом физических возможностей судей даёт возможность целесообразно сочетать и наиболее адекватно подбирать ее, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого судьи.
Систематическая и рационально подобранная нагрузка в соответствии с индивидуальными возможностями каждого судьи ведет к планомерному росту их физической готовности и становится основой формирования потребности в систематической тренировке для поддержания высокого уровня работоспособности.
Одним из условий является направленность индивидуальных заданий на развитие физических качеств, необходимых судьям по мини-футболу. Элементарное стремление судей к повышению собственного уровня физической готовности приводит к зарождению у них прочного и глубокого интереса к самому процессу самостоятельной физической тренировки. Это приводит к пониманию необходимости систематического использования самостоятельной физической тренировки. В данном случае самостоятельную физическую тренировку можно рассматривать как психологический механизм реализации принципа сознательности в обучении судей. Данное условие обеспечивает активное участие каждого судьи в достижении высокого уровня физической готовности. Таким образом, направленность индивидуальных заданий на развитие физических качеств создаёт предпосылки формирования у судей личностного отношения к самостоятельной физической тренировке как эффективному средству поддержания высокого уровня собственной работоспособности.
Следующим немаловажным условием является разработка содержания индивидуальных заданий по принципу постепенного наращивания физической нагрузки. Выполнение данного условия включает в себя использование всего многообразия средств и методов самостоятельной физической тренировки для повышения уровня физической готовности судей с соблюдением данного принципа. Такое многообразие проявляется в содержательном, технологическом, организационном, оценочном и контролирующем ас-
пектах самостоятельно организуемого тренировочного процесса.
Использование данного условия ведет к самоорганизации в овладении методами и способами наращивания физической нагрузки в ходе самостоятельной физической тренировки. Это ведет к упорядочению организации самостоятельной физической тренировки.
Значимым условием является соответствие содержания самостоятельной физической тренировки требованиям судейской практики. Содержание самостоятельной физической тренировки должно быть направлено на расширение и углубление практических знаний и умений в профессиональной сфере деятельности судей по мини-футболу. Структура самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу должна включает в себя непосредственную подготовку к играм с целью выработки навыков решения профессиональных задач на фоне больших физических нагрузок.
Последним в выявленной структуре психолого-педагогических условий, необходимых для организации самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий является поддержание мотивации у судей по мини-футболу к эффективному выполнению индивидуальных заданий. Для реализации данного условия необходима большая предварительная работа с судьями. Надо учитывать, что формирование у судей знаний, умений и навыков проходит на нескольких уровнях.
На первом уровне происходит формирование у судей умения выполнять то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма судейской практики. Характерными и обязательными при выполнении задания должны быть практические действия в судействе игры.
На втором уровне происходит формирование у судей навыков выполнять типовые профессиональные задачи во время судейства. При этом предполагается анализ часто встречаемых ошибок, возможных путей выполнения той или иной задачи и выбора наиболее рациональных способов ее решения в ходе судейства игры.
На третьем уровне происходит формирование у судей навыков, необходимых для решения сложных и спорных задач. Формирование таких навыков происходит на основе усвоенного ранее опыта путём переноса знаний, умений и навыков на те, или иные судейские ситуации. Суть заданий состоит в поиске и реализации новых идей для решения сложных задач.
Поддержание мотивации у судей по мини-футболу к эффективному выполнению индивидуальных заданий основывается на данной технологии.
Таким образом, в ходе проведенного исследования были обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для организации самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием индивидуальных заданий. В качестве главных психолого-педагогических условий респонденты отметили разработку индивидуальных заданий для организации самостоятельной физической тренировки с учетом специфики деятельности судьи по мини-футболу, а также планирование нагрузки с учетом физических возможностей судей по мини-футболу к выполнению индивидуальных заданий. Основными психолого-педагогическими условиями являются: направленность индивидуальных заданий на развитие физических качеств, необходимых судьям по мини-футболу; разработка содержания индивидуальных заданий по принципу постепенного наращивания физической нагрузки; соответствие содержания самостоятельной физической тренировки требованиям судейской практики; поддержание мотивации у судей по мини-футболу к эффективному выполнению индивидуальных заданий в процессе самостоятельной физической тренировки.
ВЫВОД. Результаты проведенных экспериментальных исследований свидетельствуют, что уровень физической готовности судей по мини-футболу в значительной степени зависит от психолого-педагогических условий, необходимых для организации самостоятельной физической тренировки судей по мини-футболу с использованием инди-
видуальных заданий.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.03.2017
УДК 796.011.3
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ГИМНАСТИКИ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИИ И КЛИМАТА МЕГАПОЛИСА
Ольга Львовна Постол, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Михайлович Кузнецов, старший преподаватель, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ), Юридический институт, Москва, Ольга Николаевна Панкратова, старший преподаватель, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ), Экономический институт, Москва
Аннотация
Климатические особенности и неблагоприятное экологическое состояние мегаполиса негативно влияют на организм человека. Наблюдается ухудшение здоровья населения в результате воздействия этих факторов. Актуальным в настоящее время является повышение адаптационных возможностей организма студентов вузов к неблагоприятному воздействию окружающей среды путем изменения их содержания, применения с традиционными физическими упражнениями нетрадиционных оздоровительных гимнастик. На основе анкетирования студентов вузов проведено исследование формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Анализируя результаты исследования, авторы пришли к выводу, что, несмотря на то, что основными мотивами, которые стимулировали интерес к занятиям, являются укрепление здоровья и повышение привлекательности, у студентов вузов выявлен недостаточным интерес к занятиям физической культурой. Использование на занятиях по физической культуре в вузах восточных оздоровительных гимнастик будет способствовать улучшению физического состояния студентов, а также формированию положительной мотивации к занятиям.
Ключевые слова: физическая культура, нетрадиционные оздоровительные гимнастики, экология, вуз, студенты, здоровье, климатические особенности.
NON-TRADITIONAL HEALTH IMPROVING GYMNASTICS IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS UNDER THE CONDITIONS OF ECOLOGY AND CLIMATE OF MEGACITY
Olga Lvovna Postol, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anatoly Mikhailovich Kuznetsov, the senior teacher,
Moscow State University of Communications, Emperor Nicholas II, Law Institute, Olga Nikolaevna Pankratova, the senior teacher, Moscow State University of Communications, Emperor Nicholas II, Economic Institute
Annotation
Climatic features and unfavorable ecological state of the megalopolis negatively affect the human body. There is deterioration in the health of the population as a result of these factors. Very topical now is to increase the adaptive capacity of the body of university students to adverse environmental effects by changing their content, the use of traditional physical exercises of non-traditional health-improving gymnastics. Based on the questionnaire survey of the university students, a study was conducted of the formation of motivation for physical education and sports. Analyzing the results of the study, the authors came to the conclusion that despite the fact that the main motivations that stimulated interest in pursuing activities were health promotion and increased attractiveness, university students showed little interest in physical education. The use of oriental health gymnastics at physical culture classes in the universities will