(Зёсддё- сАшплж сАлтсее£-и/€
^трумпьура, шилоеоёъгх, ny4/лwiш}-nfшëc$ъ4^e ¿опросы,
Экзистенциальный анализ структуры налоговых органов имеет существенное значение для определения стратегии совершенствования налоговой системы, при этом следует отметить, что перманентное выполнение налоговыми органами фискальных функций обуславливает необходимость наличия их иерархически соподчиненной структуры. Таким образом, научно-практическая публикация посвящена анализу актуальных современных публично-правовых вопросов, в том числе в связи с тем, что разрешение проблем в сфере функционирования структуры налоговых органов России представляется весьма важной административно-правовой задачей.
Налоговые органы, Федеральная налоговая служба, инспекции, Центральный аппарат
систему налоговых органов в России входят Федеральная налоговая служба, а также ее территориальные органы. К примеру: «межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам; межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам; управления по субъектам РФ; инспекции ФНС России по городам без районного деления; инспекции ФНС России по районам в городах; инспекции ФНС России по районам; межрайонные инспекции ФНС России. В структуре ФНС России имеются управления по субъектам РФ, а также существует Управление налогообложения при центральном аппарате ФНС России» [1],
Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению министра финансов Российской Федерации [2]. ФНС России утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов службы в пределах, установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. При этом, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с их размером и целевым назначением (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенными соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств [3].
Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. «Таким образом, несмотря на то, что налоговые органы составляют единую централизованную систему, отдельно взятым налоговым органом принимаются самостоятельные решения, которые влекут разные правовые последствия» [4].
Структура Центрального аппарата ФНС России утверждена Приказом ФНС России от 14.10.2004 г. №САЭ-3-15/1@ (ред. от 24.11.2004 г.) "О преобразовании Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу". Режим службы и отдыха федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной налоговой службы регламентирует служебный распорядок центрального аппарата Федеральной налоговой службы [5].
Структура [6] и штатное расписание [7] центрального аппарата ФНС России и структура
управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональных инспекций ФНС России утверждаются руководителем Федеральной налоговой службы в пределах фонда оплаты труда и численности работников (без персонала по охране и обслуживанию зданий), установленных Правительством Российской Федерации, с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений [8]. Структура центрального аппарата ФНС России включает в себя руководство ФНС России, помощников (советников) руководителя и структурные подразделения по основным направлениям деятельности управления центрального аппарата ФНС России. В управлениях центрального аппарата ФНС России образуются отделы.
ФНС России осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы [9]. Территориальные налоговые органы осуществляют функции уполномоченного органа на основании доверенностей, выданных в установленном порядке. При осуществлении действий, направленных на выполнение функций уполномоченного органа, в качестве уполномоченного органа указывается Федеральная налоговая служба.
Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно. Следует отметить, что Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации осуществляет контроль за инспекциями ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления, инспекциями Федеральной налоговой службы межрайонного уровня; суд в частности указал, что «именно УФНС России по г. Москве уполномочено осуществлять контроль за Межрайонной ИФНС России №45 по г. Москве, которой была проведена выездная налоговая проверка общества за 2007 год» [10].
Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Управление осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня находятся в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации. В соответствии с указанным, существует дифференциация должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в ФНС России и ее территориальных органах [11].
Подконтрольны вышеозначенные инспекции как ФНС России, так и Управлению ФНС России по субъекту Российской Федерации. К примеру, несмотря на то, что руководитель инспекции назначается на должность и освобождается от должности руководителем ФНС России [12], он представляет на утверждение в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации структуру инспекции и смету доходов и расходов на ее содержание, а также отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период.
Функциональное предназначение инспекций включает в себя: а) осуществление контроля и надзора за соблюдением налогового законодательства; б) государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских хозяйств, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; в) представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогопла-
телыцикам является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. «Инспекция обладает статусом как государственного органа, так и организации - юридического лица, поэтому на нее может быть наложен судебный штраф в размере, предусмотренном ч. 1 ст. 119 АПК РФ для организаций» [13]. Межрегиональная инспекция находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольна. Межрегиональную инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Межрегиональную инспекцию задач и функций.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по федеральному округу является территориальным органом Федеральной налоговой службы в соответствующем федеральном округе и входит в единую централизованную систему налоговых органов.
В целях наиболее полного представления интересов Российской Федерации в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в делах о банкротстве, устанавливается разделение должников на три группы. Распоряжением ФНС России от 11.05.2012 г. №75@ создана комиссия по регулированию деятельности операторов электронного документооборота. В нее вошли представители структурных подразделений центрального аппарата ФНС, подведомственных структур ФНС, а также специалистов других организаций, при необходимости привлекаемых для участия в работе [14].
Не допускается самостоятельное, без согласования с ФНС России, принятие инспекциями и управлениями решений в отношении должников всех групп и уровней контроля по вопросам: выбора кандидатуры арбитражного управляющего; выбора иной саморегулируемой организации; утверждения мирового соглашения; утверждения, изменения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности в ходе финансового оздоровления; принятия решения в соответствии с п. 11 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 г. №219.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а также, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Следует отметить, что существуют проблемы в сфере функционирования структуры налоговых органов России. К примеру, «в зависимости от того, какой налоговый орган проводит у хозяйствующего органа мероприятия налогового контроля, будет отличаться вышестоящий налоговый орган. Если проверку проводит районная, межрайонная или городская инспекция, жаловаться следует в УФНС по субъекту РФ (абз. 2 п. 1 Приложения 1 к Приказу №101н). В случае, когда обжалуется решение, принятое руководителем (его заместителем) УФНС по субъекту РФ, Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, Межрегиональной ИФНС по федеральному округу, жалобу будет рассматривать ФНС» [15]. Как отметил заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России C.B. Разгулин, «что касается повторной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом, то здесь с учетом структуры Федеральной налоговой службы может быть неоднократное проведение повторных проверок. Например, вначале управлением по субъекту РФ, затем соответствующее решение может принять и ФНС России» [16]. Подобную ситуацию необходимо изменить, создав иерархичную соподчиненную структуру налоговых органов России: ФНС России - Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации - Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы. Следует упразднить межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам и межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по централизо-
ванной обработке данных, передав их функции управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, создав отделы в данных территориальных органах, в компетенцию которых должна входить работа с крупнейшими налогоплательщиками, а также отделы по централизованной обработке данных.
Литература
[1] Мамбеталиев Н.Т., Мамбеталиева А.Н. Налоги в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. - М.: Налоговый вестник, 2012.
[2] Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 №506 (ред. от 04.06.2012 г.) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" / Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 2004. - №40. - Ст. 3961, "Российская газета". - 2004.0 6 окт.
[3] Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.02.2008 г. №Ф04-1052/2008(761А-75-27) по делу №А75-5123/2007.
[4] Долгополов О.И, Обжалование: способ защиты прав налогоплательщиков, - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011.
[5] Приказ ФНС РФ от 22.04.2011 г. №ММВ-7-4/282@ "Об утверждении Служебного распорядка центрального аппарата Федеральной налоговой службы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.06.2011 г. №21002)
[6] Приказ ФНС РФ от 06.04.2006 г. №САЭ-3-15/212@ (ред. от 16,08.2007 г.) "Об утверждении Положений о структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной налоговой службы".
[7] Приказ ФНС РФ от 24.11.2004 г. №САЭ-3-16/134@ (ред. от 08.02.2006 г.) "Об организационно-штатных мероприятиях ФНС России".
[8] Приказ ФНС РФ от 15.02.2007 г. №САЭ-3-18/62@ "Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.04.2007 г, №9244)
[9] Приказ ФНС России от 03.10,2012т г. №ММВ-7-8/663@ь"Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России".
[10] Постановление ФАС Московского округа от 27.09.2011 г. по делу №А40-121069/10-127-674.
[11] Приказ ФНС РФ от 02.08.2005 г, №САЭ-3-06/354@ "Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2005 г. №6941)
[12] Приказ Минфина России от 09.08.2005 г. №101н (ред. от 05.04.2012 г.) "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы". Первоначальный текст документа опубликован в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", -2005. - №38
[13] Постановление ФАС Московского округа от 26.12.2007 г. №КА-А40/13485-07 по делу №А40-1024/07ип-75.
[14] Семенов МБ. Еще один шаг к электронному документообороту счетов-фактур II Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2012. - №4. - С. 42 - 47.
[15] Кудряшов С Н. Досудебный порядок обжалования результатов проверки II НДС: проблемы и решения. -2010. -№12.-С. 64 - 74.
[16] Разгулин С,В. Конференция в Москве: права и обязанности налогоплательщика в рамках налогового контроля II Российский налоговый курьер, -2012. - №1-2. - С. 34-42.