Научная статья на тему 'Совершенствование структуры налоговых органов Российской Федерации'

Совершенствование структуры налоговых органов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1402
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / СИСТЕМА / БЮДЖЕТ / УРОВЕНЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНСПЕКЦИЯ / СТРУКТУРА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / РЕГИОН / ПЕРСОНАЛ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ципин И. С., Ртищев А. В.

Совершенствование структуры налоговых органов Российской Федерации происходит в условиях претворения в жизнь административной реформы. В статье показаны структура Центрального аппарата ФНС России в период реорганизации 2008 г., благодаря которой число управлений сократилось с 26 до 9, при этом численность персонала уменьшилась более чем на 300 человек, или на 26%. Описаны мероприятия, позволившие улучшить эффективность работы налоговых органов в ряде регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование структуры налоговых органов Российской Федерации»

совершенствование структуры налоговых органов российской федерации

и. с. цыпин,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации E-mail: [email protected]

А. В. РТИЩЕВ,

главный государственный налоговый инспектор

отдела аудиторских проверок внутреннего аудита № 2

Межрегиональная инспекция ФНс России по ЦФО,

аспирант Всероссийской государственной налоговой академии

Министерства финансов Российской Федерации

E-mail: [email protected]

Совершенствование структуры налоговых органов Российской Федерации происходит в условиях претворения в жизнь административной реформы. В статье показаны структура Центрального аппарата ФНС России в период реорганизации 2008 г., благодаря которой число управлений сократилось с 26 до 9, при этом численность персонала уменьшилась более чем на 300 человек, или на 26 %. Описаны мероприятия, позволившие улучшить эффективность работы налоговых органов в ряде регионов России.

Ключевые слова: налог, система, бюджет, уровень определения, управление, инспекция, структура совершенствования, регион, персонал, административная реформа.

Как известно, проблема совершенствования налогообложения является многогранной, включает множество аспектов. Среди них следует назвать управление налоговыми процессами, а значит, и структуру налоговых органов. С 2004 г. в России проходит адмистративная реформа, которая ставит задачу реформирования управления экономикой, в том числе и налоговой системы.

В своем Послании Федеральному Собранию РФ от 12.11.2009 Президент России Д. А. Медведев подчеркнул, что «под задачи модернизации экономики должна быть настроена наша налоговая система... Очевидно, что наша налоговая система

нуждается в совершенствовании». При этом президент говорит о налогах и налоговой нагрузке. Результатом такой модернизации должно быть достижение приемлемых налогов для бизнеса и минимизация государственных расходов на налогообложение. Кризис, как отметил президент, затруднил принятие решений по снижению налоговой нагрузки, но «к этим вопросам надо будет в ближайшее время вернуться, и мы обязательно это сделаем».

Следовательно, вопросы, связанные с модернизацией и изменением структуры налоговых органов, являются актуальными. Следует уточнить и определения налогового органа как многоуровневого органа. Назовем лишь некоторые нормативно-правовые акты, принятые по налоговым органам:

• постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. постановления Правительства РФ от 14.03.2005 № 127);

• приказ Минфина России от 09.08.2005 № 101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы». Как известно, Российская Федерация имеет

трехуровневый бюджет, поэтому и ФНС России имеет три уровня:

1-й уровень, федеральный: Центральный аппарат Федеральной налоговой службы России;

- 13

2-й уровень, региональный: Управления ФНС России по субъектам РФ (включая управления ФНС России по Москве и Санкт-Петербургу). Кроме того, к нему относятся межрегиональные инспекции ФНС России (МРИ ФНС России). Они разделены на три вида: по федеральным округам (7 инспекций); по крупнейшим налогоплательщикам (10 инспекций) и по централизованной обработке данных (1 инспекция). МРИ по федеральным округам созданы для координации деятельности региональных управлений;

3-й уровень, налоговые инспекции по районам, районам городов, а также налоговые инспекции по городам без районного деления. Кроме того, к налоговым инспекциям относятся инспекции межрайонного уровня. Межрайонные инспекции ФНС России построены по двум признакам: по крупным налогоплательщикам и по кординации деятельности нижестоящих налоговых органов.

Среди организационных типов налоговых органов еще называют функциональный тип и комбинированную структуру (сочетание функциональной и специализированной структур по налогам).

Данная трехуровневая структура налоговых органов, на взгляд авторов, относится к линейно-функциональной структуре. В линейной соблюдается иерархический принцип, а в функциональной — отраслевой.

В п. 1 ст. 30 разд. III Налогового кодекса РФ дано определение налоговых органов как единой централизованной системы контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему налогов и сборов. В эту систему входят федеральный орган исполнительной власти и его региональные, а также территориальные органы.

С учетом того, что в экономической литературе и словарях отсутствуют определения отдельных уровней налогового органа страны, существует, на взгляд авторов, необходимость формулировки определения налогового органа как организации, имеющей конкретный уровень, а также дать определения налоговых органов всех уровней. Налоговый орган конкретного уровня — это государственная налоговая организация, имеющая в рамках единой централизованной системы свое название, структуру, правовой статус и задачи, а также выполняющая необходимые функции по налогообложению в соответствии со своим уровнем. Кроме того, государственная налоговая организация осуществляет взаимодействие с иными структурными подразделениями налоговой системы и органами государственной и исполнительной власти.

14 -

Центральный аппарат Федеральной налоговой службы возглавляет, координирует, контролирует и обобщает деятельность всей службы, осуществляет методологическую работу и имеет структуру, состоящую из управлений, выполняет функции в соответствии с налоговым законодательством по реализации утвержденной налоговой политики.

Межрегиональная налоговая инспекция — налоговый орган в федеральном округе Российской Федерации, который имеет структуру, зависящую от административно-территориального признака и от количества расположенных в федеральном округе территориальных налоговых органов, а также осуществляет за ними контрольную деятельность за исполнением налогового законодательства и законодательства Российской Федерации.

Региональный налоговый орган — это Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, которое возглавляет, обобщает, координирует и контролирует деятельность территориальных налоговых органов отдельного региона, имеет свою структуру, зависящую от количества в регионе территориальных налоговых органов, а также осуществляет другие необходимые функции, включая соблюдение налогового законодательства и законодательства Российской Федерации.

Налоговый орган местного уровня — налоговая инспекция Федеральной налоговой службы, которая имеет типовую структуру с численностью персонала в зависимости от экономической, географической, демографической особенности района или города, в котором она располагается, также осуществляет учетную, контрольную и информационную функции и обеспечивает контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, своевременностью и правильностью уплаты налогов.

Сокращение государственных расходов и совершенствование государственного управления являются целью многих реформ, в том числе и административной реформы, которая включает также уточнение и разграничение полномочий между различными органами власти и позволяет исключить дублирования функций. Административные реформы прошли во многих странах мира, в том числе и в Великобритании, которая провела такую реформу в 1982 г., а бум административных реформ на Западе пришелся на середину 1990-х гг.

Переход к рыночной экономике потребовал от России не только концептуально изменить основы хозяйствования, но и многое перенять у стран с рыночной экономикой, включая сначала копирование западной модели налоговой системы, а затем проведение административной реформы [1—5].

В нашей стране первый этап такой реформы пришелся на 2004—2005 гг., а второй этап — с 2008 г. и по настоящее время. В рамках проведения административной реформы и в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» произошли изменения в министерствах России. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию были сосредоточены только в федеральных министерствах; функции контроля и надзора—в федеральных службах; функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом — в федеральных агентствах.

Согласно административной реформе выработка налоговой политики в нашей стране стала относиться к Министерству финансов РФ. Собственно, так осуществляется налоговая политика во всех развитых странах. Поэтому в 2004 г. МНС России было преобразовано в ФНС России, которое сейчас находится в введении Министерства финансов РФ. Правда, в результате таких изменений налоговые органы не имеют федерального агентства по услугам, поэтому государственные услуги в данной сфере (информационное обеспечение налогоплательщиков) возложено на Минфин и ФНС России.

Руководителю ФНС России подчиняются семь заместителей. Сама структура Центрального аппарата ФНС России (до реорганизации в 2008 г.) включала 26 управлений (рис. 1).

Как видно, в структуре центрального аппарата ФНС России отдельные управления были созданы для обеспечения конкретных видов деятельности налогообложения. Например, существовало Управление ввода данных, учета и отчетности (№ 10). Несколько управлений занимались различными налогами (№ 2—5, 21). Также отдельно функционировали управления по работе с налоплательщиками (№ 25) и по работе с крупнейшими налогоплательщиками (№ 23). Управления № 13 и 26 были связаны с информационными технологиями и т. д. Кроме того, вопросами налогового контроля, налогового аудита и налогового планирования занимались соответствующие управления.

Следует отметить, что налоговые органы России зачастую выполняют не свойственные им функции. Это относится к учету и регистрации налогоплательщиков, проверке применения контрольно-кассовых машин (ККМ), лицензированию производства и оборота алкогольной и табачной продукции.

На втором этапе налоговой реформы в начале 2008 г. число управлений было сокращено с 26 до 8, штат сотрудников центрального аппарата этой службы сократился более чем на 300 чел., или на 26 %. Особенностью преобразованной в 2008 г. структуры ФНС России является укрупнение управлений. В частности, Управление налогообложения объединило задачи всех управлений по отдельным налогам. Сначала новое Аналитическое управление объединило ввод данных, налоговый аудит, а также вопросы

Заместители руководителя

Государственной службы и кадров

16

Финансового обеспечения

22

Собственной безопасности

18

Управление делами

04

Администрирования налогов с доходов физических лиц

Администрирования косвенных налогов

11

Анализа и планирования

12

Контроля налоговых органов

Администрирования налога на прибыль

17

Материально-технического обеспечения и организации капитального строительства

14

Юридическое управление

06

Налогового контроля

25

По работе с налогоплательщиками и модернизации налоговых органов

23

Крупнейших налогоплательщиков

26

Информационного обеспечения налогового контроля, международного сотрудничества и обмена информацией

13

Информационных технологий

21

Администрирования ресурсных и имущественных налогов

09

Государственной регистрации и учета юридических и физических лиц

05

Администрирования единого социального налога

10

Ввода данных, учета и отчетности

07

Контроля и лицензирования госрегулируемых видов деятельности

Рис 1. Структура Центрального аппарата Федеральной налоговой службы РФ (до реорганизации) НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

по урегулированию задолженностей и обеспечения процедур банкротства. Однако в октябре 2009 г. из-за большой значимости и объема работ было вновь воссоздано Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.

При этом численность персонала Управления урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства уменьшилась после реорганизации наполовину. Таким образом, сегодня структура Центрального аппарата ФНС России насчитывает 9 управлений (рис. 2).

В новой структуре ликвидировано Управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц (ранее Управление № 9). Как составные части в новые управления вошли ранее существовавшие отдельные организационные блоки: Управление делами (ранее Управление № 18), ввода данных (Управление № 10), анализа и планирования (Управление № 11). Коренной реорганизации, сокращению и укрупнению были подвергнуты управления, связанные с организационно-инспекторской деятельностью, материально-техническим и социальным обеспечением, информационными технологиями и ряд других..

Контрольное управление заменило Управление налогового контроля (до реорганизации Управление

№ 6). Оно сохранило его функции, в частности координацию работы налоговых органов по регистрации контрольно-кассовой техники, и дополнительно решает вопросы контроля и лицензирования госре-гулируемых видов деятельности (проведение всероссийских лотерей, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции), которые ранее были закреплены за Управлением № 7. В Контрольное упраление также вошло и Управление крупнейших налогоплательщиков.

Среди ключевых структурных изменений отметим следующие. ФНС переходит к новой концепции (модели) работы, когда деятельность налоговых органов сосредоточена на налогоплательщиках, а не на налогах. Это позволяет одновременно рассматривать все видов налогов, которые отдельный гражданин или юридическое лицо (организация) оплачивает. Собственно, по такой модели работают и за рубежом, поэтому ФНС учитывает лучшее в работе налоговых органов других стран. Все сказанное в полной мере относится к Управлению налогообложения, о котором речь шла выше.

Заметим, что в настоящее время началось сокращение функций, не свойственных всей ФНС РФ. Так, с мая 2009 г. вопросы, связанные с деятельностью по лицензированию, производству и

Рис. 2. Структура Центрального аппарата ФНС России после реорганизации

Условные обозначения: МРИ — межрегиональные налоговые инспекции; МИ — межрегиональным налоговые инспекции; ТНИ — территориальные налоговые органы (включая управления и инспекции) ФНС России

обороту этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, передаются из ведения ФНС РФ Министерству сельского хозяйства России.

Совершенствование структуры налоговых органов, разработка и утверждение типовых структур позволили стандартизировать и избежать дублирования функций налоговых органов, а также оптимизировать численность персонала таких организаций. Были утверждены типовые структуры как межрегиональной инспекции РФ (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.2000 № 592), так и территориальных налоговых инспекций (приказ МНС России № БГ-3-20/312 от 25.08.2000, изменения на основании приказа МНС России № БГ-3-25/140 2004 г.). Такие структуры налоговых инспекций (ИФНС России) имеют шесть градаций по численности персонала: от 40—60 чел. до инспекций с численностью более 250 чел.

Структура налоговых инспекций согласно принципу функционального разделения труда поделена на пять блоков: общего обеспечения, информационно-аналитической работы, работы с налогоплательщиками, а также блоками контроля за налогообложением физических лиц и контроля за налогообложенем юридических лиц. Последние два блока объединены как блок контрольной работы. Согласно типовой структуре, необходимо не превышать указанной численности заместителей

руководителя инспекции и количества отделов. Запрещается также изменять названия отделов и закрепленные за отделами функции деятельности. Численность конкретной инспекции определяется несколькими факторами: ее статусом (областная, районная и т. д.), налогооблагаемой базой, задачами, поставленными перед инспекцией.

Поскольку ФНС России является централизованной системой, все решения по созданию инспекции и ее штат утверждаются вышестоящим налоговым органом. Так, при персонале ИФНС России не выше 60 чел. только 5 отделов выполняют многочисленные функции, связанные с налогообложением. С увеличением численности отделов происходит разделение видов работы внутри каждого отдела. Так, из отдела общего обеспечения выделяются общий отдел, административно-хозяйственный отдел, финансовый отдел и юридический отдел, а также отдел по работе с персоналом. При численности до 250 чел. ИФНС насчитывает до 20 отделов. Заметим, что в данном случае допускается создание отдела «Контроль за предпринимательской деятельностью».

Однако в практической деятельности не всегда удается целиком следовать типовым структурам. Подтверждает это анализ реальных структур и численность — четыре инспекции по Краснодарскому краю (см. таблицу). Как видно, четко выдержано

Структура и численность персонала налоговых инспекций по г. Краснодару

№ п/п Наименование отделов инспекции Численность персонала (без персонала по охране и обслуживанию здания)

ИФНС № 2 ИФНС № 3 ИФНС № 4 ИФНС № 5

1 Отдел общего и хозяйственного обеспечения 6 7 9 11

2 Отдел финансового обеспечения 5 5 5 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Отдел кадрового обеспечения и безопасности 6 5 5 5

4 Юридический отдел 7 8 8 10

5 Отдел регистрации и учета налогоплательщиков 10 10 12 12

6 Отдел работы с налогоплательщиками 13 14 13 16

7 Отдел информационных технологий 5 5 5 5

8 Отдел ввода и обработки данных 14 15 11 17

9 Отдел учета, отчетности и анализа 6 7 8 7

10 Отдел урегулирования задолженности 14 16 12 19

11 Отдел камеральных проверок № 1 15 13 12 27

12 Отдел камеральных проверок № 2 13 17 10 12

13 Отдел камеральных проверок № 3 5 13 8 8

14 Отдел камеральных проверок № 4 10 - 8 -

15 Отдел выездных проверок № 1 9 15 10 17

16 Отдел выездных проверок № 2 8 12 10 16

17 Отдел выездных проверок № 3 6 9 9 7

18 Отдел выездных проверок № 4 7 - 8 6

19 Отдел выездных проверок № 5 7 - - -

20 Отдел оперативного контроля 8 12 11 16

21 Отдел налогового аудита 5 15 6 6

Итого... 181 188 180 222

типовое положение: численность сотрудников в отделе не менее 5 чел. Однако при численности инспекции в 222 чел. количество отделов превышает 18. Кроме того, наименования отделов не выдержаны в соответствии с закрепленными наименованиями согласно типовым структурам.

Налоговые органы улучшают свою работу. При этом немаловажным обстоятельством следует считать переход на бесконтактную форму общения с налогоплательщиками, в том числе и с применением ЭВМ (электронная пересылка предприятиями и фирмами налоговой отчетности, электронное информирование, консультации налогоплательщиков). Помимо Интернета для этих целей на местах в ряде налоговых инспекций (например, в Краснодарском крае, Белгородской и Нижегородской областях, других регионах и областях) уже созданы операционные залы для работы с налогоплательщиками, которые в режиме реального времени позволяют заинтересованным физическим или юридическим лицам проводить электронное общение и переписку с налоговыми инспекторами.

Уточнение и обобщение налоговых функций, комплексный подход к налогоплательщику, совершенствование структуры и организации налогового процесса позволят в дальнейшем перейти на гибкую структуру (возможно — на модульную структуру) налоговых органов. Модернизация даст

возможность реализовать принцип: изменяется задача — быстро перестраивается структура налогового органа. Однако такая гибкость в организации налогового процесса потребует не только глубоких исследований по организации процессов налогообложения, законодательной проработки возможных изменений, а также высокой профессиональной квалификации налогового персонала, его способности переключения с одних видов налогов и операций на другие.

Список литературы

1. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. СПб.: Питер, 2009.

2. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. М.: ФиС, 2008.

3. Сердюков А. Э, Вылкова Е. С., Тарасевич А. Л. Налоги и налогообложение: учебник. СПб.: Питер, 2008.

4. Шаталов В. Д. Методология формирования и развития налоговой системы Российской Федерации: автореферат на соискание ученого звания доктора экономических наук. М., 2003.

5. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М.: Инфра-М, 2002.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

Ii Ь

ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Mastü

V/SA

ilndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.