УДК 34.07 : 336.22
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цыганков Р. М. - аспирант
Кубанский государственный аграрный университет
В статье представлен краткий обзор постсоветской истории отечественных налоговых органов с использованием основных правовых актов. Представленные материалы отражают современную структуру и компетенцию налоговых органов России. Исследованы вопросы постановки на учет налогоплательщиков и собираемости налогов.
In article the brief review of the post Soviet history of domestic tax bodies with use of the basic legal acts is submitted. The submitted materials reflect modern structure and the competence of tax bodies of Russia. Questions of statement on the account of tax bearers and collectings of taxes are investigated.
Ключевые слова: ОСНОВНОЙ ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
За годы реформ в России прошла массовая приватизация, появились десятки тысяч независимых предприятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков и страховых компаний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли объемы внешней торговли.
В изменившихся условиях стало чрезвычайно актуальным создание качественно новой системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных преобразований и масштабам российской экономической системы. Сложившаяся ситуация показала, что и контролирующие органы, и налогоплательщики оказались не вполне готовыми к такому развитию событий. Это стало особенно очевидным в период проведения жесткой
финансовой политики, когда печатный станок перестал быть основным источником пополнения бюджета.
Для обеспечения поступления налогов в бюджет необходимо наличие особого организационно-правового механизма. С этой целью государство образует налоговые органы. От эффективности их деятельности зависит не только исполнение доходной части бюджетов, но и общее состояние законности в сфере налогообложения, а также степень сознательного отношения налогоплательщика к его обязанностям перед государством.
Важная роль в создании оптимальной системы функционирования налоговых органов принадлежит теоретическим разработкам в этой области. Однако на сегодняшний день фундаментальных научных исследований проблематики организации и деятельности налоговых органов в Российской Федерации недостаточно. В специальной литературе основное внимание, как правило, уделяется реализации налоговыми органами отдельных полномочий при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Вопросы организации деятельности налоговых органов Российской Федерации были даже затронуты Президентом РФ В. В. Путиным в его Послании Федеральному собранию в этом году: "Остановлюсь еще на одной, на мой взгляд, системообразующей задаче в сфере развития государства. Она касается работы налоговых и таможенных органов. Считаю, что приоритетом в их деятельности должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было "планов" по сбору налогов и пошлин".
Актуальность исследования проблем организации и деятельности налоговых органов возросла в связи с принятием Налогового кодекса РФ (НК РФ). Они содержат немало новелл, касающихся всего комплекса взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками.
Для осуществления эффективного контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей государство создает систему органов налогового контроля. Практическое решение этого вопроса возможно в двух вариантах: а) в составе уже существующих государственных органов создаются особые структурные подразделения, предназначенные для осуществления налогового контроля [5, с. 16-22]; б) для решения указанной задачи могут создаваться самостоятельные организационноправовые системы [4, с. 103-105].
При создании налоговых органов в Российской Федерации первоначально за основу был взят первый вариант. Законом РСФСР от 21 марта 1991 года была образована Государственная налоговая служба РСФСР, состоящая из Главной государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов РСФСР, государственных налоговых инспекций при Министерствах финансов республик, входящих в состав РСФСР, государственных налоговых инспекций по краям, областям, автономным областям, автономным округам, районам, городам, районам в городах [1, с. 492].
Позже в соответствии с Указом Президента РФ от 21.11.91 г. Государственная налоговая служба РСФСР была выведена из системы Министерства финансов РСФСР и стала функционировать в качестве самостоятельного государственного органа [2, с. 1641].
Указом Президента РФ от 23.12.98 г. № 1635 она была
преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам (МНС РФ).
Указом Президента РФ 09.03.2004 г. №314 Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, с передачей его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской
Федерации о налогах и сборах Министерству финансов Российской Федерации.
В систему ФНС РФ входят также органы, действующие на уровне федеральных округов, субъектов РФ и территориальные подразделения. Все эти органы объединяет общее функциональное назначение - контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей.
Следует отметить, что существуют также другие государственные органы и учреждения, функции которых связаны с решением проблемы поступления в бюджет налогов и иных обязательных платежей.
По данной позиции существует спорный факт: ФНС РФ передана в ведение Министерства финансов РФ, а таможенные органы, которые согласно ст. 9 части первой Налогового кодекса РФ также являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, отнесены к ведению Министерства экономического развития и торговли РФ.
Налоговые органы занимают особое положение в области контроля за соблюдением налогового законодательства. Это обусловлено объемом и содержанием их функций, а выделение той или иной функции всегда должно сопровождаться наделением государственного органа комплексом полномочий по ее реализации. Это общее и наглядное требование к определению компетенции не всегда соблюдается. И если можно с уверенностью говорить о достаточности полномочий налоговых органов по реализации их основной функции - осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, то реализация других их функций довольно часто является проблематичной [6, с. 160-168].
Законодательство говорит лишь об основных функциях, осуществляемых налоговыми органами различных уровней. Такая формулировка подтверждает неюридическую природу функций и нецелесообразность их рассмотрения в качестве самостоятельного элемента компетенции.
Выделяются следующие основные функции районных и межрайонных налоговых инспекций: обеспечение своевременного и
полного учета налогоплательщиков; осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет; ведение оперативнобухгалтерского учета сумм налогов и других обязательных платежей; осуществление исчисления отдельных видов налогов; применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства; осуществление контроля в сфере наличного денежного обращения; выполнение функций агента валютного контроля.
В отличие от территориальных инспекций ФНС РФ основу деятельности Управления ФНС по субъекту Российской Федерации составляют организационно-методические функции. Налоговый орган этого уровня выполняет следующие функции: руководит работой
территориальных инспекций ФНС РФ по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах; обеспечивает ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков; проводит разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах; осуществляет контроль за порядком возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, других обязательных платежей, пеней и штрафов; осуществляет контроль за принятием органами исполнительной власти субъекта РФ нормативных актов, связанных с налогообложением; анализирует отчетные, статистические данные, подготавливает на их основе предложения о разработке
документов по применению законодательства о налогах и сборах; обеспечивает контроль за взысканием в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, а также за предъявлением в суды общей юрисдикции или арбитражные суды исков о взыскании налоговых санкций; координирует проведение совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах; получает, обобщает, анализирует отчеты территориальных инспекций о проделанной работе, разрабатывает предложения по ее совершенствованию и представляет их в ФНС РФ; осуществляет иные функции.
Основным структурным элементом Управления ФНС РФ по субъекту Российской Федерации являются отделы. Так, в составе Управления ФНС РФ по Краснодарскому краю образованы следующие отделы: общий отдел, финансовый отдел, отдел материально-технического снабжения, отдел капитального строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отдел кадров, отдел безопасности, юридический отдел, отдел информационных технологий, отдел ввода и обработки данных, отдел системного и технического обеспечения, отдел учета налоговых поступлений и отчетности, отдел анализа и прогнозирования налоговых поступлений, отдел работы с налогоплательщиками и СМИ, отдел регистрации и учета налогоплательщиков, отдел контрольной работы, отдел единого социального налога и налогообложения доходов физических лиц, отдел ресурсных, имущественных и прочих налогов, отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства, отдел косвенных налогов, отдел налогообложения прибыли (дохода), отдел оперативного контроля и применения ККТ, отдел контроля в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции, отдел контроля налоговых органов, отдел комплексного развития налоговых органов.
Первоосновой для осуществления налогового контроля является постановка на учет налогоплательщиков.
Постановку на учет организаций по месту их нахождения, а физических лиц по месту их жительства следует рассматривать в качестве первичного налогового учета, в ходе которого налогоплательщику присваивается идентификационный номер (п. 7 ст. 84 НК РФ) [3, с. 1].
Представляется, что для Российской Федерации наиболее предпочтительным вариантом будет функционирование налоговых органов именно как самостоятельной организационной системы. Это обусловлено возросшей государственной значимостью налогового администрирования в стране. На современном этапе экономического развития особенно актуальной является проблема своевременного пополнения государственного бюджета. Поэтому обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налогов стало приоритетной задачей.
Список литературы
1. Закон РСФСР от 21.03.91 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" //
Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 15. - С. 492.
2. Указ Президента РФ от 21.11.91 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1991. - № 47. - С. 1641.
3. Приказ Госналогслужбы РФ от 27.11.98 г. № ГБ-3-12/309 "Об утверждении
порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговых органах юридических и физических лиц" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1999. - № 1.
4. Козырин, А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики / А. Н. Козырин. - М., 1993. - С. 103-105.
5. Мещерякова, О. В. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник / О.
В. Мещерякова. - М., 1995. - С. 16-22.
6. Пепеляев, С. Г. Права налоговых органов по контролю выполнения требований
законодательства о наличном денежном обращении / С. Г. Пепеляев // Ваш налоговый адвокат. - М., 1997. - С. 160-168.