Научная статья на тему 'Структура лизингового рынка Российской Федерации'

Структура лизингового рынка Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ / FIXED ASSETS / ЛИЗИНГ / LEASING / ЛИЗИНГОВЫЙ РЫНОК / LEASING MARKET / ЛИЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / LEASING COMPANIES / СЕГМЕНТЫ ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА / SEGMENTS OF THE LEASING MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатьянов Я. И.

В статье представлены результаты анализа структуры лизингового рынка России: приводится состав лизинговых компаний-лидеров данного сегмента экономики; выявлены особенности территориального распределения нового бизнеса в текущих макроэкономических условиях; определены лидирующие сегменты российского лизингового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF THE LEASING MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the results of the analysis of the structure of the Russian leasing market: the composition of the leasing companies-leaders of this segment of the economy is given; the peculiarities of the territorial distribution of new business in the current macroeconomic conditions are revealed; the leading segments of the Russian leasing market are identified.

Текст научной работы на тему «Структура лизингового рынка Российской Федерации»

СТРУКТУРА ЛИЗИНГОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Я.И. Фатьянов, студент

Санкт-Петербургский государственный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

Аннотация. В статье представлены результаты анализа структуры лизингового рынка России: приводится состав лизинговых компаний-лидеров данного сегмента экономики; выявлены особенности территориального распределения нового бизнеса в текущих макроэкономических условиях; определены лидирующие сегменты российского лизингового рынка.

Ключевые слова: основные фонды, лизинг, лизинговый рынок, лизинговые компании, сегменты лизингового рынка.

По мере реализации рыночных преобразований экономики РФ в стране начали формироваться явные предпосылки для развития лизингового рынка как инструмента, позволяющего привлекать существенные средства в реальный сектор экономики страны [1].

Российский лизинговый рынок можно охарактеризовать как нестабильный и неустойчивый. Так, устойчивую положительную динамику рынок показывал до 2012 года, однако в 2014 и 2015 годах он, как и экономика РФ, переживал кризисные явления. Статистические данные Министерства экономического развития [2] свидетельствуют о замедлении сокращения российской экономики, которая последние несколько лет находилась в тяжелом положении.

Лидером отечественного лизингового рынка по объему нового бизнеса в 2016 году стала «Государственная транспортная лизинговая компания». Стоимость переданных её клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без учета НДС составила порядка 122753,2 млн. рублей, показав рост своего бизнеса по сравнению с предыдущим годом почти 2,5 раза благодаря заключению ряда крупных контрактов в IV квартале. Агентство РА Эксперт также отмечает, что без учета нового бизнеса ГТЛК объем лизингового рынка за 2016 год вырос бы на 25% вместо 36%.

Помимо «Государственной транспортной лизинговой компании» в лидирующую пятерку входят такие компании как «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг», «Ев-роплан» и «ВЭБ-лизинг».

Исходя из данных, представленных в таблице 1, можно констатировать, что лидеры рынка меняются год от года. Так, лизинговые компании «ВТБ Лизинг» и «ВЭБ-лизинг», которые занимали первые 2 строчки рейтинга в 2015 году, в 2016 году ослабили свои позиции и переместились на 3 и 5 места, соответственно.

В то время как ряд компаний, наоборот, укрепили свои позиции - «Сбербанк Лизинг», «Государственная транспортная лизинговая компания» и т.д. Также немаловажным является тот факт, что большинство компаний из первой двадцатки в прошедшем году показали положительную динамику стоимости имущества. Например, «Бизнес-альянс» увеличил объем нового бизнеса на 3233,7% до 15294,8 млн рублей, что позволило этой компании переместиться с 64 на 12 место на российском рынке по данному показателю, в то время как компания «ВЭБ-лизинг» показала отрицательную динамику (-56,0%) и потеряла место в первой тройке. В целом же в прошедшем году уровень концентрации на компаниях из первой десятки составил порядка 63%, что меньше аналогичных показателей за 2014 и 2015 года -64 и 67%, соответственно.

Таблица 1. Рейтинг первых 20 компаний по объему нового бизнеса [3]

Место по новому бизнесу Наименование ЛК Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 2016 г., млн. рублей Темпы прироста нового бизнеса 2016 г. / 2015 г., % Сумма новых договоров лизинга за 2016 г., млн. рублей Объем лизингового портфеля на 01.01.17, млн. рублей

01.01.17 01.01.1б

1 4 Государственная транспортная лизинговая компания» 122 753,2 157,0 188 332,9 337 600,6

2 3 «Сбербанк Лизинг» (ГК) 82 871,4 46,5 125 655,9 375 080,7

3 1 «ВТБ Лизинг» 76 658,4 -1,3 114 744,3 380 416,3

4 5 «Европлан» 37 950,6 56,6 н.д 44 715,9

5 2 «ВЭБ-лизинг» 33 570,6 -56,0 49 303,2 524 659,7

б б «Сименс Финанс» 27 232,6 26,5 43 021,3 34 810,1

7 7 «Балтийский лизинг» (ГК) 23 938,0 23,2 35 785,0 32 813,0

S 1б «МКБ-лизинг» (ГК) 22 948,0 221,7 31 514,0 32 578,0

9 - «Газпромбанк Лизинг» (ГК) 20 325,0 - 51 956,0 114 158,0

10 S «ТрансФин-М» 18 849,4 0,4 46 248,9 277 425,6

11 - «Росагролизинг» 16 712,0 - 19 818,2 80 552,3

12 б5 «БИЗНЕС АЛЬЯНС» 15 294,8 3233,7 29 378,4 29 740,9

13 14 «ЮниКредит Лизинг» 14 542,6 98,7 20 505,6 26 821,7

14 10 «РЕСО-Лизинг» 14 514,1 25,9 22 307,8 18 406,8

15 19 «Альфа-Лизинг» (ГК) 11 736,3 169,9 18 966,1 58 153,6

1б 11 «КамАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) 9 630,9 -1,0 14 062,9 9 843,1

17 19 «Элемент Лизинг» 9 580,5 120,3 14 299,8 9 660,4

1S 17 «СТОУН-ХХ1» (ГК) 8 395,6 31,9 12 665,5 10 777,2

19 1S «Система Лизинг 24» 7 919,4 36,7 10 271,1 12 370,8

20 13 «РЕИЛ1520» (ГК) 7 231,0 -8,6 6 211,0 32 995,0

Объем профинансированных средств, т.е. средства, которые были потрачены лизинговыми компаниями в рассматриваемом периоде для их выполнения, увеличились по сравнению с 2015 годом на 25%. Кроме того в их структуре произошли значимые изменения. В 2016 году лизинговые компании стали больше финансировать сделки за счет банковских займов, которые стали более доступными в силу снижения ставок по кредитам, их доля увеличилась с 52% в 2015 году до 60% в 2016. Однако популярность финансирования сделки за счет облигаций существенно снизилась с 14% до 3% из-за снижения популярности данного способа среди крупных игроков лизингового рынка. Доля сделок, которые финансируются за счет собственных средств, составляет 15,7%, что немного меньше показателя за 2015 год - 17,7%, а доля авансов изменилась незначительно и установилась на уровне 11,1%. Использование векселей было популярно среди крупных компаний, поэтому их доля выросла с 2,3% в 2015 году до 6,3% в 2016 году.

Безусловно, на рынке существует целый ряд государственных компаний, которые занимаются лизинговым бизнесом. На государственные лизинговые компании в среднем приходится более половины всего рынка. Лизинговые компании с государственным участием занимают лидирующие позиции по многим показателям. «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг» и «Государственная транспортная лизинговая компания» - компании с государственным участием, которые традиционно находятся в лидирующей пятерке компаний, а единственной частной является в этом рейтинге компания «Европлан». Государственные компании обладают рядом преимуществ по сравнению с частными фирмами: существенный размер собственного капитала, лучшие возможности привлечения заемных денежных средств, а также помощь государства в кризисных ситуациях. Как итог, они способны предлагать своим клиентам более низкие процентные ставки и более продолжительный срок договоров.

Таблица 2. Территориальное распределение нового бизнеса в 2016 году [4]

№ Территориальные образования Доля, %

1 Москва 31,2

2 Санкт-Петербург 14,3

3 Уральский ФО 11,8

4 Центральный ФО 9,4

5 Приволжский ФО 9,3

6 Сибирский ФО В

l Южный ФО 4,8

В Дальневосточный ФО 3,4

9 Северо-Западный ФО 2,5

10 Северо-Кавказский ФО 0,9

11 Новый бизнес за пределами РФ 4,4

Территориальное распределение нового бизнеса позволяет понять, в каких регионах лизинг является более востребованным по сравнению с другими территориальными единицами. Наибольшая доля нового бизнеса принадлежит Москве: на нее приходится порядка 31% всего рынка, однако следует отметить, что данный показатель значительно уменьшился по сравнению с 2015 годом, когда доля составляла 48,4%. В основном, в кризисное время доля столицы увеличивается, а в период восстановления она снижается из-за укрепления позиций других регионов

страны. Данный процесс мы могли наблюдать в посткризисном 2010 году.

Санкт-Петербург и Уральский ФО -территориальные единицы, которые сумели более резко, по сравнению с другими регионами, повысить свое присутствие на российском лизинговом рынке. Их доли увеличились за 2016 год на 7 и 3 п.п., до 14 и 12%, соответственно. Кроме Москвы, только Приволжский ФО снизил свою долю, потеряв 1 п.п. А все остальные регионы продемонстрировали положительную динамику за счет восстановительного роста всего рынка, отобрав потерянные во время кризиса доли у Москвы.

Таблица 3. Структура российского лизингового рынка

Предметы лизинга Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 2016г., % Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 2015г., % Прирост (сокращение) объема сегмента, % Доля в лизинговом портфеле на 01.01.17, %

Авиационный транспорт 20,5 20,6 35,5 21,6

Грузовой автотранспорт 17,6 16,8 42,6 7,1

Легковые автомобили 17,5 19,8 20,3 6,8

Железнодорожная техника 13,0 17,0 -1,1 40,8

Суда (морские и речные) 7,1 1,5 544,4 4,9

Строительная и дорожно-

строительная техника, включая строительную спецтехнику на ко- 7,0 5,8 64,3 3,5

лесах

Сельскохозяйственная техника и 3,1 1,5 181,4 3,2

скот

Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование 2,4 2,9 12,7 3,7

Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки 2,3 0,8 291,4 1,9

Недвижимость 1,3 2,6 -31,9 1,8

Традиционно лидирующими сегментами российского лизингового рынка (таблица 3) являются авиационный, грузовой автотранспорт, легковые автомобили и железнодорожная техника, доля которых в новом бизнесе обычно составляет 65-75% в зависимости от экономической ситуации, государственных программ поддержки и т.д. В 2016 году совокупная доля лидирующих сегментов снизилась по сравнению с аналогичным показателем 2015 года на 5,6%. Во многом это объясняется снижением доли такого сегмента рынка как железнодорожная техника на 4% в общей стоимости имущества в 2016 году, а также внушительным ростом аналогичного показателя морских и речных судов на 5,2%.

На протяжении последних нескольких лет лидером рынка является автолизинг, который в кризисный период стал одним из драйверов рынка, став наиболее устойчивым сегментом. В силу того, что автотранспорт является высоколиквидным активом, который в условиях экономического спада стал одним самых востребованных сегментов отечественного рынка лизинга. Характерной чертой последних лет является рост активности государственных компаний в сегменте автотранспорта. Все это привело к заметному росту доли автотранспорта в общей доле стоимости нового бизнеса: с 20% в 2013 году до 35% в 2016 году. Также здесь стоит отметить тот факт, что этот рост сегмента автолизинга происходил на фоне общего снижения продаж автомобилей в России. Так, согласно данным АЕБ [4] за 2014-2016 годы продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 43%, а по данным «АВТОСТАТа» [5] продажи новых грузовых автомобилей упали примерно на 40%.

По оценкам руководителей крупных лизинговых компаний, доля лизинга в продажах легковых автомобилей выросла за последние 3 года почти в 2 раза - с 4 до 8%, а в продажах грузовых автомобилей с 34 до 53%. Несмотря на такой стремительный рост лизинга в продажах разных видов автомобилей, автокредит по-прежнему является более популярным. Так, по данным АВТОСТАТа [5] на автокредиты пришлось около 44% от количества проданных автомобилей всех видов.

По итогам исследования сделано следующее заключение.

Лизинговые компании с государственным участием занимают лидирующие позиции в исследуемом сегменте экономики. Территориальное распределение нового бизнеса позволяет сделать вывод о том, что наибольшая доля нового бизнеса принадлежит Москве. Санкт-Петербургу и Уральскому ФО - территориальным единицам, которые сумели значительно повысить свое присутствие на российском лизинговом рынке. Большинство регионов РФ, кроме Москвы и Приволжского ФО, продемонстрировали положительную динамику за счет восстановительного роста всего рынка.

На протяжении последних нескольких лет лидером рынка является автолизинг. Характерной чертой текущего момента является рост активности государственных компаний в сегменте автотранспорта.

В перспективе следует ожидать роста лизингового рынка в РФ. При этом следует учитывать, что существуют определенные риски, связанные с предстоящей реформой исследуемого сегмента экономики, которые могут увеличить издержки лизинговых компаний в краткосрочной перспективе.

Библиографический список

1. Философова, Т.Г. Лизинговый бизнес: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 181 с.

2. Екимовский, А. Лизинг [Электронный ресурс] // Коммерсантъ: [сайт]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3270083 (Дата обращения 20.04.2017).

3. Волков С., Рынок лизинга по итогам 2016 года: реактивное восстановление [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство Эксперт: [сайт]. URL: http: //raexpert.ru/docbank/44c/001/c45/c5a73c0421211766d8fd628.pdf (Дата обращения 07.04.2017).

4. Сайт Ассоциации европейского бизнеса [Электронный ресурс]. URL: https://www.aebrus.ru/ru/ (Дата обращения 12.04.2017).

5. Сайт аналитического агентства "АВТОСТАТ" [Электронный ресурс]. URL: https://www.autostat.ru/analytics/ (Дата обращения 12.04.2017).

STRUCTURE OF THE LEASING MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ya.I. Fatyanov, student

St. Petersburg state university

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article presents the results of the analysis of the structure of the Russian leasing market: the composition of the leasing companies-leaders of this segment of the economy is given; the peculiarities of the territorial distribution of new business in the current macroeconomic conditions are revealed; the leading segments of the Russian leasing market are identified.

Keywords: fixed assets, leasing, leasing market, leasing companies, segments of the leasing market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.