СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ТЕРРИТОРИЙ
Лизинг в России: современное состояние
Закирова Элина Рафиковна
Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансового менеджмента Уральского государственного экономического университета
Elina R. Zakirova
Candidate of Economic Sciences, docent, associate Professor at the Department of Financial Management of Ural State University of Economics
e-mail: [email protected] Мокина
Лилия Сергеевна
Магистрант кафедры финансового менеджмента Уральского государственного экономического университета
Lilia S. Mokina
Graduate student at the Department of Financial Management of Ural State University of Economics
e-mail: [email protected] УДК 339.187.62
Current status of the leasing market in Russia
Проанализировано состояние российского лизингового рынка за период 2015-2016 гг. Рассмотрены основные игроки и сегменты рынка. Выявлены тенденции дальнейшего развития лизингового рынка в России
Ключевые слова и словосочетания: лизинг, финансовый лизинг, оперативный лизинг, лизингодатель, лизингополучатель, лизинговый рынок, лизинговые услуги.
The author provides the analysis of the current status of the leasing market in Russia for the period of 2015-2016, describes the major market players and the market segmentation as well as the future trends of the leasing market development in the RF
Keywords: leasing, finance lease, operating lease, leaser, leaseholder, lease market, lease services
К факторам, сдерживающим рост российской экономики, относятся физический износ и медленное обновление основных производственных фондов отечественных предприятий. Российские кредитные организации для решения этой проблемы и увеличения собственного капитала инвестируют в долгосрочные капитальные активы и имущество, передавая их во временное пользование на основе платности, срочности и возвратности [1]. Такой вид финансово-кредитных отношений называется «лизингом».
Согласно статье 665 Гражданского кодекса РФ и статье 2 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)», по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Таким образом, арендодатель не ответствен за выбор предмета аренды и продавца, а ответственность за риски, связанные с владением и пользованием арендованных активов, несет арендатор (лизингополучатель).
В договоре финансового лизинга участвует три субъекта: лизингодатель - приобретает в собственность у продавца имущество (предмет лизинга) и предоставляет его лизингополучателю; в свою очередь, лизингополучатель - принимает имущество (предмет лизинга) во временное пользование за определенную плату и на установленный договором срок; продавец - продает лизингодателю имущество, в дальнейшем участвующее в лизинговом договоре.
На протяжении срока действия договора лизингополучатель выплачивает лизингодателю лизинговые платежи (его прибыль), а право собственности весь этот период остается за лизингодателем. По окончании договора организация-лизингополучатель выкупает предмет лизинга по остаточной стоимости.
Для анализа рынка лизинговых услуг необходимо четко обозначить его границы, т.е. определить субъекты, выступающие лизингодателями. Однако поскольку в России обязательное лицензирование лизинговой деятельности отменено, а данные государственной статистики по лизингу отсутствуют, крайне сложно точно подсчитать количество лизинговых фирм [2]. Рассмотрим оценки агентства «Эксперт РА», характеризующие в основном , деятельность «рыночно ориентированных» лизинговых компаний, определяющих современную ситуацию на рынке лизинговых услуг и влияющих на его структуру.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» отмечает, что лизинговый рынок России, имевший тенденцию к росту до 2012 г. (4-е место среди европейских государств, объем рынка составляет 19,6 млрд евро [3]), в 2013-2014 гг. показал отрицательные результаты, что было вызвано ухудшением макроэкономической ситуации в стране, вследствие чего из-за неопределенности введения новых санкций не был реализован отложенный спрос.
В 2015 г. объем лизингового портфеля впервые за последние пять лет продемонстрировал отрицательную динамику. Стоимость новых лизинговых договоров сократилась на 17% до 830 млрд р. Число лизинговых сделок составило не менее 130 тыс. (-18% к 2014 г.). По объему лизингового портфеля на 1 января 2016 г. Россия занимала пятое место среди европейских стран.
На рис. 1 показано, как динамика объемов нового бизнеса лизинговых услуг в последние годы сокращается. Существенному падению препятствуют крупные авиасделки и государственное субсидирование автолизинга [3], а также скидки и специальные предложения лизингодателей.
Лидерами рынка, по данным на 1 июля 2016 г. остаются государственные институты: «ВТБ Лизинг», Государственная транспортная лизинговая компания и «Сбербанк Лизинг».
900 п
783
741
770
800 -
600 -
700 -
500 -
4
400
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Рис. 1. Динамика объема нового бизнеса в России [3]
Социально-экономическое развитие территорий
Количество сделок лизинга по итогам I полугодия 2016 г. превысило 63 тыс. (рост на 26% по отношению к аналогичному периоду 2015 г.), что, отчасти, обусловлено активизацией региональных сделок лизинговых компаний. Из-за активизации региональных продаж снизилась концентрация нового бизнеса в столице: за I полугодие 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля Москвы сократилась на 16% (до 40%); доли Санкт-Петербурга и Приволжского ФО выросли на 4,1 и 2,6% (до 10,6 и 11,2% соответственно); Уральский ФО нарастил свою долю до 8,1%. По остальным административно-территориальным единицам распределение изменилось незначительно (рис. 2).
□ Москва
О Центральный ФО (за исключением Москвы)
□ Санкт-Петербург
□ Северо-Западный ФО (за исключением Санкт-Петербурга)
■ Приволжский ФО
□ Северо-Кавказский ФО
□ Южный ФО
□ Уральский ФО
■ Сибирский ФО
□ Дальневосточный ФО
□ Крымский ФО (включая Севастополь)
Рис. 2. Территориальное распределение лизинговых компаний за I полугодие 2016 г., % [3]
Крупнейшим сегментом рынка лизинга в I полугодии 2016 г. остался автолизинг, доля которого выросла до 40%. Доля авиасегмента в структуре нового бизнеса снизилась до 18,1%. Сегмент железнодорожной техники, уже с 2012 г. имевший отрицательную динамику, сжался до 13,3%. Среди крупных сегментов (с объемом более 5% в структуре нового бизнеса) прирост показали строительная и дорожно-строительная техника - с 5,8 до 7,9% [3].
Объемы сегментов рынка, занимающих лидирующие позиции, заметно сокращаются. Так, на авиасегмент негативно влияют падение курса рубля, недоступность зарубежных краткосрочных кредитов, банкротство перевозчика «Трансаэро». Снижение доли железнодорожного сегмента связано с коррекцией ставок аренды вагонов и цен на новый подвижной состав, сокращением объема грузовых и пассажирских перевозок, перенасыщением рынка.
Чтобы предотвратить падение рынка лизинга в этих сегментах, нужна государственная инвестиционная поддержка [4; 5], способная обеспечить в перспективе качественный рост в проблемных секторах. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. сделан акцент на развитии лизинга в авиационном сегменте, а также в сегменте морской и речной техники. Хорошую динамику демонстрирует лизинг автотранспорта, спецтехники, промышленного оборудования - эти сферы включены в программу государственного субсидирования [6]. Автосегмент также поддержат государственные закупки в сфере городского транспорта и инфраструктурных проектов.
Происходящие на российском лизинговом рынке структурные изменения связаны с переориентацией предметов лизинга и говорят о том, что рынок развивается. Государство принимает меры для поддержки развития лизинга в России. Например, в некоторых лизинговых компаниях запущена программа «Экспресс-лизинг оборудования», в которой существенно упрощена процедура рассмотрения и заключения сделок с производственной техникой. Важной государственной инициативой стал запуск программы «Лизинговые проекты» Фонда развития промышленности, создавшей предпосылки для увеличения реального спроса на новое отечественное промышленное оборудование.
Лизинг крайне важен для российских организаций, испытывающих дефицит оборотных средств и нуждающихся в средне- и долгосрочных инвестициях для производства конкурентоспособной продукции. Для многих инфраструктурных отраслей, таких, как транспорт, связь и т.д., финансирование в форме лизинга выступает основным источником средств модернизации бизнеса. Рынок лизинга в России не насыщен и имеет высокий потенциал роста. Урегулирование правовых вопросов и создание экономически выгодных условий для проведения операций лизинга будут способствовать дальнейшему активному развитию
3,4 0,5
лизинговых услуг в нашей стране.
Библиографический список
1. Закирова Э.Р. Инвестиционная политика хозяйствующих субъектов [Текст] / Э.Р. Закирова // Российский электронный научный журнал. 2016. N° 1(19). С. 91-96.
2. Юсупова А.Т. Анализ рынка лизинговых услуг в России: анализ, характеристики, основные тенденции [Текст] / А.Т. Юсупова // Экономический журнал ВШЭ. 2015. № 3. С. 378-399.
3. Рейтинговое агентство ИЛЕХ («Эксперт РА») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru.
4. Закирова Э.Р. Государственная поддержка промышленности в условиях циклического развития экономики [Текст] / Э.Р. Закирова, А.В. Макаров, О.Б. Веретенникова [и др.]. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - 536 с.
5. Деменков С.В. Роль лизинга в условиях макроэкономической нестабильности [Текст] / С.В. Деменков, Е.В. Корнева // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 37-45.
6. Закирова Э.Р. Анализ эффективности федеральных мер господдержки в подотрасли транспортных средств и оборудования [Текст] / Э.Р. Закирова // Наука и бизнес: условия взаимодействия и развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2014. Ч. 1. С. 142-145.