ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201065 2020, № 09 (сентябрь) УДК 371.132:004.9
Структура и вопросы организации профессиональной деятельности преподавателя дистанционного обучения
Громова Татьяна Владимировна 1
Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия
gromova73@yandex.ru
Аннотация. В настоящее время нет необходимости рассуждать о предпосылках цифровой трансформации в экономике, цифровизации образования, потому что они уже произошли. Было бы нелогичным полагать, что предприятия, в том числе малого и среднего бизнеса, смогут оставаться столь же эффективными, работая согласно старой модели, используя традиционные подходы и методы. Общеизвестно также, что образование - существенная часть экономики, а степень образованности в обществе сравнивается с параметрами экономического развития и благосостояния людей. В связи с этим необходимость использования инфокоммуникационных и дистанционных технологий в образовании существенно возрастает. Необходимым условием эффективного использования данных технологий является наличие преподавателей, способных и готовых (профессионально, технически, психологически) к осуществлению деятельности в системе дистанционного обучения. Цель исследования - разработать структуру деятельности преподавателя дистанционного обучения и проанализировать компоненты его профессиональной активности. Ведущими подходами к исследованию выступают системный подход (исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы) и инновационный подход (умение быстро реагировать на изменения, диктуемые вновь сложившимися обстоятельствами и внешней средой). Новизна исследования заключается в выборе темы (не достаточно разработанной на данном этапе) и рассмотрении ее в фокусе социально-экономического развития общества. Основные результаты работы представляют собой: обоснование особенности работы тьютора/преподавателя дистанционного обучения; разработку структуры деятельности преподавателя дистанционного обучения; анализ компонентов его деятельности. Теоретическая значимость статьи заключается в расширении знаний, касающихся специфики деятельности преподавателей дистанционного обучения. Практическая значимость работы состоит в применении полученных результатов при организации подготовки/повышения квалификации преподавателей вузов для работы в условиях дистанционного обучения. Приобретенные знания и навыки можно применять при обучении преподавателей не только в высших, но и в средних учебных заведениях различного профиля.
Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, система дистанционного обучения, преподаватель дистанционного обучения, структура профессиональной деятельности.
Поступила в редакцию Received 02.08.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 03.09.20
Принята к публикации Accepted for publication 03.09.20 Опубликована Published 30.09.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Громова Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры лингвистики и иноязычной деловой коммуникации ФГБОу ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Россия
Введение
Как было отмечено ранее, цифровизация, цифровая трансформация - тенденции, решительно признанные представителями мирового бизнеса в разных регионах в наше время. Возможности этих тенденций неограниченные. Чтобы успешно функционировать в условиях цифровой трансформации, работники рынка труда должны быть соответствующим образом подготовлены [1]. Логично предположить, что и подготовку/ переподготовку их следует проводить в условиях цифровизации обучения с использованием дистанционных и коммуникационных технологий [2]. В соответствии с Национальной доктриной образования РФ до 2025 года [3], дальнейшее развитие образования связано в том числе с дистанционным обучением (далее - ДО), которое становится особенно актуальным в ситуации распространения коронавируса и постепенного перевода образовательных заведений на ДО. Сложность данного перевода состоит в недостаточном количестве преподавателей или их недостаточной компетентности, в связи с чем возникает проблема их подготовки и/ или повышения квалификации. Для этого была разработана авторская технология подготовки преподавателей вуза (далее - ППВ) к работе в системе ДО (далее - СДО) [4]. В рамках данной статьи остановимся подробнее на обосновании специфики работы преподавателя ДО/тьютора; разработке структуры и анализе компонентов его деятельности с тем, чтобы он мог в дальнейшем эффективно проводить обучение студентов - будущих специалистов в СДО.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Система дистанционного обучения, как всякая педагогическая система, состоит из таких компонентов, как цель, контент, средства, формы и методы обучения, обучающихся и обучающих [5]. В этой системе (как и в традиционном обучении) при всех возможных изменениях «человек обучающий» - преподаватель - выступает ключевым компонентом, гарантирующим результативность процесса обучения. Так, авторы работы «Цифровая трансформация образования: каким должен быть преподаватель в цифровую эпоху», заявляя о переосмыслении роли преподавателей, обращают внимание на наличие ряда проблем. К ним относят, в частности, консерватизм академической среды, нежелание менять что-то в своей деятельности и жизни, нехватку подготовленных кадров, недоверие к ДО (страх быть замененными онлайн-курсами) и др. [6] Стивен Роуленд, например, в своей работе подчеркивает важность личных и интеллектуальных ценностей преподавателей университетов и необходимость их совместного широкого обсуждения с коллегами с последующей рефлексией [7]. Д. Б. Ахматова и Л. И. Гурье рассматривают преподавателя ДО как личность, владеющую набором профессиональных качеств, таких как умение проектировать учебный процесс, соединять разнообразные подходы в процессе обучения, применять инновационные системы обучения, т. е. решать творческие, проблемные задачи профессионально педагогической деятельности [8]. Х. Чжао анализирует вероятные изменения, вызванные использованием инфокоммуникационных технологий (далее -ИКТ) в среде высшего образования, и указывает на отсутствие подготовки кадров и отсутствие мотивации у преподавателей принять ИКТ в качестве средств обучения [9]. В зарубежной и все чаще в российской литературе преподавателя в системе ДО называют «тьютором» (от англ. tutor - репетитор, наставник, опекун). По мнению
М. В. Моисеевой, задачи тьютора заключаются в оказании максимальной помощи; отслеживании и корректировке индивидуального маршрута обучаемого; совместном оценивании выполненных учебных модулей; групповом обсуждении полученных результатов [10]. На мотивацию и активизацию процесса обучения студентов, поддержку заинтересованности в обучении на протяжении всего учебного курса обращали внимание Фреди Джованни, Эскобар Фандиньоа, Анжела Джульетта, Сильва Веландия [11]. Проблемы обучения профессионально занятых людей, а также людей разных возрастных групп в системе дистанционного образования профессионально изучали С. А. Щенников и А. Г. Теслинов [12]. И. Лимани, Э. Хайризи, Л. Степлтон, М. Реткосери рассматривают цифровую компетентность, владение ИКТ как жизненно важный набор навыков будущих специалистов к решению проблем и поиску решений в профессиональной деятельности [13]. Мигель Анхель Фернандес Хименес, Эстер Мена Родригес, Лигия Изабель Эстрада Видаль в своей работе проанализировали функции, выполняемые тьюторами, установили типологии тьюторов в соответствии с их ролями, функциями и используемыми ресурсами; а также особенности, характеризующие студентов, участвующих в электронном обучении [14]. Согласно ряду исследователей, в частности Ю. Б. Алюшиной, существует точка зрения о том, что усвоению будущей профессии содействует деятельность, соответствующая осваиваемому виду активности, т. е. цифровизации экономики в нашем случае [15]. Очевидно, что разные вопросы ДО и деятельности тьютора изучали многие исследователи. Так, авторы работы [16] на основе освоения опыта ДО иностранных студентов, проживающих в Южной Африке, пришли к выводу, что академическая адаптация в значительной степени определяется эмоциональной адаптацией, привязанностью к учебному заведению, доступом к технологиям и интернационализацией студентов. Н. Джексон, изучая подводные камни цифровой трансформации, пытается найти баланс между потребностью общества в инновациях, вызванных появлением цифровых технологий, и возможностями высших учебных заведений перехода к новым компетенциям [17]. На недостаточное использование возможностей ДО в сфере образования обращала внимание Дж. Салмон [18]. Л. Старр называет недостаточную квалификацию и нехватку преподавателей ДО, недостаток мотивации и финансовой поддержки в качестве ключевых проблем, мешающих повсеместному распространению ДО в учебном процессе [19].
Несмотря на значительное количество работ, посвященных ДО и преподавателю ДО, вопросам структуры и организации профессиональной деятельности преподавателя ДО уделено неоправданно мало внимания. С учетом особенностей современного быстро развивающегося общества, а также стремления к обеспечению опережающего характера подготовки преподавателя по отношению к подготовке обучаемых им будущих специалистов настоящая работа должна в некоторой степени содействовать ликвидации различий между идеальной моделью и имеющимся в наличии преподавателем ДО.
Методологическая база исследования
Решение проблемы широкого использования ДО на практике во многом зависит от решения проблемы готовности преподавателей к работе в системе ДО [20]. Проблема сложная и многоаспектная; она состоит из целого комплекса задач, таких как выявление психолого-педагогических и теоретико-методологических основ системы подготовки к ДО; обоснование концепции проектирования технологии ППВ к ДО; определение специфики деятельности и разработка многоплановой характеристики
преподавателя ДО как субъекта учебного процесса; проектирование содержания данной подготовки и создание методического комплекса эффективного осуществления данного содержания в формате учебных и методических пособий и рекомендаций, а также программ; разработка и опытная проверка технологии ППВ к работе в СДО; выявление критериев готовности преподавателей ДО, проведение ее опытно-экспериментальной проверки. Для решения поставленных задач в работе основу исследования составляли: научные труды; психолого-педагогическая и методическая литература, психосоматическая литература; теории и доклады на научных конференциях, электронные ресурсы по данной тематике. В работе использовались эмпирические (наблюдение, сравнение), теоретические (анализ, синтез, моделирование) и диагностические методы (анализ состояния и причин, в частности, влияние цифровой трансформации в экономике на тенденции развития образования). В ходе исследования также изучалась психологическая, научно-педагогическая и методическая литература, отечественный и зарубежный опыт по вопросам ДО и подготовки преподавателя к ДО; проводился диагностико-формирующий эксперимент, статистическая обработка его результатов. Этим и другим аспектам посвящена работа [21]. В рамках данной статьи остановимся подробнее на таких аспектах, как обоснование специфики работы преподавателя ДО/ тьютора; разработка структуры и анализ компонентов его деятельности с тем, чтобы он мог в дальнейшем эффективно проводить обучение студентов - будущих специалистов в СДО.
Как уже отмечалось ранее, обучение/ переподготовку преподавателей целесообразно проводить в контексте цифрового обучения с использованием дистанционных и информационно-коммуникационных технологий [22]. Использование данных технологий в системе высшего образования, во-первых, позволяет обеспечить равный доступ к образовательным ресурсам (электронные библиотеки, кейсы, образовательные платформы) независимо от места проживания слушателя, состояния здоровья и т. д. [23], во-вторых, формирует способность слушателей строить самостоятельные образовательные стратегии, в том числе содействует развитию навыков для самостоятельной работы с информацией [24].
Результаты исследования
В дистанционном обучении тьютор может быть очным или удаленным педагогом, который помогает обучающемуся выстраивать индивидуальную траекторию своего дистанционного образования. Иначе говоря, тьютор - важный и необходимый посредник между учебным материалом (представленным в печатном варианте, на CD или через Интернет) и студентом [25]. В более широком понимании «тьютор» - это наставник, куратор обучающегося, помогающий ему в организации своего образования при любой форме обучения (очной, заочной, дистанционной, экстернате) [26].
Преподаватели, которые работают в системе ДО, часто задаются вопросами: нужно ли им самим создавать учебно-методическое сопровождение или они могут использовать имеющиеся материалы, разработанные авторами курсов, при условии умения оценить их качество и выстраивать надлежащую систему сопровождения? И тот и другой подходы имеют право на существование. Когда преподаватель ДО выступает автором-разработчиком УМК (что желательно, но не обязательно), значит, он настолько владеет дисциплиной, что способен независимо оценить качество выполнения заданий студентами и выступить в роле эксперта в этой области. Иной подход предусматривает разделение функций преподавателя ДО и эксперта по дисциплине. В этом случае преподаватель должен уметь оценить качество разработанного УМК,
работать с автором курса по конкретной дисциплине, применять методы и средства ДО в обучении. Анализ научных источников и практического опыта работы преподавателей традиционной и дистанционной систем обучения позволил сделать вывод о существенных различиях в их деятельности. В частности, преподаватель ДО гораздо в большей степени оказывает академическую, психологическую и организационную поддержку студентов, корректируя их самостоятельную работу, чем «традиционный» преподаватель.
Несмотря на существенную долю самостоятельной работы, обучение студентов - это хорошо продуманная система сопровождения преподавателем студентов в процессе обучения. Сопровождение может проходить несколько стадий:
1. Планирование и подготовка, в течение которых производится диагностика потребностей обучающихся; определяется начальный уровень знаний и умений; готовятся учебные и методические материалы.
2. Именно сопровождение, которое предполагает усиление знаний, формирование навыков и умений; консультирование; организацию общения между студентами и т. п.
3. Применение результатов обучения и итоговый анализ. Эта стадия подразумевает под собой закрепление полученных знаний, умений и навыков; оценку успехов и изменений студентов (в том числе и в профессиональной деятельности); итоговую оценку эффективности процесса сопровождения [27].
Сопровождение преподавателем обучающихся в ДО реализуется через следующие элементы его работы: презентация курса, организация групп взаимопомощи, проведение тьюториалов, проведение дневной и воскресной школ, проверка домашних заданий, консультаций, подготовка к экзамену (см. рисунок) [28].
Представим характеристику основных компонентов деятельности преподавателя ДО.
Под презентацией курса понимается коллективное занятие преподавателя ДО со студентами, предназначенное для введения в учебную деятельность, формирования общего представления о курсе, самоопределения и создания необходимого настроя на изучение курса. Во время презентации курса преподаватель ДО также рассказывает о длительности и содержании курса, планируемых встречах, требованиях по окончании курса и т. д. Вторая важная задача презентации - это знакомство студентов
и преподавателя меду собой. «Чувство группы» является большим стимулом успешного обучения. По инициативе преподавателя также могут быть организованы группы взаимопомощи. Студенты проводят встречи в удобное для них время, в промежутках между тьюториалами, и посвящают их совместному изучению содержания курса, обсуждению проблем освоения материала.
Проведение тьюториалов - одна из центральных задач преподавателя ДО. Тью-ториал (термин, которым обозначаются очные занятия со студентами в ДО) - групповая деятельность преподавателя с обучающимися с использованием активных методов обучения, нацеленная на приобретение опыта поведения в стандартных, нестандартных, смоделированных ситуациях; совершенствование умственных и коммуникационных возможностей обучающихся. Безусловно, проведение тьюториалов возможно, только если это предполагает технология обучения (например, кейс-технология). Однако при большой территориальной разобщенности студентов выход может быть найден в использовании сетевой технологии обучения: проведение тьюториалов через Интернет, в виде компьютерных конференций, а при достаточном материальном обеспечении - видеоконференций. Основные задачи тьюториала следующие:
- обзор/интеграция материалов курса;
- обсуждение проблемных тем;
- установление связи теории с практикой;
- снятие возможных опасений студентов;
- организация активного участия всех студентов;
- разбор письменных заданий;
- организация обмена профессиональным опытом студентов между собой;
- поддержание мотивации студентов;
- отработка отдельных профессиональных навыков.
Особенности тьюториала, как правило, заключаются в комплексности методических приемов, используемых преподавателем ДО для достижения поставленных задач: сюда входят мини-лекции, ролевые и деловые игры, дискуссии, работа в малых группах, анализ конкретных ситуаций (case-studies), тесты, тренинги, задания. Такой спектр приемов предъявляет повышенные требования к квалификации преподавателей ДО и предполагает ориентированность на потребности студентов, умение задавать быстрый темп работы. Еще одно возможное отличие - в активности самих студентов. Задача тьюториала - не столько контроль «заучивания» теоретического материала, сколько актуализация знаний и умений, обмен мнениями, участие в деятельности. Значение имеет и тот факт, что тьюториал проводится примерно раз в месяц (семинары в традиционной системе обучения проводятся чаще), и это предполагает большую «концентрированность» материала, заострение внимания на действительно проблемных вопросах и конкретных ситуациях, эффективное и плодотворное общение. Ключевую роль в процессе обучения студента играют обратная связь, анализ и рефлексия. Они могут быть реализованы в устной форме - на тьюториалах, во время консультаций, в воскресной школе, а также в письменной - при проверке письменных домашних заданий студентов с комментарием преподавателя (ТМА - Tutor Marked Assignment).
Проверка итоговых домашних заданий (ТМА) является персонифицированной формой обратной связи и имеет большое значение, так как преподаватель ДО отслеживает персональный прогресс студента в процессе обучения, комментирует выполнение заданий, ориентирует студента на успех при выполнении следующих заданий. Домашнее задание (в частности, итоговое) может носить проектный характер, таким
образом, осуществляется контроль понимания и усвоения студентом учебного материала. Такие задания, как правило, призваны учитывать личный профессиональный опыт обучающегося, отражать его видение проблемы. При проверке письменных домашних заданий преподаватель ДО может использовать такие методические приемы, как анализ ошибок, подробные письменные комментарии с указанием сильных и слабых сторон работы, оценивание, составление обобщающей рецензии, рекомендации.
Еще один важный элемент работы преподавателя ДО, возможный при соответствующей организации образовательного процесса, - это проведение Воскресной (или Дневной) школы. Основными задачами этого мероприятия являются: создание целостного представления о предмете, отработка ключевых навыков (презентации, анализа и т. п.), обеспечение активного участия всех студентов в работе школы, организация обмена опытом между студентами, подготовка к экзамену. Очевидно, что Воскресная школа требует большой затраты сил от преподавателя ДО. Проведение Воскресной школы - элемент, заимствованный из опыта западных университетов, где студентов, обучающихся дистанционно, заранее предупреждают о необходимости присутствия на ней. В ряде российских вузов (например, МИМ «ЛИНК») уже отработана практика проведения Воскресной школы, дающая положительные результаты.
Подготовка к экзамену также важный элемент работы преподавателя ДО и предполагает самостоятельную, но обязательно поддерживаемую преподавателем работу студентов с учебными материалами. В течение всего периода обучения студенты получают консультации преподавателя ДО по любым вопросам, связанным с содержанием и процессом обучения (очные и дистанционные). Итоговый контроль может протекать в виде письменного экзамена (если процесс обучения предполагает личное присутствие студента) или в виде защиты проекта. Итоговый контроль, помимо задачи оценки усвоения студентом материала курса в целом, на наш взгляд, имеет еще один аспект: результаты контроля должны привести преподавателя к оценке и рефлексии собственной деятельности, что является важным для обеспечения результативности и качества обучения.
Содержание деятельности преподавателя при сетевой технологии ДО представим таким образом:
- виртуальное знакомство с обучающимися;
- формирование виртуальной учебной группы;
- диагностика (анализ исходного уровня знаний группы), мотивация на продолжение обучения;
- проведение занятий, консультирование.
Несмотря на то что преподаватель ДО не читает лекций перед большой аудиторией, не разрабатывает учебной документации, не общается со студентами непрерывно, его деятельность нельзя назвать простой. В своей работе преподаватель ДО может столкнуться с определенными проблемами и затруднениями. Они могут быть связаны с различными аспектами: организацией взаимодействия студентов, нехваткой времени, техническими неполадками. В любом случае перед преподавателем возникает вопрос: как поступить? Как выбрать правильную линию поведения и найти наилучший выход из создавшейся ситуации? На эти и другие вопросы, связанные с деятельностью преподавателя ДО, можно найти ответы в работе [29].
Несмотря на разнообразные проблемы и сложности, связанные с полноценным использованием ДО в учебном процессе, многие исследователи отмечают неограниченный потенциал дистанционного образования в будущем, в частности Ж. Н. Зайцева [30], К. Поллок, С. Шварц, Д. Бак [31] и др.; на возрастание значения ДО в ответ на пандемию обращают внимание авторы работы [32].
Заключение
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что цифровая трансформация оказала существенное влияние на многие аспекты социальной, деловой, академической и других сторон реальности. Изменения экономического характера не могли не отразиться на концепции образования. В соответствии с системным подходом (исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы) и инновационным подходом (умение быстро реагировать на изменения, диктуемые вновь сложившимися обстоятельствами и внешней средой) изменились и продолжают меняться и подходы к получению образования. В нашем случае это переход учебных заведений на обучение с широким использованием дистанционных и инфокоммуникационных технологий, поскольку усвоению будущей профессии в условиях цифровой трансформации в значительной степени содействует соответствующий характер и способ обучения, а именно в системе ДО. Вследствие отсутствия необходимого количества преподавателей, способных и готовых функционировать в СДО, и/ или их недостаточной квалификации работа посвящена структуре и вопросам организации профессиональной деятельности преподавателя ДО. В статье представлено обоснование специфики работы тьютора/преподавателя ДО; разработана структура его профессиональной деятельности; проведен анализ ее компонентов.
В рамках дальнейшего исследования можно выделить следующие аспекты: разработка учебно-методического обеспечения ДО, определение критериев и показателей качества разрабатываемых курсов ДО, охрана авторских прав на них.
Приобретенные в результате исследования выводы можно применять при подготовке/повышении квалификации преподавателей высших и средних учебных заведений для работы в СДО.
Ссылки на источники
1. Как цифровая трансформация изменит рынок труда в России (Forbes). - 2019. - URL: https://yandex.rU/turbo/s/forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/371537-kak-cifrovaya-transformaciya-izmenit-rynok-truda-v-rossii.
2. Акимова О. Б., Щербин М. Д. Цифровая трансформация образования: актуальность учебно-познавательной самостоятельности студентов // Инновационные проекты и программы в области образования. - М., 2018. - Вып. 1. - С. 27-34.
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. Постановление Правительства РФ от 4 октября. - 2000. - № 751. - URL: https://fb.ru/article/413885/natsionalnaya-doktrina-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-n-programmarazvitiya-do-g-tseli-zadachi-sposobyi-ih-dostijenie-i-rezultatyi.
4. Громова Т. В. Теория и технология подготовки преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения: дис. ... д-ра пед. наук. - Тольятти, 2011. - 368 с.
5. Кузьмина Н. В. Понятие педагогической системы и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. - М.: Нар. образование, 2002. - С. 7-52.
6. Цифровая трансформация образования: каким должен быть преподаватель в цифровую эпоху. - Томск, 2019. - 36 с. -URL: http://www.krirpo.ru/events/scienceconf/konferentsiya-2019-goda/docs/DubrovskayaVS.pdf.
7. Rowland S. The Enquiring University teacher. - Open Univ. Press, 2000. - 146 р. - URL: https://www.good-reads.com/book/show/13706321-the-enquiring-university-teacher.
8. Ахматова Д. Б., Гурье Л. И. Преподаватель вуза и инновационные технологии // Высш. образование в России. - 2001. - № 4. - С. 138-144.
9. Zhao H. Introducing ICT in a Traditional Higher Education Environment // Advances in Computer Science, Environment, Ecoinformatics, and Education. CSEE 2011. Communications in Computer and Information Science / S. Lin, X. Huang (eds.). Vol. 216. - Berlin; Heidelberg: Springer, 2011. DOI https://doi.org/10.1007/978-3-642-23345-6_25
10. Моисеева М. В. Подготовка тьюторов в области новых педагогических технологий для системы дистанционного обучения // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы: тез. докл. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. - С. 42-45.
11. Geovanni F., Fandiñoabcd E., Juliette A., Velandiadef S. How an online tutor motivates E-learning English // Heli-yon. - 2020. - Vol. 6. - Is. 8. -e04630. - URL: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e04630; https://www.sci-encedirect.com/science/article/pii/S2405844020314742.
12. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализир. учеб. курс / С. А. Щен-ников, А. Г. Теслинов. - М.: Дрофа, 2006. - 591 с.
13. Limani Y., Hajrizi E., Stapleton L., Retkoceri M. Digital transformation readiness in Higher education institutions (HEI): The case of Kosovo // IFAC-Papers Online. - 2019. - 52. - Р. 52-57.
14. M. Á. Fernández Jiménez, E. M. Rodríguez, L. I. Estrada Vidal. The Tutor's Roles and Functions in Online Education // Qualitative Study within the Context of Worker Training Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2017. -Vol. 237. - 21. - P. 196-202. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2017.02.063.
15. Алюшина Ю. Б. Наше видение модели специалиста // Научное обеспечение открытого образования: науч.-метод. и информ. сб. - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - С. 27-34.
16. Internationalization at a Distance and at Home: Academic and social adjustment in a South African distance learning context / J. Mittelmeier, B. Rienties, J. Rogaten, A. Gunter, P. Raghuram // International Journal of Intercultural Relations. - 2019. - Vol. 72. - P. 1-12. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.06.001.
17. Jackson N. C. Managing for competency with innovation change in higher education: Examining the pitfalls and pivots of digital transformation // Business Horizons. - 2019. - 62(6). - Р. 761-772.
18. Salmon G. E-Moderating - the key to teaching and learning online. - L., 2000. - 228 р.
19. Starr L. Same time, this year. - 2001. - URL: http://www.education-world.com/a_tech/tech075.shtml.
20. Глухов Г. В., Громова Т. В. Подготовка преподавателя к использованию новых информационных технологий в системе дистанционного обучения // Информатика и образование. - 2006. - № 5. - С. 93-98.
21. Громова Т. В. Теория и технология подготовки преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения: дис. ... д-ра пед. наук.
22. Гаврилова Е. Л. Непосредственное взаимодействие преподавателя с обучающимися в открытом дистанционном образовании // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. - Вып. 3. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. - С. 86-97.
23. Абросимов А. Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий: автореф. дис ... д-ра пед. наук. - М., 2005. - 44 с.
24. Борисова Н. В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. - Вып. 1. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. - С. 101-113.
25. Милорадова Н. Г. Объективные и субъективные критерии психологической готовности к тьюторской деятельности // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы: тез. докл. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. - С. 39-42.
26. О создании объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения: приказ Минобразования РФ от 16 июня 2000 г. № 1791. - URL: http://www.informika.ru.
27. Громова Т. В. Подготовка преподавателя к дистанционному обучению // Народное образование. - 2006. -№ 5 (1358). - С. 153-156.
28. Белоусов А. И., Громова Т. В. Готовность преподавателя к использованию дистанционных технологий как условие модернизации образования // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С. П. Королёва. - 2009. - № 3-1 (19). - С. 106-114.
29. Громова Т. В. Теория и технология подготовки преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения: дис. ... д-ра пед. наук.
30. Зайцева Ж. Н. Открытое образование - стратегия XXI века для России / под общ. ред. В. П. Тихомирова. - М.: МЭСИ, 2002. - 356 с.
31. Pollock K., Schwartz C., Buck D. Information Technology and Its Future Role in Student Success. - 2018. - URL: https://er.educause.edu/articles/2018/1/information-technology-and-its-future-role-in-student-success.
32. Distance education as a response to pandemics: Coronavirus and Arab culture / A. Essa, Al L. Abdelrahim, F. I. Fathi, M. Abunasser, R. Hassan, A. Alqahtani // Technology in Society. - 2020. - Vol. 63. - URL: https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2020.101317.
Tatyana V. Gromova,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Samara State University of Economics, Samara gromova73@yandex.ru
The structure and issues of organizing professional activities of a distance learning teacher
Abstract. Currently, there is no need to talk about the prerequisites for digital transformation in the economy, digitalization of education, because they have already occurred. It would be illogical to assume that enterprises, including small and medium-sized businesses, will be able to remain effective, working according to the old model, using traditional approaches and methods. It is also well known that education is an essential part of the economy, and the level of education in society is
compared with the parameters of economic development and population's well-being. In this regard, the need to use information communication and distance technologies in education is significantly increasing. A necessary condition for the effective use of these technologies is the availability of teachers who are capable and ready (professionally, technically, psychologically) to work in the distance learning system. The purpose of the research is to develop the structure of teacher's activity in distance learning conditions and to analyze the components of his / her activity. The leading approaches to research are a systemic approach (the study of any object as a complex integral socio-economic system) and an innovative approach (the ability to quickly respond to changes dictated by newly formed circumstances and the external environment). The novelty of the research consists in choosing a topic (not sufficiently developed at this stage) and considering it in the focus of socioeconomic development of society. The main results of the work are: justification of the technique of a tutor / teacher of distance learning; development of the work structure of the teacher of distance learning; analysis of the components of his/her activities. The theoretical significance of the article is in expanding the knowledge concerning the specifics of the activities of distance learning teachers. The practical significance of the work consists in applying the results obtained in the organization of training / advanced training of university teachers to work in the conditions of distance learning. The acquired knowledge and skills can be used in training teachers not only in the system of higher education, but also in secondary educational institutions of various profiles.
Key words: distance education, distance learning, distance learning system, distance learning teacher, structure of professional activity. References
1. (2019). Kak cifrovaya transformaciya izmenit rynok truda v Rossii (Forbes). Available at: https://yan-dex.ru/turbo/s/forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/371537-kak-cifrovaya-transformaciya-izmenit-rynok-truda-v-rossii (in Russian).
2. Akimova, O. B. & Shcherbin, M. D. (2018). "Cifrovaya transformaciya obrazovaniya: aktual'nost' uchebno-pozna-vatel'noj samostoyatel'nosti studentov", Innovacionnye proekty i programmy v oblasti obrazovaniya, Moscow, vyp. 1, pp. 27-34 (in Russian).
3. (2000). Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federacii do 2025 goda. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 4 oktyabrya, № 751. Available at: https://fb.ru/article/413885/natsionalnaya-doktrina-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-n-programmarazvitiya-do-g-tseli-zadachi-sposobyi-ih-dostijenie-i-re-zultatyi (in Russian).
4. Gromova, T. V. (2011). Teoriya i tekhnologiya podgotovki prepodavatelej vuza k deyatel'nosti v sisteme distancion-nogo obucheniya: dis. ... d-ra ped. nauk, Tol'yatti, 368 p. (in Russian).
5. Kuz'mina, N. V. (2002). "Ponyatie pedagogicheskoj sistemy i kriterii ee ocenki", in Kuz'mina, N. V. (ed.). Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya, Nar. obrazovanie, Moscow, pp. 7-52 (in Russian).
6. (2019). Cifrovaya transformaciya obrazovaniya: kakim dolzhen byt'prepodavatel' v cifrovuyu epohu, Tomsk, 36 p. Available at: http://www.krirpo.ru/events/scienceconf/konferentsiya-2019-goda/docs/DubrovskayaVS.pdf (in Russian).
7. Rowland, S. (2000). The Enquiring University teacher, Open Univ. Press, 146 p. Available at: https://www.good-reads.com/book/show/13706321-the-enquiring-university-teacher (in English).
8. Ahmatova, D. B. & Gur'e, L. I. (2001). "Prepodavatel' vuza i innovacionnye tekhnologii", Vyssh. obrazovanie vRossii, № 4, pp. 138-144 (in Russian).
9. Zhao, H. (2011). "Introducing ICT in a Traditional Higher Education Environment", in Lin, S. & Huang, X. (eds.). Advances in Computer Science, Environment, Ecoinformatics, and Education. CSEE 2011. Communications in Computer and Information Science, vol. 216, Springer, Berlin, Heidelberg (in English). DOI https://doi.org/10.1007/978-3-642-23345-6_25
10. Moiseeva, M. V. (2001). "Podgotovka t'yutorov v oblasti novyh pedagogicheskih tekhnologij dlya sistemy dis-tancionnogo obucheniya", Kachestvo distancionnogo obrazovaniya: koncepcii, problemy: tez. dokl., MIM LINK, Zhukovskij, pp. 42-45 (in Russian).
11. Geovanni, F., Fandiñoabcd, E., Juliette, A. & Velandiadef, S. (2020). "How an online tutor motivates E-learning English", Heliyon, vol. 6, is. 8, e04630. Available at: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e04630; https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2405844020314742 (in English).
12. Shchennikov, S. A. & Teslinov, A. G. (2006| Osnovy deyatel'nosti t'yutora v sisteme distancionnogo obrazovaniya: specializir. ucheb. kurs, Drofa, Moscow, 591 p. (in Russian).
13. Limani, Y., Hajrizi, E., Stapleton, L. & Retkoceri, M. (2019). "Digital transformation readiness in Higher education institutions (HEI): The case of Kosovo", IFAC-Papers Online, 52, pp. 52-57 (in English).
14. Fernández Jiménez, M. Á., Rodríguez, E. M. & Estrada Vidal, L. I. (2017). "The Tutor's Roles and Functions in Online Education", Qualitative Study within the Context of Worker Training Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 237, 21, pp. 196-202. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2017.02.063 (in English).
15. Alyushina, Yu. B. (2000). "Nashe videnie modeli specialist", Nauchnoe obespechenie otkrytogo obrazovaniya: nauch.-metod. i inform. sb., Izd-vo MESI, Moscow, pp. 27-34 (in Russian).
16.
17.
18.
19.
20.
21. 22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Mittelmeier, J. et al. (2019). "Internationalization at a Distance and at Home: Academic and social adjustment in a South African distance learning context", International Journal of Intercultural Relations, vol. 72, pp. 1-12. Available at: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.06.001 (in English).
Jackson, N. C. (2019). "Managing for competency with innovation change in higher education: Examining the pitfalls and pivots of digital transformation", Business Horizons, 62(6), pp. 761-772(in English). Salmon, G. (2000). E-Moderating - the key to teaching and learning online, L., 228 p. (in English). Starr, L. (2001). Same time, this year. Available at: http://www.education-world.com/a_tech/tech075.shtml (in English).
Gluhov, G. V. & Gromova, T. V. (2006). "Podgotovka prepodavatelya k ispol'zovaniyu novyh informacionnyh tekhnologij v sisteme distancionnogo obucheniya", Informatika i obrazovanie, № 5, pp. 93-98 (in Russian). Gromova, T. V. (2011). Op. cit.
Gavrilova, E. L. (2001). "Neposredstvennoe vzaimodejstvie prepodavatelya s obuchayushchimisya v otkrytom dis-tancionnom obrazovanii", Sistema obespecheniya kachestva v distancionnom obrazovanii, vyp. 3, MIM LINK, Zhu-kovskij, pp. 86-97 (in Russian).
Abrosimov, A. G. (2005). Razvitie informacionno-obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedeniya na osnove informacionnyh i telekommunikacionnyh tekhnologij: avtoref. dis... d-ra ped. nauk, Moscow, 44 p. (in Russian). Borisova, N. V. (2001). "Obrazovatel'nye tekhnologii otkrytogo distancionnogo obucheniya i opyt ih kompleksnogo primeneniya", Sistema obespecheniya kachestva v distancionnom obrazovanii, vyp. 1, MIM LINK Zhukovskij, pp. 101-113 (in Russian).
Miloradova, N. G. (2001). "Ob"ektivnye i sub"ektivnye kriterii psihologicheskoj gotovnosti k t'yutorskoj deyatel'nosti", Kachestvo distancionnogo obrazovaniya: koncepcii, problemy: tez. dokl., MIM LINK, Zhukovskij, pp. 39-42 (in Russian).
O sozdanii ob"edinennogo proekta po razrabotke normativno-pravovyh dokumentov i otraslevyh standartov dis-tancionnogo obucheniya: prikaz Minobrazovaniya RF ot 16 iyunya 2000 g. № 1791. Available at: http://www.in-formika.ru (in Russian).
Gromova, T. V. (2006). "Podgotovka prepodavatelya k distancionnomu obucheniyu", Narodnoe obrazovanie, № 5 (1358), pp. 153-156 (in Russian).
Belousov, A. I. & Gromova, T. V. (2009). "Gotovnost' prepodavatelya k ispol'zovaniyu distancionnyh tekhnologij kak uslovie modernizacii obrazovaniya", Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akademika S. P. Korolyova, № 3-1 (19), pp. 106-114 (in Russian). Gromova, T. V. (2011). Op. cit.
Zajceva, Zh. N. (2002). Otkrytoe obrazovanie - strategiya XXI veka dlya Rossii, MESI, Moscow, 356 p. (in Russian). Pollock, K., Schwartz, C. & Buck, D. (2018). Information Technology and Its Future Role in Student Success. Available at: https://er.educause.edu/articles/2018/1/information-technology-and-its-future-role-in-student-success (in English). Essa, A. et al. (2020). "Distance education as a response to pandemics: Coronavirus and Arab culture", Technology in Society, vol. 63. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.techsoc.2020.101317 (in English).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Громова Т. В. Структура и вопросы организации профессиональной деятельности преподавателя дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 09 (сентябрь). - С. 72-82. - URL: http://e-kon cept. ru/2020/201065. htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11065
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Громова Т. В., 2020
9772304120203