ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201034 2020, № 05 (май) УДК 378.126
Информационный этап технологии подготовки преподавателей вуза к работе в режиме дистанционного обучения
Громова Татьяна Владимировна1
Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия
gromova73@yandex.ru
Аннотация. Одной из приоритетных задач российского образования, реализующего инфокоммуникационные, цифровые технологии, признано широкое использование дистанционного обучения, которое приравнивается к традиционному. Актуальность работы резко возрастает в связи с тем, что в условиях распространения коронавируса и роста реальной опасности заражения им практически все образовательные заведения переходят на режим дистанционного обучения. Ключевой фигурой в решении обозначенной проблемы выступает преподаватель, от уровня подготовки которого в значительной степени зависит результативность всего процесса дистанционного обучения. Цель исследования - повышение качества подготовки преподавателей вуза к деятельности в режиме дистанционного обучения посредством поэтапного формирования профессионально значимых качеств. В работе использовались как теоретические (выявление противоречий рассматриваемой проблемы, анализ, синтез, сравнение и др.), так и эмпирические (наблюдение, опрос, тестирование, мониторинг и др.) методы исследования. Главные результаты исследования: всесторонний анализ источников по обозначенной тематике; на основе ранее разработанной технологии подготовки преподавателей дистанционного обучения определены этапы технологии и дана характеристика информационного этапа; представлены средства, методы и методики, используемые на данном этапе обучения, показана деятельность руководителя курса и преподавателей. Теоретическая значимость состоит в определении термина «технология», требований к разрабатываемым технологиям дистанционного обучения, проектировании информационного этапа технологии подготовки преподавателей дистанционного обучения. Практическая значимость работы заключается в возможности использовать выводы исследования в процессе подготовки/переподготовки преподавателей дистанционного обучения. Полученные в ходе исследования результаты могут использоваться при повышении профессиональной готовности преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения в образовательных заведениях разного профиля.
Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционное обучение, система дистанционного обучения, преподаватель дистанционного обучения, технология, технологии дистанционного обучения, андрагогика.
Поступила в редакцию Received 02.04.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.04.20
Принята к публикации Accepted for publication 22.04.20 Опубликована Published 31.05.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Громова Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры лингвистики и иноязычной деловой коммуникации ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Россия
Введение
Стратегические цели и задачи образования в РФ до 2025 года [1], нацеленные, в частности, на непрерывность образования, развитие дистанционного обучения (ДО), приобретают особую актуальность в настоящий момент в условиях пандемии корона-вируса и повсеместного перехода на обучение в режиме ДО. В соответствии с концепцией развития единой системы ДО (СДО) в России [2] необходимо реализовать в том числе потребности всех слоев населения в предоставлении качественных образовательных услуг в ДО, обеспечении всестороннего охвата граждан возможностью получать образование на протяжении жизни. Проблема широкого внедрения в практику образования СДО приводит к насущной необходимости наличия педагогов (преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений, школьных учителей), способных и готовых осуществлять деятельность в условиях ДО [3]. Для решения данной проблемы необходима специальная подготовка/переподготовка/ повышение квалификации педагогических кадров для работы в СДО. С этой целью была разработана технология подготовки преподавателей вуза к осуществлению деятельности в условиях ДО, состоящая из пяти последовательных этапов (мотивационный, информационный, организационно-структурный, конструктивный и рефлексивный), рассматривающая деятельность обучающих и обучающихся, средства, методы и методики обучения, продукт (результат), приобретаемые профессионально значимые качества преподавателя ДО на каждом этапе [4]. Настоящая статья фокусируется на характеристике информационного этапа, в ходе которого слушатели курса «Преподаватель ДО» изучают теоретические основы ДО, деятельность преподавателя ДО, формы организации учебно-познавательной деятельности (УПД), учебные материалы, средства контроля в ДО и т. д.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
В дистанционном, как и в традиционном обучении, самым главным компонентом, отвечающим за результативность и качество учебного процесса, выступает преподаватель [5]. В силу своей особенности ДО вызвало необходимость появления «нового» преподавателя, владеющего технологиями ДО, который сопровождает обучающегося в системе ДО и владеет, кроме своего предмета, арсеналом техник и методик, в первую очередь компьютерной грамотностью [6]. В зарубежной и иногда в российской литературе преподавателя в системе ДО часто называют «тьютором» (от англ. tutor - домашний учитель, репетитор, наставник, опекун) [7]. Введение слова «тьютор» обусловлено особенностями учебного процесса в ДО [8], специфичностью деятельности и своего рода разделением труда преподавателя ДО [9, 10]. В педагогической науке существует точка зрения, согласно которой овладению определенной деятельностью способствует активность, адекватная осваиваемому виду деятельности, в нашем случае это СДО [11]. Так, для подготовки тьюторов, проходящей в режиме компьютерных конференции, Дж. Салмон [12] и З. Берге [13] ввели специальный термин - e-moderator (electronic moderator), который может быть переведен как «электронный тьютор/преподаватель». В ДО тьютор выступает очным или удаленным от обучающегося педагогом, который помогает выстраивать индивидуальную траекторию дистанционного образования. В более широком понимании «преподаватель-тьютор» - это наставник, куратор обучающегося, помогающий ему в организации своего образования при любой форме обучения (очной, заочной, дистанционной, экстернате) [14]. На координацию действий преподавателя ДО с другими участниками
учебного процесса как на решающее значение в подготовке преподавателей к ДО (тьюторов) обращает внимание Е. Л. Гаврилова [15]. В своей деятельности преподаватель ДО, кроме студентов, взаимодействует с различными субъектами учебного процесса, в частности с администратором центра, менеджерами курсов, авторами курса, преподавателями-коллегами и др. Так, в СДО Московского государственного университета электроники, информатики и статистики (МЭСИ) обучение тьюторов/ преподавателей ДО проводится на 3-5-дневных семинарах при непосредственном участии разработчиков курсов. Успешно прошедшие 3-часовое тестирование тьюторы получают именные сертификаты, дающие право заключить контракт с МЭСИ [16]. Целесообразно продуманная система подготовки преподавателей вуза к деятельности в СДО существует в Международном институте менеджмента «ЛИНК» и синтезирует три подхода в организации образовательного процесса: андрагогический (ориентированный на потребности и особенности обучающихся взрослых: обучение на основе опыта и научение через действие), развивающий и контекстный [17].
При обучении в режиме ДО большое значение имеют технологии дистанционного обучения (ТДО). Исследованием ТДО занимались многие ученые. На потенциал ТДО в обеспечении повсеместного обучения разных категорий граждан обращал внимание Дж. Янг [18]. О. Рон [19] и К. Поллок, С. Шварц и Д. Бак [20] отмечали возрастающее значение ДОТ в университетских городках для повышения эффективности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при получении, обработке информации, прогнозировании моделей дальнейшего развития и т. п. О недостаточном использовании возможностей ИКТ в сфере образования писал Б. Коллис [21]. К факторам, препятствующим повсеместному применению ИКТ в учебном процессе, Л. Старр причисляет нехватку/ недостаточную квалификацию преподавателей ДО, недостаток мотивации и финансовой поддержки [22].
Методологическая база исследования
Решение проблемы широкого использования ДО в отечественной практике зависит от решения проблемы готовности преподавателей ДО. Проблема сложная и многоаспектная; она состоит из ряда задач, таких как выявление психолого-педагогических и теоретико-методологических основ системы подготовки к ДО; обоснование концепции проектирования технологии подготовки преподавателей вуза (ТППВ) к ДО; определение специфики деятельности и разработка многоплановой характеристики преподавателя ДО как субъекта учебного процесса; разработка содержания данной подготовки и создание методического комплекса эффективного осуществления данного содержания в формате учебных и методических пособий и рекомендаций, а также программ; разработка и опытная проверка ТППВ к работе в СДО; выявление критериев готовности преподавателей к работе в ДО, проведение ее опытно-экспериментальной проверки. С целью решения поставленных задач в работе использовались изучение психологической, научно-педагогической и методической литературы, отечественного и зарубежного опыта по вопросам подготовки преподавателей ДО, а также теоретические (выявление противоречий рассматриваемой проблемы, анализ, синтез, сравнение и др.) и эмпирические (наблюдение, опрос, тестирование, мониторинг и др.) методы исследования; диагностико-формирующий эксперимент, статистическая обработка его результатов. Этим и другим аспектам посвящена работа [23]. В рамках данной статьи остановимся подробнее на характеристике информационного этапа ТППВ к ДО.
Результаты исследования
Прежде чем перейти к характеристике информационного этапа ТППВ к работе в режиме ДО, определимся с понятиями «технология», «технология обучения» и «технология дистанционного обучения». Например, Н. В. Маслова характеризует «технологию», вероятно, подразумевая под этим технологию обучения, как «систему, включающую в себя концепцию образования, цель образования, методику, учителя, ученика, администрацию, здания, учебно-методические комплексы, программы, ТСО, финансирование» [24]. Иной подход демонстрирует Ф. Янушкевич, который представляет технологию обучения как систему «указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечить подготовку специалиста за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств» [25].
В самом широком смысле будем понимать технологию как алгоритм (четкая последовательность) действий для достижения поставленной цели. За основу понятия «технологии дистанционного обучения» целесообразно взять определение коллектива авторов проекта по разработке стандартов ДО: ТДО - «совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных ИКТ» [26].
Анализ и обобщение источников и личного опыта содействовали выявлению ряда требований к ТДО:
- целостность;
- воспроизводимость; в СДО Московского государственного университета электроники, информатики и статистики, например, это требование проявляется в том, что разрабатываемые здесь технологии тиражируются (например, на принципах франчайзинга) и с успехом используются более чем в ста региональных центрах по всей территории России;
- адаптивность;
- психологическая обоснованность;
- экономическая целесообразность;
- научность;
- гибкость;
- контролируемость.
Представляется, что подготовка преподавателей вузов (ППВ) к ДО в рамках курса «Преподаватель ДО» может проходить в соответствии с разработанной нами пятиступенчатой моделью преподавания и учения в системе ДО. Будущие преподаватели ДО выступают в роли обучающихся; руководителя курса ППВ к деятельности в СДО мы здесь называем «преподавателем». Целесообразно, чтобы ТППВ к деятельности в СДО согласно предложенной модели включала в себя следующие этапы: мотивационный, информационный, организационно-структурный, конструктивный и рефлексивный [27]. В рамках данной статьи более детально остановимся на информационном этапе.
На данном этапе технологии деятельность обучающихся заключается в получении и усвоении информации, самостоятельном поиске информации по заданной теме. Руководитель курса выбирает целесообразные методы обучения, предоставляет информацию, а также помощь в ее поиске. На этой ступени можно говорить о начале собственно сопровождения, которое осуществляется в рамках консультирования по возникающим вопросам и конкретным проблемам, информационной поддержке. Как было отмечено выше, участникам эксперимента необходимы знания по тем теоретическим блокам, которые будут способствовать более успешному пониманию и освоению деятельности преподавателя ДО. К
таким теоретическим блокам можно отнести: 1) ДО: характер коммуникации преподавателя со студентами; 2) содержание деятельности и требования к преподавателю ДО; 3) формы организации УПД в ДО (особенные формы УПД: представление курса; дневная школа; группы взаимопомощи, тьюториал и др.); 4) учебные материалы в ДО (мультимедийный курс). Этот раздел хорошо представлен, например, в пособии Г. В. Можаевой «Как подготовить мультимедийный курс?» [28]; 5) средства контроля в ДО и др.
Слушателям был предоставлен курс лекций по теме «Дистанционное обучение», отражающий указанные разделы. В дистанционном обучении для этой цели используются мини-лекции (часто материал пересылается в виде текстового файла по электронной почте; при соответствующем материально-техническом обеспечении возможно выставление текста на специально созданном сайте).
При организации деятельности обучающихся на этой ступени планировалось достичь следующего:
- обучающиеся овладевают знаниями о ДО и деятельности преподавателя в ДО (уровень «знать»);
- совершенствуют навыки самостоятельного поиска, обобщения и анализа информации (уровень «уметь»);
- развивают умения консультирования и регулярного поддержания связи как важнейшего элемента деятельности преподавателя.
Целесообразно на данном этапе использование методики «Мозаика» (Jigsaw), разработанной профессором Э. Аронсоном в рамках концепции обучения в сотрудничестве в рамках личностно ориентированного подхода [29]. Участникам эксперимента было предложено разбиться на четыре группы по 4-5 человек для взаимодействия в ходе работы над указанными выше теоретическими блоками (каждый член группы находил или осваивал представленный материал по одному из блоков; в помощь слушателям были предоставлены материалы по указанным выше модулям в виде текстовых файлов). Затем обучающиеся, работающие над одними и теми же проблемами в разных группах, организовывали встречу и обменивались информацией по данному вопросу как эксперты (так называемая «встреча экспертов»). После этого они обучали членов своей группы тому новому, что узнали от других экспертов. Те, в свою очередь, докладывали о своем сегменте задания. В этом случае остается один способ усвоить тему полностью - сотрудничество с другими членами группы, активный обмен информацией, самостоятельный поиск, общение. Поощрялось общение через компьютерные средства связи. Использование методики «Мозаика» отвечает положениям об организации групп взаимопомощи как аспекте деятельности преподавателя ДО в контексте ЛОП (ведь группы, организованные по методу «мозаика», есть не что иное, как группы взаимопомощи); использовании «экспертов» в определенной области знаний, а также соблюдении ряда организационно-коммуникативных положений, содействующих эффективной работе преподавателя ДО.
В течение всего этапа обучающимся предоставлялись консультации. В качестве одного из итоговых заданий слушателям было предложено следующее: «Сформулируйте один (можно больше) вопрос по изучаемой Вами теме и пришлите его руководителю и одному из коллег по обучению, используя ИКТ; постарайтесь ответить на вопросы, заданные вам коллегами, и создать положительный эмоциональный фон Вашего письменного общения (знание сетевого этикета)».
Результаты анкетирования показали, что 67% слушателей курса выполнили это задание полностью; 22% - с опозданием, 11% не выполнили, сославшись на отсутствие до-
ступа к электронной почте в данный период. Всем будущим преподавателям ДО необходимо четко оговаривать условия и сроки сдачи домашних заданий, стремиться к пониманию и принятию этих правил всеми обучающимися. Приведем примеры вопросов, присланных участниками эксперимента: «Добрый день! Я бы хотела задать Вам следующий вопрос: является ли наличие большого опыта работы в образовательном учреждении (например, лектором) необходимым требованием для работы преподавателем ДО? Оценю Ваше личное мнение по этому поводу. Спасибо!»; «Здравствуйте! Мой вопрос таков: какие средства обучения, используемые в ДО, характеризуются наибольшей интерактивностью? Буду рад получить развернутый ответ. Не обижусь, если не ответите в этот же день!» Таким образом, это задание было нацелено на развитие умений общения и поддержание связи через электронную почту, письменной коммуникации (коммуникативный критерий), помощь в изучении курса (информационный критерий).
В качестве положительного момента при выполнении этого задания участниками эксперимента можно отметить то, что они старались формулировать нестандартные вопросы, требующие обоснования, высказывали пожелание узнать личное мнение собеседника. Предметом рефлексии на этой ступени стали вопросы: достаточны ли представленные блоки теоретического материала для усвоения сущности ДО в деятельности преподавателя? Что дает метод «мозаика»? Как должен реагировать преподаватель на задержку в выполнении задания?
В результате дискуссии было выяснено, что предоставленных материалов слушателям в принципе было для начала достаточно; сложность в выполнении задания вызвал «фактор времени» - было непросто назначить удобное время встречи; в случае задержки выполнения задания преподавателя можно порекомендовать в мягкой, но убедительной форме высказать неодобрение и настроить учащихся на своевременную сдачу заданий.
В педагогической науке существует точка зрения, что овладению определенной деятельностью способствует собственная активность человека, адекватная осваиваемому виду деятельности, в которой закладывается среда профессиональной деятельности [30]. Исходя из данного положения следует, что подготовка преподавателей ДО должна проходить в тех условиях, в которых они в дальнейшем будут работать, т. е. с использованием ТДО, с учетом полученных в ходе обучения знаний и умений. Необходимо также учитывать и существенные педагогические и психологические позиции ДО, в частности ориентацию на практику содержания и характера взаимодействия, активность и самостоятельность обучающихся, рефлективность.
Заключение
В настоящей работе подробно представлен один из пяти этапов ТППВ к работе в условиях ДО - информационный. Данный этап включает в себя: деятельность преподавателя - обеспечение информацией (теоретическая база курса «Преподаватель ДО»); консалтинг (в случае необходимости); создание групп взаимопомощи и др.; деятельность обучающихся - автономный поиск и изучение материалов по изучаемым темам, выполнение контрольных и итоговых заданий, общение с группой и преподавателем с использованием ИКТ; методы и средства обучения - самостоятельная работа, мини-лекции, взаимодействие в дистанционном режиме и т. п.; продукт этапа - усвоение теоретических знаний и практических навыков по теме курса; получаемые профессиональные качества - приобретение педагогических и психологических компонентов ДО, правил андрагогики; умение квалифицированно объясняться в письменной форме, соблюдение сетевого этикета.
Базовые результаты исследования включали в себя: анализ источников по теме исследования, обобщение опыта использования ТДО, определение требований к разрабатываемым ТДО, представление информационного этапа как компонента ТТПВ к ДО. Полученные в ходе исследования результаты могут использоваться при подготовке/повышении профессиональной квалификации преподавателей высших учебных заведений для деятельности в условиях ДО.
В рамках дальнейших перспектив разработки тематики исследования можно выделить следующие: разработка УМО ДО, определение критериев и показателей качества разрабатываемых курсов ДО, охрана авторских прав на них.
Ссылки на источники
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. Постановление Правительства РФ от 4 октября. - 2000. - № 751. - URL: https://fb.ru/article/413885/natsionalnaya-doktrina-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-n-programmarazvitiya-do-g-tseli-zadachi-sposobyi-ih-dostijenie-i-rezultatyi.
2. Концепция создания и развития дистанционного образования в России // Проблемы информатизации высшей школы. - Вып. 3. - М., 1995. - 117 с.
3. Борисова Н. В. Каким будет преподаватель в эпоху виртуального образования? (модель преподавателя-тьютора) // Качество образования: проблемы и пути решения: науч.-метод. семинар: тез. докл. - Новосибирск, 2000. - С. 107-114.
4. Белоусов А. И., Громова Т. В. Готовность преподавателя к использованию дистанционных технологий как условие модернизации образования // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С. П. Королёва. - 2009. - № 3-1 (19). - С. 106-114.
5. Борисова Н. В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. - Вып. 1. - Жуковский: МИМ ЛИНК. - 2001. - С. 101-113.
6. Khursheed B. Students and tutors online. - Oxford: TALL, 2001. - 218 р.
7. Милорадова Н. Г. Объективные и субъективные критерии психологической готовности к тьюторской деятельности // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы: тез. докл. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. - С. 39-42.
8. Benque N. Online training for Tutors, Proceedings of Online Education. - Berlin, 1999. - 208 р.
9. Rowland S. The Encouraging University teacher. - Open Univ. Press, 2000. - 246 р.
10. Young J. Learning Online: Pedagogies for New Technologies. London, Kogan Page. The 24-hour professor. // The Chronicle of Higher Education. - 2002. - № 48 (38). - P. 31-33.
11. Алюшина Ю. Б. Наше видение модели специалиста // Научное обеспечение открытого образования: науч.-метод. и информ. сб. - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - С. 27-34.
12. Salmon G. E-Moderating - the key to teaching and learning online. - L., 2000. - 228 р.
13. Berge Z. The Role of the Moderator in a Scholarly discussion Group. - URL: http://www.e-moderators.com.
14. Ахматова Д. Б. Преподаватель вуза и инновационные технологии // Высш. образование в России. - 2001. -№ 4. - С. 138-144.
15. Гаврилова Е. Л. Непосредственное взаимодействие преподавателя с обучающимися в открытом дистанционном образовании // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. - Вып. 3. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. - С. 86-97.
16. Зайцева Ж. Н. Открытое образование - стратегия XXI века для России / под общ. ред. В. П. Тихомирова. - М.: МЭСИ, 2002. - 356 с.
17. Моисеева М. В. Подготовка тьюторов в области новых педагогических технологий для системы дистанционного обучения // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы: тез. докл. - Жуковский: МИМ ЛИНК, 2001. - С. 42-45.
18. Keegan D. The foundation of distance education. - L.: Groom Helm, 1986. - 276 p.
19. Ron O. The role of ICT in higher education for the 21st century: ICT as a change agent for education. - 2002. - URL: https://www.researchgate.net/publication/228920282_
20. Pollock K., Schwartz C., Buck D. Information Technology and Its Future Role in Student Success. - 2018. - URL: https://er.educause.edu/articles/2018/1/information-technology-and-its-future-role-in-student-success.
21. Collis B. Information technologies for education and training // Adelsberger H., Collis B. & Pawlowski J. (Eds.) Handbook on Technologies for Information and Training. - Berlin: Springer Verlag, 2002. - P. 1-20.
22. Starr L. Same time, this year. - 2001. - URL: http://www.education-world.com/a_tech/tech075.shtml.
23. Громова Т. В. Теория и технология подготовки преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения: дис. ... д-ра пед. н. - Тольятти, 2011. - 368 с.
24. Маслова Н. В. Ноосферное образование: технология, методология, методика. - М.: РАЕН, 1998. - 58 с.
25. Янушкевич Ф. Технологии обучения в системе высшего образования. - М.: Наука, 1986. - 96 с.
26. О создании объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения: приказ Минобразования РФ от 16 июня 2000 г. № 1791. - URL: http://www.informika.ru.
27. Громова Т. В. Подготовка преподавателя к дистанционному обучению // Народное образование. - 2006. -№ 5 (1358). - С. 153-156.
28. Можаева Г. В., Тубалова И. В. Как подготовить мультимедиа курс?: метод. пособие для преподавателей / под ред. В. П. Демкина. - Томск: Изд-во ТГУ, 2002. - 41 с.
29. Aronson E. Cooperative Learning in Language Teaching // Scandinavian J. of Educational Research. - 1983. -Vol. 31, № 3. - P. 40-52.
30. Абросимов А. Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий: автореф. дис ... д-ра пед. н. - М., 2005. - 44 с.
Tatyana V. Gromova,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Linguistics Chair, Samara State University of Economics, Samara gromova73@yandex.ru
Information stage of technology for training University teachers to work in distance learning conditions Abstract. One of the priorities of Russian education that implements info communication and digital technologies is the widespread use of distance education, which is equated with traditional forms of education. The relevance of the work increases sharply due to the fact that in the conditions of the spread of coronavirus and the increase in the real risk of infection with it, almost all educational institutions are switching to distance learning. The key figure in solving this problem is the teacher, whose level of training largely determines the effectiveness of the entire distance learning process. The purpose of the research is to improve the quality of training of University teachers to work in the distance learning conditions through the gradual formation of their professionally significant qualities. Both theoretical (identification of contradictions of the problem under consideration, analysis, synthesis, comparison, etc.) and empirical (observation, survey, testing, monitoring, etc.) research methods were used in the study. The main results of the study were: a comprehensive analysis of psychological and pedagogical literature on the designated topics; based on previously developed technology for distance learning, we defined the stages of teachers' training technology and gave the characteristics of the information stage; tools, methods and techniques used at this learning stage were presented, the activities of the course leader and teachers were shown. Theoretical significance of the work consists in: defining the term «technology», requirements for the development of distance learning technologies, designing the information stage of the technology for training distance learning teachers. The practical significance of the work is due to the opportunity to use the research findings in the process of training / retraining teachers for distance learning. The results obtained in the course of the research can be used to improve the professional readiness of University teachers to work in the system of distance learning in educational institutions of various types.
Key words: distance education, distance learning, distance learning system, distance learning teacher, technology, distance learning technologies, andragogy. References
1. Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federacii do 2025 goda. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 4 ok-tyabrya, 2000, № 751. Available at: https://fb.ru/article/413885/natsionalnaya-doktrina-obrazovaniya-v-ros-siyskoy-federatsii-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-n-programmarazvitiya-do-g-tseli-zadachi-sposobyi-ih-dostijenie-i-rezultatyi (in Russian).
2. (1995). "Koncepciya sozdaniya i razvitiya distancionnogo obrazovaniya v Rossii", Problemy informatizacii vysshej shkoly, vyp. 3, Moscow, 117 p. (in Russian).
3. Borisova, N. V. (2000). "Kakim budet prepodavatel' v epohu virtual'nogo obrazovaniya? (model' prepodavatelya-t'yutora)", Kachestvo obrazovaniya: problemy i puti resheniya: nauch.-metod. seminar: tez. dokl., Novosibirsk, pp. 107-114 (in Russian).
4. Belousov, A. I. & Gromova, T. V. (2009). "Gotovnost' prepodavatelya k ispol'zovaniyu distancionnyh tekhnologij kak uslovie modernizacii obrazovaniya", Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akademika S. P. Korolyova, № 3-1 (19), pp. 106-114 (in Russian).
5. Borisova, N. V. (2001). "Obrazovatel'nye tekhnologii otkrytogo distancionnogo obucheniya i opyt ih kompleksnogo primeneniya", Sistema obespecheniya kachestva v distancionnom obrazovanii, vyp. 1, MIM LINK, Zhukovskij, pp. 101-113 (in Russian).
6. Khursheed, B. (2001). Students and tutors online, TALL, Oxford, 218 p. (in English).
7. Miloradova, N. G. (2001). "Ob"ektivnye i sub"ektivnye kriterii psihologicheskoj gotovnosti k t'yutorskoj deya-tel'nosti", Kachestvo distancionnogo obrazovaniya: koncepcii, problemy: tez. dokl., MIM LINK, Zhukovskij, pp. 3942 (in Russian).
8. Benque N. (1999). Online training for Tutors, Proceedings of Online Education, Berlin, 208 p. (in English).
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. 17.
18.
19.
20. 21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Rowland, S. (2000). The Encouraging University teacher, Open Univ. Press, 246 p. (in English). Young, J. (2002). "Learning Online: Pedagogies for New Technologies. London, Kogan Page. The 24-hour professor.", The Chronicle of Higher Education, № 48 (38), pp. 31-33 (in English).
Alyushina, Yu. B. (2000). Nashe videnie modeli specialista , Nauchnoe obespechenie otkrytogo obrazovaniya: nauch.-metod. i inform. sb., Izd-vo MESI, Moscow, pp. 27-34 (in Russian).
Salmon, G. (2000). E-Moderating - the key to teaching and learning online, London, 228 p. (in English). Berge, Z. The Role of the Moderator in a Scholarly discussion Group. Available at: http://www.e-moderators.com (in English). Ahmatova, D. B. (2001). "Prepodavatel' vuza i innovacionnye tekhnologii", Vyssh. obrazovanie v Rossii, № 4, pp. 138-144 (in Russian).
Gavrilova, E. L. (2001). "Neposredstvennoe vzaimodejstvie prepodavatelya s obuchayushchimisya v otkrytom dis-tancionnom obrazovanii", Sistema obespecheniya kachestva v distancionnom obrazovanii, vyp. 3, MIM LINK, Zhu-kovskij, pp. 86-97 (in Russian).
Zajceva, Zh. N. (2002). Otkrytoe obrazovanie - strategiya XXI veka dlya Rossii, MESI, Moscow, 356 p. (in Russian). Moiseeva, M. V. (2001). "Podgotovka t'yutorov v oblasti novyh pedagogicheskih tekhnologij dlya sistemy dis-tancionnogo obucheniya", Kachestvo distancionnogo obrazovaniya: koncepcii, problemy: tez. dokl., MIM LINK, Zhukovskij, , pp. 42-45 (in Russian).
Keegan, D. (1986). The foundation of distance education, Groom Helm, London, 276 p. (in English).
Ron, O. The role of ICT in higher education for the 21st century: ICT as a change agent for education, 2002. Available
at: https://www.researchgate.net/publication/228920282_ (in English).
Pollock, K., Schwartz, C. & Buck, D. Information Technology and Its Future Role in Student Success, 2018. Available at: https://er.educause.edu/articles/2018/1/information-technology-and-its-future-role-in-student-success (in English). Collis, B. (2002). "Information technologies for education and training", in Adelsberger, H., Collis, B. & Pawlowski, J. (Eds.) Handbook on Technologies for Information and Training, Springer Verlag, Berlin, pp. 1-20 (in English). Starr, L. Same time, this year, 2001. Available at: http://www.education-world.com/a_tech/tech075.shtml (in English). Gromova, T. V. (2011). Teoriya i tekhnologiya podgotovkiprepodavatelej vuza k deyatel'nosti vsisteme distancionnogo obucheniya: dis.... d-ra ped. n., Tol'yatti, 368 p. (in Russian).
Maslova, N. V. (1998). Noosfernoe obrazovanie: tekhnologiya, metodologiya, metodika, RAEN, Moscow, 58 p. (in Russian). Yanushkevich, F. (1986). Tekhnologii obucheniya vsisteme vysshego obrazovaniya, Nauka, Moscow, 96 p. (in Russian). O sozdanii ob"edinennogo proekta po razrabotke normativno-pravovyh dokumentov i otraslevyh standartov distancionnogo obucheniya: prikaz Minobrazovaniya RF ot 16 iyunya 2000 g. № 1791. Available at: http://www.in-formika.ru (in Russian).
Gromova, T. V. (2006). "Podgotovka prepodavatelya k distancionnomu obucheniyu", Narodnoe obrazovanie, № 5 (1358), pp. 153-156 (in Russian).
Mozhaeva, G. V. & Tubalova, I. V. (2002). Kak podgotovit' multimedia kurs?: metod. posobie dlya prepodavatelej, Izd-vo TGU, Tomsk, 41 p. (in Russian).
Aronson, E. (1983). "Cooperative Learning in Language Teaching", Scandinavian J. of Educational Research, vol. 31, № 3, pp. 40-52 (in English).
Abrosimov, A. G. (2005). Razvitie informacionno-obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedeniya na osnove informacionnyh i telekommunikacionnyh tekhnologij: avtoref. dis ... d-ra ped. n., Moscow, 44 p. (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Громова Т. В. Информационный этап технологии подготовки преподавателей вуза к работе в режиме дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 05 (май). - С. 56-64. - URL: http://e-koncept. ru/2020/201034. htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11034
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Громова Т. В., 2020
9772304120203