Научная статья на тему 'Структура и содержание технологии повышения работоспособности студентов с использованием методики оптимизации дыхания'

Структура и содержание технологии повышения работоспособности студентов с использованием методики оптимизации дыхания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ ДЫХАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нюняев Иван Валерьевич, Прилюдько Ирина Александровна

В статье представлены результаты исследований по обоснованию структуры и содержания педагогической технологии повышения работоспособности у студентов с использованием методики оптимизации дыхания. Установлено, что при выполнении циклических аэробных упражнений, происходит приспосабливание ритма дыхания, что важно для реализации методики оптимизации дыхания. Первый этап данной технологии включает в себя выполнение серии анаэробных физических упражнений с короткой амплитудой двигательной деятельности при сохранении частоты сердечных сокращений и равномерного дыхания. Второй этап характеризуется проведением серии силовых физических упражнений при глубоком дыхании в среднем темпе при сохранении частоты сердечных сокращений. Третий этап включает чередование выполнения двигательных действий в среднем и высоком темпе. Основные упражнения выполняются на координацию движений при сохранении частоты сердечных сокращений и ритма дыхания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нюняев Иван Валерьевич, Прилюдько Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and content of technology of increase in efficiency of students with applying technique for optimization of breath

The article presents the results of researches on justification of the structure and content of pedagogical technology for increasing the working capacity of the students with application of the technique of optimization of breathing. It is set that in case of execution of cyclic aerobic exercises, there is an adaptation of the rhythm of breathing that is important for implementation of the technique of optimization of breathing. The first stage of this technology includes execution of a series of anaerobic physical exercises with short amplitude of motor activity when saving the heart rate and level breathing. The second stage is characterized by carrying out a series of force physical exercises in case of deep breathing with average speed when saving heart rate. The third stage includes alternation of execution of the physical actions with the average and high speed. The main exercises are executed with the coordination of movements when saving heart rate and rhythm of breathing.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание технологии повышения работоспособности студентов с использованием методики оптимизации дыхания»

УДК 796.011.3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ

ОПТИМИЗАЦИИ ДЫХАНИЯ

Иван Валерьевич Нюняев, соискатель, Институт физической культуры, спорта и туризма им. А.И. Тихонова, Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова, г. Ижевск, Ирина Александровна Прилюдько, кандидат педагогических наук, Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта

Аннотация

В статье представлены результаты исследований по обоснованию структуры и содержания педагогической технологии повышения работоспособности у студентов с использованием методики оптимизации дыхания. Установлено, что при выполнении циклических аэробных упражнений, происходит приспосабливание ритма дыхания, что важно для реализации методики оптимизации дыхания.

Первый этап данной технологии включает в себя выполнение серии анаэробных физических упражнений с короткой амплитудой двигательной деятельности при сохранении частоты сердечных сокращений и равномерного дыхания.

Второй этап характеризуется проведением серии силовых физических упражнений при глубоком дыхании в среднем темпе при сохранении частоты сердечных сокращений.

Третий этап включает чередование выполнения двигательных действий в среднем и высоком темпе. Основные упражнения выполняются на координацию движений при сохранении частоты сердечных сокращений и ритма дыхания.

Ключевые слова: педагогическая технология; студенты; повышение работоспособности; методика оптимизации дыхания.

STRUCTURE AND CONTENT OF TECHNOLOGY OF INCREASE IN EFFICIENCY OF STUDENTS WITH APPLYING TECHNIQUE FOR OPTIMIZATION OF BREATH

Ivan Valerievich Nyunyaev, the competitor, Institute of Physical Culture, Sport and Tourism named after A. I. Tikhonov, Izhevsk state Technical University named after M. T. Kalashnikov, Izhevsk, Irina Aleksandrovna Prilyudko, candidate of pedagogical sciences, Ukhta State Technical University, Ukhta

Annotation

The article presents the results of researches on justification of the structure and content of pedagogical technology for increasing the working capacity of the students with application of the technique of optimization of breathing. It is set that in case of execution of cyclic aerobic exercises, there is an adaptation of the rhythm of breathing that is important for implementation of the technique of optimization of breathing.

The first stage of this technology includes execution of a series of anaerobic physical exercises with short amplitude of motor activity when saving the heart rate and level breathing.

The second stage is characterized by carrying out a series of force physical exercises in case of deep breathing with average speed when saving heart rate.

The third stage includes alternation of execution of the physical actions with the average and high speed. The main exercises are executed with the coordination of movements when saving heart rate and rhythm of breathing.

Keywords: pedagogical technology, students, increase in working capacity, breathing optimization technique.

Физическая культура и спорт в условиях вузовского образования являются сред-

ствами создания гармонично развитой личности, помогают саморазвитию студентов и сосредоточению всех ресурсов организма на достижение поставленной цели. [2, 6, 7]. Они повышают физическую работоспособность, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни. Всестороннее развитие физических качеств, прикладная физическая подготовка, сдача норм комплекса ГТО, спортивное совершенствование становятся необходимым условием эффективности трудовой деятельности, адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности. [2, 6, 7]. Во всем этом главное место занимает развитие необходимых физических качеств, принимающих главное участие в повышении физической работоспособности организма. [1, 3, 4, 5]. На сегодняшний день традиционный подход к этому процессу не позволяет студентам в полной мере реализовать свои возможности в рамках использования физических упражнений как способа повышения физической работоспособности. [2, 7]. Многие видят повышение работоспособности только в рамках выполнения многообразия физических упражнений большей интенсивности и в большем объеме. [2, 6, 8].

Анализ литературных источников показал, что здоровье студентов характеризуется интегральным показателем физической работоспособности, включающим в себя общие резервы организма. В традиционном подходе к тренировке необходимо выполнение определенного количества упражнений различной интенсивности с повышением частоты сердечных сокращений как интегрального показателя физической работоспособности ор-ганизма.[2, 6, 8]. Традиционно считается, что для повышения физической подготовленности необходимо выполнение физической нагрузки в определенных зонах интенсивности. [2, 6, 8].

Суть экспериментальной технологии заключалась в том, что физические упражнения выполнялись с главной целью быстро восстанавливать и повышать работоспособность организма. Поставленная задача достигалась тем, что повышение работоспособности организма студентов осуществлялось путем выполнения физических упражнений различной направленности. За основу экспериментальной технологии нами было принято развитие выносливости. Развитие выносливости приводит к высокому уровню аэробных возможностей организма, позволяет более эффективно реализовать кислородтранс-портные возможности, совершенствует перераспределение кровотока между активными и неактивными органами.[2,6,8]. В результате тренировки выносливости увеличивается число капилляров в тренируемых мышцах, которые являются одним из важных механизмов повышения работоспособности.[2,6].

На рисунке 1 представлена технология повышения работоспособности студентов на занятиях физической культурой с использованием методики оптимизации дыхания.

Технология повышения работоспособности студентов на занятиях физической культурой с использованием методики оптимизации дыхания

Цель: создание необходимых условий для физического совершенствования студентов -^-

Задачи:

Оздоровительная: быстрое восстановление и повышение работоспособности: сохранение и укрепление здоровья; совершенствование систем и функций организма; повышение адаптационной способности организма; формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Образовательная: формирование двигательных умении и пагзыков; применение способа восстановления фиш ческой работоспособности организма. Воспитательная: воспитание нравственный и морально-волевых качеств; воспитание интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Педагогическая: сопровождение образовательного процесса.

О

При ни ним: сознательности и активности, самостоятельности, инициативы и творчества; систематичности; индивидуализации учета функциональных возможностей и ти-по логически*, особенностей, дифференцированный подход к физическому воспитанию студентов; доступность решаемых двигательных задач.

О

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИИ

1 > анаэробные упражнения с короткой амплитудой двигательной деятельности и а ускоренном со- 1

крашений и равномерном дыхании. /

т а -> 2 > серия силовых физических упражнений при глубоком дыхании в среднем темпе.

п

ы 1

-> 3 > Чередование выполнения двигательных действий в 1 среднем и высоком темпе, направленных на ксюрди- 1 нацию движений.

Упражнения аэробной направленности (равномерный бег, кроссы, катание на коньках и лыжная подготовка)

Диагностика

Результат: повышение физической подготовленности, функционального состояния и резервных возможностей организма сз'удентов

Рисунок 1. Технологии повышения работоспособности студентов на занятиях физической культурой с использованием методики оптимизации дыхания

Целью реализации технологии явилось создание необходимых условий для физического совершенствования студентов в условиях обучения в вузе. В рамках реализации технологии решались задачи оздоровительного характера: сохранение и укрепление здоровья; совершенствование систем и функций организма, бережное отношение к собственному здоровью; повышение адаптационной способности организма; формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Системообразующим компонентом экспериментальной технологии являлось этапное выполнение физических упражнений различной направленности в сочетании с аэробными упражнениями, основу которых составило развитие выносливости. К упражнениям, требующим проявления выносливости, мы отнесли все аэробные упражнения циклического характера. При выполнении циклических аэробных упражнений, происходило приспосабливание ритма дыхания, что важно для реализации методики оптимизации дыхания.

Первый этап включал в себя серии анаэробных физических упражнений с короткой амплитудой двигательной деятельности и в ускоренном темпе при сохранении частоты сердечных сокращений и равномерного дыхания.

Второй этап характеризовался проведением серии силовых физических упражнений при глубоком дыхании в среднем темпе при сохранении частоты сердечных сокращений.

Третий этап проведения серии физических упражнений включал в себя чередование выполнения двигательных действий в среднем и высоком темпе. Основные упражнения выполняются на координацию движений при сохранении частоты сердечных сокращений.

При выполнении физических упражнений за основу брались хорошо изученные двигательные действия, при этом внимание было направлено на удержание равномерного дыхания. Реализация технологии заключалась в выполнении физических упражнений аэробной и анаэробной направленности продолжительностью 15-30 мин. В основном это бег с различной интенсивностью. При выполнении физических упражнений проводился постоянный контроль над дыхательным ритмом, который препятствовал резкому повышению ЧСС. Под контролем находилось сочетание минимального нервного напряжения и максимального мышечного расслабления при выполнении физических упражнений. При этом не допускалась физическая перегрузка. После каждого упражнения выполнялась задержка дыхания, которая приводила к быстрому восстановлению пульса.

В качестве аэробных средств на занятиях физической культурой в экспериментальной группе использовали все виды циклических локомоций, такие как: бег, лыжная подготовка, катание на коньках, плавание. Беговые виды явились основой нашей методики, в них легче контролировать ритм дыхания. Для сохранения достигнутого уровня аэробной мощности студентам предложено было бегать 3 раза в неделю с интенсивностью 70% от максимума. При аэробной тренировке важно, чтобы в работу включалось большое количество мышц. На учебных занятиях в основной части занятия применялся бег в равномерном темпе, в процессе прохождения дистанции студенты выполняли ускоренный бег на отрезках 10-15 м по 3-5 раз. В основном применялись непрерывный и интервальный методы тренировки. При интервальной тренировке 3-6-минутные периоды бега с интенсивностью чередовались выполнением упражнений с небольшой интенсивностью такой же продолжительности. Непрерывный метод тренировки включал в себя непрерывный продолжительный бег.

Следующее чередование аэробной нагрузки происходило с включением силовых упражнений. Для каждого студента скорость выполнения физических упражнений устанавливалась в зависимости от пола и данных, полученных в процессе проведения предварительных исследований физического состояния организма. Сутью данного подхода являлось сочетание физических упражнений аэробной и анаэробной направленности, выполняемых за определенное время на высокой скорости. Кроме того, осуществлялся постоянный контроль над процессом дыхания, которое должно было быть равномерным. Показатели сердцебиения являлись ключевым показателем при реализации технологии повышения физической работоспособности.

При выполнении физических упражнений учитывалось, что максимальное поглощение кислорода, расходуемого на мышечную работу организма, и малый восстанови-

тельный перерыв между подходами 15-20 с, который был заполнен ритмичной ходьбой при равномерном дыхании, либо маховыми движениями руками или ногами, позволит сохранять анаэробный гликолиз. Установлено, что равномерное дыхание при проведении всех физических упражнений сдерживает увеличение частоты сердечных сокращений, действует успокаивающе и повышает работоспособность организма.

ВЫВОД. Предлагаемую технологию можно с успехом использовать для повышения работоспособности организма студентов на занятиях по физическому воспитанию. Исходя из этого, становится очевидной необходимость внедрения новых методик проведения занятий по физической культуре с использованием дыхательных упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочкарев, В.И. Показатели социальной активности кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России, занимающихся полиатлоном / В.И. Бочкарев, В.Л. Бочковская, В.В. Челядинов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 40-42.

2. Бочковская, В.Л. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 68-72.

3. Бочковская, В.Л. Факторы, определяющие необходимость формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В. Л. Бочковская, А.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 2124.

4. Бочковская, В.Л. Показатели готовности курсантов вузов ПВО к проведению самостоятельной физической тренировки / В.Л. Бочковская, А.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 7 (137). - С. 12-15.

5. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология формирования навыков организации самостоятельной физической тренировки у курсантов вузов ПВО / В. Л. Бочковская, А.Г. Горбунов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 8 (138). - С. 30-34.

6. Бочковская, В.Л. Педагогическая технология обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / В.Л. Бочковская, М.С. Назарова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 46-51.

7. Калакуцкий, Р.Н. Технология снижения избыточной массы тела у студенток средствами аэробики / Р.Н. Калакуцкий, В.Л. Бочковская, Ю.О. Сенина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 110-114.

8. Панченко, И.А. Педагогическая модель обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / И.А. Панченко, А.В. Волков, А.Э. Болотин // Теория и практика физической культуры. - 2014. — № 2 - С. 32-34.

REFERENCES

1. Bochkaryov, V. I., Bochkovskaya, V. L. and Chelyadinov V. V. (2016), "Indicators of social activity of cadets of educational institutions of the boundary bodies of FSB of Russia which are going in for poliathlon", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 40-42.

2. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented swimming of the students of higher education institutions of civil aviation with use of the technique for improving the profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 68-72.

3. Bochkovskaya, V. L. and Gorbunov, A. V. (2016), "The factors defining need in formation of skills for the organization of independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 21-24.

4. Bochkovskaya, V. L. and Gorbunov, A. V. (2016), "Indicators of readiness of cadets of higher education institutions of air defense for holding an independent physical training", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 12-15.

5. Bochkovskaya, V. L. and Gorbunov, A. V. (2016), " Pedagogical technology for formation of the skills of organization of independent physical training at cadets of higher education institutions of air

defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 30-34.

6. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented swimming of the students of higher education institutions of civil aviation with use of the technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.

7. Kalakutsky, R. N., Bochkovskaya, V. L. and Senina, Yu. O. (2016), "Technology of putting off the excess body weight at students with aerobics tools", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 110-114.

8. Panchenko, I.A., Volkov, A. V. and Bolotin, A. E. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-34.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.06.2017

УДК 796.011

МЕТОДИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОК ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Виктория Владимировна Овчинникова, аспирантка, Наталия Ивановна Медведкова, доктор педагогических наук, профессор, Гжельский государственный университет (ГГУ), Гжель

Аннотация

Студенты творческих специальностей большую часть своего времени проводят за книгой, компьютером или за созданием нового шедевра не только в дневное, но и в ночное время суток, последствиями чего являются отсутствие режима дня, труда и отдыха, снижение двигательной активности, психическая усталость, приступы депрессии и т.д. Существует множество методик оздоровления и повышения уровня функционального состояния человека. Это - спортивные и подвижные игры, оздоровительный бег, ходьба на лыжах, всевозможные дыхательные методики, статические и динамические упражнения и многое другое. Но мы считаем, что данные методики имеют узконаправленный характер и не всем подходят, не всем доступны и не всегда решают задачи оздоровления. Также существует не так много объективных рекомендаций для повышения эффективности трудовых процессов в системе их подготовки в вузе, но ещё меньше работ с рекомендациями для людей творческих профессий. Актуальность данной статьи состоит в подборе и использовании средств, упражнений атлетической гимнастики для студенток вузов с целью улучшения здоровья.

Ключевые слова: методика, атлетическая гимнастика, студентки творческих специальностей, заболевания.

METHOD OF HEALTH IMPROVEMENT OF STUDENTS WITH CREATIVE SPECIALTIES BY MEANS OF ATHLETIC GYMNASTICS Victoria Vladimirovna Ovchinnikova, the post-graduate student, Nataliya Ivanovna Medvedkova, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Gzhel state University, Gzhel

Annotation

Students of creative specialties spend most part of the time behind the book, the computer or involved in creation of the new masterpiece not only in day time, but also at night, and the consequences of what include absence of the day regimen, balancing the work and rest, decrease in physical activity, mental fatigue, depression attacks, etc. There is a set of techniques for improvement and increase in level of the functional condition of the person. These are sports and outdoor games, jogging, walking on skis, various respiratory techniques, static and dynamic exercises and many other things. But we consider that these techniques have narrowly targeted character and not all are suited, are available not to all and not always solve problems of health-improvement. Also there are not so many objective recommendations for in-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.