М. Е. Дмитриев, А. Е. Серёжкина
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Ключевые слова: профессиональная компетенция, ключевая компетенция, информационно-технологическая компетенция преподавателей высшей школы.
Предлагается понимание информационно-технологической компетенции (ИТК) преподавателя высшей школы как составной части его
профессиональной компетенции, раскрывается структура ИТК и содержание входящих в нее компонентов.
Key words: professional competence, key competence, informational-technological competence
ofprofessors.
The understanding of the professor’s informational-technological competence (ITC) as the component of his/her professional competence is proposed as well as the structure of ITC and its content are defined.
Информационные технологии (ИТ) в значительной мере влияют на профессиональную деятельность и повседневную жизнь современного человека, определяя настоящее и будущее современного общества. Вследствие бурного развития ИТ за последние десятилетия качественные изменения претерпели условия осуществления педагогической деятельности. Новые ИТ способствуют постоянному динамичному обновлению содержания, организационных форм и методов обучения и воспитания. В сложившейся ситуации выдвигаются новые требования к личности педагога, характеру и содержанию его труда. Использование компьютера для решения профессиональных задач становится обязательным компонентом педагогической деятельности. Сегодня еще более, чем двадцать лет назад, актуальны слова академика РАН И.М.Макарова о том, что «... каждый педагог должен думать о превращении ПК в своего действенного помощника. Ведь при адекватном подключении к учебному процессу ПК становится мощным усилителем возможностей обучаемого, способствует повышению качества знаний, помогает более умело их применять..» [1, С.4].
Перед высшей школой стоит качественно новая задача профессиональной подготовки и воспитания специалистов, способных, во-первых, самостоятельно ставить и решать творческие задачи поиска и разработки новых информационно емких изделий и технологий, во-вторых, создавать, использовать и развивать активные информационные ресурсы, и, наконец, в-третьих, максимально автоматизировать процесс обработки информации. «Личность современного высококвалифицированного инженера
(исследователя, конструктора, технолога) объективно выдвигается в обществе как ключевая фигура социально-экономического развития» (А.А.Кирсанов, А.М.Кочнев [2, С.35]). Успешность процесса воспитания специалистов, осознающих свое место в социуме, способных к самоопределению, саморазвитию и творческой деятельности в процессе профессионального развития в новой информационной среде, во многом
определяется готовностью преподавателей высшей школы к осуществлению педагогической деятельности в новых условиях.
Анализируя компоненты информатизации инженерного образования, В.В.Кондратьев пришел к выводу, что основная проблема на современном этапе заключается в освоении прикладных ИТ основной массой преподавателей инженерных дисциплин - решающего звена высшей школы, обеспечивающего качество инженерного образования [3, С.79].
Под ИТ понимают, как правило, процессы сбора, передачи, хранения и обработки информации во всех ее возможных формах, а под новыми ИТ - совокупность внедряемых (встраиваемых) принципиально новых средств и методов обработки данных, обеспечивающих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развивается новая информационная технология. Академиком РАО Б.С. Гершунским определены четыре основные возможности использования компьютерной техники в образовании:
• «... компьютерная техника и информатика как объекты изучения;
• компьютер как средство учебно-воспитательной деятельности;
• компьютер как компонент системы педагогического управления;
• компьютер как средство повышения эффективности научно-педагогических исследований» [4, С.16].
ИТ определяют пространства информационной среды со специфической профессиональной деятельностью. Успешная деятельность преподавателя высшей школы в новой информационной среде возможна при соответствующем в этой среде уровне развития профессиональной компетентности. «В узком смысле, сугубо профессиональная компетентность предполагает высокий уровень анализа трудового и технологического процессов, технической документации; создание профессионально значимой информации, касающейся состояния объектов деятельности, прогнозирования появления и развития непредвиденных ситуаций; обеспечение безопасности выполнения работ; соблюдение технологических требований; своевременное устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе и т. п. В широком смысле профессиональная компетентность предполагает фундаментальную естественно-научную и общетехническую подготовку, широкий научно-технический кругозор, способность быстро овладевать новыми профессиями, специализациями, подвижность функций профессиональной деятельности с учетом изменяющихся условий» [5, С. 207].
Профессионально компетентный преподаватель высшей школы должен владеть рядом обязательных ключевых компетенций, в том числе компетенциями, базирующимися на новых ИТ. Компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [6]. Понятие ключевых компетенций введено Советом Европы в 1996 году. В [7] это понятие расшифровывается как система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Среди определений пяти компетенций, принятых Советом Европы, в качестве ключевой компетенции было определено «. владение технологиями, связанными с возрастанием информатизации общества, понимание их применения, слабых и сильных
сторон.».
Анализ научной литературы показал несогласованность педагогического сообщества в определении ключевой компетенции педагога, позволяющей ему решать профессиональные задачи в условиях информатизации образования. Деятельность вузовского педагога в этой сфере неоднородна и определяется используемыми ИТ. В научно-педагогической литературе вводятся и обсуждаются понятия информационнокомпьютерной, информационно-педагогической, информационно-исследовательской, информационно-коммуникационной компетенций, отражающие различные аспекты деятельности педагога. В этот же список включают компьютерную, информационную, информационно-технологическую компетенции, часто не делая между ними различия даже в пределах одной статьи. Наиболее емким, на наш взгляд, является часто встречающееся название - информационно-технологическая компетенция / компетентность (ИТК).
Под ИТК преподавателя высшей школы мы понимаем целостное личностное образование, соединяющее в себе: ценностно-мотивационные отношения к деятельности, опосредствованной компьютером; профессионально и социально значимые качества личности, необходимые для осуществления профессиональной педагогической деятельности с использованием современных информационных технологий; совокупность профессионально-педагогических знаний и умений, соответствующих современному состоянию развития науки и информатизации общества, а так же опыт их использования на практике.
В структуру ИТК входят ценностно-мотивационный, содержательнопроцессуальный и профессионально-личностный компоненты, конкретное наполнение которых нельзя рассматривать раз и навсегда заданным. Оно должно быть динамичным, т. е. периодически корректироваться, отражая развитие информационной среды, общественные потребности и интересы.
Анализ научной литературы позволил представить общие контуры для требований к наполнению ценностно-мотивационного компонента ИТК преподавателя высшей школы. Они заключаются в:
• готовности к целеполаганию в процессе решения педагогической задачи с использованием новых информационных технологий, к четкой и ясной постановке и формулировке цели этой деятельности, к планированию стратегии использования информационных технологий в профессиональной педагогической деятельности;
• ценностном отношении к информации и информационным технологиям, их выбору в соответствии с целью деятельности, к результатам информационнотехнологической деятельности, являющимся личными или общественными достижениями;
• стойком интересе к информатизации образования и готовности к активному использованию разнообразных функций компьютера и информационных технологий в учебном процессе;
• ценностном отношении к себе, как к преподавателю, обладающему мировоззрением, соответствующим уровню развития общества, современными знаниями и умениями в области применения информационных технологий в педагогической деятельности;
• готовности к ответственному осмыслению результатов своей деятельности по информатизации образования, к самосовершенствованию и саморазвитию информационно-технологической компетентности.
Более подробное описание должно затронуть все функциональные элементы
педагогической деятельности (гностический, проектировочный, конструктивный,
организаторский, коммуникативный), все возможности ИТ и соответствовать возможностям и интересам общества на данный момент. Так, например, Д.В.Голубин включает сюда направленность на использование ИТ в профессиональной педагогической деятельности в соответствии со следующими целями:
• применение методов и приемов обучения с использованием современных компьютерных программных продуктов, их демонстраций;
• организация учебно-познавательной деятельности учащихся с применением информационных технологий;
• реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования с помощью демонстрации возможностей информационной образовательной среды в получении и переработке, трансформации и хранении информации (увеличение объема информации, ее наглядность, оперативность получения из различных источников и пр.);
• установление за счет собственного информационного поведения более тесного контакта и взаимопонимания с учащимися и коллегами (повышение авторитета), что способствует усилению педагогического воздействия;
• повышение не только уровня собственной профессиональной деятельности, но и качества обучения, воспитания и развития учащихся;
• создание условий для развития у учащихся потребности в применении информационных технологий на практике [8].
Содержательно-процессуальный компонент ИТК должен включать знание теоретических и методологических основ ИТ; знание психолого-педагогических проблем компьютеризации образования, психологии компьютеризированной деятельности; методические, проектировочные, коммуникативные, конструктивные, креативные, оценочные, информационные умения использования ИТ в научно-исследовательской и научно-методической работе, проектировании педагогических программных средств и педагогических технологий, опосредствованных компьютером, осуществления учебного процесса с использованием компьютера (организации, обучения и воспитания студентов).
Отдельные требования к содержательно-процессуальному компоненту ИТК отражены в квалификационной характеристике преподавателя высшей школы [9], согласно которой преподаватель вуза должен:
• знать современные подходы к моделированию и проектированию профессионально-педагогической деятельности в высшей школе, ИТ, используемые в профессионально-педагогической деятельности, математический инструментарий для создания математических моделей и обработки результатов психолого-педагогического эксперимента;
• уметь четко и корректно излагать учебный материал, используя современные программно-технические средства обучения, приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии, использовать ИТ при контроле знаний, проводить научный и педагогический эксперимент, обрабатывать и анализировать полученные результаты, вести библиографическую работу с привлечением современных ИТ;
• владеть методами и приемами разработки педагогических тестов, инструментарием педагогического анализа и проектирования, навыками использования компьютерной техники и ИТ в учебном процессе и научных исследованиях, навыками подготовки служебных документов и деловой переписки с использованием современных информационных средств.
Перечисленные выше требования определяют, в основном, содержание содержательно-процессуального компонента ИТК преподавателя высшей школы. При этом содержательный компонент определен не полностью. Наряду с предметными знаниями, необходимы знания по использованию компьютера как средства обучения, а также знания о психологических особенностях взаимодействия человека и компьютера.
Профессионально-личностный компонент ИТК характеризуется готовностью к проявлению компетентности. Преподаватель высшей школы должен иметь необходимые для этого способности, темперамент, мотивации; устойчивые, профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов, владеть эмоционально-волевой регуляцией процесса и результата проявления компетентности. Готовность к проявлению такой образовательной компетенции будет способствовать саморазвитию ИТК.
Структура ИТК преподавателя высшей школы отражена в учебном плане специальности образовательной программы «Преподаватель высшей школы», в соответствии с которым кафедрой методологии инженерной деятельности осуществляется учебный процесс в Центре подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов [10, 11].
Литература
1. Персональные компьютеры. Информатика для всех. - М.: Наука, 1987. - 149с.
2. Кирсанов, А.А. Интегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе / А.А. Кирсанов, А.М. Кочнев. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 1999. - 184с.
3. Кондратьев, В.В. Информатизация инженерного образования / В.В. Кондратьев. - Казань: Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2005. - 260с.
4. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б.С.Гершунский. - М.: Педагогика, 1987. - 264с.
5. Кирсанов, А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста /
A.А. Кирсанов. - Казань: Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 1999. - 228с.
6. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /А. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С.59-68.
7. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования [Электронный ресурс]. - М., 2001. - Режим доступа: www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/strateg/448,print/
8. Голубин, Д. В. Формирование информационной компетентности педагога в системе повышения квалификации: автореферат дис. ... к. пед. н. / Д.В. Голубин. - Калининград, 2005. -25с.
9. Фролов, А.Г. Проектирование структуры и содержания информационно- технологической подготовки преподавателей высшей школы: автореф. дис. канд. пед. наук / А.Г. Фролов. - Казань, 2000.- 17с.
10. Учебно-программное и справочно-библиографическое обеспечение информационнотехнологического блока образовательной программы «Преподаватель высшей школы» / под ред.
B.В. Кондратьева. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2003. - 188с.
11. Учебно-программное обеспечение методологического и информационно-технологического блоков образовательной программы «Педагогика высшей школы» / под ред. В.В. Кондратьева. -Казань: Изд-во РИЦ «Школа», 2009. - 140с.
© М. Е. Дмитриев - канд. пед. наук, доцент каф. методологии инженерной деятельности ЦППКП вузов КГТУ; А. Е. Сережкина - канд. психол. наук, доцент той же кафедры, [email protected].