А. Е. Серёжкина, М. Е. Дмитриев, Л. М. Дмитриева
ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Ключевые слова: повышение квалификации преподавателей, информационная безопасность, информационные технологии.
Проанализированы требования к профессиональной компетенции преподавателей, реализующих образовательные программы направления «Информационная безопасность». Предложено содержание информационно-технологической подготовки и повышения квалификации преподавателей.
Keywords: improvement of professional skill, information security, information technology.
Requirements to the professional competence of the teachers realizing educational programs of a direction "Information security" are analysed. The maintenance of information-technological preparation and improvement of professional skill of teachers are offered.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ В.В. Путиным 9 сентября 2000 г., констатирует, что настоящий «этап развития общества характеризуется возрастающей ролью
информационной сферы» и одной из задач обеспечения информационной безопасности России определяет создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий [1]. Утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность (квалификация (степень) «бакалавр»). Направление
«Информационная безопасность» входит в перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики. ФГОС ВПО предусматривает, что в структуре вуза, реализующего основную образовательную программу по бакалавриату должна быть профильная выпускающая кафедра по направлению подготовки «Информационная безопасность».
Согласно ФГОС ВПО реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
Основная образовательная программа бакалавриата должна обеспечиваться учебнометодической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет.
Соблюдение требований ФГОС ВПО должно способствовать формированию
профессиональных компетенций бакалавра. Однако в настоящий момент одним из факторов,
ослабляющим отечественную информационную безопасность, является, по мнению директора Института проблем информационной безопасности МГУ им. М. В. Ломоносова В. П. Шерстюка, дефицит квалифицированных кадров,
обусловленный снижением эффективности системы образования и воспитания [2], что, в свою очередь, зависит от профессиональной компетенции преподавателей, в чьи обязанности входит осуществление воспитательно-образовательного процесса.
В профессиональную компетенцию преподавателя высшей школы входит информационно-технологическая компетенция (ИТК) [3].
Под информационно-технологической компетентностью/компетенцией преподавателя высшей школы мы понимаем целостное личностное образование, соединяющее в себе: ценностно -мотивационные отношения к деятельности, опосредствованной компьютером; профессионально и социально значимые качества личности, необходимые для осуществления профессиональной педагогической деятельности с использованием современных информационных технологий; совокупность профессионально-педагогических знаний и умений, соответствующих современному состоянию развития науки и информатизации общества, а так же опыт их использования на практике.
Признавая компетентность/компетенцию сложным интегративным феноменом, исследователи по-разному представляют их структуру. Мы полагаем, что в структуру информационнотехнологической компетентности/компетенции преподавателя высшей школы входят ценностномотивационный, содержательно-процессуальный и профессионально-личностный компоненты,
конкретное наполнение которых нельзя рассматривать раз и навсегда заданным. Оно должно быть динамичным, т. е. непрерывно
корректироваться, отражая развитие
информационной среды, общественные потребности и интересы.
Структура содержательно-процессуального компонента ИТК преподавателя высшей школы отражена в учебном плане специальности образовательной программы «Преподаватель высшей школы», в соответствии с которым кафедрой методологии инженерной деятельности осуществляется учебный процесс в Центре подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов [4].
Учебный план образовательной программы «Преподаватель высшей школы» в настоящее время включает следующие дисциплины:
«Информатизация инженерного образования», «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя высшей школы», «Психология компьютеризации учебнопрофессиональной деятельности», «Технология
компьютерного обучения и контроля», «Проектирование обучающих программ», «Информационно-технологическое проектирование педагогических тестов». Мы полагаем, что в этих дисциплинах отражена структура деятельности любого преподавателя высшей школы, однако особое внимание преподавателей по информационной безопасности должны привлечь такие дисциплины, как «Психология компьютеризации учебно-профессиональной
деятельности» и «Проектирование обучающих программ».
Вопросам психологии компьютеризации обучения будущих бакалавров по информационной безопасности следует уделить особое внимание, так как эта деятельность, на наш взгляд, предполагает наличие особых психологических свойств личности, стрессоустойчивости при работе с информационными системами, умения противостоять как противоправным информационно-психологическим воздействиям, так и субъективно не осознаваемым, но влияющим на поведение и процессы восприятия человека, протекающие как бы «под порогом» сознания, слабым энергоинформационным
воздействиям.
Проектированием автономных обучающих программ преподаватели кафедры информационной безопасности должны владеть в совершенстве в силу необходимости нераспространения отдельных разделов содержания своих дисциплин и, следовательно, невозможности использования сетевых ресурсов. Умение проектирования собственных педагогических программных средств особенно важно, поскольку реакция на появление новых видов информационных угроз должна быть немедленной и отражаться в содержании обучающих программ.
Свой вклад в повышение квалификации преподавателей вузов по информационным технологиям и их педагогическим приложениям вносит и факультет повышения квалификации вузов КНИТУ. Учитывая, что «...информационнотехнологическая компетенция преподавателя
высшей школы включает знание теоретических и методологических основ информационных технологий; знание психолого-педагогических
проблем компьютеризации образования, психологии компьютеризированной деятельности; методические, проектировочные, коммуникативные, конструктивные, креативные, оценочные, информационные умения использования информационных технологий в научно-исследовательской и научнометодической работе, проектировании педагогических программных средств и педагогических технологий, опосредствованных компьютером, осуществления учебного процесса с использованием компьютера (организации, обучения и воспитания студентов)»[5], ФПК формирует пакет программ, которые могут способствовать формированию тех или иных составляющих содержательнопроцессуального компонента информационнотехнологической компетентности вузовских преподавателей [6], [7], [8].
В настоящее время на ФПКП вузов КНИТУ в рамках направления «Информационные технологии» реализуются следующие
образовательные программы, обучение которым будет полезно преподавателям, осуществляющим учебно-воспитательный процесс с будущими бакалаврами в области информационной безопасности:
• Информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя высшей школы;
• Дистанционное обучение в среде Moodle;
• Разработка электронных учебнометодических комплексов;
• Технология проектирования педагогических программных средств;
• Технология компьютерного контроля
знаний;
• Объектно-ориентированное программирование;
• Статистическая обработка данных с использованием Statistica for Windows.
Организация подготовки по новому направлению бакалавриата в области информационной безопасности ставит перед системой дополнительного профессионального
образования вуза новые задачи. Прежде всего, необходимо дополнить существующие программы содержанием, ориентированным на проблематику информационной безопасности, в частности организации и технологии защиты информации. Необходимо также разработать и реализовать программы повышения квалификации,
ориентированные преимущественно на устранение пробелов в знаниях преподавателей по заявке профилирующей кафедры. Эти программы
обязательно должны реализовываться с участием действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и
учреждений, что позволит качественно наполнить и поднять на более высокий уровень содержательно-
процессуальный компонент профессиональной компетенции преподавателей.
Далее, необходима разработка и внедрение программ обучения, ориентированных на психологические проблемы, связанные не только с компьютеризацией обучения, но и с
психологическими аспектами информационной безопасности.
Подготовка и повышение квалификации преподавателей не должны замыкаться в стенах одного вуза. Следует активно внедрять стажировки и обучение в вузах, имеющих в своей структуре факультеты и институты информационной безопасности, а так же солидный стаж работы в данной области.
Литература
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Российская газета. 28 сент. 2000.
2. В. П. Шерстюк, В сб. Научные и методологические проблемы информационной безопасности. Изд-во МЦНМО, Москва, 2004. С. 37-45, 38
3. М. Е. Дмитриев, А. Е. Серёжкина, Вестник Казан. технол. ун-та, 12, 135-139 (2010).
4. М. Д. Бронштейн, М. Н. Гаранина, Н. П. Гончарук,
М. Е. Дмитриев, Н. Н. Зиятдинов, В. В. Кондратьев, Ю. М. Кудрявцев, Л. В. Редин, А. Е. Серёжкина. Учебнопрограммное обеспечение методологического и информационно-технологического блоков
образовательной программы «Педагогика высшей школы». Изд-во РИЦ «Школа», Казань, 2009. 140 с.
5. М. Е. Дмитриев. Образование и саморазвитие, 5, 8-13, 10 (2007).
6. Н. Н. Зиятдинов, Л. М. Дмитриева, Инновационные процессы в области образования, науки и производства, НХТИ, Нижнекамск, 2004. С. 197-198.
7. Н. Н. Зиятдинов, Л. М. Дмитриева, Актуальные
проблемы профессионального образования: научно-
методическое и нормативное обеспечение многоуровневой подготовки, КГТУ, Казань, 2009.
С. 839-841.
8. Л. М. Дмитриева, Н. Н. Зиятдинов, Вестник Казан. технол. ун-та, 12, 132-134 (2010).
© А. Е. Сережкина - канд. психол. наук, доцент каф. МИД КНИТУ, [email protected]; М. Е. Дмитриев - канд. пед. наук, доцент каф. МИД КНИТУ, [email protected]; Л. М. Дмитриева - канд. физ.-мат. наук, доцент каф. МИД КНИТУ, [email protected].