УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
М.Е. Дмитриев, А.Е. Сережкина1
'Статья подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли» - СИНЕРГИЯ-2017
Аннотация. Рассмотрено становление и развитие системы повышения квалификации преподавателей в Казанском национальном исследовательском технологическом университете в области информационных технологий и их педагогических приложений. Определена цель повышения квалификации преподавателей технологического университета в данной области в настоящее время как формирование информационно -технологической компетентности преподавателей высшей школы. Обоснованы структура и содержание системы повышения квалификации в Казанском национальном исследовательском университете в области информационных технологий и их использования в учебно-воспитательном процессе технологического университета, которые дают преподавателю возможность сначала сформировать базовую информационно -технологическую компетентность в соответствии с основными видами профессиональной педагогической деятельности, а затем развивать свою информационно-технологическую компетентность в выбранном направлении. Перечислены дисциплины, необходимые для формирования базовой информационно -технологической компетентности преподавателя высшей школы, а также программы повышения квалификации в области информационных технологий для преподавателей, готовящих кадры для нефтегазоперерабатывающей и нефтехимической отраслей.
Keywords: информационные технологии, компьютеризированная деятельность, информационно -технологическая компетентность, повышение квалификации, совершенствование профессиональных навыков преподавателей.
THE FORMATION OF INFORMATION-TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF TEACHERS OF THE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY DURING ADVANCED TRAINING
M. Dmitriev, A. Serezhkina
Abstract. The establishment and development of the system of advanced training of teachers in the field of information technologies and their pedagogical applications at the Kazan National Research Technological University is considered. The goal of professional development of the teachers of technological university in this field is defined as the formation of their informational-technological competence. The structure and content of the system of advanced training at the Kazan National Research University in the field of information technologies and their use in educational process of the technological university which give to the teacher the chance at first to create basic informational-technological competence according to main types of professional pedagogical activity, and then to develop their informational-technological competence in the chosen direction are substantiated. The disciplines necessary for the formation of the basic informational-technological competence of the teachers of the technological university, as well as the programs of advanced training in the field of information technology for teachers who train personnel for oil and gas processing and petrochemical industries, are listed.
Keywords: information technology, computerized activity, informational-technological competence, advanced training, improvement of professional skill of teachers.
Информационные технологии (ИТ) во многом определяют настоящее и будущее современного образования. Они входят в содержание обучения, а также являются средством оптимизации и повышения эффективности учебного процесса. Являясь неотъемлемым инструментом
профессиональной деятельности преподавателей высшей школы, информационные технологии требуют от них владения многими
дополнительными компетенциями, которые не являются необходимыми при традиционном обучении.
Анализ научных публикаций говорит об огромных возможностях современных информационных технологий, которые при профессиональном использовании являют положительный эффект на всех уровнях образования. За одно и то же время обучения качество подготовки при использовании
компьютерных технологий по сравнению с различными некомпьютерными методами может возрастать на 20 - 30%. Наибольший эффект (до 40%) обучение с помощью компьютера дает тогда, когда обучающийся вовлекается в активную деятельность по осмыслению и закреплению учебного материала, применению знаний в типовых и нетиповых ситуациях [1]. Вместе с тем, как и на начальном этапе компьютеризации образования, многие из возможностей компьютера в настоящее время являются скорее потенциальными, чем реальными. Более того, потенциал компьютерных технологий может
продуцировать не только положительные, но и отрицательные эффекты и породить ряд проблем обучения и образования.
Причиной этого можно назвать недостаточную техническую подготовку преподавателей высшей школы, а также незнание особенностей обучающей и учебной деятельности, опосредствованной компьютером, и, как следствие, недостаточную готовность преподавателей к эффективному использованию всех возможностей новых информационных технологий.
Перед системой повышения квалификации университетов стоит задача приведения информационно-технологической подготовки преподавателей в соответствие новым технологическим возможностям использования информационных технологий и их педагогических приложений. Эта задача решается со времени массового внедрения компьютеров в образование. С 1985 г. в учебные планы системы повышения квалификации преподавателей вузов включаются программы по информационно-технологическим
дисциплинам [2], открываются новые кафедры для обеспечения учебного процесса. В Казанском химико-технологическом институте (ныне КНИТУ) открывается кафедра информационных технологий обучения (1994), в настоящее время - кафедра методологии инженерной деятельности.
От задач по обучению преподавателей программированию и освоению ими простейших операций с использованием стандартных информационных продуктов кафедра перешла к решению задач методологического плана. Основной задачей кафедры изначально было определено внесение информационно-технологической составляющей в процесс обучения слушателей специальности «Педагогика высшей школы». В учебный план названной специальности входили дисциплины:
«Программно-технические средства обучения», «Технология компьютерного проектирования и обучения», «Основы математической обработки естественно-технических и психолого-педагогических измерений», «Контроль знаний студентов». Становление кафедры происходило в постоянном, динамичном обновлении содержания названных дисциплин, поиске эффективных методик, ориентированных на развитие гностической, проектировочной и методической функций преподавателя вуза.
Переход России на Болонскую систему образования, изменение парадигмы результата образования диктуют необходимость не только активизации деятельности кафедры, но и коренного пересмотра ее содержания, которое должно отвечать не только задачам ускоренного наращивания интеллектуального потенциала, но и формировать информационно-
технологическую компетентность (ИТК) преподавателя высшей школы.
Информационно-технологическая компетентность преподавателя высшей школы предполагает не только наличие профессионально-педагогических знаний и умений, соответствующих современному состоянию развития науки и информатизации общества, и опыта их использования на практике, но и ценностно-мотивационной и профессионально-личностной составляющих [3].
Задача формирования информационно-технологической компетентности преподавателя высшей школы осложняется невозможностью развития личности со стремительной скоростью развития информационных технологий. Сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые ею возможности быстро утрачиваются. По оценкам американских ученых, специалист ежегодно должен обновлять 5% теоретических и 20% практических профессиональных знаний. В США установлена даже своеобразная единица измерения устаревания знаний специалистов -период полураспада компетентности, когда в результате появления новой информации компетентность специалистов снижается на 50%. Для нынешних выпускников период полураспада ИТК составляет 2 - 3 года. А у большинства преподавателей этот период еще короче.
Существовавшая ранее практика подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов не позволяла осуществлять поддержку ИТК преподавателей на уровне, соответствующем развитию и возможностям
информационных технологий, так как плановое повышение квалификации осуществляется один раз в 5 лет. В настоящее время в соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» каждый преподаватель имеет право повышать свою квалификацию один раз в три года. Поэтому система повышения квалификации преподавателей вузов должна обеспечить возможность поддержания и развития ИТК преподавателей в различных направлениях применения компьютеров в их профессиональной деятельности.
В настоящее время преподаватели КНИТУ имеют возможность обучаться в Центре подготовки и повышения квалификации по программе «Преподаватель высшей школы», где они получают знания и умения по основным направлениям использования компьютеров в соответствии со структурой деятельности преподавателя и содержательно-
процессуальным компонентом ИТК. После прохождения курса выпускники получают диплом о профессиональной переподготовке.
Структура и содержание блока информационно-технологических дисциплин образовательной программы «Преподаватель высшей школы» были разработаны на основе анализа профессиональных функций преподавателя высшей технической школы. По Н.В. Кузьминой, структура профессиональной деятельности преподавателя включает пять функциональных элементов: гностический, проектировочный, конструктивный,
организаторский, коммуникативный. Наиболее специфично для преподавателя высшей школы сочетание педагогической и научной деятельности [4]. Именно этим определяются компоненты учебно-воспитательного процесса: целевой, содержательный, деятельностный и результативный.
Реализация целевого компонента осуществляется как через содержание дисциплин учебного плана, так и через технологию их преподавания. Учебный план включает такие дисциплины: «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Психология компьютеризации учебной и профессиональной деятельности», «Основы математической обработки естественнонаучных и психолого-
педагогических измерений», «Технология компьютерного обучения и контроля», «Проектирование педагогических программных средств», «Информационно-технологическое проектирование средств диагностики».
Наряду с общими технико-
технологическими знаниями и умениями в области информационных технологий, важной составляющей содержательного компонента учебно-воспитательного процесса является формирование мотивационно-ценностного
отношения к деятельности, опосредствованной информационными технологиями, и
профессионально и социально значимых качеств личности, необходимых для этого рода деятельности, а также соответствующих знаний в области компьютерной педагогики и психологии компьютеризации.
Сформированное ценностно-мотивационное отношение к компьютеризации
профессиональной педагогической деятельности выражается в готовности к целеполаганию в процессе решения педагогической задачи с использованием новейших ИТ, к активному использованию разнообразных функций компьютера и ИТ в учебном процессе. У преподавателя должно быть сформировано ценностное отношением к себе, как к человеку, обладающему мировоззрением,
соответствующим уровню развития общества, современными знаниями и умениями в области применения ИТ в педагогической деятельности; готовность к осмыслению результатов своей деятельности, к самосовершенствованию и саморазвитию.
Успешность формирования
профессионально-личностной составляющей определяет самостоятельная работа
интеграционного характера: слушатели создают электронные анкеты на выбранную тему с целью получения научного результата, обрабатывают результаты анкетирования, проектируют обучающие и контролирующие программные средства по своим дисциплинам, а также улучшают параметры контролирующих средств с целью создания автоматизированных педагогических тестов. Эта работа осуществляется с помощью инструментальной системы DOCENS, созданной на кафедре методологии инженерной деятельности [5].
Профессиональная переподготовка
преподавателей в ЦППКП вузов в области применения информационных технологий в рамках программы «Преподаватель высшей школы» осуществляется по универсальному учебному плану. Преподаватели и гуманитарных, и естественнонаучных, и технических дисциплин учатся по одним программам и сдают одинаковые зачеты и экзамены. Таким образом, создается основа для формирования ИТК преподавателей.
Следующим этапом формирования ИТК является повышение квалификации в рамках направления «Информационно-
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности преподавателя исследовательского вуза» [6]. ЦППКП вузов и ФПКП вузов КНИТУ предлагают для поддержания и совершенствования ИТК преподавателей широкий спектр
образовательных программ. Список программ ежегодно обновляется, дополняется новыми программами и вывешивается на сайте вуза. Программы, как правило, рассчитаны на 72 часа. Обучение завершается защитой выпускной работы, которая нацелена на совершенствование учебно-воспитательного процесса кафедры, направившей слушателя на обучение.
Наряду с универсальными программами повышения квалификации, предназначенными для преподавателей всех кафедр, такими как «Технология проектирования обучающих программ с применением инструментальной системы DOCENS», «Технология
проектирования автоматизированных
педагогических тестов», «Электронные интернет ресурсы в учебном процессе и научных исследованиях», «Разработка дистанционных образовательных курсов в среде MOODLE», «Технология проектирования
автоматизированных анкет», на ФПКП вузов КНИТУ преподавателям кафедр, готовящих специалистов для нефтегазовой
промышленности, предлагаются узко специализированные программы по изучению пакетов прикладных программ:
«Математические методы решения задач типовых процессов химической технологии с применением пакета MathCad»,
«Моделирование и исследование электронного строения и реакционной способности молекул с применением программы Гауссиан»,
«Компьютерное моделирование
гидродинамических и тепломассообменных процессов химической технологии с использованием программного модуля ANSYS FLUENT», «Исследование и проектирование технологических процессов с применением моделирующей программы ChemCad», «Исследование и проектирование химико-технологических процессов с применением моделирующей программы HYSYS/Unisim».
Такой спектр программ дает возможность преподавателю, обладающему базовой информационно-технологической компетентностью, осознанно выбрать для совершенствования своих профессиональных навыков необходимую для работы программу.
Таким образом, нами рассмотрены цели, задачи, структура и содержание повышения квалификации преподавателей технологического университета в области информационных технологий и их педагогических приложений. Показано, как у слушателей формируются системные знания в области теории и методики компьютерного обучения и контроля, а также умения проектирования педагогических программных средств (педагогических тестов в том числе) и использования методов и средств компьютерной поддержки процесса обучения. Проанализированы особенности учебно-воспитательного процесса в системе повышения квалификации Казанского национального исследовательского технологического
университета, ориентированного на
формирование и развитие информационно-технологической компетентности
преподавателей. Показано, что созданы все условия для формирования информационно-
технологической
компетентности
преподавателей, готовящих специалистов для нефтегазоперерабатывающей и
нефтехимической отрасли.
Литература:
1. Пасленов А.П. Психологические аспекты использования компьютерных обучающих систем в учебном процессе / А.П. Пасленов, Т.В. Попович // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». - 2009. - № 1. - С. 48-51.
2. Дмитриева Л.М. От школьника до профессора (Опыт работы факультета повышения квалификации) / Л.М. Дмитриева, Г.У. Матушанский // Информатика и образование. - 1988. - № 2. - С. 119.
3. Дмитриев М.Е. Саморазвитие информационно-технологической компетентности слушателей в системе повышения квалификации преподавателей высшей школы / М.Е. Дмитриев // Образование и саморазвитие. - 2007. - № 5. - С. 8-13.
4. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З.Ф. Есарева. -Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1974. - 112 с.
5. Дмитриев М.Е. Роль информационных технологий в подготовке и повышении квалификации преподавателей исследовательского / М.Е. Дмитриев, Л.М. Дмитриева, В.В. Кондратьев, А.Е. Сережкина // Казанская наука. - 2014. - № 1. - С. 12-16.
6. Дмитриева Л.М. Роль ФПКП вузов в становлении и развитии педагогического направления в КГТУ / Л.М. Дмитриева, Н.Н. Зиятдинов // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. -№ 12. - С. 132-134.
Сведения об авторах:
Дмитриев Михаил Евгеньевич (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методологии инженерной деятельности, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: [email protected]
Сережкина Анна Евгеньевна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры методологии инженерной деятельности, Казанский национальный исследовательский технологический университет, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
M. Dmitriev (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, docent of the department of methodology of engineering of Kazan National Research Technological University, e-mail: [email protected]
A. Serezhkina (Kazan, Russia), candidate of psychological sciences, docent of the department of methodology of engineering of Kazan National Research Technological University, e-mail: [email protected]