Научная статья на тему 'Структура и модели корпоративного управления'

Структура и модели корпоративного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / СТРУКТУРА / УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕЛИ / CORPORATION / CORPORATE GOVERNANCE / CORPORATE GOVERNANCE MODELS / STRUCTURE / SUSTAINABILITY / CORPORATE GOALS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорова Виктория Владимировна, Резник Анастасия Владимировна, Сафонова Александра Эдуардовна

Эффективное построение системы корпоративного управления способно обеспечить устойчивость развития корпорации в условиях минимизации конфликтов среди участников корпоративных отношений и максимизации степени удовлетворения их интересов и достижения индивидуальных корпоративных целей. Развитие корпоративного управления является стратегической целью каждой компании. Достижение этой цели может помочь компании не только улучшить свой имидж и соответствовать ожиданиям заинтересованных сторон и нормативным требованиям, но также достичь большей экономической эффективности в своих процессах и способствовать устойчивому развитию компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прохорова Виктория Владимировна, Резник Анастасия Владимировна, Сафонова Александра Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and corporate governance model

Effective construction of the corporate governance system is able to ensure the sustainability of the Corporation development in the conditions of minimizing conflicts among the participants of corporate relations and maximizing the degree of satisfaction of their interests and achievement of individual corporate goals. The development of corporate governance is a strategic goal of each company. Achieving this goal can help the company not only improve its image and meet stakeholder expectations and regulatory requirements, but also achieve greater economic efficiency in its processes and contribute to the sustainable development of the company.

Текст научной работы на тему «Структура и модели корпоративного управления»

IMHI^SI

УДК 338.24

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-3-62-65

СТРУКТУРА И МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В.В. Прохорова, А.В. Резник, А.Э. Сафонова

Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Российская Федерация

Аннотация. Эффективное построение системы корпоративного управления способно обеспечить устойчивость развития корпорации в условиях минимизации конфликтов среди участников корпоративных отношений и максимизации степени удовлетворения их интересов и достижения индивидуальных корпоративных целей. Развитие корпоративного управления является стратегической целью каждой компании. Достижение этой цели может помочь компании не только улучшить свой имидж и соответствовать ожиданиям заинтересованных сторон и нормативным требованиям, но также достичь большей экономической эффективности в своих процессах и способствовать устойчивому развитию компании.

Ключевые слова: корпорация, корпоративное управление, модели корпоративного управления, структура, устойчивость развития, корпоративные цели

Для цитирования: Прохорова В.В., Резник А.В., Сафонова А.Э. Структура и модели корпоративного управления // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №3. С. 62-65. https://doi. org/10.31775/2305-3100-2019-3-62-65 Конфликт интересов отсутствует

STRUCTURE AND CORPORATE GOVERNANCE MODEL

Victoria V. Prokhorova, Anastasia V. Reznik, Alexandra E. Safonova

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russian Federation

Abstracts. Effective construction of the corporate governance system is able to ensure the sustainability of the Corporation development in the conditions of minimizing conflicts among the participants of corporate relations and maximizing the degree of satisfaction of their interests and achievement of individual corporate goals. The development of corporate governance is a strategic goal of each company. Achieving this goal can help the company not only improve its image and meet stakeholder expectations and regulatory requirements, but also achieve greater economic efficiency in its processes and contribute to the sustainable development of the company.

Keywords: corporation, corporate governance, corporate governance models, structure, sustainability, corporate goals

For citation: Prokhorova V.V., Reznik A.V., Safonova A.E. Corporate governance structure and models. Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2019; (3): 62-65. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-3-62-65

There is no conflict of interests

Эффективное построение системы корпоративного управления способно обеспечить устойчивость развития корпорации [3] в условиях минимизации конфликтов среди участников корпоративных отношений и максимизации степени удовлетворения их интересов и достижения индивидуальных корпоративных целей (рис. 1).

На сегодняшний день не существует универсального подхода к построению моделей корпоративного управления.

Люди, процессы и технологии формируют инфраструктуру, устанавливающую правила, по которым корпорации функционируют [5].

Корпоративная инфраструктура регулирует повседневную деятельность компаний и определяет их корпоративную культуру. Уровень приверженности совета директоров доверию, подотчетности и прозрачности составляет основу инфраструктуры [9]. Чем эффективнее основные корпоративные

Рисунок 1. Структура корпоративного управления

принципы управления, тем успешне е функц иони-рует корпвраиыя.

Структурыкфрпоративногаупеавления оУе-спечивают этичную, ответственную рыночную практику.

Важностьнримнненпятейили иноы моделп корфоцативноео периоцеФить,

поскоияку конорыедаФятвулТеспо-

рядочно, имеют серьезные негативные последствия для других предприятий и общества в целом [4].

Ловуиорственуне, Цедепсльные и местные од-нвояят правила для корпораций, одним из которых является ответственность. Корпоративное управление требует от корпораций введения собственной политики, правил и стандартов для теии н^г^Узыии н другпн крупныи йедстыий.

Существует множество примеров разрушительных последствий, которые могут произойти, есликирпорьтитные советы нтс^г^]^а1влцд^(^я со своими обязанннстФми ш надыомуи упц^1^цсн^1Р рискакн. ядизнакд cлаЛогк или нвcннeстофющeгo управления создают страх и недоверие к акционерам, а потеря их доверия ведет к отсутствию финансов ой пояденжяи [2].

Фкуиянерыш зыимтереуовнпуыестороны также быстро распознают модели управления, которые используют хорошие принципы корпоративного управления [8]. Корпорации, которые подотчетны акционерам, клиентам и поставщикам, сохранят прочную основу.

Для формирования правильной структуры корпоративного управления необходимо.

Соблюдать принцип справедливости среди акционеров и заинтересованных сторон.

Эффективная структура корпоративного управления дает всем акционерам равный голос независимо от уровня их инвестиций в компанию [6]. Корпоративные советы должны обеспечивать присутствие, которое показывает, что все директо-

ра имеют одинако ое видение и приверженность мнении.

Корпорации нс должны игнорнртватлгоиос своих заинтересованных сторон.

Заинтересованные стороны, как правило, имеют хдрошие сияти я обществом и пренсоФ. Прлуое-ние дoвсpио и ^]^ер(^но^сти^;^дртто)е^с^вани1^^}-ст^ыр рон защищает и поднимает репутацию корпорации.

Советам директоров необходимо разработать и поддержииать этичрcулйкрыeке повнденуя во веяй ортанизацони (^^(^сиетивно ыгoeяннoяKpaе-ное применение. Кодекс поведения должен быть смоделирован сверху вниз.

Соблюдение прозрачности бизнеса [7].

Прозрачность бизнеса является ключом к укдяпленим доверинаиционеpoо]nннaнтявыe зя-ш^ср,отче^1^1 и двнодан и лpтдвсpиеeльныI- -нко-мендации должны быть четко изложены. То, как компания проявляет себя, основано на её корпоративном управлении, которое состоит из набора иранил, пурцыcеoц( посктны м првдндрю-

В дополнение к с ратегическому планированию и снижению рисков, одним из основных на-пцaвл-иий кйятьлннocри кеынoяaтивыып соыытон явлкетcо ау^т^г^зфын^я совыповнетов и ытчетяв я доходах. Акционеры и заинтересованные стороны ищут уверенности в том, что эти отчеты точны, а не завышены или преувеличены. Точная запись и документация позволяют корпорациям быть честными и избегать проблем с законом, а также способствуют высокому уровню доверия.

Существуют различные модели корпоративного управления, которые применяются по всему миру (рис. 2).

Англо-американская модель основана на системе индивидуальных или институциональных акционеров, которые являются аутсайдерами корпорации. Другими ключевыми игроками, составляющими три стороны треугольника корпоративного управления в англо-американской модели,

Мнvaлп ныииыикчпйлыaы уиикйлaлпя

англо-американская японская ляыявнки

Рисунок 2. Модели корпоративного управления

являются менеджмент и совет директоров. Эта модель предназначена для разделения контроля и собственности кнбой корпопации[4]-Поэтому в состав човета рирепокров Ослылчпстви номпаокй входят нср юнчаНдыры (испаялчтельаые ра), так и^зр^с^зяр^а^ы -нелсонрнителаныачст нена-висимыеы^1^]:^^^та]^^).Ч^днило традицыонын рдин человек занимает должность генерального директора и председателя советадиректоров. Эта концентрация власти привела к тому, что многие компании теперь включают больше внешних директоров. Англо-амердялнокад система опсраетср но -Ыфпк-тивную снздь междр акционертми, рукоысдствлми совет^м^1^рснс(^]^с^в^,юр и этом важные^ше нияны-носятся на голчсоыание сопионе-оы.

Япконкан модель предполагает высокий уровень владения баннамн н ырнисмд сфЯ]илирдадя-ными КОМПаПЫЛМК. PлOMЫЫйДPPЫe еpупиаI двя-заны торговыми отношениями и пер крестным владением. Ключевыми игроками в понс ой системе являются банк, менеджмент и правительство.

Внешние акционеры не имеют или почти не имеют ыртна гочнса] и й^^т^ссс^тд дейатвителапо независимыйили снешдо. лиректоы Север да-ректор0В[ ^сира-яря, полностаю состоитизин-сайдеров, ссчто pyоoочыигeйeййааличиыx индpaз-делений дампаыии[8]. Одначо соп-днение в очнете директоров зaздсысoт пяорплжалощейер дрибыли компании, пoэтoмдЧснк мoг-сoтссрднитн торов и нозлыоднь своих coбcязачйыыкaирпчатoв, если прибыль компании будет продолжать падать. Правительство также традиционно оказывает влияние на управление корпорациями посредством политики и правил.

Как и в Японии, банки имеют долгосрочные доли в корпорациях, а их представители входят в состав советов директоров. Однако они постоянно работают в советах, не только во времена финансовых трудностей, как в Японии.

В немецкой модели существует двухуровневая система управления, состоящая иг! правления и наблютательнвго сивета. Пртвоение состоит из внутреониь рукоеодвтелсв яомпснии, а наблюдаем,. ьныо сосет состоит щз оттронних дьц, таких как вреост авитеоо т^о^У^^ и акционервс[1] . Лти два со-вве^ полноятью и зтзмещ исблюдатель-

ного совета установлен законом и не может быть изменен акционерами. Также в немецкой модели существуют ограничения права голоса для акционеров. Они могут голосовать только за определен-пый процент акцгш . аозависимо отвх прав соб-етвенозсви.

Развитно оорплративного управоония явля-зтпн стлстзоичестя й цеоью о^:жсол1^с^п^пании. Достижение этой цели может помочь компании не только увочшниь ьвойимидж н соптпетствовать ожияснисмьаинтсресивтнных стлнто и нормативным требованиям, но также достичь большей экономической эффективности в своих процессах и способствовать устойчивому развитию компании.

СПИС ОК ЛМТЕРАТУРЫ

1. ЕабуиЕ A.S., тгоЯЩивоаУ^., Kolomyts O.N., Shstüov ОЩз Апштоо A.T.Administration management in the innovation cluster // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6. №6. В. б80-180.

2. Щагапova I.V., Om^olzina I.M., Oroihorova V.V., KolimE^s T.N., КзОоzeia И.М.С1зЬа1 financial and economic crisis in Russia: trends and prospects // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and СаещОсЬ S.iencos. M01T. Vol. 9. № 6. E. 769-775.

H Яолян B.C., Велоез E.O., тавонт O.C., Гришин И.Ю. и др. Конкурентоспособность предприятий, отраслей, регионов в современных условиях. Майкоп, 2016. 394 с.

4. Коломыц О.Н. Механизмы реализации инноваций в социально-экономических системах: монография. Краснодар: КубГТУ, 2016. 211 с.

5. Кобозева Е.М., Шелудько Е.Б., Государственная

финансовая поддержка малого бизнеса в России // Будущее науки-2017. Сборник научных статей 5-й международной молодежной научной конференции (Курск, 26-27 апреля 2017 г.). Том. 1. Экономика. Курск: Университетская книга, 2017. С. 191-195.

6. Магзумова Н.В., Федотов В.Д. Конкурентоспособность организации: анализ, пути повышения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. № 3 (225). С. 169-176.

7. Прохорова В.В., Коломыц О.Н., Кобозева Е.М. Менеджмент: учеб. пособие. Краснодар: КубГТУ, 2017. 419 с.

8. Прохорова В.В., Коломыц О.Н., Шутилов Ф.В. Современные проблемы менеджмента. М.: ООО «Издательский Дом МИРАКЛЬ», 2017. 352 с.

9. Коломыц О.Н., Прохорова В.В. Экономика знаний - базис для развития инновационной экономики // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2017. №2-3 (153-154). С. 55-58.

REFERENCES

1. Basyuk A.S., Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Shutilov F.V., Anisimov A.Y. Administration management in the innovation cluster. International Review of Management and Marketing. 2016; (6): 180-184.

2. Taranova I.V., Podkolzina I.M., Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Kobozeva E.M. Global financial

and economic crisis in Russia: trends and prospects. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018; (6): 769-775.

3. Aluyan V.S., Belova E.O., Gavrish E.S., Grishin I.Yu. Competitiveness of enterprises, regions, regions in modern conditions. Maykop, 2016. 394 p. (In Russ.)

4. Kolomyts O.N. Mechanisms of innovation in social and economic systems. Krasnodar, Kuban State Technological University, 2016. 211 p. (In Russ.)

5. Kobozeva E. M., Sheludko E. B., State financial support of small business in Russia. In; Future of science-2017: Proceedings of the 5th International Youth Scientific Conference (Kursk, Apr 26-27, 2017). Vol. 1. Economy. Kursk, University Book, 2017. P. 191-195. (In Russ.)

6. Magzumova N.V., Fedotov V.D. Competitiveness of the organization: analysis, ways to improve. Bulletin of the Adyghe state University. Ser. 5: Economics. 2018; (3): 169-176. (In Russ.)

7. Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Kobozeva E.M. Management: studies. benefit. Krasnodar, Kuban State Technological University, 2017. 419 p. (In Russ.)

8. Prokhorova V.V., Kolomys O.N., Shutilov F.V. Modern problems of management. M.: Publishing House MIRAKL, 2017. 352 p. (In Russ.)

9. Kolomyts O.N., Prokhorova V.V. Knowledge Economy - basis for the development of innovative economy. Representative power - XXI century: legislation, comments, problems. 2017; (2-3): 55-58. (In Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Прохорова Виктория Владимировна,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой отраслевого и проектного менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, Россия. Тел.: (918) 355 08 80, e-mail: «[email protected] Резник Анастасия Владимировна, магистрант Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, Россия. Тел.: (953) 102 51 41, e-mail: [email protected] Сафонова Александра Эдуардовна, магистрант Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, Россия. Тел.: (953) 102 51 41, e-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHORS

Prokhorova Victoria Vladimirovna,

doctor of Economic Science, Professor, Head of Department of Industry and Project Management of the Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia. Ph.: (918) 355 08 80, e-mail: "[email protected]

Reznik Anastasia Vladimirovna

Graduate student of the Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia. Ph.: (953) 102 51 41, e-mail: [email protected]

Safonova Alexandra Eduardovna Graduate student of the Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia. Ph.: (953) 102 51 41, e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.07.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.