[МЩ^Н
УДК 658.5
https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-3-14-18
К ВОПРОСУ НЕОБХОДИМОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
О.Н. Коломыц, С.А. Митерев, В.С. Томашенко
Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Российская Федерация
Аннотация. Стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса и другие факторы приводят к снижению эффективности существующей системы бизнес-процессов компаний, что обуславливает необходимость ее целенаправленного изменения, постоянного совершенствования как управленческой, так и производственной деятельности организации, то есть оптимизации бизнес-процессов. В связи с чем, в статье обусловлена необходимость оптимизации бизнес-процессов современных компаний, способствующая выявлению возможностей снижения затрат, продолжительности цикла при одновременном повышении качества обслуживания или качества продукции. Выделены этапы оптимизации бизнес-процессов; рассмотрены наиболее часто применяемые способы оптимизации бизнес-процессов, а именно: улучшение процесса или реструктуризация и автоматизация; доказано, что, используя в целях оптимизации программное обеспечение, организации могут управлять процессами быстрее и с меньшим количеством ошибок. Инструменты автоматизации бизнес-процессов оптимизируют операции для организаций в широком спектре отраслей, способствуют более эффективному использованию доступных ресурсов и предоставляют более рационализированную платформу для сотрудников и выполнению их задач, способствуют экономии времени, минимизации издержек, позволяют усилить конкурентные преимущества и укрепить достигнутые позиции конкурентоспособности, а также повысить эффективность деятельности любой компании.
Ключевые слова: бизнес-процессы, оптимизация, «дорожная карта процесса», снижение затрат, реструктуризация, автоматизация, управление
Для цитирования: Коломыц О.Н., Митерев С.А., Томашенко В.С. К вопросу необходимости оптимизации бизнес-процессов современного предприятия // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №3. С. 14-18. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-3-14-18 Конфликт интересов отсутствует
TO THE QUESTION OF THE NECESSITY OF OPTIMIZATION OF BUSINESS PROCESSES OF MODERN ENTERPRISES
Oksana N. Kolomyts, Sergei A. Miterev, Valery S. Tomashenko
Kuban State Technological University, Krasnodar, Russian Federation
Abstract. The rapid development and change of technologies, growing diversification of business and other factors lead to a decrease in the efficiency of the existing system of business processes of companies, which necessitates its purposeful change, continuous improvement of both management and production activities of the organization, that is, the optimization of business processes. In this connection, the article explains the need to optimize the business processes of modern companies, which helps to identify opportunities to reduce costs, cycle time while improving the quality of service or product quality. Stages of optimization of business processes are allocated; the most often applied ways of optimization of business processes, namely: process improvement or restructuring and automation are considered; it is proved that, using for optimization the software, the organizations can manage processes faster and with fewer errors. Automation tools of business processes to optimize operations for organizations in a wide range of industries, contribute to a more efficient use of available resources and provide a more streamlined platform for employees and their tasks, help to save time, minimize costs, enhance competitive advantages and strengthen its position of competitiveness and to improve the efficiency of any company.
Keywords: business processes, optimization, process roadmap, cost reduction, restructuring, automation, management
For citation: Kolomyts O.N., Miterev S.A., Tomashenko V.S. To the question of the necessity of optimization of business processes of modern enterprises. Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2019; (3): 14-18. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-3-14-18 There is no conflict of interests
Качественная трансформация рыночных условий хозяйствования современных предприятий обуславливает необходимость оптимизации бизнес-процессов, способствующая повышению эффективности их деятельности. Как правило, в большинстве случаев с целью оптимизации выбираются наиболее важные для предприятия процессы.
Ключевую роль в оптимизации бизнес-процессов играет их анализ. Прежде чем приступить к улучшению бизнес-процессов, необходимо проанализировать каждый шаг. После проведенного анализа появляются идеи для дальнейшей оптимизации определенного процесса.
Выделяют следующие этапы оптимизации бизнес-процессов.
Определение слабых и(или) неэффективных проце ссов.
Составлениекарты процесса.
Анализ бизнес-процесса.
Поиск оптимальных решений.
Оотлмоыакия про.есса щежмеио реструктургазации, акаолааизаеии ила исповозоваеся какой-либо тлхнооыгии, ктяоаоя пооаостею взменит его работу (рис. 1).
Необходимость оптимизации бизнес-процессов заволит от ).еаня к он ку^нцеи в отдели. Так, например» в фжпанрпоом сектокетяоаомпаипра-оритетными являются процессы цепочки создания стоимости обслуживания клиентов. Получать ак-
туальную информацию, управлять финансовыми активами и приобретать финансовые продукты и услуги потребители могут, используя различные приложения, создаваемые предприятиями и организациями финансово-кредитной сферы.
Тогда как приоритеты производственных предприятий сосредоточены на программах цепочки поставок и потребностях клиентов в самообслуживании и доступе к информации.
На предприятии любой отрасли при оптимизации бизнес-процессов определяются цели, способы и методы управления этими процессами, их объем и границы [1]. Также необходимо выделение необходимых ресурсов с целью выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз существующего процесса. После чего разрабатывается график, логласаа котоелму Оизнеи- лроцевсы бум» опеи-мизированы.
Оптимизация бизнес-процессов способствует выявлению возможностей снижения затрат, про-доажттсльностиииклс прт еиновлэмрннол г^лма шении свапвтипо качестла про-
дутции МИ
Существует много разных способов оптимизации бизнес-процессов. Для выявления основных этапоа отобходимо оп^дилить:
- цель и (иви) емлармыйррбультат;
- время начала и окончания бизнес-процесса;
- действия, продвигающие процесс;
БЫЛО
Бизнес-процессы стабильны
СТАЛО
Бизнес-процессы быстрее и дешевле
[т>т{| ] [ка i 6
шш-а
■Ф-
-Ф-
Оптимизация процессов
Рисунок 1. Оптимизация бизнес-процессов
Рисунок2.Подходкоптимизациибизнес-процессов
- отделы и (или) сотрудники отвечающих за бизне с-процесс;
- информацию, передаваемую между этапами процессеП(дис. а).
Однако в большинстве случаев оптимизация выполняется одним из следующих способов.
Улуцшцние працесса ица рестнуктфризсция.
На осеетеанилизс асех атагав иооцецсавыяв-ляются «лишние» (бесполезные) процессы, не создающие ценности [3].
Так, может быть гораздо больше шагов, чем необходнмо.Дсли пужно заиусцеть новыш проект с нуля, поацеПфется одцПцедце высшагоруксепдсева компании, что определенно потребует времени.
Как только выявлены «лишние» (бесполезные) процессы или шаги, для повышения эффективности неюДхццимаих оеоимизация.Рсц мюжат быте сделан- цуеем рестшпцтюцизацни хро цесса(нзмене-ния этапов или порядка), устранения бесполезных процессов или выполнения нескольких этапов.
Автоматизация. Автоматизация бизнес-процессов способствует повышению производительности (сотрудники больше работают надтем, что имеет значение) и морального духа (никио нелюбит тяжелую работу) [4].
Рассмотрим автоматизацию на примере процесса управления социальными сетями. Многие компании регулярно предоставляют инф ормпцию о своей деятельности в социальныпсетпх.Это немаловажный процесс, который фодмеоуед визитную карточку любой организации. Как ииавило-для этого назначают сотрудника, который регулярно входит в систему и делает публикации несколько раз в день. В целях оптимизации процесса целесообразно приобрести готовые програхвшдашплаеи-
рования постов (автопостинг) в течение следующего месяца (рис. 3).
: Сот
С"
WO и/_
Рисаок 3. Автоматизация с помощью программы SMM Planner
Также существуют программы для поддерж-киклиентов, в случае, когда компанияработаетсо своимиклиентамивИнтернете.Чтобы нетратить время на разбор электронной почты, крупные организации используют программное обеспечение, которое отправляет автоматические ответы на жалобы пользователей в зависимости от того, какие ключевыеслова они упоминаютвсвоемписьме.
Используя программное обеспечение для управлениязадачами, компаниямгновенно повышает эффективностьсвоего бизнеса, даже не изменив ни одного из процессов [5]. Отслеживание рабочих процессов посредством электронной почты или чата необходимо заменить специализирован-нойсистемой, позволяющейуправлять всемибиз-
нес-процессами, используя всего лишь одну панель мониторинга, что поможет автоматически устранить множество проблем, таких как:
- отсутствие стандартизации процесса. Программное обеспечение гарантирует, что все этапы бизнес-процесса выполняются в определенном порядке;
- более легкое отслеживание и анализ.
Каждая организация, независимо от вида деятельности, полагается на повторяющиеся задачи для достижения своих целей «общей картины». Управление контрактами, выставление счетов и наем - вот лишь несколько примеров процессов, которые способствуют развитию бизнеса [6]. Задачи, которые подпадают под каждый процесс, должны выполняться внимательно и последовательно, независимо от того, какими бы незначительными они ни казались.
Используя в целях оптимизации программное обеспечение, организации могут управлять процессами быстрее и с меньшим количеством ошибок. Инструменты автоматизации бизнес-процессов оптимизируют операции для организаций в широком спектре отраслей [7].
Принимая во внимание изложенное, оптимизация бизнес-процессов - это процесс более эффективного использования доступных ресурсов и предоставление более рационализированной платформы для сотрудников и выполнения их задач, способствующая экономии времени, минимизации издержек, а также позволяющая оставаться компании конкурентоспособной на рынке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гладилин В.А., Плужникова Е.С. Инновационные методы управления в современной организации // Эволюция современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции (Пермь, 25 июля 2016): в 3-х частях. Часть 1. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 48-51.
2. Гостищева Е.Н., Алуян С.В. Программно-целевой подход к принятию управленческих решений // Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ». Краснодар: «Издательский Дом - Юг», 2013. С. 120-122.
3. Коломыц О.Н. Механизмы реализации инноваций в социально-экономических системах. Краснодар: КубГТУ, 2016. 211 с.
4. Магзумова Н.В., Федотов В.Д. Конкурентоспособность организации: анализ, пути повышения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. № 3 (225). С. 169-176.
5. Прохорова В.В., Коломыц О.Н., Кобозева Е.М. Менеджмент: учеб. пособие. Краснодар: КубГТУ, 2017. 419 с.
6. Прохорова В.В., Коломыц О.Н., Шутилов Ф.В. Современные проблемы менеджмента. М.: ООО «Издательский Дом МИРАКЛЬ», 2017. 352 с.
7. Taranova I.V., Podkolzina I.M., Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Kobozeva E.M. Global financial and economic crisis in Russia: trends and prospects // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018. Vol. 9. № 6. P. 769-775.
REFERENCES
1. Gladilin V.A., Pluzhnikova E.S. Innovative management methods in a modern organization. In: Evolution of modern science. Proceedings of the International scientific-practical conference (Perm; July 25, 2016): in 3 parts. Part 1. Ufa, Aeterna, 2016. P. 48-51. (In Russ.)
2. Gostischeva E.N., Aluyan S.V. Program-targeted approach to managerial decision making. In: Collection of scientific articles of the faculty of economics, management and business of the Kuban State Technological University. Krasnodar, «Publishing House - South», 2013. P. 120-122. (In Russ.)
3. Kolomyts O.N. Mechanisms for implementing innovation in socio-economic systems. Krasnodar, Kuban State Technical University, 2016. 221 p. (In Russ.)
4. Magzumova N.V., Fedotov V.D. Organization competitiveness: analysis, ways to improve. Bulletin of the Adygea State University. Series 5: Economics. 2018; (3): 169-176. (In Russ.)
5. Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Kobozeva E.M. Management: studies. benefit. Krasnodar, Kuban State Technological University, 2017. 419 p. (In Russ.)
6. Prokhorova V.V., Kolomys O.N., Shutilov F.V. Modern problems of management. M.: Publishing House MIRAKL, 2017. 352 p. (In Russ.)
7. Taranova I.V., Podkolzina I.M., Prokhorova V.V., Kolomyts O.N., Kobozeva E.M. Global financial and economic crisis in Russia: trends and prospects. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018; (6): 769-775.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Коломыц Оксана Николаевна,
кандидат социологических наук, доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, Россия. Тел.: (961) 530 67 39, e-mail: [email protected]
Митерев Сергей Александрович, магистрант Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, Россия. Тел.: (918) 389 94 00, e-mail: [email protected] Томашенко Валерий Сергеевич, магистрант Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, Россия. Тел.: (961) 530 67 39, e-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Kolomyts Oksana Nikolaevna,
candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at Department of Sectoral and Project Management of the Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia. Ph.: (961) 530 67 39, e-mail: [email protected]
Miterev Sergey Alexandrovich, Graduate student of Kuban state technological University, Krasnodar, Russia. Ph.: (918) 389 94 00, e-mail: [email protected]
Tomashenko Valery Sergeevich,
Graduate student of Kuban state technological University, Krasnodar, Russia. Ph.: (961) 530 67 39, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.08.2019