4. Пакет информационных материалов для открытия инновационной площадки на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Аргаяшский аграрный техникум» [Текст]. — Челябинск, 2012.
УДК 377 Н. Н. Антонова, зам. директора по УВР
Миасского строительного техникума, Челябинская обл., г. Миасс В. М. Черкасов, директор Миасского строительного техникума, e-mail: [email protected]
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МИАССКОМ СТРОИТЕЛЬНОМ ТЕХНИКУМЕ
В статье представлена модель студенческого самоуправления, разработанная на основе модели самоуправления великого отечественного педагога А. С. Макаренко, но трансформированная в соответствии с современными ситуациями в профессиональном образовании. Раскрывается сущность понятия «самоуправление» с научной точки зрения. Показаны цели и задачи развития самоуправления, его функции и структура. Авторами выявлены основные показатели эффективного самоуправления.
Ключевые слова: самоуправление, самоорганизация, навыки социального взаимодействия, самостоятельная деятельность, самоактивизация, самоконтроль, самоанализ.
Особенностью сложившейся системы самоуправления в Миасском строительном техникуме является наличие парламента как высшего органа самоуправления, в который на общих основаниях избираются и студенты, и педагоги. Так самоуправление в своем развитии достигает высшей фазы — соуправления.
Термин «самоуправление» появился в педагогике много лет назад, однако понимание сущности этого явления далеко не однозначно. Так, например, В. М. Коротов определяет ученическое самоуправление как метод организации воспитательного коллектива [1]; Ю. П. Сокольников видит в самоуправлении «способ организации деятельности школьников» [2]; Л. И. Новикова считает, что самоуправление — это разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля [3]; а по мнению Н. Л. Аникеевой, «самоуправление — это организация гуманистических отношений» [4].
А. С. Макаренко принадлежит ведущая роль в разработке теории детского коллектива и его самоуправления. Педагогические взгляды Макаренко на проблемы развития детского коллектива и самоуправления остаются значимыми как для современной демократической России, так и для мировой педагогической общественности. Им не только теоретически, но и пра-
ктически обоснована система самоуправления, целью которой является повышение роли коллектива в социальном воспитании детей.
В основе системы самоуправления, разработанной А. С. Макаренко, — социально значимая деятельность детей, конкретные дела, постоянное расширение сферы деятельности органов детского самоуправления [5].
Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей [6].
Таким образом, мы можем определить ученическое самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых и общественно значимых целей.
Основой самоуправления является самоорганизация как качество коллективного взаимодействия. Она открывает перед обучающимися возможность естественного вхождения в систему гражданских отношений в обществе. Студенческое самоуправление создает благоприятные условия для гражданского воспитания обучаемых. За годы учебы подросткам важно побывать в самых разных ролях: организаторов
клубов, творческих объединений, ассоциаций, отделов, секторов; избирателей и избранных в руководящие органы и т. д.
Только в таких ситуациях у обучающихся вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия: с одной стороны, брать на себя ответственность и определенные обязательства и выполнять их, с другой — подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с групповыми и общественными. Сегодня социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, т. е. личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную.
В процессе становления такой личности значительная роль может быть отведена дополнительному образованию, вооружающему подростка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает ему свободу самоопределения. Такую свободу может обеспечить только хорошее, качественное дополнительное образование, которое предполагает развитие творческих качеств личности. Вот почему вопрос качества образования, его результативности приобретает особую значимость [7]. Над проблемой творчества задумывались многие выдающиеся умы как в древние века и Средневековье, так и в настоящее время. Творчество исследовалось философами, психологами и педагогами. Основой творчества является внутренняя мотивация — интерес и даже любовь к делу, воображение, гибкость ума, воля, деятельность, трудолюбие. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.
Выпускник техникума — это социально зрелый, самостоятельный человек, нравственно готовый к самостоятельному труду и созданию семьи. Личность формируется в деятельности. Следовательно, в процессе обучения необходимо включать студента во все виды самостоятельной деятельности, формировать у него умение самоорганизации, самоуправления, самоконтроля. Любая общественно полезная деятельность является закономерным условием развития нравственных качеств, интеллектуальных способностей, гармоничного развития.
В сообществе ровесников, где взаимодействие строится на равных, где реальный статус надо заслужить (а не получить из рук педагога) и уметь постоянно поддерживать, у подростка вырабатываются необходимые навыки — куль-
турные, партнерские, лидерские, коммуникативные. Осознание принадлежности к коллективу, солидарности с другими обучающимися дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоциональной уверенности, психологической устойчивости, развивает чувство ответственности за себя и за других.
Целями ученического самоуправления являются:
- развитие социальной активности обучающихся;
- воспитание ответственности;
- развитие инициативы, самостоятельности, коммуникабельности.
Задачи ученического самоуправления:
- стимулировать обучающихся к повышению качества знаний и умений;
- активизировать деятельность групп и каждого студента;
- научить планировать работу учебной группы;
- осуществлять контроль за работой группы и ее актива и давать ей оценку;
- развивать здоровые межличностные отношения;
- представлять интересы обучающихся в процессе управления техникумом;
- поддерживать и развивать инициативы обучающихся;
- реализовывать права обучающихся.
Разработка модели ученического самоуправления позволяет создать условия, в которых студент выступает в качестве наблюдателя, исполнителя, организатора, руководителя. Эта модель позволяет передать подросткам те сведения о жизни человека в современном обществе и развить те умения, которые являются условиями и предпосылками успешной самореализации личности по окончании обучения.
Представим структуру самоуправления в Миасском строительном техникуме.
Одним из основных структурных элементов и одновременно базой для формирования органа «Ученическое самоуправление техникума» является учебная группа. Самоуправление в группе формируется путем функционирования микроколлективов — секторов в группах. Именно они являются постоянным движущим рабочим коллективом, чья основная задача сводится к проведению индивидуальной работы с каждым студентом с учетом его склонностей и интересов. Групповое собрание обучающихся выполняет следующие функции:
- избирает актив, старосту и его заместителя;
- формирует сектора;
- избирает представителей в ученический парламент (УП);
- решает вопросы жизни коллектива учебной группы;
- утверждает общественные поручения;
- слушает отчеты об их исполнении;
- решает вопросы поощрения и порицания обучающихся группы;
- вырабатывает предложения в адрес УП.
Таким образом, каждый сектор представляет собой объединение обучающихся, занимающихся конкретно тем или иным видом деятельности:
- учебный сектор осуществляет деятельность, направленную на формирование познавательных интересов обучающихся;
- производственный сектор — трудовую, профессиональную деятельность;
- спортивный сектор — деятельность, направленную на организацию спортивных мероприятий, укрепление здоровья обучающихся;
- сектор досуга — деятельность, направленную на организацию досуга обучающихся;
- сектор информации и печати — информационную деятельность;
- социальный сектор — деятельность по обеспечению социально-нравственных условий.
Каждый сектор возглавляет выбранный на общем собрании группы руководитель, который является членом колледжного сектора, входящего в УП колледжа. Таким образом, количество человек в каждом секторе УП равно количеству групп. Руководитель сектора УП — лидер — входит в Совет актива колледжа. Кроме того, у каждого руководителя сектора есть помощник из числа администрации или преподавателей — взрослый советник. Задача активистов и лидеров ученического самоуправления — не только быть активными самим, но и увлекать за собой коллектив группы.
Совет актива выполняет следующие функции:
- заслушивает резюме обучающихся, представленные группой;
- избирает (открытым голосованием) членов УП и кандидатуру на должность председателя УП;
- распределяет функции между членами УП по секторам;
- выбирает и представляет кандидатуру в городской комитет по делам молодежи;
- предлагает новые формы деятельности ученического парламента.
Высшим органом власти в организации «Ученическое самоуправление» является парла-
мент (общее собрание членов УП), который собирается два раза в год: в начале учебного года (октябрь) и в его конце (май). Решения парламента не могут быть отменены никем (за исключением директора техникума).
Поскольку выпускники техникума должны быть социально зрелыми, самостоятельными, нравственно готовыми к самостоятельному труду и созданию семьи, то во всех видах самостоятельной деятельности обучаемых должны присутствовать самоорганизация и самоуправление.
В Миасском строительном техникуме используются такие методы, как самоактивизация (вовлечение как можно большего числа членов учебных групп в решение управленческих проблем, систематическая работа по включению их в управление новыми сферами деятельности) и коллективный самоконтроль (постоянный самоанализ деятельности как УП в целом, так и отдельных организаторов в частности и на основе этого — поиск более эффективных решений поставленных задач).
Ученический парламент является особой демократической школой, ориентированной на совместную с администрацией и общественными организациями задачу оптимизации всей жизнедеятельности техникума. УП Ми-асского строительного техникума принимает активное участие в решении жизненно важных проблем, в управлении делами образовательного учреждения как в учебной, так и во внеучебной сферах. Деятельность ученического парламента техникума заключается в следующем:
- организация и проведение общих собраний обучающихся;
- участие в групповых и родительских собраниях, в заседаниях Совета профилактики;
- организация и проведение дней самоуправления;
- проведение различных акций;
- участие в социальных проектах;
- организация и проведение досуговых мероприятий;
- организация и проведение спортивных праздников, дней здоровья;
- участие в городских, областных и всероссийских конкурсах.
После общего отчетно-выборного собрания обучающихся на первом заседании Совета актива составляется план деятельности УП на учебный год (по секторам).
Основными критериями эффективной деятельности ученического парламента являются:
- включенность обучающихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управления ею;
- умение обучающихся организовать деятельность коллектива учебной группы;
- осознание ответственности за достижение совместных целей;
- умение анализировать и определять программу на перспективу.
Каждый сектор УП, согласно Положению об ученическом парламенте как органе самоуправления техникума, имеет свои функции, которые успешно и с интересом реализуются студентами. Таким образом, в образователь-
Библиографический список
ной организации создана обстановка, при которой каждый обучающийся ощущает причастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и студентами. Особенно важную роль в этом плане играет участие обучающихся в управлении своим коллективом, поэтому педагогические идеи А. С. Макаренко относительно организации ученического самоуправления техникума остаются актуальными и сегодня, ведь в условиях модернизации отдельных элементов, форм, самой структуры самоуправления и видов самостоятельной деятельности сущность самоуправления остается неизменной.
1. Коротов, В. М. Самоуправление школьников [Текст] / В. М. Коротов. — 3-е изд., доп. и перераб. — М. : Просвещение, 1981. — 208 с.
2. Сокольников, Ю. П. Системный анализ воспитания школьников [Текст] / Ю. П. Сокольников. — М. : Педагогика, 1986. — 136 с.
3. Новикова, Л. И. Самоуправление в школьном коллективе [Текст] / Л. И. Новикова. — М. : Знание, 1988. — 78 с.
4. Рожков, М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах [Текст] / М. И. Рожков. — М. : Владос, 2002. — 169 с.
5.Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] / А. С. Макаренко. — М. : Просвещение,1988. — 190 с.
6. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. — 528 с.
7. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс] : приложение к письму Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию от 03.03.2005 г. — № 14-11-43/01. — Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/217/3149.php.
УДК 377:371 Е. Е. Балицкая, соц. педагог Коркинского филиала
Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли, Челябинская обл., г. Коркино, e-mail: [email protected]
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ В ИНТОЛЕРАНТНОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматриваются проблемы профилактической работы педагогов в подростковой среде по формированию межэтнической толерантности. Приведены данные социологического исследования уровня толерантности обучающихся конкретной образовательной организации. При актуальности данной проблемы делается вывод об отсутствии комплексной широкомасштабной программы на государственном и общественном уровнях, вследствие чего работа педагогических работников по данному направлению носит точечный характер. Ставится вопрос о сложности формирования подростковой толерантности в интолерантном обществе.
Ключевые слова: толерантность, интолерантное общество, ксенофобия, ценностные установки, молодежное сознание, самоидентификация, допустимая близость, комплексность.
Одной из наиболее актуальных и социаль- ным российским обществом, является снижено значимых задач, стоящих перед современ- ние роста экстремистских проявлений, случаев