- включенность обучающихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управления ею;
- умение обучающихся организовать деятельность коллектива учебной группы;
- осознание ответственности за достижение совместных целей;
- умение анализировать и определять программу на перспективу.
Каждый сектор УП, согласно Положению об ученическом парламенте как органе самоуправления техникума, имеет свои функции, которые успешно и с интересом реализуются студентами. Таким образом, в образователь-
Библиографический список
ной организации создана обстановка, при которой каждый обучающийся ощущает причастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и студентами. Особенно важную роль в этом плане играет участие обучающихся в управлении своим коллективом, поэтому педагогические идеи А. С. Макаренко относительно организации ученического самоуправления техникума остаются актуальными и сегодня, ведь в условиях модернизации отдельных элементов, форм, самой структуры самоуправления и видов самостоятельной деятельности сущность самоуправления остается неизменной.
1. Коротов, В. М. Самоуправление школьников [Текст] / В. М. Коротов. — 3-е изд., доп. и перераб. — М. : Просвещение, 1981. — 208 с.
2. Сокольников, Ю. П. Системный анализ воспитания школьников [Текст] / Ю. П. Сокольников. — М. : Педагогика, 1986. — 136 с.
3. Новикова, Л. И. Самоуправление в школьном коллективе [Текст] / Л. И. Новикова. — М. : Знание, 1988. — 78 с.
4. Рожков, М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах [Текст] / М. И. Рожков. — М. : Владос, 2002. — 169 с.
5.Макаренко, А. С. Методика организации воспитательного процесса [Текст] / А. С. Макаренко. — М. : Просвещение,1988. — 190 с.
6. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. — 528 с.
7. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс] : приложение к письму Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию от 03.03.2005 г. — № 14-11-43/01. — Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/217/3149.php.
УДК 377:371 Е. Е. Балицкая, соц. педагог Коркинского филиала
Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли, Челябинская обл., г. Коркино, e-mail: [email protected]
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ В ИНТОЛЕРАНТНОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье рассматриваются проблемы профилактической работы педагогов в подростковой среде по формированию межэтнической толерантности. Приведены данные социологического исследования уровня толерантности обучающихся конкретной образовательной организации. При актуальности данной проблемы делается вывод об отсутствии комплексной широкомасштабной программы на государственном и общественном уровнях, вследствие чего работа педагогических работников по данному направлению носит точечный характер. Ставится вопрос о сложности формирования подростковой толерантности в интолерантном обществе.
Ключевые слова: толерантность, интолерантное общество, ксенофобия, ценностные установки, молодежное сознание, самоидентификация, допустимая близость, комплексность.
Одной из наиболее актуальных и социаль- ным российским обществом, является снижено значимых задач, стоящих перед современ- ние роста экстремистских проявлений, случаев
ксенофобии в подростковой среде [1]. Именно такое социально негативное поведение молодежи воплощает все самые разрушительные как для общества, так и для конкретной личности тенденции; ксенофобия и экстремизм имеют чрезвычайно широкий спектр проявлений, что неоднократно подтверждается многими фактами, освещенными СМИ. Согласно сообщениям информагентств, проявления интолерантности отмечаются практически ежедневно и степень их тяжести различна: от агитационной деятельности до непосредственных действий экстремистских групп. В сети Интернет появляется все больше сайтов, содержащих экстремистские материалы; в популярных социальных сетях создаются целые группы, основной задачей которых становится внедрение в сознание молодых людей отрицательных моделей толерантных отношений [2]. Вот пример самого безобидного определения, встречающегося в Интернете: «Толерантность — неспособность организма определять и отчуждать чужеродные органы» (группа «Народникъ», социальная сеть «ВКон-такте»). Слово «толерантность» в молодежной среде все чаще становится ругательством, и такие настроения носят массовый характер [1].
При отсутствии комплексной действенной государственной программы по борьбе с ин-толерантными проявлениями основная роль в этой борьбе отводится профилактической работе в образовательных организациях, что находит отражение в основном нормативном документе всей системы образования. Статья 12 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 25.11.2012 г.) «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [3].
Практически во всех учебных заведениях работа по снижению уровня ксенофобии и экстремизма начинается с создания программ. В нашей образовательной организации перед созданием и утверждением такого документа при помощи студентов было проведено социологическое исследование молодежной среды
путем анкетирования с целью выявить аспекты и остроту проблемы в сообществе Коркинского филиала ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧГКИПиТ». Изначальной гипотезой исследования стало то, что для нашего учебного заведения проблема инто-лерантности не имеет большого значения. Центральными вопросами анкеты стали вопросы о национальном самоопределении подростков, осознании национальных различий и степени влияния их на поведение человека, отношении к представителям других национальностей и их ассимиляции в российском социуме, приближенном к самим респондентам. Всего в Кор-кинском филиале колледжа на данный момент обучается 437 человек, из них приняли участие в анкетировании около 300, что позволяет сделать вывод о релевантности результатов исследований. Анализ ответов респондентов доказал ошибочность гипотезы.
74
русские татары немцы украинцы казахи метисы не имеют
Рис. 1. Самоидентификация обучающихся по национальному признаку (%)
Тревожным сигналом в данном опросе стало то, что при внешне кажущемся спокойным отношении к представителям иных национальностей более 45 % опрошенных не приемлют рядом с собой представителей других народностей, причем около 12 % из них высказали полное неприятие непосредственной близости с ними.
50
45
25
10
¥/////////,
10
10
■ сосед коллега
■ близкий друг
■ супруг (а)
■ не приемлют рядом лиц другой национальности
Рис. 2. Распределение мнений респондентов по вопросу о границах допустимой близости с лицами других национальностей (%)
В молодежной среде устойчивы стереотипы о наличии так называемых национальных черт
0
характера, изначальное предубеждение против представителей определенных национальностей, разделение на «плохие» и «хорошие» народы, что активно подпитывается взрослыми — родителями, знакомыми, средствами массовой информации и т. д.
■ да, существуют I нет
83
Рис. 3. Распределение мнений респондентов по вопросу «Существуют ли плохие и хорошие национальности?» (%)
3
18
яда I" нет ■ не знаю
Рис. 4. Распределение мнений респондентов по вопросу «Согласны ли вы с тем, что в России происходит ухудшение межнациональных отношений?» (%)
Особенно важным был вопрос о предоставлении приезжим, лицам иной национальности равных с местным населением прав и возможностей (рис. 5).
■ да, права должны быть равными ■ нет
Рис. 5. Распределение мнений респондентов по вопросу о равенстве прав приезжего и местного населения (%)
Эти и иные результаты опроса дают основание предполагать, что при внешне апатичном
отношении молодежи к проблеме межнациональных связей толерантная позиция не сформирована, отсутствует уважение прав и свобод лиц иной национальности, существует вероятность экстремистских проявлений при наличии определенных обстоятельств. Хотя в исследовании приняло участие относительно небольшое число подростков, результаты анкетирования отражают общие тенденции развития российского общества. Следует отметить, что если раньше интолерантное поведение было свойственно несовершеннолетним из крайне неблагополучных семей, то в настоящее время оно охватывает практически всех подростков [4]. На наш взгляд, объясняется все предельно просто: для формирования гармоничной толерантной личности необходимо в первую очередь толерантное общество, которого на данный момент в России нет, что обусловлено комплексом нерешенных социальных проблем. Разрешить же проблемы формирования нового молодежного самосознания, основанного на уважении и признании других, усилиями только образовательного учреждения невозможно. Мышление подростка формируется в процессе повседневной деятельности, при общении со взрослыми и ровесниками. Объяснить несовершеннолетнему, что к человеку необходимо относиться в соответствии с его действиями, моральными качествами, ценностными установками, а не исходя из его национальности, физических возможностей или социального статуса, — это функция всего социального окружения в целом. Можно вести в образовательном учреждении просветительскую и профилактическую работу с подростком, объясняя ему, что хорошо и что плохо, но если за пределами школы или колледжа, в своей семье он видит совершенно другие нормы поведения со стороны взрослых, даст ли такая работа хоть какой-нибудь социально значимый эффект?
Есть замечательные слова, сказанные Анту-аном де Сент-Экзюпери: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Мы считаем, что если каждый педагог и образовательная организация в целом положит это высказывание в основу своей работы, то все вместе мы сможем добиться пусть и не масштабного, но столь важного потепления в отношении людей друг к другу.
Библиографический список
1. Клесова, С. В. Воспитание толерантности у студенческой молодежи [Текст] / С. В. Кле-сова // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 357-359.
100
6
0
2. Винокурова, Н. С кем дружить и кого бояться? : Этническая толерантность подростков [Текст] / Н. Винокурова, И. Милюкова // Классное руководство и воспитание школьников. — 2009. — № 18.
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013 г.)]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html.
4. Искусство жить с непохожими людьми : Психотехника толерантности [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой, А. В. Макарчук. — М., 2009.
УДК 377:001 Н. Ю. Казанцева, преп. компьютерных спецдис-
циплин Челябинского радиотехнического техникума (ЧРТ), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
АЛЬТЕРНАТИВА ИГРОМАНИИ — УЧАСТИЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ
НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ
Перед педагогами всегда вставал вопрос о вовлечении детей с неразвитыми коммуникативными способностями в учебный процесс и адаптации такого ребенка в современном социуме, а в настоящее время, с появлением персональных компьютеров, компьютерных сетей, изобилия компьютерных игр и средств виртуального общения, эта проблема обозначилась еще резче. В статье рассматривается вопрос о коллективной творческой деятельности детей с нестандартным мышлением посредством участия в студенческом научном обществе в качестве альтернативы такому явлению, как игромания.
Ключевые слова: игромания, коммуникативные способности, студенческое научное общество, проектно-исследовательская деятельность, смена социальной роли.
Профилактика такого асоциального явления, как игромания, и борьба с ней необходимы [1]. Попадая в зависимость от компьютерных игр, студент зачастую отвлекается от своих непосредственных обязанностей — учебы, физического развития, труда, — заменяя реальное общение со сверстниками и окружающим социумом своим замкнутым виртуальным миром. В этой виртуальной реальности человек чувствует себя более защищенным от негативных влияний социума, раскрепощенным, способным решить любые задачи и проблемы. Для человека с неразвитыми коммуникативными способностями легко и просто общаться под ником; ему не составляет труда произвести «перезагрузку» своих действий, начать с нуля неудавшийся производственный и жизненный цикл, что невозможно в реальной жизни. Следствием этого является отставание студента от учебного процесса, от сроков выполнения учебной программы; молодой человек полагает, что, как и в игре, ему удастся «перезагрузиться» и исправить свои ошибки. В игре он начинает ассоциировать себя с выбранным персонажем, порой жестоким и агрессивным. В реальной жизни человеку трудно смоделировать такого рода поведение в общении с окружающими, он
не готов к подобному общению ни физически, ни морально. Это приводит к депрессии, замкнутости и агрессии в реальном мире [1].
Учитывая большой интерес студентов к игре как к образу жизни, можно предложить в качестве альтернативы участие в студенческом научном обществе (СНО). В Челябинском радиотехническом техникуме мы ведем работу со студентами в рамках СНО по направлениям:
- создание стендов, имитирующих работу компьютера;
- создание сайтов;
- программирование проектов, моделирующих системные процессы.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет в игровой форме решать социально значимые задачи и конкретные практические ситуации, например, через имитацию сложной системы взаимодействия всех участников дорожного движения (транспортное средство, полиция, дорожная служба, служба управления светофорами, коммуникационные ТГ-службы). При реализации проекта студент может проявить свои познания в области программирования и проектирования, совместив профессиональные компетенции с игровыми навыками (имитация движения транспортного средства,