ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
Е.А. Радомысльская
Современная педагогическая практика требует поиска эффективных путей формирования у школьников знаний и умений управлять собой, своей жизнью. Анализ истории развития идеи ученического самоуправления позволяет утверждать, что при наличии определенных организационно-педагогических признаков, детское самоуправление является эффективным фактором социализации школьников.
Ключевые слова: самоуправление, детские объединения, история развития ученического самоуправления, коллектив.
Modern pedagogical practice calls for the search of effective ways to form students knowledge and skills for self-governing, to control their life. The analysis of the history of the development of the idea of students' self-government gives the ground to claim that children's self-government is an effective factor of students' socialization under the existence of certain organization-pedagogical characteristics.
Key words: self-government, children's societies, the history of the development of students' self-government, collective.
Педагогическая практика последних лет доказывает необходимость самоорганизации детей и их сооргани-зации со взрослыми для самоутверждения, участия в общественной жизни, воспитания тех черт личности, которые нельзя развить только через обучение наукам.
Модернизация современного образования выводит вопрос о самоуправлении школьников на качественно новый уровень, когда ребенок становится активным участником, субъектом процесса демократических отношений
в школьном коллективе, где созданы условия для формирования знаний и умений управлять собой, своей жизнью в детском объединении.
Самоуправление, как понятие, вошло в педагогическую терминологию сравнительно недавно и понимание сущности этого явления далеко не однозначно.
Согласно педагогическому словарю - это «форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации
решений для достижения общественно значимых целей» [11, с. 254].
В.М. Коротов [6] определяет ученическое самоуправление как метод организации воспитательного коллектива; Ю.П. Сокольников [12] видит в самоуправлении способ организации деятельности школьников; Л.И. Новикова [9] считает, что самоуправление - это разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля.
В.Т. Кабуш [4] делает вывод, что самоуправление учащихся - это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации.
С целью наиболее полного освещения проблемы самоуправления школьников в детских объединениях на современном этапе, необходимо проанализировать, каким образом вопросы самоуправления разрабатывались в педагогической науке.
В понятии «самоуправление» можно выделить две составляющие: 1) «само» в смысле самостоятельности субъекта и 2) «управление», которое мы рассматриваем и как процесс, и как деятельность.
«Само...», как первая часть сложных слов в русском языке, означает направленность чего-нибудь на самого себя; совершение чего-нибудь без посторонней помощи, непроизвольно, автоматически [10, с. 617], а «управление» от глагола «управлять» в первом значении понимается как «направлять ход, движение кого-нибудь, чего-нибудь, руководить действиями кого-нибудь, чего-нибудь»; а во втором значении — «ру-
ководить, направлять деятельность» [10, с. 743]. Отсюда, самоуправление -это руководство какой-либо деятельностью кого-нибудь, чего-нибудь без посторонней помощи, самостоятельное движение кого-нибудь, чего-нибудь в самостоятельно определяемом направлении. При таком понимании понятие «самоуправление» может в полной мере относиться и к отдельной личности, и к группе, и к коллективам самой различной величины, и состоит в том, что отдельный индивид, члены группы или коллектива сами руководят происходящими процессами в своем сообществе.
Мысли, высказывания и идеи многих педагогов древности составили основу теории детского самоуправления. Это высказывания Платона о воспитании через положительный пример, Аристотеля - о тесной связи физического, нравственного и умственного воспитания, Демокрита - о природосообраз-ности воспитания ребенка, принципы гуманистической педагогики Виттори-но де Фельтре, идеи Томаса Мора и др.
Первое упоминание о школьном самоуправлении и его организации относится к XVI веку. В г. Гольдберге Валентин Тротцендроф руководил латинской школой, ученики которой широко привлекались к выполнению различных общественных обязанностей, ко всем ученикам предъявлялись одинаковые требования, зафиксированные в уставе школы, его нарушение каралось наказаниями, вплоть до телесных. С развитием теоретических основ ученического самоуправления связаны имена выдающихся педагогов Я.А. Коменско-го и И.Г. Песталоцци. В ученическом самоуправлении они видели один из способов организации дисциплины и порядка в школе силами учащихся,
приучения их к самостоятельному принятию ответственных решений [1].
Во второй половине XIX века в отечественных учебных заведениях организуются ученические сообщества на основе детского самоуправления. Положительное влияние организованного самоуправляемого детского коллектива на отдельную личность отмечали Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушин-ский, Н.Г. Чернышевский. После Великой октябрьской социалистической революции значительный вклад в развитие теории и практики ученического самоуправления внесли П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, В.Н. Со-рока-Росинский и др.
Так, П.П. Блонский считал ученическое самоуправление средством развития у учащихся внутренней убежденности в необходимости коллективной организации и дисциплинированности. К.Н. Вентцель указывал на необходимость учета интересов и наклонностей воспитанников, предоставления им свободы выбора форм самоуправления. Назначение детского самоуправления П.Ф. Каптерев видел в развитии нравственных качеств, формировании гражданственности, воспитании коллективизма у учащихся. Необходимым условием успешной работы органов самоуправления он считал принцип добровольности при распределении общественных поручений. Заслугой В.Н. Сороки-Росинского в разработке вопросов самоуправления в коллективе является обоснование им принципа добровольчества в объединении детей, установление стадий организации воспитательного коллектива и выделении роли ученического самоуправления на каждой из стадий развития коллектива.
С начала XX в. детское самоуправление получает широкое развитие в буржуазной школе США, Германии, Англии. С.И. Гессен, раскрывая типы детского самоуправления в данных странах, пишет, что в Виккерсдорф-ской школе Германии во главе стояла «школьная община», в которую входили все ученики и учителя, собиравшиеся или правлением школы, или по требованию одной трети имеющих право голоса. В этой школе господствовала полная свобода слова. Школьное самоуправление в американской системе «школьных общин» (school-citi-sistem) изначально было предназначено для того, чтобы обучать школьников основным правилам правопорядка и наглядно формировать у них представление о правах демократического государства. В связи с этим организация жизнедеятельности класса и школы копировали всю сложную машину американских государственных учреждений, представительный строй с его выборами, парламентскими прениями и т.д. Интересно, что впоследствии это привело к упрощению самой государственной системы управления. Английские средние школы, как отмечает С.И. Гессен, дали пример широко растущей практики самоуправления в школах-пансионах. Современные формы этого самоуправления, по мнению автора, сложились в результате характерного вообще для английской культуры приспособления старинных обычаев и учреждений к требованиям времени. Это выражалось в осуществлении «префекториальной системы», состоящей в том, что заслуженные ученики старших классов назначались «префектами» или «консулами» и получали право надзора и власти над своими младшими товарищами [2].
Идея детского самоуправления не была чужда советской педагогической науке и практике, однако, реализация этой идеи ограничивалась идеологическими рамками.
Говоря о самоуправлении, необходимо отметить вклад Н.К. Крупской в развитие теории детского самоуправления, которая высказывала мысль о том, что необходимо налаживать в школе такую коллективную жизнь ребят, которая опиралась бы на правильно поставленное самоуправление. Она подчеркивала, что детское самоуправление должно охватить всех школьников и, таким образом, не сводиться только к работе одних выборных комиссий [7].
Опыт работы советской школы по созданию детского самоуправления разнообразен и велик. Огромный вклад в развитие самоуправления внес великий отечественный педагог А.С. Макаренко, чьи находки часто становились главным фактором создания самоуправления в детском коллективе.
А.С. Макаренко выявил и раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, стимулирование и т.д.
Не утратили своего значения идеи А.С. Макаренко об организационном строении коллектива, органах его самоуправления, общем собрании, совете коллектива, блестяще воплощенные им в практику [8].
Участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива становится одним из важнейших принципов организации детского коллектива и деятельности, существовавших в то время пионерской и комсомольской организаций. Широкое распространение практика детского самоуправления по-
лучает в конце 1920-х гг. в единой трудовой школе. С середины 1930-х гг., как свидетельствуют факты, начинается упадок детского самоуправления, обусловленный нарушением демократических принципов в руководстве школой и сведением воспитательной работы к «учебной деятельности». В середине 1950-х гг. в деятельности органов ученического самоуправления появляются новые формы работы, связанные с сельской школой: производственные бригады, школьные подсобные хозяйства, которыми руководят общие собрания трудовых объединений, советы производственных бригад и др. В 1960-х гг., как отмечают Л.К. Валяная, М.Д. Виноградова и Л.И. Новикова, благодаря распространению передового опыта творчески работающих педагогов -Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой, Э.Г. Костяшкина, В.А. Сухомлинско-го - расширяется сфера деятельности органов детского самоуправления. В ученических коллективах каждый учащийся привлекается к участию в мероприятиях в роли ответственного организатора или консультанта в сфере тех дел, в которых он был более знающим и опытным. В 1970-1980-х гг., по свидетельству В.И. Бочкарева, широкую известность получила «коммунарская методика» И.П. Иванова, обеспечивающая включение всех детей в активную неформальную деятельность и предполагающая чередование руководства и подчинения в процессе самоуправления, а также учет опыта проведения «ключевых дел».
Ярким примером развития детского самоуправления на современном этапе развития школы является опыт В.А. Ка-раковского, который считает, что «.. .самоуправление - это непременный при-
знак, атрибут ученического коллектива, ибо, чем совершеннее самоуправление, тем совершеннее коллектив». Педагог уверен в том, что научить самоуправлению - значит научить «управлению собой», научить самовоспитанию. В.А. Караковский рассматривает самоуправление как средство самовоспитания личности, механизм вовлечения детей в «самоуправленческую деятельность». Это и дежурство, и выполнение поручений, и работа в органах ученического самоуправления.
Хочется подчеркнуть, что самоуправление в школе В.А. Караковского не означает предоставление детей самим себе. В его организации ученическое самоуправление - это высшая форма педагогического руководства детским коллективом, поэтому «здесь главное -не подменять, а учить; не приказывать, а соответствовать; не бояться, а доверять» [5].
Согласно позиции отечественного педагога В.Д. Иванова, подлинное развитие самоуправления началось в нашем обществе в период перестройки, сущность которой заключается в демократизации всех сторон общественной, политической, экономической и духовной жизни, в повышении роли и значимости каждого человека. Самоуправление, по словам В.Д. Иванова, это та же самодеятельность, но направленная на руководство - то есть разработку, принятие и осуществление решений, от которых что-то зависит. Это своего рода самодеятельность в осуществлении власти, руководства. Признаком самодеятельности В.Д. Иванов называет целевую установку. Определение цели, по его мнению, - процесс не одновременный, а комплексный, ибо при целеполагании важно иметь в виду
не только задуманное и сроки его осуществления, но и то, как это задуманное будет реализовываться [3].
На современном этапе самоуправление в общеобразовательных учреждениях вышло на новый виток своего развития. Различные аспекты самоуправленческой деятельности рассматриваются многими педагогами современности. Так, М.И. Рожков в своих исследованиях раскрывает суть и содержание ученического самоуправления, где особое место уделено классному ученическому собранию; Н.Н. Никитина в соавторстве с И.Ю. Шустовой рассматривают различные технологии организации коллективного взаимодействия школьников; ряд педагогов (П.С. Павлиди, Н.В. Корягина, Т.В. Васильева и др.) изучают систему коллективных творческих дел школы, творческого взаимодействия детей, что способствует развитию у них творческих коммуникативных и организаторских способностей; Е. Степанов разрабатывает теоретические основы работы самоуправления в ученическом коллективе на уровне класса; С. Курганский поднимает вопрос об управленческой команде коллектива общеобразовательного учреждения (школы), уделяя особое внимание этапам ее формирования и деятельности.
Итак, анализ теории развития детского самоуправления позволил выявить существенные признаки, отражающие природу данного явления. К таким признакам можно отнести:
- включение в систему детского самоуправления всех обучающихся объединения;
- охват детским самоуправлением различных сторон образовательного
процесса в детском объединении, в образовательном учреждении;
- наличие постоянно действующих органов ученического самоуправления;
- создание условий для развития индивидуального самоуправления каждого обучающегося;
- формирование в процессе самоуправления особых отношений зависимости, подчинения, сотрудничества и взаимопомощи;
- наличие системы поэтапного делегирования полномочий и ответственности детским коллективам и их органам самоуправления.
Изучение моделей самоуправления в детских объединениях как фактора социализации школьников позволило нам выделить следующие группы необходимых условий: организационные, кадровые, программно-методические, социально-педагогические и психологические.
Организационные условия развития самоуправления представлены следующими позициями:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- учет типа учреждения образования;
- создание единой информационной среды учреждения дополнительного образования детей.
Кадровые условия развития самоуправления - это, прежде всего:
- совершенствование педагогического мастерства работников учреждения дополнительного образования детей, в рамках системы детского самоуправления;
- необходимость обучения активистов детского самоуправления в те-
чение учебного года и в период летних каникул.
Под программно-методическими условиями развития самоуправления понимается:
- наличие стратегии и основных принципов развития детского самоуправления;
- наличие разноуровневых программ обучения навыкам организации детского самоуправления в учреждении образования.
Социально-педагогические условия развития самоуправления включают в себя:
- учёт психологических и возрастных особенностей и возможностей учащихся, их индивидуальных качеств;
- опора в работе с учащимися на ведущий принцип деятельности, теорию воспитательного коллектива и педагогической диагностики;
- включение в работу с органами ученического самоуправления большего количества педагогов;
- активное использование в работе теории социального управления, введение в действие ученического цикла, обеспечивающего единый ритм жизнедеятельности коллектива учащихся;
- формирование положительного отношения родителей к работе органов детского самоуправления и привлечение к участию в их деятельности;
- использование в работе органов детского самоуправления традиций, ритуалов, соревнований, игр, форм коллективного, группового и индивидуального поощрения общественной активности школьников;
- позиция сотрудничества педагогов и учащихся совместной деятельности.
Психологические условия развития самоуправления:
- благоприятный психологический климат;
- сближение формальных и неформальных структур воспитанников за счет расширения системы поручений в соответствии с интересами;
- выработка целей, ценностей, определения единых норм и принципов совместной деятельности и взаимоотношений всех участников самоуправленческой деятельности;
- психологически обоснованная позиция и заинтересованность педагогов в развитии ученического самоуправления.
Анализ опыта работы разнообразных моделей ученического самоуправления на различных исторических этапах развития педагогической практики позволяет утверждать, что при наличии выше обозначенных организационно-педагогических условий, детское самоуправление является эффективным фактором социализации школьников.
Литература:
1. БордовскаяН.В. Педагогика[ Текст]/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2003. - 299 с.
2. Гессен С.И. Основы педагогики [Текст] / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
3. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или
Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: кн. для старшеклассников [Текст]/В.Д. Иванов. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
4. Кабуш В.Т. Ученическое самоуправление: теория и практика [Текст]: Метод. пособие. - Мн.: Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы - детям», 1999. - 187 с.
5. Караковский В.А. Пути формирования школьного ученического коллектива. - М.: Педагогика, 1978. - 310 с.
6. Коротов В.М. Самоуправление школьников [Текст]/В.М. Коротов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 208 с.
7. Крупская Н.К. Детское самоуправление в школе [Текст]/Н.К. Крупская//Пед. соч. в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1980. -Т. 4. - С. 344-353
8. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности [Текст]/А.С. Макаренко. -М., 1972. - 336 с.
9. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. - М.: Знание, 1988// Педагогика и психология. - №7. - 79 с.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/С.И. Ожегов; под ред. докт. Филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 15-е изд., стереотип. - М.: Рус. Яз., 1984. - 816 с.
11. Педагогический энциклопедический словарь [ Текст]/Под ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая Рос. энцикл., 2002. - 528 с.
12. Сокольников Ю.П. Организация детского самоуправления в школе. - Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1965. - 135 с.