Ожогова Е.Г., Якубенко О.В. Стресс и профессиональная деформация в деятельности педагога // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№1 (8) январь - март. - URL http://e-joumal.omgau.ru/mdex.php/2017/m5-statya-2017-1/738-00268. - ISSN 2413-4066
УДК 373.1
Ожогова Елена Геннадьевна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, г. Омск [email protected]
Якубенко Оксана Витальевна
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, г. Омск j akubenko_ov@mail. ru
Стресс и профессиональная деформация в деятельности педагога
Аннотация. В данной статье, представлены результаты эмпирического исследования посвященного изучению уровня психологического стресса и выраженности профессиональной деформации у учителей начальных классов. Установлено, что у учителей начальных классов умеренно выражены признаки профессиональной деформации и психологического стресса при сохранении основополагающих профессионально-педагогических ценностей. С помощью корреляционного анализа установлена прямая умеренная корреляционная взаимосвязь между уровнем психологического стресса и профессиональной деформацией личности, которая указывает, на то, что чем выше уровень психологического стресса, тем быстрее формируется профессиональная деформация личности. В заключение статьи намечены перспективы предупреждения и коррекции психологического стресса и контроля над развитием профессиональной деформацией личности учителя начальных классов.
Ключевые слова: стресс, психологический стресс, профессиональная деформация, профессиональное здоровье, психологическая профилактика.
Под психологическим стрессом в научной литературе понимают такое эмоциональное состояние, в основе которого лежит несоответствие между психогенными факторами (конфликты, профессиональное перенапряжение, ситуация неопределенности, повышенная ответственность) воздействующими на организм человека и психоэмоциональными ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями как страх, гнев, неуверенность, удрученность и другие [1].
Деление стресса на физиологический, эмоциональный, психологический весьма условно. В любом виде стресса присутствуют и физиологические и психологические компоненты.
Любой вид стресса сопровождается рядом отрицательных проявлений: поведенческих - непродуманные, непредсказуемые поступки, скованность или чрезмерная подвижность, суетливость; познавательных - нарушение критичности мышления, ускорение речевого темпа, нарушение памяти и внимания; эмоциональных - резкая смена настроения,
повышенная тревожность, чувство беспомощности, затрудненная релаксация и др; физиологических - учащение частоты сердечных сокращений и ритма дыхания, изменение артериального давления, повышение потоотделения.
Несмотря на вышеуказанные отрицательные симптомы стресса, его эволюционно-биологическое значение носит позитивный характер и связано с адаптацией психики человека к новым условиям. Переживание и преодоление стресса - это проверка адаптивных ресурсов человека [1-3].
Конечно, уровень психологического стресса в деятельности педагога значительно ниже, чем у представителей экстремального типа профессий (военные, полицейские, пожарные, сотрудники МЧС, пилоты гражданской авиации). Как отмечают Б.В. Овчинников и А.И. Колчев, по напряженности труда профессиональная деятельность учителя занимают 11 место. [3, с. 205] Однако, именно в педагогической профессии, сама атмосфера носит стрессогенный характер и накопление стрессового напряжения, даже средней степени интенсивности может служить одним из факторов формирования негативных профессионально обусловленных психических состояний педагогов и психических расстройств - синдрома «психического выгорания», неврозов, профессиональных кризисов и деформации личности [2-4].
Деформация личности педагога в профессиональной деятельности педагога является не менее актуальной проблемой, чем психологический стресс на рабочем месте [5].
Проявление профессиональной деформации личности могут проявляться в ярко выраженной агрессивности, демонстративном поведении, догматизме, эмоциональной отстраненности, равнодушии, стереотипном восприятии профессиональной реальности, менторской манере общения вне работы, например, в семейном кругу. Важно подчеркнуть, что эти особенности личности носят устойчивый характер, и проявляются как в профессиональной деятельности, так и во вне профессиональных сферах жизни педагога (семья, общественная деятельность) [6].
Рассмотренные понятия - «психологический стресс» и «деформация личности» позволили нам сформулировать проблему, каков уровень психологического стресса и профессиональной деформации личности у современного педагога? Существует ли взаимосвязь между психологическим стрессом и развитием профессиональной деформации личности?
В ноябре 2016 года на базе Омского государственного педагогического университета нами было проведено экспериментальное исследование. Обследовано 63 педагога начальных классов, проходивших профессиональную подготовку по профилю «Психология и педагогика начального образования». На момент исследования педагоги работали учителями начальных классов в школах г. Омска и Омской области. Средний возраст испытуемых 36,5 лет. Среднее значение педагогического стажа по выборке 12,4 лет.
В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методы и методики: 1) методика «Шкала психологического стресса PSM-25»; 2) методика «Профессиональная деформация педагогов», автор Е.П. Ильин; 3) метод беседы.
Для обработки результатов применялись методы количественного и качественного анализа. Результаты изучения уровня психологического стресса у педагогов представлены на рисунке 1.
м
высокий ю 0»
средние
го «1
мчзкмй
£ щ
11111
0 10 20 30 40 50
Рис. 1. Уровень выраженности психологического стресса у учителей начальных
классов
Таким образом, у испытуемых педагогов преобладает низкий (46,0%, п=29) и средний (25,4, п=16) уровень психологического стресса. Это указывает, что обследованные нами педагоги умеют находить выход из стрессовых ситуаций, устойчивы ко многим стрессогенным факторам и обладают хорошо развитыми адаптивными способностями.
С помощью беседы установлено, что испытуемые используют эффективные копинг-стратегии: планирование решение проблемы, принятие ответственности, переоценка проблемной ситуации (когнитивная реструктуризация), поиск социальной поддержки [3].
При анализе источника психологической напряженности выявлено, что он связан не с профессиональной деятельностью, а другими жизненными проблемами. Вместе с тем, у 28,6% (п=18) учителей начальных классов установлен высокий уровень переживания психологического стресса, который проявляется в повышенной тревожности, напряженности, тотальной погруженности в работу, повышенной утомляемости и усталости, эмоциональной нестабильности, нарушение сна, физическом недомогании (нарушение ритма дыхания, кишечные расстройства, головные боли и др). Эти педагоги, в первую очередь нуждаются в психологической помощи.
Далее мы исследовали уровень развития профессиональной деформации. Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Уровень выраженности профессиональной деформации у учителей начальных
классов
Так, полученные результаты имеют сходную тенденцию, как и при изучении уровня психологического стресса. У испытуемых преобладает средний (44,4%, п=28) и низкий (39,7%, п=25) уровень выраженности профессиональной деформации личности. Полученные количественные показатели проявляются в том, что педагоги устойчивы к воздействию негативных факторов профессии, и ее специфических особенностей. У них сохраняется личностно-ориентированная позиция к субъектам труда, сохранение профессиональной идентичности и профессиональной позиции, незначительное искажение в структуре профессиональных качеств личности, адекватное отношение к работе и ответственной отношение к профессиональным обязанностям, следование требованиям профессионально-педагогической этики и деонтологии. Однако у 15,9% (п=10) испытуемых мы установили признаки высокого уровня выраженности профессиональной деформации. Это проявляется в негативном отношении к субъектам труда, утрате гуманистической позиции, узости профессионального мышления, утрате индивидуального целостного подхода к личности ребенка, искажение структуры профессионально важных качеств, возникновению отрицательных качеств: бесцеремонность, грубость, хамство, утрата чувства такта, эмоциональная черствость, безответственность, чрезмерная категоричность, демонстративность, бюрократизм, снижение уровня эмпатии и др [5;6].
Таким образом, полученные результаты уровня выраженности профессиональной деформации у учителей начальных классов показывают, что у испытуемых педагогов умеренно выражены признаки профессиональной деформации, при сохранении основополагающих профессионально-педагогических ценностей.
Заключительным шагом нашего исследования было установление взаимосвязи между уровнем психологического стресса и выраженностью профессиональной деформации личности. С этой целью нами был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента линейной корреляции по г-Пирсону. После проведения расчета было получено эмпирическое значение коэффициента корреляции г=0,4 при р=0,001. Установленная прямая умеренная корреляционная связь указывает, на то, что чем выше уровень психологического стресса, тем быстрее формируется профессиональная деформация личности.
Таким образом, для профилактики профессиональной деформации и предупреждения хронизации психологического стресса педагогам рекомендовано проведение
психогигиенических и психопрофилактических мероприятий. На наш взгляд, общие направления профилактической и коррекционной помощи могут быть представлены следующими блоками.
1. Со стороны государственной задачи профессиональной помощи педагогу - повышение престижа профессии, улучшение условий жизни и материального положение педагога, а также создание здорвьесберегающей среды в образовательном учреждении [7; 8].
2. Со стороны организационно-управленческих аспектов профессии - грамотное планирование руководителем нагрузки. Не следует перегружать педагога дополнительными профессиональными мероприятиями и злоупотреблять профессиональными полномочиями. Руководитель должен оказывать помощь в профессиональном развитии (повышение квалификации, аттестация) педагога и поддержку в жизненных трудностях [9; 10].
3. Со стороны индивидуального развития - повышение уровня стрессоустойчивости личности, овладение эффективными копинг-стратегиями и приемами релаксации, профессиональный самоанализ и другими.
Ссылки на источники
1. Психотерапевтическая энциклопедия / под общ ред.Б. Д. Карвасарского. -СПб.: Питер, 1999 - 752 с.
2. Марищук В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов. - СПб.: Сентябрь, 2001. - 260 с. - Библиогр.: с. 255257.
3. Психология профессионального здоровья: учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2006. - 480 с.
4. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций: учебное пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - М.: Академический проект; Екатегинбург: Деловая книга, 2005. - 240 с.
6. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности / С. П. Безносов; М-во внутрен. дел. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
7. Мурзина Н.П., Чердынцева Е.В. Методология и технология профессионализации будущих педагогов в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева // Наука и образовательное пространство: вектор трансграничного развития: материалы международного форума. - Омск: ОмГПУ, 2015. - С. 96 - 101.
8. Фролова П.И. Управление развитием персонала на основе профессиональных стандартов /П.И. Фролова // Ученые записки ИУО РАО. - 2016. - № 59.- С. 165-168.
9. Якубенко О.В. Роль руководителя дошкольного образовательного учреждения в организации профилактики эмоционального выгорания педагогов /О.В. Якубенко // Ученые записки ИУО РАО. 2016. № 59. С. 184-187.
10. Горина А.В., Фролова П.И. Участие в социальной проектной деятельности как средство профилактики профессиональной деформации личности будущего специалиста / А.В. Горина, П.И. Фролова // Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: состояние, проблемы и пути совершенствования материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, изд-во Краснодарского университета МВД России, 2016. - С. 39-42.
Elena Ozhogova
Candidate of psychological sciences, Associate Professor Omsk State Pedagogical University, Omsk
Оxana Jakubenko
Candidate of medical sciences, Associate Professor Omsk State Pedagogical University, Omsk
Stress And Professional Deformation In Activity Of The Teacher Of Initial Classes
Abstract. In given article, results of empirical research of the level of psychological stress devoted to studying and expressiveness of professional deformation at teachers of initial classes are submitted. It is established, that at teachers of initial classes attributes of professional deformation and psychological stress are moderately expressed at preservation of basic professional -pedagogical values. With the help of the correlation analysis the direct moderate correlation interrelation between a level of psychological stress and professional deformation of the person which specifies, that the above the level of psychological stress, the is faster formed professional deformation of the person is established. In conclusion of article prospects of the prevention and correction of psychological stress and the control over development by professional deformation of the person of the teacher of initial classes are planned.
Keywords: stress, psychological stress, professional deformation, professional health, psychological preventive maintenance.