Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение педагогов в формировании стрессоустойчивости'

Психологическое сопровождение педагогов в формировании стрессоустойчивости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
746
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / PROFESSIONAL STRESS / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / STRESS RESISTANCE / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF TEACHERS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / PSYCHOLOGICAL CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Е. В., Бокачева О. Н.

Статья посвящена проблеме профессионального стресса и его негативных последствий в деятельности педагога. Авторами обозначена необходимость формирования стрессоустойчивости как интегративного свойства личности педагога, характеризующегося необходимой степенью ее (личности) адаптации к воздействию экстремальных факторов профессиональной деятельности, представлены результаты проведенного психологического исследования по реализации программы психологического сопровождения педагогов в формировании их стрессоустойчивости. Авторы сделали вывод о том, что реализация программы психологического сопровождения педагогов в формировании стрессоустойчивости позволила добиться улучшения самочувствия, сна, настроения, общего эмоционального состояния, отношений с окружающими, значительного улучшения ситуации реагирования на стресс повышения работоспособности, о чем говорит зафиксированная положительная динамика всех изучаемых нами показателей и отзывы испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF TEACHERS IN THE FORMATION OF STRESS RESISTANCE

The article is dedicated to a problem of professional stress and its negative consequences in the work of a teacher. The authors indicate at the necessity of forming stress resistance as the integrative properties of the personality of the teacher, characterized by the necessary degree (self) adaptation to the effects of extreme factors of professional activity, presents the results of the conducted psychological research on the implementation of the program of psychological support of teachers in shaping their stress. The authors concluded that introduction of the program of psychological teachers in elucidation of formation of the accompaniment led to improvement of well-being, sleep, mood and overall emotional well-being, relationships with others, and a significant improvement in the situation of responding to stress productivity, as evidenced by the recorded positive dynamics of all the studied us indicators and reviews.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение педагогов в формировании стрессоустойчивости»

мости своим поведением, антисоциальных эксцессов с видимой жестокостью. Также агрессия сопровождается вегетативными реакциями (резкое покраснение кожи, головная боль, повышение температуры). Кроме этого, существуют определенные ситуации, провоцирующие агрессию, что является также особенностью агрессивного поведения подростков с недоразвитием интеллекта: насмешки окружающих по поводу их интеллектуальной неполноценности, сиротство, стыд за родителей, которые оказываются алкоголиками и т. д., подростковые черты (ущемление самолюбия, самоутверждение) [5, с. 52].

В соответствии с выявленными особенностями агрессивных проявлений в поведении школьников с недоразвитием интеллекта, можно предложить методические рекомендации, направленные на коррекцию агрессивных проявлений в поведении.

Правильное и уместное использование педагогических средств, приемов позволяют корригировать нарушенное поведение подростков с недоразвитием интеллекта. Основой коррекции нарушенного поведения подростков с недоразвитием интеллекта является коррекция с привлечением медико-социально-психологических мероприятий и недопущение ситуаций, провоцирующих агрессивные проявления.

Имеет смысл выделить следующие направления коррекции агрессивных проявлений в поведении школьников с недоразвитием интеллекта: переориентация интересов учащихся, работа по профилактике нарушений в поведении.

Под переориентацией интересов школьников с недоразвитием интеллекта понимается перенос отрицательных агрессивных действий на нечто полезное. При этом достижение наилучшего результата будет зависеть от того, насколько предлагаемая по-

Библиографический список

лезная деятельность будет соотноситься с интересами учащихся, а также с их физиологическими особенностями. Так школьницам подросткового возраста можно предложить опеку учеников младших классов, украшение школы. Стоит привлекать мальчиков к трудовой деятельности, например, ремонт школьных помещений. Также можно предложить такие задания: дежурства по школе, помощь в столовой, в библиотеке и др. Школьникам с повышенной агрессивной возбудимостью имеет смысл предложить развивать спортивные интересы, поскольку спорт дает разрядку и полезный выход эмоциональной возбудимости. Немаловажной составляющей переориентации является художественная деятельность. По нашему мнению, необходимо позаботиться об организации кружковой деятельности (по интересам учащихся).

В качестве приёмов по профилактике агрессивных проявлений в поведении школьников с недоразвитием интеллекта могут быть предложены следующие виды занятий: воспитание положительных морально-нравственных качеств по отношению к людям, животным, природе, используя беседы, убеждения, внушения. В рамках профилактики нарушений поведения подростков с недоразвитием интеллекта имеет значение рассматривать трудовую деятельность как способ достижения социальной адаптации. Стоит предложить тренировочные занятия, на которых предлагать ситуации, заведомо вызывающие агрессивные проявления школьников, анализировать их поведение и предлагать модель неагрессивного выхода из данной ситуации.

Результативность коррекции нарушенного поведения подростков с недоразвитием интеллекта зависит от правовых аспектов, когда вопросы о благополучии среды, в которой живет ребёнок, будут решаться на государственном уровне.

1. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Санкт-Петербург, 1999.

2. Бютнер Кристиан. Жить с агрессивными детьми. Москва, 1991.

3. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Москва, 1988.

4. Личко А.Е. Психопатические расстройства у подростков. Ленинград, 1987.

5. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологическое и психиатрические аспекты. 1988. References

1. Maslou A.G. Motivaciya i lichnost'. Sankt-Peterburg, 1999.

2. Byutner Kristian. Zhit's agressivnymi det'mi. Moskva, 1991.

3. Lebedinskaya K.S., Rajskaya M.M., Gribanova G.V. Podrostki s narusheniyami v affektivnoj sfere. Moskva, 1988.

4. Lichko A.E. Psihopaticheskie rasstrojstva u podrostkov. Leningrad, 1987.

5. Kondrashenko V.T. Deviantnoe povedenie u podrostkov: social'no-psihologicheskoe i psihiatricheskie aspekty. 1988.

Статья поступила в редакцию 18.07.17

УДК 37.015.3

Solovieva E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),

E-mail: jenyshat@rambler.ru

Bokacheva O.N., educator, Stavropol Presidential Cadet College (Stavropol, Russia), E-mail: GP2015D1@stpku.ru

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF TEACHERS IN THE FORMATION OF STRESS RESISTANCE. The article is dedicated to a problem of professional stress and its negative consequences in the work of a teacher. The authors indicate at the necessity of forming stress resistance as the integrative properties of the personality of the teacher, characterized by the necessary degree (self) adaptation to the effects of extreme factors of professional activity, presents the results of the conducted psychological research on the implementation of the program of psychological support of teachers in shaping their stress. The authors concluded that introduction of the program of psychological teachers in elucidation of formation of the accompaniment led to improvement of well-being, sleep, mood and overall emotional well-being, relationships with others, and a significant improvement in the situation of responding to stress productivity, as evidenced by the recorded positive dynamics of all the studied us indicators and reviews.

Key words: professional stress, psychological health, psychological adaptation, stress resistance, psychological support of teachers, psychological correction.

Е.В. Соловьева, канд. психол. наук, доц., доц. каф. педагогики и психологии профессионального образования,

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: jenyshat@rambler.ru

О.Н. Бокачева, воспитатель, ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» г. Ставрополь,

E-mail: GP2015D1@stpku.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Статья посвящена проблеме профессионального стресса и его негативных последствий в деятельности педагога. Авторами обозначена необходимость формирования стрессоустойчивости как интегративного свойства личности педагога, характеризующегося необходимой степенью ее (личности) адаптации к воздействию экстремальных факторов профессиональной деятельности, представлены результаты проведенного психологического исследования по реализации программы

психологического сопровождения педагогов в формировании их стрессоустойчивости. Авторы сделали вывод о том, что реализация программы психологического сопровождения педагогов в формировании стрессоустойчивости позволила добиться улучшения самочувствия, сна, настроения, общего эмоционального состояния, отношений с окружающими, значительного улучшения ситуации реагирования на стресс повышения работоспособности, о чем говорит зафиксированная положительная динамика всех изучаемых нами показателей и отзывы испытуемых.

Ключевые слова: профессиональный стресс, психологическое здоровье, психологическая адаптация, стрессоу-стойчивость, психологическое сопровождение педагогов, психологическая коррекция.

Психологический анализ профессиональной педагогической деятельности позволяет отнести ее к ряду наиболее интеллектуально и эмоционально напряжённых. Это, в свою очередь, требует повышенной мобилизации внутренних ресурсов педагога, перенапряжение которых приводит к сбоям в процессах психологической адаптации и, как следствие, нарушениям психического здоровья специалистов. Длительное воздействие этих факторов приводит к развитию различных форм дезадаптации, которые можно интерпретировать как негативные последствия стресса для психического и физического здоровья преподавателей.

Низкие показатели физического и психического здоровья современных российских педагогов представляют собой серьезную проблему для общества. Достаточно закономерным и логически вытекающим из стрессогенной деятельности педагогов является тот факт, что среди всех заболеваний на первое место выходят психосоматические [1]. На фоне сниженной устойчивости к стрессу у педагогов отмечается повышенный уровень гнева и тревожности, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение, профессиональные деформации. Во многих исследованиях выявляется высокий уровень фрустрации педагогов, что является показателем частого блокирования целей деятельности, пресечения мотивов достижения и подавления потребностей [2; 3]. Поэтому проблема укрепления психологического здоровья педагогов, обеспечения, сохранения и повышения продуктивности их профессиональной деятельности в условиях резкого возрастания эмоциональных и информационных нагрузок, преодоления профессионального стресса является особо актуальной для современной педагогической психологии.

При проведении исследования мы ставили цель: формировать стрессоустойчивость педагогов как интегративное свойство личности, характеризующееся необходимой степенью ее адаптации к воздействию экстремальных факторов профессиональной деятельности. Базой исследования явилось ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище». Экспериментальную выборку составили педагоги в количестве 24 человек.

Для проведения исследования была разработана программа психологической помощи педагогам в формировании стрес-соустойчивости (рисунок 1).

Целью первого блока программы стало психодиагностическое исследование уровня подверженности стрессу и стрессоу-стойчивости педагогов. Результаты первичной психодиагностики показали наличие у большинства педагогов профессионального стресса разной степени выраженности.

Основной целью второго блока программы явилось формирование стрессоустойчивого поведения и соответствующих навыков и формирования (повышения) стрессоустойчивости как свойства личности посредством психокоррекционных мероприятий, проводимых в форме лекций-бесед и социально-психологи-ческоготренинга.

В ходе лекций-бесед использовались активные методы обучения: дискуссия, деловая игра, мозговой штурм и др., которые позволяли вовлечь участников в совместное обсуждение рассматриваемой проблемы. В качестве материала для обсуждения применялись описания проблемных ситуаций, возникающих в реальной педагогической деятельности.

Формирующая и психокоррекционная работа предусматривала активное взаимодействие с педагогами-участниками с целью проработки стресса в ситуации тренинга, овладения методиками аутотренинга, релаксации и другими методиками снятия стрессового напряжения, эмоциональной саморегуляции и профилактики стресса, тренировки поведенческих коммуникативных навыков и умений, навыков рефлексии. В тренинг были включены соответствующие психологические игры и упражнения.

Третьим блоком программы было индивидуальное психологическое консультирование по повышению стрессоустойчивости сотрудников.

С целью определения динамики стрессоустойчивости педагогов под влиянием психологического сопровождения была проведена повторная диагностика. Нами получены следующие результаты, отраженные в таблицах 1 и 2.

На заключительном этапе исследования отмечающееся индивидуальное психическое состояние у каждого респондента, складывающееся из показателей самочувствия, активности и настроения, улучшилось. На 12% увеличился средний балл по шкалам в целом. По результатам методики выявления стресса отметим, что нормальное состояние при стрессе на заключительном этапе эксперимента испытывают 75% испытуемых, в то

Программа психологического сопровождения педагогов в формировании стрессоустойчивости

1 , ' 1 г

Психодиагностическое обеспечение

Выявление уровня стресса, стрессоустойчивости и эмоционального состояния педагогов.

Групповая психологическая помощь: психопросвещение и психокоррекция

1. Лекции-беседы, направленные на формирование психологической культуры, на осознание важности своего психоэмоционального состояния для эффективной профессиональной деятельности.

2. Социально-психологический тренинг «Преодоление стресса».

Индивидуальная психологическая помощь

Консультации по проблемам личного характера, индивидуальным проблемам профессиональной адаптации.

Рис. 1. Структура программы психологического сопровождения педагогов вфорсировании стрессоустойчивости

Таблица 1

Результаты психодиагностики эмоционального состояния педагогов за период эксперимента

САН (Средний результат) Выявление стресса Цветотестирование настроения

Констатир. этап Контрольн. этап Констатир. этап Контрольн. этап Констатир. этап Контрольн. этап

Неблагоприятное состояние Тревожная ситуация Грустное, неудовлетворенное

12 чел. 50 % 4 чел 16,7% 4 чел. 16,7 % - 16 чел. 66,7% 16 чел 66,6%

Нормальное состояние Ситуация не очень тревожная Спокойное

2 чел. 8,3 % 8 чел. 33,3% 12 чел. 50% 6чел. 25% 8 чел. 33,3% 4 чел. 16,7%

Благоприятное состояние Нормальная ситуация Светлое, приятное

10 чел. 41,7% 12чел. 50% 8чел. 33,3% 18чел. 75% - 4чел. 16,7%

Таблица 2

Результаты выявления уровня стресса педагогов за период эксперимента

Тест "Шкала профессионального стресса'' Тест на стрессоустойчивость

уровень стресса уровень подверженности

конст.этап контр.этап конст.этап контр.этап

абс. % абс. % абс. % абс. %

Высокий 10 41,7 6 25 8 33,3 4 16,7

Умеренный 12 50 10 41,7 16 66,7 16 66,6

Низкий 2 8,3 8 33,3 4 16,7

время как на начальном этапе с таким состоянием отмечалось только 33,3%.

Тревожная ситуация при стрессе не наблюдается ни у кого из испытуемых, а на констатирующем этапе тревожное реагирование на стресс зафиксировано у 16,7% выборки. На обоих этапах эксперимента не выявлено реагирования на стресс, представляющего опасность для здоровья. Остальные испытуемые находятся в «ситуации не очень тревожной» - на контрольном этапе это 25%, а на констатирующем - 50%. Таким образом, отмечается значительное улучшения ситуации реагирования на стресс как у каждого испытуемого, так и в группе в целом. По методике «Цветотестирование настроения» (А.Н. Лутошкин) анализ полученных результатов позволяет говорить о преобладании удовлетворительного эмоционального состояния в группе на контрольном этапе эксперимента в отличие от констатирующего этапа, где в целом отмечалось неудовлетворительное эмоциональное состояние.

Как видно из таблицы 2, к концу эксперимента по данным теста «(Шкала профессионального стресса» (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников) число испытуемых, испытывающих профессиональный стресс на высоком уровне, снизилось с 41,7% до 25%. Также произошло снижение количества испытуемых с умеренным уровнем профессионального стресса - с 50% до 41,7%. Но численность испытуемых с низким уровнем профессионального стресса возросла с 8,3% до 33,3%. Следовательно, можно

Библиографический список

сделать вывод о положительной динамике в сфере профессионального стресса.

По методике «Бостонский тест на стрессоустойчивость» (В. Коулман) на заключительном этапе эксперимента количество испытуемых, имеющих умеренную предрасположенность к стрессу, не изменилось (66,7%), но необходимо отметить, что респондентов, имеющих высокий уровень стресса стало меньше (с 33,3% до 16,7%). Кроме того, у 16,7% испытуемых зафиксированы результаты, указывающие на низкую предрасположенность к стрессу, в то время как на начальном этапе эксперимента предрасположенности данного уровня не выявлено.

Подводя итог проведенному исследованию, можно отметить, что реализация программы психологического сопровождения педагогов в формировании стрессоустойчивости позволила добиться улучшения самочувствия, сна, настроения, общего эмоционального состояния, отношений с окружающими, значительного улучшения ситуации реагирования на стресс повышения работоспособности, о чем говорит зафиксированная положительная динамика всех изучаемых нами показателей и отзывы испытуемых. Таким образом, осуществление психологического сопровождения педагогов, включающего различные направления работы (психопрофилактическое, психодиагностическое, психокоррекционное) будет способствовать выработке навыков преодоления стресса и формированию стрессоустойчивости педагогов.

1. Величковская С.Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 2005.

2. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. Ижевск, 1997

3. Митина JI.M., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. Москва, 2001.

4. Шатилова Е.В. Влияние различных форм организации обучения на развитие познавательных способностей будущих практических психологов. Диссертация ... кандидата психологических наук. Ставрополь, 2003.

5. Пименова Е.В. Динамика ценностных ориентаций студентов-психологов в процессе профессионального обучения. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012; 13-1: 300 - 303.

References

1. Velichkovskaya S.B. Zavisimost' vozniknoveniya irazvitiya stressa ot faktorovprofessional'noj deyatel'nostipedagogov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2005.

2. Baranov A.A. Stressoustojchivost'imasterstvo pedagoga. Izhevsk, 1997

3. Mitina JI.M., Asmakovec E.S. 'Emocional'naya gibkost' uchitelya: psihologicheskoe soderzhanie, diagnostika, korrekciya. Moskva, 2001.

4. Shatilova E.V. Vliyanie razlichnyh form organizacii obucheniya na razvitie poznavatel'nyh sposobnostej buduschih prakticheskih psihologov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Stavropol', 2003.

5. Pimenova E.V. Dinamika cennostnyh orientacij studentov-psihologov v processe professional'nogo obucheniya. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2012; 13-1: 300 - 303.

Статья поступила в редакцию 25.07.17

УДК 378+159 .923

Chukhrova M.G., Doctor of Sciences (Medicine), Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia),

E-mail: mba3@ngs.ru

Makukha V.K., Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Novosibirsk State Technical University (Novosibirsk, Russia),

E-mail: vkmakukha@eandex.ru

Fetisova O.G., fonoped, City Clinical Polyclinic № 1 (Novosibirsk, Russia), E-mail: fetisov_private@mail.ru

POSSIBILITIES OF VOICE DIAGNOSTICS IN CHILDREN. There is a need for objective diagnosis of voice and voice pathology in children. Diagnosis of the voice allows correcting the detected violations in a timely manner. Under the leadership of V.K. Makukha a hardware-software diagnostic complex is developed, which is an electronic device that records test texts written on the electronic carrier in digital form by the examined child. After recording a sample speech, it is processed using digital signal processing techniques and its analysis, which results in an automated conclusion on the state of the voice. The diagnostic complex can be used for screening examinations of children's groups.

Key words: speech, generation of speech, fonopedia, nonverbal speech characteristics, possibility of objective diagnosis of voice.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет,

E-mail: mba3@ngs.ru

В.К. Макуха, д-р техн. наук, проф. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет»,

E-mail: vkmakukha@eandex.ru

О.Г. Фетисова, фонопед, ГАУЗ НСО «Городская клиническая поликлиника № 1», г. Новосибирск,

E-mail: fetisov_private@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ ГОЛОСОРЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, № заявки 17-16-54003

Существует необходимость объективной диагностики голоса и голосовой патологии у детей. Диагностика голоса позволяет своевременно корректировать выявленные нарушения. Под руководством В.К. Макухи разрабатывается аппаратно-программный диагностический комплекс, который представляет собой электронное устройство, записывающее на электронный носитель в цифровом виде тестовые тексты, произносимые обследуемым ребёнком. После записи образца речи производится его обработка с использованием методов цифровой обработки сигналов и его анализ, в результате которого формируется автоматизированное заключение о состоянии голоса. Диагностический комплекс может применяться для скрининговых обследований детских коллективов.

Ключевые слова: голос и голосообразование, фонопедия, невербальные характеристики голоса, возможности объективной диагностики голоса.

Коммуникативные расстройства речи, голоса, языкового общения создают серьёзные трудности при обучении в школе, создают проблемы социальной адаптации и ограничения в выборе профессии. В настоящее время в России нет современных акустических программ для оценки качества голоса. Вместе с тем, создание адекватных акустических программ необходимо для экспертной оценки голосоречеобразования. Отсутствие подобных программных средств затрудняет диагностику и правильную интерпретацию голосоречевой информации. У современных детей школьного возраста голосоречевые нарушения проявляются в дисбалансе ритмической, темпоритмической, ритмоинтонаци-онной составляющей речи, а также в дикционных нарушениях и выраженных нарушениях индивидуального тембра голоса. Как показали наши собственные исследования, нарушения соматического здоровья и психоэмоциональный дисбаланс всегда сочетаются с определенными изменениями/нарушениями голосо-речеобразования.

В Российской Федерации известны работы научной школы профессора В.П. Морозова, направленные на выявление вокальной одарённости певцов с помощью спектрального анализа голоса. Однако, поскольку вокал является строго формализованным видом звукоизвлечения (звук должен производиться на строго определённых частотах - нотах), то по методу В.П. Морозова производится анализ относительной мощности звука в определённом частотном интервале (так называемая «высокая певческая форманта», находящаяся в частотном диапазоне

2500 - 3000 Гц). В то время как при обычном разговоре у человека спектральное распределение голоса не привязано к абсолютным значениям частот, а является его индивидуальной характеристикой. Наши эксперименты подтвердили это положение - пользуясь только выявлением относительной интенсивности в частотном диапазоне 2500 - 3000 Гц, нам не удалось классифицировать детские голоса на группы: «с нарушением голосорече-образования» и «без нарушений голосоречеобразования» [1].

За рубежом известны исследования по анализу патологии голоса. Например, в лаборатории голоса и речи Massachusetts Eye and Ear Infirmary (MEEl) создана база данных, содержащая записи протяжного "ah" и 12 секундный фрагмент тестового текста, записанные у 700 персон. На создание базы ушло много лет. База содержит записи образцов с органическими, неврологическими, травматическими, психологическими и другими патологиями. Совершенно очевидно, что для русского языка использовать эту базу данных невозможно. Остальные работы зарубежных учёных в качестве объекта исследования практически всегда используют звук "a". Это даёт возможность судить о патологии голоса, но не голосоречеобразования. Во всех доступных нам источниках информации нам не удалось обнаружить приборной реализации устройства, позволяющего в автоматическом режиме объективизировать дефекты голосоречеобразования, которые указывают на органо-функциональные расстройства.

Диагностика голосоречевой функции, которая в настоящее время не имеет широкого распространения в силу объективных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.