3. Romanov I.V. Vliyanie internet-sredy na individual'no-psihologicheskie kachestva pol'zovatelejnauchno-informacionnyh sajtov. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, Ivanovo. 2005.
4. Solodovnik V.A. Vliyanie Internet-kommunikacij na lichnost' pol'zovatelya. Nauchnyj potencial studenchestva v 21 veke: materialy 4 Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Stavropol': SevKavGTU, 2010; T. 2. Obschestvennye nauki.
5. Kraut, R., Lundmark, V., Patterson, M., Kiesler, S., Mukopadhyay, T., Scherlis, W. Internet paradox: Asocial technology that reduces social in volvement and psychological well-being? American Psychologist. 1998, Vol. 53 (9): 1017-1031.
6. Kozlova N.S. Vliyanie 'emocional'noj napravlennosti lichnosti na ee vovlechennost' v internet-prostranstvo. Informacionnyj gumanitarnyj portal«Znanie. Ponimanie. Umenie». 2014; 5 (sentyabr' - oktyabr'). Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/5/Kozlova_Emotional-Orientation-Internet
7. Kozlova N.S. Vliyanie samootnosheniya na aktivnost' lichnosti v internet-srede. Sovremennaya psihologiya: materialy III mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Kazan', oktyabr' 2014 g.). Kazan': Buk, 2014: 46 - 48.
8. Kozlova N.S., Sushkov I.R. Vzaimosvyaz' social'no-psihologicheskih kachestv i bazovyh potrebnostej, processov, realizuemyh lichnost'yu v internet-srede. Uchenye zapiski. 'Elektronnyj nauchnyjzhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 4 (32): 303 - 307.
9. Muzdybaev K. Perezhivanie viny i styda. Sankt-Peterburg, 1995.
10. Sushkov I.R. Psihologicheskie otnosheniya cheloveka vsocial'nojsisteme. Moskva: «Institut psihologii RAN», 2008.
Статья поступила в редакцию 02.11.15
УДК 370. 153
Magomedhanova U.Sh., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: uma-sh@mail.ru
Yakubova A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: alinabal74@mail.ru
Gunasheva M.A., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: gunasheva@yandex.ru
SYNDROME OF PROFESSIONAL BURNING DOWN AND ITS PROPHYLAXIS IN PRIMARY SCHOOL TEACHERS. The article on the basis of theoretical and empirical analysis reveals the special features of the manifestations of syndrome of professional burnout among elementary school teachers. Obtained in the empirical study, the data allow the authors to determine the severity of the syndrome of "emotional burnout" in the professional activity of primary school teachers, depending on the influence of various social-psychological factors. The results of the study can be used to develop recommendations on the organization of preventive and corrective treatment, ensuring the preservation and strengthening of mental health of teachers. In order to prevent professional burnout the primary school teachers are to be encouraged to efficiently use time for different activities, to find time for work and rest, to spend more time outdoors, to substitute mental and physical stress, to work on their professional self-improvement, to participate in training and workshops.
Key words: burnout, factors of burnout, prevention of professional burnout.
У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц. Дагестанского государственного педагогического университета,
г. Махачкала, E-mail: uma-sh@mail.ru
А.Б. Якубова, канд. пед. наук, доц. Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала,
E-mail: alinabal74@mail.ru
М.А. Гунашева, ст. преп. Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала,
E-mail: gunasheva@yandex.ru
СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В статье на основе теоретического и эмпирического анализа раскрываются особенности проявления синдрома профессионального выгорания у учителей начальных классов. Полученные в эмпирическом исследовании данные позволяют определить степень выраженности синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от влияния различных социально-психологических факторов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по организации системы профилактических и психокоррекцион-ных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья учителей начальных классов. В статье предложены практические рекомендации по профилактике профессионального выгорания у учителей начальных классов.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, факторы эмоционального выгорания, профилактика профессионального выгорания.
Повышенный интерес к человеку как к субъекту труда обратил внимание современных исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность учителей начальных классов относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает учитель в процессе сложного социального взаимодействия с учащимися, личная незащищённость и другие социально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на его здоровье.
Учителям начальных классов, по роду своей деятельности вовлечённым в длительное напряжённое общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы «человек - человек», так называемый синдром «эмоционального выгорания», который проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межлич-
ностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности педагог, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность. Негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса: профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, что в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.
Деятельность учителя начальных классов как вид профессиональной деятельности требует особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление этой деятельности работником практически невозможно.
Проблема эмоционального выгорания приобретает особую актуальность в последнее время, когда в обществе происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников образовательного процесса.
Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остаётся трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряжённостью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя начальных классов, увеличивается риск развития синдрома «профессионального выгорания».
К. Маслач, С.Е. Джексон определили синдром психического выгорания как трёхмерный конструкт, включающий в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений [1].
Существует два основных научных подхода к изучению, а следовательно, и к преодолению и профилактике синдрома профессионального выгорания:
1) С позиций стрессологии. Выгорание - это «ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения» [1]. Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для профессий, где доминирует забота о людях (врачи, медицинские сестры, социальные работники, учителя, преподаватели и др.). Эмоциогенные особенности педагогической деятельности могут способствовать возникновению и развитию эмоционального выгорания учителей [2].
2) С позиций экзистенциального анализа. Выгорание - это «следствие болезненного разочарования в работе как способе обретения смысла», проявляющееся в различных сферах бытия человека, т. е. выгорание как отсутствие способности пережить крушение цели, зашедший в тупик поиск смысла жизни [3]. Под эмоциональным выгоранием А. Лэнгле понимает затяжное состояние истощения, возникающее в деятельности. Истощение - ведущий симптом и основная характеристика эмоционального выгорания, от которой проистекают все другие симптомы. Состояние истощения сначала касается только самочувствия, затем оно начинает влиять непосредственно на переживание, а потом также и на решения, позиции, установки и действия человека. Эмоциональное выгорание - это счёт, который предъявляет психика за уже давно отчуждённую, бедную отношениями жизнь [3].
Эмоциональное выгорание - это результат того, что человек в профессии в течение длительного времени не проживает ценностей. Ту же мысль можно выразить другими словами: истинная исполненность в работе - лучшая защита от эмоционального выгорания. До тех пор, пока кто-то с радостью и интересом работает над чем-то и может испытывать связанные с этим переживания, он не подвергается опасности выгореть. Он будет идти по пути, освещённому смыслом экзистенции, которая будет одаривать его чувством исполненности [3].
Профессия педагога относится к сфере профессий типа «человек - человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряжённостью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию профессионального выгорания.
Многомерный статистический анализ дал возможность отследить основные пути воздействия синдрома профессионального выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность ученика: «деперсонализирующий» - вследствие тенденции развивать негативное отношение к человеку; «социально фрустрирующий» - вследствие переживания педагогом некомпетентности и неуспешности своей деятельности; «коммуникативно-аффективный» - вследствие переживания педагогом чувства усталости. Все эти состояния педагога негативно воздействуют на учеников [4].
Особенности мировоззрения и модели поведения педагога высокого уровня выгорания воспринимаются их учениками и влияют на личностное развитие последних. Согласно мнению С.П. Пронина, профессионально деформированные педагоги школы воспроизводят себе подобных «деформированных выпускников» [5].
Особенно актуальна данная проблема для учеников начальных классов в силу их определённых возрастных особенностей. С.В. Субботин указывал на то, что для ученика начальных классов при оценивании учителя характерны: недифференцирован-ность, малый объём характеристик деятельности и личности, фиксирование особенностей поведения учителя, недостаточное
внимание особенностям личности, «эффект ореола», низкая критичность [6].
Синдром выгорания возникает в связи с эмоциональным истощением на фоне чрезмерных нагрузок или чрезмерных требований. Истощение является причиной обеднения, формализации отношений и утраты доверия к самому себе, связанных со снижением эффективности деятельности.
На основании обобщения изученного материала, можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на эмоциональное выгорание: индивидуальные факторы, организационные факторы, социально-психологические факторы.
Изучение феномена эмоционального «выгорания» в профессиональной деятельности учителей начальных классов - явление новое и малоизученное. До настоящего времени данный феномен рассматривался в основном применительно к другим представителям соционических профессий: врачей, психологов, психотерапевтов, юристов и др.
Нами было проведено исследование с целью изучения степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности учителей начальных классов в зависимости от влияния различных социально-психологических факторов.
Предметом исследования стали социально-психологические факторы, влияющие на формирование профессионального «выгорания» в деятельности учителей начальных классов.
На основе теоретического анализа заявленной проблемы и наблюдения за деятельностью учителей начальных классов мы выдвинули гипотезу о том, что: учителя начальных классов в той или иной степени подвержены профессиональному выгоранию; синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности учителя начальных классов; возникновение профессионального выгорания обуславливается комплексом социально-психологических факторов: условия и организация труда; интенсивность физических, интеллектуальных и психоэмоциональных нагрузок; стаж профессиональной деятельности; отношения с непосредственным руководителем; взаимоотношения в коллективе.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач мы воспользовались комплексом методов и методик исследования.
С целью выявления уровня эмоционального выгорания у учителей начальных классов была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко».
Для описания социально-демографической характеристики респондентов, а также других параметров, оценивающих степень удовлетворённости учителей начальных классов условиями труда, нами была использована социально-психологическая анкета.
Для определения субъективного понимания состояния и причин эмоционального выгорания была использована беседа с учителями начальных классов.
Для обеспечения статистической достоверности результатов исследования мы воспользовались следующими методами количественной обработки эмпирических данных: описательная статистика, непараметрический критерий хи-квадрат для работы с неметрическими данными.
Эмпирическое исследование проводилось на базе средних общеобразовательных учреждений № 1, № 5, № 17, № 39 г. Махачкалы с сентября 2014 г. по сентябрь 2015 г. В исследовании приняли участие учителя начальных классов. Выборка испытуемых составила 45 человек с возрастным диапазоном от 25 до 63 лет.
Результаты эмпирического исследования обнаруживают следующие особенности: сложившийся синдром «эмоционального выгорания» выявился у 17% респондентов, в фазе формирования синдром «эмоционального выгорания» у 65% опрошенных, у 18 % опрошенных отсутствует синдром «выгорания».
По полученным данным, мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» учителей начальных классов актуальна, у 18% не выявлен синдром «выгорания», но у 82% опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы «выгорания». У 65% учителей начальных классов, принявших участие в исследовании «выгорание» находится в стадии формирования, что говорит о необходимости профилактики их психоэмоционального состояния.
Аналогичные данные были получены ранее в исследованиях Х.М. Халидова, проведенных совместно с нами [7]. Следует отметить, что в тех образовательных учреждениях, где проводится психопрофилактическая работа по предупреждению выгорания, имеется тенденция к снижению его риска.
Социально-демографические характеристики респондентов, а также параметры, оценивающие степень удовлетворенности учителей начальных классов условиями труда, заработной платой, отношениями с непосредственным руководителем, взаимоотношениями в коллективе, а также интенсивность испытываемых ими физических, интеллектуальных, психоэмоциональных нагрузок отражают результаты, полученные с помощью анкетного опроса.
В группах учителей начальных классов, имеющих семью и одиноких, не выявлено статистически значимых различий по выраженности эмоционального «выгорания». Семья, скорее всего, должна выступать в качестве фактора, снижающего влияние различных профессиональных стрессов, т. к. выполняет психотерапевтическую функцию, связанную с психологической поддержкой членов семьи.
Обнаружена зависимость между профессиональной категорией и степенью профессионального «выгорания» (х2= 7,81; р=0,05). Чем выше категория, тем меньше проявлений «выгорания». Наличие высшей категории, на наш взгляд, снижает риск возникновения «выгорания», так как высокая профессиональная подготовка даёт специалисту широкий спектр вариантов, способов и приёмов решения профессиональных задач и проблем, возникающих в процессе работы. Такие работники более востребованы и более социально защищены, также у них выше заработная плата. Высокая категория является фактором, предотвращающим возникновение у учителей начальных классов синдрома эмоционального «выгорания».
Стаж профессиональной деятельности влияет на формирование «выгорания» на уровне статистической тенденции (Х2=7,52; р=0,1). Испытуемые с начальной стадией формирования «выгорания» имеют стаж профессиональной деятельности от 0 до 5 лет (51%). В группу испытуемых с отсутствием «выгорания» вошло 47% со стажем работы по специальности от 5 до 10 лет. Группу специалистов со сложившимся «выгоранием» составили в равной степени работники со стажем от 0 до 5 лет и те, у кого стаж превышает 10 лет (31%).
Высоко значимо различаются группы по степени удовлетворённости условиями труда (х2= 9,47; р < 0,05). Неблагоприятные условия труда повышают риск развития выгорания, а благоприятные являются фактором, ослабляющим влияние профессиональных стрессов.
В группе с наличием выгорания той или иной фазы преобладают учителя, неудовлетворённые размером заработной платы. В группе с отсутствием синдрома почти в равной степени учителя как удовлетворённые зарплатой, так и неудовлетворённые.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что удовлетворённость размером заработной платы влияет на возникновение «выгорания» (х2= 7,83; р<0,01). Достоверные различия между группами показали, что такие симптомы «выгорания» как напряжение и переживание психотравмирующих обстоятельств выше у полностью неудовлетворённых зарплатой учителей начальных классов, чем у тех, которых она, пожалуй, не удовлетворяет.
Статистически достоверные различия по степени выраженности «выгорания» установлены в связи с возможностью повышать квалификацию (х2= 8,34; р<0,01). На наш взгляд, это связано с тем, что компетентность специалиста, умение быстро и эффективно решать профессиональные задачи является фактором профессионального самосохранения. Поэтому важно повышать своё мастерство и квалификацию посредством самообразования в ходе практической деятельности, заимствования опыта у коллег, различными формами краткосрочной учёбы -курсы, семинары, разовые программы и др.
Чем выше удовлетворённость разнообразием выполняемых работ, тем выше риск развития «выгорания» (х2= 7,83; р=0,01). Это может быть связано с тем, что чрезмерное разнообразие, неясность функций, неконкретность должностных инструкций могут стать стрессовым фактором, вызывающим «выгорание». Таким образом, слишком высокое разнообразие работ может стать фактором, повышающим риск возникновения эмоционального выгорания. Степень удовлетворённости разнообразием выполняемых работ влияет на возможность развития «выгорания».
Если работник расценивает свою работу как престижную, это снижает риск возникновения «выгорания» (различия выявлены на уровне статистической тенденции х2= 6,85; р>0,01). Специалисты, считающие свою профессию престижной, относятся к группе с отсутствующим синдромом «выгорания».
Важным фактором развития выгорания являются отношения с непосредственным руководителем. Напряжённые отношения с руководителем повышают риск развития «выгорания». Обнаружены различия между группами на уровне статистической тенденции (х2= 7,35; р>0,01). В группе специалистов, у которых отсутствует синдром эмоционального «выгорания», большинство работников удовлетворены отношениями с руководителем. В группе специалистов со сложившимся синдромом нет полностью удовлетворённых отношениями с руководителями.
Поскольку в основе профессионального «выгорания» лежат проблемы общения, взаимодействие с коллегами может стать дополнительным источником эмоционального стресса, а значит и источником «выгорания». Неблагоприятные взаимоотношения в коллективе являются фактором развития таких симптомов «выгорания», как истощение и деперсонализация. Таким образом, чем больше удовлетворены опрошенные взаимоотношениями в коллективе, тем меньше у них риск возникновения эмоционального «выгорания». Различия между группами здесь выявлены на уровне статистической тенденции (х2= 6,93; р>0,01).
Педагоги, неудовлетворённые организацией работы, относятся к группе с высоким «выгоранием. У почти половины удовлетворённых организацией работы, отсутствует «выгорание». Организация работы, которая не удовлетворяет специалиста, является фактором стресса, который увеличивает риск развития эмоционального «выгорания» (х2= 7,28; р>0,01).
Влияние интенсивности физических, интеллектуальных нагрузок на развитие синдрома эмоционального «выгорания» мы рассмотрели при помощи сопоставления результатов анкетирования с результатами по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания». Наиболее значимые различия между группами обнаружены в плане психоэмоциональных нагрузок (х2= 7,91; р<0,01), по физическим и интеллектуальным нагрузкам различия выявлены на уровне статистической тенденции.
Группа педагогов, которые часто испытывают физические нагрузки, в меньшей степени подвержены «выгоранию». Среди тех учителей начальных классов, которые всегда испытывают психоэмоциональные нагрузки в процессе работы, большинство имеет сложившийся синдром выгорания. У тех, кто никогда не испытывал психоэмоциональные нагрузки, «выгорание» отсутствует. Следовательно, чем чаще в профессиональной деятельности учитель испытывает психоэмоциональные нагрузки, тем выше у него риск возникновения синдрома эмоционального «выгорания».
У учителей начальных классов, которые чаще испытывают психоэмоциональные нагрузки, выше показатель «резистенция», и такие симптомы «выгорания» как психосоматические нарушения, неудовлетворённость собой, расширение сферы экономии эмоций, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
Сформированный синдром «эмоционального выгорания» свойственен в большей степени группе в возрасте от 25 до 40 лет (85%), «выгорание» отсутствует у 64% в возрастной группе от 41 года до 63 лет. Обнаруженная тенденция, на наш взгляд, может быть связана с тем, что в старшей возрастной группе испытуемых находятся педагоги, преданные своей профессии. Осознание значимости своей профессии, расценивание важности личного вклада в дело воспитания подрастающего поколения, а также безусловная любовь к детям способствуют снижению риска эмоционального выгорания.
Обобщив теоретические и эмпирические данные проведённого исследования, нами были сделаны следующие выводы:
1. Проблема «выгорания» учителей начальных классов актуальна, лишь у 18% не выявлен синдром «выгорания», у 17% опрошенных был выявлен сформировавшийся синдром выгорания, у наибольшего числа опрошенных (65%), принявших участие в исследовании, «выгорание» находится в стадии формирования, что говорит о необходимости профилактики их психоэмоционального состояния.
2. На развитие синдрома «эмоционального выгорания влияет группа организационных факторов: повышают риск развития «выгорания» неблагоприятные условия труда, организация работы, которая не удовлетворяет специалиста; слишком высокое разнообразие выполняемых специалистом работ; низкая возможность повышения квалификации; напряжённые отношения с руководителем и неблагоприятные взаимоотношения в коллективе; неудовлетворённость размером заработной платы; частые психоэмоциональные нагрузки; низкая профессиональная категория; осознание своей работы как непрестижной.
Таким образом, результаты исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по организации системы профилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья учителей начальных классов в условиях эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. В целях профилактики профессионального выгорания
Библиографический список
мы рекомендуем учителям начальных классов: рационально распределять время на различные виды деятельности; соблюдать режим труда и отдыха; больше времени проводить на свежем воздухе; чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку; работать над профессиональным самосовершенствованием; участвовать в тренингах и мастер-классах своих коллег.
1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. Санкт-Петербург: Питер, 2009.
2. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов. Вопросы психологии. 2005; 2: 96 - 104.
3. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа. Вопросы психологии. 2008; 2: 3 - 17.
4. Мерзлякова Д.Р Пути воздействия синдрома выгорания учителя начальных классов на личностные характеристики и учебную деятельность учеников. Психологическая наука и образование. Электронный журнал. 2011; 2. Available at: www.psyedu.ru
5. Пронин С.П. Исследование психологических факторов деструктивной профессионализации будущих учителей. Диссертация ... кандидата психологических наук. Самара, 2000.
6. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя. Диссертация ... кандидата психологических наук. Пермь, 2004.
7. Халидов М.М., Магомедханова У.Ш. Социально-психологические факторы, влияющие на эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности учителей начальных классов. Инициативы XXI века. 2014; 1: 58 - 61.
References
1. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya: diagnostika iprofilaktika. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.
2. Borisova M.V. Psihologicheskie determinanty fenomena 'emocional'nogo vygoraniya u pedagogov. Voprosy psihologii. 2005; 2: 96 - 104.
3. L'engle A. 'Emocional'noe vygoranie s pozicii 'ekzistencial'nogo analiza. Voprosy psihologii. 2008; 2: 3 - 17.
4. Merzlyakova D.R. Puti vozdejstviya sindroma vygoraniya uchitelya nachal'nyh klassov na lichnostnye harakteristiki i uchebnuyu deyatel'nost' uchenikov. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 'Elektronnyj zhurnal. 2011; 2. Available at: www.psyedu.ru
5. Pronin S.P. Issledovanie psihologicheskih faktorov destruktivnoj professionalizacii buduschih uchitelej. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2000.
6. Subbotin S.V. Ustojchivost' k psihicheskomu stressu kak harakteristika metaindividual'nosti uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Perm', 2004.
7. Halidov M.M., Magomedhanova U.Sh. Social'no-psihologicheskie faktory, vliyayuschie na 'emocional'noe vygoranie v professional'noj deyatel'nosti uchitelej nachal'nyh klassov. Iniciativy XXI veka. 2014; 1: 58 - 61.
Статья поступила в редакцию 07.12.15
УДК 159.923
Sandy A.D.-B., Director, Republican Center of Development of Education (Kyzyl, Russia), E-mail: sundui2012@yandex.ru
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF CHARACTER OF TUVA TEACHERS AND THEIR INFLUENCE ON FORMATION OF AC-MEOLOGICAL INVARIANT OF PROFESSIONALISM. In the work the author studies psychological features of the national character of Tuva teachers and how they influence the process of formation of acmeological invariant of pedagogical professionalism. The research names the main problems standing on the way of the development of professional competence, self-control, self-development and approaching by a person his or her maturity in concrete kinds of activity, self-realization of creative potential on the way to the highest achievements (acme).
Key words: acmeological method, acmeogramma, acmeological invariants of professionalism, psychological and ethnic features of Tuva teachers, mentality.
А.Д-Б. Сандый, директор, Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Республиканский центр развития воспитания», г. Кызыл, E-mail: sundui2012@yandex.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ТУВИНСКИХ ПЕДАГОГОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИНВАРИАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
В статье рассмотрены психологические особенности национального характера тувинских педагогов и их влияние на формирование акмеологических инвариантов профессионализма. Названы основные проблемы, препятствующие развитию профессиональной компетенции, саморегуляции, саморазвития и самодвижения человека к зрелости в конкретных видах деятельности, самореализации своего творческого потенциала на пути к высшим достижениям (акме).
Ключевые слова: акмеологический метод, акмеограммы, акмеологические инварианты профессионализма, психологические и этнические особенности тувинских педагогов, ментальность.
Исследование психологических особенностей национального характера тувинских педагогов и их влияние на формирование акмеологических инвариантов профессионализма для автора является научной задачей. Ранее автор анализировал противоречия, тормозящие прогрессивный процесс развития образования в контексте профессиональной готовности тувинских педагогов-практиков реализовывать новую парадигму в образовании, но вопрос влияния черт национального характера на развитие профессионализма личности педагогов не затрагивался.[1]
Однако именно решение этой исследовательской задачи может приоткрыть «завесу» непонимания - почему в одних случаях тувинские педагоги активны и продуктивны относительно
реализации образовательных проектов и программ, а в других случаях руководители наблюдают в педагогах пассивность, медлительность, отсутствие ответственности за время исполнения проектов, немотивированность на профессиональный рост и т. д.
Нужно отметить, что в Республике Тыва образование является приоритетным направлением развития региона. Работники системы образования Республики Тыва активно участвуют в разработке модульных программ повышения квалификации и учебно-методических материалов по вопросам развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в целях их успешной социализации; в разработке и утверждении сетевой региональной модели разви-